Рассказ м.а.шолохова «судьба человека». рецензия.

Анализ финала рассказа м. а. шолохова “судьба человека”

Анализ финала рассказа м. а. шолохова “судьба человека”

“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества”, – говорил М. А. Шолохов.

Стремясь достичь поставленной цели, писатель с мастерством настоящего психолога проникает в самые глубины человеческой души, создает правдивые образы сильных духом людей, мужающих в суровых испытаниях на самых крутых поворотах истории.

Именно в гармоничном слиянии жизненной правды и художественного мастерства заключается, по-видимому, источник неотразимого, сильного воздействия его произведений на читателей.

В рассказе Шолохова “Судьба человека” представлена, на первый взгляд, обычная история простого русского человека, прошедшего через многочисленные трудности и испытания военного времени и вышедшего победителем не только в войне, но и в собственной судьбе.

Жизнь главного героя – Андрея Соколова – ничем не отличается от жизни сотен тысяч русских солдат, ценой тяжелых утрат и трагических лишений отстоявших свою родину, утвердивших великое право на жизнь, на свободу и независимость страны и народа.

Но именно в типичности, в глубокой народности образа героя Шолохова и заключается основной смысл всего произведения, прозвучавшего на весь мир настоящимгимном всепобеждающей силе человеческого духа.

Андрей Соколов не просто честно и преданно воевал за родину. Он прошел через страшные испытания – ад фашистского плена, потерю друзей, близких, семьи.

С большим состраданием описывает автор все, что пришлось вынести его герою, те великие испытания, которые преодолел весь советский народ. Но писатель вовсе не воспевает жертвенность русских людей, он противопоставляет ей волю, мужество, героизм сопротивления.

Все эти качества заключены в образе главного героя, чья судьба неотделима от судьбы народа, который каждый день находится рядом со смертью и все-таки остается в живых.

Остается благодаря именно этой неистребимой силе, мужеству, воле и героизму, благодаря тому, что, несмотря на все испытания, сумел сохранить главное – отзывчивую, чуткую душу, собственное достоинство, честь, доброту и милосердие.

“Немецкий снаряд попал в ствол старого дуба, росшего на берегу безымянной речушки. Рваная, зияющая пробоина иссушила поддерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой.

И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текучей воде, а верхние все еще жадно протягивают к солнцу точеные, тугие листья…” Этот глубоко символический образ искалеченного, но не сломленного дуба проходит через все творчество писателя.

Он воплощается в героях его произведений, наделенных богатым и цельным внутренним миром, стремящихся к добру и справедливости, стойко переносящих лишения, невзгоды, жизненные трудности. Таков и герой рассказа “Судьба человека”.

Андрей Соколов – как тот несгибаемый дуб, тянущийся к солнцу, продолжающий жить и дающий жизнь молодой поросли. Эта мысль о всепобеждающей силе человеческой души, русской души, проходит через все произведение Шолохова, но особенно ярко она выражена в финале рассказа.

“Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы “. Поседевший раньше времени солдат, потерявший жену, детей, испытавший на себе все ужасы военного времени, несущий в своей душе неизлечимые, кровоточащие раны, нанесенные этой беспощадной войной.

“Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку.

А тут еще одна беда: почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни “оха”, ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез”.

Ни слова, ни упрека, ни вида страдания – лишь эти мужские слезы по ночам, когда спит сознание, но не может уснуть сердце.

Что осталось в жизни у этого солдата? Ради чего он продолжает жить? Ради чего, потеряв работу, бредет в поисках новой? Что есть у него? Что было? Уже в молодости, после гражданской войны, “родни – хоть шаром покати, – нигде, никого, ни одной души”. Женился на сиротке. Судьба не баловала этого человека, но он все же переборол ее, построил свое скромное счастье своими руками, честным трудом. И все отняла новая война: жену, детей, любовь, счастье.

Суровая судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его дом, дом построенный его собственными руками, теперь – воронка от немецкой бомбы. Грустные, тяжелые мысли роятся в голове старого солдата: “Иной раз не спишь ночью и думаешь: “За что ж ты, жизнь, меня так покалечила?””. И не находит он ответа на свои вопросы “ни в темноте, ни при ясном солнышке”.

И все-таки, даже оставшись один на всем белом свете, этот человек не чувствует одиночества. Он сохранил в своей душе любовь к людям, теплоту, жажду жизни. И все свое душевное тепло, всю свою богатую, чуткую, любящую душу отдал сиротке Ванюше, заменив мальчонке отца.

Беспомощный, еще только начавший жить, но уже с избытком хлебнувший горя, ребенок стал новой целью в жизни солдата, он стал человеком, ради которого стоит жить. Ваня искренне тянется к Соколову, еще до разговора с ним, в душе стремится найти в этом сильном мужчине своего отца.

А когда тот подтвердил его надежды, он кинулся ему на шею, “целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке слышно: “Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!” Не могло в эту минуту не дрогнуть сердце солдата: “У меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…”

Соединяя этих двух одиноких, осиротевших людей, автор подчеркивает мысль об обновлении человека после войны.

Мысль о том, что русский человек, несмотря ни на какие беды и страдания, выпавшие на его пути, никогда не утратит своей связи с людьми, найдет в жизни цель, будет жить, бороться, трудиться.

И своим примером возрождать к жизни души окружающих его людей, таких же одиноких, прошедших через годы испытаний и потерь.

В заключительных строчках произведения наиболее отчетливо звучит глубокая вера Шолохова в русский народ, в его разум, благородство, силу. А еще – вера в его будущее.

Соколов берет на себя ответственность за судьбу Ванюши, тем самым открывая это будущее – для себя, для этого маленького мальчика, для всего народа.

“И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.

Жизнь продолжается, человек снова и снова “восстает из пепла” страданий и потерь, снова верит, надеется, строит, идет вперед, хоть и продолжает нести в своей душе трагизм пережитого.

Перед взором людей, испытавших на себе все тяготы войны, еще долго будут проходить кошмары бесчеловечия, их возмущенная совесть никогда не успокоится.

Да это и естественно – ведь забвение пережитого миллионами людей было бы преступлением против прошлого, против памяти народа, против всей истории. И все же жизнь неистребима – эту мысль уверенно утверждает Шолохов в рассказе “Судьба человека”.

И жить нужно ради будущих поколений, ради таких вот Ванюшек, хранящих в своих детских сердцах веру и любовь. А они способны сделать многое. “Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза”.

(No Ratings Yet)
Loading…

Анализ финала рассказа м. а. шолохова “судьба человека”

Источник: https://goldsoch.info/analiz-finala-rasskaza-m-a-sholoxova-sudba-cheloveka/

Анализ рассказа М. Шолохова “Судьба человека”

Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской “оттепели”. Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата.

Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа.

И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы.

Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, – которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа.

Как он добился этого?

В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя. Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: “Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая”. Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе.

Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое.

Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию.

В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был “чужим, но ставшим близким человеком”, и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.

Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был “высоким, сутуловатым мужчиной”.

П Ортретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает ее деталями.

Сначала он выделяет “большую, черствую руку”, потом “глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской”. Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой.

В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: “баранка”, “дуй на всю железку”, “последний перегон”, “шел на первой скорости”, “браток”.

Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: “табак моченый, что конь леченый”.

Он употребляет сравнения и поговорки: “как конь с черепахой”, “почем фунт лиха стоит”. Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений.

Характер Соколова раскрывается постепенно.

До войны он был хорошим семьянином. “Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали…”. “Перед войной поставили домишко.” Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина.

Терпеть не мог Андрей “этаких слюнявых”, которые “сопли по бумаге размазывали”. “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала.” Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе.

Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм.

Вот как их вели… в плен : “… наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки”. Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол.

Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. “Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал”. Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство.

Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. “Первый раз в жизни убил, и то своего” кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером.

Мюллер – комендант лагеря, “невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый”.

“По-русски говорил как мы с тобой”. “А матерщинничать был мастер ужасный”.

Действия Мюллера – воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была “профилактика от гриппа”.

Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу “какого-то подлеца”, и Андрей приготовился к “распылу”. Но и тут наш герой не ударил в грязь лицом.

Он захотел показать, “что хотя и с голоду падает, но давиться ихней подачкой не собирается, что у него есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они его не превратили”.

И Мюллер, хотя и был истинным фашистом, зауважал Андрея и даже наградил за смелость.

Таким образом, Соколов спас себе жизнь. После он сбегает из плена. Тут его подстерегает новый удар. Андрей узнал, что его жена и дочери погибли. Но Соколова ждет и радостное известие – его сын стал командиром.

Андрей готовится к встрече с Анатолием, но этому не суждено сбыться, потому что в День Победы Толика убивает снайпер.

Любой человек после таких событий сломался бы, но Андрея Соколова не ожесточила его трагичная судьба.

Читайте также:  Продуктивный детский отдых в испании

После войны он усыновил мальчика Ванюшку, и у него появился смысл жизни – заботиться о сиротке, воспитывать мальчика. Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова.

Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки – мальчика лет пяти-шести.

Сначала он выделяет “розовую холодную ручонку”, а потом “глаза, светлые, как небушко”.

Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова. В расказе мы видим еще один очень яркий образ – образ Ирины. Воспитывалась она в детском доме.

Ирина была “смирная, веселая, угодливая и умница”. Андрей очень хорошо о ней отзывается: “Хорошая попалась мне девка!” В рассказе постепенно вырисовывается образ автора. Мы видим, что он любит жизнь, природу, весну.

Ему было хорошо на природе.

Автор был участником войны. Он очень внимателен к людям. Переживает автор ничуть не меньше Андрея, “с тяжелой грустью” смотрел он на уходящих людей.

В конце рассказа по щеке его бежит “жгучая и скупая мужская слеза”. На протяжении всего рассказа автор пытается показать душевную красоту человека-труженика, которого не сломают никакие трагедии.

(No Ratings Yet)
Loading…
Анализ рассказа М. Шолохова “Судьба человека”

Другие сочинения по теме:

  1. “Судьба человека”; Шолохова Имя М. А. Шолохова “Судьба человека” Шолохова Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающейся роли в мировой литературе XX века не могут…
  2. Анализ рассказа “Судьба человека” В послевоенные годы художнику не дает покоя тревожная память войны. Развивая опыт отечественной батальной классики, лучшие традиции советской литературы, Шолохов…
  3. Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”) , можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три…
  4. Вторая мировая война в рассказе “Судьба человека” Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел…
  5. Урок: подготовка к оочинению по рассказу М. Шолохова “Судьба человека” ХОД УРОКА I. Обсуждение Тем Сочинений, Предложенных Учащимися И Планов К Темам Обратить внимание на актуальность темы, неоднозначность ее решение,…
  6. Размышления над творчеством Михаила Шолохова Русский писатель Михаил Шолохов родился 11 мая на хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, со…
  7. Судьба народа в трагические периоды истории (по произведениям М. А. Шолохова) В творчестве Шолохова, при сохранении классических конфликтов русской литературы, показана трагедия столкновения человека с роковыми силами судьбы. Произведения этого автора…
  8. Тема чести человеческого достоинства произведениях Шолохова В конце 56г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ Судьба человека. Это рассказ о простом человеке на большой войне, который…
  9. Никто не любит войну – По рассказу “Судьба человека” “Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать. Идти на смерть… Но эти три березы при…
  10. Сочинение очерк: О судьбе человека на войне Сочинение по роману “Они сражались за Родину” и рассказу “Судьба человека” М. А. Шолохова. М. А. Шолохов – беллетрист, в…
  11. Трагические истории жизни в романах Шолохова Мать Шолохова – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком,…
  12. Краткое содержание “Судьбы человека” Шолохова Андрей Соколов Весна. Верхний Дон. Рассказчик с товарищем ехал на бричке, запряженной двумя лошадьми, в станицу Букановскую. Ехать было трудно…
  13. Судьба станционного смотрителя Самсона Вырина типичная судьба простого человека “Повести Белкина” дневник провинциальной России. Здесь и “мученик четырнадцатого класса” коллежский регистратор, смотритель одной из тысяч мелких почтовых станций, бедный…
  14. Судьба человека или образец сочинения о войне Гражданская война в Российской империи, захлестнувшая ее в начале прошлого столетия, стала одним из самых печальных моментов в ее истории….
  15. Красота изложения “Донских рассказов” Шолохова Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые…
  16. Анализ психологии человека Сочинение по произведению Д. Джойса “Джакомо Джойс”. Произведение Д. Джойса “Джакомо Джойс” по жанру – психологическое эссе, которое характеризуется небольшим…
  17. Судьба народа и человека в романе П. Загребельного “Диво” “Диво” – это судьба таланта. “Смерть в Киеве” – судьба государственной идеи. “Перво-мост” – судьба народного сооружения. “Евпраксия” же –…
  18. Трагическая судьба талантливого человека в сказе “Левша” Истинными вершителями событий, направленных к возвеличению славы России, выступают в сказе Левша и его товарищи – те тульские мастера, искусству…
  19. Тема честі людського достоїнства добутках Шолохова Наприкінці 56р. М. А. Шолохов опублікував своє оповідання Доля людини. Це оповідання про просту людину на великій війні, що ціною…
  20. Краткое содержание рассказа Шолохова “Чужая кровь” Ы Каждую ночь после первых петухов в донской станице Филипповке просыпается дед Гаврила, долго сидит возле дома, курит, кашляет и…

Источник: https://ege-russian.ru/analiz-rasskaza-m-sholoxova-sudba-cheloveka/

Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Образ воина-труженика. Особым произведением, поднявшим проблему пси­хологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова «Судь­ба человека». Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотив­шего в себе типические черты национального русского характера.

Скромный труженик, отец семейства жил и по- своему был счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же, как он, война столкнула Андрея с неотвра­тимыми и неизбежными ужасами.

Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Со­колова как бы опрокинулась: на него обрушилось чу­довище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил.

За что же этот человек так наказан?

Страдания Соколова — это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку бы­ли навязаны ужасы Второй мировой войны, и це­ной громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба чело­века».

Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей прово­локой концлагеря. В духовном единоборстве с фа­шизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество.

Вдали от родины Андрей Солоков пережил все тя­готы войны, бесчеловечные издевательства фашист­ского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое муже­ство и до конца оставался человеком. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление ге­роического в натуре человека.

Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страш­ное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оста­вила солдату даже пристанища на земле.

На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, тем­нела воронка от немецкой авиабомбы.

История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обя­зательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь в долгу, и Соколов осознает это.

Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и дума­ешь: “За что же ты, жизнь, меня так покалечила?” Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солныш­ке… Нету и не дождусь!» Андрей Соколов, после все­го того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумй. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям.

Оставшись один на бе­лом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни.

Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов до­казал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное — свое человеческое и гражданское достоинство, свою любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться.

Андрею Соколову органически присуще золотое правило нравственности: не делай больно другому.

Он добр, доверчив к людям, по-настоящему любит свой дом, жену, детей; заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совес­ти, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.

И еще на одну интересную черту обращает наше внимание писатель. Его герой прежде всего думает о собственных обязанностях перед близкими, това­рищами, Родиной, народом, человечеством. Это -не личностная, не эгоистическая, а народная мораль. Вот почему судьба Соколова — судьба человеческая, судьба народная.

Источник: https://sochinenya.com/obraz-voina-truzhenika-v-rasskaze-m-a-sholoxova-sudba-cheloveka/

Образ главного героя рассказа М.Шолохова «Судьба человека»

Сочинения › Шолохов М.А. › Судьба человека

Готовые Домашние Задания

Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с темой рождения нового общества. Уже первые его литературные творения были приняты читателем очень тепло и до сих пор находят отклики в сердцах современных людей.

Одним из таких произведений является рассказ «Судьба человека». Этот рассказ наполнен жизнью, глубоко реалистичен. Здесь писатель мастерски использует весь арсенал художественных средств, которыми он виртуозно владеет.

Шолохов стремится донести до читателя все реалии войны, показать, раскрыть мудрость народа, который, в большинстве против своей воли, оказался захваченным бурным течением времени.

Порой повествование жестоко, но такова жизнь и такова была задача, которую ставил перед собой писатель – изобразить все как можно более реалистично, не упуская ни одной детали.

Шолохов показывает войну и то, что она делает с людьми и человеческими отношениями.

«Судьба человека» — рассказ небольшой, композиция его проста: авторская экспозиция, повествование героя и авторская концовка. Это рассказ в рассказе – главный герой Андрей Соколов рассказывает о своей судьбе, судьбе непростой.

Автор не сразу дает портретное описание своего героя – постепенно, в процессе повествования, мы видим «большую, черствую руку», «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской», а потом нетрудно уже и догадаться по употребляемым Андреем профессионализмам, что он – шофер. Вместе с тем, его народная речь очень близка читателю, приближает главного героя к тем, кто держит в руках книгу.

На долю Андрея Соколова выпали трудные испытания. Немногие бы их выдержали, но он не только не сломался, но и находит в себе силы после войны усыновить сироту Ванюшку, и заботиться о нем, как о родном, восстанавливая тем самым постепенно и свою душу.

Образ Андрея Соколова – не конкретный образ, а обобщенный – портрет всего русского народа. Символично в этом плане и название – показана именно народная судьба. Также постепенно вырисовывается и образ автора, который своей позиции не скрывает, как, впрочем, и в других своих произведениях. Видимо, это происходит оттого, что сам писатель был участником войны.

Поэтому он так ценит простого человека -труженика, так заботится о нем и так пристально всматривается в его судьбу и душу. Шолохов уверен, что человек этот сильный, что, несмотря на все то, что выпало на его долю, на то, что причинила ему война, он сумеет восстановить себя и свои жизненные силы, останется таким же благородным, честным и душевным Человеком.

Сочинения по теме:

  • Один из величайших рассказов М. Шолохова «Судьба человека» сочинение
  • Подвиг человека рассказанный в произведении М. Шолохова «Судьба человека» сочинение
  • Образ русского солдата в произведении М. Шолохова «Судьба человека» сочинение
  • Образ войны в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» сочинение

Источник: http://1soch.ru/sholohov-ma/sudba-cheloveka/obraz-glavnogo-geroya-rasskaza-m-sholohova-sudba-cheloveka

Рецензия и анализ по рассказу Судьба человека (Шолохов М. А.)

Роман Шолохова вбирает в себя множество мотивов; трагические, трагикомические, смешные, социально открытые и сокровенно интимные, сплетаясь, они звучат с огромной всепобеждающей силой подлинной симфонии жизни.

Книга Шолохова не только памятник времени, она обладает драгоценным свойством волновать, побуждает думать, переживать. Это одно из тех произведений, которые способствуют воспитанию добрых чувств. ,

Читайте также:  Как писать сочинение в формате егэ по русскому языку

Одним из свидетельств неизменного интереса читателей к творчеству Шолохова служит известие о том, что крупнейшее лондонское издательство “Пингвин букс” в 1977 году “выпустило массовым тиражом роман Михаила Шолохова “Поднятая целина”.

Ранее издательством был выпущен роман писателя “Тихий Дон”, который пользуется у английских читателей большой популярностью”.

Выступая в 1965 году в Стокгольме после вручения ему Нобелевски премии, Шолохов говорил об искусстве, которое способно благотворно воздействовать на; человека:

“Говорить с читателем честно, говорить людям правду – подчас суровую, но всегда мужественную, укреплять в человеческих сердцах веру в будущее, в свою силу, способную построить это будущее. Быть борцом за мир во всем мире и воспитывать своим словом таких борцов повсюду, куда это слово доходит. Объединять людей в их естественном и благородном стремлении к прогрессу. Искусство обладает

могучей силой воздействия на ум и сердце человека. Думаю, Что художником имеет право называться тот, кто направляет эту силу на созидание прекрасного в душах людей, на благо человечества”.

“Быть борцом за мир во всем мире…” Когда размышляешь об этих словах Шолохова, то, конечно же, вспоминаешь все творчество писателя, проникнутое благородными идеями гуманизма, но особенно те его произведения, которые родились в результате всего, что увидел и узнал писатель в годы Великой Отечественной войны.

Уже в первые месяцы войны появились очерки и корреспонденции Шолохова на страницах “Правда”: “На Дону”, “На юге”, “Казаки” и другие. Широчайшую известность приобрел опубликованный в 1942 году рассказ “Наука ненависти”.

Во время войны в газетах “Правда” и “Красная Звезда” с 1943 года появляются главы из романа “Они сражались за Родину”, над которым писатель продолжает работать до настоящего времени.

Шолохова вдохновляла глубоко внутренняя потребность осмыслить ту “тайную силу”, которая позволила советскому народу не только выстоять в тяжелейших испытаниях, но и одержать победу, оказавшую влияние на судьбы мировой истории.

“Знать психологию солдата, его ратный труд, его чистое сердце и моральную выдержку, его твердость необходимо каждому, кто берется писать о нем” – так выразил Шолохов в одной из бесед те высокие требования, которые должен предъявлять к себе каждый пишущий о войне.

Эпическая тема судеб советского народа проходит через все творчество Шолохова, она же определяет и содержание романа “Они сражались за Родину”. Писатель стремится объективно, впечатляюще раскрыть подвиг народа в Отечественной войне. В произведения писателя периода Отечественной войны и послевоенных лет входит новый жизненный материал.

Если в “Тихом Доне” и “Поднятой целине” героями были донские казаки и казачки, то теперь в его произведениях главные герои – лейтенант Герасимов, заводской механик, уроженец Урала (“Наука ненависти”), шахтер Лопахин с Донбасса, комбайнер Звягинцев с Кубани (“Они сражались за Родину”), Андрей Соколов, шофер из Воронежа (“Судьба человека”).

Пожалуй, впервые в творчестве Шолохова одними из главных героев романа становятся интеллигенты – братья Стрельцовы: Николай – агроном, солдат, сражавшийся рядом с Лопахиным и Звягинцевым, и Александр Михайлович Стрельцов – генерал, который еще в годы революции из “офицерского корпуса царской армии пришел к большевикам”.

Конечно же, такое расширение жизненных наблюдений и писательских интересов связано с событиями войны.

Исторический размах и значение Отечественной войны побуждают писателя с особым напряжением размышлять над теми критериями, которыми должен руководствоваться писатель.

Несколько раз он говорит о необходимости правдивого изображения, о необходимости показать “настоящую жизнь”, о том, что сама правда грандиозных событий может производить впечатление лишь в том случае, если писатель будет вдохновляться глубоко прочувствованной и осознанной идеей, той идеей, ради защиты которой и шла война.

В уже упомянутой беседе с корреспондентом “Правды” в 1974 году Шолохов говорил: “Дело не в том, кого изображает писатель – солдата иди генерала. Необходимо прежде всего показать человека-борца – мыслящего, сознательного, убежденного, твердого человека.

Здесь недостаточно одного правдивого показа войны, нужна еще идея, ради которой эта война изображается. Воюют-то не просто народы, армии, солдаты и генералы,- сражаются идеи. Превосходство и духовная зрелость советского воина были несомненны даже в самые трудные первые дни войны.

Ни народ, ни армия не теряли веры в победу. Об этом я писал и в военных очерках, и в книгах” !.

И действительно, в тех произведениях, которые составляют свеобраз-ный эпос войны в творчестве Шолохова, во всю мощь звучало утверждение патриотических чувств, ответственности и долга как тех определяющих качеств, которые принесли нам победу.

Мы видим в произведениях Шолохова не только воюющий народ: солдаты сражаются на поле боя, напряженно размышляют над судьбой государства, говорят о целях войны, думают о боевом товариществе, вспоминают мирное прошлое – свою семью, детей, любимых; трагические картины сменяются комическими сценками и эпизодами, которые открывают нам быт войны.

Эта глубина, эта полнота жизни позволяет писателю постигнуть истинную меру жизнестойкости народа, обнажить истоки героического.

Роман “Они сражались за Родину” насыщается монологами и высказываниями, развернутыми размышлениями Лопахина, Звягинцева, Стрельцова, диалогами, то комически сниженными (Лопахин – Звягинцев, Лопахин – Копытовский), то поднятыми до драматизма (Стрельцов – Лопахин, Некрасов – Лопахин и т. д.), речами (обращение старшины Поприщенко к солдатам у могилы лейтенанта Голощекова, командира дивизии полковника Марченко – к остаткам разбитого полка, стоявшим в строю с развернутым боевым знаменем).

В самых различных обстоятельствах звучит в романе “чувство хозяйской совести”, патриотизма, ненависти к врагу. Интимность и задушевность нередко сочетаются с публицистической обнаженностью писательской мысли.

Пристальное внимание к тому новому, что проявилось по-разному в людях самой различной судьбы, условий жизни, индивидуальности, помогает писателю сильно и глубоко выразить главную мысль романа о неодолимости новых общественных начал, проникших в самые глубины народной жизни.

Если говорить о том герое или о тех людях, которые привлекают внимание писателя, то прежде всего, конечно же, это люди, у которых “чистое сердце/), которые проявляют в самых драматических обстоятельствах моральную выдержку и твердость.

Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и трагических судьбах. Рассказ “Судьба человека” (1959) относится к тем произведениям, которые как бы начали новый этап в развитии советской литературы.

Само эпическое название – “Судьба человека” – показывает направление и характер художественных исканий писателя. Для Шолохова было важно найти такую художественную форму, в которой можно было бы емко и глубоко сконцентрировать опыт войны.

Да, конечно же, война может быть передана и изображаться и в романной форме, с разветвленным сюжетом, со множеством исторических и вымышленных лиц. В рассказе “Судьба человека” Шолохов обращается к истории одной жизни, к судьбе одного человека.

Под пером писателя эта история одной жизни становится воплощением судеб человека на войне, рассказом о величии, силе и красоте обыкновенного русского солдата Андрея Соколова. Трагическая история человеческой жизни берется в ее обусловленности, ее связи с событиями второй мировой войны.

Наивысшие исторические испытания народа и государства и жизнь человека, на которого обрушились все несчастья войны,- возможно ли об этом написать в одном рассказе на сравнительно небольшой площади?

Шолохов сумел воплотить свой замысел, и не случайно к его рассказу было применено определение “рассказ-эпопея”. Его рассказ сочетает эпичность и сжатость, предельную целеустремленность и широту в едином эстетическом качестве.

Из истории жизни Андрея Соколова писателем отбирается только то, что позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью эпохи.

Человек и война, мир социализма и мир фашизма – в таких сопоставлениях развивается и движется художественная мысль писателя.

Источники:

    Шолохов М. А. Поднятая целина. Судьба человека. Вступит, статья Л. Якименко. М., “Худож. лит.”, 1978. 654 с. (Б-ка классики. Советская лит-ра)Аннотация:В книгу входит роман М. А. Шолохова “Поднятая целина”, запечатлевший эпоху коллективизации, крушение старых и рождение новых форм жизни, и рассказ “Судьба человека” – о величии, силе, красоте души обыкновенного русского солдата.

Источник: http://ege-essay.ru/recenziya-i-analiz-po-rasskazu-sudba-cheloveka-sholoxov-m-a/

Отзыв о повести М. Шолохов «Судьба человека»

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4Следующая ⇒

рочитал рассказ Шолохова «Судьба человека», меня очень тронул этот рассказ о судьбах людей во время войны.

Здесь я узнал много о войне, как тяжело было всем и детям, и взрослым в эти 1941 -1945 годы, как страдали люди, дети, но любили Родину, помогали кто чем может, работали с раннего утра до поздней ночи женщины, дети, старики и вот она Победа, которая досталась нам кровью и потом наших дедов и бабушек.

Думаю рассказ Шолохова «Судьба человека» не оставляет равнодушным никого. Даже не описать ту боль, которую испытываешь при чтении за судьбу главного героя. Рассказ стал известным после просмотра фильма Сергея Бондарчука, снятый по этому рассказу опубликован в 1957 году.

Михаил Александрович Шолохов встретил на дороге около хутора Московского в первый послевоенный год Андрея Соколова, который воевал на войне. Был весенний паводок, бездорожье. Писатель отдыхал на берегу небольшой, но бурно разлившейся речки в ожидании переправы. К нему подошел уже немолодой мужчина с мальчиком и рассказал о своей жизни. Писатель запомнил рассказ.

Не раз он вспоминал судьбу этого человека, но лишь через десять лет был написан рассказ «Судьба человека». Андрей родился в Воронежской губернии в тысяча девятисотом году. Как в гражданскую войну он был на стороне красных, а в голодном 22-ом работал на Кубани. Потом вернулся в родной Воронеж и был плотником.

Отец его с матерью и сестренкой померли от голода в голодный в двадцать втором году. Остался он один. Выучился на слесаря, женился. У жены тоже никого не было, сирота, воспитывалась в детском доме, звали Ириной. У них родился сын Анатолий, через год еще две девочки Настя и Оля.

В двадцать девятом году выучился на водителя, работал водителем на грузовой машине, жили хорошо, построил дом. Жили они вместе семнадцать лет.Началась война 1941-ый год и на второй день получил повестку, Андрея призвали в армию. Провожали все четверо: жена Ирина, сын Анатолий, дочери Настя и Оля. Формировали его и других под Белой Церковью, на Украине.

Дали машину и на этой машине поехал он на фронт, возил боеприпасы на передовую. Воевал он не долго, был ранен два раза, в первый раз в руку пулей с самолета, второй в ногу – осколком снаряда, когда ехал к своим пуля попала в голову, после взрыва авиабомбы его машина была разбита. Он сам удивляется, как остался живым.

Долго он не мог вставать и не понял, где он и что с ним. Недалеко от него шли немцы, был контужен и взят в плен немцами. Много раненых солдат взяли в плен, прошел немного и его догоняла колонна наших пленных, а тяжело раненых, которые не могли идти прямо и не поспевали за остальными, и их пристреливали прямо на дороге. Пленных загнали и держали в полуразрушенной церкви. Среди них оказался один пленный Крыжнев предателем, хотел выдать немцам своего взводного командира. Узнав об этом Сергей убил (душил) предателя, как он сам говорит. Первый раз в жизни убил, и то своего…

Война жестока, Андрей Соловьев попадает в концлагерь, мысль о побеге и здесь не оставляет его. Два года был в плену, гоняли, избивали, чем только могли, за то, что он русский. Ему удается сбежать, но его ловят. Несмотря на укусы, натравленных на него собак, ему удалось выжить. И снова тяжкий труд, голод, издевательства.

В 1944 новый побег, захватив с собою немецкого офицера с документами, удалось попасть к своим. После лечения в госпитале, Андрей возвращается в родной Воронеж и узнает, что его семьи тут больше нет: жена и дочь погибли во время бомбежки, а сын Анатолий ушел на фронт.

Радостное известие о капитуляции Германии для него было омрачено новость о смерти единственного сына Анатолия.

После демобилизации он больше не вернулся в родной Воронеж. Случайно, возле чайной в Урюпинске, Андрей встречает беспризорника. Грустные глазёнки Ванюшки не оставили его равнодушным. Зная, что у мальчика тоже никого нет, он решает быть теперь с ним вместе и стать для него отцом.

«Судьба человека» — это повесть о солдате, который прошел всю войну, попадал в плен, видел убийства и сам убивал, но который, в конце концов, не был убит. Он смог выжить в этой войне, но это не принесло ему счастья.

Читайте также:  Почему люди становятся бесчестными?

Думаю писатель назвал свою повесть «Судьба человека» потому что судьба распорядилась так, что два одиноких человека, потерявших всех своих близких, нашли друг друга и избавились от одиночества. М.

Шолохов сумел сделать так, что мы можем прочувствовать, насколько глубоко было горе людей, ставших одинокими, и насколько счастливы они смогли стать, найдя родственную душу.

Именно поэтому советую прочесть детям, кому не безразлична судьба народа, чего стоил нам этот мир, спасибо воинам, таким людям как Андрей Соколов.

Родина Вероника

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4×6734.html

Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»

Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». «Судьба человека» — это рассказ о простом челове­ке на большой войне.

Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем невозместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на ее жизнь, свободу и независимость.

В рассказе под­нята проблема психологии русского солдата — чело­века, воплотившего в себе типические черты нацио­нального характера.

Перед читателем предстает история жизни обыкно­венного человека. Скромный труженик, отец семей­ства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Андрей Соколов ушел на фронт защищать Родину. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от мир­ного труда. На солдата обрушились все беды военной поры.

Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей прово­локой концлагеря. В духовном единоборстве с фа­шизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество.

Вдали от фронта солдат пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фа­шистов. Много страшных мук пришлось вынести Андрею за два года плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, каждый раз он находил в себе мужество и, несмотря ни на что, оставался человеком.

Он отка­зался выпить по приказу Мюллера за победу герман­ского оружия, хотя знал, что за это его могут расстре­лять.

Но не только в столкновении с врагом видит Шо­лохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся его ут­раты. Мы видим страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество.

Ведь Андрей Соко­лов, вышедший из войны победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жиз­ни, — любовь, счастье. Суровая судьба не оставила солдату даже пристанища на земле.

На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела ворон­ка от немецкой авиабомбы. Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось, мог озлобиться, ожесточиться, сломаться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям.

Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившую­ся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца.

И вновь жизнь обретает высокий человеческий смысл: вырастить из этого оборвыша, из этой сиротки настоящего человека. Всей логикой своего рассказа М. А.

Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью.

Пройдя сквозь тяжелые испытания, он сохранил главное: свое человеческое достоинство, любовь к жизни, че­ловечность, помогающие жить и трудиться. Андрей остался добр и доверчив к людям.

Главный смысл рассказа «Судьба человека» заклю­чен, на мой взгляд, именно в финале. Цель автора —- показать не столько тяготы войны, сколько способ­ность человека выстоять, не ожесточиться, не замк­нуться в себе, а найти в себе силы для новой жизни.

Источник: https://prepodka.net/analiz-finala-rasskaza-m-a-sholoxova-sudba-cheloveka/

Судьба человека, Шолохов М.А. краткое содержание по главам

Меню статьи:

Грустный рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» берет за живое. Написанный автором в 1956 году, он открывает голую правду о зверствах Великой Отечественной войны и том, что довелось пережить в немецком плену Андрею Соколову, советскому солдату. Но обо всем по порядку.

Главные герои рассказа:

Андрей Соколов – советский солдат, которому пришлось в годы Великой Отечественной войны испытать много горя. Но, несмотря на невзгоды, даже плен, где герой терпел зверские издевательства от фашистов, он выстоял. Лучиком света в мраке безысходности, когда герой рассказа потерял на войне всю семью, засияла улыбка усыновленного мальчика-сироты.

Жена Андрея Ирина: кроткая, спокойная женщина, настоящая супруга, любящая мужа, которая умела утешить и поддержать в трудные минуты. Когда Андрей уезжал на фронт, была в огромном отчаянии. Погибла вместе с двумя детьми, когда снаряд попал в дом.

Встреча у переправы

Михаил Шолохов ведет свое произведение от первого лица. Стояла первая послевоенная весна, а рассказчику нужно было во что бы то ни стало попасть на станцию Букановская, до которой было шестьдесят километров. Переплыв вместе с водителем машины на другой берег реки под названием Епанка, он стал ждать отлучившегося на два часа шофера.

Нелегкая судьба Андрея

Какие только мучения ни переносит человек в страшные годы противостояния между народами.

Жизнь Андрея Соколова до Великой Отечественной войны

Лютые беды постигали парня еще с юности: умершие от голода родители и сестра, одиночество, война в Красной Армии. Но в то нелегкое время отрадою для Андрея стала умница-жена, кроткая, тихая и ласковая.

Да и жизнь вроде бы стала налаживаться: работа шофером, хороший заработок, трое смышленых деток-отличников (о старшем, Анатолии, даже писали в газете).

И наконец, уютный дом из двух комнат, который они поставили на скопленные деньги как раз перед войной… Она внезапно обрушилась на советскую землю и оказалась гораздо страшнее прежней, гражданской.

И счастье Андрея Соколова, достигнутое с таким трудом, разбилось на мелкие осколки.

Прощание с семьей

Андрей уходил на фронт. Жена Ирина и трое детей провожали его со слезами. Особенно убивалась супруга: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше… на этом… свете». «До самой смерти, – вспоминает Андрей, – не прощу себя, что тогда её оттолкнул».

Все помнит он, хоть и хочется забыть: и белые губы отчаявшейся Ирины, шептавшей что-то, когда сели они в поезд; и детишек, у которых, как они ни старались, не получалось улыбаться сквозь слезы… А эшелон уносил Андрея все дальше и дальше, навстречу военным будням и ненастьям.

Первые годы на фронте

На фронте Андрей работал шофером. Два легких ранения не шли ни в какое сравнение с тем, что пришлось пережить позже, когда, тяжело раненый, попал он в плен к фашистам.

В плену

Какие только издевательства ни довелось перенести от немцев по дороге: и прикладом били по голове, и на глазах у Андрея пристреливали раненых, а потом загнали всех в церковь ночевать. Еще больше страдал бы главный герой, если бы среди пленных не оказался военный врач, который предложил свою помощь и поставил на место вывихнутую руку. Сразу наступило облегчение.

Предотвращение предательства

Среди пленных оказался человек, который задумал на следующее утро, когда прозвучит вопрос, есть ли среди пленных комиссары, евреи и коммунисты, выдать немцам своего взводного. Сильно боялся за свою жизнь. Андрей, услышав разговор об этом, не растерялся и задушил предателя. И впоследствии ни капли не пожалел об этом.

Побег

Со времени пленения все более и более посещала Андрея мысль о побеге. И вот представился реальный случай совершить задуманное.

Пленные копали могилы для своих же умерших и, увидев, что охранники отвлеклись, Андрей незаметно сбежал.

К сожалению, попытка оказалась неудачной: после четырех дней поисков его вернули, спустили собак, долго издевались, на месяц посадили в карцер и, наконец, отправили в Германию.

На чужбине

Сказать, что жизнь в Германии была ужасной – не сказать ничего. Андрея, значившегося в плену под номером 331, постоянно били, очень плохо кормили, заставляли тяжело работать на Каменном карьере. А однажды за опрометчивые слова о немцах, произнесенные в бараке ненароком, вызвали к герр лагерфюреру.

Однако, Андрей не струсил: подтвердил сказанное ранее: «четыре кубометра выработки — это много…» Хотели сначала расстрелять, и привели бы приговор в исполнение, но, увидев смелость русского солдата, не побоявшегося смерти, комендант зауважал его, изменил решение и отпустил в барак, даже при этом снабдив продуктами.

Освобождение из плена

Работая шофером у фашистов (он возил немецкого майора), Андрей Соколов стал подумывать о втором побеге, который мог оказаться удачнее предыдущего. Так оно и вышло. По дороге в направлении Тросницы, переодевшись в немецкую форму, Андрей остановил машину со спящим на заднем сидении майором и оглушил немца. А затем свернул туда, где воюют русские.

Среди своих

Наконец-то, оказавшись на территории среди советских солдат, Андрей смог вздохнуть спокойно. Так соскучился он по родной земле, что припал к ней и целовал.

Поначалу не узнали его свои, но потом поняли, что вовсе это не фриц заблудился, а свой, родной, воронежец сбежал из плена, да еще и документы важные с собой привез.

Накормили его, в бане искупали, выдали обмундирование, но в просьбе взять в стрелковую часть полковник отказал: необходимо было подлечиться.

Страшное известие

Так Андрей попал в госпиталь. Его хорошо кормили, обеспечили уходом, и после немецкого плена жизнь могла бы показаться чуть ли не хорошей, если бы не одно «но».

Истосковался душой солдат по жене и детям, письмо домой написал, ждал весточки и от них, а ответа все нет. И вдруг – страшное известие от соседа, столяра, Ивана Тимофеевича. Пишет он, что нет в живых уже ни Ирины, ни младших дочки и сына.

В их избу попал тяжелый снаряд… А старший Анатолий после этого пошел добровольцем на фронт. Сжалось сердце от жгучей боли. Решил Андрей после выписки из госпиталя сам поехать на то место, где стоял когда-то его родной дом.

Зрелище оказалось до того удручающим, – глубокая воронка и по пояс бурьян – что не смог бывший муж и отец семейства оставаться там ни минуты. Попросился обратно в дивизию.

Сначала радость, потом – горе

Среди непроглядной тьмы отчаяния блеснул лучик надежды – старший сын Андрея Соколова – Анатолий – прислал с фронта письмо.

Оказывается, он закончил артиллерийское училище – и уже получил звание капитана, «командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали…» Как же обрадовало отца это неожиданное известие! Сколько пробудило в нем мечтаний: вернется сын с фронта, женится и будет дедушка нянчить долгожданных внуков.

Увы, и это кратковременное счастье разбилось вдребезги: 9 мая, как раз в День Победы убил Анатолия немецкий снайпер. И страшно, невыносимо больно было отцу видеть его мертвым, в гробу!

Новый сын Соколова – мальчик по имени Ваня

Словно что-то оборвалось внутри у Андрея. И не жил бы он вовсе, а просто существовал, если бы не усыновил тогда маленького шестилетнего мальчика, у которого на войне погибли и мать, и отец. В Урюпинске (из-за обрушившихся на него несчастий главный герой повести не захотел возвращаться в Воронеж) приняла Андрея к себе бездетная пара.

Работал шофером на грузовой машине, иногда возил хлеб. Несколько раз, заезжая в чайную перекусить, видел Соколов голодного мальчика-сироту – и прикипело его сердце к ребенку. Решил забрать его себе. «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем» – позвал Андрей малыша.

– Ты знаешь, кто я такой? – спросил, узнав у мальчика, что он круглый сирота. – Кто? – спросил Ваня. – Я твой отец! В ту минуту такая радость охватила и только что обретенного сына, и самого Соколова, такие светлые чувства, что понял бывший солдат: поступил правильно. И уже не сможет жить без Вани. С тех пор они уже не расставались – ни днем, ни ночью.

Окаменелое сердце Андрея стало мягче с приходом в его жизнь этого озорного малыша.

Только вот в Урюпинске не пришлось долго задержаться – пригласил героя еще один приятель в Каширский район. Так и шагают теперь с сыном по русской земле, ведь не привык Андрей на одном месте засиживаться.

Прощание рассказчика с Андреем

Грустный рассказ собеседника закончился. Но долго еще будет вспоминать рассказчик такую нелегкую судьбу незнакомца, неожиданно ставшего родным. Отголоски страшной войны в израненных душах людей… Разве можно передать всю боль этого чудовищного времени? Но надо жить. Ради таких вот сирот, как мальчик, усыновленный Андреем. И герой рассказа это осознал.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mihail-sholohov/sudba-cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию