Способы словообразования

Способы словообразования слов в русском языке

1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы.

Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать.

Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.

2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.

3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных.

При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.

).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается.

Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования.

Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

5. Сложение — это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол).

При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п.

, заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya — uchim.org

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Обобщение в виде таблицы (к B1)

1. Приставочный Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать.внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙмодный → СВЕРХмодныйвсегда → НАвсегда
2. Суффиксальный Этотспособ действует в образовании всех основных частей речи желтый→ желтОК,мечтать→ мечтаТЕЛЬ,глаз →глазНой,красный → краснЕТЬ,красивый→ красивОдва → двоЕ,белый → белИЗНа
3. Приставочно-суффиксальный Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ) город → ПРИгородНый,звук → ОзвучИТЬ,пятеро → ВпятерОМ,плотный → ВплотнУЮ,свеча → ПОДсвечНИКмечтать → РАЗмечтатьСЯ
4. Бессуффиксный Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов. синий → синьвходить → входпереходить → переход
5.Сложение:-слов или основ— сокращением основ— аббревиатура Этот способ часто действует в образовании существительных. Язык, знание – языкознаниеФизическая культура – физкультураМосковский Государственный Университет – МГУ
6. Переход слов одной части речи в другую Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.)

Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya

Способы образования слов – примеры в русском языке: приставочное, суффиксное и другие методы

Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в русском языке.

Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов:

  • диахронический (историческое формирование);
  • синхронитический (собственно образование новых словоформ).

Как уже было сказано ранее, создание новых лексических единиц базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования прилагательных, глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.

Цели и функции СО

Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций, которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя).

Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).

Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции:

  1. Номинативная – обозначение, наименование каких-либо объектов и процессов.
  2. Компрессивная – создание аббревиатур из ряда слов, упрощение языка.
  3. Конструктивная – изменение слова с целью грамотного построения синтаксиса.
  4. Экспрессивная – передача субъективного, собственного отношения к чему-либо.
  5. Стилистическая – выражение стилистической окрашенности словоформы.

Средства образования

Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.

Существует два типа основ в СО: производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.

Важно! Производная всегда вторична и обоснована смыслом производящей.

Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, постфикс). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:

  • префикс (приставка) – элемент, находящийся перед корнем;
  • суффикс – элемент, находящийся после корня словоформы;
  • постфикс (-ся) – элемент, находящийся после суффикса и выражающий взаимность/возвратность.

Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.

Виды словообразования

В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:

  1. Префиксальный (приставочный способ образования слов).
  2. Суффиксальный.
  3. Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).
  4. Постфиксальный.
  5. Бессуффиксный.
  6. Сращение (слов или их основ, аббревиация).
  7. Субстантивация (переход слова в другую часть речи).
  8. Сложные виды.

Теперь подробно рассмотрим каждый из них.

Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (приставка). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.

Примеры префиксального СО: читать – перечитать, летать – взлетать.

Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.

Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.

Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.

Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.

Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.

Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.

Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.

Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.

Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:

  • сращение основ или целых слов с использованием соединительных гласных («о» и «е»);
  • аббревиация – формирование сложносокращенных слов путем соединения частей словосочетаний. Данный тип наиболее характерен для имен существительных.

Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.

Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.

Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано.

Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.

Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом.

Важно! Способы СО – это устойчивые модели, которые характерны для конкретных частей речи и применяются по фиксированному алгоритму.

Словообразовательный разбор

СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано, а также какие модели при этом применялись.

СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:

  1. Поставить рассматриваемое слово в начальную форму.
  2. Определить лексемы, которые могли бы мотивировать создание исследуемого слова. Они должны быть связаны с ним по смыслу, а также значение разбираемого слова можно через них объяснить.
  3. Определить производную и производящую основы.
  4. Указать средство и способ СО в исследуемой лексеме.
  5. Определить, с какими процессами было связано формирование новой словоформы (усечение основы и т.п.).

Пример словообразовательного разбора:

  1. Богатство – начальная форма «богатство».
  2. Богатство (сущ.) – произошло от прилагательного «богатый».
  3. Богатство (производная) ← богатый (производящая).
  4. Средство СО – суффикс –ство, способ СО – суффиксация.
  5. Другие процессы задействованы не были.

Способы словообразования

2 Основные способы образования слов в русском языке

Выводы

Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/sposoby-obrazovaniya-slov-v-russkom-yazyke.html

Способы словообразования — урок. Русский язык, 10 класс

Морфологические способы словообразования

В современном русском языке существует несколько способов словообразования. Основным из них является морфологический способ (образование новых слов путем присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову).

Различают несколько наиболее продуктивных морфологических способов словообразования.

— образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову. Например: город > при-город.

При способе новое слово образуется путем присоединения к имеющемуся слову приставки (префикса). Например: город > при-город; автор > со-автор; мощный > сверх­мощный; бежать > от-бежать, за-бежать; спокойно > не-спокойно.

Этим способом образуются слова той же части речи и обладающие теми же грамматическими свойствами, что и производящее слово. Наиболее продуктивным данный способ образования новых слов является у глаголов.

При способе новое слово образуется путем присоединения к производящей основе суффикса. Например: лимон > лимон-н-ый; черн-ый > черн-от-а.

При способе новое слово образуется путем одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Например: нос > пере-нос-иц-а; окно > под-окон-ник.

Читайте также:  Чтобы преуспеть в жизни, нужно хорошее образование

—  образование новых слов путем соединения двух или более основ или слов. Например: овощехранилище, глинозем.

В современном словообразовании активным является также образование слов:

1) из начальных частей или слогов слова: спецкор (специальный корреспондент), универмаг (универсальный магазин);

2) из части слова и полного слова: педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк (сберегательный банк);

3) из начальных букв слов (аббревиатура): МГУ (Московский государственный университет), ВВЦ (Всероссийский выставочный центр).

— образование новых слов посредством усечения производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имен существительных. Например: магнитофон > маг, заведующий > зав.

Многие слова, образованные способом усечения производящей основы, имеют разговорную стилистическую окраску: баки (разг.) < бакенбарды (нейтр.).

— образование более простого по структуре слова от более сложного. Например: фляга < фляж­ка, дояр < доярка.

Неморфологические способы словообразования

Среди неморфологических способов словообразования различают:

1. — появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например: прапорщик (знаменосец) > прапорщик (воинское звание), бригадир (воинское звание) > бригадир (руководитель трудового коллектива).

2. — появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую. Например: столовая (ложка) [прилаг] > столовая (помещение) [сущ.], караул [сущ.] > караул! [междом.].

3. — появление новых слов в результате сращений сочетаний слов. Например: высококачественный < высоко + качественный; тотчас < тот + час.

Источники:

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник. — М.: 2011.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/10-klass/morfemika-i-slovoobrazovanie-10535/slovoobrazovanie-i-formoobrazovanie-10538/re-2d96b309-474d-4faf-b31d-211a231b5b53

Какие способы словообразования существуют в русском языке

Этот способ словообразования заключается в прибавлении к производящей основе слова приставки (префикса). Например: «бежать – добежать», «приятель – неприятель», «внук – правнук» и др.

Важно, что при этом способе словообразования слово не меняет части речи. То есть от существительного можно образовать только существительное, от глагола только глагол и т.д. Присоединение приставки к слову может изменить семантику слова.

Все понимают разницу между глаголами «уйти» и «прийти», «переехать» и «доехать».

Суффиксальный способ словообразования реализуется путем прибавления к основе слова суффикса. Например: «учить – учитель», «белый – белить», «академия – академик», «снег – снежный», «заявлять – заявление» и др. В разговорной практике чаще всего при образовании слов используются суффиксы «–тель-», «-н-», «-к-», «ение-», «-ник-».

Этот способ словообразования встречается реже, чем суффиксальный. Используется для образования только существительных. В русском языке значительное количество слов, образованных от основы слова с помощью нулевого суффикса.

Например: «входить – вход», «бегать – бег», «синий – синь» и др. Когда существительное образуется от прилагательного, то меняется конечный согласный и ударение слова. Если слово образовывается от глагола, тогда основа этого глагола не изменяется.

Иногда суффиксальный способ образования называют флексийным.

Сложение основ двух слов используют при словообразовании нечасто. Основосложение позволяет создавать новые сложносокращенные и сложные слова. Сложные слова образуются путем сложения полных основ с помощью соединительных гласных «о» и «е».

Например: «лесостепь», «научно-исследовательский», «водопровод» и др. Сложносокращенные слова образуются путем сложения усеченных основ. Наиболее продуктивным при таком способе словообразования является образование существительных мужского рода.

Если усекается производящая основа слова по аббревиатурному принципу, то получается сокращенное слово. Такие слова редко воспринимаются носителем языка как сокращенные и активно употребляются в речи. Например: «специалист – спец», «заместитель – зам», «заведующий – зав» и др.

Аббревиация объединяет в себе все типы сложносокращенных и сокращенных способов образования. Основа слова усекается до минимального форманта, а затем эти основы складываются. Например: вуз, СССР, МГУ и т.д.

В повседневной речи часто используются смешанные способы словообразования, которые помогают сделать речь более разнообразной и насыщенной.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-893237-kakie-sposoby-slovoobrazovaniya-suschestvuyut-v-russkom-yazyke

Основные способы образования слов в русском языке. Видеоурок. Русский язык 6 Класс

Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова. Как? Об этом вы узнаете на данном уроке.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Основные способы образования слов в русском языке

При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются:

1. имена существительные:

к исходному существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка;

2. имена прилагательные:

к исходному прилагательному добрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное предобрый;

3. местоимения:

к исходному местоимению кто прибавляется приставка кое- – получается новое местоимение кое-кто, которое пишется через дефис;

4. глаголы, причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный:

К глаголу несовершенного вида читать прибавляется приставка про- – возникает глагол совершенного вида прочитать;

5. наречия:

к наречию весело прибавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.

Чаще всего суффиксальным способом образуются:

1. имена существительные

Помощь + суффикс -ник- получается помощник

Камень + суффикс -щик- получается каменщик

Парашют + суффикс -ист- получается парашютист

Учить + суффикс -тель- получается учитель

Храбрый + суффикс -ость- получается храбрость

Строить + суффикс -ени- получается строение

Стол + суффикс -ик- получается столик

2. имена прилагательные

Забота + суффикс -лив- получается заботливый

Весна + суффикс -н- получается весенний

Гусь + суффикс -ин-  получается гусиный

Серый +  суффикс -еньк- получается серенький

3. наречия, оканчивающиеся на О:

К имени прилагательному медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно

К имени прилагательному бесшумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие бесшумно

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

К исходному существительному снег одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, возникает новое существительное подснежник

К исходному существительному город одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный

К исходному глаголу бежать одновременно прибавляются приставка раз- и суффикс -ся, получается новый глагол разбежаться

К исходному прилагательному новый одновременно прибавляются приставка по- и суффикс -ому, возникает наречие по-новому

Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные.

Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и -и-, получаем образованное бессуффиксным способом отглагольное существительное переход.

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом.

Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание -ий, получаем образованное бессуффиксным способом существительное даль.

Тишь, сушь, высь, синь, зелень – эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый.

Сложение как еще один способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.

В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.

Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход.

В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую.

Проанализируем два предложения:

1. В город приехало новое лицо.

2. Я люблю все новое.

В первом предложении слово новое отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.

Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? все новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.

Домашнее задание (Источник)

Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна.

В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт (Н. В. Гоголь).

Задания  1. Из выделенного предложения выпишите:  а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2.

Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы. 4.

Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Gramota.ru (Источник).

2. Социальная сеть работников образования (Источник).

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bglava-2-slovoobrazovanie-orfografiyab/osnovnye-sposoby-obrazovaniya-slov-v-russkom-yazyke

Глава 5. Словообразование

Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться.

Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer.

 Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова:

компьютер→компьютерный,
                       →компьютерщик,
                      →компьютеризация

Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.

Не удивляйся: термин словообразование  употребляется в разных значениях: 1) процесс образования слов в языке;

2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.

§2. Производная и производящая основы

Производное слово – это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована — значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.

Домик – это маленький дом (связь по смыслу)
Домик←дом (слово  домик  образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик)

Следовательно: слово домик производное, а слово дом нет. 

Производная основа – основа нового слова,  например: конфетка←конфета, весенний←весна. 

Производящая основа – основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна→весенний, конфета→конфетка.  
При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз  или комбинация  производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красный→жёлто-красный.

Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около.

§3. Средства словообразования

Средство словообразования  — это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:

  • словообразовательные морфемы
  • специальные операции с основой слова 

Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.

Словообразовательные морфемы — это

  • приставки, например:  за-, на-, до-, пере- в  словах записать, написать, дописать, переписать 
  • суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок

Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами — это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются: 

  • сложение основ: дымоход, водопровод
  • сращение основ: труднодоступный, малопонятный
  • сокращение основы: спец, комп и некоторые другие. 
Читайте также:  Светлые и трагические стороны любви

При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.

§4. Способы словообразования

Внимание:

На иллюстрации видно, что бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Во многих учебниках об этом способе не сказано ничего: авторы его  не выделяют. Однако в КИМах ЕГЭ этот способ учитывается.

Поэтому в нашу схему бессуффиксальный способ включён, но его особое место среди прочих, безоговорочно выделяемых всеми авторами учебников, отмечено пунктиром.

И в дальнейшем, на других иллюстрациях такая линия покажет, что элемент содержания вызывает разные интерпретации. 

У ряда авторов встречается термин бессуффиксальный. 

Способ словообразования –  сам процесс образования производной основы от производящей основы. Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.

Понятия: средство и способ словообразования — разные, эти термины следует различать и употреблять  правильно. При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства.

Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный. Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают.

У слова нефтепровод средство словообразования — сложение основ, способ словообразования — тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.

Для русского языка характерны различные способы словообразования:

  • Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть,  пригород←город, недорого←дорого
  • Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй,  выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор
  • Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно, втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень
  • Бессуффиксный (бессуффиксальный): выход ← выходить, высь ← высокий
  • Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
  • Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
  • Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
  • Сокращение основы: зав, зам
  • Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
  • Изменение части речи: больной, столовая

Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня.

  • Чередование гласных и согласных, например:  дорога→дороженька (чередование г//ж)
  • Вставки интерфикса — соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→пароход
  • Усечение производящей основы: катать→кат+ок (суффикс глагольной основы –а при образовании нового слова усечен)Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать. 

Слов в языке великое множество. Среди них вы должны находить производные. Они образованы по-разному. Школьная программа требует уметь определять производную и производящую (или производящие) основы. Нужно понимать,  с помощью каких средств образовано производное слово, а также называть способ словообразования.

В школьном курсе словообразованию уделяют много внимания, но при обучении теории отводится совсем немного времени. Однако сделать словообразовательный анализ правильно невозможно, если ты не знаешь основ теории. Не обольщайся тем, что тебе легко удаётся словообразовательный разбор самых простых примеров.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

 Итоговый тест

    • Способ словообразования
    • Средство словообразования
    • Приставочный
    • Суффиксальный
    • Приставочно-суффиксальный
    • Вставка интерфикса
    • Усечение основы
    • Чередование согласных

Правильные ответы:

  1. Производящей
  2. Производной
  3. Производящей
  4. Две
  5. Две
  6. Три
  7. Три
  8. Способ словообразования
  9. Да
  10. Да
  11. Приставочно-суффиксальный
  12. Чередование согласных

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/159

Способы словообразования: виды и особенности :

Способы словообразования – это достаточно сложная тема русского языка, вызывающая большие сомнения у учеников. Задание на их определение было включено в единый государственный экзамен, причем в блок заданий с повышенным уровнем сложности. Именно для этого в статье будут представлены хитрые приемы определения.

Способы словообразования: советы и рекомендации

Для того чтобы правильно определить способ словообразования, недостаточно знать их все. В этом деле нужно учитывать несколько факторов.

Во-первых, производное слово и конечное должны отличаться друг от друга только на одну морфему, то есть различия должны быть лишь в приставке либо суффиксе. Во-вторых, очень важно правильно понимать смысл слова.

Например, слово «наручники» образовано от слова «рука», а не от слова «ручники». В-третьих, не следует путать переходные части речи.

Способы словообразования: виды

В русском языке существует семь способов словообразования, но на едином государственном экзамене встречается только четыре из них. Самые распространенные мы разберем ниже.

Суффиксальный способ

Самый распространенный способ. Имеется много слов, которые при любом раскладе будут образовываться этим способом: наречия, которые оканчиваются на –О/-Е; существительные, которые имеют в своем составе НИ, ТИ, ЕНИ; а также глаголы, одной из морфем которых будет являться суффиксы -ИВА-, -ЫВА-, -ВА-. Это один из самых простых способов.

Приставочный способ

В эту группу входят практически все остальные наречия, большое количество глаголов (бежал – прибежал), существительных (память – гиперпамять), а также прилагательные (новый – сверхновый) и местоимения (где – нигде).

Приставочно-суффиксальный способ

Вот здесь и пригодится один из факторов, описанных выше. Очень важно правильно определить смысл. Например, снег – подснежник, полесье – лес. Очень легко определить способ словообразования у наречий, которые закачиваются на –ОМУ/ЕМУ, -ЫХ: по-твоему, во-вторых, влево – все это будет приставочно-суффиксальный способ.

Бессуффиксный способ

Бессуффиксный способ словообразования – скрытый и непонятный большинству. Как правило, таким образом появляются новые существительные от глаголов: смотреть – смотр, порезать – порез. Также существительные могут стать производным словом от прилагательных: широкий – ширь, далекий – даль.

Стоит отметить, что все представленные выше способы словообразования являлись морфологическим.

Таким образом, можно сделать вывод, что морфологический способ словообразования – это способ, при котором появляется новое слово путем изменения его же формы с помощью какой-либо морфемы (суффикса, приставки или при их совместном участии).

Выводы

Различные способы словообразования занимают обширный раздел в системе русского языка. Знание методов появления новых частей речи и новых слов помогает безошибочно выполнить задания на выпускном едином государственном экзамене, а также правильно и грамотно построить свою устную и письменную речь.

Источник: https://www.syl.ru/article/78479/sposobyi-slovoobrazovaniya-vidyi-i-osobennosti

Приставочный способ образования слов: словообразование существительных и глаголов, примеры

Главная > Русский язык > Приставочный способ образования слов: примеры словообразования

Префикс — одна из значимых частей слова. Она стоит перед корнем и может менять основное лексическое значение, или дополнять его.

Способ, при котором новое слово образуется с ее помощью, называется приставочным способом словообразования. Его отличие от суффиксального и приставочно-суффиксального состоит в том, что, изменяя основу таким образом, вы не меняете часть речи, к которой оно принадлежит. Максимум, что может приставка — это изменить категорию слова внутри части речи.

Некоторые префиксы тесно связаны с предлогами и имеют то же значение, что и эти части речи. К таким приставкам относятся из-/ис-, под-, над-, со-/с-, до-, от-, за- и многие другие.

Классификация приставок

Эти морфемы можно классифицировать по нескольким признакам, например:

  • По правописанию. Некоторые пишутся всегда одинаково (не меняют согласную). К ним относятся все приставки, кроме оканчивающихся на з и с. Приставки, оканчивающиеся на эти буквы, пишутся согласно правилу. Оно состоит в том, что з пишут перед звонкими согласными и гласными, а с — перед глухими согласными;
  • По происхождению. Большинство префиксов имеет русское происхождение. Некоторые взяты из церковнославянского (вос-/воз-, низ-/нис-), а есть также латинского, греческого и другого иностранного происхождения. К ним относятся а-, анти-, контр-, пан-, суб-, экс-, транс-, интер- и еще около пятнадцати;
  • По способности менять вид глагола. Но об этом речь пойдет в следующих главах.

Образование слов с помощью приставок

Приставочный способ словообразования имеет свои особенности для каждой части речи. Их мы обсудим отдельно

Существительное

С помощью приставки существительное меняет свое значение, причем иногда на противоположное. Примеры слов, образованных с помощью префиксов, можно привести немало:

пол — подпол

порядок — беспорядок

внук — правнук

заголовок — подзаголовок

вкус — привкус

автор — соавтор

Еще чаще подобный способ словообразования встречается с иноязычными приставками:

мобилизация — демобилизация

революция — контрреволюция

Но в целом приставочное словообразование явно проигрывает приставочно-суффиксальному среди имен существительных. Многие слова, которые мы ошибочно считаем образованными с помощью приставок, на самом деле образовались приставочно-суффиксальным способом, и часто — от однокоренного из другой части речи. И таких примеров куда больше:

Осина — подосинов-ик (приставочно-суффиксальный)

Зьдати — съзьдати — созидать — создать — со-зд-а-ние (таким образом, создание не образовано с помощью префикса от здание).

Еще одна особенность поведения приставок в существительных — их свойство становится частью корня. Происходит это тогда, когда корень перестает быть продуктивным, то есть без префикса никакие слова от него не образуются, и он не воспринимается как значимая морфема сама по себе.

Список таких слов непостоянен, и не все сходятся во мнении, стала ли приставка частью корня. В качестве примеров приводят такие случаи:

пример

привет

природа

прибор

причуда

Если посмотреть внимательнее, то корни здесь вполне продуктивные. Другое дело, что словообразовательные модели, по которым образовывались эти слова, сейчас встречаются все реже. Они образованы приставочно-суффиксальным способом, а точнее — от глаголов после усечения суффикса:

мера — мерить — примерять — пример

Как видим, пример, несмотря на свое происхождение, давно перестал ассоциироваться с процессом мерки. В современном русском языке от примерять скорее образуют примерку.

Еще сложнее с привет. В современном русском языке существуют слова, произошедшие от одной основы:

привет, ответ, привечать, отвечать, вече, совет, завещание.

Но все они давно живут своей жизнью и утратили связь с основой.

Еще чаще подобное встречается в заимствованиях. Иноязычная приставка выделяется в качестве таковой тогда, когда иноязычный корень является продуктивной основой для словообразования.

тропики — субтропики

но

субъект и объект

Последние слова не содержат в себе приставки суб-. Латинский корень -ект- в русском языке непродуктивен, и мы имеем только корни.

Наконец, последнее, что хочется сказать о существительных с приставками. Если вы хотите узнать, какое слово образовано приставочным способом или каким-то иным, попробуйте отнять приставку. Если получается несуществующее нечто, значит, словообразование шло по иной модели.

На именах прилагательных мы подробно останавливаться не будем, так как ситуация здесь аналогичная.

Глагол

Глагол — довольно сложная часть речи.

Ввиду того, что русский язык является синтетическим, образование видовременных форм в нем образуется не синтаксически, а с помощью словоизменения и словообразования.

Если в английском языке нам нужно просто собрать конструкцию из вспомогательного и одной из трех форм основного глагола, то в русском языке вид — категория, которой обладает конкретный глагол.

Проблему представляет и то, что не существует единой модели видообразования. Их несколько, и часть из них достались нам еще со времен Древней Руси, а для остальных не подходят все модели словообразования.

Часть глаголов, изначально имевших значение однократного действия, имеют совершенный вид без всяких префиксов и суффиксов, например, дать и стать. Каким-то можно придать значение однократности с помощью суффикса -н- (колоть — кольнуть).

Но наиболее универсальной моделью преобразования глагольной основы является такая схема:

глагол несовершенного вида (корень+ суффикс -а-, -я-, -и-, -е- +флексия —ть)

глагол совершенного вида (прибавляем видообразующую приставку)

глагол несовершенного вида (прибавляем суффикс длительности или повторяемого действия)

Читайте также:  Чешский язык: учим

Образуя с помощью префикса новое слово, мы придаем ему значение результативного процесса, и меняем его вид. Подобное преобразование получило название образования видовой пары.

Примеры:

стоять — отстоять

знать — познать

сердиться — рассердиться

бить — прибить

бежать — прибежать

плыть — отплыть

грызть — загрызть

плескать — выплескать

Префикс, образуя новое слово, меняет его лексическое значение, иногда это незаметно, а иногда результат словообразования сильно отличается значением от источника, например:

делать — сделать (отличия практически нет)

решать — разрешать (отличие налицо)

жечь — отжечь (полностью ушло в переносное значение)

Не все приставки могут быть видообразующими. Например, церковнославянские приставки воз-/вос-, пре-/пред-, со- и некоторые другие не всегда могут образовывать глагол совершенного вида.

ходить — восходить

страдать — сострадать

носить — возносить

Впрочем, первый и третий глагол образуют пару другим способом, и приставки им не помогут.

Также не являются видообразующими префиксы из греческого, латинского и германских языков. Что интересно, такие слова часто оказываются двухвидовыми:

приватизировать — деприватизировать

квалифицировать — дисквалифицировать

Иногда приставочным способом не удается добиться перехода глагола в другой вид, зато можно полностью изменить его значение, иногда до неузнаваемости:

водить — изводить — производить

Как видите, иногда даже два префикса не помогают.

Какие выводы можно сделать относительно приставочного словообразования у глаголов? Их два:

  • приставка может образовать глагол совершенного вида, но далеко не всегда:
  • приставка меняет лексическое значение глагола, но степень изменения разнится.

Правописание

Некоторые приставки не вызывают сложностей при написании, а с другими бывают проблемы. Выделим несколько случаев, когда мы можем применить ряд правил:

  1. Не с глаголами пишется раздельно. Исключение — некоторые глаголы с несколькими приставками. Пример: недоперепить.
  2. Если после приставки идет йотированная гласная, то между ней и этой гласной ставится твердый знак ъ. Пример: предъявлять, подъем.
  3. В морфемах на -з и -с выбор согласной зависит от следующей за приставкой буквы. Если стоит звонкая согласная или гласная, ставится з, если глухая — ставим с. К с- это не имеет отношения, она этому правилу не подчиняется (неизменяемая). Пример: разобрать, раствор.
  4. Приставка пре- пишется, когда говорится о чрезмерности. Она аналогична в чем-то пере-. Пример: прекрасный, прелестный, преграждать, превосходить, преступление.
  5. при- пишется в значении приближения, доведения до завершения. Пример: привести, признать, прислужник, прибрежный.
  6. Приставки не- и ни- у существительных, наречий и прилагательных выбираются в зависимости от ударения. Выбор осуществляется при словообразовании. Без ударения ставим ни-, с ударением — не-. В дальнейшем выбранная приставка сохраняется во всех производных от этого слова. никогда, некогда.
  7. Кое- пишется через дефис. Исключение: может писаться отдельно, если между ней и словом стоит предлог.
  8. Иноязычные приставки пишутся через дефис перед именами собственными. Исключение — контр-адмирал.

Некоторые интересные случаи

Иногда возникают затруднения с морфемным разбором слов, когда в слове хочется выделить приставку, а на самом деле ее нет. Или ее не было никогда, или она существует только этимологически. Для проверки лучше всего обратиться к словарю, но ряд случаев приведем здесь.

премьера — нет ее, корень восходит к латинскому порядковому числительному «первый»;

президент — слово заимствовано целиком, в русском языке не распадается на продуктивные морфемы;

присный — выделяется этимологически, корень в современном русском непродуктивен, нынешняя корневая основа — присн-;

здание — приставки никогда не было, корень зд- (однокоренные: созидать, зодчий);

выгода — стала частью корня;

искажать — тоже самое;

обмануть — так же;

прейскурант — германский корень Preis.

Наиболее часто такие слова начинаются на пре- и при-, и это понятно: латинская приставка prae- имеет то же происхождение (как и наша пре-), и процессы, которые с ней происходили в иностранных языках, аналогичны таковым в русском.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/pristavochnyj-sposob-obrazovaniya-slov-primery-slovoobrazovaniya.html

Способы словообразования

Если сравнивать морфемный и словообразовательный разбор, можно обнаружить много очевидных отличий. К сожалению, ученики не видят этой разницы и выполняют разбор по составу вместо определения способа образования слова.

Когда мы делаем морфемный разбор (разбираем слово по составу), то обычно начинаем с конца, снимая «слой за слоем» сначала одну морфему, потом другую.

Здесь важно установить часть речи, окончание (или его отсутствие у неизменяемых слов), а также значение и количество морфем.

При словообразовательном анализе действуем иначе: ищем первую основу (производящую, её ещё называют «первичной») и те аффиксы (приставку, суффикс, постфикс), которые к ней присоединились, обозначаем способ образования слова (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, сложносуффиксальный). Иными словами, не разделяем слово на составные части, а собираем их, учитывая, конечно, значение данного слова и устанавливая его связи с исходным словом.

Например, переписывать. Разбор слова по составу: пере-пис-ыва-ть (приставка + корень + суффикс + формообразующий суффикс). Словообразовательный разбор: переписывать — переписать ещё раз (образовано от основы слова переписа-ть + суффикс -ыва- суффиксальным способом).

Однако подобрать слово, объясняющее значение данного слова, не так легко. Это как раз и сбивает учеников с толку! Возьмём слово «несмелость».

От чего оно образовалось: от прилагательного «несмелый» или от существительного «смелость»? Или слово «озорничать»: либо от «озорник», либо от «озорной»? Или наречие «неправильно»: от «правильно» или от «неправильный»? Оказывается, к этим случаям нужно подходить лояльно, учитывая двоякую мотивацию слова.

Процесс образования слова может сопровождаться и усечением основы, и наращиванием её, и наложением, и чередованием:

усечение — низость, нет К (от слова «низкий»);

наращивание — знаток, есть Т (от слова «знать»);

наложение — курский, СК и СК (от слова «Курск»);

чередование — книжный, [Ж]-[Г] (от слова «книга»).

Кроме того, не будем забывать о формообразующих морфемах, которые не принимают участия в строительстве новых слов:

у глагола это суффиксы начальной формы (инфинитива) -ТЬ, -ТИ, суффикс прошедшего времени -Л, суффикс повелительного наклонения И;

у причастия, которое образуется от глагола, — суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-, -ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-,- ЁНН-, -НН-, -Т-;

у деепричастия, тоже образованного от глагола, — суффиксы -А, -Я, -В, -ВШИ, -ШИ, -УЧИ, -ЮЧИ;

у наречия и прилагательного — суффиксы форм сравнения -Е, -ЕЕ, -ШЕ, -АЙШ-, -ЕЙШ-.

Ученики часто путают приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Чтобы этого не произошло, обратите внимание, что при приставочном способе оба слова — производное и производящее — принадлежат к одной части речи: принести от нести, премилый от милый, неволя от воля.

Образец рассуждения: беззвёздный — нет звёзд, значит слово образовано от основы слова «звезда» с помощью приставки БЕЗ — она означает отсутствие чего-либо — и суффикса Н приставочно-суффиксальным способом.

Не так всё однозначно и просто со сложными словами. Возьмём слово «пулемётчик». Как оно образовано: сложением или суффиксальным способом? Конечно, ясно, что сначала был пулемёт, а потом появился тот, кто его использовал на деле, то есть пулемётчик — пулемёт + ЧИК. Это суффиксальный способ.

Многие ребята испытывают недоумение, разбирая существительные, образованные от некоторых глаголов и прилагательных: знание, пение, пренебрежение, работа, переход, глушь, тишь, сушь.

Некоторые слова образованы с помощью суффиксов НИ[j] ЕНИ[j]: знание от знать, пение от петь, пренебрежение от пренебречь.

Другие образуются с помощью нулевого суффикса или путём усечения суффикса бессуффиксным способом: работа от работать, переход от переходить, глушь от глухой, тишь от тихий, сушь от сухой. Здесь срабатывает привычка, что образованное слово всегда больше, чем исходное.

Не обойтись без ясного представления о том, что такое словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо. К примеру, к слову «ледниковый» можно подобрать следующие звенья: ледник масл-ЯНый -> маслян-ИСТый -> маслянист-ОСТЬ;

пустой -> пуст-ЫНя -> пустын-Ный -> пустынн-О;

томить -> У-томить -> утоми-ТЕЛЬНый -> утомительн-О.

Из подобных цепочек и состоит словообразовательное гнездо, по нему можно проследить путь других однокоренных слов: ледяной; ледок, ледочек; леденеть, обледенеть, обледенелый.

Теперь можно переходить к освоению всех имеющихся способов образования. От целого слова и от слов одной и той же части речи попробуем образовать слова приставочным способом. Сделать это легко! Смотрите: вз-лететь, рас-красавица, сверхъ-ёмкий, не-безвредный, на-всегда.

Суффиксальным способом можно образовать слова не только одной части речи, но и разных: волк -> волч-ОНОК и груша -> груш-ЕВ-ый.

Иногда слово образуется с помощью постфикса СЯ: радовать -> радовать-СЯ, нужда -> нужд-А-ть-СЯ.

Бессуффиксный способ — самый трудный. От прилагательных отбрасываем окончание, иногда суффикс, видим чередование: темь от тёмный, тишь от тихий, высь от высокий. У глаголов выпадают их суффиксы и -ТЬ: обмен от обменять, дрожь от дрожать, разлив от разливать.

Приставочно-суффиксальный способ требует одновременного присоединения к основе приставки и суффикса: пере-лес-ок, за-облач-н-ый, раз-дум-ыва-ть, с-верх-у.

Обязательно учитываем, что предлог, стоящий рядом с существительным превращается в приставку: без размера -> без-размер-н-ый, под свечой -> под-свеч-ник. У глагола один суффикс заменяется другим: гулЯть -> РАЗгулИВАть, думАть -> ПРИдумЫВАть.

Нередко можно встретить слова, образованные с помощью приставки и постфикса -СЯ: читать -> ЗАчитатьСЯ, шептать -> ПЕРЕшёптЫВАтьСЯ.

Сложением двух слов или основ при помощи соединительных гласных или без них образуются, как правило, имена существительные: пар + ходить -> пароход, птица + фабрика -> птицефабрика, диван + кровать -> диван-кровать.

Отличаются от сложных слов сложносокращённые, так как они образуются из частей основ, первых букв и начальных звуков: завуч шест-надцать, три -> тр-О[j]-е, четыре + сто -> четырЕста, шесть + десять -> шестьдесят.

Также легко определить способы образования местоимений — приставочный и суффиксальный: с помощью приставок (кое-, не-, ни-), постфиксов (-то, -либо, -нибудь) и только от самих себя.

Имена существительные самые изощрённые по разнообразию способов образования, так как используют все уже названные нами способы!

Имена прилагательные образуются от существительных, прилагательных и глаголов с помощью самых разных суффиксов: песчАНый, торжествЕННый, революциОННый, белОВАТый, плохОНЬКий, отцОВ, лисИЙ, брезгЛИВый.

Приставочный способ возможен только от имён прилагательных: пре-скверный, не-сильный, рас-чудесный, без-радостный.

Приставочно-суффиксальным способом от существительных (редко от глаголов) образуется уже значительно меньше прилагательных: ПОДводНый, ЗАречНый, ДОвоенНый, НЕпрерывНый, БЕЗраздельНый.

Из словосочетаний способом сложения образуются прилагательные с участием соединительных гласных и без них: краснОщёкий, англОрусский, тёмнО-красный. Иногда при сложении прибавляется суффикс: стОрублЁВый, югОвосточНый, железнОдорожНый.

Глагол образуется от имён существительных и прилагательных с помощью суффиксального способа (и с постфиксом -СЯ): маслИть от масло, салютОВАть от салют, белИть от белый, пустОВАть от пустой, кудрявИтьСЯ от кудрявый.

Приставочным способом глаголы образуются только от глаголов: полететь, перелететь, залететь, прилететь, улететь…

Приставочно-суффиксальным способом (и с постфиксом СЯ) глаголы образуются от разных частей речи: плясать -> подплясывать, скука -> наскучить, ясный -> выяснить, трое -> утроить, воевать -> отвоеваться.

Наречие чаще всего образуется от имён прилагательных. На первом месте суффиксальный способ: тихо от тихий, критически от критический, где-то от где. На втором — приставочный: некогда от когда, неглубоко от глубоко, премного от много.

На третьем месте — приставочно-суффиксальный: до-низ-у, по-зимн-ему, в-слеп-ую, по-немецк-и, в-дво-ём.

Этот способ самый многообразный по вариациям приставок и суффиксов! Сложение встречается реже, иногда осложняется аффиксацией (добавлением или приставки, или суффикса): быстро-быстро, вполсилы, мимоходом, крест-накрест, полным-полно.

План словообразовательного разбора:

1. Определить часть речи и объяснить значение слова

2. Найти основу данного слова

3. Установить производящую основу

4. Выделить аффиксы

5. Определить способ образования

Источник: http://ruslita.ru/kalendar/201

Ссылка на основную публикацию