Каково место и значение образа савельича в романе а.с. пушкина «капитанская дочка»?

Сочинения в формате С5 по «Капитанской дочке» А.С.Пушкина

В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин не раз затрагивает темы милосердия, великодушия и благодарности. Судьба Петра Гринева, главного героя повести, несколько раз находится в чужих руках: сначала Пугачева, затем Екатерины II.

Если отбросить все формальности относительно самозванства и законности присвоения титула, то характеристики «великодушный государь» больше заслуживает Пугачев. Есть несколько аргументов в пользу этого суждения, основанных на фабуле произведения.

В первый раз Пугачев пощадил Гринева в момент захвата Белогорской крепости. Поведение Пугачева в данном эпизоде можно трактовать как проявление благодарности, так как Савельич напоминает бунтарю о подаренном барином заячьем тулупчике.

Во второй раз Пугачев не наказывает Петрушу, когда тот отправляется на спасение Маши. В этом случае, прежде всего, нужно обратить внимание на то, что Гринев заявляет о своем намерении бороться против восстания. Кроме того, Пугачев своим решением вынужден потеснить интересы Швабрина, который находится на его стороне.

Однако все это не мешает предводителю восстания совершить великодушный поступок.

Иначе дело обстоит с помилованием главного героя Екатериной II. Известно, что Гринев был арестован как участник отряда Пугачева, которым он не являлся. Произошло досадное недоразумение.

После того как Екатерина II узнала от Маши достоверные сведения о том, что Петр Андреевич Гринев не предатель, она не могла не простить его, так как прощать, по сути дела, было не за что.

Императрица просто восстановила справедливость.

А.С. Пушкин противопоставляет образ Екатерины II и образ Пугачева, который оказывается более великодушным.

Образ Пугачева объединил в себе две противоположные черты: милосердие, идущее из христианской веры, и беспощадность, дарованную его бунтарской природой.

Это сочетание, по мнению автора, характерно в целом для русского народа и является еще одним проявлением загадочной русской души, о которой, несомненно, размышляет Пушкин в этой повести. (283 слова)

Новоселова Ольга, 11 класс, 2009

С5. Каково место и назначение образа Савельича в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

Образы слуг часто играют важную роль в системе персонажей художественных произведений русской литературы — они зеркально отражают черты своих хозяев, в их образах отражены порой лучшие черты простого народа.

Всем известны такие герои, как Еремеевна из фонвизинского «Недоросля», Лиза из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», Осип из гоголевского «Ревизора», Захар из романа Гончарова «Обломов», чеховский старик Фирс из «Вишневого сада» и другие. В их ряд можно поставить и героя романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Архипа Савельева, или, как все его называют, Савельича.

Савельич — тип патриархального слуги, образ светлый, вызывающий несомненную симпатию читателей. «За трезвое поведение» был произведен в дядьки к Петру Гриневу.

Он убежден, что крепостные крестьяне существуют лишь для того, чтобы всю жизнь работать на своих господ и находиться в их полном подчинении и не тяготятся своим зависимым положением.

Такой образ жизни представляется ему единственно возможным: так жили его деды, так живет он, и только так должны жить его дети и внуки.

В проблематике пушкинского романа центральное место занимает вопрос о взаимоотношении дворянства и народа. В связи с этим совсем не случайно за юным Гриневым, деля с барином все выпавшие на его долю испытания, следует его верный слуга Савельич.

Сердце «доброго старика» исполнено житейской мудрости и наивной простоты. Савельич бесконечно привязан к своему молодому хозяину. Он практически воспитал Петрушу Гринева, обучил его грамоте. Все лучшее, что есть в Гриневе, создано преимущественно Савельичем.

Например, присущая Петру Андреевичу доброта сказалась и в щедром подарке неизвестному «мужичку-вожатому», который спас их во время бурана, и в острой жалости к зверски изувеченному башкирцу, и в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному пугачевцами Савельичу.

А.С. Пушкин создает ситуации, в которых Гринев допускает и оплошности, а Савельич выручает, спасает его, несмотря ни на что. Впервые вырвавшись из-под опеки родных, Петр в первом же кабаке напивается до беспамятства с Зуриным, да к тому же проигрывает ему в карты. Увидя пьяного барина, Савельич ахнул, а Гринев лишь смог ответить: «Молчи, хрыч!».

Когда Савельич узнает о дуэли Гринева со Швабриным, он мчится к месту дуэли с намерением защитить своего барина: «Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Ивановича».

Гринев не только не поблагодарил старика, но еще и обвинил его в доносе на себя родителям, а Гринев-отец, узнав о дуэли сына, пишет Савельичу грозное и оскорбительное письмо.

К сожалению, несправедливость данной ситуации в том, что Савельича обвиняют и оскорбляют неоправданно!

Но главное значение образа Савельича в романе мы можем увидеть в «пугачевских событиях». Злодей, предводитель народного восстания вошел в Белогорскую крепость, убивая всех, кто не желал ему служить.

Под угрозу смерти попал и Петруша Гринев. Но преданный слуга Савельич вновь борется за жизнь барина. Узнав в убийце мужика-вожатого, он умоляет отпустить Петра.

(«Отпусти его; …, я для примера вели повесить меня старика!»).

В героизме Савельича проявляются высокие достоинства его личности, а также его преданность близкому человеку. «Савельич — чудо!» — писали А.С. Пушкину. Он честно прошел все испытания, выпавшие на его и Гринева долю, и остался верным слугой молодого барина.

Все это контрастирует с картинами гражданского противостояния дворян и простого народа в истории пугачевщины. Пушкин, изображая Савельича, преданного своим господам, показывает иную логику взаимоотношений сословий.

Войне противопоставлен союз, и это порождает надежду на лучшее, делает реалистическое изображение исторической действительности того времени более полным. (550 слов)

Старкова Анастасия, 11 класс, 2013

С5. Как в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?

Можно смело утверждать, что почти все произведения Александра Сергеевича Пушкина целиком затрагивают нравственные проблемы. Но вопрос о чести и бесчестии особо остро встал в романе «Капитанская дочка». Недаром эпиграфом к нему служит пословица «Береги честь смолоду».

Произведение является историческим, действие его разворачивается на фоне одного из самых крупных и кровавых, жестоких и беспощадных восстаний в истории России – восстания Емельяна Пугачева. И сюжет «Капитанской дочки» построен так, чтобы каждый герой был прямо или косвенно связан с пугачевским бунтом и проявил свои нравственные ориентиры.

Герои «Капитанской дочки» находятся в обстоятельствах исключительных, необычных. Автор всячески подчеркивает, что в «старые времена» моральные нормы были гораздо более узкими, нравственные устои – более твердыми, а «честь дворянина» – более ценной.

Центральный герой романа – Петр Андреевич Гринев – не получает хорошего образования, живет «недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Однако на протяжении повествования он предстает перед читателем как честный и благородный офицер, демонстрируя лучшие черты своего рода.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг Зурину, несмотря на упреки Савельича. Чуть позже отблагодарил мужика-вожатого за помощь, подарив ему заячий тулуп.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в Белогорской крепости, где он служил. Петр сталкивается лицом к лицу с предводителем восстания – Пугачевым. Атаман спасает героя от смертной казни, помиловав его.

Однако Гринев не может признать в нем государя, понимая, кто он есть на самом деле. «Целуй руку, целуй руку!» – говорили около меня.

Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», – вспоминает Гринев.

Однако далее драматизм и напряжение в романе возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему.

Положение молодого человека оказывается очень неоднозначным: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, не хочет подвергать себя бесполезному риску.

Но герой преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву: «… я присягал императрице, тебе служить не могу».

Тема чести реализуется и в истории взаимоотношений Петра Гринева с Машей Мироновой. Полюбив дочь капитана Миронова, Гринев чувствует свою ответственность за ее судьбу. Он изо всех сил старается уберечь возлюбленную. А ради этого готов пойти на новую встречу с Пугачевым.

Полной противоположностью Гриневу в произведении является Швабрин, молодой офицер, сосланный в Белогорскую крепость за «смертоубийство». Бесчестие читатель видит во всех его поступках. Это и небылицы про Машу Миронову, и выстрел в спину Гриневу, и служба Пугачеву, и ложные показания против Гринева.

Интересен финал романа. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу.

Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной ради её спасения. Однако в самый последний момент справедливость восторжествовала.

Самоотверженность, решимость отстаивать честь возлюбленного не оставляет и Машу Миронову: она отправляется к императрице и спасает Петрушу.

Итак, раскрывая тему чести и бесчестия, А.С.Пушкин использует прием антитезы, противопоставляя Швабрину, человеку, лишенному чести, Петра Гринева и Машу Миронову, героев, которые никогда не пойдут против чести и у которых всегда в душе будут звучать слова: «Береги честь смолоду». (501 слово)

Старкова Анастасия, 11 класс, 2013

Добавить себе

Источник: http://ruslitbalandina.ru/?p=526

Образ и характеристика Савельича в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

Одним из второстепенных персонажей произведения является Архип Савельич, представленный писателем в образе верного слуги главного героя повести Петра Гринева.

Савельич описывается автором как пожилой старик, отличающийся добрым нравом и преданностью своему барину, которому служит с его раннего детства, являясь крепостным крестьянином.  

Савельич, ранее бывший стременным и участвующий в боевых походах вместе со старшим Гриневым, отличается здравым честолюбием, честностью, разумностью и исполнительностью.

Старик бережно относиться к барскому имуществу и знает цену деньгам, поэтому способен биться за каждую хозяйскую копейку, а также одежду и утварь, проявляя порой при этом забавные черты, сочетающиеся с небывалым упрямством во всем, что касается вещей барина.

К молодому господину Савельич испытывает чувства, схожие с отеческими, переживая за барина и, ворча, давая ему правильные советы. Будучи истинным русским представителем крестьянского сословия, Савельич верно чтит заповеди прадедов и отцов, исправно выполняя барскую волю и усердно заботясь о Петруше Гриневе, не обижаясь на оскорбления и браные слова хозяина.

Характерные черты старика Савельича проявляются в его поступках по отношению к любимому барину, в которых Савельич готов пожертвовать своей жизнью ради спасения Петруши.

Это происходит и в момент дуэли Гринева со Швабриным, и при встрече с Емельяном Пугачевым, когда Савельич бросается на колени перед предводителем с мольбой о спасении барина от виселицы и предлагает обменять Гринева на его собственную персону.

При этом Савельич не получает никакого поощрения в виде благодарных слов от Петра, который воспринимает действия слуги в качестве его обычного исполнения своих обязанностей, выговаривая Савельичу о его долге повиноваться боярским приказам.

Савельич не обижается на Петрушу, так как воспринимает подобную холодность и равнодушие барина как единственно возможный факт отношения к человеку его простого происхождения.  

Раскрывая образ старого Савельича в романе, писатель описывает на его примере типичного представителя простого русского народа, являющегося крепостным крестьянином, отличающегося преданностью, верностью, чувством собственного достоинства и характеризующегося положительными качества характера, способного на самопожертвование, любовь, сострадание и великодушие.

Сочинение Савельич в рассказе Капитанская дочка

Раньше в каждой богатой русской семье к ребенку приставляли слугу, который его всему обучал, во всем помогал и поддерживал до конца жизни. Не исключением стал и маленький Гринёв, которому в слуги назначили Свельича.

Савельич довольно старый человек, который оберегает молодого барина Гринёва. Гринёв в одном моменте говорит, что Савельич бережет не только его самого, но и его сбережения и одежду.

Старый слуга не любит всё иностранное и нерусское, он очень опасается по поводу того, что один из учителей Гринёва — француз.

Опасения эти подтверждаются тем, что молодой Гринёв становится зависим от человека не самого благородного, который любит многих девушек, много пьёт и не исполняет добросовестно свои обязанности.

Савельич не похож на обычных слуг того времени, потому что он не пресмыкается перед своим барином, он сильный характером, немного гордый и не боится говорить или делать что-то наперекор Гринёву, не потому, что не уважает его, а потому, что он гораздо старше, а потому мудрее и зачастую знает, как правильно нужно поступить.

Читайте также:  Разместите свою рекламу на рекламных щитах

Савельич очень храбрый человек, что особенно подчёркивается в ситуации, когда Гринёва хотят казнить. Очень важная сцена между Гринёвым и Савельичем происходит, когда человек от Зурина приходит за деньгами, которые были проиграны в карты. Гринёв велит отдать деньги, а старик всячески сопротивляется.

Тогда Пётр переступает грань дружеских отношений и показывает Савельичу, что в этом доме он хозяин, он барин. Савельичу стало горько от такого отношения и слов своего друга, которого он считал чуть ли не своим ребёнком, к которому проявлял настоящую родительскую любовь.

Отдавая сто рублей, Савельич осознаёт, что последнее решение всегда всё равно за барином, за Гринёвым, но с заботой пытается как можно скорее уберечь Петра от трактира.

Савельич уважает себя, о чём свидетельствует его ответ на письмо отца Петра Гринёва, где тот называет Савельича собакой и всячески ругает. Сам же Савельич говорит, что он не собака, а преданный и верный слуга, что в его понимании очень разные понятия.

Я думаю, что Савельич — благородный, умный и преданный слуга своего любимого Петра, которого он нянчил и учил всему с пяти лет. Если задуматься, то настоящим отцом для Гринёва стал не его родной отец, а Савельич. Мне жаль, что почти никто не видел этого, отец Гринёва вечно ругал Савельича, сам Гринёв не понимал чрезмерной заботы старика.

Вариант 3

Смысл жизни Савельича сводится к тому, чтобы оберегать и защищать Петра Андреевича от опасностей, отстаивать его интересы, сохранить барское имущество. Преданность этого человека абсолютно безгранична: он готов пойти на погибель ради своего барина, защищая его от сабли Швабрина и виселицы Пугачева.

Несмотря на подобную самоотверженность, поведение Савельича нельзя назвать проявлением нравственного холопства. В определенной степени он независим, ворчлив, упрям.

Старик отличается добрым нравом, хотя своим упрямством, наивностью и простодушием он порой доставляет Гриневу немало хлопот.

Савельич знает цену вещам и деньгам, поэтому долго сердится на Гринева за подаренный им разбойнику заячий тулуп.

С самого начала романа и до последних его событий Архип Савельич находится рядом со своим воспитанником. В прежние годы он принимал участие в военных походах премьер-майора в отставке, отца П.А. Гринева. Зная, насколько отважен, исполнителен и разумен его боевой товарищ, Андрей Гринев, ни минуты не сомневаясь, доверил ему начальное воспитание сына.

Как только мальчику исполнилось 12 лет, к нему приставили французского гувернера, выписанного специально из Москвы. Савельич не одобрил такое решение, потому как чувствовал некоторую ревность к французскому учителю. Эта ревность проявлялась в ворчании старика. При этом, будучи свидетелем загулов французского гувернера, Савельич никогда не занимался доносительством.

Учитель этим пользовался и продолжал делать вид, что обучает ребенка наукам. Когда юноше исполнилось 17 лет, старший Гринёв решил отправить сына на службу, и в качестве стремянного и слуги отправил с ним Савельича. За время службы Гринев по достоинству оценил преданность и надежность Савельича.

Именно поэтому он доверил ему судьбу Маши Мироновой, которую отправил вместе со своим дядькой в имение своих родителей.

Савельич обладает чувством собственного достоинства. Особенно ярко эта черта проявляется в сравнении с дворянином и офицером Швабриным, который обладал рабским сознанием и ради спасения своей жизни был готов упасть в ноги к разбойнику.

Образ Савельича несколько комичен. Об этом говорят ситуации, в которых персонаж совершает нелепые поступки. Тем не менее, в роковой момент, когда главного героя вели на повешение, именно Савельич спас Гринева. 

Этот герой воплощает в себе образ верного слуги старой эпохи, русского крестьянина того времени, который стал предшественником подобных образов в других произведениях отечественной художественной литературы

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/obraz-i-harakteristika-savelicha-v-romane-kapitanskaya-dochka

Решу егэ

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Ка­ко­во зна­че­ние об­ра­за Са­ве­льи­ча в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Капитанская дочка»?

С17.2. Са­ти­ру М. Е. Салтыкова-Щедрина его со­вре­мен­ни­ки на­зы­ва­ли «горькой». Чем можно объ­яс­нить такую оценку? (По про­из­ве­де­ни­ям М. Е. Салтыкова-Щедрина.)

С17.3. Как в ли­ри­ке А. А. Ах­ма­то­вой рас­кры­ва­ет­ся тема по­э­ти­че­ско­го творчества?

С17.4. В каких произведениях русской литературы образ будущего создается с помощью сна одного из героев.

Пояснение.

Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 3 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (С5.1, С5.2, С5.3).

В блан­ке от­ве­тов М2 ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию и фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения.

Продумывайте ком­по­зи­цию сочинения.

Сочинение пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

Ком­мен­та­рий к темам сочинений.

С17.1. Ка­ко­во зна­че­ние об­ра­за Са­ве­льи­ча в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Капитанская дочка»?

Народная масса по­ка­за­на в по­ве­сти Пуш­ки­на не одноликой. Среди кре­стьян были и ак­тив­ные участ­ни­ки пугачёвского дви­же­ния (например, ка­ра­уль­ные крестьяне, за­хва­тив­шие Гринёва возле Берд­ской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, пре­дан­но­го своим гос­по­дам дворового, был не­об­хо­дим Пуш­ки­ну для прав­ди­во­го изоб­ра­же­ния жизни того времени.

В об­ра­зе Са­ве­льи­ча Пуш­кин на­ри­со­вал хо­ро­ше­го рус­ско­го человека, тра­гизм по­ло­же­ния ко­то­ро­го в том, что он живёт в эпоху кре­пост­но­го права, обез­ли­чи­ва­ю­ще­го крестьянина, и пре­жде всего и силь­нее всего дворового. «Савельич — чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. ко­то­рое боль­ше всего жаль в повести»,— ска­зал один из пи­са­те­лей — со­вре­мен­ни­ков Пушкина.

С17.2. Са­ти­ру М. Е. Салтыкова-Щедрина его со­вре­мен­ни­ки на­зы­ва­ли «горькой». Чем можно объ­яс­нить такую оценку? (По про­из­ве­де­ни­ям М. Е. Салтыкова-Щедрина.)

Главной за­да­чей са­ти­ры сам пи­са­тель счи­тал ис­сле­до­ва­ние яв­ле­ний об­ще­ствен­ной жизни, со­ци­аль­ных язв и пороков.

За­ча­стую Салтыков−Щедрин при­бе­гал к гро­тес­ку — изоб­ра­же­нию дей­стви­тель­но­сти в преувеличенном, уродливо−комическом виде, со­че­тав­шем ре­аль­ное и фантастическое, страш­ное и смешное.

Щед­рин­ская са­ти­ра про­ник­ну­та тос­кой по правде, по сво­бо­де и по­ни­ма­ни­ем того, что окру­жа­ю­щая дей­стви­тель­ность без­об­раз­на и сней трудно, но не­об­хо­ди­мо бороться.

С17.3. Как в ли­ри­ке А. А. Ах­ма­то­вой рас­кры­ва­ет­ся тема по­э­ти­че­ско­го творчества?

Тема твор­че­ско­го про­цес­са от­ра­жа­лась в про­из­ве­де­ни­ях мно­гих поэтов. Для А. А. Ах­ма­то­вой пи­сать было так же естественно, как ды­шать.

В цикле «Тайны ремесла» по­этес­са по­пы­та­лась рас­крыть свое по­ни­ма­ние творчества, ко­то­рое про­дол­жа­ет тра­ди­цию вос­при­я­тия про­цес­са на­пи­са­ния сти­хо­тво­ре­ний как осу­ществ­ле­ние по­сред­ни­че­ской связи между Твор­цом и миром людей (стихотворение «Творчество»), Объ­яс­нить это та­ин­ство невозможно, в нем «все быть долж­но некста­ти». И естественность, и простота, с ко­то­рой порой рож­дается поэзия, род­нит ее с живым существом, спо­соб­ным «расти»:

Когда б вы знали, из ка­ко­го сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жел­тый оду­ван­чик у забора.

Как ло­пу­хи и лебеда.

Продолжая тра­ди­ци­он­ную для рус­ской по­э­зии тему о на­зна­че­нии поэта, о цели его творчества, А. А. Ах­матова раз­ви­ва­ет ее в новом ключе, вно­сит в нее новые мотивы. Пре­жде всего по­этес­се уда­ет­ся рас­крыть своеоб­разие жен­ско­го внут­рен­не­го мира. Тра­гич­ность судь­бы по­этессы, по мне­нию А. А.

Ахматовой, за­клю­ча­ет­ся в том, что жен­ское сча­стье нель­зя сов­ме­стить с пол­ной от­да­чей творчеству. В ду­хов­ном об­ли­ке ге­ро­и­ни ее лю­бов­ной ли­ри­ки уга­ды­ва­ет­ся “крылатость” твор­че­ской личности.

Тра­ги­че­ское со­пер­ни­че­ство Любви и Музы от­ра­зи­лось во мно­гих произведениях, на­чи­ная с раннего, 1911 года, сти­хо­тво­ре­ния «Музе», где Муза-сестра от­ни­ма­ет «Золотое кольцо» — сим­вол зем­ных ра­до­стей — и об­ре­ка­ет ли­ри­че­скую ге­ро­и­ню на «любовную пытку».

Од­на­ко Ах­ма­то­ва предвидит, что по­э­ти­че­ская слава не может за­ме­нить любви и сча­стья земного. Ин­тим­ная ли­ри­ка А. Ах­ма­то­вой не огра­ни­че­на лишь изоб­ра­же­ни­ем от­но­ше­ний любящих. В ней все­гда — не­ис­ся­ка­е­мый ин­те­рес поэта к внут­рен­не­му миру человека.

С17.4. В каких произведениях русской литературы образ будущего создается с помощью сна одного из героев.

Сон героя, введенный в повествование, — излюбленный композиционный прием А. С. Пушкина. Знаменательный, «пророческий» сон видит Гринев в «Капитанской дочке». Сон, предвосхищающий будущие события, посещает и Татьяну Ларину в романе «Евгений Онегин».

Содержание сна необычно. В этом сне героиня видит «большого, взъерошенного медведя», который переводит ее через поток, а затем начинает преследовать ее в лесу. Татьяна пытается убежать от него, но на пути ее встает множество препятствий:

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

То в хрупком снеге с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок…

Сон Татьяны является «вещим». Он предвещает ей будущее замужество (видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество).

Сны в романе «Преступление и наказание» наряду с символическим смыслом, помогающим понять психологию героя и самого автора, играют еще одну немаловажную роль: показывают изменения в теории Раскольникова, предсказывая его заблуждения и раскаяние.

Герой Достоевского видит пять снов, два из которых преставляют мир по теории героя. В первом сне Раскольникову грезился тот идеальный мир, который будет создан им, гением, Наполеоном, спасителем человечества, богом.

Родион мечтал о создании на земле Нового Иерусалима, и описание этого мира очень напоминает Эдем.

Но второй сон показал Родиону плоды его теории, которые он мог пожать уже в ближайшем будущем. Мир преобразился по сравнению с первым сном: он был «осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». Раскольников, наверное, даже и не подозревал, насколько страшна, насколько соблазнительна его теория.

Этот сон составляет полную противоположность первому сну.

Первый сон наполнен нежными, красивыми эпитетами, а во втором сне образ мира создают действия населяющих его людей: «мучился», «бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки», «кололись и резались», «кусали и ели друг друга», «начинали обвинять друг друга, дрались и снова резались».

Вот такова истинная картина будущего мира. Эти два сна показывают разницу между задуманным Раскольниковым миром и миром, который мог реально появиться. Именно после этого сна Родион Раскольников понял, наконец, сущность своей теории и отказался от нее.

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 3.

Источник: https://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=1394

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина :

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» один из основных. Эта историческая повесть А. С. Пушкина давно вошла в круг детского чтения и школьные программы. Она изучается и анализируется, в частности, подробно рассматриваются главные и второстепенные персонажи. В этой статье мы поговорим об одном из ключевых героев произведения.

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»

Савельич – второстепенный персонаж повести. Несмотря на то, что он не является главным действующим лицом, его образ очень важен для понимания произведения.

Наш герой — дворовый человек, крепостной. У дворян была традиция приставлять к своим детям слугу. И когда Петрушка Гринев достиг пятилетнего возраста, к нему приставили Савельича, который до этого служил стремянным. Слуга очень привязался к маленькому баричу, который буквально вырос на его глазах.

Читайте также:  Онлайн курсы испанского языка

Савельич понимает, что на нем лежит ответственность за судьбу молодого человека. Но не только долг перед родителями Гринева являются тому причиной. Слуга искренне любит Петрушку, по-отечески заботится о нем и беспокоится о его будущем. Жизнь Савельича посвящена служению барину, другого пути он не знает.

Описание внешности

Начнем с характеристики внешности разбирать образ Савельича в повести «Капитанская дочка». Вот как говорит о нем Петрушка: «стремянному… за трезвое поведение пожалованному в дядьки мне». О внешности Савельича известно немного, он уже немолодой мужчина – «старик» с «седой головой». Одет он, как и все крепостные, одежда его простая и поношенная.

Речевая характеристика

Речь Савельича в повести «Капитанская дочка» позволяет отчасти понять характер этого героя. Вот как он говорит о своем господине: «дитя причесан, умыт, накормлен». То есть он воспринимает Петрушку как ребенка и относится к нему соответственно. Вот как он к нему обращается: «свет ты мой», «бежал заслонить тебя грудью от шпаги».

С другой стороны, Савельич считает себя рабом, верным слугой: «я раб ваш», «я верный слуга, а не старый пес», «всегда усердно вам служил», «кланяюсь рабски», «верный холоп ваш».

Речь героя изобилует просторечиями и не всегда правильна с точки зрения законов русского языка. Это и неудивительно, так как он из крепостных, поэтому Пушкин приближает его как можно ближе к народу. В конце концов, Савельич является как раз собирательным образом русского человека.

Характер Савельича

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» очень многогранен. Это не шаблонный персонаж, а полнокровная личность со своими представлениями о чести, порядке и законе.

Перечислим основные черты, которые характеризуют этого персонажа:

  • Преданный, верный, ответственный и заботливый слуга.
  • Добрый – эту характеристику дает ему сам автор: «добрый дядька».
  • Он не пьет, что для крестьян было большой редкостью.
  • Хозяйственный – он закупает все необходимое для своего барина, следит за его одеждой и содержит комнату в чистоте.
  • Любит поучать молодого хозяина – его нельзя было унять, если он «примется за проповедь».
  • Очень упрям – «не переспорить упрямого старика», «зная упрямство дядьки…».
  • Ворчлив – «опять заворчал».
  • Недоверчив – «посматривал подозрительно».
  • Большой любитель поспорить и поторговаться.

У Савельича собственные представления о долге и чести. Когда его молодой барин напивается и сильно проигрывается, он говорит, что Петрушка не должен платить денег. С одной стороны, это нарушение дворянской чести, а с другой – справедливость. Ведь те, с кем Гринев играл, воспользовались его молодостью и опьянением. Поэтому Савельич хочет поступить так, как велит ему житейская мудрость.

Несмотря на всю свою заботу, слуга не слышит от своего молодого господина даже слова благодарности. И что самое удивительное, не ждет этого. Савельич даже не считает, что нуждается в каком-то поощрении. Так полагают и все остальные крепостные люди.

Спасение жизни

Полная характеристика Савельича в повести «Капитанская дочка» невозможна без анализа эпизода сражения Гринева со Швабриным. Слуга готов заслонить своего хозяина и сам погибнуть от рук негодяя. Он вмешивается в дуэль молодых господ, а потом рассказывает обо всем родителям Гринева. Делает он это не со зла, а потому что считает, что так правильно.

И какое же вознаграждение он получает за это? Петрушка выговаривает Савельичу за то, что он рассказал все родителям. А затем уже старший Гринев обвиняет слугу в том, что он не донес раньше, до того, как дуэль состоялась. При этом присутствовал и сам молодой барин, но даже не подумал о том, чтобы вступиться за преданного старика.

Другой яркий момент – приказ Пугачева повесить Гринева. Услышав об этом решении, Савельич падает к ногам тирана, умоляя пощадить «дитя». Взамен он готов отдать свою жизнь. При этом он взывает к логике, говоря, что не будет Пугачеву толку в смерти Гринева, а за живого можно попросить выкуп. Это свидетельствует о том, что слуга совсем неглуп.

Благодаря этому заступничеству Гринев остается жив. Но даже слова благодарности не слышит от него Савельич.

Значение образа Савельича в повести «Капитанская дочка»

Савельич в первую очередь является отражением положительных народных качеств. В этом отношении значение персонажа для повести совершенно определено. Через него Пушкин характеризует всех крепостных. Кроме того, через этот образ писатель пытается раскрыть несправедливое отношение к этим подневольным людям и их рабскую покорность подобной несправедливости.

Савельич противопоставляется совсем другой части народа – тем, кто присоединился к Пугачеву. Эти люди способны только на грабеж и жестокость, они предают своего предводителя в случае первой же опасности. Они противопоставлены Савельичу во всем.

Герой воплощает в себе все положительные качества, которыми наделен русский народ. Он верен, готов пожертвовать собой, бескорыстен, честен. С другой стороны, образ Савельича очень трагичен. Драма персонажа заключается в том, что все его старания и хорошие поступки остаются незамеченными и неоцененными.

Описание Савельича в повести «Капитанская дочка» — своеобразное воззвание к дворянам, которые привыкли к рабской покорности своих слуг и стали воспринимать ее как должное. Пушкин призывает их вспомнить о том, что крепостные тоже люди и заслуживают хоть немного уважения.

Источник: https://www.syl.ru/article/310747/obraz-savelicha-v-povesti-kapitanskaya-dochka-a-s-pushkina

Характеристика и образ Савельича в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

Образ Архипа Савельича в повести А.С. Пушкина покорил меня своим добродушием, мужеством преданностью, смелостью, мудростью, исполнительностью и честностью, он является настоящим символом и олицетворением многогранного национального проявления русского характера простого человека.

А.С. Пушкин показывает нам образ Савельича, как немолодого мужчину с непростой и очень тяжелой, как и у всех крепостных крестьян того века судьбой. Также как его отец и дед он вынужден был с самого детства трудиться во благо своего хозяина, не иметь никаких прав, покорно терпеть всяческие унижения.

За свою покорность и терпимость ему от его барина досталась новая для него должность быть дворовым слугой Петруши Гринева, к которому его приставили, когда мальчишке было всего пять лет. Благодаря этому он был освобожден от тяжелой работы и занимался обучением молодого барина грамоте, за все это время он очень к нему привязался, любил его, как родного сына и был ему очень предан.

Архип отдавал всего себя своему любимому барину, но часто был незаслуженно наказан. Очень переживал, когда Петруша болел, заботился о нем. Когда для обучения Петра прислали француза, Савельич ревностно возмущался, не хотел чтоб тот стал лучшим учителем для юноши, чем он сам.

Архип был противником всего иностранного, любил все русское, знал огромное количество пословиц и поговорок. Характер у Архипа был очень сильный и мужественный, он был очень набожным человеком, но мог себе позволить и крепкое словцо.

Всегда был готов помочь своему барину в нужную минуту, дать дельный совет и даже пожертвовать своей жизнью ради него. Считал смыслом своей жизни – служение своему барину.

Когда Петруша достиг своего совершеннолетия, он был отправлен на службу, преданный его Савельич следовал повсюду за ним, не единожды спасая его от смерти.

Петр тоже привязан к своему верному слуге, и относится к нему, как к родному и близкому дядьке, как частице самого себя.

Савельич смог воспитать в своем барине сильные черты характера, благодаря которым он не предал императрицу, тем самым сохранив свое достоинство и честь.

А.С. Пушкину удалось выразить в образе Архипа Савельича свой протест против крепостного права.

Сочинение про Архипа Савельича

Савельич – подневольный крестьянин семьи Гриневых. Когда Петру Гриневу исполнилось пять лет, его поручили воспитанию старика. Он очень ответственный и умный старик, хорошо понимающий возложенную на него обязанность.

Савельич искренно, по-отечески  любит своего воспитанника, стараясь вырастить из него хорошего человека. Он выучил Петра грамоте, своим примером показывал, как надо себя вести, как относиться к людям.

Когда Петра отправили на службу, вместе с ним поехал и Савельич, которому мать Петра наказала, чтоб он берег и заботился о своем молодом барине.

Савельич, фактически, является ангелом – хранителем своего молодого, неопытного хозяина. Он вытаскивает его из различных переделок, ругает за проигранные деньги. Мудрый старик заведует всеми деньгами и имуществом своего хозяина, он не доволен глупым поступком барина, но обвиняет в этом себя, что не досмотрел за ним.

Савельич порицает его и за то, что Петр выпил вина, сам не пьющий, он рассказывает о пагубности этого порока, и барин осознает всю неправильность своего поступка. Гриневу становится стыдно перед стариком, и он просит у него прощения, обещая больше так не поступать.

Это говорит о том, что подневольному слуге не безразлична судьба молодого человека, и он очень за него переживает как за сына.

В дальнейшем, опекун Гринева, действует все так же, оберегая его от всяких неприятностей. Когда на Гринева уже накинули петлю, преданный слуга бросился в ноги Пугачеву, умоляя его не казнить барина. Вспомнив о тулупчике, великодушно подаренном ему Гриневым, атаман приказал отпустить его.

Ободренный такой удачей, строптивый старик пошел дальше: он составил целый список вещей, разграбленных у барина пугачевскими людьми, и предъявил его атаману, не забыв включить в этот списочек и заячий тулупчик, чем сильно разгневал атамана.

Но и атаман оказался великодушным: когда Гринев и Савельич пешком отправились в Петербург, их догнал казак, которого отправил Пугачев, подарил им лошадь и овчинный тулуп.

Верность и преданность Савельича, проявляется во всех его делах и поступках, он, как наседка, оберегает своего питомца, готов пойти ради него даже на смерть. И все-таки, хоть он и подневольный холоп, у него есть чувство собственной гордости, что доказывает его письмо отцу Петра. Можно заставить его служить, но нельзя поработить его дух, даже у раба есть честь и достоинство.

Также читают:

← Характеристика и образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин ← Отношение Гринева к Пугачеву↑ ПушкинХарактеристика и образ Пугачева в романе Капитанская дочка → Образ и характеристика Швабрина в романе Капитанская дочка →

  • Сочинение Хоровод муз (о Блоке и его творчестве)Великий русский поэт, Александр Александрович Блок, прожил яркую и бурную жизнь. Поэту был все лишь 41 год, когда он умер, но жизнь его похожа на путь яркой звезды
  • Пейзаж в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс сочинениеПроизведение Бежин луг является частью большого сборника рассказов “Записки охотника, « в котором содержится множество небольших по объёму, но не по своей смысловой составляющей, произведения.
  • Сочинение Я гражданин РоссииБыть гражданином России, значит иметь гражданство в этой великой стране. Жить в ней, значит чтить традиции, уважая культуру русского народа, блюсти закон и порядок на её территории.
  • Характеристика и образ Скалозуба в комедии Горе от ума Грибоедова сочинениеСкалозуб – состоявшийся человек, имеющий высокий уважаемый чин. Как человек он показан верным своим идеалам, готовым всегда отстоять как свою честь, так и честь своих близких
  • Анализ Сна Обломова — 9 главы романа Гончарова ОбломовЭта глава представляет собой воспоминания Обломова – о детстве и юности. Тут показана его семья, имение, образ жизни, которые и повлияли на формирование Ильи.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/harakteristika-i-obraz-savelicha-v-romane-kapitanskaya-dochka

Старый черт Савельич

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Старый черт Савельич

  Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    В XIX веке у каждого молодого дворянина был свой дядька, который был ему верным слугой и учителем.     Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» преподносит нам необычайного героя – старика Савельича, который был слугой Гринева. На первый взгляд, просто слугой. Но если задуматься…     Савельич был сторонником всего русского и противником всего иностранного.

Его очень беспокоило то, что учитель Гринева – француз, и ему не нравилось, что Петруша попал под влияние человека, слабого до женских юбок, откровенного пьяницу и к тому же недобросовестно относящегося к обязанностям.

Читайте также:  Дневниковедение

Занятия по фехтованию, по мнению Савельича, могли привести к плохим последствиям, и в этом своем мнении он утвердился в Белогорской крепости, когда Петра застал во время дуэли со Швабриным.      Савельич был наделен необычайно сильным характером. И если обычный слуга просто выполняет приказания своего хозяина, то Савельич – это совсем другое дело.

Примером тому служит эпизод спора, происшедшего после прихода посыльного от Зурина: надо было возвращать проигранные деньги. Старик не стал послушно выполнять приказ Гринева. Он крепко помнил свое назначение быть хранителем барина и его имущества – Гринев об этом с иронией писал: «…и денег, и белья, и дел моих рачитель». Но дом – дело чести офицера.

Гринев подумал что «если в эту решительную минуту» он не переспорит старика, то и впоследствии ему будет трудно освободиться от его опеки. И напомнил бедному Савельичу, кто есть кто. Возможно, это впервые между ними произошел такой решительный разговор, на что Савельич, пораженный тоном и словами барина, остолбенел, а потом заплакал.

Он-то обещал старому барину оберегать дитя от всяких азартных игр, «окроме как в орехи», — ему Петруша все еще казался ребенком. Савельич дрожащими руками («Сто рублей! Боже ты милостивый!») выдал деньги, но поспешил вывезти Петра из «проклятого трактира».      Савельичу совсем не безразлична судьба барина.

Даже больше: Савельич любил Гринева по-отцовски и сделал для своего воспитанника гораздо больше, чем его родной отец.      Именно этой отцовской любовью к Гриневу и объясняется его героический и мужественный поступок во время казни Гринева. А когда старик потребовал с Пугачева награбленное он проявил необычайную храбрость. Самолюбие – вот еще одна черта характера Савельича.

Когда Гринев-старший в письме назвал Савельича «псом», старик ответил, что он «не пес, а верный слуга», причем в это слово он вкладывал понятие далеко не рабское, потому что он служил, а не пресмыкался.

Да и мог ли раб воспитать свободного человека? В отличие от других крепостных, Савельич, оставаясь частью имущества Гриневых, все же был относительно свободным, а потому смотрел барину в глаза, а не на его ноги.

     Савельич всегда и везде был при Гриневе, и когда тот попросил старика сопровождать Машу, добрый старик сопротивлялся, боясь остановить своего «сына», но потом, рассудив, все же согласился, что так будет лучше и для самого Гринева.

     Савельич – это человек с сильным, но добрым характером, способный в нужную минуту помочь, поддержать, дать совет, а также готовый пожертвовать собой ради любимого воспитанника.     К сожалению, автор записок ничего не сообщает о дальнейшей судьбе старика. Да и что старик – сколько ему было лет? Этого мы не знаем, а потому трудно предположить, станет ли Савельич дядькой сыновьям Гринева или будет доживать свой век не у дел. Позаботится ли о нем барин в память о прожитых вместе годах и испытаниях? Думается, что Мария Ивановна не забудет о верной службе Савельича.      Лишь однажды мелькнет настоящее имя: «Верный холоп ваш Архип Савельев». Так он подпишется под своим письмом к барину, где с достоинством заметит, что он не старый пес, а верный слуга. Все остальные слова о себе он писал, потому что того требует этикет.

    А. С. Пушкин создал образ, который позволял думать и верить, что в русском крестьянстве есть сильные личности, достойные более счастливой доли.

Добавил: ProGOLD

67286 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00220251229597243418

Образ Савельича в повести Пушкина «Капитанская дочка»

С первых строк романа и до самого конца рядом c Петром Андреевичем Гриневым находится его дядька – Архип Савельич, который в качестве стремянного участвовал не в одном боевом походе отставного премьер-майора, отца Петра Андреевича Гринева. Зная исполнительность своего стремянного, его трезвый, разумный характер, Андрей Петрович доверил своему боевому товарищу начальное воспитание сына.

Это был дворовый крепостной старшего Гринева. Он отличался, прежде всего, преданностью своим хозяевам, исполнительностью, некоторой долей здравого честолюбия. Старший Гринев мог смело доверить ему своего отпрыска и не волноваться за него без причины.

Правда, когда Петру исполнилось 12 лет, из Москвы выписали французского гувернера. Это очень не понравилось Савельичу. В нем проснулась какая-то ревность по отношении к французскому учителю.

Но ревность эта выражалась в его ворчании. Савельич не мог не видеть загулов француза, однако он не занимался доносительством.

И учитель какое-то время мог благоденствовать в имении, делая вид, что обучает дворянского недоросля наукам.

Когда Петру исполнилось 17 лет, отец решил отправить его на службу. В качестве стремянного, денщика и слуги с ним отправили все того же Савельича.

В Симбирском трактире Гринев познакомился с Зуриным, который просто воспользовался неопытностью молодого человека, и «раскрутил» его, развел, как сейчас говорят, на деньги. И тут Гринев столкнулся с упрямством Савельича. Этот мужик готов был стоять стеной за «барское добро».

Гринев нагрубил старику, заявив, что он хозяин деньгам, чем сильно опечалил его. Молодой Гринев повел себя недостойно, и Савельич по-отечески отчитал его, но ему и в голову не пришло сообщать о чем-либо отцу.

Савельич был обижен и молчал всю дорогу, когда они выехали из Симбирска. Но он не взваливал всю ответственность за случившееся на молодого барина, в душе винил и себя, что оставил Петра без присмотра. Он не был злопамятен, и простил молодого человека, когда тот искренне покаялся перед ним.

Савельич знал цену деньгам и вещам, и долго не мог простить Пугачеву подаренного Гриневым заячьего тулупа, который расползся по швам, как только тот надел его. Он готов был спорить из-за каждой хозяйской ложки, одежды, копейки.

Савельич иногда забавен. Например, когда подал Пугачеву свой список господского добра, похищенного разбойниками. Он был упрям.

И если дело касалось барского имущества, денег, или жизни молодого Гринева, переупрямить его было очень трудно.

Савельич отказался остаться в городе, когда Гринев собрался в Белогорскую крепость, и поехал вместе со своим молодым барином.

Своей жизнью Гринев обязан этому преданному и верному слуге, который не побоялся смерти и бросился в ноги, чтобы защитить от виселицы молодого барина. Он готов был сам на виселицу ради жизни молодого хозяина.

За время службы Гринев в полной мере сумел оценить преданность и надежность своего слуги, и поэтому, не задумываясь, отправил Машу Миронову в имение своих родителей вместе со своим дядькой. Лучшего сопровождающего было просто не сыскать.

Конечно, Гринев понимал, что Савельич мог отказаться оставить своего барина, и тогда Гринев решил действовать лаской, не давить на слугу силой, а убедить его в необходимости принятого решения. Ему удалось это. Вместе с Савельичем Маша в целости доехала до имения Гриневых, где была принята как родная.

Прочитав «Капитанскую дочку, Ф. Одоевский писал: «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое…». Некоторые литературоведы пишут, о том, что у Савельича сознание раба. Нет.

Этот человек знает себе цену и имеет чувство собственного достоинства.

Если кто и обладал в этом произведении сознанием раба, так это – офицер и дворянин Швабрин, который ради спасения собственной жизни повалился в ноги разбойнику.

Так случилось, что у Савельича нет собственной семьи, и он относится к господам, как к своей семье, к младшему Гриневу – как к сыну. Такова природа человеческая – любить.

Когда читаешь о Савельиче, вспоминаются эти строки Апостола Павла из послания Коринфянам.

Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/obraz-savelicha.html

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»

       Повесть «Капитанская дочка» очень серьезное произведение.

И хоть в ней речь идет о важных лицах, но мы, в первую очередь, обратим внимание на героя, который никогда не будет сидеть на равных за богатым столом с боярами, и не будет кататься на собственной колеснице. Ведь его положения далеко от всей этой роскоши. Да и будучи самим собой, он вряд ли смог бы достичь чего-то подобного. 

       Впервые Савельич появляется перед нами в то время, когда Петру Андреевичу из семьи Гриневых исполняется пять лет. Это был крепостной слуга, который за хорошее поведение был удостоен новой должности дядьки. Теперь он стал воспитателем. И хоть до сих пор оставался слугой и не имел своей свободы, но ему больше не нужно было заниматься лошадью барина и другой тяжелой работой.  

       Итак, Савельич стал учить мальчика грамоте. После семи лет такой учебы, он выучил грамоту. Крепостной очень привык к Петру. Но идиллия длилась не долго. Отец мальчика нанял нового учителя.

По словам нашего героя, ему это явно не понравилось: «Слава богу…кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги…».

Савельич очень сильно был огорчен тем, что барину было мало своих людей: «… и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»

       Наш герой по-настоящему стал ревновать мальчика, к которому так привык. Ему никак не хотелось, чтобы новый учитель французского и немецкого языков, стал для Петра Андреевича лучшим наставником, чем он сам. 

       Но скоро Савельич снова остался один с мальчиком. Гринев должен был уехать на службу. Сына взял с собой, а Савельич поехал в качестве няньки. Последний был так рад такому ходу событий, что постоянно читал морали Петру: «Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется.

Человек пьющий ни на что не годен… Выпей-ка  огуречного рассолу с медом…Не прикажешь ли?» В последней фразе не понятен до конца мотив Савельича. Он, то ли признает себя ниже мальчика, как слуга, то ли, наоборот, намекает на дружественные отношения. Наверное, и то и другое.

Савельич настолько прост и открыт, что заставляет читателей умиляться. 

       Также, анализируя образ Савельича стоит отметить, чтот тот был очень набожным человеком: «Бога ты не боишься, разбойник!», «Господи владыко», «Слава тебе, владыко!», «Бог видит…», «Господи царю небесный…», «…бога буду молить», «…сказал он перекрестившись», «побойся бога», «ради бога», « старик крестился, читая про себя молитву», «…почивай себе до утра, как у Христа за пазухой». Но, вместе с этим, в его устах часто появляются не очень красивые выражения: «пьяница оголелый», « проклятый мусье».

       Речь Савельича очень проста. Он часто говорит о самом себе. Но редко осуждает свои поступки. Он очень хороший слуга. В Савельиче никогда не было никаких злых умыслов против своего господина. Больше того, он готов был отдать жизнь ради Гринева. Даже когда пришел момент расстаться с хозяином, тот нашел себе утешение в том, что будет теперь служить невесте своего хозяина. 

       В образе Савельича Пушкин раскрыл свой талант – показывать в одном человеке так много качеств. Ведь, на самом деле, каждый человек многогранен. У всех есть внешняя оболочка, которую мы видим, и богатый внутренний мир, где спрятаны все мотивы и тайны. Только талантливый писатель может раскрыть на бумаге образ, который оживет во время чтения.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/157-obraz-savelicha-v-povesti-kapitanskaya-dochka.html

Ссылка на основную публикацию