Политический кризис и мировой конфликт

Кризис политический и конфликт

Политический кризис — это глубокое расстройство политической системы, нарушение ее нормального функционирования, заключающееся в том, что значительная часть граждан отказывает управляющей политической организации (таким ее ключевым звеньям, как исполнительная власть и правящие партии) в своей поддержке, так или иначе выражает несогласие с осуществляемой в стране политикой, проявляет недовольство ею и тем самым не позволяет политической системе успешно осуществлять свои функции. В отличие от политического кризиса общественно-политический конфликт есть лишь одна из форм выражения политического кризиса, состоящая в открытом выступлении масс против политической организации и ее политики. Причины, породившие общественно-политический конфликт, состав его участников, а также цели, которые преследуют те, кто выступает против политики в целом или ее отдельных аспектов, применяемые массами средства дают общую картину общественнополитического конфликта и его перспектив: перерастание в восстание и революцию или переход в реакцию и контрреволюцию.

В фундаменте политического кризиса и конфликта лежат социальные противоречия, а каждое социальное противоречие (комплекс противоречий) есть не что иное, как противоречие интересов людей или групп (классов и слоев) или общностей (наций, народностей, народов). Все, что делается в обществе, как хорошее, так и плохое, делается во имя определенных интересов, во имя чьей-то выгоды.

Однако не каждое различие и расхождение интересов, не каждое противоречие уже есть конфликт, ибо социальные конфликты — это противоречия интересов, дошедшие до определенной ступени развития и до соответствующей формы своего выражения.

Важно видеть, что каждое социальное противоречие развивается, проходит определенные ступени — возникновение, развитие и обострение, продвигаясь к разрешению.

Если бы каждое противоречие проходило все эти ступени, то можно было бы утверждать, что конфликт — )дна из заключительных фаз развития противоречия, когда происшедшая на предыдущих фазах поляризация сил и их обострившееся противоборство переходят в последнюю фазу развития — в фазу открытого столкновения сторон и разрешения противоречия. Так действительно бывает, но только там и тогда, где и когда или цена открытого столкновения сторон относительно невелика (во всяком случае не выше самого процесса), или общество, его противоборствующие силы не видят других путей реализации своих интересов, кроме открытой борьбы с целью устранения противоположной стороны.

Однако в реальной жизни с определенного времени (с появлением могущественных производительных сил на переходе от XIX к XX в.

появилась возможность самоуничтожения человечества) социальные конфликты стали предметом пристального внимания и опеки политиков и политологов, стремящихся не допустить стихийных взрывов страстей, бунтов, неуправляемых восстаний и разрушительных революций.

Оказалось, что открытое столкновение или конфликт — вовсе не единственная и отнюдь не всегда самая лучшая форма разрешения существующего социального противоречия. Учитывая весьма высокую цену конфликта, революционных методов и средств разрешения противоречий для общественного развития, порой лучше идти по другому пути — пути эволюционному.

Это когда комплексы противоречий не накапливаются и не концентрируются, а сознательно разукрупняются и дезинтегрируются, а сами противоречия с высоты общественной опускаются до человеческого уровня и тем или иным путем разрешаются, благодаря чему процесс не доходит до открытого столкновения граждан, масс людей, классов и наций.

Но перевод общественного развития на эволюционный путь становится объективно возможным только с определенного времени и в силу реальных обстоятельств.

И не только потому, что недовольство и озлобление, страх и отчаяние, ненависть и фанатизм, рождаемые антагонизмом интересов, нет-нет, да и дают спонтанные взрывы, столкновения, конфликты (достаточно указать на долго длящиеся межрасовые, межнациональные конфликты в США, Канаде, Великобритании, а в самое последнее время в бывших Советском Союзе, СФРЮ, ЧСФР), но и потому, что все еще сильна вера, с одной стороны, в «авось обойдется», а с другой — в возможность одним ударом, решительным шагом, выступлением, действием решить проблемы, которые накапливались годами, а порой и целыми десятилетиями.

В связи с характером противоречий и природой социальных сил, вовлеченных в открытое столкновение, сами конфликты бывают социальными, когда они возникают на почве несовместимости или расхождения интересов классов и социально-экономических групп; национальными (межнациональными), когда в их основе лежат противоречия между нациями, народами и народностями; межличностными, когда речь идет о столкновениях отдельных индивидов, граждан. В зависимости от той среды, а точнее сферы, в которой развертываются столкновения, сами конфликты бывают политическими, экономическими, этническими, расовыми, трудовыми и т. д.

Разумеется.

, что острота конфликтов и их значимость для общества далеко не одинаковы (одно дело конфликт между поссорившимися Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем, и другое дело конфликт, скажем, между Китаем и США, США и Японией и т.д.

; одно дело идейно-теоретический конфликт и другое дело торговая война и т.п.). Общественную силу и значимость конфликта определяют не путем выявления «яблока раздора», а посредством учета объема масс, вовлеченных в конфликт.

Хотя общественные конфликты возникают на основе объективных противоречий, связанных с интересами людей, а сами противоречия получают в конфликте одну из форм своего выражения и проявления, нельзя смешивать, а тем более отождествлять конфликт и кризис.

Кризис чаще всего выступает как нарушение прежней гармонии, как функциональное (а не органическое) расстройство прежнего взаимодействия, протекавшего удачно и успешно для рассматриваемого процесса или явления.

Конфликт — уже не простое нарушение прежнего взаимодействия, существовавшей гармонии, а стихийное или сознательное противоборство, столкновение сторон. Конфликт всегда свидетельствует о кризисном характере развития процесса.

В то же время не каждый кризис, и не любое кризисное развитие есть конфликт. Более того, не каждый кризис ведет и приводит и конфликту.

Поэтому для политика и политолога очень важно не только видеть разницу между кризисом и конфликтом, но и быть в состоянии найти средства своевременного разрешении существующих противоречий, недопущения того, чтобы обнаружившийся кризис перерос в конфликт, стал угрожать нормальным условиям общественного развития. Здесь нет рецептов на все случаи жизни: только анализ существа противоречий, лежащих в основе кризиса и могущих привести к конфликту, может дать ответ на вопрос: что следует сделать для предупреждения опасности конфликта?

Кризис политический и конфликт*. Конфликтная теория «посткапиталистического общества», разработанная Р.Дарендорфом, принесла ему славу левого теоретика и даже революционера. Эта теория, по мысли ее автора, позволяет радикально размежеваться как с классической буржуазной социологией, так и с марксизмом. При этом сам Р.

Дарендорф признает, что никому еще «не удалось преодолеть Маркса, т.е. создать теорию, которая позволила бы выводить социальные антагонизмы, исходя из структурных особенностей, а не интерпретировать их как случайные явления» (1, с.86). Но, отдавая дань уважения Марксовой теории классовой борьбы, Р.

Дарендорф выдвигает свою идею — идею «социальной плазмы», в рамках которой социальные конфликты локализуются и утрачивают свой «интенсивный» характер, который угрожает самому существованию общества. Элементами этой «социальной плазмы» являются: неустранимое социальное неравенство, сами конфликты и наличие сильного «среднего слоя».

Таким образом, в плюралистическом, открытом обществе налицо все необходимое для того, чтобы плюрализм интересов, их столкновение не привели к общественной катастрофе.

В чем же суть конфликтной теории Р.Дарендорфа?

Инструментарий конфликтной теории Р. Дарендорфа составляют три понятия: перманентное изменение, сам конфликт и насилие. «Общество, — утверждает Р.Дарендорф, — это прежде всего господство, и следовательно, всегда насилие, определенное отчуждение (трагический парадокс договора о господстве) и, кроме того, — конфликт и изменение» (2, с. 334).

Для автора сам конфликт не есть нечто аномальное, чрезвычайное. Нет, это — естественное выражение и проявление многообразия интересов и их коллизий. Что же такое конфликт? «…Парламентская дискуссия и гражданская война, — пишет Р.Дарендорф.

— мирные тарифные переговоры и забастовка, легкое внутреннее напряжение, вследствие известного несогласия между индивидом и профессией, психическое заболевание при ролевом конфликте между происхождением и социальным положением — все эти явления принадлежат к области социального конфликта.

Социальный конфликт не только многообразен, он вместе в тем — выражение свободы: «Конфликт означает свободу, поскольку он является единственным выражением многообразия и несовместимости человеческих интересов и желаний в мире незнания и основывается «на неопределенности человеческой экзистенции» (2, с.276). Кто субъекты конфликта? По Р.

Дарендорфу, это — «эмпирические социальные сущности», «латентные классы», т.е. некие аналоги общественных классов. При этом Р.

Дарендорф считает, что для либеральной плюралистической демократии характерно, вопервых, признание не только наличия, но и неизбежности различий в интересах и воззрениях; во-вторых, сосредоточение внимания не на причинах, а на формах проявления конфликта; втретьих, создание определенных институтов для регулирования конфликтов между разными группами; вчетвертых, развитие правил игры, которыми должны руководствоваться участвующие в конфликте партии. Правила зависят от институтов. По мнению автора рациональное отношение к регулированию конфликтов — необходимое условие осуществления парламентского правления и вместе с тем — необходимое условие свободы индивида, которую ему гарантирует представительное государство. Но при этом Р.Дарендорф вовсе не намерен абсолютизировать роль государства в регулировании социальных конфликтов, более того, он считает, что преувеличение роли государства — одна из характерных немецких традиций в интерпретации государства, изображаемого часто в качестве «окончательного», «высшего» авторитета или «действительности нравственной идеи». Оценивая социальную жизнь в западных странах, Р.Дарендорф считает, что распределение власти в обществе стало весьма аморфным, а былое равновесие конкурентных групп, интересов заменило насилие, осуществляемое какимлибо классом, причем в качестве класса рассматривается и бюрократия. По его мнению, бюрократия играет двойственную роль: она и носитель и «чистый потенциал» власти. Будучи «последним» и действительным носителем господства во всех организационных структурах общества, включая государство, бюрократия не имеет своей особой социальной программы. Цели, во имя которых бюрократия отправляет свою власть, не являются ее целями и рождаются они не в недрах ее иерархии. По мнению Р.Дарендорфа, бюрократия может оказывать влияние на принятие и осуществление политических решений, может им сопротивляться, но не может принимать их самостоятельно. Но есть и компенсация: в современном государстве никто не в состоянии править, «обходя», «минуя» бюрократию, а тем более против ее воли, Вместе с тем бюрократия не может править, не имея мозгового треста. В качестве господствующего класса, считает Дарендорф, бюрократия является резервной армией власти или, точнее «армией без командующего». В свете такого понимания господствующие группы общества состоят из постоянных (бюрократия) и переменных (руководящая группа «партии большинства») величин. Р.Дарендорф пишет: «Когда отсутствуют группы, способные осуществлять господство, а вместо них доминирует безликая власть бюрократии, для существующей политической системы возникает чрезвычайно большая опасность утраты легитимации и угроза устранения со стороны какой-либо группы радикальных реформаторов. Нередко такая группа в теории и на практике тоталитарна» (3. с.209).

Обращаясь к проблемам демократизации западных обществ, Р.Дарендорф естественно приходит к проблемам активности и пассивности общественности, поскольку степень демократичности общества детерминируется в первую очередь, активным участием населения в решении важных политических проблем.

При этом само развитее политической системы на Западе внушает ему опасения, ибо, по его мнению, западное общество стоит не на пороге возрождения традиционного либерализма, а в преддверии «средневекового рабства в условиях экономического изобилия».

Эта опасность коренится в системе планово-рационального бюрократического общества, в выживании которой заинтересованы чиновники и руководители союзов, ученые и специалисты всех категорий, т.е. те, для кого опасность кроется не только во внепарламентской оппозиции, но и в новом либерализме.

Причем эти общественные силы располагают достаточным потенциалом власти, чтобы расправиться и с тем, и с другим. Все это требует рассматривать проблемы демократии через призму концепций «активного общества». Однако все более организуемая для действий общественность несет с собой свои трудности. Р.

Дарендорф открыто заявляет, что «постоянное участие всех во всем» вовсе не служит процессу демократизации общества, наоборот, «фактически оно является определением полного застоя». А такой застой всегда опасен: «Когда общества утрачивают свою способность изменяться, они теряют также и свои рубежи в борьбе против разрушения свободы» (4, с.81).

Поэтому одной из основных функций активной общественности в концепции Р.Дарендорфа является функция политического контроля. «Контроль — это нечто иное, чем законодательная, исполнительная и судебная власти, в отличие от них он сам представляет собой часть политического процесса.

Слабость конституционного мышления в категориях разделения властей кроется в том, что при этом речь идет о статическом принципе. Разделение властей почти ничего не говорит нам о политических процессах, о том, в каком виде они возникают и протекают, он предполагает их постоянными» (3, с.232). Таким образом, по Дарендорфу, контроль — решающий аспект политического процесса.

Читайте также:  Почему люди становятся бесчестными?

Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях

Источник: http://politike.ru/termin/krizis-politicheskii-i-konflikt.html

Понятие и основные типы политического конфликта. Политический кризис

Общественная жизнь насыщена многообразными конфлик­тами. Существует множество типологий конфликтов. В зависи­мости от сферы проявления различают экономические, социаль­ные, культурные, конфессиональные, политические конфликты.

Политические конфликты представляют собой вид социальных отношений, где взаимодействуют политические интересы и их носители, а также применяются политические методы борьбы и разрешения конфликтов.

Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обус­ловленное противоположностью их политических интересов, ценностей взглядов.

В самом широком плане источники или причины политиче­ских конфликтов подразделяются на внесоциальные, социаль­ные и комбинированные.

К первым относятся многочисленные ис­точники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведе­ния.

Обусловленные такими факторами политические конфлик­ты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, тер­рористических акций фанатиков, иных нерациональных и внеш­не мало или вовсе не мотивированных акций.

Специфическим источником политических конфликтов яв­ляются и противоречия промежуточного характера, отражающие взаимосвязи человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта.

В частности, это конфликты, вызван­ные политическими последствиями экологических катастроф, аварий на крупных предприятиях, стихийных бедствий.

Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только самими стихийными бедствия­ми, но и самим человеком, усугубляющим эти события.

Однако в качестве основной причины политических конфликтов следует назвать, прежде всего, социальную диф­ференциацию общества, определяющую несовпадение стату­сов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, инте­ресов и потребностей. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп и сообществ людей.

Один из центральных вопросов большин­ства политических конфликтов: кто и каким образом распоряжает­ся ресурсами? Борьба за обладание ресурсами детерминирует кон­фликтные взаимоотношения между правящей элитой и контрэли­той, различными политическими партиями и группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за перераспределение собственности, национального достояния, го­сударственного бюджета и т. д. Таким образом, основным субъ­ектом политического конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование влас­ти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, парламентские фракции, группы давления и т. д.

Наиболее яркими формами политических конфликтов вы­ступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, граж­данская война.

Политический конфликт можно определить как теоретическое и практическое противоборство субъектов политики за возможность трансформировать или сохранить социальный порядок. Реализации этой возможности способствует обладание инструментами государ­ственной власти — финансами, репрессивным аппаратом и т. д.

По­этому первейшей задачей участников политического конфликта является удержание или завоевание государственной власти. Вместе с тем политический конфликт не ограничивается только завоеванием и удержанием власти, не сводитсяк нему.

В нем развертывается борь­ба между различными картинами мира, отстаиваемыми различными общественно-политическими группами и их лидерами.

Основное направление политич.отношений-поддержание мира как основы стабильности в мире.Эти цели могут быть осуществлены путём сотрудничества государств и народов по всем важным вопросам,касающимся политических отношений.Залогом нормальных отношений лужит поиск консенсусов-решений,которые могли бы устроить всех участников переговорного процесса.

Сущность политического конфликта.

Конфликт (от лат столкновение) – столкновение 2-х или более разнонаправл. сил с целью реализ. их интересов в условиях противодействия. Конфликт вечен, потому что невозможно создать такую общ. систему, при кот. требов. всех были бы удовлетворены.

Для Зап. теоретиков конфликт – это неантагонистическое противоречие, убежденность в возможности их регулирования, при этом соц стабильность считается нормальным состоянием общества, а конфликт временным.

Марксисты же считают, что единство временное, а противореч. и конфликт пост.

Политический конфликт – это состояние полит. отношений, в кот. их участники ведут борьбу за ценности и определ. статус власти (нейтрализировать противника).

Сущность конфликта в несоответствии между тем, что есть и тем, что должно быть. В пол. конфликте его участники противостоят один другому по причине несовместимости их пол. интересов, связанных с вопросами осуществления пол власти. В основе всех политических конфликтов лежат глубокие соц.-экон. противоречия, кот и приводят к столкновению пол интересов.

Таким образом, роль конфликта двойственна. Конфликты могут служить началом нового этапа развития. Конфликт может привести к кризису.

Полит. кризис – состояние пол. сист. общества, кот проявляется в углублении и обострении всех конфликтов, в резком усилении пол напряжения.

Пол кризис проявляется в падении авторитета правящих кругов, неспособность государства и его органов выполнять необходимые функции, оппозиц. деятельность направлена на ликвидацию данной политической системы.

Во всех случаях пол кризис можно рассматривать как переходную систему в новое качество, т.е. как момент развития.

Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Изучением конфликтов занимается специальная отрасль науки — конфликтология.

Однако в СССР изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично.

На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины).

Политический конфликт — это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

Проблема политического конфликта стара, как мир. Древние философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древнегреческие философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей.

В той или иной форме подобные мысли высказывали Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. Впервые попытку анализа конфликта, как социального явления, предпринял А. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). В основе конфликта, считал А.

Смит, лежат деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важнейшая движущая сила общества.

Важное значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей .

Это учение легло в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов. В соответствии с теорией Маркса политические разногласия обусловлены социально-экономическими структурами. Общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы. Политическая борьба есть борьба классовая.

Во времена Маркса его теория была достаточно точным описанием главных тенденций политического конфликта. Великие политические битвы 19-го — начала 20-го веков были в основном классовыми в марксистском понимании термина «класс». Другие же факторы — расовые, религиозные, национальные — были лишь маскировкой классовых интересов и имели второстепенное значение, считали марксисты.

В современных условиях эта теория не может адекватно отражать все причины политических конфликтов, потому что:

марксизм преувеличивает значение классового конфликта в формировании политических различий;

марксизм дает слишком узкое определение класса (через отношение к средствам производства);

класса, как социальной группы, каким его понимал Маркс, сегодня просто не существует.

Морис Дюверже построил свою теорию на единстве конфликта и интеграции. По его мнению, в любом обществе существуют как конфликт, так и интеграция, и эволюция интеграции никогда не снимет все общественные конфликты.

Льюис Козер считает, что обществу всегда присуще неравенство и психологическая неудовлетворенность его членов. Это приводит к напряженности, выливающейся в конфликт.

Ральф Дарендорф обосновал «конфликтную модель общества» Согласно этой теории конфликт вездесущ, пронизывает все сферы общества, и изменения в обществе происходят под воздействием конфликтов. Структурные изменения в обществе происходят из-за неравенства социальных позиций людей по отношению к власти, что вызывает трения, антагонизмы, конфликты.

Кеннет Боулдинг считает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Стремление к борьбе с себе подобными, к эскалации насилия лежит в природе человека.

То есть сущность конфликта лежит в стереотипных реакциях человека.

В связи с этим Боулдинг полагает, что конфликт можно преодолевать и разрешать, манипулируя ценностями, влечениями, реакциями индивидуумов, не прибегая к радикальному изменению существующего общественного строя.

Подводя итог краткого анализа концепций конфликта, можно сделать вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.

Большой интерес вызывают те конфликты, которые затрагивают основу политической системы — государство. Подобные конфликты характеризуются как политические кризисы.

Политический кризис — это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.

Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.

Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.

Внутриполитические кризисы — это:

правительственный кризис — потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;

парламентский кризис — расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;

конституционный кризис — фактическое прекращение действия Основного закона страны;

социально-политический (общенациональный) кризис — включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.

Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения. По словам В. И. Ленина, «всякие кризисы вскрывают суть явлений или процессов, отметают прочь поверхностное, мелкое, внешнее, обнаруживают более глубокие основы происходящего».

В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения

Три типа пол конфликтов:

— конфликт интересов – преобладает в экономически развитых устойчивых гос-вах, где нормой является дележ экономического пирога. Легко поддается урегулированию.

— ценностный конфликт – более характерен для развив. гос-в с неустойчивым гос-венным строем. Приоритет ценностей, которые явл. основой такого пол конфликта – это свобода, равенство, братство.

— конфликт идентификации – характерен для обществ, в кот. субъект отождествл. себя с определенной группой (этнич, религ, язык), а не с общ-вом или гос-вом в целом.

Выделяются также гориз. и вертикальн. пол. конфликты. Гор – это конфликт между индивидами, группами, классами. Вертик — между субъектами пол власти.

Наиболее значительны всеобщие конфликты, но и частные конфликты м. перерасти во всеобщие.

Выделяют разные виды пол конфликтов:

— конфликт общ-экон и соц-пол систем, кот обусловл разные гос интерпретации

-Межгос конфликты (вооруженные и невооруженные)

-Внутрипол конфликты обусловлены разными интересами тех или иных групп. Эти конфликты делятся на межклассовые, межнациональные, межпарт, внутрипарт и межличностные.

Предметом межнац конфликтов является неурегулированность территор проблем, экономич дискриминация.

Читайте также:  Порядок утверждения типа средств измерений

Межпарт имеет в качестве своего осн. объекта гос власть. В своей деятельности партии не ограничиваются пол борьбой, а задействуют весь арсенал своих возможностей.

Межлич конф имеют место как между представит разн партий, так и между одной партии.

Кризисы пол сист могут протекать в 2-х измерениях:

— затрагивать теорет и конст процедуры и органы

— затрагивать соц-экон отношения, отношения собственности

Правительственный кризис выражается в невозможности правительства решить задачи, которые стоят перед ним

Парламентский кризис – измен соотноше сил в органах законод. власти, когда решение парламента расходится с волей большинства граждан. Кризис правящей партии — в ее идеал. и организац распаде, утрате авторитета.



Источник: https://infopedia.su/1x6e02.html

Политические конфликты и кризисы: пути их разрешения

Институт информационных технологий

Специальность ЭСБ 583372

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу «ИМ Политология»

Вариант № 21

Выполнил: студент гр. 583372

Соболевский Сергей Александрович

Проверил: преподаватель

Борисов Евгений Александрович

Минск, 2015

План работы:

1.Политический конфликт. Пути решения

2.Политический кризис. Пути решения

Заключение.

Основная литература

Политические конфликты и кризисы: пути их разрешения

1.Политический конфликт – это столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов по поводу политической власти, ее функционирования и использования.

Причинами политических конфликтов могут быть:

— расхождения между субъектами политики в базовых ценностях и идеалах, в оценке существующей ситуации и перспектив развития общества. Такие конфликты возникают между властью и оппозицией, иногда внутри самой власти;

— противоречия между правящей элитой и обществом, когда проводится неэффективная политика, принимаются властью ошибочные решения;

— сознательное разжигание субъектами политики межнациональной или межрелигиозной вражды и недоверия;

— осознание людьми своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям и стремление повысить ее политический статус.

В основе многих политических конфликтов лежат экономические или социальные причины.

Политический конфликт развивается во времени и пространстве. Как и у любого другого конфликта, в его динамике можно выделить универсальные стадии.
Первая стадия — предконфликтная ситуация, которая представляет собой процесс возникновения общественных противоречий, появление взаимоисключающих интересов и тенденций в каких-либо явлениях.

Предконфликт протекает в латентных и открытых формах. Латентная фаза характеризуется повышенным эмоциональным фоном и социальным напряжением. Социальная напряженность представляет собой социально-психологическую реакцию населения на объективные экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности.

Массовые настроения определяются ощущением неудовлетворенности (фрустрации), тревожности, поиском виновников ухудшения положения, закреплением за ними «образа врага», оптимистическими или пессимистическими прогнозами о дальнейшем развитии ситуации, появлением многочисленных слухов.

Социальная напряженность проявляется и на уровне массового поведения: обращения граждан в органы власти, радикальных выступлений в СМИ. Противоречия могут быть осмыслены и разрешены уже на этой фазе, если этого не происходит, предконфликтная ситуация переходит в открытую фазу.

Возможность дальнейшего развития ситуации зависит от такого психологического фактора, как терпение. Это своеобразный «порог чувствительности», «порог» восприятия неблагоприятных условий, пройдя который люди воспринимают ситуацию как конфликтную и начинают действовать.

Открытая фаза — это пик социальной напряженности, когда люди осознают свои интересы, происходит размежевание участников конфликта и осознание себя единой группой, чьи действия блокируются другой стороной, появляются лидеры, формируются программы требований и стратегия действий, идеология, позволяющая мобилизовать сторонников каждого лагеря.

Вторая стадия — непосредственное конфликтное взаимодействие. Ему, как правило, предшествует повод (инцидент) — любая ситуация, которая легализует переход к действиям. Состоявшийся конфликт имеет свою логику развития. Он может развиваться по спирали, чередуя в себе периоды подъема и спада.

Об эскалации конфликта говорит динамика перерастания мирных митингов и демонстраций в акции протеста с проявлением насилия, вовлечение в конфликт новых участников, нарастание эмоциональной напряженности, расширение взаимных претензий и появление новых предметов спора.

Интенсивность конфликта определяется и конечными целями его участников.

  • Ими могут быть следующие:
    • «победа любой ценой» — полностью ликвидировать или поставить под свой контроль другую сторону;
    • «преобладание» — стремление одной из сторон обеспечить для себя доминирующую позицию;
    • «мир» — маневрирование, позволяющее надеяться на достижение компромисса.

Первые две программы поведения продуцируют конфликты более высокой степени напряженности и затрудняют возможности его полного разрешения. Конфликтное взаимодействие может быть физическим, в том числе с использованием насилия, идеологическим (доминируют методы убеждения) или носить юридический характер.
Третьей стадией является завершение конфликта.

  • Возможно несколько альтернатив выхода из конфликта:
    • самоугасание конфликта. Это ситуации, когда длительные конфликты теряют свою актуальность и затухают сами по себе;
    • урегулирование конфликта. Урегулирование лишь частично снимает проблему, но при этом сам предмет спора не исчерпан. Соглашение было навязано сильным противником более слабому либо соглашение стало результатом вмешательства внешней третьей стороны. Наиболее активная часть сторонников конфликта может выражать свое неудовлетворение достигнутыми соглашениями, поэтому не исключена опасность нового возникновения конфликта;
    • разрешение конфликта, т.е. заключение соглашения на основе найденного компромисса. При этом преодолеваются те условия, которые привели к конфликту, восстанавливается равновесие во взаимоотношениях участников, установка на борьбу заменяется установкой на партнерство.
  • Возможность разрешения конфликтов определяется рядом условий.
    • Во-первых, конфликт должен перейти из латентной в открытую форму, что позволяет поставить более точный диагноз самой проблеме и одновременно ограничить неконтролируемые процессы.
    • Во-вторых, признание каждой стороной своего оппонента и наличия противостояния.
    • В-третьих, четкое представление о предмете спора. Принятие взаимоприемлемых решений возможно только при условии четкого представления о сущности взаимных притязаний участников конфликта.
    • В-четвертых, нормативное регулирование конфликта. Оппоненты должны согласиться о соблюдении определенных правил игры, выполнение которых помогает снизить уровень противостояния и начать процедуру переговоров.
    • В-пятых, готовность сторон к взаимным уступкам.
    • В-шестых, ослабление конфликта за счет перевода его на другой уровень. Так, например, накал митинговой стихии может быть снят борьбой сторон в парламенте, в Конституционном суде, в согласительных комиссиях и других организациях, берущих на себя выражение и отстаивание сторон. Подобный способ регулирования конфликта получил название метода институционализации.

Инструментом разрешения конфликтов являются переговоры (прямой диалог сторон или с использованием посредников), арбитраж (в этой роли может выступать институт власти, Конституционный суд, международные организации), посредничество (конфликтные или согласительные комиссии, известные политики), разъединение сторон, использование силы (принудительных санкций, закона, в том числе норм международного права) и традиций.

Политический кризис («кризис» – решение, поворотный пункт, исход определяется как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние) – это состояние политической системы, выражающееся в углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности.

В своей сущности политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Политическая обстановка, возникающая в момент кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев действиями правящей группы.

Различают несколько видов (типов) политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный.

Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе.

Парламентский кризис – это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов.

Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного Закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или в принятии новой Конституции.

Внешнеполитический, или международный, кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок сторон, то он может перерасти в войну

Пути преодоления политических кризисов:

· корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления;

· совершенствование системы представительства социальных интересов, вовлечение большого числа граждан в управление государством;

· разработка политической элитой и усвоение обществом новой государственной идеологии, которая способствует модернизации;

· обеспечение социальной направленности реформ, развитие социально-ориентированной рыночной экономики;

· реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных органов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности

Заключение

В данной контрольной работе были раскрыты определения, власти как политической так и неполитической. Были раскрыты определения оппозиции, виды оппозиционных единств, рассмотрены схемы взаимодействия оппозиции и власти. А так же проведен анализ на то, какими должны быть отношения между властью и оппозицией.

Из данной работы можно выделить, что власть — это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида.

Политическая власть — определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство.

В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно — непосредственный, а общественно- опосредованный характер.

Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

Список использованной литературы

1. Белов Г.А. Политология. М.: Наука, 1994.– 266 с.

2. Белякович Н.Н. Политология: Учебное пособие. — М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007.

3. Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993.

4. Политология. Курс лекций / Денисюк Н.П. и др.-Мн., 1998

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s39382t1.html

Политические конфликты и кризисы



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Источники возникновения политического конфликта:

— сами общественные отношения — отношения неравенства;

— расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах;

— идентификация граждан (социальная, религиозная, политическая и др.);

— недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации;

— социально-психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть.

Политический конфликт – разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Причинами конфликтов являются:

— несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти. Данная причина проявляется в противоречиях между властями и оппозиций (в Беларуси – между властями и БНФ);

— противоречие между социальными группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества (например, противоречия между государственными структурами и предпринимателями по вопросам условий торговли, налогообложения);

Читайте также:  8 причин для изучения французского языка

— несовместимость базовых политических целей, интересов, ценностей, политических оценок и исторических событий. Наглядным свидетельством этого является конфликт между различными группами, партиями по поводу развития страны;

— стремление определенных сил идентифицировать себя с определенной группой. Показателем этого является конфликт русскоязычного населения в Прибалтике с властями в защиту своей культуры, языка, этнической целостности и т.д.;

— ошибки и некомпетентность правящей элиты (задержка зарплаты, неспособность решить вопросы коммунального обеспечения) и многочисленные другие причины.

Теории политического конфликта в зарубежной и отечественной науке

К. Маркс считал, что единственным двигателем общественного прогресса является борьба противоположностей, антагонизм которых заложен во всех сферах и формах общественной жизни. Борьба классов ведет к смене формаций через социальные революции. То есть соц. революция является с одной стороны высшей формой классовой борьбы, а с другой стороны — завершением данного этапа конфликта.

Концепция Зиммеля заключалась в том, что конфликты имеют всеобщий, абсолютный характер.

Они обусловлены психологией человека и прежде всего конфликт коренится в двух противоположных началах, инстинктах, свойственных любому человеку — любовь и ненависть.

Конфликт — не обязательно является разрушителем системы, при определенных условиях он скорее способствует сохранению системы через разрушение вредной стороны этой системы.

Р. Дарендорф (60-е гг.) исходил из того, что суть социальных конфликтов заключается в том, что у одних групп в обществе власть, а у других ее нет, причем власть одних как раз осуществляется по отношению к другим.

По Козеру, суть конфликта заключается в идеологических явлениях, отражающих чувства людей недовольных распределением власти, доходов, комфорта, недовольных своим статусом, своей ролью в обществе, и это чувство неудовлетворенности заставляет формулировать аргументы, теории, объясняющие, что мир устроен несправедливо. Козер говорил, что в закрытом обществе нормально выразить свои интересы можно только объединившись с другими недовольными и объявив войну другой части общества. Результат — жестокая война частей общества.

У Запрудского : «Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства, объективно расходящихся интересов, целей социальных субъектов».

Причины социального конфликта остаются теми же, меняются формы конфликта и способы демонстрации интересов социальных общностей.

У Запрудского интересы выражаются социальным отношением той или иной общности к существующему в обществе порядку, распределением социальных сил и выражением общих тенденций (социальным действием).

Субъект политического конфликта — это реальный или потенциальный субъект политических отношений, обладающий определенными политическими ресурсами, имеющий свои политические интересы и готовый их защищать (уже защищающий) в реальном политическом противоборстве.

Функции — последствия политического конфликта:

· политические;

· экономические;

· военные;

· экологические;

· демографические.

Функции конфликта могут быть позитивными и негативными.

Типология политических конфликтов
По характеру противоречий · Антагонистические; · неантагонистические
По сферам проявления · Экономические; · политические; · межнациональные; · международные
По времени действия · Затяжные; · скоротечные
По интенсивности · Слабые; · сильные
По масштабам действия · Локальные; · региональные
По формам проявления · Мирные; · немирные
По количеству участников · Многосторонние; · двусторонние

Технологии разрешения политических конфликтов

Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.

Пути урегулирования конфликтов:

— отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов

— применение насильственных, репрессивных мер к 1 или всем конфликтующим сторонам.

— Урегулирование с помощью правовых и моральных норм (обязательное условие: согласие сторон на рассмотрение конфликта с этой точки зрения)

— дискредитация руководителей конфликтующих сторон или руководителей одной из сторон.

— перевод конфликта в мирное русло, устранение его непосредственных причин.

— осуществление реформ, призванных частично или полностью урегулировать конфликт

— достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок.

— уклонение от конфликта.

Источник: https://megapredmet.ru/1-65502.html

Политические конфликты, кризисы и государственно-правовые способы их разрешения

Противоречия, конфликты присущи любому политическому процессу. Конфликт обычно развивается при взаимодействии субъектов политики, выражающих противоположные интересы (социальные, национальные, ведомственные, профессиональные и т. д.). Политическая воля способна предотвратить перерастание конфликта в вооруженную борьбу, снизить его интенсивность и остроту, найти варианты его смягчения.

Уровни формирования Основные последствия Условия разрешения
Положительные Отрицательные
Межличностные Стабилизирующая роль Дезинтеграция и дестабилизация общества Вскрытие причин
Групповые Разрешение противоречий и обновление общества Гибель людей и материальных ценностей Анализ конфликта
На уровне подсистемы общества Стимуляция переоценки ценностей Неблагоприятные изменения отношений власти Поиск путей и способов разрешения
Региональные и глобальные Ускорение момента кристаллизации новых общественных структур Активные действия по ликвидации
Обеспечение лучшего познания конфликта

В России есть глубокие революционные корни, которые про­низывают общественное сознание. Путем революционного пере­ворота Россия вступила в XX столетие и путем революционно­го экспериментирования его завершает. Пример политического кризиса в российском обществе — события начала 90-х гг. К осени 1993 г.

сложилась ситуация, когда президентская власть оказалась под угрозой полной потери управленческих функций и легитимности. Двоевластие переросло в безвластие. Указ Пре­зидента РФ № 1400 создал условия для упразднения системы советской власти в России и отмены действовавшей Конститу­ции.

События в Чечне и вокруг нее с особой остротой подтвер­дили, что у власти нет конструктивных идей, достаточных сил, реальных механизмов вывода страны из постигшего ее социаль­но-экономического кризиса. На разрешение данного кризиса были направлены следующие политические акции 1993 г.

: зак­лючение конституционного соглашения; проведение референду­ма о доверии Президенту; создание альтернативной конституци­онной комиссии, Конституционного совещания; учреждение Со­вета Федерации, наделение его законодательными полномочия­ми и т. д.

Выход из политического конфликта возможен путем уста­новления консенсуса и заключения компромисса.

Для поддержания политического консенсуса (лат.

consen­sus — согласие, единодушие) необходимы три условия: 1) готов­ность большинства населения следовать принимаемым законам, установлениям, нормам; 2) позитивное восприятие большинством политических институтов, призванных претворять эти законы и установления в жизнь; 3) наличие у различных категорий граж­дан чувства принадлежности к общности, например к нации, что способствует сглаживанию имеющихся различий в их интересах и потребностях. Договор об общественном согласии, заявление три­надцати предпринимателей «Выйти из тупика» — попытки определить пути к согласию, которое необходимо обществу, уставшему от политических разборок, конфликтов, постоянной борьбы оппо­зиции с властью.

Важное значение играют в политике компромиссы, которые заключаются на основе не словесного «консенсуса», а баланса ре­альных сил.

Компромисс (лат. compromissum) есть соглашение, достигну­тое путем взаимных уступок сторон, вовлеченных в конфликт. Политическая амнистия в феврале 1994 г.

создала благоприятные условия для реализации и другой политической акции — подпи­сания в конце апреля Договора об общественном согласии пред­ставителями ряда властных структур, политических партий, обще­ственных организаций, в том числе профсоюзов.

Акт этот право­мерно рассматривать, как проявление крепнущего в обществе же­лания уйти от конфронтационности, а также крайней усталости страны от распрей.

Одна из крайних форм проявления конфликтной политичес­кой ситуации — политический переворот. Это открытая попыт­ка замены господства одних политических сил другими. Сам по себе политический переворот не в состоянии восстановить ста­бильность системы.

Если он имеет поверхностный характер и не изменяет базовых структур системы (а именно это отличает пере­ворот от глубинных социальных преобразований), то в лучшем случае дает лишь выигрыш во времени, но обычно такая отсрочка не приносит желаемых результатов.

В послевоенный период, по оценкам западных политологов, 71 нация пострадала от государственных переворотов или попы­ток совершения революций. А потому проблема определения воз­можных стрессовых ситуаций, политических и социальных напря­жений и разработки наиболее эффективных средств их ослабле­ния и полного устранения стала одной из наиболее важных в по­литологии.

Неспособность общества восстановить внутреннюю стабиль­ность с помощью политических средств имела в России следстви­ем гражданскую войну.

Гражданская война как форма проявле­ния общественных противоречий обычно бывает длительной и кро­вопролитной. Один из ее возможных результатов — полный рас­пад системы. Однако чаще гражданская война завершается побе­дой одной из сторон.

При условиях сохранения системы такая победа полностью не снимает существующих противоречий.

Переломный момент в развитии политического процесса в по­литике обозначается термином «кризис» (греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход).

По сути политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными соци­альными слоями.

Политическая обстановка, возникающая в резуль­тате кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев политической правящей группой. Лю­бой политический кризис может перерасти в конфликтную ситуа­цию.

Различают несколько видов (типов) политических кризи­сов.

Правительственный кризис выражается в потере исполни­тельной властью контроля над ситуацией и разрешается пере­становками в правительстве или его отставкой в полном соста­ве.

Парламентарный кризис — это такое изменение соотноше­ния сил в органе законодательной власти, когда он оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевает­ся, как правило, роспуском парламента и назначением новых вы­боров.

Конституционный кризис означает фактическое прекраще­ние действия Основного закона страны из-за утраты его легитим­ности. Выход из него состоит в качественном обновлении Консти­туции или принятии новой.

В ходе политической борьбы, столкновений интересов (со­циальных, национальных, групповых, ведомственных, местных и т. д.

) вопросы содержания правовых норм и их применения оказываются в центре политической борьбы, а законотворчес­кая деятельность становится формой политического противо­борства, инструментом политики.

Так, конституционный кризис в России в 1992 — 1993 гг. по вопросу о компетенции различ­ных ветвей власти носил не столько правовой, сколько полити­ческий характер.

Внешнеполитический, или международный, кризис обуслов­ливается расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если кризис не разрешается путем переговоров и вза­имных уступок, он может перерасти в войну. Одним из классических примеров является кубинский кризис, который чуть не при­вел к мировой войне.

Социально-политический, или общенациональный, кризис есть поворотный момент в развитии социально-политического процес­са, не обязательно ведущий к смене властвующей элиты или гос­подствующей социальной группы.

Выход из него может быть обес­печен частными перестановками внутри правящей группы и кор­ректировкой политического курса без нарушения существующего соотношения между социально-политическими силами.

Если вы­ход не будет найден, кризис может перерасти в революционную ситуацию.

В развитых демократических странах большое значение при­дается оппозиции как фактору, сдерживающему развитие конф­ликтных и кризисных ситуаций.

Оппозиция (противопоставление) понимается обычно в двух аспектах:

как противодействие, противопоставление одних взглядов, позиций, политики, действий другим;

как группа лиц, партий, фракций, выступающих с иным или противоположным мнением, противоречащим господствующей, официальной точке зрения, мнению большинства.

Оппозиция правомерно рассматривается в качестве одного из институтов политической системы демократически организо­ванного общества.

Существуют различные виды оппозиции: внешняя и внутрен­няя, явная и латентная (скрытая), легальная и нелегальная, уме­ренная (конструктивная) и деструктивная, правая и левая, парла­ментская и внутрипартийная.

Весомой является властная оппозиция — парламентская. В Государственной Думе первого созыва, по некоторым аналити­ческим оценкам, 256 депутатов из 448 были настроены антиреформаторски. Из них 200 резко выступали против реформ. Безуслов­ными (или условными) сторонниками реформ были 188 депута­тов'.

В нынешней Думе оппозицию Правительству и Президен­ту составляет почти половина всего состава, (только коммуни­сты располагают 35 % мандатов). Наличие в Думе ощутимого «левопатриотического» большинства предопределяет острые по­литические баталии при обсуждении вопросов, превращает ее в источник постоянной «головной боли» исполнительной влас­ти.

Немалую силу представляет собой партийная оппозиция, хотя современные российские партии немногочисленны.

Тем не менее, политические акции партий, в частности их заявления, оценки, митинги, форумы, «круглые столы», теоретические конференции, дискуссии; выступления по телевидению и в печати их лидеров оказывают весьма ощутимое воздействие на общественное мнение, поворачивают его в том или ином направлении.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/22358.html

Ссылка на основную публикацию