Каким я вижу автора в стихотворении а.с.пушкина «деревня»?

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня» | Литерагуру

Александр Пушкин был либерально настроенным гражданином, проповедующим активную жизненную позицию. Он часто критиковал представителей власти за то, что они не могут обеспечить благополучия и процветания народу – движущей силе России. Одним из таких обличающих стихотворений является «Деревня».

История создания

«Деревня» была написана в 1819 году. Если договорить о периодах творчества, стихотворение можно отнести ко второму, петербургскому этапу. На произведение повлияли и новые общественно-политические идеи, тайные собрания декабристов, общение с ними. В то время поэт увлекался дискуссиями о несправедливости самодержавия и антигуманизме крепостничества.

Именно в это время Александр Сергеевич примкнул к тайному союзу декабристов, в котором уже тогда вынашивались проекты конституции, ограничивающей власть царя. Однако новые сторонники восторженного и пылкого поэта не спешили принимать его «в дело».

Они боялись, что провал революционного выступления повлечет за собой суровое наказание, и хотели уберечь талантливого Пушкина от неистового гнева самодержавия, который мог обернуться для поэта гибелью.

А потому вклад творца был сугубо литературный, и о выступлении декабристов на Сенатской площади в 1825 году он узнает только после того, как оно состоялось, не приняв в нем участия и не запятнав свое имя.

Жанр, размер, направление

Можно заметить, что стихотворение написано в жанре ораторского выступления. Автор является голосом всех прогрессивно мыслящих людей того времени, которые не согласны с системой крепостничества. Пушкин специально обратился к такому жанру, так как произведением является своеобразным призывом покончить с несправедливостью.

Это дает основание отнести «Деревню» к реалистическому направлению. Хотя есть и черты романтизма. Творец – типичный романтический герой, противопоставленный обществу барства. На примере антитезы села и города мы видим принцип двоемирия, характерный для данного направления. Есть идеальный мир и противопоставленная ему реальность.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Композиция

Композицию «Деревни» можно определить как двухчастную. При прочтении в глаза бросается яркая антитеза.

В первой части поэт воспевает красоту природы, говорит о том, как ему хорошо отдыхается и легко дышится в деревне. Затем будто начинается совершенно другое стихотворение, так как настроение резко меняется.

Во второй части Пушкин рассуждает об «обратной стороне медали» этой красоты – «барстве диком».

Таким образом, с помощью композиции автор выражает главную мысль стихотворения: крепостничество портит народ и губит будущее страны.

Наши земли богаты и плодородны, наша природа красива и ласкова, наши люди высокоморальны и сильны.

А вот бесчувственная и эгоистичная власть перечеркивает все эти достоинства, грабя своих же потомков непомерным потреблением и безответственным отношением к этим богатствам.

Главные герои и их характеристики

Лирический герой может ценить природу и чувствовать слияние с миром. Поэт рисует блаженную картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав». Потом лирическое «Я» автора меняется.

Из восторженного ценителя красоты он превращается в ярого оппозиционного критика, который понимает недочеты социального устройства своей родины.

Он не оставляет в покое и себя, говоря о том, что его дар недостаточно пронзителен, чтобы пронять черствые сердца.

Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…». Это невежественные, алчные и порочные люди, которые пируют за счет «рабства тощего». Поэт сочувствует крестьянам, в частности «девам юным», которые «цветут для прихоти бесчувственной злодея».

Пушкин много времени проводил в своих загородных усадьбах, поэтому много знал и видел, как иные соседи обращаются с крепостными. Причем автор подмечает, что у господ нет оснований считать себя выше простонародья, ведь и барин, и холоп в одинаковой мере невежественны и дики.

Только один возвышается за счет своего страдания и праведного труда, а второй лишь падает в наших глазах, потому что является несправедливым тираном.

Темы и проблемы

  • Главная проблема произведения – несправедливость крепостного права. Пушкин стремится показать его несвободу и жестокость. Пока одни люди безгранично властвуют над другими, в обществе будет назревать напряженность, да и страна с таким микроклиматом не будет развиваться гармонично.
  • Тема природы. Автор восхищается деревенским пейзажем, его вдохновляют красоты деревенской глуши, где к природным богатствам прибавляются духовные и нравственные ценности: честный труд, большое и здоровое семейство, гармония с окружающим миром.
  • Проблема невежества. Поэт сетует на то, что ему не дано достучаться до злых сердец помещиков, которые, вероятно, и не читают его стихов, да и вообще ничего не читают. Поэтому им и кажется, что рабство – это нормальное явление, что они действительно имеют право тиранить крестьян и красть у них последнее достояние.
  • Тема творчества. Автор возмущен, что судьба обделила его «витийства грозным даром». Он полагает, что его строки недостаточно убедительны для власть имущих. В этом призыве очевидна самокритика Пушкина, его вечное стремление в совершенству.
  • Проблема бесправия крестьян. Описывается не только порочность господ, но и тяжкое бремя их рабов. Девушки обречены стать игрушкой для барина, а добродетельными женами и матерями. Молодые люди – всего лишь физическая сила для новых нужд помещика, их жизни скоротечны и безрадостны от изнуряющего труда.
  • Антитеза деревни и города. Сельская местность предстает идеальным уединенным местом, где любой человек может стать лучше и найти силы стряхнуть лень с души. А вот столичный лоск только нагоняет тоску и провоцирует праздность мысли и духа. Там одно притворство, здесь же поэт обрел истину.

Идея

Автор восстает против жестокости самодержавия и желает свободы для своих соотечественников, которых он считает равными себе, к какому бы сословию они не принадлежали. Он пытается донести людям идею о том, что в такой несправедливости больше невозможно жить.

Кроме того, смысл «Деревни» заключается в том, чтобы показать контраст между красотами и благами русской земли и теми, кто ею распоряжается. Барство разоряет страну, угнетает народ, в нем же самом нет никакой пользы, потому что такая власть только развращает душу. Основная мысль стихотворения в том, что поэт всеми силами хочет приблизить «свободы просвещенной прекрасную зарю».

Средства художественной выразительности

Главным средством художественной выразительности в «Деревне» является антитеза – она помогает раскрыть замысел автора. Первую часть Пушкин оформляет так, что читатель погружается в атмосферу спокойствия. Это создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

Вторая часть произведения более эмоциональна, Пушкин недоволен и даже возмущен сложившейся ситуацией.

Отсюда вытекает много слов с яркой эмоциональной окраской, преимущественно эпитетов: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем».

С помощью анафоры (во второй части стихотворения строки несколько раз начинаются со слова «Здесь») Александр Сергеевич пытается перечислить все, чем он недоволен, выразить все безобразие, которое наблюдает.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina-derevnya/

Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина | Инфошкола

«И над отечеством Свободы  просвещённой / Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?». Анализ стихотворения «Деревня».

Вместе с одой «Вольность» и посланием «К Чаадаеву» будущие декабристы переписывали и элегию «Деревня» (1819).

Эта элегия связана с родными местами поэта — сельцом Михайловским, где находилось родовое имение Пушкиных. Через всю жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения «Простите, верные дубравы! ..

» и кончая глубоким, написанным незадолго до смерти «Вновь я посетил …», пронёс Пушкин любовь к родному Михайловскому — «обители трудов и чистых нег».

Здесь пришлось ему пережить и горечь одиночества, и унижение поднадзорного невольника, и восторг любви, и радость творчества, и тепло верной дружбы.

Здесь создано более ста произведений и среди них подлинные шедевры: «Деревня», «Я помню чудное мгновенье … », «К морю», «Борис Годунов», «Граф Нупин» и многие другие.

«Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» называл поэт свою деревеньку — удивительную землю с голубыми озёрами, просторными заливными лугами и светлыми сосновыми рощами.

Взгляните и вы на эту землю.

Какое впечатление производят эти места?

От них веет спокойствием, умиротворением. Мы замираем перед красотой, наш взгляд теряется в бесконечных просторах высокого неба и лугов, озёр, лесов. Вот к этим местам и обращено стихотворение Пушкина «Деревня». Оно создано в 1819 году, когда поэт летом ненадолго приехал в своё родовое имение. Прочитаем его.

Стихотворение (1-я его часть) звучит на фоне птичьего пения, стрекота кузнечиков (используется фонограмма), это помогает создать ощущение живого простора зелёных лугов и лесов, нагретых солнцем, и благословенного покоя, которым веет от них.

Во 2-й части стихотворения звук убирается: его будто поглощает тишина, полная грустными раздумьями поэта, который перестал слышать природу, потому что его внимание заняли другие картины. Этот приём помогает незаметно заострить внимание учащихся на композиции произведения.

Какое впечатление произвела на вас стихотворение? Какие картины представлялись вам при чтении его?

Стихотворение нравится ребятам. Интересно, что, говоря о своих впечатлениях, они выделяют 1-ю его часть, которая нравится им спокойствием, теплотой, умиротворением.

Ученики рисуют луга со скирдами сена, колосящиеся поля, берега синеющей реки, заросшие камышом, мельницы на пригорках и т. д. Некоторым видится и сам поэт, сидящий под высоким тенистым деревом и созерцающий просторы родной земли.

Но всё это скорее относится к 1-й части стихотворения. А есть ещё и 2-я.

Найдите «границу», которая разделяет произведение на две части.
Это строфа, которая содержит обращение поэта к «оракулам веков» (оракулы — прорицатели).

Ответ на какой вопрос хочет услышать поэт?

… и над отечеством Свободы просвещённой
Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?

Почему у него возникает этот вопрос?

Потому что «среди цветущих нив и гор» поэт вдруг замечает «Барство дикое».

Задумаемся, почему Пушкин, приехав в деревню, не сразу увидел его. Какими настроениями он был полон?

Поэт рад приезду в родную деревню, он полон светлых чувств, ему приятно видеть любимые места; после шума и суеты большого города он наслаждается тишиной, неторопливостью жизни, красотой природы; освобождённый «от суетных оков», он учится «в истине блаженство находить». Состояние счастливого блаженства и покоя наполняет его душу.

Попробуем представить, как у него могла появиться мысль о «Барстве диком».
Может быть, наблюдая за крестьянами на полевых работах, поэт вдруг вспоминает, что они трудятся не на себя, и воображение рисует картины подневольного труда, а память восстанавливает страстные обличительные речи его петербургского друга А. И. Тургенева, слышанные в округе истории.

В 1819 году совсем неподалёку от Михайловского помещик забил крестьянина насмерть, на суде свидетелем по этому делу выступал двоюродный дед Пушкина Ганнибал. Как раз в те дни, когда поэт жил в своей деревеньке, в Великолукском уезде Псковской губернии слушалось дело о смерти крепостного человека
помещицы Абрютиной.

Как видим, примеров «Барства дикого» перед глазами молодого поэта было предостаточно.

Перечитаем ещё раз 2-ю часть стихотворения. Какие художественные образы являются в ней ведущими? Как они связаны между собой?

Ведущие образы 2-й части — «Барство дикое» и «Рабство тощее». Они неразрывны: «Рабство тощее» — прямое следствие «Барства дикого» … У каждого из этих ведущих образов есть ряд сопутствующих. Найдите их в стихотворении.

У «Барства дикого» это «насильственная лоза», «бичи», «неумолимый владелец», «бесчувственный злодей», «невежества убийственный позор»; у «рабства тощего» — «чуждый плуг», «тягостный ярем», «дворовые толпы измученных рабов», «слёзы», «стон».

Какие картины складываются в нашем воображении благодаря этим образам? Какое чувство остаётся от этих картин?

Нам видятся истощённые, измученные тяжёлым трудом крестьяне, с утра до ночи работающие в поле; юные девушки, стоящие перед помещиком и с ужасом ожидающие своей участи; маленькие дети, брошенные у края поля, пока их матери жнут пшеницу; наказываемые плетями холопы … Картины эти вызывают чувство тоски, острое ощущение несправедливости и сострадание к крепостным.

Заметьте, у Пушкина в этом стихотворении, как и в оде «Вольность», многие слова написаны с прописной буквы. Найдите их. Как вы думаете, почему он пишет их с прописной буквы?

Это слова: Истина, Закон, Мольба, Невежество, Позор, Судьба, Барство, Рабство, Владелец, Витийство, Заря. Вероятно, для поэта они имеют обобщающее, символическое значение.

Какое слово повторяется чаще всего?
(Закон.)

Читайте также:  «зеркала». художественный фильм о жизни марины цветаевой

О каком Законе говорит Пушкин? Что это за Закон, который можно «боготворить»?

Это Закон естественной свободы, данный человечеству свыше, именно поэтому его можно «боготворить».

А в жизни, окружающей поэта, какой Закон господствует? (Закон насилия и рабства.)

О чём мечтает Пушкин? (О том, чтобы в его Отчизне народ стал «неугнетённым и Рабство пало «по манию царя», то есть чтобы сам царь отменил крепостное право.)

Поэт с сожалением восклицает: О, если б голос мой умел сердца тревожить Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?

Витийство — это, по В.Далю, красноречие, искусственное, риторическое; вития — оратор, краснобай, ритор, речистый человек, красноречивый словесник, краснослов.

Почему Пушкин жар своего сердца называет «бесплодным» и сожалеет, что ему не дан «Витийства грозный дар»?

Поэту кажется, что он не умеет быть оратором, не обладает даром красноречия, способного убеждать, призывать, вдохновлять, поэтому его чувства остаются всего лишь «бесплодным жаром».

Красноречиво ли его стихотворение? Убеждает ли оно нас в несправедливости государственного закона, заставляет ли осуждать «Барство дикое» и сочувствовать «Рабству тощему», мечтать о торжестве вечного Закона Свободы?

Ребята считают, что Пушкин несправедлив к себе: стихотворение волнует, задевает, заставляет размышлять, будит воображение, а значит, жар поэта не бесплоден.

Как помогает этому композиция стихотворения? Какой приём лежит в основе её?

Стихотворение состоит из двух частей, которые противопоставлены друг другу, то есть поэт использует приём антитезы. На фоне чудвсных картин при роды страшнее смотрится «Барство дикое», ещё убедительнее звучит призыв дать народу свободу.

Так же думали и декабристы, которые использовали стихотворение «Деревня» как агитационное, но заменяли слова «Рабство, падшее по манию царя» на «рабство падшее и падшего царя».

Как изменяется от этого смысл стихотворения? Соответствует ли он взглядам автора?

Призыв к царю отменить несправедливый закон о крепостном праве становится призывом к революции, а Пушкин был противником любого насилия.

Как поэт называет себя в этом стихотворении? Каким он предстаёт перед нами?

Пушкин называет себя «другом человечества», и таким он предстаёт перед нами в этом стихотворении: он — гуманист, который не может равнодушно смотреть на несправедливость и насилие, он сочувствует страждущим, возмущается «Барством диким», мечтает о счастье своего народа на лоне прекрасной при роды, но сомневается в том, что когда-то увидит «народ неугнетённый и «прекрасную зарю» над родной страной.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stixotvoreniya-derevnya-pushkina/

Стихотворение Пушкина «Деревня»: история создания и анализ произведения

Творчество Александра Сергеевича Пушкина делится на определенные этапы. Эти этапы объединены между собой темами, возникшими в раннее время становления писателя. На формирование художественного сознания великого поэта, драматурга и критика повлияло общение с известными литераторами и декабристами, а также западноевропейская литература и русский фольклор.

Стихотворение «Деревня» отражает его вдохновленные размышления второго творческого этапа, когда он окончил лицей, вел активную общественную и политическую жизнь и пребывал в ссылках. В этот период особенно остро писателя волновала необходимость принимать реформы, которые, по его мнению, смогли бы повлиять на изменения самодержавного устройства России.

План анализа

Чтобы провести анализ стихотворения необходимо придерживаться определенного плана, который может включать в себя:

  1. Историю создания произведения, его тему и идею.
  2. Стихотворный размер.
  3. Композицию.
  4. Лирическое «я».
  5. Изобразительно-выразительные средства.

История создания

Пушкин с раннего возраста ощущал несправедливость.

Его мысли и убеждения часто подкреплялись свободолюбием, общением со своими лицейскими друзьями и постепенно складывающимися прочными взглядами на жизнь, которые и утвердились в основе мировоззрения писателя.

В основном это было признание высшей ценности свободы. Поэт считал самодержавную власть жестокой тиранией, а первым несправедливым препятствием в жизни людей — крепостное право.

Стихотворение было написано в тяжелый творческий период поэта. В 1819 году после ссылки, находясь под домашним арестом в селе Михайловское, в этом произведении он открыто заявил о крепостничестве, превращающем часть населения великой страны в рабов.

Его основная идея — необходимость отменить крепостное право. Пушкин хотел акцентировать внимание читателя на несправедливое и жестокое отношении к народу путем противопоставления, разделив стихотворение как бы на две части. Такое убеждение поэта окончательно утвердилось от общения с И. С. Тургеневым , который готовил записки для Александра I об отмене крепостного права.

Александр I узнал о том, что народу предоставляется возможность читать запрещенные стихотворения декабристов и поручил князю Васильчикову прекратить распространение их стихов. Адъютант Васильчикова Чаадаев послал для рассмотрения Александру I «Деревню», но он не нашел предлога для наказания поэта и повелел отблагодарить Пушкина за светлые и добрые чувства в его произведении.

Структура стихотворения

Стихотворения написано в жанре элегии, однако, во второй части произведения есть элементы гражданской лирики. Пушкин описывает пейзаж села Михайловское (например, «озер… равнины» — Маленец и Кучане), он наполняет свое творение чувствами и противопоставляет красоту тихого поэтического уголка «роскошным пирам» в столичной суете.

На первый взгляд, читатель отмечает положительные моменты и не подозревает о том, что картина патриархальной идиллии может быть нарушена. На фоне гармонии и великолепии природы можно отметить только удовольствие от собственного труда поэта, он утешен и вдохновлен, творит и отдыхает от волнений и забот столичной жизни, показывая как душа его лирического героя открыта для постижения истины.

Во второй части стихотворения автор нарушает сложившуюся гармонию, и его спокойное размышление наводит его на мысли о том, что спрятано в этой картине благополучия, которую он описывал. Поэт и сам осознает, что идиллия основана на беззаконии и несправедливой власти помещиков, что является произволом по отношению к крестьянам.

Стихотворение А. С. Пушкина «Деревня» написано «высоким стилем». Пушкин применяет торжественные слова и выражения («оракулы веков», «внемля», «роптанью»). Особая выразительность отмечается в использовании заглавной буквы, таким способом поэт передает его высокое значение («Закон», «Владельца», «Судьбой»).

Поэтический стиль Пушкина меняется резко, как и ритм стихотворения, а также ямб, который ранее плавно колебался (шесть стоп с паузой и более — цезура — далее до пяти-четырех стоп), а потом стал звучать совершенно иначе (за «длинной» строчкой шестистопного ямба идут относительно шесть «коротких» строк). Строка «нo мысль ужасная здесь душу омрачает» подводит читателя к мысли, что идиллия несет в себе иную картину жителей деревни. Он говорит о том, что крестьяне несвободны, и их судьба им не принадлежит.

Автор ясно показывает противопоставление и сменяет плавные и нежные образы в первой части («праздная воля», «лоно счастья и забвенья») на язвительные и жесткие образы во второй части («мысль ужасная», «невежества убийственный позор»). Кроме этого, во второй части стихотворения меняются поэтические формулы, а не принцип их использования. Среди привычных поэтических оборотов заметна сатирическая картина мира, которая так же условна, как образы поэта.

В финале автор выражает надежду, что еще увидит своими глазами отмену крепостного права, которая будет совершена «по манию царя».

Структурный анализ произведения позволяет заключить, что применима следующая литературная техника:

  1. Шестистопный ямб, который чередуется с четырехстопным ямбом;
  2. Мужская рифма в 1-й и 3-ей строках чередуется с женской рифмой во 2-й и 4-ой строках;
  3. Присутствуют изобразительно-выразительные средства;
  4. Художественные средства отражены в противоречивых частях стихотворения.

Лирический герой

В первой части произведения А. С.

Пушкина «Деревня» лирический герой выступает романтиком, у него тонко организованная душа и ярко выраженная способность чувствовать великолепие жизни, во второй части — отражается лирическое «я», где поэт резко преображается и романтик становится политическим деятелем, понимающим недостатки монархического строя родной страны. Достаточно примечателен и образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…», которые живут за счет «рабства тощего».

Герой произведения глубоко сожалеет о том, что он не в силах «сердца тревожить», поэтому никак не может повлиять на произвол в стране. Его мечта — посмотреть на «зарю свободы», чтобы помещики перестали присваивать «и собственность, и время земледельца».

Стихотворный размер и композиция

Произведение А. С. Пушкина «Деревня» представлено читателям в форме ораторского выступления. Автор высказывает не только свои идеи и мысли, но и мнение прогрессивных людей.

Повествование начинается с описания идиллии и обращения к деревенским красотам, которое соответствует ораторской речи. Мысли в выбранном стиле поэта одинаково выстраивают вторую и третью строфы.

Такой же прием используется и во второй части стихотворения.

Наличие вопросительных и восклицательных предложений тоже определено ораторским стилем. Автор неспроста применил подобное композиционное построение: стихотворение «Деревня» — это призыв не только в содержании, но и в форме. Можно сказать, что Пушкин открыто выступил с требованием устранить возникшую столетия назад несправедливость.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina-derevnya.html

Анализ стихотворения «Деревня» Александра Пушкина

В 1819 году 20-летний Пушкин приехал ненадолго их Санкт-Петербурга в свое родовое поместье Михайловское. Именно здесь было написано его знаменитое стихотворение «Деревня», в котором автор анализирует не только собственную жизнь, но и дает оценку общественно-политическим событиям, которые происходят в России.

Стихотворение «Деревня» создано в форме элегии, однако его размеренный ритм, настраивающий на философский лад, весьма обманчив. Если в первой части произведения поэт признается в любви к своей родине, подчеркивая, что именно в Михайловском он был когда-то безмятежно счастлив, то во второй части «мысль ужасная здесь душу омрачает».

Столь пессимистичное настроение Пушкина объясняется достаточно просто. Еще подростком поэт неоднократно задумывался над тем, как несовершенно и несправедливо устроен мир. Люди, которые вынуждены с утра до ночи трудиться на земле, влачат нищенское существование.

А те, кто привык проводить свои дни в праздном увеселении, ни в чем себе не отказывают. Однако более четко эти мысли сформировались у поэта несколько позже, когда в Санкт-Петербурге он довольно близко сошелся с будущими декабристами, проникнувшись их передовыми на то время идеями братства и равенства.

Именно поэтому в первых строчках стихотворения «Деревня» поэт как бы невзначай упоминает о том, что он «променял порочный двор цирцей» на «мирный шум дубров, на тишину полей». Это противопоставление используется автором отнюдь не случайно. Пушкин, обращаясь к родной земле, признается: «Я твой».

Он отождествляет себя не с высшим светом, от которого, по сути, зависит его судьба и блестящее будущее, а с обычными крестьянами, которые по духу поэту гораздо ближе и понятнее, чем графы и князья, считающие, что миром правят исключительно деньги.

Поэтому, вернувшись в Михайловское, Пушкин отмечает, что «я здесь, от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить».

Тем не менее, деятельная и бурная натура поэта не может долго наслаждаться тишиной и спокойствием сельской жизни в то время, как мир катится в пропасть. Поэта угнетает тот факт, что люди его круга предпочитает не замечать нищету и убогость быта крепостных крестьян и не считают их за людей.

На фоне слез и страданий тысяч угнетенных царит «барство дикое, без чувства, без закона», благодаря которому труд рабов присваивают себе другие.

И при этом считают, что это вполне справедливо, потому как они – почти боги, которые пришли в эту жизнь исключительно для того, чтобы получать все мыслимые и немыслимые наслаждения.

В противовес «хозяевам жизни» поэт очень образно и емко воспроизводит быт тех, кто тащит на себе «тягостный ярем до гроба».

Этим людям чужды такие понятия, как справедливость и свобода, так как они не знают, что подобное, в принципе, возможно.

Ведь испокон веков «здесь девы юные цвету для прихоти бесчувственной злодеев», а юноши, которые должны стать надежной опорой своих отцов, «идут собой умножить дворовые толпы измученных рабов».

Обращаясь к своему народу, забитому и угнетенному, поэт мечтает о том, чтобы его голос «умел сердца тревожить». Тогда бы автор смог своими стихами изменить мир к лучшему и восстановить справедливость. Однако Пушкин понимает, что сделать это, даже обладая огромным поэтическим даром, практически невозможно.

Поэтому в последних строчках стихотворения поэт задается вопросом, доведется ли ему увидеть «рабство, павшее по манию царя».

Пушкин пока еще верит в нерушимость самодержавия и надеется, что здравомыслие августейшей особы сможет положить конец страданиям сотен тысяч русских крепостных, которые по воле судьбы родились рабами.

Анализы других стихотворений

Читайте также:  Светлые и трагические стороны любви

Деревня

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

     На лоне счастья и забвенья.

Я твой – я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

     Я твой – люблю сей темный сад

     С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

     Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

     Везде следы довольства и труда…

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

     И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца – в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

     В уединеньи величавом

     Слышнее ваш отрадный глас.

     Он гонит лени сон угрюмый,

     К трудам рождает жар во мне,

     И ваши творческие думы

     В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

     Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

     Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

     Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

     Здесь девы юные цветут

   Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

1819

Источник: https://45parallel.net/analysis/aleksandr_pushkin/derevnya.html

Пушкин, «Деревня»: анализ стихотворения, тема, образы :

Вольнолюбивые произведения Пушкина были доступны только узкому кругу знакомых и друзей. Ко времени создания стихотворения «Деревня» существовал запрет обсуждать в печати все, что касалось крепостного права.

Но именно эти годы были богаты антикрепостническими произведениями, которые писали люди из ближайшего окружения императора: Киселев, Орлов, Аракчеев. Именно в контексте этих конфиденциальных сочинений следует рассматривать и стихотворение «Деревня».

Оно не было напечатано и не проходило цензуру, но расходилось в списках.

Исторические предпосылки

Создавалось стихотворение в обстановке обсуждения крестьянского вопроса, которое началось в 1810 году.

Одним из стимулов послужило проведенное Александром I безземельное освобождение крестьян в Курляндии и его речь на открытии Польского сейма в Варшаве, породившая конституционные надежды.

К этому времени относится и ряд поданных императору документов о положении крестьян, некоторые из них составлялись по поручению самого императора. Вопрос о крепостном праве широко обсуждался в печати.

Это и стало темой стихотворения Пушкина «Деревня», с которым в 1819 году ознакомился Александр I. «Деревня» привлекла внимание Александра как одно из проявлений антикрепостнических тенденций в общественном мнении.

Заинтересовавшись стихотворением, ходившим в списках, император поручил Васильчикову достать текст. Тот, в свою очередь, обратился к Чаадаеву, бывшему в то время его адъютантом, который и доставил ему «Деревню». Прочтя стихотворение, царь просил передать Пушкину благодарность: «Поблагодарите Пушкина за благородные чувства, вдохновляющие его стихи».

Хождение в списках

Ближайшей идейной средой, оказавшей влияние на политическую концепцию «Деревни», стал кружок Н. Тургенева, который был одним из сторонников ликвидации в России крепостного права.

«Деревня» была написана в Михайловском, где поэт воочию наблюдал быт псковской деревни и царивший там крепостнический произвол.

Первое упоминание о «Деревне» содержится в письме Тургенева к брату в августе 1819 г.

В тот же день в письме Вяземскому Тургенев спрашивал, присылал ли ему «Деревню» Пушкина и отметил, что это сильные стихи, но есть и преувеличения по поводу псковского крепостничества.

«Преувеличения», о которых пишет Тургенев, свидетельствуют о разнице в самом подходе к вопросу о крепостном праве Пушкина и его старших друзей.

Если Вяземский рассматривает эту проблему как «индивидуально-нравственную», а Жуковский – как «духовный феномен», то Пушкин является сторонником радикального институционального подхода, разделяя взгляды будущих декабристов.

Стихотворение сразу же стало распространяться в многочисленных копиях. Пущин вспоминал, что «Деревня» ходила по рукам, переписывалась и читалась наизусть.

Якушкин называл «Деревню» в числе стихов, которые были известны даже «сколько-нибудь грамотному прапорщику в армии», некоторые декабристы на следствии указали на «Деревню» как на стихотворение, способствовавшее зарождению «мыслей свободных».

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня» показал, что это произведение, действительно, является примером вольнолюбивой лирики.

Цензурный вариант

Стихотворение «Деревня» представлено двумя редакциями, под заглавием «Уединение» оно возникло в результате приспособления текста к цензурным условиям. Наиболее ранний текст представлен оригиналом, помеченным июлем 1819 года. К нему восходит лишь одна копия, сделанная в доме Тургеневых, которые и были первыми читателями «Деревни».

В оригинале стихотворение не получило известности и распространялось в списках. Даже сам Тургенев цитировал стихотворение в более поздней редакции 1829 года. Судя по всему, поэт продолжал работу над стихотворением в Петербурге, в результате в текст был внесен целый ряд изменений, не коснувшихся общей композиции стихотворения. Эта переработка была завершена к началу 1820 года.

Согласно распоряжению поэта, стихотворение появилось в печати в 1826 году под заглавием «Уединение», следующие за последней строкой точки создавали впечатление незавершенности текста. Более к работе над стихотворением поэт не возвращался.

«Уединение»

«Уединение» традиционно рассматривается, как искусственный текст, возникший в результате изъятия второй половины стихотворения, в которой сконцентрированы политические и социальные мотивы, исключительно из цензурных соображений.

Впервые «Уединение» с добавленной второй частью стихотворения было напечатано в 1829 году, в соответствии с цензурой «порочный двор царей» исправлен на «порочный двор Цирцей», «губительный позор» на «убийственный позор».

В последующих изданиях этот текст перепечатывался под названием «Деревня».

Сокращение стихотворения было вызвано соображениями цензуры. Если в 1819 году «Деревню» одобрил сам Александр I, и она вполне могла печататься в начальном варианте, то 1825 году, в политической обстановке конца царствования Александра и при резком ужесточении цензуры, публикация полного варианта стихотворения была невозможна.

С исключением второй, «социально-политической» части, стихотворение превращалось в идиллическую медитацию с традиционной темой бегства от порочного света в уединение на лоне природы. Таким образом, анализ стихотворения Пушкина «Деревня» показал, что сокращенный вариант следует принять не просто цензурным, а вполне самостоятельным произведением.

История создания

Среди произведений, написанных Пушкиным в Петербурге, наряду со сказочной поэзий и дружескими посланиями, написаны были и политически острые стихи и эпиграммы на политических деятелей, в том числе императора Александра I. К этому периоду относится и «Деревня», написанная в 1819 году.

После окончания лицея он поселился на Фонтанке в родительском доме и окунулся с головой в столичную жизнь: театр, балы, дружеские сборища. В стихах того времени идеи свободы, любовь, дружба. В этот период за Пушкиным утвердилась слава противника самодержавия и певца свободы.

Суета столичной жизни стала тяготить поэта, и он едет в Михайловское, — к тиши природы. Но мирного покоя, о котором мечтал поэт, он здесь не нашел, а столкнулся с жесткостью помещичьего произвола и тяготами крепостного народа. Две части, из которых состоит стихотворение, резко отличаются между собой, но их объединяет идея: в «Деревне» Пушкин воплотил все увиденное.

Лирическая часть

Первая часть стихотворения «Деревня» начинается с описания мирной деревенской жизни – «приют спокойствия».

С любовью поэт описывает окружающий пейзаж – «крылатые мельницы», «шум дубрав», «дымные овины», «душистые скирды», «лазурные озера» — включает и знакомый образ: «Учуся в Истине блаженство находить», «добро боготворить», «отвечать мольбе», «роптанью не внимать», «не завидовать судьбе».

Начиная анализ стихотворения Пушкина «Деревня» нельзя не обратить внимание, что первые дни автор произведения отдыхает от городской жизни и наслаждается свободой. Он размышляет над окружающей действительностью и смыслом существования.

В глаза поэта постепенно бросаются голодные глаза детей, обшарпанные крестьянские избы. За внешним благополучием деревенской жизни, он видит и другую сторону этой жизни.

Его сердце, отзывчивое на всякую несправедливость, возмущает его до глубины души.

Политическая часть

Уже во второй части, которая начинается с противительного союза «но», тон автора резко меняется — «но мысль ужасная» омрачает душу поэта и гармония взрывается. Пушкин находит узурпаторов Закона уже не в государственной власти, а тут же, на лоне природы. Он яростно обличает и осуждает барское насилие над крепостными: «барство дикое», «неумолимого владельца», «рабство тощее».

Завершая анализ стихотворения Пушкина «Деревня», нужно отметить, что социально-политический монолог второй части стихотворения затрагивает волнующие поэта проблемы. Как сторонник конституционной монархии, он обличает крепостное право и считает, что освобождение крестьян должно произойти наверху государственной пирамиды – «по манию царя».

Особенно его возмущает, что народ, который принес стране победу в войне 1812 года, так бедствует. Поэт страдает, что при помощи своих стихов он не может ничего сделать для обездоленного народа: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!».

В заключительных стихах слышны раздумья и сомнения автор по поводу того, преобразится ли мир и увидит ли народ свободу? Надежда на уничтожение рабства связана с верховной властью, и поэт вопрошает: «Увижу ль?», «Взойдет ли?» Звучание особой торжественности придает и стихотворный размер. «Деревня» Пушкина написана шестистопным ямбом, так называемым александрийским стихом.

Жанровые особенности

Особенностью стихотворения «Деревня» является использование поэтом приема жанрового смешения. Первая часть наполнена элегическими размышлениями о деревне, лирическим пейзажем Михайловского.

Сентиментальная пастораль со «светлыми ручьями», «влажными берегами» и «лазурными лавинами» озер создает ощущение спокойствия.

Безграничный простор – это словно символ освобождения от «суетных оков» и обретение покоя «на лоне счастья».

Вторая часть «Деревни» Пушкина по жанру напоминает произведение обличительного характера – памфлет.

  • Красота русской природы не скрывает истинную картину деревни: убогие «хижины», «измученные рабы» и «убийственный позор».
  • Поэт скорбит о тяжелой доле крестьян и обвиняет в этих страданиях «неумолимого Владельца», присвоившего «насильственной лозой» труд земледельца.
  • Автор полон решимости обратить внимание власти на «Рабство тощее».
  • Сетует, что не может ничего изменить своими стихами: «бесплодный жар».
  • И, что свойственно одическому жанру, восклицает: «О, если б…».
  • Поэт мечтает видеть «народ неугнетенный». Ждет ответа и не находит его, и завершает стихотворение вопросом: «Взойдет ли?».

Таким образом, контраст красоты русской природы и реальной жизни поэт поддерживает жанровым контрастом идиллии и памфлета. Достигается задуманный эффект в «Деревне» Пушкина образами и противопоставлениями:

  • «рабство тощее» поэт противопоставляет «барству дикому»;
  • сравнивает «праздность вольную» и «тягостный ярем»;
  • «мысль ужасная» сменяет «творческие думы»;
  • в «убийственный позор» переходят «следы довольства»;
  • «от суетных оков освобожденный» поэт увидел «измученных рабов».

При помощи художественных средств Пушкину в «Деревне» удалось сопоставить деревенский пейзаж и дикое барство реальной жизни. Композиционной основой стихотворения является антитеза, с помощью которой поэт раскрывает основные темы, выражает свое отношение к проблемам и передает их читателю.

Источник: https://www.syl.ru/article/357926/pushkin-derevnya-analiz-stihotvoreniya-tema-obrazyi

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Деревня»

Преданная любовь Александра Сергеевича Пушкина к своей родине отражена во многих лирических произведениях. Поэт подолгу бывал в Михайловском, с которым связаны радость, тоска, длительные высылки из столицы. Здесь, в июле 1819 года, он написал оду «Деревня».

Читайте также:  Является ли в современной россии высшее образование гарантией карьерного роста?

Посвященная проблемам крепостного права, она рассказывает о тяжелом крестьянском труде и роскошной жизни богачей. Делая анализ стихотворения можно отметить высказывания великого поэта о деспотичном самодержавии, бесчеловечном крепостничестве («…здесь барство дикое»).

Тематика стихотворения несет на себе влияние взглядов декабристов, дружеских бесед с Чаадаевым, общения с Рылеевым. Поэта волнуют вопросы общественного устройства России.

Создание произведения связано с важной вехой в жизни поэта. Этот период творчества Пушкина называют петербургским. Поэт активно участвует в общественной жизни, встречается с участниками закрытых обществ. Задумывается о проблемах крепостничества. Поэт видит, что у большинства людей его окружения все-таки нет желания замечать, в какой нищете живут крестьяне.

Трудом крепостных пользуются помещики, считая это справедливым. Пушкин рассказывает о тех бедняках, которым не ведомо чувство свободы и справедливости. Поэт сумел ненадолго приехать в имение Михайловское. Деревенская жизнь его привлекает. Пушкину нравится сельское одиночество, ему вольнее дышать и жить. В имении поэт и написал знаменитую элегию «Деревня».

Тема и идея стихотворения Пушкина «Деревня» из просто пейзажной перерастают в тему политическую. Произведение посвящается актуальной по тем временам теме крепостничества. Поэт показывает его губительность, жестокость и несправедливость по отношению к простым людям.

Стихотворение состоит из двух важных тем. В первой автор признается в любви к родным местам, а вторая звучит политической декларацией, омрачающей душу и настраивающей на философский лад.

Описывая деревенскую жизнь, спокойную красоту природы, автор говорит о вдохновении, о литературном творчестве и душевном очищении. Вторая часть резко противопоставлена всему, о чем говорил поэт вначале.

Звучат высказывания против самодержавия, его деспотизма, жестокости («мысль ужасная здесь душу омрачает»). Произведение является сложным по композиции. Стихотворный размер – шестистопный ямб, по-разному рифмующийся. Присутствует кольцевая и перекрестная рифма.

Жанр стихотворения необычен. В оде «Деревня» поэт соединил с жанром элегии политическую сатиру. В первой части созданы тихие картины, вокруг «глушь уединения», «пустынный уголок» и др. Этот сельский пейзаж располагает к поэзии. Здесь приют спокойствия, гармонии. Приходят минуты вдохновения.

Очень поэтичен «приют спокойствия», чуткой прекрасной природы. Неожиданно произведение меняется по тону и содержанию. Перебравшемуся в деревню поэту не найти покоя, он замечает вокруг нищету, беды и их причиной называет «рабство тощее».

Путем противопоставления рождаются мысли о светлой заре, которая должна взойти над просторами отечества. Юный поэт призывает царя к уничтожению рабства и вручению народу свободы и просвещения. Автор размышляет о несправедливости, царящей вокруг, мечтает о том времени, когда она исчезнет.

Только увидит ли это сам Пушкин? Сможет ли народ стать свободным? Говоря с народом, который угнетен, поэт желает, чтобы его голос «умел сердца тревожить». Добившись этого, автор сумеет стихотворными строчками сделать мир лучше, справедливее. Но это невозможно.

Последние строки говорят о том, что поэт надеется на августейшую особу, которая положит конец человеческим страданиям.

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/analiz-stihotvoreniya-derevnya.html

Кто нибудь может написать анализ стихотворения А. С. Пушкина — Деревня! ? Помогите, пожалусто

Valeri Мастер (1604) 8 лет назадВ стихотворении «Деревня» Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приёму противопоставления. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни.

С большой любовью и теплотой Пушкин говорит здесь о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вызывает в нём прилив творческой энергии, нравственно его очищает. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого крепостниками крестьянства.

Именуя себя «другом человечества», Пушкин говорит о «диком барстве», которое путём насилия «присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца». На беспощадной эксплуатации крестьянства основывалось хозяйство и благополучие господствующего класса феодально-крепостнического государства.

Всё это возмущает поэта до глубины души, и с его уст срываются горькие слова: «О, если б голос мой умел сердца тревожить! » Его пламенное желание — увидеть «народ неугнетённый» и взошедшую над его страной «прекрасную зарю свободы просвещённой».

По своей композиции и языку стихотворение «Деревня», представляет горячую речь поэта-гражданина, выражающего взгляды и чувства передовых людей своего времени. Это достигается рядом поэтических приёмов. Стихотворение начинается обращением к деревне, как и полагается в ораторской речи. Вторая и третья строфы имеют одно и то же построение: «Я твой: я променял..

. Я твой: люблю сей тёмный сад… » Во второй части стихотворения тот же ораторский приём повторения: «Здесь барство дикое.. . Здесь рабство тощее.. . Здесь тягостный ярем.. . Здесь девы юные… » Ораторским приёмом является и наличие в конце его восклицательных и вопросительных предложений.

Различное содержание двух частей стихотворения определило и различно образных средств»языка поэта. Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Деревня для поэта —»приют спокойствия, трудов и вдохновенья».

Он любит «мирный шум дубров», «тишину полей», «тёмный сад с его прохладой и цветами», «луг, уставленный душистыми скирдами», «двух озёр лазурные равнины». Каждый эпитет точен. Он или красочный («двух озёр лазурные равнины»; «нивы полосаты»), или эмоционально-оценочный («праздность вольную», «свободною душой»). Во второй части интонация другая.

Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, даёт выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «неумолимого владельца». Крестьянство — это «рабство тощее», обречённое влачить «тягостный ярем до гроба», это «дворовые толпы измученных рабов».

Влияние классицизма, которое ещё сказывалось в то время в русской поэзии, видно и на стихотворении «Деревня», оно проявляется в тоне речи — приподнятом, ораторском, в использовании славянизмов (сей, лоно, рыбаря, тягостный ярем и др.) , античных образов («двор цирцей», «оракулы веков»).

Стихотворением «Деревня» пользовались члены тайных политических обществ для пропаганды своих идей.

Источник: Гугл

роман руденко Знаток (373) 8 лет назадКроме взволнованного, негодующего описания ужасов крепостного права и выражения горячей надежды на освобождение крестьян по приказу царской власти, эти стихи содержат в себе спор, полемику молодого Пушкина с его учителями в области поэзии – Карамзиным, Батюшковым, Жуковским. Эти поэты призывали в своих стихах честных людей, не желающих примириться с несправедливостями общественной жизни, политики, удалиться из столицы, от общества придворных, 2высшего света» — в деревню, где в тишине и уединении можно заниматься спокойно чтением, наукой, поэзией, мечтать о счастливой жизни… . Сам Пушкин 16-летним мальчиком в лицейском стихотворении «Лицинию» говорит о том же: Лициний, поспешим далеко от забот… Первая часть стихотворения подана идиллически. В первой части «Деревни» изображается «глушь уединения» , «пустынный уголок» и т. д. Пушкин рисует великолепную среднерусскую природу, с указанием точной географии села Михайловского. Это мирный пейзаж, располагающий к творчеству. Пушкин с удовольствием читает древних поэтов, и их поэтическое творчество рождает в нем вдохновение. Описав поэтически этот «приют спокойствия» совершенно в духе своих учителей – «карамзинистов» , Пушкин вдруг резко меняет и содержание, и тон стихотворения. Он показывает, что, переселяясь из города, от шумной светской жизни в деревню, честный человек, «друг человечества» , никакого спокойствия не может найти, так как именно здесь он и видит воочию главную причину всех общественных бедствий, взволновавших его, — крепостное право, «барство дикое» и «рабство тощее со всеми его последствиями, в том числе губительное зрелище всеобщего невежества. Логика размышлении поэта в стихотворении такова: роскошная, , великолепная природа, мирный сельский пейзаж – противоестественны ужасам крепостного пава. Противопоставление их рождает у поэта мысль о заре, восходящей над отечеством. Кончается стихотворение горячим призывом юного поэта царю – уничтожить рабство и дать русскому народу свободу и просвещенье. По жанру «Деревня» является элегией.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, который придает ему элегическую окраску, а местами выливается в стройный лирический монолог.

фаина хаджимурадова Ученик (147) 1 год назадКроме взволнованного, негодующего описания ужасов крепостного права и выражения горячей надежды на освобождение крестьян по приказу царской власти, эти стихи содержат в себе спор, полемику молодого Пушкина с его учителями в области поэзии – Карамзиным, Батюшковым, Жуковским. Эти поэты призывали в своих стихах честных людей, не желающих примириться с несправедливостями общественной жизни, политики, удалиться из столицы, от общества придворных, 2высшего света» — в деревню, где в тишине и уединении можно заниматься спокойно чтением, наукой, поэзией, мечтать о счастливой жизни… . Сам Пушкин 16-летним мальчиком в лицейском стихотворении «Лицинию» говорит о том же: Лициний, поспешим далеко от забот… Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, даёт выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «неумолимого владельца». Крестьянство — это «рабство тощее», обречённое влачить «тягостный ярем до гроба», это «дворовые толпы измученных рабов».

Влияние классицизма, которое ещё сказывалось в то время в русской поэзии, видно и на стихотворении «Деревня», оно проявляется в тоне речи — приподнятом, ораторском, в использовании славянизмов (сей, лоно, рыбаря, тягостный ярем и др.) , античных образов («двор цирцей», «оракулы веков»).

Стихотворением «Деревня» пользовались члены тайных политических обществ для пропаганды своих идей.

Дмитрий Марцынкевич Ученик (234) 1 месяц назадВ стихотворении «Деревня» Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приёму противопоставления. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. С большой любовью и теплотой Пушкин говорит здесь о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вызывает в нём прилив творческой энергии, нравственно его очищает. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого крепостниками крестьянства.

Именуя себя «другом человечества», Пушкин говорит о «диком барстве», которое путём насилия «присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца». На беспощадной эксплуатации крестьянства основывалось хозяйство и благополучие господствующего класса феодально-крепостнического государства.

Всё это возмущает поэта до глубины души, и с его уст срываются горькие слова: «О, если б голос мой умел сердца тревожить! » Его пламенное желание — увидеть «народ неугнетённый» и взошедшую над его страной «прекрасную зарю свободы просвещённой».

По своей композиции и языку стихотворение «Деревня», представляет горячую речь поэта-гражданина, выражающего взгляды и чувства передовых людей своего времени. Это достигается рядом поэтических приёмов. Стихотворение начинается обращением к деревне, как и полагается в ораторской речи. Вторая и третья строфы имеют одно и то же построение: «Я твой: я променял..

.Я твой: люблю сей тёмный сад… » Во второй части стихотворения тот же ораторский приём повторения: «Здесь барство дикое.. .Здесь рабство тощее.. .Здесь тягостный ярем.. .Здесь девы юные… » Ораторским приёмом является и наличие в конце его восклицательных и вопросительных предложений. Различное содержание двух частей стихотворения определило и различно образных средств»языка поэта. Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Деревня для поэта —»приют спокойствия, трудов и вдохновенья».

Он любит «мирный шум дубров», «тишину полей», «тёмный сад с его прохладой и цветами», «луг, уставленный душистыми скирдами», «двух озёр лазурные равнины». Каждый эпитет точен. Он или красочный («двух озёр лазурные равнины»; «нивы полосаты»), или эмоционально-оценочный («праздность вольную», «свободною душой»). Во второй части интонация другая.

Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, даёт выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «неумолимого владельца». Крестьянство — это «рабство тощее», обречённое влачить «тягостный ярем до гроба», это «дворовые толпы измученных рабов».

Влияние классицизма, которое ещё сказывалось в то время в русской поэзии, видно и на стихотворении «Деревня», оно проявляется в тоне речи — приподнятом, ораторском, в использовании славянизмов (сей, лоно, рыбаря, тягостный ярем и др.) , античных образов («двор цирцей», «оракулы веков»).

Стихотворением «Деревня» пользовались члены тайных политических обществ для пропаганды своих идей.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/45361347

Ссылка на основную публикацию