Как писать сочинение в формате егэ по русскому языку

Как писать сочинение в ЕГЭ-2019 по русскому языку

В этом году несколько изменений коснулись критериев оценки сочинения в ЕГЭ по русскому языку. В материале преподаватель курсов ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu Татьяна Игоревна объясняет, как должна выглядеть структура сочинение, как писать комментарий к проблеме и какие фразы-клише можно использовать.

Изменения в сочинении

Наиболее существенное изменение в сочинении — из критериев оценки убрали требования к количеству и качеству аргументов из литературы и жизненного опыта. Приводит их всё равно придётся, чтобы обосновать отношение к точке зрения автора, но следить за ними будут менее строго.

Критерии, на которые необходимо обратить особое внимание

Обязательно нужно обратить внимание на критерий К1 «Формулировка проблем исходного текста». Крайне важно верно сформулировать одну из проблем, поставленных автором. Если проблема сформулирована неверно, то по всем критериям блока «Содержание сочинения» (К1-К4) выставляется 0 баллов из 8.

Стоит также помнить о К11 «Соблюдение этических норм»: не следует излишне эмоционально и резко выражать негативное отношение к позиции автора, а также использовать фразы, которые могут оскорбить чувства проверяющего.

Традиционно трудности у учащихся вызывают критерии, требующие соблюдения языковых и речевых норм (К9 и К10). Здесь работать можно только над общим уровнем владения русским языком и быть внимательным при написании сочинения.

Структура сочинения

Татьяна Игоревна Семенищева, преподаватель русского языка курсов ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu рекомендует соблюдать следующую структуру при написании сочинения:

1. Формулировка одной из проблем, поставленных автором текста.

2. Комментарий:

  • первый пример-иллюстрация из текста и пояснение его роли для раскрытия проблемы;
  • второй пример-иллюстрация из текста и пояснение его роли для раскрытия проблемы.

3. Позиция автора.

4. Отношение к позиции автора (согласие или несогласие) и обоснование своего мнения.

5. Заключение.

План написания сочинения

После первого прочтения выделите главную мысль текста. Для этого подумайте, о чём размышляет автор и к какому выводу он приходит.

При втором прочтении проанализируйте поступки героев и отметьте яркие эпизоды, которые иллюстрируют проблематику текста.

Ваше внимание также должны привлечь: повтор одних и тех же слов, использование большого количества восклицательных предложений, вопросно-ответная форма изложения.

  • Как правильно определить проблему?

Автор может затронуть широкий круг проблем, но вам необходимо выделить центральные, те, над которыми он размышляет на протяжении всего текста. Обозначив ряд проблем из текста, выберите одну из них для написания сочинения. Выбирайте ту, о которой вы готовы размышлять и для которой можете обсновать свою позицию.

Сформулировать проблему можно в форме риторического вопроса: «Что такое счастье? Как человек должен относиться к природе?» или в форме утвердительного предложения: «Автор поднимает проблему дружбы, ответственности, милосердия».

  • Как написать комментарий к проблеме?

После формулирования темы, необходимо прокомментировать её, опираясь на исходный текст. Помните, мы подчеркнули яркие эпизоды и языковые особенности? Именно они пригодятся в комментарии.

В нём вы должны объяснить, как автор раскрывает проблему, какие приёмы для этого использует.

Пример-иллюстрация — это информация из текста, связанная с поставленной проблемой и сопровождающаяся комментариями экзаменуемого. Таким образом, вам нужно привести пример из текста и дать ему оценку: рассказать, о поступках героев, объяснить, как работает та или иная языковая особенность для раскрытия проблемы.

  • Как правильно обозначить смысловую связь между примерами?

Приводя примеры нужно указать на то, как они соотносятся между собой.

Они могут быть:

  • сопоставлены — подтверждают одну и ту же мысль;
  • противопоставлены — демонстрирую противоположные точки зрения.

Можно также сравнить две ситуации по определённому критерию, важному для раскрытия проблемы.

  • Как не исказить позицию автора?

Позиция автора — это его точка зрения на проблему. Её нужно не придумать, а найти.

Вспомните о тех фразах, которые вы подчеркнули при повторном чтении текста, они могут помочь сформулировать авторскую позицию.

Чтобы передать мысль автора, можно использовать фразу «мысль автора выражена следующими словами…» или косвенную речь «автор считает, что…».

  • Как правильно обозначить свою позицию?

Необходимо выразить своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Мы можем либо согласиться с автором, либо частично или полностью не согласиться.

Несмотря на то что в сочинении теперь не требуются аргументы, экзаменуемому нужно обосновать своё мнение (см. К4), а значит привлечь факты, связанные с поставленной проблемой. Это могут быть примеры из научной, публицистической и художественной литературы, а также из личного опыта, новостных сводок и даже рассказов знакомых.

  • Как стоит завершить текст?

В заключении необходимо подытожить размышления над обозначенной проблемой.

Не стоит сводить финал к повторению позиции автора или вашего отношения к проблеме. Нужно обобщить информацию, содержащуюся в сочинении, сделать вывод из написанного текста. В заключении можно также дать оценку сказанному, высказать предположение, призвать читателя к действию.

Стоит ли использовать фразы-клише?

Использование фраз-клише в сочинении желательно, так как они помогают связать текст и выдержать его логическую структуру (критерий К5), а также помогают проверяющему воспринимать текст.

Фразы-клише достаточно разнообразны. Можно выделить несколько группы клише по принадлежности к той или иной структурной части сочинения. Приведём список таких фраз-клише:

1. Проблема

  • В центре внимания автора текста находится проблема… Эта проблема актуальна и сегодня.
  • В приведённом тексте автор размышляет над проблемой …
  • Автор текста не случайно обратился к теме… Проблема, о которой он рассуждает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.
  • Автор принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является…
  • Что такое …? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.

2. Комментарий

  • На примере случая из жизни автор показывает…
  • Не случайно писатель обращает наше внимание на…
  • Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает о письмах , которые…
  • Полнее раскрыть данную проблему поможет притча/сказка/история, которую рассказывает нам автор. В ней…
  • Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует . Это позволяет ему показать…

3. Позиция автора

  • Автор считает/утверждает, что… .
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… (мысль автора).
  • Автор убеждает нас в том, что… .
  • Позиция автора такова: .
  • Позиция автора наиболее полно отражается в следующей фразе/в следующих словах: .
  • Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: .

4. Отношение к позиции автора

1) Согласие:

  • Я согласен с автором данного текста в том, что…
  • Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что…
  • Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что…
  • Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …
  • Автор помог мне увидеть проблему … с другой стороны.

2) Несогласие (полное или частичное):

  • Текст писателя произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны … , но с другой …
  • В целом доводы автора текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что … Постараюсь обосновать свою точку зрения.

5. Заключение

1) Обобщить размышления, изложенные в сочинении:

  • В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:…

2) Дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение:

  • Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…

3) Сделать прогноз, высказать предположение:

  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

4) Призвать читателя к действию:

  • В заключение хочу подчеркнуть, что… Об этом нужно помнить каждому из нас…

Пример шаблона сочинения

Шаблон сочинения можно составить из фраз-клише, например:

Что такое…? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.

Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает нам о письмах , которые…

Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует . Это позволяет ему показать …

Обе приведённые иллюстрации из текста заставляют нас думать, что …

Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: .

Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что …

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

Мы собрали всё важное, что нужно знать о написании сочинения в ЕГЭ-2019 по русскому языку. Если вам не удаются тексты, вы не можете справиться с повторяющимися ошибками, не уверены в своих силах, советуем дополнительно позаниматься с преподавателями по русскому языку.

Курсы TwoStu предлагают подготовку к ЕГЭ в паре, что дешевле, чем заниматься с репетитором, но не менее эффективно.

О чём ещё вы хотели бы узнать? Пишите в комментариях.

Источник: https://blog.teachmeplease.ru/posts/kak-pisat-sochinenie-v-ege-2019-po-russkomu-yazyku

Задание 26. Как писать сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку

Проблема неоднозначности человеческой натуры поднимается в тексте Фриды Абрамовны Вигдоровой.

 Почему даже самые мужественные люди способны проявлять трусость в повседневной жизни?

Размышляя над этой проблемой, автор приводит слова писательницы Тамары Григорьевны Габбе о том, что одним из главных испытаний в жизни человека является страх. Страх, который «настигает …

в обычной, мирной жизни» каждого из нас. Он «не грозит ни смертью, ни увечьем», однако, с сожалением отмечает повествовательница, способен поразить даже самых отважных: героя войны, не раз глядевшего в глаза смерти, или мальчишку, который с легкостью переплывает незнакомую реку.

Люди, не страшащиеся жертвовать собой в минуты опасности, зачастую робеют в житейских ситуациях. И причиной того, уверена Ф. А, Вигдорова, является боязнь утратить свое благополучие. 

По мнению автора, в любой жизненной ситуации, будь то война или обычное житейское дело, необходимо проявлять мужество, стойкость, цельность характера, «преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании» (предложение 51).

Я полностью разделяю точку зрения автора. Действительно, нередко даже самые отважные люди проявляют трусость в повседневной жизни из-за страха потерять работу, славу, статус. Об этом не раз размышляли русские классики.

Например, в рассказе «Последний поклон» В.П. Астафьев описывает случай проявления героем слабости характера. Пройдя войну, он обустраивал свой быт, работая на уральском заводе. Получив известие о смерти бабушки, рассказчик хотел отпроситься на похороны, но начальник отдела кадров не отпустил его.

Герой молча повиновался жестоким распорядкам, боясь остаться без работы в тяжелое послевоенное время. Проявив трусость, он, только спустя некоторое время осознав свою ошибку, скажет: «И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная…» Рассказ автобиографичен, В.П.

Астафьев посвятил одноименный сборник рассказов памяти своей бабушки Катерины Петровны как последний поклон, не осуществленный при жизни.

Герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат — человек, проживший полную борьбы и смертельной опасности жизнь, в которой побеждает лишь тот, кто не знает жалости. Однако во время вынесения приговора над Иешуа прокуратор, убедившийся в невинности Га-Ноцри, не сказал свое слово «в пользу справедливости». Не сказал потому, что боялся утратить свое благополучие, положение…

Таким образом, даже самые отважные люди порой робеют в житейских ситуациях перед страхом потерять должность, авторитет, состояние. На их примерах нам нужно учиться, столкнувшись с трудностями, проявлять стойкость и мужество, сохраняя тем самым цельность своей натуры и не совершая тем самым роковых ошибок, вина за которые долго будет лежать камнем на сердце.

Источник: http://www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai/publ/russkiy_jazyk/teoriya_ege/zadanie_26_kak_pisat_sochinenie_v_formate_egeh_po_russkomu_jazyku/12-1-0-103

Примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Как писать сочинение по русскому языку :

Школа – прекрасное время, а ее окончание – еще более радостный момент для многих учеников. Огорчает только одно – сдача экзаменов, будь то 9 или 11 класс.

Но если сдать ГИА в 9 классе не так сложно, то ЕГЭ в 11 значительно сложнее. Каждый ученик выбирает себе дополнительные предметы, необходимые для дальнейшего поступления.

Но не стоит забывать и об обязательных экзаменах – русскому языку и математике.

Отдельное внимание следует уделить именно русскому языку, поскольку сдать этот предмет не так легко. Необходимо не только обладать хорошими знаниями предмета, но и не забывать о тонкостях заданий. Давайте разберемся, как писать сочинение по русскому языку. ЕГЭ обязательно включает в себя это задание.

Читайте также:  Учитель и ученик. кто кого?

Темы сочинения

Известно, что экзамен по русскому языку состоит из 25 заданий, из которых 24 являются тестовыми, а 25-е представляет собой сочинение.

Темы сочинений по русскому языку (ЕГЭ предполагает его написание по тексту, предложенному в тесте) неизвестны в целом, однако исследования заданий прошлых лет показали, что существует несколько основных направлений для 25-го задания.

Тема нравственности, любви и культуры

В данном направлении могут быть предложены отрывки повестей, рассказов, романов, затрагивающих взаимоотношения между людьми. В этом случае ученик должен разбираться в понятиях «добро» и «зло», понимать, что такое моральные качества и нравственность человека.

И, конечно же, тема любви. Об этом понятии не перестают спорить, рассуждать и философствовать веками, потому точного совета по написанию сочинения на эту тему дать нельзя.

Но и не следует бояться этого направления. Вам необходимо помнить, что доброта, дружба, взаимопомощь, уважение – все это составляющие любви.

Руководствуясь этими понятиями, экзаменуемый обязательно справится с поставленной задачей.

Культура и искусство – следующее направление. Примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку) показывают, что данная тематика охватывает самые различные сферы жизни человека. Ученику необходимо знать, какую роль играет искусство в жизни личности и общества в целом.

Непонимание поколений, трагедия войны

Война. Данное направление часто встречается в ЕГЭ по русскому языку. Для того чтобы справиться с данной работой, ученик должен обладать минимальными знаниями истории нашей страны. Понимать, какую трагедию пережили люди во время Великой Отечественной войны и других, не менее страшных военных событий.

«Отцы и дети» — так можно назвать следующее направление. Оно включает в себя проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколения. Чтобы правильно выделить проблему в тексте такой направленности, экзаменуемый должен понимать разницу между мнениями людей разных возрастов, а также ученику поможет способность становиться на место взрослых людей и оценивать их поступки и высоты их опыта.

Структура сочинения

Следующее, что необходимо изучить, рассматривая примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку), – структуру построения вашей работы. От этого во многом зависит успешное написание задания.

Очевидно, что для данного экзамена, как ни для какого другого предмета важна правильная структура сочинения. ЕГЭ по русскому языку предполагает умение логического построения и согласованности работы. Потому данному пункту следует уделить немало внимания. Текст можно разбить на следующие части:

  1. Вступление.
  2. Выявление проблемы.
  3. Раскрытие проблемы.
  4. Взгляд автора.
  5. Ваше личное мнение.
  6. 2 аргумента.
  7. Вывод.

Таким образом выглядит план сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Рассмотрим каждый его пункт подробно.

Вступление

Следует помнить, что вступление не должно быть слишком большим. Достаточно 2-4 предложений для того, чтобы задать основную мысль вашей работы.

Как начать сочинение по русскому? ЕГЭ — формат, который позволяет писать вступление разными способами. Вы можете оформить начало в форме вопроса. К примеру: «Что такое война? Это тяжелое бремя не только для государства, но и для всего народа».

Также вы можете начать сочинение со своего личного рассуждения на тематику текста. К примеру: «Недопонимание старших и младших существовало всегда. Взрослые могли не понять поступок ребенка и обидеть его, дети ослушаться родителей, не поняв их благих намерений. И очень сложно, подрастая, понимать и взрослых, и детей одновременно».

Кроме того, если вы можете использовать цитату какого-либо автора, философа или драматурга, то она послужит хорошим началом вступления.

После того как вы разобрались, как начать сочинение по русскому, ЕГЭ и сама работа не покажется таким сложным, как на первый взгляд.

Проблематика

Далее план сочинения (ЕГЭ по русскому языку) предполагает описание проблемы. С этим могут возникнуть сложности. Для того чтобы выявить проблематику, необходимо соблюдать следующий алгоритм:

  1. Определить главную мысль текста.
  2. Выявить направление и тему сочинения.
  3. Оценить взаимодействие героев и сделать вывод по тексту.

Пройдя эти три пункта, вы соберете достаточно информации для того, чтобы определить проблему. Строгих ограничений в объеме для описания проблемы нет, однако 4-5 предложений будет достаточно. К примеру: «В данном тексте затрагивается проблема того, что многие имена героев Великой Отечественной войны забыты, хотя мы помним их подвиги».

Данную часть можно считать главной, поскольку именно вокруг нее собраны остальные пункты сочинения, потом правильное определение проблемы играет большую роль в оценивании работы.

Взгляд автора

Если вы используете шаблон сочинения (ЕГЭ по русскому), то следующим этапом идет описание мнения автора. То есть это его личное отношение к затрагиваемым проблемам. Конечно, вы должны понимать, что формат сочинения (ЕГЭ по русскому языку) не является обязательным. Ученик может менять пункты местами, но придерживаться структуры необходимо.

В этой части редко возникают проблемы, поскольку от экзаменуемого требуется лишь кратко выразить отношение автора к описываемой проблеме. Нередко оно может быть выражено в самом тексте, потому допускается использование цитат.

«Автор искренне переживает за своего героя – все беды, происходящие с ним, автор словно переживает сам. Это ярко выражено в данном отрывке: «….»».

Личное мнение и аргументация

До этого пункта мы активно использовали примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку), что вы можете применять и в своей подготовке к экзамену. Однако на этапе описания личного мнения они мало чем помогут.

В данной части структура сочинения (ЕГЭ по русскому языку) предполагает высказывание учеником своего личного взгляда на проблему. Вы можете быть согласны с автором или же, наоборот, иметь противоположное мнение. Но самое главное – вы должны его правильно аргументировать.

Обращая внимание на шаблон сочинения (ЕГЭ по русскому языку), следует отдельно изучить пункт аргументации. Он требует наличия как минимум двух аргументов, из которых один обязательно должен быть взят из художественной литературы. Второй можно привести из СМИ, истории, жизни или художественной литературы.

Какие произведения можно использовать для аргументации?

  1. Конечно, самым «наполненным» событиями, темами и отдельными направлениями произведением является «Война и мир». В этом романе вы сможете найти аргументы абсолютно для любого направления вашего сочинения. Здесь присутствует и тематика любви, дружбы, нравственности, войны и т. д. Потому, если вы хорошо знаете данное произведение и читали его полностью, проблем с этим у вас точно не будет.
  2. Следующим примером, в котором можно найти достаточно аргументов, является «Евгений Онегин». Данное произведение является хорошим «сборником» для аргументации в направлении любви, вражды и дружбы, ошибок и поражений и т. д.
  3. И еще одним произведением, которое можно включить в данную тройку, является «Тихий Дон». Данный роман в полной мере раскрывает тему трагедий войны, затрагивает непростые отношения между поколениями, ярко выражает горечь и радость дружбы и, конечно же, включает в себя сложные взаимоотношения между героями, среди которых не исключены и любовные. Потому данное произведение рекомендуется к прочтению перед написанием сочинения.

Примеры

Какие примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку) можно привести в данном случае? Все зависит от конкретной темы вашего сочинения. Предположим условно, что тематикой работы является суждение: «Любовь и разум не могут взаимодействовать вместе».

Высказывая свое мнение, вы можете как согласиться с данной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Пример: «Действительно, когда человек любит, редко он может подчиниться воле разума, если сердце того не желает.

Доказательством тому может послужить Татьяна в романе «Евгений Онегин». Девушка, безнадежно влюбившись с молодого Евгения, пишет ему письмо с признанием, хотя, видя характер эгоистичного молодого человека, должна была не один раз подумать о необходимости своего поступка.

Позже это решение обернулось для девушки целой трагедией».

Но, что удивительно, в этом же произведении мы можем найти и обратный аргумент данному суждению. «По моему мнению, и любовь, и разум могут существовать вместе. Печальным примером тому может послужить Евгений Онегин в одноименном романе.

Уже в конце произведения молодой человек осознает все свои ошибки по отношению к Татьяне, которая была сильно влюблена в Евгения. Спустя несколько лет Онегин все же понимает, что влюблен в девушку. Он борется с этим чувством, но все же сдается и признается Татьяне во всем. Но девушка отказывает.

Евгений в данном случае является примером тому, как могут взаимодействовать разум и чувства».

Вывод

Итог вашего сочинения может быть разным. Ваша задача заключается в том, чтобы просто сделать вывод по проделанной работе. К примеру: «Культура в жизни человека играет огромную роль, и мы должны беречь ее, как материально, так и духовно».

Главное, чтобы ваша мысль была завершающей и отображала суть вашего сочинения. Ну, а после этого остается только ждать результатов вашей работы. Если вы учли все критерии и прислушались к советам, описываемым в статье, то вы должны полностью разобраться с тем, как писать сочинение по русскому языку. ЕГЭ — это не страшно, будьте уверены: ваша работа достойна высокого балла.

Источник: https://www.syl.ru/article/304926/primeryi-sochineniya-ege-po-russkomu-yazyiku-kak-pisat-sochinenie-po-russkomu-yazyiku

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Вторая часть ЕГЭ по русскому языку всегда пугала многих. В этом году произошли изменения в критериях оценивания и вопросов стало еще больше. Как же получить заветные 24 балла за сочинение? Давайте разберемся.

В первую очередь нужно понять, что будут проверять. Это поможет взглянуть на собственное сочинение глазами экзаменатора. Всего существует 12 критериев оценки. Они разделяются на три блока. Первый касается содержания работы:

Разбор критериев оценивания и план сочинения

К1. Формулировка проблем исходного текста

Здесь твоя главная задача – правильно сформулировать проблему текста, то есть найти вопрос, на который автор пытается найти ответ. Иногда это просто: например, в тексте задается риторический вопрос или прямым текстом проговаривается то, что волнует автора.

Иногда задача осложняется тем, что проблем может быть несколько. Как найти главную и не ошибиться? Во-первых, обрати внимание на позицию автора. Она обязательно будет раскрыта с помощью аргументов – примеров из жизни, литературы (то, что должен будешь сделать и ты).

Чему они посвящены? На чём «зациклен» автор? Если проблем несколько, то обрати внимание на структуру текста – с чего автор начал, чем заканчивает. Обычно, если проблем несколько, это значит, что автор связывает одну с другой, делает из них цепочку.

О чём он начал говорить? Что из заявленного более масштабно, глобально, абстрактно? Это и будет самым важным.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

За этот критерий теперь можно получить целых 5 баллов! Здесь важно показать свои умения анализировать предложенный текст. Комментарий — это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

Комментарий должен содержать несколько важных элементов: два примера-иллюстрации из текста (то, что позволит нам понять смысл прочитанного), пояснения к этим иллюстрациям и смысловую связь между ними.

Поскольку по данному критерию можно получить достаточно большое количество баллов, это будет самая важная и объемная часть структуры сочинения.

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Твоя задача – в паре предложений сказать, в чем заключается позиция автора. Как он сам относится к тому, о чём пишет? Здесь можно пересказать вывод, к которому приходит автор текста – его можно найти в конце.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Это еще одно важное изменение в сочинении 2019 года. Теперь тебе нужно выразить свое отношение к позиции автора (а не к проблеме, как было раньше). Нет необходимости в литературных аргументах, что одновременно радует и пугает многих. На самом деле все не так страшно. 1 балл вы не получите только в том случае, если формально выразите согласие или несогласие с автором.

Во втором блоке внимание уделяется речевому оформлению сочинения на ЕГЭ по русскому языку, то есть его форме.

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Твоё сочинение должно быть последовательным, логичным – чтобы достичь этого, нужно правильно разделить его на абзацы. Для этого нужно держать в голове композицию. Об этом ниже.

Читайте также:  Согласны ли вы с тем, что друг познается в беде?

K6. Точность и выразительность речи

Твоя задача – продемонстрировать точность формулировок и их разнообразие. Если твои предложения будут построены одинаково, а слова в них будут постоянно повторяться, это повлияет на оценку.

В третий блок входят критерии, проверяющие грамотность.

K7. Соблюдение орфографических норм

K8. Соблюдение пунктуационных норм

K9. Соблюдение языковых норм

K10. Соблюдение речевых норм

K11. Соблюдение этических норм

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

С этим блоком всё просто (и при этом сложно): избегай ошибок любого рода. Тщательно проверяй все знаки препинания, сложные слова и трудные части слов (суффиксы, приставки, чередующиеся корни).

Не допускай стилистических ошибок – проверь, нет ли в твоём шаблоне сочинения примеров слов или конструкций, которыми ты грешишь в повседневных разговорах с друзьями (просторечий, сленга, жаргонизмов). Слова с высокой стилистической окраской тоже лучше не употреблять – исключи архаизмы, книжные слова. Пиши максимально просто и нейтрально.

Если не сомневаешься в каком-то слове или конструкции предложения – переформулируй. Разбей сложное предложение на два простых, замени союз из нескольких слов простым однословным. После многократного чтения работы глаз «замыливается», ты перестаёшь замечать свои ошибки. Воспользуйся приёмом корректоров: перечитай текст с конца.

Так нарушится его логическая структура, а потому ошибки и неточности станут явными. Будь деликатным в своём тексте, обходи стороной острые углы – твоя задача не агрессивно доказать свою правоту, оскорбить оппонента, а выразить мнение и получить за это хорошую оценку.

И проверь факты – правильно ли ты указал произведения и имена писателей в литературных аргументах? Не перепутал ли год исторического события? Ты уверен в достоверности приводимых научных данных? Вот те вопросы, которые ты должен себе задать.

Указанные выше критерии помогут тебе составить композицию текста, то есть сделать его последовательным и логичным. Для каждой части структуры есть определённые клише, которые можно выучить и использовать.

Чем больше ты будешь писать тренировочных сочинений, тем проще тебе будет. Это задание представляет собой шаблон, который нужно заполнить (печально, но факт).

По сути, твоя задача сводится лишь к постановке проблемы, поиску тезисов и аргументов к ним.

Итак, начать нужно с введения. Мягко подведи читателя в 2-3 предложениях к проблеме. Идеальный приём – задать риторический вопрос. Так твой текст будет развёрнутым ответом на него, и тебе же самому будет легче.

Можно написать ключевое слово текста в начале, поставить многоточие и попытаться поразмышлять над явлением. Хорошим началом будет цитата – в том числе и из того текста, который нужно проанализировать.

Также можно использовать следующие клише: Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.

Далее нужно сформулировать проблему. Для этого тебе понадобится 2-4 предложения. Можно использовать следующие конструкции: В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему… В данном тексте автор раскрывает волнующую многих проблему…

Затем ты комментируешь поставленную проблему. Нужно сделать это развёрнуто – в 4-7 предложениях. В этом тебе помогут следующие конструкции: Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}; Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.

) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}; Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается …

{указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.

Чтобы перечислить художественные приёмы, которые автор использует, ты можешь использовать задания, которые сделал ранее – хотя, конечно, они должны быть выполнены правильно.

Теперь нужно сказать об отношении автора к заявленной проблеме. Используй следующие конструкции: 1) Позиция автора заключается в том, что… 2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко.

Она заключается в следующем: … 3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …) 4) Позиция автора такова:… 5) Автор считает, что… 6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… 7) Автор убеждает нас в том, что… 8) В тексте доказывается мысль о том, что…

9) Основная мысль текста заключается в том, что… 10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

Потом ты выражаешь своё отношение к вышесказанному. Сделать это нужно деликатно, не тыкая своим «я». Для этого хороши следующие конструкции: Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схожего с автором мнения по поводу … Мне кажется, что…

Наконец, нужно подвести итог. В этом тебе помогут такие фразы: Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)…

Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:… Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы…

Также уместно будет привести цитату из текста, если она кажется тебе ёмкой и удачной, и прокомментировать её.

Это и есть структура твоего будущего сочинения. Любого. Видишь, как каждая новая часть структуры открывала новый абзац в нашем тексте? Так и должно быть у тебя, минимум восемь абзацев: введение, формулировка проблемы, комментарий к ней, позиция автора, твоё личное отношение к сказанному, два абзаца на каждый тезис и аргумент и итог.

Вот и всё. Не так уж и страшно, правда? Кратко подытожим то, что тебе нужно сделать для того, чтобы написать сочинение на максимальное количество баллов:

  1. Пиши, пиши и ещё раз пиши. Решай все демонстрационные варианты, которые только сможешь достать. Так ты «набьёшь» руку, и тебе не придётся переживать за структуру текста – ты уже выучишь её наизусть.
  2. Читай и структурируй. Сделай табличку основных проблем, напиши к ним два тезиса и аргумента. Каждый прочитанный текст анализируй. Прошёл новое произведение по литературе? Как его можно использовать в ЕГЭ по русскому языку? Наткнулся в интернете на интересную научную статью? Для иллюстрации каких проблем она подойдёт? Смотришь любимый сериал? Можно ли использовать его сюжет и проблемы для сочинения?
  3. Настраивай свою языковую чуткость. Как можно больше «корми» своего граммар-наци: читай художественную литературу и нон-фикшн, так у тебя выработается «грамотный глаз». Пиши диктанты. Ищи ошибки в своей ленте «ВКонтакте». Добавь на телефон приложения, которые каждый день будут знакомить тебя с каким-нибудь сложным словом. Попробуй придумывать для одной и той же мысли разные формулировки: проще и сложнее. Старайся фильтровать свою речь – полностью перенастроиться не получится никогда, но попробуй замечать, когда ты говоришь стилистически нейтрально, а когда нет. Употреблять сленг и жаргонизмы – это не плохо, но важен контекст. В сочинении тебе снимут баллы за них, поэтому важно видеть, когда какое-то слово будет чужеродным в определённой ситуации. Воспринимай всё как игру – экзамен лишь повод узнать много интересного и расширить границы своего мировоззрения.

Источник: https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2019/sochinenie

Как писать сочинение рассуждение ЕГЭ по русскому: примеры, план, структура и шаблон эссе с комментариями

ЕГЭ по русскому языку завершается сочинением. Если правильно выполнить это несложное задание, можно не волноваться о том, что вы набрали мало баллов за экзамен. Но для того, чтобы безупречно справиться с этим испытанием, необходимо знать и соблюдать несколько правил. Из статьи вы узнаете, как писать сочинение ЕГЭ так, чтобы итоговый балл был высоким.

Какими бывают сочинения

Наиболее распространенные виды сочинений по литературе – это сочинение-рассуждение, которое отличается от эссе строгой структурой, и сочинение-описание. Более удачно будет выглядеть работы, в которых объединены элементы описания и рассуждения.

Например, рассуждение следует применить в раскрытии проблемы, комментарии, аргументации и заключении. А описание можно применить в аргументации для того, чтобы более точно описать схожесть ситуаций в данном и приведенном текстах. Все виды сочинений по разному подходят к освещению темы.

Пишем эссе

Как написать сочинение в этом жанре, знают далеко не все выпускники. Эссе – это сочинение в свободной форме, как правило, небольшого объема.

Главная задача, стоящая перед автором, который решил писать эссе по русскому языку, – как можно четче и ярче раскрыть свои мысли и чувства по данной теме.

Структура сочинения в жанре эссе нестрогая – вы сами решаете, с чего будет начинаться ваше сочинение, что будет его кульминацией и как оно завершится. Как составить композицию сочинения, завист от индивидуальности автора.

Эссе предполагает, что автор будет раскрывать свое восприятие мира, творческие способности. Для этого человек должен уметь хорошо излагать свои мысли на письме.

Чтобы эссе было полноценным, нужно придерживаться простого плана:

  • Тезисное изложение мыслей.
  • Тезисы должны быть подкреплены аргументами, фактами и доказательствами.

Сочиняем, рассуждая

Для того чтобы грамотно написать сочинение рассуждение, следует придерживаться правил:

  • Тезис. Сформулируйте проблему, мысль, которую хотите доказать.
  • Аргументация. Используйте различные ситуации из литературы, кино, истории, жизни для того, чтобы подтвердить свои слова.
  • Вывод. Этот пункт является следствием из вашего тезиса, но в более широком понятии. Здесь можно описать рекомендации, прогнозы, последствия.

Все пойдет по плану

План сочинения ЕГЭ поможет правильно расставить смысловые акценты в тексте и выстроить четкую структуру. Придерживайтесь следующей схемы:

  • Введение (раскрытие проблемы, ваше понимание проблемы, актуальность, ваше согласие или несогласие с автором, комментарий к проблеме).
  • Аргументация (всего в сочинении должно быть не менее двух аргументов. В идеале оба примера должны быть из русских классических литературных произведений, но допускается взять один пример из жизни, кино, истории и т.д.).
  • Заключение (в этом пункте необходимо подвести итог, сделать вывод в подтверждение своих аргументов, выразить свое согласие или не согласие с автором).

Внимание! Вы можете взять в аргументацию более двух примеров из зарубежной литературы, но ни в коем случае не используйте в качестве источников народные сказки.

Готовые шаблоны

Для того чтобы написать введение, можно взять за основу шаблон:

  • Я думаю, автор хочет рассказать читателям о проблеме…
  • Мне кажется, главная мысль этого текста заключается в…
  • По моему мнению, писатель нам демонстрирует проблему…

Для написания аргументации:

  • В качестве примера можно привести произведение (название, автор).
  • Для того чтобы подтвердить мои слова, обратимся к примерам из литературы. Наиболее ярко эту проблему иллюстрирует произведение (автор, название).
  • Эта проблема всегда была актуальной, она волновала умы многих писателей, например, (автор) в своем произведении (название) полностью раскрывает эту проблему.

Для заключения можно использовать такие речевые клише:

  • В заключение я хочу сказать, что…
  • Невозможно не согласиться с автором данного текста, ведь…
  • Я считаю, что эта тема была, есть и будет актуальна, так как…

Комментарий к проблеме

Перед тем как писать комментарий к проблеме, следует определить ваше собственное отношение к затрагиваемой теме (эта проблема актуальна, жизненна, распространена и т.д.).

Например: Я считаю, что проблема жертвенной любви очень актуальна и трагична.

Следует выразить ваше согласие или несогласие с автором (Я считаю, что автор прав, ошибается и т.д.). Например: невозможно не согласиться с автором в том, что следует помогать более слабым, нуждающимся людям, если у нас есть возможность.

Читайте также:  «недоросль» (спектакль 1987 г.)

Также можно написать, с помощью каких средств автор сумел так точно и детально описать и раскрыть проблему.

Важно! Для того чтобы избежать чрезмерного цитирования в комментарии, можно написать лишь номера предложений, где более четко описана проблема.

Пишем вывод

Структура сочинения подразумевает в конце наличие вывода, в котором подводится логический итог повествованию. В написании вывода важно учесть вашу позицию по данной проблеме. Также стоит объединить вышесказанное (комментарий на основе данного текста и вашу аргументацию), чтобы сделать обобщение на этой основе.

В выводе вы должны дать ответы на вопросы:

  • Зачем автор текста заостряет внимание на данной теме?
  • Какие последствия могут возникнуть, если не прекратить развитие проблемы?
  • Что можно сделать, чтобы предотвратить развитие проблемы?
  • Призыв к действию или, наоборот, противодействию.

Раскрываем проблему

Для сочинений ЕГЭ по русскому языку, как правило, подбираются проблемы, которые связаны с общественной жизнью.

Наиболее часто встречаются темы, связанные с исторической памятью, любовью и верностью Родине, спором поколений, личными качествами человека (верность, сопереживание, доброта, честность и т.д.).

Нередки и глобальные проблемы: война, голод, экологическая обстановка и т.д.

Внимание! Если вы столкнулись с термином, определение которого не можете четко сформулировать, то постарайтесь ответить на два вопроса: что это и какое оно? (подобрать словосочетание, которое наиболее точно описывает его). Например: любовь — это (какое?) глубокое (что?) чувство привязанности; верность – это (что?) постоянство (в чем?) в своих убеждениях, взглядах.

Чтобы раскрыть проблему, необходимо дать определение термину, который является его основой, и подумать, для чего автор рассказывает об этом читателям.

Учимся на примерах

Удачные примеры сочинений найти несложно, их изучение поможет понять принцип построения логичного и аргументированного текста.

«Автор данного текста хочет продемонстрировать читателям проблему безразличия к другим людям.

Мы видим здесь слабую пожилую женщину, которая нуждается в помощи. Б.П. Екимов так точно и реалистично описывает состояние тётки Вари, что нам становится её жалко.

И как же радуется душа, когда мы видим, что есть еще на свете неравнодушные люди, которые готовы помочь просто так, бескорыстно.»

«Я думаю, что проблема, затронутая автором этого текста, всегда была, есть и будет актуальной. И невозможно не согласится с писателем в том, что совершая добрые поступки, человек расцветает в душе, он духовно обогащается и ему становится легче жить. Ведь так радостно видеть счастливые и благодарные глаза тех, кому ты оказал помощь.»

«Многие писатели освещали тему безразличия в своих произведениях. Одной из ярких иллюстраций этой проблемы является «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Тут перед читателем всплывают образы зажиточной старушки-процентщицы и Родиона Раскольникова, бедного студента, который нуждается в деньгах.

Пожилой даме было безразлично тяжелое материальное положение студента, загнала его в безвыходную ситуацию, за что она и поплатилась, толкнув юношу на преступление.»

«Но внимание писателей привлекали не только безразличие и равнодушие, но и обратная сторона этого явлений – взаимопонимание и отзывчивость. Многие произведения, раскрывающие эту тематику, посвящены военным событиям.

К примеру, «Василий Тёркин» Твардовского. Здесь читатели видят образ солдата по имени Василий Тёркин. Он старается всячески подбодрить своих товарищей, морально поддержать их.

Именно главный герой вселяет надежду в душе однополчан, ведь в тяжелые военные годы так важно верить в победу.»

«В заключение я хочу сказать, что нужно обращать внимание не только на себя и собственное благополучие.

Если бы каждый из нас был чуточку внимательнее и добрее к окружающим, если бы мы помогали друг другу, то мир бы стал намного лучше.

И совсем неважно, в чем заключается помощь: в моральной поддержке, или же в куске хлеба, в добром слове или же в чем-то другом… Главное – всегда и везде оставаться людьми

Как писать сочинение ЕГЭ? Структура

Написание сочинения в ЕГЭ по русскому языку: советы и трудности

Заключение

Для того, чтобы написать хорошее эссе, следует придерживаться правил. План сочинения ЕГЭ должен быть простым и помогать в раскрытии темы.

Также стоит позаботиться об аргументации: продумайте, какие произведения вы возьмете.

Например «Тихий Дон» Шолохова можно использовать в таких темах: дом, семья, любовь, спор поколений, патриотизм, измена себе, семье, Родине, любимому человеку.

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/kak-pisat-sochinenie-ege-po-russkomu-yazyku.html

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

Если знаешь, как выполнять ту или иную работу, поставленная задача не кажется трудновыполнимой. Согласны? При сдаче экзамена по русскому языку действует тот же принцип. Важно понимать, как устроено сочинение. Только при этом условии можно безошибочно «попасть» в критерии.

Ранее мы разработали шаблон сочинения, но он удобен не для всех. Люди склонны отстаивать свою индивидуальность — это нормально, это правильно. Человеку, который не хочет пользоваться фразами-клише, достаточно плана, отражающего логику работы. Ниже мы напишем такой план с краткими комментариями к каждому пункту.

Подробнее о структурных элементах сочинения вы можете прочитать в других материалах сайта.

Вступление

Часть сочинения, подводящая читателя к рассуждению. Можно сказать пару слов о проблеме и ее актуальности, привести цитату, задать риторический вопрос. Вступление не оценивается по критериям. Его задача — выстроить логичное изложение.

Объем: 1-3 предложения.

Формулировка проблемы исходного текста

Ключевой пункт плана. Только с сочинением, где верно сформулирована проблема, можно получить 90 и более баллов за экзамен. О поиске проблемы мы писали ранее. Обратите внимание, что само слово «проблема» можно не использовать, если вы решили сформулировать ее при помощи вопроса. Выбор способа остается за вами. Главное — правильность, приоритета не существует.

Объем: 1-3 предложения.

Совет: пишите с небольшими подробностями. В первом предложении можно сформулировать проблему, во втором — кратко ее пояснить. Если этого не сделать, сочинение может получиться «сухим».

Комментарий

Самая большая часть сочинения. Но сложность заключается не только во внушительном объеме. Для понимания сути и принципов написания комментария нужно поработать: и с учителем, и самостоятельно. Подробнее о комментарии читайте в отдельном материале, кликнув по соответствующему заголовку в данной статье.

Объем: 5-8 предложений.

Совет: пользуйтесь фразами-клише, даже если намеренно не хотите этого делать. Без шаблонных предложений легко уйти не в ту сторону, начав пересказывать исходный текст.

Позиция автора

Если вы поняли текст, можете особо не беспокоиться о данной части сочинения, потому что найти позицию автора достаточно просто. Единственная сложность — краткая и четкая формулировка понятой вами идеи.

Объем: 1-3 предложения. Приведите четкую формулировку, не забыв упомянуть слово «позиция». При желании можете пояснить сказанное.

Совет: следите за соответствием авторской позиции выбранной вами проблеме. Можно выявить правильную позицию автора, но по другой проблеме, содержащейся в этом же тексте.

Собственная позиция

Аналог авторской позиции, но еще более простой. Сказать о том, что ты думаешь, всегда проще, чем писать о мыслях незнакомого человека.

Объем: 1-3 предложения.

Совет: не пишите о радикальной точке зрения, даже если вы ее придерживаетесь — могут возникнуть проблемы с аргументами. Прежде чем сформулировать собственную позицию, подумайте, чем будете ее доказывать. Лучше скорректировать позицию и легко ее доказать, чем оставить первую пришедшую на ум мысль и ломать голову над аргументами.

Аргументы

Здесь нет жестких правил. Главное — использовать подходящее произведение и привести нужный эпизод. Не стоит писать очень много или очень мало. В совсем небольшом объеме вы вряд ли точно выразите свои мыли, в огромном — потеряете кучу драгоценного времени.

Объем: 3-5 предложений.

Совет: не допускайте фактических ошибок. Проверяйте имена героев, инициалы автора, даты (если они имеются). Не стремитесь излишне приукрасить текст: пишите кратко и доказательно.

Вывод

Итог вашей работы. В выводе сочинения ЕГЭ не должно слово в слово повторяться вышесказанное. Нужно кратко и предельно ясно выделить важнейшую мысль сочинения. Возможно, немного порассуждать о решении проблемы, о внимании к ней, о перспективах. Все, что угодно. Лишь бы было уместно.

Объем: 1-3 предложения.

Совет: следите за логикой. Не уходите от темы. Пишите только о том, что подразумевает проблема.

Источник: http://ege-soch.ru/plan-sochineniya-ege-po-russkomu-yazy-ku/

Как написать сочинение в ЕГЭ по русскому на максимум

По опыту сдачи ЕГЭ 2017 года могу сказать, что следование формату — половина успеха. Выработайте для себя алгоритм и собственные клише для написания сочинения, чтобы не отходить от формата и не пропустить ничего важного.

Как сказала моя репетитор — член Федеральной комиссии по разработке КИМ, негласным критерием прошлого года, для успешной сдачи сочинения выпускник должен был использовать во вводной части формулировку «автор ставит проблему» (не «выдвигает», не «рассматривает», не «задумывается над проблемой»).

Такое начало сразу располагало к вам экспертов. Соблюдение формата — это обязательно!

Алгоритм работы с текстом

По-настоящему готовиться к сочинению я начала достаточно поздно, фактически за месяц до экзамена. Регулярно практикуясь в мае, я смогла набить руку, пользуясь следующим алгоритмом.

  1. Ознакомительное чтение текста, чтобы составить общую картину. Если необходимо, текст можно прочесть во второй раз.

  2. Осознанное чтение с выделением ключевых слов, топонимов, имен

  3. Чтение текста в третий раз. Его необходимо разбить на микротемы. К каждой из микротем нужно задать вопрос и придумать заголовок.

  4. Постановка проблемы:  

а) (в основном для публицистических текстов): выделите для себя предложение, в котором заложен основной смысл, который хотел донести автор, затем задайте к нему вопрос. Это и будет проблема, поставленная автором.

б) (для художественных текстов): читайте «между строк»: что хотел сказать автор? Если поставить проблему сложно, внимательно всмотритесь в ключевые слова и попробуйте по ним определить мысль автора

  1. Выделение ключевых цитат и моментов, важных для понимания текста. Их вы будете использовать в основной части.

  2. Определение позиции автора. Это костяк вашего сочинения. На нем уже строится вся ваша дальнейшая работа: подбираются цитаты и аргументы.

  3. Далее уже по хорошо знакомому плану: а) введение; б) постановка проблемы; в) комментарии автора; г) позиция автора; д) собственная позиция; е) аргументы; ж) заключение.

Структура сочинения

Писать введение необходимо. В нём вы кратко (в двух-трёх предложениях) описываете основное содержание текста, чтобы дать проверяющему понять, что вы детально изучили текст.

Позиция автора

После сжатого изложения поставьте проблему. Лучше всего это сделать при помощи вопроса. Выделив позицию автора, задайте к ней вопрос и укажите его сразу после введения. Продолжить можно словами: «Такую проблему ставит писатель».

Комментарий к проблеме

При написании комментария задавайте себе вопросы: «Как автор подводит нас к проблеме? Какие события, поступки, диалоги героев играют ключевую роль в его замысле?». Ответом может быть цитата либо конкретный эпизод, который является переломным в масштабах  предложенного небольшого текста. Важно, чтобы они создавали именно картину происходящего. Вот несколько клише для примера:

Размышляя над этой проблемой…

Автор акцентирует внимание/делится любопытными жизненными наблюдениями/подчеркивает…

Чтобы подчеркнуть… автор знакомит нас с….

Чтобы привлечь внимание читателей…

Повествуя, автор рассказывает невыдуманную историю…

Автор приводит эпизод из жизни рассказчика/знакомит читателей с…

Повествуя, автор заставляет нас размышлять…

Избегайте в этом разделе формулировок вроде «автор убеждён/считает/полагает», так как их можно принять за позицию автора.

Собственная позиция

В этом разделе вам необходимо выразить своё согласие или несогласие с автором и аргументировать его. При этом можно обращаться к личному или общечеловеческому опыту. Вот что я написала в собственной позиции, опираясь на текст Тендрякова, где центральной проблемой была человечность: «Нельзя не согласиться с позицией В.Тендрякова.

Когда по новостям видишь страшные трагедии, невольно восхищаешься той сплоченностью, человечностью и самоотверженностью, которую проявляют люди в таких ситуациях. Они готовы помочь своему ближнему, подставить плечо. Именно в такие моменты люди становятся единым целым, единым народом без национальности и каких-либо „вывихов истории“».

Говоря о проблеме человечности, я ссылаюсь на жизненный опыт.

Источник: https://www.abitura.pro/news/entries/kak-napisat-sochinenie-v-ege-po-russkomu-na-maksimum

Ссылка на основную публикацию