Почему люди становятся бесчестными?

Почему люди становятся бесчестными?

Сочинение соответствует тематике итогового сочинения 2016-2017 уч.г. Направление «Честь и бесчестие».

Стремление выглядеть достойно в глазах других людей, самоуважение – качества людей, по-настоящему понимающих, что значит честь. Когда-то оберегающие свою репутацию люди брали в руки шпаги и пистолеты, защищая честь, были готовы жертвовать жизнью. Шекспир утверждал, что для него утрата чести «равна утрате жизни».

К сожалению, в обществе всегда встречаются личности, начисто лишенные чувства собственного достоинства и благородства, любой ценой желающие добиться жизненных благ и выгоды. Почему люди идут на сделку с совестью, совершают недостойные поступки, превращаются в непорядочных и бесчестных?

По-моему, очень важную роль играет воспитание. В семье, где главными ценностями считаются богатство и власть, редко вырастет человек, искренне уважающий других людей, способный творить добро и сострадать.

Этих людей гораздо больше волнует собственное благополучие. Часто они для достижения своих целей не останавливаются ни перед чем, забывают о совести и человеческом достоинстве.

В произведениях русских писателей мы нередко встречаемся с героями бесчестными, порой превращающимися в таковых по советам старших.

Один из них – герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков. Отцовскому наставлению беречь и копить «самую надежную на свете вещь» — копейку, угождать учителям и начальникам сын следует исправно.

Чтобы разбогатеть и счастливо зажить в собственном поместье, Чичиков готов лицемерить, совершать незаконные сделки.

Ради будущей благополучной жизни ему ничего не стоит подло обманывать и предавать товарищей и окружающих его людей.

Персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин тоже строит свое будущее по заветам отца.

Заискивая перед Фамусовым и другими влиятельными господами, притворяясь влюбленным, этот пустой и ничтожный чиновник постепенно продвигается по службе и уже «три награжденья получил», завоевал чувства Софьи.

Но под маской скромного с виду, немногословного и уступчивого молодого секретаря скрывается лживая и подлая натура.

К сожалению, бесчестных людей немало. А начинаться этот непривлекательный путь может уже в детстве. Сначала ты ради сиюминутной выгоды обманул родителей, потом равнодушно прошел мимо хулиганов, не обратил внимания на оскорбления (и сам с легкостью оскорбил других).

Если внутренняя совесть молчит, постепенно можно привыкнуть жить по законам бесчестия. Совесть отрицается бесчестьем, зато ложь и зависть – его ближайшие соседи. Эгоистичные желания толкают бесчестного человека на многие позорные поступки.

Такому человеку ничего не стоит предать дружбу и любовь, изменить Родине.

Считаю, что понятия «честь» и «достоинство» никогда не устареют. Быть честным человеком нужно для того, чтобы всегда чувствовать себя свободным, уверенно идти по жизни, чтобы никогда не остаться наедине со своей бедой. Мало кто захочет протянуть руку помощи человеку непорядочному.

«Береги честь смолоду», — учит народная мудрость, и не забывай, что «честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь».

Примеры итоговых сочинений — 2017:

Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге

Как Вы понимаете слово «честь»?

Должен ли разумный человек жить чувствами?

Согласны ли Вы с тем, что друг познаётся в беде?

Источник: http://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/pochemu-lyudi-stanovyatsya-beschestnyimi/

Сочинение Что может привести человека к бесчестному поступку | Литерагуру

В жизни иногда возникают ситуации, когда мы вынуждены подавить внутреннее чувство справедливости, потому что обстоятельства не оставляют нам другого выбора. Что же может привести человека к бесчестному поступку? На мой взгляд, самая часто встречающаяся причина — безвыходность.

Бывает, что мы не можем поступить иначе, на другой чаше весов жизнь ближних или наше личное счастье. Нам необходимо выбирать между моральными принципами и реальными судьбоносными шагами, поэтому нередко мы жертвуем добрым именем ради цели, которая кажется нам оправданием.

Плохо это или хорошо — мы не можем честно ответить, пока не окажемся между этих двух огней.

В качестве примера ситуации, которая может привести человека к бесчестному поступку, рассмотрим  аморальное поведение Ларисы Огудаловой (из пьесы Островского «Бесприданница»). Героиня сбегает от жениха к своему возлюбленному Паратову. Она давно полюбила его и надеялась, что он возьмет ее замуж.

Однако после ночи, проведенной вдвоем с Паратовым, Лариса узнает от него, что он обручен и расторгать помолвку не собирается. Девушка лишилась чести, грубо нарушила нормы приличия, но читатель сочувствует ей, ведь она рисковала (и проиграла) из-за любви. Не порок и не жажда наживы повлекли ее на «Ласточку».

Пот отношению к жениху, матери и обществу, к которому она принадлежит, ее поступок бесчестен, она не имела морального права так поступать.

Но любовь сводит людей с ума, и, когда это святое чувство попрано условностями и расчетом, оно превращается в неуправляемую стихию, которая может привести человека к бесчестью.

Другой пример можно найти в романе Достоевского «Преступление и наказание». Соня Мармеладова получила «желтый билет» ради спасения своей семьи от нищеты и голода. Перед ней был тяжелый выбор: либо смерть близких, либо ее жертва.

Она отказалась от доброго имени для того, чтобы уберечь остальных членов семьи – малолетних детей и их больную мать, которые не могли о себе позаботиться. Другого выхода у нее не было, ведь тогда девушке было очень сложно устроиться.

В этом случае безвыходность заставила каждого из нас засомневаться в целесообразности добродетели.

Таким образом, можно сделать вывод, что любовь, доведенная до лихорадки, и крайняя нужда, когда речь идет о выживании, могут подтолкнуть человека к бесчестному поступку. Безвыходное положение, которое складывается под действием этих сильнейших чувств, загоняет людей в тупик, из которого выводит только кривая дорожка.

Источник: https://LiteraGuru.ru/chto-mozhet-privesti-cheloveka-k-beschestnomu-postupku/

Бесчестие

            Бесчестие как качество личности – склонность к позорному поведению и поступкам, противным чести.

Честь стала нынче не в чести, отдав дорогу для бесчестья. Подлость, лицемерие и ложь, гнусно ухмыляясь и мерзко хихикая, упоминают о ней в контексте атавизма – хвостовидного придатка и сплошного волосяного покрова на теле человека. Современное общество, деградируя семимильными шагами по дороге к невежеству, превращает честь в глупость, отсталость и косность.

      Немногие сегодня смеют

      Сказать уверенно, что честь имеют

      Скороговоркой пробубнить, мол, – Честь имею

      Сподручно даже прохиндею

     Владимир Высоцкий по этому поводу писал:

Досадно мне, что слово «честь» забыто

И что в чести наветы за глаза.

      Бесчестие, случайно услышав слова великого Шекспира «Честь  —  жизнь  моя, они срослись в одно, и честь утратить — для  меня  равно  утрате жизни», совершенно не понимает, о чем говорит классик.

  Когда сомневаешься, как поступить,  чтоб избежать бесчестия, поступай по совести, она всегда безошибочно укажет тебе благородный и порядочный путь.

     Человек, как разумное, общественное и сознательное существо, время от времени совершает акт самооценки, задумывается о своей нужности и значимости для людей, рассуждает об оценках внешнего мира его действиям и поступкам. Категория «честь» обозначает моральную ценность человека, фиксирует общественную оценку его нравственных качеств и поступков.

   Иоанн Златоуст говорил: “Позор и бесчестие является только тогда, когда человек делает то, что запрещает Бог”.

       Бесчестию глубоко наплевать на мнение и оценки окружающих, оно иронично воспринимает слова «долг» и «обязанности», прибегает к обману, не держит слово, равнодушно оставляет своего «друга» в нужде, беде или опасности.

     Бесчестие как инвалид совести с лёгкостью отказывается от обещания хранить верность и преданность. Не имея внутреннего судьи, бесчестный человек отдаст предпочтение сиюминутной выгоде над всеми клятвами и обязательствами, данными своим близким и окружающим людям.

   Философ Артур Шопенгауэр совершенно справедливо заметил: «Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь». Бесчестие – это отрицание совести.

Чести золото не купит.

Честный чести не уступит.

Честь нужна ему, как свет.

Рад продать её бесчестный… Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет.

        Признание  и одобрение человек получает локально от своего социального окружения, которое оценивает его специализированные нравственные качества, например, как врача, офицера, воина, ученого, профессионала, мужчины или женщины.

Читайте также:  Как писать сочинение в формате егэ по русскому языку

Бесчестие грубо игнорирует нравственные качества, присущие представителям данной социальной группы.

Бесчестная личность, слыша слова врача о клятве Гиппократа, врачебной тайне, принципе «Не навреди», смотрит на него, как на инопланетянина или мошенника, пытающего отговорками выудить у нее больше денег.

Воспринимая любого офицера как возможность купить «ствол», она никак не может уразуметь его слова об офицерской чести. Предлагая ученому – химику создать за большие деньги новый наркотический препарат, бесчестие недоверчиво и подозрительно выслушивает его категорические возражения о невозможности попирать честь ученого.

     Бесчестье оскорбить нельзя, ему хоть в глаза плюй – скажет «божья роса». Во все времена люди тщательно оберегали свою честь.

В период Средневековья во Франции одним из посягательств на честь было грызть ноготь на руке, повернувшись в сторону человека, которому адресовалось оскорбление. В Персии подобной атакой на честь другого человека было наступить ногой на его тень.

Хотя на Руси и говорили «Не в бороде честь – она и у козла есть», тем не менее, – дернуть за бороду по закону признавалось более тяжким преступлением, нежели лишить человека конечности, руки или ноги.

 А читавшие роман «Моби Дик» могут вспомнить мучительные размышления главного героя о том, считать ли ему оскорблением чести пинок, полученный от капитана.

Дело в том, что пинок ногой был недопустимым оскорблением чести, но у капитана вместо собственной ноги был протез и, получается, полученный удар можно было считать эквивалентом удара тростью или посохом, а это уже оскорблением не считается.

 Не имея профессиональной чести, бесчестье аналогично относится к утверждениям о важности фамильной, семейной, мужской или женской чести, ей чужда гордость за свою семью и близких родственников – братьев и сестер. Начисто лишенное благородства, оно, соответственно, целиком утрачивает нравственное величие личности.

    Опозоренный человек,  несмотря  на  унижения  и  оскорбления,  может   принимать бесчестье с достоинством. Иными словами, потеряв честь, он сохраняет человеческое  достоинство.  Если он человек чести, значит, не оставит попыток вернуть уважение окружающих на базе сохранённого собственного достоинства.

 Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера,  то  есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь. Тем не менее, никогда не расставаясь с достоинством, человек с его помощью нередко возвращал  утраченную  честь посредством  доказательства  своей  невиновности или дуэлью.

    От бесчестия не спрятаться, не скрыться. Томас Манн пишет: “«…позор и бесчестье только то, что выплывает наружу? О нет! Тайное бесчестье, которое в тиши грызет душу человека и заставляет его не уважать себя, куда страшнее!»

    В народе говорят: «Бесчестья больше пули бойся.  Вода всё смоет, только бесчестье не может смыть».

        В экстремальных ситуациях есть только мгновение, за которое человек выбирает или путь чести или бесславья и бесчестия. Можно единожды проявить трусость, непорядочность и навсегда погрузиться в бесчестие. Именно эти мгновения расставляют всё по полочкам, именно эти «мгновения раздают кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие».

      Malo mori guam foedari (лат.) – Лучше смерть, чем бесчестье.

     Есть такая притча. Один царь уехал на войну и оставил дома свою жену. Попав на поле боя, он увидел, что противник силен, его армия многочисленна. И понял, что может проиграть битву и быть убитым. На какое-то мгновение им овладел страх, и он решил вернуться во дворец. Он подошел к воротам и постучал. — Кто там? – спросила его жена.

— Это я, твой муж. Открой мне. Я не хочу воевать – ответил царь. — Это неправда. Ты не мой муж. Мой муж храбрый герой. Он вернётся или со щитом, или на щите. И Он, если нужно умрёт на поле битвы, но избежит бесчестия,  – ответила жена и не открыла ворота. Тогда царю пришлось вернуться на поле битвы и воевать. В той битве он одержал победу.

   Михаил Юрьевич Лермонтов в «Беглеце» рассказывает об обесчестившим себя воине, бежавшем с поля боя:

«Мать, отвори! я странник бедный, Я твой Гарун! твой младший сын; Сквозь пули русские безвредно Пришел к тебе!» «Один?» «Один!». «А где отец и братья?» «Пали! Пророк их смерть благословил, И ангелы их души взяли».

«Ты отомстил?» «Не отомстил… Но я стрелой пустился в горы, Оставил меч в чужом краю, Чтобы твои утешить взоры И утереть слезу твою…» «Молчи, молчи! гяур лукавый, Ты умереть не мог со славой, Так удались, живи один.

Твоим стыдом, беглец свободы, Не омрачу я стары годы,

Ты раб и трус — и мне не сын!..»

    Бесчестие ездит по жизни в одном купе с завистью, бессовестностью и ложью. «Честный и бесчестный человек познаются не столько из того, что они делают, но и из того, чего они желают», – говорил Демокрит.

Человек без чести как угодливый слуга своих эгоистичных желаний, постоянно завидует людям, почитаемым за их высокий профессионализм, бескорыстность и преданность своему делу.

Наплевав на оценки внешнего мира, бесчестие, тем не менее, крайне ревностно реагирует, когда люди чести, пользуясь доверием и уважением окружающих, обходят их в карьерном росте, как мощный современный автомобиль обходит лошадку, «везущую хворосту воз».

  Завистник жаждет видеть человека чести опозоренным. То есть, обвиняет людей чести в скрытых, гадких мотивах.

   Нас часто восхваляют, а потом с остервенением бесчестят. Такова природа человеческого общества. К предвзятому, тенденциозному бесчестию нужно относиться спокойно.

Когда людей бездоказательно чернишь, Себя при том ещё святошей выставляя, Не забывай, что совесть начисто теряя,

Уж не вернёшь её, в бесчестии сгоришь…

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 1 002 всего, 1 сегодня)

Источник: https://podskazki.info/beschestie-beschestnost/

Пример итогового сочинения «Если человек совершил бесчестный поступок, то он бесчестен до конца»

загрузка…

Проверенное итоговое сочинение на тему «Если человек совершил бесчестный поступок, то он бесчестен до конца» по направлению «Честь и бесчестие»

Введение (вступление):

Конечно, каждый человек по-разному понимает это высказывание. Бесчестие — это отрицательная черта человека характеризующаяся подлостью, лживостью, предательством, обманом.

Честь, напротив, сочетает в себе такие качества, как верность, преданность. Честь всегда противостоит бесчестию, во все века люди борются за правду, справедливость.

Если ты оступился и совершил бесчестный поступок, то, увы, тебе больше не удастся обладать такими качествами, как верность слову, благородство, порядочность.

Комментарий: повторы – одна из самых распространенных ошибок. Чтобы их избежать, нужно перечитать сочинение несколько раз и слова, повторяющиеся в двух соседних предложениях, заменить на местоимения, лексические или контекстные синонимы (или синонимичные выражения). Также важно следить за тем, чтобы в соседних предложениях не встречались однокоренные слова.

«Если ты оступился и совершил бесчестный поступок…» — лучше не использовать местоимение «ТЫ» при написании сочинения. Это допускается только в разговорной речи. Вместо «ты» можно написать «мы», «люди», «человек» и т.д.

«Если человек оступился и совершил бесчестный поступок, то, увы, ему больше не удастся обладать такими качествами, как верность слову, благородство, порядочность»

Тезис, конечно, соответствует теме, но есть два нюанса:

На тезисе нужно делать акцент, с помощью вводных слов, которые указывают, что это именно твое мнение («я думаю», «мне кажется», «по моему мнению», «я уверена» и т.д.) Написать тезис – недостаточно, важно донести до проверяющего, как ты пришла к такому умозаключению.

В вводной части ты расписала значения ключевых понятий, но никак не привязало это к тезису. Скорее всего, тебе поставили бы незачет по первому критерию, т.к. тема не раскрыта.

Чтобы исправить это, нужно ответить на вопрос: «почему совершивший бесчестный поступок, бесчестен до конца?» свои размышления над данным вопросом можно написать перед тезисом.

Аргумент 1:

Размышляя о теме «бесчестие», я не могу не обратиться к произведению Василия Быкова «Сотников». Это произведение о двух партизанах, попавших в плен. Идя (некрасивое слово, попробуй заменить) за продовольствием для своих товарищей, каждый из героев по-разному реагирует на предстоящую опасность.

Читайте также:  Продуктивный детский отдых в испании

Рыбак настроен серьёзно, готов к любым трудностям, в отличие от слабого, хилого, больного Сотникова. Попав в полицию, их пути расходятся (речевая ошибка, получается, что в полицию попали пути). Им предстоит допрос. Первым пошёл Сотников. Он молчал, ничего не рассказывал следователю.

Унижения, пытки, не заставили Сотникова предать свою Родину, свой отряд. После чего ему предстояла казнь. Однако Рыбак на допросе вёл себя противоположно (речевая ошибка, так не говорят. Противоположным может быть что-то: берег, реакция, поведение. А вести себя противоположно нельзя) своему товарищу.

На вопросы следователя он отвечал подробно, был вежлив, цеплялся за каждую возможность спастись. На что следователь предложил стать одним из них. Рыбак обрадовался, что появился шанс на свободу. Он совершил самый плохой и бесчестный поступок. Рыбаку остаться живым оказалось сложнее и мучительнее.

Он понимал, что совершил огромные ошибки, убив своего друга и перейдя на чужую сторону, тем самым лишился чести и навсегда обрёл бесчестие.

Комментарий: аргумент неубедительный. Понятно, что Рыбак совершил бесчестный поступок, но почему он навсегда обрел бесчестие? В чем это проявляется?

Таким образом, данный аргумент не подтверждает тезис.

Аргумент 2:

В доказательство можно привести ещё и произведение Валентина Распутина «Живи и помни». Это произведение об Андрее Гуськове, которого вместе со всей мужской частью деревни отправили на войну. Воевал он хорошо, добросовестно выполнял все обязанности.

Под конец войны Андрей, получив ранение, попадает в госпиталь. Гуськов хотел хоть ненадолго вернуться домой, хотя бы на один день. Он был уверен, что из госпиталя его отправят домой, но этого не произошло. И вот Андрей возвращается домой раньше срока, возвращается не героем, а дезертиром.

Дезертирство — это предательство. Настена, жена Андрея, не может части мужа (?), но она старалась, помогала чем могла. Ее сила — Любовь и вера, но из-за любви к плохому человеку она сама страдает. Андрей не хотел жить дальше, он не видел смысла в дальнейшей жизни и единственный выход — это смерть.

Поступок Андрея Гуськова служит примером бесчестного поступка.

Комментарий: здесь приведен пример бесчестного поступка, но тема не раскрыта до конца, поэтому данный аргумент не подтверждает тезис.

Заключение:

Все приведённые мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают меня в том, что вернуть честь уже невозможно. В наше время очень много примеров бесчестных поступков, порой даже жестоких. Я хочу верить, что люди совершают намного больше честных поступком, чем бесчестных, потому что бесчестие ведёт к разрушению личности.

Комментарий: в заключении прослеживаются хорошие мысли, но сформулированы они «скомкано», есть повторы.

Итог: тема не раскрыта до конца, ни один из аргументов не подтвердил тезис – незачет.

Твоя проблема в том, что ты не можешь собрать свой поток мыслей в единое целое. Чтобы справиться с этим, попробуй прежде, чем писать сочинение, составить его план. Прописанный «скелет» не даст тебе сбиться с пути.

Ни в коем случае не расстраивайся, попробуй исправить свою работу, следуя рекомендациям. Я уверена, у тебя все получится. Жду исправленный вариант на проверку)

Источник: http://supersoch.ru/itogovoe-sochinenie/gotovye-itogovye-sochineniya/chest-i-beschestie1/esli-chelovek-sovershil-beschestnyj-postupok-to-on-beschesten-do-konca.html

Как быть честным в мире всеобщей лжи

Честность — забытое качество личности, которое раньше было присуще каждому деловому мужчине. Сегодня ты скорее найдешь руководство по лжи и шпионажу, чем руководство о практическом пути честности.

А ведь не просто так это качество считается добродетелью. Быть честным человеком равнозначно тому, чтобы быть человеком надежным и ответственным.

Именно такие люди становились теми, на кого равнялось всё остальное общество.

В эпоху цифровых технологий обман стал ведущим явлением в области общественных отношений. Обманывают друзья, соседи и коллеги. Обманывают кинозвезды, врачи и сотрудники ГИБДД.

Девушки обманывают тебя, а ты обманываешь девушек.

Обман стал настолько обыденным делом, что потихоньку перерастает в естественную человеческую черту, но, тем не менее, честность еще может отстоять свои позиции — в ней много плюсов, больше, чем тебе кажется.

Становимся честными, искореняем ложь

Бесчестные люди, как правило, не имеют конкретных личностных ценностей. Все свои действия они обосновывают стремлением что-то получить от других людей, а не стремлением чего-то достичь. Если ты научишься распознавать в себе это тлетворное качество, то сможешь начать реабилитацию.

Не надо винить себя или, тем более, людей, которые тебя воспитывали. Многие убеждения передаются из поколения в поколение на подсознательном уровне.

Однако, если ты осознаешь проблему, то ты можешь работать с ней, чтобы принять новую систему ценностей, краеугольным камнем которой станет честность.

Нужно создать небольшую систему личных границ, что-то вроде кодекса чести, который был принят у русских офицеров в Империи. В этом кодексе должен быть некоторый свод правил, которые нельзя позволять нарушать другим и, что главное, самому себе.

Если ты живешь по кодексу чести, то, рано или поздно, но у тебя начнет формироваться настоящее чувство собственного достоинства, которое было, похоже, забыто современными мужиками.

Наличие чести — это обязательное условие для становления личности в стиле «мужчины, который отвечает за свои слова».

Дэн Ариели, профессор психологии и поведенческой экономики, рассказывал, что люди склонны становиться менее честными, когда отвлекаются, истощаются или заваливают свои мозги тоннами ненужной информации.

Оставаться в рамках своей системы ценностей — это значит регулярно проводить оценку своим действиям и постоянно следить за настоящим. Нельзя поддаваться напору иллюзорных «истин», которые каждый день пытаются сломить твою волю. Если ты выбрал определенный путь, то иди по нему осознанно.

Будь верен своим позициям, что, однако, не означает глупую консервативность взглядов, когда всё новое воспринимается человеком в штыки.

Прежде чем встать на путь честности, тебе надо ответить на вопрос: «Зачем оно мне надо?» Если ответ находится быстро, то он и является твоей целью, которая должна приглушить все импульсивные желания, которыми так насыщены будние дни. Действовать честно, в идеале, нужно потому, что так делать «правильно», но, с другой стороны, если у тебя есть причина быть честным, то тебе будет проще.

Принимать критику от других — дело непростое, не каждому под силу. В любой критике сталкиваются два мнения, которые друг другу враждебны. Если ты заметил, то из споров века постмодерна никто не выходит победителем. Всё потому, что никто не умеет воспринимать критику так, как воспринимали ее раньше.

Мы неуважительно относимся к собеседнику, считаем себя гениями во всех аспектах жизни, а потому часто лжем, чтобы быстрее решить проблему. Но можно пойти по иному пути — установить глубокую обратную связь с собеседником, чтобы найти точки соприкосновения.

Когда есть что-то общее между тобой и твоим критиком, то всегда легче быть честным и не отказываться от своего первоначального намерения.

Найти истину в современном мире — это почти так же реально, как найти живого мамонта. Но если случается, что ты видишь перед собой самую настоящую истину — хватай ее за яйца, снимай на фотоаппарат и пусть она зафиксируется в твоей памяти.

Моменты истины — это те самые кадры, которые покажет тебе Смерть, когда придет твое время. Необходимо сохранить как можно больше этих кадров, чтобы можно было опираться на что-то важное, настоящее и живое, а не на вымысел.

Чем больше ты сохранишь «моментов истины», тем легче будет оставаться честным человеком.

Источник: https://BroDude.ru/kak-byt-chestnym-v-mire-vseobshhej-lzhi/

Что такое честь и бесчестие

Прежде всего это не слова, а поступки. Можно тысячу раз говорить, что вы честны, добры и благородны, а на деле быть лживым злодеем. Настоящая честь редко идет вместе с высокопарными речами.

Не обязательно выставлять напоказ свои хорошие поступки, чтобы быть благородным человеком. Честь не требует благодарности и признания.

Люди, у которых это качество на первом месте, помогают просто так, ничего не ожидая взамен.

По – настоящему благородный человек не обращает внимания на общественное мнение, а живет по законам и совести. Для него это выше всего. Хотя, конечно, оскорбление чести не оставляли без ответа: раньше конфликты, связанные с унижением достоинства, разрешались дуэлью.

И здесь уже некоторый вес имело и общественное мнение, но это было в прошлом и чаще случалось с молодыми, порывистыми людьми. Очень тонкими и романтичными натурами.

Читайте также:  Отношение автора к эрасту в повести н.м. карамзина «бедная лиза»

Люди старше и опытнее, или просто обладающие холодным и расчетливым умом редко попадали в подобные ситуации, так как руководствовались мудростью прожитых лет, а утверждавшееся в некоторых душах разочарование обществом заставляло их все меньше считаться с мнением окружающих.

Конечно, если они получали вызов, то, как личности благородные, были обязаны его принять, иначе за ними закрепились бы звания трусов и подлецов, но самому поединку ни один человек не предавал никакого значения. Все это касается личной чести,

а вот когда было задето достоинство более слабого, женщины, родных, оно защищалось ими до последней капли крови. Но, как уже сказано, это все в прошлом. А что же настоящее? Дуэли уже давно ушли из жизни, принципиальных и правдивых людей становится все меньше.

Какое же место у чести в нынешнем обществе? Пожалуй, благородство и теперь имеет важное значение, хоть его и нелегко разглядеть за множеством масок. Правда, может и не всегда, но торжествует. Еще защищают слабых, даже во вред себе. И по сей день смотрят не только на слова человека, но и на его дела.

И остаются те, кто следует важному правилу, высказанному древнегреческим философом Теофрастом: “Ни тщеславием, ни красотою одежд или коней, ни украшением не добывай себе чести, но мужеством и мудростью”.

А что же бесчестие? Это полная противоположность всему благородному. К сожалению, людей с нечистыми помыслами было много во все времена. Сладки речи бесчестия, легко оно затягивает в свои сети. У него много лиц, но главные – ложь и предательство.

Бесчестный человек не может быть правдивым. Его всегда сопровождает обман. Бесчестные люди никогда не помогут просто так, без выгоды для себя. Они не держат свои обещания. Верность слову, идеалам ничего для них не значит.

Бывает так, что бесчестные люди пытаются показаться принципиальными и благородными. Они говорят красивые речи, создают видимость хороших поступков, а сами при первой же возможности нарушают все слова и обеты. Такие личности по сути своей трусливы и ничтожны.

Но большое количество их опасно. Бесчестие словно чума, с которой нужно бороться.

О чести написано множество книг. Немало великих авторов занимал этот вопрос. Кто только не писал о нем! Это одна из самых многочисленных и важных тем в литературе. Вопрос чести занимал людей во все времена.

Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” произведение о чести и благородстве. Многие герои живые воплощения этих качеств, но есть и те, которым они чужды. Петр Гринев – молодой офицер, приехавший служить в Белогорскую крепость. Он на протяжении всего произведения рос духовно и совершал благородные поступки.

Гринев, несмотря на запрет, вызвал Швабрина на дуэль, защищая честь Маши Мироновой. Юноша не дрогнул, когда в крепость пришел Пугачев. Гринев отказался перейти на его сторону, невзирая на щедрые предложения высоких должностей. Недаром отец юноши говорил: “Береги платье снову, а честь смолоду”.

Гринев следовал этому завету стоически и неукоснительно.

Антагонистом ему выступает Швабрин. Он самолюбив и эгоистичен. Этот человек распускал лживые слухи о Маше Мироновой только потому, что не смог добиться ее любви.

А потом удерживал девушку в плену, вынуждая стать его женой. Швабрин при взятии крепости перешел на сторону Пугачева и всячески перед ним пресмыкался.

Нарушив присягу, герой придает честь офицера и показывает свое малодушие и не способность быть верным однажды данному слову.

Поэма А. С Пушкина поднимает проблему чести в эпизодах, связанных с дуэлью. Ленский, по горячности своей, вызывает Онегина на поединок, оскорбившись поведением Евгения на балу. Отказаться главный герой не может.

Дуэль состоялась – финал трагичен. Онегин поступает, конечно, бесчестно по отношению к другу, но все же делает это не намеренно, а случайно, и сильно корит себя.

Возможно, будь Ленский менее пылким, трагедии можно было бы избежать.

В качестве еще одного примера предлагаю роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Печорин, главный персонаж, индивидуалист, получающий удовольствие от игры на чувствах других, но, несмотря на это по-своему честен.

Он, зная, что навязываемая ему дуэль изначально проигрышная, все рано принял ее, защищая честь княжны Мэри.

Печорин дает Грушницкому возможность отказаться от своих слов и прекратить поединок, но тот оказывается слишком слаб и ничтожен для того, чтобы признаться в обмане и принять поражение.

Итак, честь имеет большое значение. Это благородство человека и его нравственные устои. Без честных людей общество не может существовать. Они его опора и поддержка. Только с их помощью общество может процветать. Поэтому очень важно, чтобы всегда были люди, которые имеют моральный кодекс, живут по совести и этим делают мир лучше.

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/chto-takoe-chest-i-beschestie/

Бесчестие хуже, чем смерть

Выбор есть всегда. Всегда мы можем пойти на какие-то неудобные для себя ситуации, на какие-то неудобные для себе условия, но не жертвовать своими принципами, своей честью. Всегда можно пожертвовать своими удобствами. Иногда можно пожертвовать своей жизнью, но сохранить честь и достоинство. И это будет благородный поступок.

Но это уже супер-экстримальная ситуация, супер-экстримальная. В основном, нет такой ситуации. Если это не война, то это не такая ситуация. Это только на войне такие ситуации могут быть. Тут в нашей жизни не нужно жертвовать особенно. Но всегда можно пойти на какие-то лишения, чтоб сохранить честь и достоинство.

Стал директор требовать некрасивых вещей, «Да, пропади пропадом вся эта работа вместе с этим директором, да, пропади пропадом эта зарплата, да, пойду лучше я уголь разгружать!». Любой сможет уголь разгружать, в принципе, если захочет, просто давно не пробовал.

Есть, что делать. Тяжелые работы есть всегда, я страшную тайну открою, нет высоко-интеллектуальной руководящей работы. Вот, руководящей работы всегда мало. Топ-менеджеры, места все заняты, извините.

А не топ-менеджеры, вот, черновая работа – сколько хотите, заработайся – не хочу.

Поэтому всегда можно пойти и на какие-то лишения, аскезы и более серьезные ситуации, но не на потерю чести и достоинства, не на потерю принципов.

Пропади они пропадом, все эти результаты, если мы заплатим за них своими принципами.

Кому? Кому нужен этот приз, если мы потеряем в своем развитии, если мы деградируем? Этот приз не окупит нашу карму, которую мы получим за греховную деятельность. Даже на лекарство не хватит этого приза.

Этого повышения в зарплате на лекарства не хватит, которые придут, за то, что мы так повысили свою зарплату. Понимаете?

Поэтому оно, я думаю, даже не ноль на ноль аннулируется, что это в минус будет сделка, сделка в минус. Поэтому на сделку с совестью лучше не идти. Лучше пойти на аскезы. Аскезы всегда хорошо, здоровее будешь.

Сразу кровь к лицу придет, здоровье появится. Понимаете? Застои в мышцах пропадут. Очень удобно всегда физическим трудом позаниматься, это очень полезно всегда, всегда хорошо, такой фитнес.

Это даже не аскеза, это фитнес некоторый.

Хорошо, полезно позаниматься трудом, на дачку съездить, размяться на поле. Поэтому не так уж страшно. Да, лучше пойти на какие-то испытания, на какие-то аскезы, чем пойти на сделку с совестью.

Вот наш выбор! Никто не может заставить. И, в принципе, никто даже не вправе человека потом обвинять или осуждать, это его выбор. Кто-то может, кто-то нет. И, в любом случае, мы получим урок. Этот урок будет понятный.

Будет понятно всё.

Из лекции Вячеслава Рузова «Как узнать демона в своем сердце?»

Источник: http://audioveda.info/?p=793

Ссылка на основную публикацию