Анализ стихотворения николая рубцова «душа хранит»

Анализ стихотворения Николая Рубцова «Душа хранит»

Стихотворение написано в 1966-м году. Это период творческой зрелости Рубцова. До его трагической гибели оставалось пять лет. Название настраивает на ностальгическую ноту. «Душа» — любимое слово поэтов и философов.

Рубцов исключением не был, хотя однажды и признавался: «Я чуток, как поэт, бессилен как философ». Но это противопоставление напрасное – ведь поэзия является одной из оригинальнейших форм философствования. Вместе с названием обозначена и основная тема – тема Памяти.

В контексте же целого эта тема объединяется еще с двумя темами – темой Времени и темой Вечности.

Стихотворение состоит их четырех четверостиший (катренов). Они связаны перекрестной рифмовкой. Использованы только мужские рифмы, что является редкостью для русской поэзии. Рифмы преимущественно точные, рифмуются одни и те же части речи. Размер стихотворения – четырехстопный ямб, самый популярный стихотворный размер в русской поэзии.

Каждое четверостишие, кроме первой строфы – законченное высказывание, целостное предложение, состоящее из четырех строк. Во всех строфах используются сравнения – одиночные («щука, как стрела», «как сон столетий, Божий храм») и развернутые. Начало второго и третьего катрена осложнено риторическим восклицанием «о», сначала применительно к общему виду, затем ко всей Руси.

Будучи поэтом, воспитанным на классике («березы и избы по буграм» как будто взяты из стихотворения Лермонтова «Родина»), Рубцов бессознательно использует вполне модернистский мотив, заимствованный из французской живописи – мотив отражения в воде.

Причем этот мотив вводится как в прямом, так и в переносном смыслах. Щука – реальная рыба, видимая в глубинах водной глади.

Отражение в глубине Божьего храма – также вполне представимо, но уже вызывает ассоцциации с легендарным градом Китежем, который спасся от нашествия монголо-татарских полчищ тем, что ушел под воду. А вот выражение «сон столетий» — выражение вполне метафорическое.

Душа поэта в контексте заключительных строк оказывается тем самым зеркалом, в котором отражается этот самый «сон столетий» и древний вид, который неизменен в течение долгих веков.

Другой постоянный образ-символ для Рубцова – образ звезды. Это и конкретные звезды на ночном небе, и сама Русь, названная «великим звездочетом». Звезда – символ далекого, идеального мира.

Но далекого ли? Ведь эта красота – вот она, рядом. Беда лишь в том, что мы не хотим замечать и ценить ее, все время куда-то торопимся. А достаточно остановиться и оглянуться, посмотреть вверх, задуматься о вечности.

Жизнь человеческая до обидного коротка, зато жизнь природы вечна.

Не исключено, что образ звезды навеян влиянием любимого Рубцовым поэта – Ф.Тютчева, у которого имеется характерное признание: «Душа хотела б быть звездой».

Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева

Источник: http://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/analiz-stihotvoreniya-nikolaya-rubtsova-dusha-hranit/

Анализ «Душа хранит» Рубцов

«Душа хранит» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Лирическому герою Н.М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении «Душа хранит», которое Н.М.

Рубцов, по всей видимости, считал программным для своего творчества, ибо оно одноименно с названием сборника.

В центре произведения — незатейливый вид русского селения:

Березы, избы по буграм  И, отраженный глубиной,

Как сон столетний, божий храм.

О каком же уголке России идет речь? В первой строфе структура художественного пространства организуется по принципу контраста. Неподвижная гладь воды и проворная щука противопоставлены друг другу как абсолютный покой и молниеносное движение.

Игра рифмующихся сравнений («вода недвижнее стекла» — «щука, как стрела») завершается метафорой «водное стекло», которая не столько подчеркивает чистоту озера, сколько выкристаллизовывает в восприятии читателя то состояние хрупкости, мимолетности существования души человека, которое обостряет поэтическое восприятие всего сущего на земле.

Звуковая перекличка «стр» — «пр» («стрела» — «пронзает») имитирует «треск», в результате чего на уровне подтекста возникает образ осколков поврежденного стрелой стекла, сквозь которое лирический герой пытается заглянуть в глубь веков. Образ щуки также не является случайным, а сохраняет в себе фольклорное значение способности к волшебству.

Лирический герой путешествует сквозь века словно «по щучьему веленью». Образ времени во второй строфе концентрирует незыблемый «как сон столетий божий храм», не только отраженный глубиной воды, но и запечатленный вековой историей России.

Он усиливает идею молитвенной сопричастности героя с миром, звуковое удвоение «сон столетий» подчеркивает монументальность описываемой картины. Словом «храм» в русском языке именуется особое, отличное от других строений здание, посвященное богу и предназначенное для общественного служения ему, а следовательно, для духовного очищения.

Случайно ли мысли о времени и вечности, о «красоте былых времен» посещают лирического героя около храма? Почему для именования Дома Божьего Н.М.

Рубцов выбирает именно слово «храм», а не церковь, не собор? Интересно, что в церковный обиход слово вошло лишь в IV веке, так как это название языческое, а христиане долгое время питали ко всему языческому отвращение. Строились же первые храмы на Руси в XI-XII веках. Были они, как правило, белокаменными.

Древние строители вкладывали в создание этих сооружений все свое мастерство и, действительно, сумели сделать их настоящими произведениями искусства.

Рядом с ними острее ощущаешь себя мимолетной песчинкой в необратимо скоротечной реке времени, рядом с ними поневоле хочется остановиться и не спеша осмыслить свое бренное существование через призму законов бытия. Вот почему для лирического героя Н. Рубцова это место становится особенно важным и актуализирует исповедальное начало в его душе. В третьей строфе стихотворения «Душа хранит» Н.М. Рубцов обращается к своему излюбленному композиционному приему расширения художественного пространства при помощи использования вертикальных координат: от водных глубин лирический герой переносит свой взгляд к звездам. Здесь уже поэт напрямую обращается к теме временности и вечности:

Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты.

В четвертой финальной строфе центральным становится актуализированный в названии образ души. Но из контекста совершенно ясно, что речь здесь идет не о конкретной, пусть глубоко поэтичной душе лирического героя. Образ души расширяется, так возникает тема исторической памяти поколений.

Интересно, что в стихотворении совершенно нет цветовых эпитетов. Практически нет никаких деталей, позволяющих установить, о каком времени суток, года, о какой эпохе идет речь (известно лишь, что вид «древний»). Все это, видимо, призвано подчеркнуть вневременной характер бытия народной души.

Душа является категорией божественной. Центральные образы: «вода», обладающая, как известно, в религиозном понимании очистительной силой, «свет», предвестники судьбы «звезды», и, наконец, «божий храм» в сочетании с эпитетом «смиренный» (вид) — призваны оттенить красоту божественного мирозданья.

Простые избы и березы, отраженные в кристально прозрачной воде, также оказываются вне времени.

Изба и в фольклоре, и в литературной традиции является устойчивым символом опоры, прочности крестьянского жизненного уклада. В этом же значении изба выступает во многих стихотворениях Н.М. Рубцова.

Стремление к максимальной выделенности, обособленности первой строки в строфе при помощи восклицания — еще один излюбленный прием Н.М. Рубцова.

Чаще всего такие восклицания содержат обращение к родине или родным местам:

Русь моя, люблю твои березы! («Березы») Привет, Россия, родина моя! («Привет, Россия …»)

Тихая моя родина! («Тихая моя родина»)

Ритмическая размеренность в стихотворении «Душа хранит» во многом подчеркивается обращениями, одно из которых содержит инверсию («О, вид смиренный и родной!») .

Эти наиболее эмоционально насыщенные строки, отмеченные восклицаниями, актуализируют центральный образ произведения — образ родины.

Две центральные строфы оказываются связанными этими обращениями, что позволяет композиционно соотнести в художественной структуре стихотворения образ малой, конкретной для каждого родины и всю великую Русь, огромную, сильную и гордую державу со славной многовековой историей.

Тематически и композиционно стихотворение Н.М. Рубцова «Душа хранит» соотносится с произведением Ф.И. Тютчева «Тихо в озере струится…». Их сближают образ отраженного храма, тема времени, памяти, мотив векового сна:

Много в озеро глядится 
Достославностей былых.

Однако по настроению стихотворения совершенно различны. У Ф.И. Тютчева обаяние красоты былого создается при помощи игры солнечного света: золотятся на солнце кровли, «блещут озера струи». Произведение звучит оптимистично:

Здесь великое былое  Словно дышит в забытьи,

Дремлет сладко, беззаботно.

У Н.М. Рубцова пейзаж строгий, более статичный, но это не умаляет красоты описываемой картины и глубины любви лирического героя к родине.

Источник: http://libaid.ru/katalog/r/rubtsov-nikolaj/4202-analiz-dusha-khranit-rubtsov

Слово «душа» в лирике Н. М. Рубцова

        Окружная научно-практическая ученическая конференция

                             «Интеллект. Поиск. Творчество»

              Слово душа  в лирике  

                  Николая Рубцова

            Научно-исследовательская работа

                                          Автор: Лучина Дарья, ученица 11 класса

                                                Муниципального общеобразовательного

                                                 учреждения Луговская средняя школа

                                                Руководитель: Виноградова Н.М.,

                                                учитель русского языка и литературы

                                                 -1-

                                   СОДЕРЖАНИЕ

  1. Тема, цели исследования – с.2
  2. Введение – с.3
  3. Основная часть – с.4-6
  4. Заключение – с.7
  5. Приложение – с.8
  6. Литература – с. 9

                                                  -2-

Тема исследования: «Слово душа  в лирике Николая  

 Рубцова»  

Цель исследования:

  • выявить значение часто встречающегося в лирике Н.Рубцова слова душа;
  • в результате исследования стихотворений Н.М. Рубцова показать, что это слово является словообразом, который характеризует  лирического героя, его внутренний мир, состояние, настроение.

                                                -3-

                                       ВВЕДЕНИЕ

                                                               Соединясь, рассудок и душа

                                                               Даруют нам – светильник жизни –

                                                                РАЗУМ.

                                                                (Н.Рубцов «Философские стихи»)

       Николай Михайлович Рубцов – известный поэт второй половины 20 века. За свою недолгую жизнь Рубцов успел издать только четыре книги, но сегодня уже нельзя представить отечественную литературу без его стихотворений.

       Лирика Рубцова проникнута мучительной и неистребимой нежностью к родной земле, состраданием и участием ко всему живому на ней. Время открывает нам истинную цену того, что создано Рубцовым. В его поэзии мы находим всё больше глубины и прозрения, испытывая на себе её неотразимое очарование…

       Читая воспоминания поэта Анатолия Чечетина, друга Николая Рубцова, я наткнулась на такие слова: «Мы все почувствовали в этот момент, что среди нас есть тот, душе которого тяжелее всего нести бремя судьбы, но зато ей уготована необычайнейшая, …  долгая-долгая жизнь. Не зря он так часто в стихах говорил: «душа хранит», «я чист душою», «когда душой моей…», «не стало кедринской души», «душа моя чиста»[1]

       Эти слова поразили меня, ведь читая стихотворения Н.Рубцова, я очень часто встречала слово душа и понимала, что это не просто слово для рифмы, это своеобразный поэтический символ, словообраз. Разобраться в правильности моих мыслей мне помогло исследование стихотворений моего любимого поэта, результаты которого я и представляю в данной работе.

                                                  -4-

                                  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

       Слово душа очень часто употребляется в лексиконе Н. Рубцова.

Так в наиболее полном собрании сочинений 2000 года, включающем в себя 426 стихотворений (в том числе шуточные стихотворения и переводы с осетинского и даргинского), в 73 из них слово душа встречается 109 раз.

Активное использование слова можно проиллюстрировать многократным повторением его в некоторых произведениях (например, в стихотворении «Из восьмистиший» слово душа использовано 7 раз, а в «Философских стихах» — 8 раз).

       «Большой толковый словарь русского языка» (1998) приводит 10 значений слова душа. Из указанных значений в лирике Рубцова можно отметить следующие:

  1. по религиозным представлениям духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, покидающая его во время смерти и сна;
  2. внутреннее состояние, моральная сила человека, его дух;
  3. внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений и т.п.
  4. совокупность характерных свойств, черт, присущих личности.
Читайте также:  Преимущества курсов итальянского языка для начинающих

       Самым востребованным у поэта является значение №3: «внутренний мир, человека, мир его чувств, переживаний, настроений…»

                           И вместе с чувством древности земли

                           Такая радость на душе струится,

                            Как будто вновь поёт на поле жница,

                            И дни рекой зеркальной потекли…

                                                          («Поэзия»)

       «Содержание» души составляют не только прекрасные чувства и надежды: в ней есть место и испугу, и тревоге, и отчаянию, и грозе. В жизни лирического героя бывают такие мгновения, когда душа теряет покой:

                                         Когда стою во мгле,

                                         Душе покоя нет.

                                                           («Ночное ощущение»)

       Читая строки стихотворений Рубцова, я обратила внимание на то, что душа теряет покой в том случае, если лирический герой «во мгле» или находится в состоянии покоя. Ведь для него естественным является состояние движения: уплывать на пароходе, спешить к домочадцам, ходить пешком, взбегать на холм и т.д.

       Отсюда делаю вывод, что слово душа в лирике Рубцова, с одной стороны, называя отдельные понятия, а с другой – выражая конкретное индивидуальное значение, становится художественным символом, словообразом, который в первую очередь характеризует лирического героя,

                                                   -5-

его внутренний мир, состояние, настроение.

       Интересно было наблюдать за грамматическими способами  выражения этого словообраза. Все сочетания со словом душа  можно разделить на несколько групп:

Слово душа выступает в функции подлежащего, т.е. стоит в именительном падеже, чаще всего согласуясь с глаголом настоящего времени …счастлив тот, хоть с ног его сбивает,Кто всё пройдёт, когда душа ведёт…                          («Философские стихи»)Душа, как лист, звенит, перекликаясьСо всей звенящей солнечной листвой…                                  («Старая дорога»)Как будто древний этот видРаз навсегда запечатлёнВ душе, которая хранитВсю красоту былых времён…                                   («Душа хранит»)
Слово душа употребляется в родительном падеже для обозначения принадлежности, значения объекта Небеса души; души моей отрада; страсти души и т.д.
Слово душа употребляется в предложном падеже как вместилище чувств Отчего ж тогдаПусто на душе?А в душе  — гроза,Молнии и гром!Может быть, меняЖдёт за дверью друг,Может быть, родня…А в душе – испуг.                      («Из восьмистиший»)
Слово душа в винительном падеже характеризуется как объект, подвергающийся действию Сумрак душу мне врачует; Жизнь порой врачует душу; Каждый шорох душу мне тревожит.И колокольцем каждым в душуДо новых радостей и силТвои луга звонят не глушеКолоколов твоей Руси…                        («Левитан»)

                                                       -6-

       Стихотворений, включающих словообраз душа довольно много. Написанные в разные годы, они составляют своеобразный поэтический цикл, идейным центром которого можно назвать стихотворение «До конца» (1969).

Это один из поэтических шедевров Николая Рубцова, звучащий как клятва, как своеобразное кредо:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Перед этой

Жёлтой, захолустной

Стороной берёзовой

Моей,

Перед жнивой

Пасмурной и грустной

В дни осенних

Горестных дождей,

Перед этим

Строгим сельсоветом,

Перед этим

Стадом у моста,

Перед всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста.

Пусть она

Останется чиста

До конца,

До смертного креста!

                                                   -7-

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Из проведенного исследования я делаю вывод, что слово душа занимает особое место в творчестве Н.М.Рубцова: оно является символом, словообразом. Этот словообраз помогает поэту сказать как можно короче и в то же время как можно больше о жизни, смерти, любви, верности, нравственности, добре и зле, о человеке в этом мире. Этот словообраз придаёт поэзии Рубцова философское звучание.

       Читая воспоминания современников о Николае Рубцове, я обратила внимание на интересный факт: каждый из них, рассказывая о поэте, обязательно в том или ином контексте непроизвольно упоминает слово душа. (Смотрите «Приложение», с.8)

                                                      -8-

                                        ПРИЛОЖЕНИЕ

           Из воспоминаний поэтов – современников Н.М.Рубцове[2]

       «Как-то тёплым утром раннего лета мы с Эдиком и Колей Рубцовым решили пойти в Останкино покататься на лодке… Коля был в белой рубашке с приподнятым воротником, какой- то по-домашнему умытый и обласканный добрым-добрым утренним весенним теплом.

И о том, что эта прогулка наша – редкостный подарок судьбы, такого может и не случится больше никогда, подумалось мне в ту пору.

Уверен, что и другие ребята, каждый по-своему и в определённый момент встречи, не могли не почувствовать, что в лодке среди нас есть тот, душе которого тяжелее всех нести бремя судьбы, но зато ему уготована необычайнейшая, редко на долю смертного выпадающая долгая-долгая жизнь. Не зря он так часто в стихах говорил: «душа хранит», «я чист душою»…

                             (Анатолий Чечетин «Этюды о Николае Рубцове»)

       «Трудно сказать, какое место занимает Николай Рубцов в современной поэзии. Я знаю лишь то, что он поэт истинный, с редким лирическим даром, умеющий простыми и точными словами говорить о живых связях души и родины»

                           (Станислав Куняев «Русский огонёк»)

       «Ах, Николай Рубцов! Стихи его настигают душу внезапно. Они не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе…»

                          (Александр Романов «Искры памяти»)

       «…он стоял, раскинув руки и запрокинув лицо в небо, рубашка пузырилась облачком. И в сухой фигуре, в скуластых чертах сквозила готовая к взлёту лёгкость… Я понял: душа его в этот миг пела высотой, синевой, солнцем. И замер в шаге.Вот счастливый миг полного единения души с лесом, водой и небом – со всем мирозданием»

                          (Александр Романов «Искры памяти»)

       «Рубцов любил внезапность знакомств и расставаний. Он возникал в местах, где его не ждали, и срывался с мест, где в нём нуждались. Вот эта противоречивость скитальческой души и носила его, вела по Руси»

                        (Глеб Горбовский «долгожданный поэт»)

                                                -9-

                                    ЛИТЕРАТУРА

1.Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

2.Коняев Н. Путник на краю поля. – М., 2005.

3.Герасимова Н.Н. Словообразы в лирике Николая Рубцова//Русский язык в школе, №3, 2003.

4.Рубцов Н.М. Собрание сочинений в 3-х томах, М., 2000.

[1] Чечетин А.Н. Этюды о Николае Рубцове, в кн. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Эксмо, 2005, с.199.

[2] Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников, составитель Калугин В., М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/04/27/slovo-dusha-v-lirike-n-m-rubtsova

Анализ стихотворения «Душа хранит» Рубцова

Лирическому герою Н.М. Рубцова присуще обостренное чувство времени.

Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении «Душа хранит», которое Н.М.

Рубцов, по всей видимости, считал программным для своего творчества, ибо оно одноименно с названием сборника. В центре произведения — незатейливый вид русского селения:

Березы, избы по буграм

И, отраженный глубиной,
Как сон столетний, божий храм. О каком же уголке России идет речь? В первой строфе структура художественного пространства организуется по принципу контраста. Неподвижная гладь воды и проворная щука противопоставлены друг другу как абсолютный покой и молниеносное движение. Игра рифмующихся сравнений («вода недвижнее стекла» — «щука, как стрела») завершается метафорой «водное стекло», которая не столько подчеркивает чистоту озера, сколько выкристаллизовывает в восприятии читателя то состояние хрупкости, мимолетности существования души человека, которое обостряет поэтическое восприятие всего сущего на земле. Звуковая перекличка «стр» — «пр» («стрела» — «пронзает») имитирует «треск», в результате чего на уровне подтекста возникает образ осколков поврежденного стрелой стекла, сквозь которое лирический герой пытается заглянуть в глубь веков. Образ щуки также не является случайным, а сохраняет в себе фольклорное значение способности к волшебству. Лирический герой путешествует сквозь века словно «по щучьему веленью». Образ времени во второй строфе концентрирует незыблемый «как сон столетий божий храм», не только отраженный глубиной воды, но и запечатленный вековой историей России. Он усиливает идею молитвенной сопричастности героя с миром, звуковое удвоение «сон столетий» подчеркивает монументальность описываемой картины. Словом «храм» в русском языке именуется особое, отличное от других строений здание, посвященное богу и предназначенное для общественного служения ему, а следовательно, для духовного очищения. Случайно ли мысли о времени и вечности, о «красоте былых времен» посещают лирического героя около храма? Почему для именования Дома Божьего Н.М. Рубцов выбирает именно слово «храм», а не церковь, не собор? Интересно, что в церковный обиход слово вошло лишь в IV веке, так как это название языческое, а христиане долгое время питали ко всему языческому отвращение. Строились же первые храмы на Руси в XI-XII веках. Были они, как правило, белокаменными. Древние строители вкладывали в создание этих сооружений все свое мастерство и, действительно, сумели сделать их настоящими произведениями искусства. Рядом с ними острее ощущаешь себя мимолетной песчинкой в необратимо скоротечной реке времени, рядом с ними поневоле хочется остановиться и не спеша осмыслить свое бренное существование через призму законов бытия. Вот почему для лирического героя Н. Рубцова это место становится особенно важным и актуализирует исповедальное начало в его душе. В третьей строфе стихотворения «Душа хранит» Н.М. Рубцов обращается к своему излюбленному композиционному приему расширения художественного пространства при помощи использования вертикальных координат: от водных глубин лирический герой переносит свой взгляд к звездам. Здесь уже поэт напрямую обращается к теме временности и вечности:

Так век неслышно протечет,

Не тронув этой красоты. В четвертой финальной строфе центральным становится актуализированный в названии образ души. Но из контекста совершенно ясно, что речь здесь идет не о конкретной, пусть глубоко поэтичной душе лирического героя. Образ души расширяется, так возникает тема исторической памяти поколений. Интересно, что в стихотворении совершенно нет цветовых эпитетов. Практически нет никаких деталей, позволяющих установить, о каком времени суток, года, о какой эпохе идет речь (известно лишь, что вид «древний»). Все это, видимо, призвано подчеркнуть вневременной характер бытия народной души. Душа является категорией божественной. Центральные образы: «вода», обладающая, как известно, в религиозном понимании очистительной силой, «свет», предвестники судьбы «звезды», и, наконец, «божий храм» в сочетании с эпитетом «смиренный» (вид) — призваны оттенить красоту божественного мирозданья. Простые избы и березы, отраженные в кристально прозрачной воде, также оказываются вне времени. Изба и в фольклоре, и в литературной традиции является устойчивым символом опоры, прочности крестьянского жизненного уклада. В этом же значении изба выступает во многих стихотворениях Н.М. Рубцова. Стремление к максимальной выделенности, обособленности первой строки в строфе при помощи восклицания — еще один излюбленный прием Н.М. Рубцова. Чаще всего такие восклицания содержат обращение к родине или родным местам:

Русь моя, люблю твои березы! («Березы»)

Привет, Россия, родина моя! («Привет, Россия …»)
Тихая моя родина! («Тихая моя родина») Ритмическая размеренность в стихотворении «Душа хранит» во многом подчеркивается обращениями, одно из которых содержит инверсию («О, вид смиренный и родной!») . Эти наиболее эмоционально насыщенные строки, отмеченные восклицаниями, актуализируют центральный образ произведения — образ родины. Две центральные строфы оказываются связанными этими обращениями, что позволяет композиционно соотнести в художественной структуре стихотворения образ малой, конкретной для каждого родины и всю великую Русь, огромную, сильную и гордую державу со славной многовековой историей. Тематически и композиционно стихотворение Н.М. Рубцова «Душа хранит» соотносится с произведением Ф.И. Тютчева «Тихо в озере струится…». Их сближают образ отраженного храма, тема времени, памяти, мотив векового сна:

Читайте также:  В чем состоит трагедия жизни обломова?

Много в озеро глядится

Достославностей былых. Однако по настроению стихотворения совершенно различны. У Ф.И. Тютчева обаяние красоты былого создается при помощи игры солнечного света: золотятся на солнце кровли, «блещут озера струи». Произведение звучит оптимистично:

Здесь великое былое

Словно дышит в забытьи,
Дремлет сладко, беззаботно.

У Н.М. Рубцова пейзаж строгий, более статичный, но это не умаляет красоты описываемой картины и глубины любви лирического героя к родине.

Борис Пастернак — величайший русский писатель и поэт XX века. Двадцать третьего октября 1958 года ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великА. И. Куприна, великого мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви Этой вечной и прекрасной теме он посвятил три повести — «Гранатовый браслет», «Олеся» и «СулПонять романтическую концепцию любви в творчестве писателя невозможно, не прочитав легенду «Суламифь». Обращение к этому произведению дает возможность показать своеобразие историко-литературного процесса рубежа веков. Осенью 1906 года, в паСоня Мармеладова — героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели.Читатель впервые узнает о Соне из адресованнХудожественные средства в поэеме «Реквием» А.А. Ахматовой. I Предпосылки создания поэмы (трагическая судьба Ахматовой). II Традиции создания поэтического произведения. 1) народно-песенная, поэтическая, христианская. 2) эпитеты, метафоры. IIСейчас смотрят:{module Анализ стихотворения:}

Источник: https://retsept-goda.ru/analiz-stikhotvoreniya/5742-analiz-stikhotvoreniya-dusha-khranit-rubtsova.html

«Душа, подобная звезде» (православные мотивы в творчестве Н. Рубцова) Сценарий поэтического вечера

Составитель: Постникова Нина Витальевна,

 заведующая Верхнешарденгской

 библиотекой- филиалом № 6 

Великоустюгского района 

                                                                                                                             Вологодской области

«Душа, подобная звезде» (православные мотивы в творчестве Н. Рубцова)

Сценарий поэтического вечера

Цель: познакомить с духовной поэзией Н.М.Рубцова
Оформление: книжная выставка: «Пусть душа останется чиста» с разделами: Николай Рубцов: годы жизни», « Тихая моя родина», « Духовная поэзия Рубцова», « Воспоминания о Рубцове». 

Цитата: «Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова. Такой чистоты, такой одухотворенности такого молитвенного отношения к миру — у кого еще искать?» Ф.Абрамов. На столе — сборники стихов поэта.
На память о встрече участники получили закладки со стихами поэта и его портретом. 


Ведущий:
Добрый день! В наступивший 2016 году отмечается 80 лет со дня рождения Н.М. Рубцова – известного русского лирика. Судьба поэта странным образом связана с январём: 3 января 1936 года он родился, 19 января 1971 года трагически погиб. Идет время и открывает нам истинную цену всего, что создано Николаем Рубцовым. Поэт Рубцов, как никто другой, сумел передать настроение своего народа, его глубинные представления о добре и зле, вечном и преходящем. Вероятно, поэтому слово поэта живёт и продолжает волновать читателя. Когда читаешь стихи Рубцова, всегда думается о вечном. Олицетворением вечности для Рубцова было небо, туда он устремлял свой взор, там он нашёл свою «звезду полей». Как Вы думаете почему среди небесных светил Рубцов навсегда и безоговорочно отдал свою любовь звезде?(Вопрос-размышление адресуется участникам встречи) Не потому ли, что память его народа, память его души хранила облик другой звезды – звезды Рождества?.. Звезда у Рубцова не случайный образ, а выражение высоких духовных стремлений, «сокровищ небесных».

1 участник встречи ( чтец) читает стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей».

Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою… Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром… Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей…

Ведущий: Поэзия Рубцова задумчивая, нежная, зовущая к размышлению.

2-й участник встречи( чтец) читает стихотворение Н.Рубцова «Душа хранит» Вода недвижнее стекла. И в глубине её светло. И только щука, как стрела, Пронзает водное стекло. О, вид смиренный и родной! Берёзы, избы по буграм И, отражённый глубиной, Как сон столетий, Божий храм. О, Русь – великий звездочёт! Как звёзд не свергнуть с высоты, Так век неслышно протечёт, Не тронув этой красоты, Как будто древний этот вид Раз навсегда запечатлён В душе, которая хранит Всю красоту былых времён…

Ведущий: С грустью говорит Рубцов о разрушении, запустении Божьих храмов.

Совершенно прозрачно звучат строки из стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны»: И храм старины, удивительный, белоколонный, Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, – Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны, Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..

Глебу Горбовскому Рубцов написал из села Никольского: « Особенно раздражает меня самое грустное на свете – сочетание старинного невежества с современной безбожностью, давно уже распространившиеся здесь».

Весь настрой поэзии Рубцова на высшие духовные ценности, на «чистоту» души, есть не что иное, как отражение его неразрывной связи с православной традицией русского народа.

Не удивительно, что, живя на Вологодчине, Рубцов в своих скитаниях по-особому увидел и Ферапонтово – «диво дивное в русской глуши», средоточие «русского духа».

3-й участник встречи ( чтец) читает стихотворение Н.Рубцова « Ферапонтово»

В потемневших лучах горизонта Я смотрел на окрестности те, Где узрела душа Ферапонта Что-то божье в земной красоте.

И однажды возникло из грёзы, Из молящейся этой души, Как трава, как вода, как берёзы, Диво дивное в русской глуши! И небесно-земной Дионисий, Из соседних явившись земель, Это дивное диво возвысил До черты, небывалой досель… Неподвижно стояли деревья, И ромашки белели во мгле, И казалась мне эта деревня Чем-то самым святым на земле…

Ведущий: Нет ничего святее для Рубцова его родной земли, важна для поэта любовь к простому человеку, живущему «по-христиански», терпеливо, смиренно.

Пример тому — стихотворение поэта о Филе.

4-й участник встречи( чтец) читает стихотворение « Добрый Филя».

Я запомнил, как диво, Тот лесной хуторок, Задремавший счастливо Меж звериных дорог… Там в избе деревянной, Без претензий и льгот, Так, без газа, без ванной, Добрый Филя живёт.

Филя любит скотину, Ест любую еду, Филя ходит в долину, Филя дует в дуду! Мир такой справедливый, Даже нечего крыть… –Филя! Что молчаливый? –А о чём говорить?

Ведущий: К лучшим образцам православной поэзии, к шедеврам русской классики можно отнести стихотворение «Старик», в котором «небесные сокровища» выражены Рубцовым совершенно по-христиански. Давайте послушаем его.

5-й участник встречи ( чтец)читает стихотворение Н.Рубцова « Старик» Идёт старик в простой одежде. Один идёт издалека. Не греет солнышко, как прежде. Шумит осенняя река. Кружились птицы и кричали Во мраке тучи грозовой, И было всё полно печали Над этой старой головой. Глядел он ласково и долго На всех, кто встретится ему, Глядел на птиц, глядел на ёлку… Наверно, трудно одному. Когда, поёживаясь зябко, Поест немного и поспит, Ему какая-нибудь бабка Поднять котомку пособит. Глядит глазами голубыми, Несёт котомку на горбу, Словами тихими, скупыми Благодарит свою судьбу. Не помнит он, что было прежде, И не боится чёрных туч, Идёт себе в простой одежде С душою светлою, как луч!

Ведущий: Вера, надежда, любовь – все христианские добродетели соединяются в поэзии Рубцова, несмотря на то, что достаточно в поэзии и боли, и горечи, и страданий.

Но поэт считает, над всеми горестями и страданиями человека есть высшая сила, «таинственная сила».

Поэтому так светло и радостно звучат самые любимые русским народом стихи Рубцова, положенные на музыку, такие, как например «Зимняя песня»:


Звучит песня « Зимняя песня» в исполнении женского вокального коллектива.
В этой деревне огни не погашены. Ты мне тоску не пророчь! Светлыми звёздами нежно украшена Тихая зимняя ночь. Светятся, тихие, светятся, чудные, Слышится шум полыньи… Были пути мои трудные, трудные. Где ж вы, печали мои? Скромная девушка мне улыбается, Сам я улыбчив и рад! Трудное, трудное – всё забывается, Светлые звёзды горят! Кто мне сказал, что во мгле заметеленной Глохнет покинутый луг? Кто мне сказал, что надежды потеряны? Кто это выдумал, друг? В этой деревне огни не погашены. Ты мне тоску не пророчь! Светлыми звёздами нежно украшена Тихая зимняя ночь…

Ведущий: «Чистые сердцем Бога узрят», – гласит заповедь блаженства. Не об этом ли говорит и Рубцов в стихотворении «До конца»?

6-й участник встречи ( чтец)читает стихотворение Н. Рубцова « До конца» До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Перед этой Жёлтой, захолустной Стороной берёзовой Моей, Перед жнивой Пасмурной и грустной В дни осенних Горестных дождей, Перед этим Строгим сельсоветом, Перед этим Стадом у моста, Перед всем Старинным белым светом Я клянусь: Душа моя чиста. Пусть она Останется чиста До конца, До смертного креста!

Ведущая: Для Рубцова — человека, и для Рубцова — поэта – главное, сохранить чистой свою душу. На сельских дорогах, повстречался Рубцову «русский огонёк», который вселяет в душу поэта светлую веру в свой народ, сострадание, терпение, а еще доброту, бескорыстие, готовность помочь, которая как добрый огонёк согревает душу.


7-й участник встречи( чтец) читает стихотворение Н. Рубцова «Русский огонёк»
Погружены в томительный мороз, Вокруг меня снега оцепенел!.. Оцепенели маленькие ели, И было небо темное, без звезд Какая глушь! Я был один живой. Один живой в бескрайнем мертвом поле! Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли) Мелькнул в пустыне, как сторожевой… Я был совсем как снежный человек, Входя в избу (последняя надежда!),

И услыхал, отряхивая снег:

· Вот печь для вас и теплая одежда…- · Потом хозяйка слушала меня, Но в тусклом взгляде Жизни было мало, И неподвижно сидя у огня, Она совеем, казалось, задремала. Как много желтых снимков па Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне И поразил Сиротский смысл семейных фотографии! Огнем, враждой Земля полным-полна, И близких всех душа не позабудет… · Скажи, родимый, Будет ли война? — И я сказал:- Наверное, не будет. -Дай бог, дай бог… Ведь всем не угодишь, А от раздора пользы не прибудет…- И вдруг опять: -Не будет, говоришь? · Нет — говорю,- наверное, не будет, -Дай бог, дай бог… И долго на меня Она смотрела, как глухонемая И, головы седой не поднимая, Опять сидела тихо у огня. Что снилось ей? Весь этот белый свет, Быть может, встал пред нею в то мгновенье?

Но я глухим бренчанием монет 

Прервал ее старинные виденья… · Господь с тобой! Мы денег не берем! · Что ж, — говорю,- желаю вам здоровья! За все добро расплатимся добром, За всю любовь расплатимся любовью… Спасибо, скромный русский огонек, За то, что ты в предчувствии тревожном Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек,

За то, что, с доброй верою дружа, Среди тревог великих и разбоя Горишь, горишь, как добрая душа Горишь во мгле — и нет тебе покоя В хрестоматийных строчках Рубцова «Россия, Русь! Храни себя, храни!» слышится православная молитва: «Спаси и сохрани…»

Библиотекарь:

Источник: http://rubzov2016.blogspot.com/2016/02/blog-post_96.html

Конспект на тему «Душа моя чиста…»» (Урок литературы по творчеству Н. Рубцова)

Цели урока:

  • дать представление о поэтическом мире Н.Рубцова, познакомить с этапами его творческого пути;

  • совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Рубцова, продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического произведения, развивать навыки составления конспекта лекции учителя; воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование: Портреты Николая Рубцова, сборники его стихотворений, фотографии музея и памятника Рубцова, презентация.

Методические приемы: лекция, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ поэтического текста.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала. Слово учителя.

Привет, Россия – родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое…

«Бывают слова изумительной красоты ( например, Рубцов) – они сами музыка. Они не нуждаются в музыке, либо для воплощения их в музыке нужен примитив, который донесет красоту этих слов», — записал Георгий Свиридов в последние годы, приступая к рубцовской лирике.

Великий русский композитор, размышляя о двух типах художников писал в своем дневнике: « Первый тип – А.Блок, С.Есенин, Н.Рубцов, Мусоргский, Корсаков, Рахманинов – поэты национальные (народные). Они никому не служат, но выражают дух нации, дух народа, на него же опираясь.

Подобного типа художники могут быть, разумеется, в любом народе, если есть предпосылки их появлению, время как бы само рождает их…» Итак, тема нашего урока «Дуща моя чиста…» Я помогу вам выделить этапы творческого пути поэта, получить представление о поэтическом мире Николая Рубцова с помощью анализа его стихотворений, почувствовать красоту его слова.

Проанализировав лирические произведения разных лет, вы ответите на проблемный вопрос: « В чем своеобразие поэтического мира Николая Рубцова?»

Трагически короткой была жизнь светлого и прекрасного русского поэта Николая Рубцова. Открывая сегодня этого поэта, мы невольно возвращаемся к воспоминаниям тех людей, которые хорошо знали и любили его уже тогда, когда о нем как о славе и гордости русской поэзии еще и не заикались

  1. «Николай Рубцов – поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал читающий мир поэзией – непридуманной, органической. Полвека прошло в поиске, в изыске, в утверждении многих форм, а также истин… Время от времени в огромном хоре советской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые. И все же – хотелось Рубцова. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов – надвигалось…»

Читайте также:  Великие гитаристы-виртуозы

«Стихи его настигают душу внезапно. Они не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе. Они, как ветер, как зелень и синева, возникли из неба и земли и сами стали этой вечной синевой и зеленью…»

«Стихи Рубцова выражают то, что невыразимо ни зримым образом, ни словом в его собственном значении… Образ и слово играют в поэзии Рубцова как бы вспомогательную роль, они служат чему-то третьему, возникающему из их взаимодействия».

Эти высказывания Г.Горбовского, А.Романова, В.Кожинова – лучшее свидетельство тому, как непрост разговор о поэзии Рубцова.

«Кто он был, если не считать, что он был – поэтом? Прежде всего – патриотом, человеком, почитавшим Родину, Россию. Это чувство высокой любви сформировало его поэтические переживания в нечто непреходящее, в нетленное – в поэзию разума… А как быть с человеком? Как поведать о личности, которая куталась в шарфик, играла на гармошке…»

«Среднего роста. Худой. Небольшое, чуть удлиненное лицо. Глаза небольшие. Умные. Фиксирующие все. Неопределенного рисунка и цвета костюм. Темное пальто, легкое осеннее. Кепка. Потрепанные ботинки, узконосые… Серо-белый шарф на шее Голос глуховатый, слова редкие. Больше молчит, чем беседует. Любит слушать чужие стихи. Никогда не критикует. Молчит»,- таким его запомнил Валентин Сорокин.

Его друг Виктор Коротаев писал: «А жил он, действительно, как птица. Засыпал там, где заставала ночь.

Просыпался от случайного шороха или дуновения ветра; легок был на подъём и неутомим в бесконечных перелетах с места на место. И питался, как птица.

Бывало, в нередких гостях стол ломится от яств, а он тюкнет зернышко-другое – и в сторону. И берет в руки гармонь или гитару. Словно боится набить зоб втугую, чтоб не стесняло дыхание при пении».

Не случайно Рубцова сравнивали с птицей. Поэт и сам ощущал себя частицей природы, ему было «легче там, где поле и цветы».

Доволен я буквально всем!

На животе лежу и ем.

Бруснику, спелую бруснику!

Пугаю ящериц на пне..

— Что чувствует лирический герой в этом стихотворении?

— Назовите наиболее яркие изобразительно-выразительные средства в этом стихотворении?

— Назовите ключевую фразу в этом стихотворении?

Любовь к родине – истинно поэтическое свойство. Без любви к родине нет поэта.

— Откуда это у Николая Рубцова. Обратимся к биографической справке.

Сообщения учащихся

Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецке Архангельской области, став четвертым ребенком, к началу 1941 года семья перебирается в Вологду. Сергей Багров писал: «Детство Коли Рубцова пройдет в неизбывной любви к животным и птицам, травам, солнышку и свободе.

Закрой его в комнате, где нет окон, и сердце его, как у ласточки, разорвется от несвободы.

С малых лет, даже месяцев, как посмотрит он с маминых рук на ромашковый берег Емцы, на ее поймы, церкви, лодки и тополя, так и выплеснет птичий восторг, так и дернется махоньким телом, точно зная, что сияющий воздух его не обидит, примет в лоно свое и, качая, закружит в лучах светоносного дня.»

Надежда на счастье покинула семью. В 1942 году взяли на фронт отца, а вскоре умирает мама и самая младшая в семье семимесячная Надежда.

Коля рубцов поменял несколько детских домов, но больше всего запомнился ему и полюбился детский дом села Никольское Тотемского района Вологодской области. Здесь он начал учиться в школе. Небольшого росточка, с веселыми глазами, легкой походкой молодой человек идет по осеннему Тверскому бульвару. Теплый октябрь играет подзакатным солнцем…

Неожиданно человек подходит к пылающему на бульваре клену, срывает несколько огнистых листьев и бросается к задумчиво шагающей девушке:

-Прошу!

Та сначала теряется, но, видя перед собой добрую, столь обезоруживающую улыбку незнакомца, с благодарностью принимает букет кленовых листьев., с благодарностью принимает букет кленовых листьев. Это был счастливый для него день: в одном из журналов была опубликована подборка его стихов.

Под стихотворением «Деревенские ночи» имеется дата, проставленная самим поэтом 1953 год.

Пусть оно не совсем самостоятельно по настроению, по тональности – молодой Рубцов очень родственен Сергею Есенину – но зато как все подогнано, как всё ладно, как прекрасно передается душевный настрой:

Ветер под окошками,

тихий, как мечтание,

А за огородами

в сумерках полей …

. Он не хотел быть дилетантом, он готовился целиком посвятить себя литературной работе. Понимал, что поэзия – это состояние, это постоянная работа мысли и сердца. «Я переписывать не стану// Из книги Тютчева и Фета…» Сослуживцы запомнили матроса Рубцова веселым и общительным. Он был неразлучен с гармонью, играть на которой научился в детдоме.

Жизнь Рубцова в литературе продолжалась очень недолго, всего 5 – 6 лет. За это время он успел выпустить только четыре небольших сборника стихотворений. Критика отмечала его талант, подлинный, органичный, а многие считали его одним из лучших, если не лучшим лириком 60 – х годов.

Первым сборником Николая Рубцова была самодельная книга «Волны и скалы» (1953-1962), представленная автором на конкурс при поступлении в Литературный институт. Стихотворения, помещенные в сборнике, порой наивны, но всегда искренни и достоверны, максимально биографичны. В это время Рубцов только ищет свой стиль.

В последующих книгах поэтические образы станут более органичными и традиционными. Рубцов становится более требовательным к своим произведениям. С особой тщательностью подходит он к выбору стихотворений для сборника «Звезда полей» (1967).

Далее появился сборник «Душа хранит»(1969) – это книга о состоянии души лирического героя, молодости, любви. В 1970 году выходит книга стихов «Сосен шум». Последний, подготовленный Рубцовым поэтический сборник «Зеленые цветы» был издан уже после гибели поэта в 1971 году.

Стихотворения Рубцова необычны. С одной стороны простые, лишенные замысловатых образов, а с другой – необычайно сложные, исполненные глубокого смысла. Событие или явление становится предметом поэзии у Рубцова, лишь когда выявляется его вневременная суть.

Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом. Это – «тихая родина», царство красоты и первозданной гармонии.

Способствовать соединять светлое и трагическое проявилась в цветовых решениях поэта: в соединении белого и черного цветов в стихотворении «Ночь на родине», в прозрачной просветленности таких его лучших стихотворений, как «В горнице», «У размытой дороги». Тайна поэтического мастерства лежит в умении совмещать звуковое, визуальное и эмоциональное решения.

(1. Сборники стихов Николая Рубцова. 2. Своеобразие лирики Рубцова. 3. Истоки творчества поэта.)

Только зрячему человеку дарует земля красоту, которую можно увидеть в самой малости.

— Докажите это положение стихами Николая Рубцова?

( Стихотворение «Тихая моя Родина» Поэт чувствует свое единение с природой, гармонию.

Стихотворение «Березы».

Это осенние пейзажи

Поэзия Рубцова жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, настраивает душу человека на волны добра и участия к людям.

Послушайте стихотворения «Душа хранит».

— О чем это стихотворение?

— Назовите ключевую фразу этого стихотворения?

-Приведите цитаты из других стихотворений

Николай Рубцов писал о своем творчестве: « Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность, жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…»

У Рубцова мы видим чаще всего не цвет, а свет. Некоторые исследователи называют творчество Рубцова “поэзией света”. Согласны ли вы с таким мнением? Давайте послушаем и проанализируем стихотворения «В горнице» и «В звездную ночь».

— Какова цветовая гамма стихотворений?

— Есть ли в этих стихотворениях звуковые образы?

— Ваши впечатления от этих стихотворений?

В горнице моей светло…

Стихотворения Н.М.Рубцова «В звездную ночь» и «В горнице» внешне очень схожи. Может даже показаться, что одно из них – это просто вариация на тему другого.

Я думаю, что ни одно их стихотворений нельзя считать переработанной версией другого. Несмотря на то что одно из них, несомненно, было навеяно мыслями о другом, это два самостоятельных произведения.

— О чем говорят названия этих стихотворений?

— Они просто разные. Начнем с названий. В первом стихотворении ( «В звездную ночь» название дает временную характеристику происходящего, во втором – пространственную.

Более того, название «В горнице» создает ощущение уюта, тепла, защищенности, но ограниченности. Название же «В звездную ночь» как бы расширяет пространственно-временные рамки, сближает героя с Богом, со Вселенной..

Оно стирает все границы, открывает душе неизведанное, дает возможность узнать ранее неизвестное.

Герой стихотворения «В горнице» умеет наслаждаться миром, видеть его прекрасные стороны. Для героя первого стихотворения уход матушки очень трагичен. Он пытается остановить её, рассказать о своих мыслях, думах, о бренности жизни, но не может. Самый близкий человек не хочет понять его.

Лирический герой второго стихотворения умеет любоваться миром, замечать прекрасное даже в мелочах («ивы кружевная тень»). У него есть интересы, заботы. У него будет хлопотливый день. А что же первый герой? У него все в прошлом. В его жизни было много радостей и бед, но они смогут уже взволновать его души. Он чувствует себя дряхлым тысячелетним старцем.

Первый герой помнит, как вымерли многие села и города, как они исчезли вместе со своими жителями, считавшими, что их беды и радости важны, что они важнее всего, важнее звезд, неба и времени. Между тем их уже нет, а звездное небо вечно. Поэтому герой и тянется к нему, поэтому только небо близко ему, поэтому цветы и лодка никогда больше не заинтересуют его.

Монотонность жизни обволакивает все плотным туманом, из которого герой уже не может выбраться.

— Отметим изобразительно-выразительные средства в этих стихотворениях.

Послушаем стихотворение «Старик» и определим тему этого стихотворения.

Идет старик в простой одежде.Один идет издалека…

— Какие чувства вызвало в вас чтение данного стихотворения?

— Дайте характеристику основного образа. Покажите отношение окружающего мира к старику, и старика – к миру.

Вывод: Стихотворение вызывает чувство спокойствия, умиротворенности.

В стихотворении “До конца” поэт практически подводит итог своей жизни и творчества, определяет смысл земного существования человека.

До концаДо тихого крестаПусть душа

Останется чиста!

Назовите ключевую фразу этого стихотворения

— Имел ли основание Н.Рубцов произнести: «Душа моя чиста…»?

Однажды поэт попросился в первой попавшейся избе на ночлег. Хозяйка немолодая женщина, видимо, солдатская вдова, по-деревенски просто, не задавая лишних вопросов, пустила в избу, накормила и обогрела.

Вечер. Потрескивают в печке дрова. В бликах неверного света на стене виднеются семейные фотографии. Поэт вглядывается в них…

Как много снимков на Руси…

Какие картины рисует поэт в стихотворении? Огонь в печи и склоняющаяся под ветром береза. Какое чувство овладевает поэтом?

Как в последней картине стихотворения отражаются лирические переживания героя?

Рубцов больше всего стремился стать похожим на самого себя, сказать собственное искреннее слово о времени и о народе.

«Николай Рубцов – тихий голос великого народа, потаенный, глубокий, скрытый, — написал композитор Георгий Свиридов о поэте.

Совершенная и простая форма его стихов созвучна русской душе, её чистое и животворное начало стало классикой 20 века и определило сам феномен необыкновенной популярности его поэзии.

Послушайте песню на слова одного из самых удивительных стихотворений Н.Рубцова «Звезда полей».

Эти строки завораживают, и сам, леденея от холода, будто бы заглядываешь в смертную черноту полыньи. Но стихотворение возносит душу к высшему свету. И такая благость в достигнутых высях, такая чарующая даль открывается окрест, что невольно вспоминается картина «Над вечным покоем» Исаака Ильича Левитана, художника, которого так любил Николай Рубцов.

Вы прослушали прекрасные стихи поэта. А теперь ответим на проблемный вопрос: «В чем проявилось художественное своеобразие поэтического мира Николая Рубцова?

Талантливый поэт посвятил много стихотворений природе, сельской жизни. Тепло, с улыбкой, как о своих друзьях, писал он о птицах и зверушках.

Поэзия Рубцова человечна. Она будит самые добрые чувства, как и стихи любимых им А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина

Сегодня Рубцов нам очень нужен. Хотя бы для того, чтоб иногда напоминать нам:

Мы не сваливать не вправе

Вину свою на жизнь.

Кто едет, тот и правит,

Поехал, так держись.

Проходит время. Остается то, что ему неподвластно – истинная поэзия.

Перед всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста

До конца,

До смертного креста!

Литература

  1. Лирика: [С крат. биогр. справкой]. – Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. 1965. – 40 с.: портр

  1. Стихотворения (1953 – 1971) / [ Предисл. В. Кожинова; Ксилография Н. Калиты]. – М.: сов. Россия, 1977. – 239с.: портр. – (Поэтич. Россия).

  1. Всей моей любовью и тоской: Лирика / [Крат. предисл. ред.; Сост. и авт. послесл. Л. Урушева; Оформ. Р. Климова]. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во., 1978. – 78с.: портр., ил. – (Поэты Севера. Кн. полка подростка).

  1. Душа хранит / [Художник В.Иванов]. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1969. – 95 с.: портр.

  1. Сосен шум: стихи. – М.: Сов. писатель, 1970. – 86 с.: портр.

  1. Зелёные цветы.- М.:Сов. Россия, 1971. – 143 с.: портр.

  1. Подорожники / [Крат. предисл. ред.]; Сост. и авт. предисл. В. Коротаев; [Художник В. Сергеев]. – М.: Мол. гвардия, 1976. – 302 с.

  1. Лирика / Сост. В. Оботуров; Худож. Ю. Конов. – М.: Современник, 1984. – 294 с.: грав.

  1. Первый снег / [Художник Б. Лупачев]. – Барнаул: Алт. кн. изд-во. 1977. – 12 с.: грав. – Стихи для детей мл. шк. возраста.

  1. Посвящение другу / [Предисл. С. Викулова]; Сост. (и авт. примеч.) В. Оботуров; Худож. Б. Непомнящий. – Л.:Лениздат. 1984. – 254 с.: портр., ил. – Библиогр.: с. 247 – 249.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-na-temu-dusha-moya-chista-urok-literaturi-po-tvorchestvu-n-rubcova-930792.html

Ссылка на основную публикацию