Современная россия и мой нравственный выбор

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

«Нравственный выбор»

Вариант 1

Нравственный выбор – это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердие или равнодушие, совесть или бесчестие, закон или беззаконие… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз.

Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.К.

Железникова и проанализировав свой жизненный опыт.

В качестве второго аргумента, доказывающего тезис, приведу пример из читательского опыта. В романе А.С.

Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться.

С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой — Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.

Таким образом, я доказала, что мы постоянного сталкиваемся с нравственным выбором, порой даже в обыденных вещах. И этот выбор должен быть правильным, чтобы не сожалеть после.

​Вариант 2

Что такое нравственный выбор? Думаю, нравственный выбор – это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности. В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом – самый главный выбор человека.

В тексте Э.Шима можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Гоша, мальчик с мягким характером, совершает по-настоящему героический поступок, когда, рискуя своим здоровьем, защищает Веру.

Когда мальчик видит, что ракета может взорваться, он делает правильный выбор.

Этот поступок характеризует его иначе, чем в начале рассказа, потому что своим поступком Гоша меняет мнение о себе в лучшую сторону.

В качестве второго доказательства тезиса я хочу привести пример из жизни.

Мне хочется рассказать о Николае Шведюке, который, рискуя своей жизнью, спас пятерых человек, ехавших на снегоходе и провалившихся под лед.

Девятиклассник, увидев случившееся, вызвал скорую помощь, сам, взяв веревку, бросился на помощь людям. Николай совершил этот поступок, хотя никто не заставлял его это делать: он сделал свой нравственный выбор.

​Вариант 3

Нравственный выбор — это выбор между добром и злом, между дружбой и предательством, между совестью и бесчестием… Главное, чтобы человек принял такое решение, о котором он потом не будет жалеть в дальнейшем.

Я считаю, словосочетание “нравственный выбор” каждый человек понимает по-разному. Для меня нравственный выбор — это выбор, в котором проявляется воспитание и душа человека. Чтобы подтвердить свою точку зрения, обращусь к тексту В.

Дроганова и личному опыту.

Первым аргументом в пользу моего мнения могут послужить предложения 24-25.

В этих предложениях автор рассказывает о том, что рассказчик спустя много лет понимает: его выбор в ту минуту, когда он отбирал книгу у Кольки Бабушкина, был неверным, и очень сожалеет об этом.

Это когда-то неправильно выбранное решение стало его болью, его «неразлучной спутницей», потому что герой понимает, что, к сожалению, ничего исправить не может, даже попросить прощения уже невозможно (30).

Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказала, что нравственный выбор – это выбор, который человек делает в первую очередь душой, сердцем, а потом уже разумом. И иногда опыт прожитых лет подсказывает ему, что он поступил неправильно.

Вариант 4

Нравственный выбор — это принятие одного решения из нескольких: мы всегда размышляем, что выбрать: добро или зло, любовь или ненависть, верность или предательство, совесть или бесчестие…

Наш выбор зависит от многого: от самого человека и его нравственных ориентиров, от жизненных обстоятельств, от общественного мнения. Я считаю, что нравственный выбор не всегда может быть верным, часто бывает отражением того, как воспитали человека.

Человек со скверным характером будет выбирать решения в свою пользу: он не думает о других, ему безразлично, что с ними. За доказательствами обратимся к тексту Ю. Домбровского и жизненному опыту.

Во-вторых, я хотела бы вспомнить историю мальчика из рассказа В.Астафьева “Конь с розовой гривой”. В произведении мы наблюдаем, что мальчик понял свою ошибку и раскаялся в своём поступке.

Другими словами, герой, перед которым встал вопрос – попросить прощения у бабушки или промолчать, решает извиниться.

В этом рассказе мы как раз и наблюдаем, что решение нравственного выбора зависит от характера человека.

Таким образом, мы доказали, что нравственный выбор — это решение, которое мы принимаем каждый день, и выбор этого решения зависит только от нас самих.

Источник: https://owlearn.ru/news/nravstvennyj_vybor/2016-12-13-626

Нравственное состояние современного российского общества — Психологос

Аннотация. На основе выводов философов, экономистов, психологов, юристов, социологов и др. определен моральный уровень российского общества начала XXI в.

— «моральная деградация»; используются разработанные количественные показатели — индекс нравственного состояния общества (ИНСО), на основе которого прослеживается динамика эволюции российского общества в годы реформ; отмечаются причины и последствия падения нравов; намечаются пути духовного возрождения как ключевого фактора и предпосылок оздоровления экономики и в целом духовного возрождения нации.

Ключевые слова: индекс нравственного состояния (ИНСО) * мораль * закон * моральная деградация * суицид * наркомания * алкоголизм * коррупция * насилие * преступность * аномия * либерализм, псевдолиберализм * свобода * контроль — социальный, моральный * нравственные регуляторы * социальные взаимодействия.

Симптомы моральной деградации

Несмотря на экономические успехи (докризисные), внутриполитическую стабилизацию и другие позитивные тенденции, общее состояние современного российского общества последних лет выглядит очень тревожным. Так, количество убийств на 100 тыс.

жителей в нашей стране почти в 4 раза больше, чем в США (где ситуация в данном отношении тоже очень неблагополучна) и примерно в 10 раз превышает их распространенность в большинстве европейских стран (Лысова А. В., Щитов Н. Г. Системы реагирования на домашнее насилие // Социологический журнал, 2003, N 3, с. 99-115).

По количеству самоубийств Россия в 3 раза опережает США, занимая 2-е место в Европе и СНГ не только среди населения в целом, но и среди молодёжи в возрасте до 17 лет (в данном случае, после Казахстана).

При этом по ряду причин (например, таких как стремление родственников представить самоубийство в качестве несчастного случая) недоучет самоубийств в российских регионах составляет порядка 13%; наблюдаются и такие тревожные тенденции, как снижение среднего возраста совершающих самоубийства, совершение их все более жестокими способами и др.

По индексу коррупции за 6 лет (2002-2008 гг.) Россия переместилась с 71-го на 147-е место в мире, а общий объем коррупционного оборота в РФ оценивается экспертами в 250 — 300 млрд. долл. в год.

Численность жертв несчастных случаев, таких как случайные отравления алкоголем и ДТП, свидетельствуют если не о массовом «нежелании жить» (психоаналитическая интерпретация подобных ситуаций), то, по крайней мере, о безразличном отношении многих наших сограждан к своей и к чужой жизни.

Ежегодное количество жертв ДТП в современной России превышает потери нашей страны за все годы афганской войны, а ситуацию на наших дорогах называют «война на дорогах», «гражданская война» и т.п.

В совокупности приведённые данные выстраиваются в целостную картину (табл.

1), свидетельствующую о болезненном состоянии общества, но удивительно, что в общественном сознании они воспринимаются с меньшей остротой, чем, скажем, количество медалей, выигранных на Олимпиаде (что само по себе — показатель состояния общества, равно как и одаривание дорогими автомобилями и без того небедных спортсменов-победителей).

Таблица 1. Показатели состояния современного российского общества (2006 г.)

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/nravstvennoe-sostoyanie-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva

Нравственный выбор — что определяет нравственный выбор человека?

Человек в течение жизни ежедневно сталкивается с ситуациями, когда нужно делать выбор, который оказывает непосредственное влияние на жизнь в будущем. Часто он основывается на том, что приходиться сравнивать хорошее и плохое, и становиться на одну из сторон.

Что такое нравственный выбор?

О человеке многое говорят его поступки и особенно ситуации, когда необходимо встать на сторону добра или зла, и это называется нравственным выбором.

В пример можно привести противостояние верности и предательства, помощи или равнодушия и так далее. С раннего детства родители рассказывают своим детям, что хорошо, а что плохо.

Нравственный выбор человека зависит от его характера, конкретной ситуации, воспитания и других важных аспектов.

В чем важность нравственного выбора?

Каждый человек в праве самостоятельно решать, как следует поступить в той или иной ситуации, основываясь на понятиях добра и зла. По таким ситуациям можно судить о его морально-этических установках.

Стоит понять, зачем нужен нравственный выбор и какое он имеет влияние, так делая шаги в выбранном направлении, человек формирует свою личность и мнение окружающих людей о нем.

Нравственный выбор может влиять на развитие народов, ведь часто президенты делают выбор исходя из собственной морали.

В чем проявляется нравственный выбор человека?

Совесть является основой нравственности, когда есть отчетливое понимание, что является допустимым и недопустимым в жизни.

Еще один важный момент, на котором стоит остановиться – что определяет нравственный выбор человека, так вот от него зависит будущее, поскольку каждое решение имеет последствия.

Люди, выбравшие путь зла, будут идти вниз, а те, кто решил жить в добре, наоборот, двигаются вверх.

Многие ошибочно полагают, что нравственный выбор подразумевает под собой некий набор ограничений, которые посягают на свободу человека и не дают ему проявлять свою индивидуальность.

На самом деле он только задает направление, куда человеку лучше двигаться, чтобы духовно расти и развиваться, как личность.

Исторически доказано, что в периоды духовного расцвета было максимально развита цивилизация, культура и мораль.

От чего зависит нравственный выбор человека?

К сожалению, но в современном мире нравственность находится в упадке, а все из-за того, что у людей отсутствует адекватное понимание добре и зле. Формирование личности должно начинаться с раннего детства.

Нравственный выбор в жизни человека зависит от воспитания, уровня познания, мировоззрения, сознания, образования и так далее. Влияние оказывает и среда, в которой растет и живет человек, например, положение семьи и взаимодействие с обществом.

В ситуациях, когда приходится делать выбор в пользу добра или зла, проявляется суть людей, то есть их совестливая первооснова.

Понятие «нравственный выбор» указывает, что он должен быть осознанным. В любом обществе поведение человека рассматривают, анализируя поведение, поступки, отношение к разным вещам и свободу выбора. Психологи считают, что не менее важна сила воли, и если человек ею обладает, то перед ним, скорее всего, никогда не встанет проблема нравственного выбора.

Что зависит от нравственного выбора?

Поступки человека формируют его жизнь и будущее, поэтому от нравственного выбора зависит по какому пути пойдет человек.

Например, если возникла ситуация, в которой необходимо солгать или сказать правду, то от каждого варианта будет зависеть дальнейшее развитие ситуации.

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание – что требует от человека нравственный выбор, так вот для принятия верного решения необходимо все тщательно обдумать, взвесить все «за» и «против» и обязательно подумать о последствиях.

Моральные нормы и нравственный выбор

Психологи говорят о том, что мораль является важным ориентиром в жизни, чтобы определить верное нравственное направление.

Становясь на сторону добра, человек стремится к целостности личности и достижению гармонии в отношениях с окружающими людьми и внутри себя. Зло, наоборот, разлагает внутренний мир.

Нравственный выбор современного человека сталкивается с разными испытаниями и искушениями, и все чаще можно услышать девиз – выживает сильнейший.

Нравственный выбор в экстремальной ситуации

Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, то он может принять такое решение, на которое он бы в обычной жизни никогда не решился.

Если же поведение никак не будет отличаться от привычных условий, то считается, что это показатель нравственности. В любой ситуации необходимо поступать по совести, зная, что за все решения придется отвечать.

Есть основные признаки нравственного выбора, в которых можно выделить пять компонентов:

  1. Мотив. Перед тем как принять решение нужно понимать, зачем это делается.
  2. Цель. Не менее важно учитывать намерения, то есть чего хочется получить в итоге.
  3. Средства достижения цели. Нравственность поступка подразумевает правильное соотношение цели и средств ее достижении. В современной жизни большинство людей живут по принципу – цель оправдывает средства, но чаще это неправильный путь.
  4. Выбор. Чтобы понять нравственную сторону вопроса, важно учитывать обстоятельства, в которых приходилось действовать, то есть добровольно или по принуждению.
  5. Результат. Важно проанализировать итог, чтобы сделать соответствующие выводы о правильности выбора.
Читайте также:  Учитель и ученик. кто кого?

Книги про нравственный выбор

Есть много литературных произведений, которые в качестве основной темы выбирают нравственность.

  1. «Живи и помни» В.Г. Распутин. В книгу вошло несколько рассказов, в которых остро стоит проблема совести и правильности выбора.
  2. «Маленькая хозяйка большого дома» Д. Лондон. В основу этого произведения положен «любовный треугольник». В романе много интриг, но при этом он пропитан благородными и честными поступками.
  3. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин. В этом произведении присутствует проблема нравственного выбора, перед которым встала Татьяна, получившая любовное письмо от Онегина.

Источник: https://womanadvice.ru/nravstvennyy-vybor-chto-opredelyaet-nravstvennyy-vybor-cheloveka

Нравственный выбор современной молодежи: идеалы и реальность

Трансформационные процессы, в современном российском проявляются в ко политических и социальноомических в сочетании с духовно- кризисом, вызванным системы ценностей а также политикой общественных отношений.

Идеологическая общества выполняет функции интеграции, ценностно-нормативного а, легитимации отношений. Нарушения в механизма социализа, дезинтеграции идеологических влекут серьезные для государства и общества.

Но угрозу они для молодого поколения.

Термин был введён в оборот французским начала XIX в. Антуаном Траси. Будучи сенсуалистической гносеологии Д. Локка, ввёл данный для обозначения об идеях, им как об общих происхождения идей содержания чувственного опыта. А.

Траси видел в систему знаний морали, политики, права. Существует большое количество идеологии, которые оценкой обозначаемого феномена. В идеология по Барту – современный миф, система значений объектов, способны социализироваться.

Идеалы формируют ее качества и принципы, в практической деятельности. Нравственные в обобщенной форме оценить, охарактеризовать или иные поведения личности: ее добродетельности порочности.

Попытки идеологического кризиса на протяжении российское общество обрести новую найти объединяющие идейные ориентиры жизнедеятельности.

Главную в процессе конструирования современного российского по необходимости государство, пытаясь идеологемы, способные в основу новой России.

Однако идеология не действенной, выполняющей функции социальной интеграции, мобилизации, составляющие её не найдут в общественном сознании, будут приниматься актуализироваться в практиках.

Исследование ценностей современной способно ответить вопрос о том, в мере идеология фактором развития, фактором, тормозящим процессы в обществе. Современная особенно студенчество – треть всей молодежи, её образованная часть. Соответственно, идеологические ценности, в процессе идеологической усвоит молодежь, и положены в основу России.

Идеологемы, государством, в своей получают различную находят слабый в среде молодежи. Вектор предпочтений молодежи по линии:

«Качество («Семья» – «Достаток» – – «Безопасность») – «Права – «Мир» – «Достоин – «Справедливость»

Взаимодействие сти с обществом в социализации носит характер.

С одной с её помощ обеспечивается воспроизводство преемственность социального с другой стороны – личность индивида, в том числе ценности и установки, некая матрица, с которой можно объяснение окружающим и явлениям.

Процесс и результат во определяются субъективными индивида, его отношением к транслируемым символам, их интерпретацией, собственным мированием значений.

Система ориентаций не раз и навсегда данной. С условий жизни, личности, появляются ценности, а иногда их полная частичная переоценка. Ценностные молодежи как динамичной части общества претерпевают изменения, различными процессами, в жизни страны.

Из результатов исследования системы молодежи нный опросник следует, что оценка и ранг ценностей для близки по (март 2009 возраст лет – 22 ). Первые места занимают в том числе творческой деятельности; других, уверенность в себе. В инструментальных ценностей: отдано в первую ответственности, второе занимает независимость, есть способность самостоятельно.

Ранговые подтверждают следование выбору действий. Факт базовых ценностей но современные российского общества могли не существенную перестановку в общественных и личных ценностей. Изменяется восприятие таких человеческих ценностей, здоровье, семья, любовь.

Общей является усиление личностных ценностей в с общественными, что логический результат граждан от государством и лишения возможности влиять общественные процессы.

Идеологиче ценности подвергаются претации, наделению смыслами, превращаясь в установки личности. На практической реализации ценности воплощаются в поведении. Процесс социализации достаточно а его результат, комплексом факторов: установками личности, влияния институционализированных и механизмов социа не всегда очевиден.

Вместе с тем, исследуя механизм выделяя такие ключевые институты, семья, школа, средства массовой информации, партии и общественные необходимо подчеркнуть государства как института идеологической которая особенно в эпохи обществен кризисов.

Отвечая вопрос «Что представляете себе, слышите: «Россия, Федерация»?», большинство людей ассоциируют «Россия» с родиной %), державностью %), гордостью %), историей %). Наряду с отмечается и негативная сопутствующая современным беспорядок (15,6 бедность (13,4%).

Нельзя и о том, что поколение наиболее в силу своей и отсутствия жизненного неустойчивости внутренних для выработки социальной нормы. Отличить от «здорового» в социальных явлениях и характерных для России, молодому непросто.

Результат молодежи и экспертов с оценки и прогнозирования факторов социального цесса позволил с контент-анализа содержание ассоциаций темам «семья», «молодежь». Ассоциативный представителей старшего и поколения в целом обнаруживает единодушное представление и к понятию «семья», и отличается по к понятию «молодежь».

В большинства (70 семья связана, всего, с ответственностью, поколение ассоциирует с «силой», «здоровьем», «перспективами». Для свойственно ассоциировать с возможностями и перспективами:

Ж. 19 студент: «Молодежь – будущее нашей они открыты, много идей». «Семья – в человек познает и окружающий мир, не сможет вне её».

М. 23 г.: – тепло, домашний и очаг, мама, тебе всегда поможет».

М. 23 студент: «Молодежь – у лучший диплом, и я очень рад, возможность путешествовать миру». «Семья – семья родителей».

Эксперты в ответах солидарны с

Ж. 55 предприниматель: «Молодежь с понятиями: сила, здоровье». «Семья – любовь, очаг».

Ж. 38 предприниматель: «Молодежь с понятиями: красота, здоровье». «Семья – бота, любовь».

Нельзя обратить внимание то, что такая тенденция в сознании: как позитивных ценностей негативными. В частности, идет о предпочтениях в значимых для ориентаций, связанных с ценностями, такими трудолюбие, честность, общая культура, критически оценивать и свои возможности.

Духовно-нравственные как структурный системы ценностей деятельным опытом поколений и передались в силу действия наследственности. И духовная у человека создается раз заново, на осн этих наследственных факторов. Исходя вышесказанного, духовность многогранна. Она во все жизнедеятельности человека исключений, несет характер.

Духовное в себя внутреннее работа, усилия над собой) и (влияние многообразных процессов), и приобретенное. Духовность изначально больше однако определяется и факторами. Духов – единство идей, сознания, мышления, менталитета, переживаний, потребностей, интересов, суждений, ценностных ориентации, мотивов и поступков. Они и цель и смысл жизни.

Духовность определить как духовных ценностей. Классифицируются ценности чаще в научной литературе моральные (нравственные), ценности познания.

К духовные ценности по принципу а, скорее, принципу определения ценностей, дополнения ценностью другую, в духовной практике ка все ценности находят в тесном взаимодействии.

В духовных ценностей место отводится (моральным). Приоритетность нравственности в системе ценностей отмечается отечественными учеными: B.C. Барулиным, И.А. Ильиным, В.А. Лекторским и др. Это случайно, ведь сила человека определяются, главным способностью сохранять ценности в любых условиях, любых, тяжелых испытаниях.

Поскольку структуры морали и й культуры личности выявляет принципиальных в их содержании и набор элементов, структуру той и то не понятия «мораль» и мы употребляем, понятие «нравственные ценности».

Именно с него характеризуется для общества и социально-культурных явлений. Можно что к числу ценностей относятся явления морали.

Духовно-нравственные ориентируют на духовно единение с самим другими людьми и высшим.

Формирование ценностей субъекта социальной группы) с одной стороны, в обществе системой ценностей, с другой — самого субъекта в как необходимом его жизнедеятельности. Пересечение и личностных интересов в механизме функционирования и нравственного сознания и практики (нравственных отношений).

Восприятие нравственных ценностей а в первую очередь на уровне сознания. Прежде та или нравственная ценность определять действия, поступки человека, она быть осознана, человеком как желаемая в его жизни. Восприятие начинается с познания человеком.

В процессе ценностей человек выбор желательных, для него оценивает свои а также мысли и других людей в с представлениями о должном, ценном, поэтому в нравственных ценностей соотношение должного и сущего.

В сознании постоянно личное поведение с высшими ценностями, тем пороком который реально существует, но должен быть, действительность стала и гармоничной. Добро. Любовь. Достоинство.

Справедливость – эти моральные которые в полной никогда не в практической обыденности, служат ориентиром и сознания, духовно-нравственными не дающими в пучине эгоизма и .

Проводником высших ценностей, идеалов в сознание индивида норма. Она связана с оценкой, как критерий поступков, мыслей, через призму моральных ценстей.

Именно с нравственных норм история нравственного личности. Нормы человеку на что есть и зло, достойное и фиксируют тип поведения. Нравственные фиксируемые в нормах, с одной стороны, интересам общества, ценными для а с другой — соотноситься с ностями, интересами человека.

Интеграция и общественных интересов возможной в связи с что система нравственных ценностей, общества, на ориентировано моральное субъекта, соотносится с скими ценностями.

Общечеловеческие моральные) ценности содержание нравственности, себя как уровне реального так и моральной выступают наиболее критериями моральной наполняют жизнь особым смыслом, и духовностью. К ним ценности человеческой свобода, честь, смысл жизни, счастье. Высшие ценности проникают в человека как идеалы.

Нравственные имеют «программный» связаны с глубоким действительности. В в обобщенной форме наиболее ценное в отношениях. Представления этом ценном в сознании человека в настоящем и будущем, его нравственные к достижению этих целей. Поэтому согласиться с тем, в идеалах всегда воплощение элементы будущего, чем и ловлен их характер.

Идеалы формируют ее качества и принципы, в практической деятельности. Нравственные в обобщенной форме оценить, охарактеризовать или иные поведения личности: степень ее добродетельности или порочности (щедрость скупость, мужество трусость и т.д.).

Нравственные можно определить нормы широкого выражающие нравственные раскрывающие содержание той или личности (социальной группы). Нравственные раскрывают нравственную человека, определяют его взаимодействия с людьми, нравственную в целом.

Так, образ жизни, ориентации, характер индивидуалиста и эгоиста и – отличаются друг друга.

В формировании ценностей самооценка важную роль. Она человеку осмысливать, анализировать действия, намерения, к работе его чувства долга, ответственности, справедливости. Вместе с самооценка может адекватной и неадекватной заниженной). Проблема самооценки напрямую с характером социализации, личности. Если первичной самооценки окружение – родители, учителя, друзья и т. д.

) внимание уделяют приобщения ребенка к ценностям, крайне активизируют его и применяют в процессе преимущественно метод и одобрений всех поступков, то ребенок обречен в личность эгоистичную с завышенной и низким поро совести, что отразиться на духовного общения с людьми (в отсутствия самокритики, совести, неумения воспринимать критику, чуткости, внимания к других, нежелание совершенствоваться и т.д.).

В механизма, регулирующего формирования адекватной как и формирования ценностей индивида, общественное мнение.

Научная изучения духовно-нравственных молодежи требует реальные пост молодых людей, а мотивацию поведения и отношение к ценностям общества, как на знаний, так и уровне чувств и (установки, убеждения, оценки и т.д.).

Формирование экономической среды сопровождается появлением экономических пр таких как обеспеченная жизнь, экономическая инициатива. Это индивидуализированную направленность личные интересы и субъектные ориентацию на ценности, которых связано с людьми.

Таким наряду с нравственными , в число ведущих достижения жизненных включен комплекс (твердая воля и и деловых качеств независимость).

Эти достижения целей общую направленность – способность выстоять, свое досто не отступая трудностями, самостоятельно и решительно в социальных и экономических ситуациях.

Список литературы:

1. Меньчиков Г.П. Духовная человека (анализ — онтологических основ). – Грандан, 1999. – с.

2. Гжегорчик А. Жизнь вызов: Введение в скую философию. – Вузовская книга, 2006. – с.

3. Бердяев Н.А. Философия духа. – М.: 1994. – 510 с.

4. Потапов В.П. Моральные российской молодежи: факторы и тенденции (по материалам исследований): – М., 2002. – с.

5. Столович Л.Н. Об ценностях // философии. 2004. – № 7. – С. 95–101.



Источник: https://infopedia.su/14x149a7.html

Россия в i мировой войне. проблема нравственного выбора

РОССИЯ В I МИРОВОЙ ВОЙНЕ

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА

Урок всемирной истории в 10-м классе

Цель урока: На основе полученных знаний по теме «I Мировая война» провести обсуждения проблемы отношения к войне и миру, защиты Родины, патриотизма.

Задачи урока:

методические: использовать форму урока-рассуждения, дискуссии для закрепления изученного материала, активизировать полученные знания, умения и навыки учащихся в нестандартной обстановке для защиты и выработки собственной позиции, использовать элементы работы с историческими источниками, умения работать коллективно и в группах.

Читайте также:  Политический кризис и мировой конфликт

воспитательные: воспитание чувства патриотизма, исторической гордости, принадлежности и преемственности исторического развития.

Проблема урока: Что определяет нравственность позиции в отношении войны? Нравственно ли защищать войну?

Оборудование: карта, фотостенд, схемы.

Тип урока: урок итогового собеседования-заключения и исторического размышления.

План урока

1. Введение в урок. Постановка проблемы.

2. Отношения к войне различных политических сил России (знакомство с историческими документами, материалами, источникам). Оценка.

3. Обсуждение проблемы урока, размышления и споры над проблемной ситуацией.

4. Подведение итогов. Выводы.

ХОД УРОКА

1. Введение в урок. Постановка проблемы.

Все последние годы, когда перипетии современной жизни без устали сотрясают и проверяют на прочность корабль русской государственности, взоры нашего поколения обращаются как к давней, так и к не очень далекой истории.

То вдруг общественное сознание сотрясается от разоблачений жестокостей тридцатых годов, то открывается гений Петра Столыпина.

Еще Николай Бердяев писал, что «русское сознание имеет исключительную склонность морализировать над историей, то есть применять к истории моральные категории, взятые из личной жизни» Если подходить с этой оценкой ко всему, что произошло с Россией в XX веке, то можно утверждать, что большее из происшедшего с ней в значительной степени было определено I Мировой войной, почти неизвестной и не понятой нами. Истоки и ситуация ее породившая до боли напоминает сегодняшние дни: Сербия и Балканы, кризис в России, крах великих империй — это как бы строки сообщений сегодняшних дней.

Что знает большинство из нас об этой войне? Задумывался ли кто-то о том, перед каким нравственным выбором стояли люди? Как разобраться в той ситуации, сложившейся в мире и в России летом 1914, в том разброде идей и мнений — от оголтелого «ура-патриотизма» до лозунга поражения своего правительства в этой войне?

По учебникам нами усвоено: I Мировая война была империалистической и в народе популярностью не пользовалась.

Но почему же тогда, по рассказам и воспоминаниям современников, крестьяне везли на позиции хлеб и яблоки? Что двигало ими? Извечная русская жалость к солдатам-защитникам? Или это было проявление патриотизма- чувства отчасти утраченного нами сегодня? Что двигало ими? Любовь к Родине или волна захлестнувшего Европу шовинизма?

Россия и Германия. Две страны, понесшие наибольшие потери от Мировых войн XX века. Что двигало ими? Что чувствовали и чем жили их народы накануне великих Мировых трагедий?

Россия накануне войны жила обыденной жизнью.

Люди плакали и смеялись, крестили младенцев, провожали новобранцев, шли под венец смущенные невесты, взлетали под облака первые аэропланы, в военных кругах облаивали военного министра Сухомлинова, велевшего взрывать крепости на границах, сопредельных немецким, Иван Поддубный бросал на лопатки соперников, все старались думать о лучшей доле. Россия летом — вся в васильках и ромашках, а зимою плыли над ее погостами синие вьюги…

Германия в это время жила иными заботами. Ее канонерка «Пантера» появилась в Марокко, пушками угрожая выжить оттуда французов. Берлинские газеты ликовали: «Марокко может обеспечить нас ранними овощами, яйцами, мехами, ячменем, хлопком. Такие страны дюжинами под ногами не валяются».

Кайзер Вильгельм II, выступая перед гарнизоном Кенигсберга, грозя отсохшей рукой в сторону России, говорил:

Наша сила в том, что мы готовы начать войну без предупреждения. И мы не откажемся от этого преимущества, чтобы не дать врагам времени подготовиться к войне с нами. Генеральный штаб Германии порождал чудовищные афоризмы: «наихудшая вещь в политической жизни — апатия и душная атмосфера всеобщего мира… Война — путь к процветанию». (В.Пикуль. Нечистая сила.)

2. Отношения к войне различных политических сил России.

Пожалуй, эта война — самая неизвестная из всех войн XX столетия. Спросите любого, что он знает об этой войне? …Мазурские болота, Брусиловский прорыв, Гумбенен…

Говорят ли что-нибудь эти названия каждому из нас? (Здесь желательно обратиться к классному фотосалону, на котором представлены фотографии, сделанные на I Мировой войне. Фотографии можно разместить на доске, сделать в качестве отдельного стенда.

Можно обратить внимание учащихся на лица людей, живших тогда.

С фотографий может предстать Мировая война неожиданно, не хрестоматийной: раскладные кровати в палатках, самовары для чаепития, полковая библиотека, походная кухня, митинги, полковой священник с наградами на груди, белые скатерти (а, может быть, госпитальные простыни?) на столах для чаепития с семейными альбомами…)

С фотографий на нас смотрят лица людей, живших в то время и уже ушедших от нас в историю — лица серьезные и печальные, одухотворенные и бесшабашные, светлые лица людей поднявшихся в едином порыве защищать Родину… Что двигало ими? Любовь к Родине, стремление к славе, проявление патриотизма? А, может быть, истерия шовинизма привела их на передовую?

Где могилы павших на той войне? Справедливой, несправедливой — это потом решается и, это, не всегда предсказуемо, как показывает недавний исторический опыт. Четыре года гибли солдаты на этой «неизвестной» войне. И отпевали их по=христиански, кресты на могилах ставили, не впопыхах зарывали.

Хоронили по обряду. Как помним мы своих героев? Это тоже проблема нравственности.

«Земля без могил предков — чужая и непонятная земля, и недаром всякое чужеземное нашествие стремилось прежде всего разрушить святыни памяти народа, стереть с лица земли кладбища, переименовать все, связанное с глубокой отечественной историей».

Россия, ее народ… Как встретили они черный день 1 августа 1914 года? Какие чувства испытали? Перед каким нравственным выбором встали? Вспомним Александра Блока:

Петроградское небо мутилось дождем,

На войну уходил эшелон.

Без конца — взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревога любви,

Сила, юность, надежда… В закрытой дали

Были темные тучи в крови.

И, садясь, запевали Варяга одни,

А другие — не в лад — Ермака,

И кричали ура, и шутили они,

И тихонько крестилась рука.

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись фонарь замигал

И под черною тучей веселый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,

Наполняя тревогой сердца.

Громыханье колес и охрипший свисток

Заглушило ура без конца…

Владимир Корвин-Пиотровский «Поражение».

Задворками разбитых дач

Коней вторые сутки мучим —

За мной вихрастый штаб-трубач

Качается в седле скрипучем.

Какая скучная война, —

На фронте ни врага, ни друга.

И душу гложет мысль одна —

Не слабо ль стянута подпруга.

А солнце южное печет,

Густая пыль забила поры,

В глаза горячий пот течет,

Жмут сапоги, обвисли шпоры-

И вдруг внезапный поворот,

За ним прудок, покрытый тиной,

Гусиный выводок, и вот —

Русалка с длинной хворостиной.

Цветная кофточка узка,

Но как пленительно прильнула,

А из под легкого платка

Такая молния блеснула!

Как подтянулся эскадрон!

Как избоченился спесиво,

Как солнцем вылощен красиво

Золотокованный погон.

И, пламенным сверкая оком,

Срывая ногу так и так,

Приплясывая, скачем боком

Мой горбоносый арагамак.

И враз, почти без уговора,

Небрежной удали краса,

Гремят разведческого хора

Подобранные голоса.

И тенор, заливаясь свистом,

Уже ликует вполпьяна

О том, что в поле, поле чистом

Нам рано гибель суждена.

И, все же, восприятие войны русским обществом было далеко неоднозначным. Но ясно одно. Война прошла через сердце и судьбу каждого.

Петр Дурново, бывший министр внутренних дел, подавлявший революцию 1905 года: «Государь!.. война с Германий — это очень страшно для нас.

Сейчас безразлично кто победит — Россия Германию или Германия Россию.

Независимо от этого в побежденной стране возникнет революция, но при этом революция из побежденной страны перекинется в страну победившую, и потому не будет не победителей, не побежденных».

Первая Мировая война стала важным рубежом в развитии общественного самосознания. Русское общество первоначально оказалось расколотым. После убийства в Сараево австрийского эрцгерцога Фердинанда руководство партии конституционных демократов заняло сдержанную позицию, сильно отличавшуюся от «военно-истерических» настроений право монархических кругов.

«Двумя-тремя тягучими неделями» дипломатической подготовки к началу военных действий по его словам, воспользовался, чтобы повести свою компанию против войны, против русского участия в войне. (Павел Николаевич Милюков, 55 лет, приват-доцент, лидер партии кадетов, в 1917 году министр Временного правительства, активный деятель белой эмиграции.

В 1941 году заявит о необходимости поддержки СССР в войне против фашисткой Германии).

Как принята была вообще в России война 1914 года? Сказать просто, что она была «популярна», было бы недостаточно. Конечно, в проявлениях энтузиазма — и не только казенного — не было недостатка, в особенности в начале. Даже наши эмигранты, такие, как Бурцев, Кропоткин, Плеханов отнеслись к оборонительной войне положительно.

Рабочие стачки на время прекратились. Не говорю об уличных и публичных демонстрациях. Что касается народной массы, ее отношение соответствовало подъему ее грамотности, было более сознательное…

Но в общем набросанная нашим поэтом картина — в столицах «гремят витии», а в глубине России царит «вековая тишина» получили распространенную формулу в выражении: «Мы калуцкие», то есть до Калуги Вильгельм не дойдет… Нашей ближайшей задачей было объяснить навязанную нам войну, ее происхождение, ее достижимые последствия.

На этом общем понимании смысла войны, ее значении для России , ее связи с русскими интересами предстояло объединить русское общество».

В те же дни передовые статьи газеты «Речь» доказывали необходимость «локализации» австро-сербского конфликта, призывали к невмешательству Россию За эту антивоенную направленность «Речи» она была на 2 дня закрыта.

Первая Мировая война стала важным рубежом в развитии российского буржуазного либерализма. Русским либералам, да и не только им, а, пожалуй, и всему русскому обществу, пришлось столкнуться с проблемой отношения к войне.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/rossiia-v-i-mirovoi-voinie-probliema-nravstviennogo-vybora

Современная Россия и мой нравственный выбор

Родина… Как гордо звучит! Это не просто слово. Для каждого человека, любящего свою страну, это что-то очень важное, высокое.

Да и как можно не любить свой родной край, как в разлуке не скучать по нему? Кто же, кроме нас, будет заботиться о нем, кто, если не мы? Наша Родина – это наш дом. Мы должны беречь и защищать свою землю, свою Россию.

Сколько бед и несчастий вынесла она на своих плечах, сколько горя пережил русский народ!

Новое поколение, то есть мы – молодежь, знаем о жизни наших предков лишь из учебников истории. Война 1812 года, Вторая мировая, Великая Отечественная… Для нас – это прошлое, неизвестное.

А люди того времени сражались за Родину, за светлое будущее. Мы должны помнить это и благодарить их за наш покой. Необходимо избегать и тех ошибок, которые они допустили. Всё нужно делать во благо родной земли.

Помни, человек! Россия – наш дом! Умри, но не продай!

Современная Россия. Какая она? Такая же ли она великая держава, какой была в недалеком прошлом? Её боялись, её уважали. И дело не только в том, что над страной стоял сильный человек, настоящий вождь народа.

Многие со мной не согласятся – я знаю; скажут, что для порядка нужна железная сталинская хватка и его жесткий характер. Безусловно, умный, честный, твердый человек стране нужен, но ведь и простой народ играет важную, если не главную роль. Всё зависит от нас с вами, от нашего настроя.

Принято считать, что все проблемы должно решать правительство. Конечно, экономические и политические вопросы мы разрешить не в силах – хотя бы потому, что для этого у нас (я говорю о себе и о своих сверстниках) недостаточно знаний. Нам предстоит еще долго учиться.

Но решение некоторых других вопросов мы можем взять в свои руки. Что вам стоит, например, помочь другу-наркоману? Поговорите с ним – быть может, он прислушается и поймет, в какую «грязь» он залез.

Кстати, я затронула больную для сегодняшних дней проблему. Оглянитесь, посмотрите по сторонам. Малолетние наркоманы… А вдруг завтра в одном ряду с ними окажется близкий вам человек? Помогите им, пока не поздно, пока они не утянули за собой твоего брата, сестру, друга.

Опомнитесь сейчас, ведь потом может быть поздно. Это одна из актуальных на сей день проблем, одна из многих. Нужно стремиться к лучшей жизни.

Разве можно спокойно смотреть на пьяных, голодных детей, живущих в подвалах; на одноклассника, который когда-то был хорошим мальчишкой, а теперь в компании «друзей» ищет деньги на новую дозу, думая, что когда захочет, он бросит употреблять наркотики, обязательно бросит; на нищих стариков, на молодых девушек, которые нужны только на ночь? Это не пошло – это реально. Просто мы не хотим замечать происходящее вокруг. Мы говорим: «Куда смотрит милиция?»

Наверное, мало кому приходила в голову мысль взять с улицы грязного ребенка, отмыть его и накормить, а если кто и подумал, то вряд ли что сделал.

Читайте также:  Как писать сочинение в формате егэ по русскому языку

Правительство, конечно, должно обращать внимание, выделять средства на строительство домов для сирот, различных клиник для наркоманов и людей, страдающих алкоголизмом, бороться с наркомафией.

А наш долг – помогать решать эти вопросы, ведь вышеперечисленные проблемы – это проблемы общества, в котором мы живем, а значит – и наши личные. Каждый обязан внести свой вклад в разрешение этих трудностей.

Быть может, кто-то среди нас в будущем – выдающийся политик либо ученый, а может, просто незаметный врач, который в один прекрасный день найдет лекарство от СПИДа. Нужно хотя бы попытаться сделать что-то важное для человечества. Или лучше сидеть, сложа руки и смотреть на мир через затемненное стекло?

Есть еще немаловажная проблема, решение которой не по плечу одному человеку. Это война. Так уж сложилось в истории человечества, что мир и покой не вечны. Однажды подсчитали, сколько лет человек за всю свою историю жил без войн (точные цифры не помню), но оказалось, что не так уж и много.

Современная Россия очень отличается от старой. И, наверно, она изменилась не в лучшую сторону. В целом, она остается великой могущественной державой. Мы это знаем. Мы в это верим. Но нужно доказать другим народам, что это действительно правда.

Для этого каждый должен учиться, чтобы в дальнейшем успешно работать по своей специальности. Я уверена, что хоть в чем-то помогу своей стране, своему народу. Может, я буду учить детей, а, значит, уделять большое внимание не только тому, чтобы они знали мой предмет, но и их личной жизни. Буду стремиться научить ребенка, каждого в отдельности, понимать жизнь.

Но для этого я сама должна повзрослеть, и тогда смогу помочь своей Родине, потому что буду уверена в силах. Нельзя убегать от проблем. Если России плохо, то и мне плохо – вот наш девиз. Стремитесь ей помочь. Это наш гражданский долг. Никто кроме нас и лучше нас этого не сделает. Россия – наша родная земля.

Любите её, и тогда мы докажем всем, что Россия – поистине великая.

Источник: http://schoolknowledge.ucoz.ru/publ/gotovye_sochinenie_po_shkolnoj_programme/sovremennaja_rossija_i_moj_nravstvennyj_vybor/11-1-0-103

Что такое нравственный выбор?

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6Следующая ⇒

Нравственный выбор, по-моему, это принятое человеком решение, как правильно поступить в той или иной ситуации. Оно основывается на понятии ДОБРА и ЗЛА и является показателем морально-этических установок человека: большинство людей поступают так, как им позволяет их совесть. Нравственный выбор, на мой взгляд, являются самой жизнью.

Любой выбор направляет жизнь человека в определенное русло, которое тот способен изменять. Нравственного выбора не могут избежать и правители государств, поэтому вся мировая история, все человечество держится на морали избранных.

Но личный нравственный выбор не менее важен: он характеризует самого человека, показывая, какой он – хороший или плохой, друг или нет… Примеры личного выбора присутствуют в тексте А. Алексина и в одной истории, произошедшей со мной.

В качестве первого аргумента, подтверждающего мою точку зрения, можно привести несколько предложений из рассказа, в которых показан поступок Вани Белова. Он взял вину Сеньки Голубкина на себя, явившись «в разгар» беседы с директором и сказал, что это он взял шесть тетрадей с диктантом (30-34).

Нормальный поступок человека, который вызволяет из беды товарища. Удивительно другое: Сенька «не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его» (38). Это и есть нравственный выбор человека: один спасает, другой ненавидит. Всё зависит от человека и его характера.

Вторым аргументом в пользу моего мнения послужит небольшое повествование о недавно произошедшей истории. Шел урок математики, мой класс решал тесты. Вдруг слышится шепот: мой друг просит дать ему списать.

Я встал перед выбором: дам переписать свои ответы – помогу в данный момент, но загублю изучение всего материала, ведь товарищ бездумно спишет и ничего не поймет, откажу – обижу его, но помогу взяться за ум. И свою тетрадь я не дал. Это был мой выбор.

Самое удивительное, что друг меня понял и не обиделся.

Думаю, приведя два аргумента, я доказал свое понимание слов «нравственный выбор». К сожалению, не все люди совершают правильный выбор. Нужно быть осторожным и рассудительным при выборе своего действия в той или иной ситуации, тогда мир станет намного лучше.

Текст 11.1

(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно… (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?»

(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое…

(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкинполучал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.

(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.

(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих

одноклассников:

– (17)Как пишется «в течение»?

(18)Ему отвечали.

– (19)Одна ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?

(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:

– (23)Ну, коне-е-чно, сам написа-ал!

(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих

руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире…

(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:

– (27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?

– (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.

(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали

пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:

– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился

с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно

с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:

– (42)Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?

– (43)Мало ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить?

(По А. Алексину)*

*Алексин Анатолий Георгиевич(род.в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

Что такое нравственный выбор?

Нравственный выбор – это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердие или равнодушие, совесть или бесчестие, закон или беззаконие… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз.

Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.К.Железникова и проанализировав свой жизненный опыт.

В качестве первого аргумента, подтверждающего мою точку зрения, возьму несколько предложений. Витя поздравил свою маму с Восьмым марта и отнёс цветы также своей соседке, Лене Поповой (15-17).

Девочка была рада вниманию, но в классе „все сразу зашушукались, посмотрев на Витю”, а на перемене стали называть „женихом” (21-31). Обиду он выплеснул на те цветы, которые подарил маме (33-37).

К сожалению, он не сумел правильно выбрать между умением остаться самим собой и неумением противостоять общественному мнению.

В качестве второго аргумента, доказывающего тезис, приведу пример из читательского опыта. В романе А.С.

Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться.

С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой — Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.

Таким образом, я доказала, что мы постоянного сталкиваемся с нравственным выбором, порой даже в обыденных вещах. И этот выбор должен быть правильным, чтобы не сожалеть после.

Текст 11.3

(1)Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы. (2)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

– (3)Это мне папа подарил, – сказала мама. – (4)Ведь сегодня Восьмое марта.

(5)Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. (6)Он немедленно побежал к себе в комнату, схватил портфель, вытащил открытку, в которой было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта и обещаю всегда тебя слушаться», и торжественно вручил её маме.

(7)А когда он уже уходил в школу, мама вдруг предложила:

– (8)Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.

(9)Лена Попова была его соседкой по парте.

– (10)Зачем? – хмуро спросил он.

– (11)А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.

(12)Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.

(13)По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. (14)Но у самой школы ему повезло: он встретил Лену Попову. (15)Подбежав к ней, протянул мимозу.

– (16)Это тебе.

– (17)Мне? (18)Ой, как красиво! (19)Большое спасибо, Витя!

(20)Она, казалось, готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.

(21)И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

– (24)Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.

– (25)Это мне Витя подарил, – спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.

(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорóво, юный жених!

(30)Ребята засмеялись. (31)А тут проходили мимо старшеклассники,

и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

(32)Еле досидев до конца уроков, он, как только прозвенел звонок, со всех ног бросился домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

(33)Когда мама открыла ему дверь, он закричал:

– (34)Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя!

(35)Витя вбежал в комнату, схватил веточки мимозы и бросил их на пол.

– (36)Ненавижу эти цветы, ненавижу!

(37)Он стал топтать ветки мимозы ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались и умирали под грубой подмёткой его ботинок.

(38)А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. (39)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные… (По В. Железникову)*

*Железников Владимир Карпович(род.в 1925 г.) – современный российский детский писатель, кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам взросления, стали классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки мира.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4×6912.html

Ссылка на основную публикацию