Отношение автора к эрасту в повести н.м. карамзина «бедная лиза»

Отношение автора к героям повести «Бедная Лиза»

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» — одно из первых сентиментальных произведений русской литературы. Автор поставил особый акцент на чувства и переживания героев. Произведение стало во многом новаторским в отношении тематики, трактовки характеров и стилистических средств.

Одной из такой особенностей стал ввод рассказчика-повествователя на правах полноценного героя повести. Он не только описывает для нас события, но и высказывает свои мысли и суждения. Повествователь сопереживает своим героям, его чувства передаются читателю.

Рассказчик выступает посредником между героями повести и читателем. От его лица пересказывается эта печальная история. Автор вовлечен в отношения героев и утверждает, что эту историю ему рассказал сам Эраст.

Повесть начинается с того, что автор описывает свои прогулки около Симонова Монастыря. Здесь он размышляет о человеческих судьбах и истории.

С помощью описания природы и своих рассуждений автор настраивает читателя на лирический лад. «Но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря — воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы.

Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»

Рассказчик сопереживает главной героине Лизе. Он подробно обрисовывает её характер. Автор радуется и надеется, грустит и плачет вместе со своей героиней. Он постоянно переживает за её судьбу, воспоминания о ней заставляют его «проливать слезы нежной скорби». Образ Лизы складывается из авторских описаний и комментариев её поступков и чувств.

Отношение автора к Эрасту нельзя назвать полностью негативным. Автор его скорее жалеет, чем осуждает.

Он считает, что Эраст не коварный злодей, а «вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный», не способный понять и оценить глубокого чувства чистого сердца Лизы.

Бросая её, Эраст не понимал, что без него она уже не сможет существовать. Узнав о печальной кончине Лизы, Эраст так и не простил себя. До самой смерти он страдает и «почитает себя убийцею».

Высокое мастерство показал Карамзин в описании психологии героев. Эта простая лирическая повесть учит нас не только чувствовать, но сопереживать и жалеть других людей.

Сочинение «И Крестьянки любить умеют!» по повести «Бедная Лиза»

Чувства и поступки героев в повести «Бедная Лиза» Карамзина

Образ Эраста в повести «Бедная Лиза» Карамзина

Тема любви Лизы и Эраста в повести Карамзина «Бедная Лиза»

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=411

Характеристика и образ Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

Одним из основных персонажей произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.

Писатель описывает Эраста как приятного на вид юношу, хорошо одетого с добрым лицом и нежными, милыми глазами. Характеризуется молодой человек добротой натуры, ласковым отношением к окружающим, улыбчивостью и незаурядным умом.

Эраст отличается наличием живого воображения, увлеченно зачитываясь книжными романами. При этом Эраст демонстрирует светскую развращенность, легкомыслие, безрассудность и слабую волю. Характерной чертой юноши является щедрость, отсутствие жадности, готовность потратить крупную сумму для того, чтобы произвести впечатление.

Будучи небедным аристократом, Эраст склонен к неправильному образу жизни, в котором присутствует увлечение карточными играми и ветреность в отношении с женским полом, наслаждаясь удовольствиями и развлечениями. Размышляя о своем сладострастном существовании, Эраст порой с презрением относится к собственной персоне, скучая среди представителей светского общества.

Повстречавшись однажды с крестьянской девушкой по имени Лиза, Эраст с первого взгляда влюбляется в очаровавшую его женщину, восторгаясь ее красотой, простотой и естественностью.

Являясь мечтательной натурой, Эраст представляет, что обрел свою настоящую половинку, являющейся символом непорочности и чистоты, но понимает, что вступить в брак с Лизой, принадлежащей к низшему сословию, ему никогда не удастся.

Он дает обещание девушке увезти ее далеко в деревню, чтобы вместе провести счастливую и спокойную жизнь, но в один из дней осознает, что любовные отношения с Лизой начинают его тяготить, поэтому Эраст решает отправиться на службу в армию. 

В военном походе молодой человек оказывается проигравшим в карточную игру все свое состояние и вынужден согласиться на женитьбу с богатой вдовой, оказывающей ему знаки внимания.

Отчаявшаяся Лиза, осознавая предательство возлюбленного, который ее обесчестил, решает покончить свою жизнь самоубийством, утопившись в пруду. Молодой человек вспоминает чистые и нежные отношения с бедной Лизой до самой своей смерти, виня себя в ее гибели.

Повествуя о трагической судьбе девушки и раскрывая образ Эраста в романе, писатель сравнивает героя с развращенностью большого города, уничтожающего в людях естественность и человечность.

Сочинение про Эраста

«Бедная Лиза» — повесть Николая Михайловича Карамзина опубликованная в 1792 году. Повесть положила начало новому писательскому стилю и открыла новую ветвь русской литературы.

Одним из главных героев этого произведения является Эраст. Это был красивый и приятный молодой человек, с которым было приятно общаться любому, он умел хорошо располагать к себе людей.

Эраст был богатым дворянином и популярной светской личностью. Он был очень добрым, но также ветреным и непостоянным.

Эраст тратил огромное количество времени на развлечения, личное удовлетворение и развлечение — главное волнение этого персонажа.

Он всегда старался пользоваться своим положением в обществе. Наш герой был участником всех светских мероприятий. Но даже такая жизнь может надоесть. Эраст пытался найти что-то новое, светлое — чувство настоящей любви. У нашего героя получилось сделать это.

Однажды, повстречав Лизу, наш герой почувствовал, что такое настоящая любовь. Им овладела красота девушки, её простота, доброта и искренность. Он, романтик и мечтатель в душе, постоянно блуждал в своем мире, где он представлял счастливую любовь, где он и Лиза жили счастливо и любили друг друга.

Его мечты были основаны на романтических повестях того времени, в которых описывались самые яркие истории любви, он был вдохновлен ими. Эраст искренне верил в то, что их любовь будет вечной и что он не разлюбит её.Лиза и их любовь, которую он часто представлял — плод его романтических фантазий.Однако же, когда Лиза влюбилась в него и отдала себя без остатка, его чувства начали угасать.

Он стал очень холоден по отношению к ней, затем он принимает решение отправиться в военный поход.

Эраста нельзя считать отрицательным персонажем, он не хотел предавать и обманывать девушку. Он искренне верил в свои чувства, в их счастливое будущее. Даже когда он отправился в поход, он очень сожалел о своем поступке, его мучила совесть.

Для этого персонажа деньги решали почти всё. Эраст решает откупиться от Элизы. Однако в походе, он потерял свое состояние, проиграв все деньги. Это послужило причиной его женитьбы на богатой вдове. Встретив Лизу, он решает дать ей 100 рублей, чтобы откупиться от её любви. Он думал, что деньги решают всё, но для Лизы это было, словно нож в сердце.

Автор не описывает Эраста, как плохого человека. Он сам себя наказал — за свой поступок он навсегда лишился любви и остался несчастен.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/harakteristika-i-obraz-ehrasta-v-povesti-bednaya-liza-karamzina

Сочинение: За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)

Николай Михайлович Карамзин вошел в историю русской литературы как основоположник нового литературного на­правления — сентиментализма. Это направление пришло на смену классицизму в конце восемнадцатого — начале девят­надцатого века.

Оно получило свое название от французского слова sentiment, что переводится на русский язык как «чувство», «чувствительность».

В отличие от классицизма, требовавшего от писателя изображения людей выдающихся, живущих в сфе­ре государственных интересов и идей, сентиментализм сосре­доточился на описании обыкновенного, ничем не выделяюще­гося из общей среды человека, который, однако, способен лю­бить, чувствовать и стремиться к добру.

Сентиментализм провозгласил культ естественного человека, живущего в един­стве с природой, был не чужд патриархальной идеализации. Он воспевал такие чувства, как чрезмерная нежность, слезливая сострадательность, одним словом, те, что попадают под опре­деление «сентиментальные».

Типичным образцом сентиментализма в русской литерату­ре стала повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В восприя­тии сегодняшнего читателя сюжет ее может показаться изби­тым и мелодраматичным. В центре повести судьба бедной кре­стьянской девушки Лизы. После смерти отца вдова и дочь вынуждены были отдать свою землю в наем за гроши.

«К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смер­ти мужа своего — ибо и крестьянки любить умеют! — день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза… не щадя своей нежной молодости… трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а ле­том брала ягоды и продавала их в Москве».

Там она встретила и полюбила молодого человека по име­ни Эраст, принадлежащего к дворянскому сословию. Он тоже был увлечен девушкой. Они стали встречаться. Но затем Эраст проиграл в карты большую сумму денег и, чтобы поправить свое положение, решил жениться на богатой вдове. Не выдер­жав измены любимого, Лиза покончила с собой, бросившись в воду.

Сочувствие автора, которое он передает и читателю, всеце­ло на стороне несчастной девушки. Отношение же к Эрасту неоднозначно. Молодой человек также изображен автором с несомненной симпатией, как и полагается в сентиментальной повести.

Карамзин отмечает доброту, вежливость Эраста, его стремление помочь бедным людям. Он ничуть не подчеркива­ет перед Лизой и ее матерью, что стоит на более высокой сту­пени общественной лестницы. Наконец, мы верим автору и в том, что Эраст искренне полюбил Лизу.

Но все эти добрые ка­чества проявляются у молодого человека лишь до тех пор, пока он не столкнулся с серьезной жизненной проблемой. Причем такой, которую создал для себя сам из-за собственного легко­мыслия. И для того чтобы разрешить эту проблему, он предпо­чел пожертвовать любовью и счастьем любимой девушки.

Она же не смогла пережить измену любимого человека и покончила с собой. Таким образом, Эраст стал невольным виновником ги­бели Лизы.

Карамзин осуждает Эраста за то, что тот не смог преодолеть сословных предрассудков, не смог стать выше житейских не­урядиц, чтобы спасти и сохранить свою любовь и принести счастье любимому человеку. В результате он погубил прекрас­ную девушку и лишил себя собственного счастья.

На этой странице искали :

  • за что автор осуждает эраста и в чем сочувствует ему
  • осуждает ли автор эраста
  • сравнительная характеристика лизы и эраста
  • отношение автора к эрасту
  • осуждает ли автор бедную лизу

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-za-chto-avtor-osuzhdaet-erasta-i-v-chem-sochuvstvuet-emu-po-povesti-n-m-karamzina-bednaya-liza.html

Анализ повести «Бедная Лиза» (Н. Карамзин) | Литерагуру

XVIII век, который прославил многих замечательных людей, в том числе и писателя  Николая Михайловича Карамзина. К концу этого столетия он публикует свое самое знаменитое творение – повесть «Бедная Лиза».

Именно оно принесло ему громкую славу и огромную популярность среди читателей. В основе книги лежат два характера: бедной девушки Лизы и дворянина Эраста, которые проявляются по ходу сюжета в их отношении к любви.

История создания

Николай Михайлович Карамзин внес огромный вклад в культурное развитие отечества конца 18 века.

После многочисленных поездок в Германию, Англию, Францию и Швейцарию писатель-прозаик возвращается в Россию, и во время отдыха на даче у известного путешественника Петра Ивановича Бекетова В 1790-х годах он берется за новый литературный эксперимент.

Местный антураж неподалеку от Симонова монастыря сильно повлиял на замысел произведения «Бедная Лиза», который он вынашивал во время путешествий. Природа для Карамзина имела огромное значение, он по-настоящему любил ее и нередко менял городскую суету на леса и поля, где читал любимые книги и погружался в раздумья.

В 1792 году повесть была опубликована в «Московском журнале». Первая сентиментальная повесть принесла автору неслыханную славу.

Жанр и направление

«Бедная Лиза» — это первая русская психологическая повесть, которая содержит в себе нравственное разногласие людей разных сословий. Чувства Лизы ясны и понятны читателю: для простой мещанки счастье — это любовь, поэтому она слепо и наивно любит.

Чувства Эраста, напротив, более запутаны, ведь он сам никак не может их понять. Сперва молодой человек хочет попросту влюбиться так же, как в романах, которые он читал, но вскоре становится понятно, что он не способен жить любовью.

Городская жизнь, полная роскоши и страстей, оказала огромное влияние на героя, и он открывает для себя плотское влечение, полностью уничтожающее духовную любовь.

Карамзин является новатором, его по праву можно назвать основоположником русского сентиментализма. Читатели восприняли произведение восхищенно, так как социум уже долгое время желал чего-то подобного. Публику вымотали нравоучения классицистического направления, основой которого служит поклонение разуму и долгу. Сентиментализм же демонстрирует душевные переживания, чувства и эмоции героев.

О чем?

По словам писателя, повесть эта — «сказка весьма незамысловатая». Действительно, сюжет произведения простой до гениальности.

Читайте также:  Как определять типы односоставных предложений

Начинается и заканчивается оно обрисовкой местности Симонова монастыря, которая вызывает в памяти рассказчика мысли о трагичном повороте в судьбе бедной Лизы. Это история любви небогатой провинциалки и обеспеченного молодого человека из привилегированного сословия.

Знакомство возлюбленных началось с того, что Лиза продавала собранные в лесу ландыши, а Эраст, желая завязать разговор с понравившейся ему девушкой, решил приобрести у нее цветы. Его покорила естественная красота и доброта Лизы, и они начали встречаться.

Однако вскоре юноша пресытился прелестью своей пассии и нашел более выгодную партию. Героиня, не выдержав удара, утопилась. Ее возлюбленный жалел об этом всю жизнь.

Их образы неоднозначны, в первую очередь раскрывается мир простого естественного человека, неиспорченного городской суетой и алчностью. Карамзин описал все настолько детально и живописно, что читатели поверили в эту историю и полюбили его героиню.

Главные герои и их характеристика

  1. Главная героиня повести — Лиза — бедная деревенская девушка. В раннем возрасте она потеряла отца и была вынуждена стать кормилицей для своей семьи, соглашаясь на любую работу. Трудолюбивая провинциалка очень наивна и чувствительна, она видит в людях лишь хорошие черты и живет своими эмоциями, следуя зову сердца.

    Она ухаживает за своей матерью день и ночь. И даже когда героиня решается на роковой поступок, она все равно не забывает о семье и оставляет ей деньги. Главный талант Лизы – дар любить, ведь ради своих близких она готова пойти на все.

  2. Мать Лизы — добрая и мудрая старушка.

    Она очень тяжело пережила смерть мужа Ивана, так как преданно любила его и счастливо прожила с ним много лет. Единственной отрадой была дочь, которую она стремилась выдать замуж за достойного и состоятельного человека. Характер героини внутренне цельный, но немного книжный и идеализированный.

  3. Эраст — богатый дворянин.

    Он ведет разгульный образ жизни, думая лишь о забавах. Он умный, но очень непостоянный, избалованный и безвольный. Не задумываясь о том, что Лиза из другого сословия, он влюбился в нее, но все же у него не получается преодолеть все сложности этой неравной любви. Эраста нельзя назвать отрицательным героем, ведь он признает свою вину.

    Он читал и вдохновлялся романами, был мечтательным, смотря на мир в розовых очках. Поэтому его реальная любовь и не выдержала такого испытания.

Тематика

  • Главной темой в сентиментальной литературе являются искренние чувства человека в столкновении с равнодушием реального мира. Карамзин одним из первых принял решение писать о душевном счастье и страдании простого народа. Он отразил в своем произведении переход с гражданской темы, которая была распространена в эпоху Просвещения, на личностную, в которой основной предмет интереса — духовный мир индивидуума. Таким образом, автор, углубленно описав внутренний мир персонажей совместно с их чувствами и переживаниями, начал развивать такой литературный прием, как психологизм.
  • Тема любви. Любовь в «Бедной Лизе» — это испытание, которое проверяет героев на прочность и верность своему слову. Лиза полностью отдалась этому чувству, ее автор возвышает и идеализирует за эту способность. Она – воплощение женского идеала, та, что полностью растворяется в обожании своего любимого и верна ему до последнего вздоха. А вот Эраст не выдержал проверки и оказался трусливым и жалким человеком, неспособным на самоотдачу во имя чего-то более важного, чем материальные блага.
  • Противопоставление города и деревни. Автор отдает предпочтение сельской местности, именно там формируются естественные, искренние и добрые люди, не знающие соблазна. А вот в больших городах они приобретают пороки: зависть, алчность, себялюбие. Эрасту положение в обществе было дороже любви, он пресытился ею, ведь не способен был испытывать сильное и глубокое чувство. Лиза же не смогла жить после этого предательства: если умерла любовь, она следует за ней, ведь без нее не представляет своего будущего.

Проблема

Карамзин в произведении «Бедная Лиза» затрагивает различные проблемы: социальные и моральные. Проблематика повести строится на противопоставлении. Главные герои разнятся как в качестве жизни, так и в характере.

Лиза – чистая, честная и наивная девушка из низшего сословия, а Эраст – избалованный, слабохарактерный, думающий только о своих удовольствиях, молодой человек, принадлежащий к дворянству.

Лиза, влюбившись в него, не может ни дня без мыслей о нем, Эраст же наоборот начал отдаляться, как только получил, что хотел от нее.

Итогом таких мимолетных моментов счастья Лизы и Эраста становится гибель девушки, после которой молодой человек не может перестать винить себя в этой трагедии и до конца жизни остается несчастным. Автор показал, как сословное неравенство привело к несчастливому финалу и послужило поводом для трагедии, а также, какую ответственность несет человек за тех, кто ему доверился.

Главная мысль

Сюжет — далеко не самое главное в данной повести. Эмоции и чувства, пробуждающиеся во время чтения, достойны большего внимания. Огромную роль играет сам рассказчик, ведь он с печалью и сочувствием рассказывает о жизни нищей сельской девушки.

Для русской литературы образ эмпатического повествователя, который умеет сопереживать эмоциональному состоянию героев, оказался открытием. Любой драматичный момент заставляет обливаться кровью его сердце, а также искренне проливать слезы.

Таким образом, главная идея повести «Бедная Лиза» заключается в том, что надо не бояться своих чувств, любить, переживать, сострадать полной грудью. Только тогда человек сможет победить в себе безнравственность, жестокость и эгоизм.

Автор начинает с себя, ведь он, дворянин, описывает грехи своего же сословия, а сочувствие дарит простой деревенской девушке, призывая людей своего положения стать более гуманными. Обитатели бедных избушек порой затмевают своей добродетелью господ из старинных усадеб. Такова основная мысль Карамзина.

Отношение автора к главному герою повести тоже стало новшеством в русской литературе. Так Карамзин не винит Эраста, когда погибает Лиза, он демонстрирует социальные условия, которые и послужили причиной трагического события.

Большой город повлиял на молодого человека, уничтожив в нем моральные принципы и сделав его развращенным. Лиза же выросла в деревне, ее наивность и простота сыграли с ней злую шутку. Также писатель демонстрирует, что не только Лиза, но и Эраст подвергнулся тягостям судьбы, став жертвой печальных обстоятельств.

Герой испытывает чувство вины на протяжении всей жизни, так и не став по-настоящему счастливым.

Чему учит?

Читатель имеет возможность научиться чему-то на чужих ошибках. Столкновение любви и эгоизма — злободневная тема, так как любой хотя бы раз в жизни испытывал неразделенные чувства, либо пережил измену близкого человека.

Анализируя повесть Карамзина, мы обретаем важные жизненные уроки, становимся человечнее и отзывчивее друг к другу.

Творения эпохи сентиментализма имеют единое свойство: они помогают людям душевно обогатиться, а также воспитывают в нас наилучшие гуманные и нравственные качества.

Повесть «Бедная Лиза» обрела популярность среди читателей. Данное произведение учит человека быть отзывчивее по отношению к другим людям, а также умению сострадать.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-povesti-bednaya-liza-n-karamzin/

Анализ «Бедная Лиза» Карамзина

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» впервые была напечатана в июньском выпуске «Московского журнала» за 1792 г. Она положила начало не только оригинальной карамзинской прозе, но и всей русской классической литературе. До появления первых повестей и рассказов Пушкина и Гоголя «Бедная Лиза» оставалась самым совершенным художественным произведением.

Повесть имела огромную популярность у русских читателей. Гораздо позже критики будут упрекать автора в чрезмерной «сентиментальности» и «слащавости», забывая о том, в какую историческую эпоху жил Карамзин.

«Бедная Лиза» стала необходимым переходным этапом в формировании современного русского языка. Повесть разительно отличается от тяжеловесного стиля XVIII века и предвосхищает лучшие образцы золотого века русской литературы.

Смысл названия

«Бедная Лиза» — имя и одновременно образная характеристика главной героини. Определение «бедная» относится не только к материальному положению девушки, но и к ее несчастной судьбе.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — трагическая любовь.

Лиза — обычная крестьянская девушка, которая после смерти отца вынуждена содержать себя и мать.

Для ведения крестьянского хозяйства нужна мужская сила, поэтому пока Лиза не вышла замуж, она берется за любую посильную женскую работу: ткачество, вязание, сбор и продажа цветов и ягод.

Старая мать бесконечно благодарна своей единственной кормилице и мечтает, чтобы бог послал ей хорошего человека.

Переломным моментом в жизни Лизы становится встреча с молодым дворянином Эрастом, который начинает оказывать ей знаки внимания. Для простой крестьянки изящный и воспитанный юноша представляется полубогом, разительно отличающимся от односельчан. Лиза все-таки не дурочка, она не позволяет новому знакомому ничего лишнего и предосудительного.

Эраст — ветреный и беспечный молодой человек. Ему уже давно приелись развлечения высшего общества. Лиза становится для него воплощением несбывшейся мечты о патриархальной любовной идиллии.

Поначалу Эраст действительно не имеет в отношении девушки никаких низких мыслей. Он счастлив от невинных встреч с наивной крестьянкой.

В силу своей беспечности Эраст даже не задумывается о будущем, о той непреодолимой пропасти, которая разделяет дворянина и простолюдинку.

Скромное поведение и уважительное отношение Эраста к Лизе покоряют мать девушки. Она относится к юноше, как к хорошему другу семьи, и даже не догадывается о возникшем между молодыми людьми романе, считая это невозможным.

Чисто платонические отношения между Лизой и Эрастом не могли длиться вечно. Поводом для физической близости стало желание матери выдать дочь замуж. Для влюбленных это было тяжелым ударом судьбы. Объятия, поцелуи и страстные клятвы в верности привели к тому, что Лиза потеряла невинность.

После случившегося характер отношений между влюбленными резко меняется. Для Лизы Эраст становится самым близким человеком, без которого она не представляет себе дальнейшей жизни. Дворянин же «спустился с небес на землю».

Лиза утратила в его глазах прежнее волшебное очарование. Эраст стал относиться к ней, как к привычному источнику чувственного наслаждения.

Он еще не готов резко оборвать отношения с Лизой, но начинает видеться с ней все реже и реже.

Дальнейший ход событий предугадать нетрудно. Эраст не обманывает Лизу в том, что отправляется на войну. Однако возвращается он довольно скоро и, забыв возлюбленную, находит богатую невесту, равную ему по социальному положению.

Лиза продолжает верить и ждать любимого человека. Случайная встреча с Эрастом, известие о его помолвке и скорой свадьбе, наконец, унизительное денежное подаяние за любовь наносят девушке огромную душевную травму. Не в силах пережить ее, Лиза совершает самоубийство.

Так заканчивается недолгий роман между дворянином и крестьянкой, который с самого начала был обречен на трагический финал.

Проблематика

Карамзин стал одним из первых писателей, поднявшим проблему любви между представителями разных сословий. В дальнейшем эта тема получила большое развитие в русской литературе.

Любовь, как известно, не знает границ. Однако в дореволюционной России такие границы существовали и строго охранялись законом и общественным мнением. Физическая связь дворянина с крестьянкой не возбранялась, но участь соблазненной женщины была незавидной. В лучшем случае она становилась содержанкой и могла надеяться только на усыновление барином совместно нажитых детей.

В начале любовного романа Эраст ведет себя просто глупо, мечтая о том, что будет «жить с Лизою, как брат с сестрою», возьмет ее к себе в деревню и т. д. В финале он забывает об обещаниях и поступает так, как велит ему дворянское происхождение.

Обманутая и обесчещенная Лиза предпочитает умереть и унести в могилу свою любовь и позорную тайну.

Композиция

Повесть имеет четкую классическую структуру: экспозиция (авторское лирическое отступление, плавно переходящее в историю Лизы), завязка (встреча Лизы с Эрастом), кульминация (физическая близость между влюбленными) и развязка (предательство Эраста и самоубийство Лизы).

Чему учит автор

История Лизы вызывает огромную жалость к несчастной девушке. Главным виновником трагедии, безусловно, является беспечный Эраст, который должен был серьезно задуматься о последствиях своего любовного увлечения.

Источник: http://spadilo.ru/analiz-bednaya-liza/

Вопросы и ответы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

  1. Какая фраза, по-вашему, определяет идею по­вести «Бедная Лиза»? Ответ обоснуйте.
  2. Фраза — «и крестьянки любить уме­ют». Сентименталисты, в отличие от клас­сицистов, отдавали предпочтение культу чувства перед культом разума.

    При этом они утверждали внесословную ценность человека, его высокие нравственные каче­ства. Эта ключевая фраза у Карамзина да­ет новый взгляд на проблему социального неравенства.

    Различия в социальном и имущественном положении еще не свиде­тельствуют о превосходстве одного сосло­вия над другим. Высокими нравственны­ми ценностями обладали отец и мать Лизы, сама она много трудилась. Автор подробно описывает развитие ее любовно­го чувства от зарождения до отчаяния.

    Для Лизы потеря любви равносильна по­тере жизни. Идея повести сосредоточена в приведенной нами фразе, которая стала формулой сентиментальной литературы.

    Немаловажна для понимания автор­ской позиции и манера изъяснения чувств, которая свойственна главной героине по­вести: по своей лексике, по понятиям и представлениям она ничем не отличается от выражения чувств образованной ба­рышни. В. И.

    Коровин объясняет это тем, что «художественное задание Карамзина отчасти и состояло в том, чтобы прибли­зить чувства крестьянки к чувствам обра­зованной барышни и тем самым стереть различия в содержании и формах душев­ных переживаний».

  3. Охарактеризуйте главную героиню повести. Какие художественные средства выбраны автором для создания ее внешнего и внутреннего облика? Как выражено отношение к ней писателя?
  4. Образ Лизы обрисован автором подроб­но. Героиня унаследовала от родителей вы­сокие моральные качества и убеждения: трудолюбие, честность, искренность, до­бросердечие. Она чиста, наивна, беско­рыстна и потому плохо защищена от пороков, господствующих вокруг нее.

    Она открыта естественным проявлениям чувств и потому склонна к заблуждени­ям, после которых наступает трагическое прозрение. Автор относится к своей героине с нежным чувством, любуется, глубо­ко переживает ее радости и трагедию, по­стоянно тревожится за ее судьбу. Вос­поминания о плачевной судьбе Лизы заставляют его «проливать слезы нежной скорби».

    И в самом заголовке повести вы­ражено сочувственно-сентиментальное от­ношение Карамзина к Лизе.

    Характеристика внешнего и внутренне­го облика Лизы складывается из автор­ских описаний и комментариев ее поступ­ков, а также через косвенную передачу от­зывов матери или любовные излияния самого Эраста. Карамзин замечает, что Лиза работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости».

    О ее красоте говорит и то впечатление, ко­торое она «сделала в его сердце». Добрая старушка мать называла Лизу Божескою милостью кормилицей, отрадой старости своей, молилась, чтобы Господь наградил ее за то, что та делает для матери.

    Из это­го мы узнаем, что Лиза добродетельна, что она не только почитает матушку, но и освобождает ее от всех непосильных для ее слабого здоровья забот.

  5. Какими словесными деталями передается движение чувства Лизы к Эрасту — от робкой привя­занности до пылкой страсти?
  6. Существенной деталью, с которой нача­лось знакомство Лизы и Эраста, были цве­ты, которыми торговала Лиза. Обронен­ная им просьба рвать цветы только для него заронила первое чувство в душе де­вушки. Она оказалась для нее более зна­чимой, чем для Эраста, и потому на сле­дующий день, когда он не пришел, она никому не продала ландыши и бросила их в Москву-реку.

    Другая деталь — робкие взоры, которые она бросала на молодого человека. Карамзин отмечает выражение чувств Лизы во внешности — «щеки ее пылали, как заря в ясный летний ве­чер» — по мере их нарастания. Поцелуй Эраста и его первое признание в любви отозвались в ее душе восхитительной музыкой.

    Как видим, важное значение в передаче движения чувств от робкой привязанности до пылкой страсти имеют цвето-звуковые детали. Достижение апо­гея любви, приведшего, по словам писате­ля, к погибели непорочности героини, также сопровождается рядом важных словесных деталей. Появляется новое сло­во бросается (в его объятия).

    До этого на свиданиях они обнимались, их объятия были чисты и непорочны. Теперь измене­ния происходят вокруг них и в природе, и в цвето-звуковом ряду: поцелуи стали пламенны, мрак вечера (в отличие от тихой луны, светлого месяца) питал же­лания; «ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить за­блуждения».

    После свершившегося «блес­нула молния и грянул гром. Лиза задро­жала». «Грозно шумела буря, дождь лил­ся из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».

    После столь переломного момента в отношениях Лизы и Эраста Ка­рамзин стал более подробно передавать внутреннее состояния молодого человека, становившегося все более равнодушным к своей любимой. С этого времени в по­вествовании практически исчезают при­родные символы. Лишь дважды упомина­ются древние дубы, бывшие свидетелями их любви. Эпитет мрачный теперь при­надлежит дубу над могилой бедной Лизы.

  7. Обратите внимание на роль жеста в раскры­тии внутреннего состояния героев. Проанализируй­те этот прием автора.
  8. Жест в литературе — один из важных приемов в передаче внутреннего состоя­ния персонажа. Широко пользуется им и Карамзин. Проанализируем сцену встре­чи Лизы и Эраста в городе, когда она уви­дела его в карете, подъезжающим к дому.

    Ее чувство радости от встречи выразилось в жестах: бросилась, он почувствовал себя в объятиях. Хотя сказано, что он почувствовал себя в объятиях, автор тем самым подчеркивает стремительность ее радостного действия. Стремительность ее движений — это стремительность в вы­ражении чувств.

    Далее стремительными становятся его жесты — он хочет скорее освободиться от Лизы, чтобы никто не увидел его в объятии простой крестьянки накануне выгодной женитьбы: взял за ру­ку, привел в кабинет, запер дверь, поло­жил деньги ей в карман, вывел из кабине­та и велел слуге проводить девушку со двора. И все это настолько быстро, что Ли­за не смогла опомниться.

  9. Можно ли считать Эраста злодеем или ковар­ным соблазнителем? Каким обрисовывает его Ка­рамзин, как раскрывает свое к нему отношение? Сопоставьте манеру изображения Эраста с мане­рой изображения героев в произведениях русского классицизма на примере известных вам произведе­ний.
  10. Смысл обрисованной в повести судьбы бедной Лизы как раз и состоит в том, что Эраст не злодей и соблазнитель, а вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный.

    Он искал удовольствий, вел рассеянный образ жизни, «читывал рома­ны, идиллии, имел довольно живое вооб­ражение и часто переселялся мыслями в те времена (бывшие или не бывшие), в ко­торые, если верить стихотворцам, все лю­ди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как гор­лицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали». К Лизе его влекла не только ее внешняя, но главным образом духовная красота, ее чистое, непорочное выраже­ние любви. Ему казалось, что он нашел в ней то, что давно искало его сердце. Эраст совершенно искренне мечтал, что будет жить с ней как брат с сестрой и с презри­тельным отвращением вспоминал уже ис­пытанные ранее сладострастные утехи. На что писатель умудренно прокомменти­ровал: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо­жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» По­роки его коренятся не в его собственной душе, а в нравах общества. Когда отноше­ния Лизы и Эраста достигли чувственного уровня, Лиза сохранила и даже преумно­жила свою любовь к нему, и прежде всего любовь духовную, а чувства Эраста пошли на спад, ибо таковые отношения были для него не новы. Эраст оказывается рабом «обстоятельств», которые заставляют его жениться на богатой невесте и столь бес­церемонно расстаться с Лизой, как он это сделал. Однако Карамзин сострадает и ему, потому что все же видит в нем «доб­рого малого». Узнав о самоубийстве Ли­зы, Эраст глубоко и искренне страдает и «почитает себя убийцею». «Так «нечувст­вительность» общества, закрепленная в социальном и имущественном неравенст­ве, разлучает и губит хороших по природе людей и становится непреодолимым пре­пятствием для их счастья. Но поскольку перед читателем раскрылась печальная история любви двух добрых душ, то их примирение возможно там, где нет обще­ственных условностей и предрассудков, где царит человеческое в его подлинном и чистом виде. Поэтому повесть Карамзина заканчивается умиротворяющим аккор­дом» (В. И. Коровин).

    В произведениях классицизма положи­тельные и отрицательные герои резко противопоставлены друг другу. И герой в подобного рода ситуациях, конечно, изо­бражался расчетливым и безжалостным соблазнителем.

  11. Каким вам представляется образ повествова­теля?
  12. Повествователь — современник героев повести «Бедная Лиза». Он знаком с Эрас­том, который и рассказывает ему эту го­рестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настро­енный человек, глубоко переживающий горе людей.

    Повествователь — человек об­разованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать лю­дям правильные характеристики. Повест­вователь любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пеш­ком, чтобы любоваться пейзажными кра­сотами.

    Материал с сайта //iEssay.ru

  13. Каково назначение лирических отступлений в повести?
  14. Лирических отступлений в повести не­много.

    Больше у автора развернутых суж­дений, сопутствующих изображению люб­ви героев, которые, правда, можно отнес­ти и к отступлениям, например: «Ах Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» Но есть и прямые лирические отступления, например, в начале «Бедной Лизы».

    По­вествователь часто приходит к Данилову монастырю «в мрачные дни осени горе­вать вместе с природой». Это отступление создает лирико-философский настрой, почву для грустных размышлений о жиз­ни и смерти, о горьких страницах истории отечества.

  15. В чем заключается роль пейзажа в повести? Как связан он с настроением и чувствами влюблен­ных?
  16. Пейзаж создает эмоциональный фон для восприятия сюжета повести и судеб ее героев, гармонирует с чувствами влюблен­ных.

    В начале повести, к примеру, резко контрастируют величественным амфите­атром расположенная Москва с златыми куполами и расположенные у ее подно­жия зеленые цветущие луга и убогая, ра­зоренная хижина, в которой тридцать лет тому назад жила Лиза со своей матерью.

    От панорамы Москвы повествователь бро­сает взгляд на Симонов монастырь, вспо­минает в связи с ним историю бедной Ли­зы, обозначает характер своего настро­ения, а затем направляет взор на бывшее ее жилище.

    Так пейзаж композиционно выстраивает подходы к началу горестной истории Лизы и ее любви к Эрасту. На­строение автора («нежной скорби») посте­пенно передается читателю через чтение пейзажа и раздумий повествователя об увиденных картинах.

    На фоне прекрасных пейзажных зари­совок зарождается и развивается любов­ное чувство героев. Они встречаются «на берегу реки или в березовой роще, но ча­ще всего под тению столетних дубов — дубов, осеняющих глубокий чис­тый пруд, еще в древние времена ископан­ный».

    Тихая луна гармонирует с волоса­ми Лизы, «посребряет их». Интересно описано слияние любви и природы: посребренными лунным светом волосами Лизы играют зефир и рука милого друга, что создает воздушный целомудренный образ любовного чувства.

    О таком слия­нии чувства с восприятием природы мы слышим в словах Лизы, содержащих при­знание в любви к Эрасту: «без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голосу скучен соловей поющий; без твоего дыха­ния ветерок мне неприятен».

    Наблюдае­мые нами литературные приемы харак­терны для сентиментализма.

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/k/karamzin/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami/bednaya-liza/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-povesti-n.-m.-karamzina-bednaya-liza

За что автор осуждает Эраста и в чём сочувствует ему? (По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)

Написала : Яна Николайчук

У самого автора к герою двойственное отношение: с одной стороны, внешняя привлекательность, изысканные манеры, доброе, внимательное отношение к людям, стремление к идиллической жизни – с другой стороны, жестокость, безответственность в поведении, эгоизм.

Причины – в его аристократическом воспитании: ведь, обладая «изрядным разумом» и «добрым от природы» сердцем, он был «слабым и ветреным» — уже издержки воспитания. Однажды он даже «решился – по крайней мере на время – оставить большой свет».

Рядом с Лизой он мог бы обрести счастье и душевный покой – то есть то, о чём мечтал, но он привык только брать, не привык отдавать, не умел и не хотел тратить свои душевные силы, да и желания его эгоистичны: он «думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах».

Ему казалось даже, что «он нашёл в Лизе то, что сердце давно искало». Но рядом с Лизой была не идиллия, а жизнь, с её заботами, тревогами, нуждой. Лиза стала для него очередной забавой, игрушкой. А игрушки со временем надоедают, если не становятся любимыми. И в итоге – «Эраст был до конца жизни своей несчастлив».

О том, какой образ жизни ведёт Эраст в городе, где и как он служит, мы знаем очень немного: «Ты знаешь, что у нас война, а я в службе…» Поднимается проблема долга перед отечеством, истинного гражданства.

Эраст не выдерживает и этого «испытания». На словах, он может остаться дома «только с величайшим бесславием, величайшим пятном для …чести.» «Все будут презирать меня; все будут гнушаться мною, как трусом, как недостойным сыном отечества». И ещё: «смерть за отечество не страшна».

На деле: он был в армии; «но вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти всё своё имение». По отношению к родине это предательство.

А дальше — предательство по отношению к Лизе: «Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове, которая была давно влюблена в него. Он решился на то и переехал жить к ней в дом, посвятив искренний вздох Лизе своей».

Ему – опять беспечная обеспеченная жизнь. Ей – всего лишь «вздох», хотя и «искренний» — и никаких угрызений совести, мучений, терзаний.

Для Эраста встреча с Лизой – только одно из развлечений в его пресыщенной жизни, экзотическое приключение: «Эраст восхищался своей пастушкой – так называл Лизу – и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее.

Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба (выделено автором) невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства.

«Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, — думал он, — не употреблю во зло любви её и буду всегда счастлив!»

Явственно виден разлад между намерениями Эраста и его привычками, поведением, тем более, дальнейшим. К Лизе он подходит, несмотря на новизну ощущений, с прежними мерками («помышлял о презрительном сладострастии»).

И автор как бы предупреждает и Эраста, и читателя о несбыточности его намерений: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» Ответы на эту серию риторических вопросов автор даст немного позднее.

Карамзин, по-видимому, тоже считает любовь барина и крестьянки невозможной.

После одной из самых драматических сцен повести – «расплаты» Эраста с Лизой и их расставания автор пишет: «Сердце моё обливается кровию в сию минуту.

Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слёзы катятся по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»

Автор даёт молодым людям урок — предупреждение, которое звучит как афоризм: «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви».

И, наконец, ещё одно нарушение норм морали – предательство. Вместо верности слову, данным обещаниям, верности в любви – погоня за деньгами, которые откроют путь к новым удовольствиям, к прелюбодеянию: карты, распутство, из-за которых Эраст и потерял своё имение.

А в результате – покинутая, опозоренная, униженная бедная (несчастная) Лиза решается на самый страшный поступок – самоубийство. Она не может жить с грехом («Мне нельзя жить», — думала Лиза), с чувством вины перед матерью и бросается в воду.

Чтобы жить честной, чистой жизнью, нужно помнить о нормах поведения, нужно следовать библейским заповедям.

Источник: http://sochinenie.blogspot.com/2012/03/blog-post_2826.html

Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина

    Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств.

    Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев –неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности. Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть – неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов. 

    В этом сочинении мне хочется остановиться на образе Лизы и на той роли, которую этот образ сыграл для всей русской литературы.

    В повести несколько действующих лиц: крестьянка Лиза, ее мать, дворянин Эраст и рассказчик. Стержнем сюжета является история любви между Эрастом и Лизой. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много.

Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу. 

    В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».

    Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си…нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы».

Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная») – читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку.

Вообще, рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, а Карамзин любит свою героиню. За что же? 

    Лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги».

Мать ее не могла работать, и «Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, — одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве».

Мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких. 

    Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини.

У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою».

Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы — и закраснелась».

    Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку. 

    При описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. Именно по этому признаку можно сказать, что образ Лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко. Ее речь выдает в ней не крестьянку, живущую своим тяжелым трудом, а, скорее, воздушную барышню из высшего общества.

«Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей».

Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. В этой, прогрессивной для XVIII века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню – молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл.

Карамзин как бы разрушает границы между сословиями, указывая на то, что все люди равны перед Богом и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют». 

    Социальный подтекст, вложенный автором в невозможность союза между людьми разных слоев общества, был широко впоследствии разработан Пушкиным в «Барышне-крестьянке», но именно Карамзин первым использовал его в русской литературе.

    Другим новшеством Карамзина стала сама трактовка женского образа. Вспомним, что в восемнадцатом столетии женщина не обладала достаточной свободой. В частности, женщина не обладала свободой любить по собственному выбору. Выбор за женщину делали ее родители.

Легко представить, что при таком положении дел, счастливые браки, в которых супруги любили друг друга, вряд ли были частым делом. Попытка любить по своей воле, вопреки общественному мнению расценивалась как преступление против нравственности.

Эта тема, предложенная Карамзиным, также найдет свое отражение в произведениях более поздних авторов. В частности, Александра Николаевича Островского.

    Но в «Бедной Лизе» автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда.

«Когда ты, –говорила Лиза Эрасту, — когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста.

Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это «непонятно, теперь думаю что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен». 

    Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле – любовью.

Этот прием «испытания любовью» станет очень важным в творчестве великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Наиболее полное свое воплощение он найдет в романах «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо».

В романе Гончарова «Обломов» главному герою также предстояло пройти испытание любовью. 

    Герой Карамзина, Эраст, предал и убил любовь. За это он будет наказан и после смерти Лизы. Он «до конца жизни своей» будет несчастлив: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». В конце повести мы узнаем, что Эраст умирает: рассказчик «познакомился с ним за год до его смерти».

    Лиза же не только проходит испытание любовью. Образ ее в любви раскрывается во всей полноте и красоте. «Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…»

    Вообще, Лиза наделена почти всеми христианскими добродетелями. Даже в тяжелую минуту, в разлуке с любимым, она обнаруживает такие прекрасные качества, как уважение к родителям и готовность жертвовать всем для любимого человека.

«Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь».

«Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль; «У меня есть мать!» — остановила ее».

    Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы – это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя. «Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..

Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов.

Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее…она бросилась в воду». 

    Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл – любовь. И Лиза погибает. Удивительно, как относится к смерти своей героини автор. Хотя Карамзин, помня о том, что самоубийство это грех, не дает душе Лизиной отдохновения.

В опустевшей хижине «воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят; “Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!”». Но писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика – «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» – открывает нам всю любовь автора к своей героине.

Карамзин верит, что его Лиза, эта чистейшая душа попадет в рай, в новую жизнь.

    Впервые у Карамзина женщина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств. 

    Новая жизнь для Лизы, а точнее для ее образа началась гораздо позже, в следующем веке. Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого.

Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из «Барышни-крестьянки» и Дуни из «Станционного смотрителя» до Катерины Кабановой из «Бесприданницы» и Катюши Масловой из «Воскресенья».

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/karamzin-n-m/4129-obraz-lizy-v-povesti-bednaya-liza-n-m-karamzina

Ссылка на основную публикацию