Как выделить микротемы в тексте?

Урок на тему «Ключевые слова. Микротема текста (подготовка к написанию сжатого изложения)»

Цель: Обучение выделению в тексте ключевых слов, определению микротем при написании сжатого изложения.

Задачи:

1. Учебные: формировать коммуникативно-речевые умения при подготовке к написанию сжатого изложения; отбирать в исходном тексте ключевые слова; выделять в абзаце микротемы, главную и второстепенную информацию, совершенствовать практические навыки сжатия текста: учить определять тему, основную мысль текста, , составлять план; использовать способы и приемы сжатия текста.

2. Развивающие: Развивать ключевые образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, аналитическое мышление учащихся, умение логически грамотно выстраивать свой ответ, кратко и ясно формировать мысль, используя нужную лексику и терминологию, умение анализировать, делать выводы, развивать мышление, память, внимание.

3. Воспитательные: Способствовать нравственному становлению личности; воспитывать бережное и внимательно отношение к окружающим.

(воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.)

Оборудование: презентация к уроку; текст для прослушивания на диске; дидактический материал; отпечатанный текст на каждого обучающегося, в котором не выделены микротемы; С.И.Ожегов « Толковый словарь русского языка»;

Тип урока: урок развития речи.

Ход урока:

1.Орг. момент. Мотивация.

Слайд 1 Тема урока.

Учитель: – Здравствуйте, ребята! Вы все знаете, как зовут ваших соседей по парте? Назовите свои имена. Откройте тетради и запишите тему урока.

(Обучающиеся записывают тему в тетради)

Уч-ль: Назовите тему урока? (Подготовка к написанию сжатого изложенияКлючевые слова. Микротема текста.)

Итак, сегодня на уроке адаптации по русскому языку мы продолжим Подготовку к написанию сжатого изложенияв формате ГИА. Будем учиться определять основные микротемы, находить ключевые слова, передающие главную информацию.

Слайд 2 Эпиграф

Эпиграфом к уроку я взяла слова Жан-Луи Бюффона, французского биолога, математика и писателя XVIII века: «Хорошо писать – это не только хорошо передавать, но и в то же время хорошо мыслить и хорошо чувствовать …». Мыслить и чувствовать …всё это пригодится нам в сегодняшней работе.

– А является ли данная работа для вас новой?

– Разделите лист на две половинки и запишите, что вы знаете по данной теме и чему хотите научиться.

– Озвучим записанное. (Постановка цели и задач урока)

На материале услышанного учитель формулирует цель и задачи урока.

Слайд 3 Цели (знать и уметь)

Знать

  • Определение микротемы.
  • Алгоритм написания сжатого изложения.
  • Способы и приемы сжатия текста.

Уметь

  • Определять тему, основную мысль текста.
  • Выделять в тексте ключевые слова, определять микротемы.

2. Актуализация знаний девятиклассников. Слово учителя (комментарий целей)

На нашем уроке мы

1.Повторим способы сжатия текста.

2. Будем учиться выделять в тексте ключевые слова, определять микротемы

2.Ознакомимся с алгоритмом,напишем сжатое изложение

(см. в дидактическом материале)

Сжатое изложение —

Слайд 4 Задачи сжатого изложения

Кратко передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности.

Но основная мысль автора, логическая последовательность событий должны быть переданы без искажения.<\p>

3. На прошлом уроке адаптации вы познакомились со способами сжатия

1.исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей

2.обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения 3. упрощение — сочетание исключения и обобщения

Учитель: Обратимся к слайдам, на которых показаны основные языковые способы сжатия исходного текста.

Способы сжатия

При исключении

1. необходимо выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности);

2. убрать детали;

3. объединить существенное;

4. составить новый текст. / /

При обобщении

  • вычленить единичные факты;
  • подобрать языковые средства их обобщенной передачи ;
  • составить новый текст. ( )

При упрощении

  • заменить сложное простым;
  • заменить часть предложения указательным местоимением;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • объединить два или три предложения в одно. < >

3. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.

  1. Прежде, чем мы приступим к прослушиванию текста для анализа, нам нужно ознакомиться с Алгоритм также есть в вашем дидактическом материале

1.Прослушать текст, определить тему текста (о чем текст).

2.Сформулировать основную мысль текста (чему учит текст, ради чего написан).

3.Разбить текст на части, составить план текста.

4.Определить микротему каждой части.

5.Найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию.

6.Подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить.

7.Обдумать средства связи между частями.

8.Записать сокращенный (сжатый) текст.

Учитель: А теперь каждый пункт нашего алгоритма мы отразим в этапах учебной деятельности по написанию сжатого изложения. Рассмотрим эти этапы.

Слайд 10 Этапы учебной деятельности.

1. Этап определения темы текста.

Тема — то, о чём говорится в тексте. О чём текст?

2. Этап определения идеи (основной мысли) текста.

— Что хотел сказать автор?.

-Чему он хочет нас научить?

3.Этап определения структуры текста.

Композиция-построение текста.

Разбейте текст на части

(в ГИА 2014 г.-3 части)

Ребята! Перед прочтением текста вы на черновик должны написать (запись на доске)

1.Тема (о чём?)

2.Основная мысль-позиция автора (что хотел сказать автор?)

3.Написать 3 раза Абзац. При прослушивании 1 раз впишите ключевые слова по абзацам

4. Усвоение новых знаний. ( Ключевые слова).

Для написания сжатого изложения немаловажную роль играют ключевые слова, если они подобраны правильно, восстановить текст просто.

В качестве примера приведём ключевые слова к сказке «Курочка Ряба»:Дед и баба, курочка Ряба, яичко, не разбили, мышка, разбилось, снесу новое. Нет сомнения, что эти слова помогут написать текст.

Слайд 11 Ключевые слова.

  • Имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли.
  • Используются при составлении плана и определении микротем.
  • Определяют смысловой и эмоциональный контекст.
  • Могут повторяться в тексте.

Слайд 12. Определение микротем

4. Этап абзацного членения текста.

1. Найдите ключевые слова, передающие главную информацию.

2. Определите микротему каждого абзаца.

Микротема — содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью- абзацем.

Микротема-это наименьшая составная часть общей темы текста.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Без основных предложений микротемы невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

4. Подумайте, что можно исключить, от каких подробностей отказаться, что обобщить.

Для успешной работы над сжатым изложением важно знать критерии оценивания задания С1 .Демонстрация критериев

Слайд 13. Критерии оценивания сжатого изложения

ИК 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2 б=3 мкр)

ИК 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему- (1 б=2мкр)

ИК 1Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы- (0 б=1мкр)

2. Записать сокращённый (сжатый)

Слайд 15 Обязательные условия:

1.Не объединять микротемы в один абзац;

2. Каждый абзац с красной строки!

3. Объём изложения – не менее 70 слов;

4. Аккуратный, разборчивый почерк;

5. Необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Слайд 16 Подготовка к сжатому изложению.

  • Прослушивание текста по диску.
  • Анализ текста.

5. Прослушивание текста по диску.

Текст для анализа

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств — чувство милосердия.

Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия»- даже словарь даёт их как устаревшие понятия.

Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим.

Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия.

Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(по Д.Гранину)

4.Анализ текста.

1.Тема (о чём?) О милосердии

2.Основная мысль-позиция автора (что хотел сказать автор?)

3. Абзац. Какие ключевые слова вы написали? милосердие, ,

— Что такое милосердие? (работа со словарём)

Слайд 17 Словарная работа.

Милосердие-1.способность человека помогать нуждающимся в помощи.

2. готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Стр.354).

Нравственность-1. внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

2. правила поведения, определяемые этими качествами. (Стр.420)

Атрофия-потеря чувствительности. (Стр. 38)

Анализ. Ответьте на вопросы

-Вы можете привести примеры отзывчивости, милосердия, которые вы наблюдали, а может сами проявляли? (затрудняетесь)

Подавали ли вы когда-нибудь милостыню? Проявляли милосердие, отзывчивость по отношению к своим родным, друзьям, соседям. Задумайтесь об этом.

— Откуда, по- вашему мнению, идут истоки милосердия? ( Из семьи, от воспитания).

Вспомним примеры милосердия из истории- сёстры милосердия во время 1 мировой войны, из литературы- у Платонова рассказ «Юшка», а А.С. Пушкин, обращаясь к потомкам, в стих-нии «Памятник» произносит следующие слова:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Ребята, именно художественная литература учит нас гуманности, милосердию, отзывчивости. Читайте больше.

Слайд 14. Моделирование текста

5. Этап моделирования сжатого изложения.

1.Обдумать средства связи между частями

1.Слова-синонимы (милосердие-милость)

2.Лексические повторы (о нравственности- нравственность)

3 Вводные слова, организующие порядок высказывания (итак, уверен) и др.

5. Работа с дидактическим материалом.

Найдите в дидактическом материале текст для анализа

Слайд18. Подготовка к сжатому изложению.
Текст для сжатия. 1 абзац.

«Определение микротем»

— Подчеркните ключевые слова, которые передают основную информацию.

Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию. Микротема — содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью- абзац

— Подумайте, какие способы сжатия вы будете использовать? Что можно исключить из каждой части, что можно обобщить. Знаки исключения // , обобщения ( ), упрощения < >

Прочитайте сжатый текст после каждой части, назовите способы сжатия.

Задание: Запишите в тетрадь сжатый вариант каждой части текста.

Слайд 18-29 «Моделирование текста. Написание сжатого изложения»

.

Ключевые слова.

Микротема.

1

/К сожалению. Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер/. А нравственность состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, |свойств,| понятий. Одно из таких чувств- чувство милосердия.

Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и /даже как будто/ отвергнутый нашей жизнью.<\p>

Нравственность состоит из определённых чувств и понятий, одно из которых милосердие.

Но в наше время милосердие устарело, стало непопулярным.

Вариант сжатия 1 абзаца текста

Нравственность состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, понятий. Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и отвергнутый нашей жизнью.

2

Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности.

Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим.

Как же получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, / оказалось запущенным./ /Мне/ можно возразить, приведя/ немало /примеров трогательной отзывчивости, /соболезнования, истинного милосердия.

/ Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни.

Милосердие- милость к поверженным и пострадавшим- свойственно всему живому, однако мы давно уже ощущаем убыль милосердия в нашей жизни.

Вариант сжатия 2 абзаца текста

Милосердие- это чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Можно приводить примеры трогательной отзывчивости. И тем не менее мы ощущаем убыль милосердия в нашей жизни

3

человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой/. Но если это чувство не употребляется,/ не упражняется/, оно слабеет и атрофируется.

Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Но если чувство милосердия не употребляется, оно атрофируется.

Вариант сжатия 3 абзаца текста

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Это чувство, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, оно слабеет и атрофируется.

Сжатое изложение.

Нравственность состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, понятий. Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и отвергнутый нашей жизнью.

Это чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Можно возразить, приведя примеры трогательной отзывчивости. И тем не менее мы ощущаем убыль милосердия в нашей жизни

Читайте также:  Чем интересна читателям поэма «мертвые души»

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Но если это чувство не употребляется, оно слабеет и атрофируется.

Рациональное способы приёмов сжатия данного текста:

1 абзац – исключение + упрощение

2 абзац – упрощение + исключение

3 абзац – исключение

6. Самостоятельная работа- запись текста.

— Перепишите сжатое изложение с черновика .

— Пишите аккуратным разборчивым почерком

Если успеем Ещё раз прочитаем текст, проанализируем его.

Чтение текста учениками. Над чем заставляет задуматься данный текст?

( о появлении милосердия)

7. Итоги урока.Обобщить.

— Чему был посвящен наш урок? (Подготовке написанию сжатого изложения)

Чему научились? (Искать ключевые слова и по ним определять микротемы)

IX. Оценочная часть урока. — Как вы думаете, можно ли таким образом хорошо подготовиться к ГИА?

8.Рефлексия:

сегодня я узнал…

я научился…, я понял, что.., теперь я могу

— Что вы сегодня на уроке узнали, научились, поняли, что.., теперь я могу..

понравилось (не понравилось) в данном уроке? Что хотели бы изменить

9. Оценки Поставить оценки по текстам сжатия.

10 .Слайд-32 Домашнее задание

1. Запишите сжатое изложение.

2. По тексту к вариантам(4-6) под редакцией Н.А.Сениной или под редакцией И.П.Цыбулько (5-8) написать сжатое изложение, объем которого не должен превышать 70 слов.

. – В народе говорят: «КАПЛЯ КАМЕНЬ ТОЧИТ». Я думаю, сегодняшний урок, на котором вы проявили упорство, старание, терпение поможет нам в достижении поставленной цели хорошо написать сжатое изложение.

Обобщить.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=21416

Как выделить микротемы в тексте? | Стать грамотным

Тема, основная мысль и микротемы текста:

Тема текста— о чем этот текст. Тема текста раскрывается через несколько маленьких подтем- МИКРОТЕМ. Микротема текста- это главная мысль одного абзаца.

Основная мысль текста— что  нам сказал автор по данной теме,  к чему привлек наше внимание.

Пример выделения микротем в тексте:

Известный психолог Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет несколько основных «жизненных сценариев», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом. Берн считал, что сценарий составляется ещё в детстве, на выбор его большое влияние оказывает наше ближайшее окружение.

  Из поколения в поколение в семье передаётся определённый стиль жизни, определённый тип реагирования (в частности на взаимоотношения с противоположным полом), определённый «жизненный сценарий».

          Изменить свой сценарий, чтобы решить какую-либо психологическую проблему, непросто, но по силам любому, хотя и считается, что уже к семи годам основа «жизненного сценария» написана.

Но человек сам может строить свою жизнь, просто нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в детстве и в опыте всей предыдущей жизни.
           Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности, человек тем самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии.

Поэтому можно не ломать голову, какой жизненный сценарий родители передали тебе. Считается, что избавиться от осуждения родителей, да и старшего поколения, человек сможет только тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть «родовые» проблемы. А наличие осуждения, таким образом, является показателем того, что человек сам имеет те же недостатки, в которых обвиняет своих родителей. (По Позднякову В.А.) 177 слов

1 абзац (микротема №1) — Психолог Эрик Берн утверждает: в детстве складывается жизненный сценарий каждого человека, во многом на это оказывает влияние стиль жизни его семьи.

2 абзац (микротема №2) —  Чтобы попытаться изменить жизненный сценарий, необходимо учитывать важные события детства и опыт предыдущей жизни человека.

3 абзац (микротема №3) — Жизненный сценарий перестаёт быть важным для человека, когда он перестаёт осуждать своих родителей, тем самым показывая, что избавился от «родовых» проблем.

что такое микротема

  1. Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть одной общей темы называют ПОДТЕМОЙ или МИКРОТЕМОЙ
  2. Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

    Исключение избыточной информации еще один прием сжатия текста

  3. Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

    Исключение избыточной информации еще один прием сжатия текста.

  4. Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

    Исключение избыточной информации еще один прием сжатия текста

  5. содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац.Как определить микротемы текста?По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.Как определить микротему кратко?При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

    Исключение избыточной информации еще один прием сжатия текста.

  6. одной мыслью абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

    Исключение избыточной информации еще один прием сжатия текста.

  7. Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.

    К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

  8. содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац.Как определить микротемы текста?По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.Как определить микротему кратко?При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

    Исключение избыточной информации еще один прием сжатия текста.

  9. Микротема-это наименьшая составная часть общей темы текста.Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью .

    Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

  10. Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац.
  11. Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац.
  12. Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

    Исключение избыточной информации еще один прием сжатия текста.

  13. абзац
  14. Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац.

29-05-2015

что такое микротема

  • Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть одной общей темы называют ПОДТЕМОЙ или МИКРОТЕМОЙ
  • Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

    Исключение избыточной информации еще один прием сжатия текста

  • Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

    Исключение избыточной информации еще один прием сжатия текста.

  • Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

    Исключение избыточной информации еще один прием сжатия текста

  • содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац.Как определить микротемы текста?По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.Как определить микротему кратко?При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

    Исключение избыточной информации еще один прием сжатия текста.

  • одной мыслью абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
    Читайте также:  Правописание глаголов и причастий

    Исключение избыточной информации еще один прием сжатия текста.

  • Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.

    К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

  • содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац.Как определить микротемы текста?По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.Как определить микротему кратко?При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

    Исключение избыточной информации еще один прием сжатия текста.

  • Микротема-это наименьшая составная часть общей темы текста.Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью .

    Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

  • Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац.
  • Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац.
  • Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

    Исключение избыточной информации еще один прием сжатия текста.

  • абзац
  • Микротема содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью абзац.
  • Источник: https://novoevmire.biz/other/kak-vydelit-mikrotemy-v-tekste.html

    Занятие 2. Цель занятия: 1) познакомиться с критериями оценивания сжатого изложения; 2) закрепить понятие микротемы, абзаца; 3) научиться выделять главное. — презентация

    1 Занятие 2.<\p>

    2 Цель занятия: 1) познакомиться с критериями оценивания сжатого изложения; 2) закрепить понятие микротемы, абзаца; 3) научиться выделять главное (существенное) в информации.<\p>

    3 Критерии оценивания сжатого изложения. ИК1 Содержание изложенияБаллы Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, упустил или добавил 1 микротему. 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, упустил или добавил более одной микротемы. 0 ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия, использовав их на протяжении всего текста. 3 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 2 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. 1 Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0<\p>

    4 Критерии оценивания сжатого изложения (продолжение) ИК3Смысловая цельность, речевая связность последовательность изложения Баллы Работа экзаменуемого характеризуется цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0 Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3 7<\p>

    5 Микротема. Микротема – тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Количество микротем в задании С1 ГИА по русскому языку – три. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.<\p>

    6 Что такое абзац? Абзац – это своеобразный пунктуационный знак, который «углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мысли». Слово абзац имеет два значения:1) отступ в начале строки, красная строка; 2) часть текста между двумя такими отступами. Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении.<\p>

    7 Строение абзаца. Абзацный зачин. Первое (первые) предложения абзаца. Зачин выражает новую мысль, он как бы синтаксически открыт, незамкнут, он как бы приглашает продолжить чтение и посмотреть, как развернется, раскроется та мысль, которая подана в нем в сконцентрированном виде. Зачин группирует вокруг себя все остальные предложения, которые в какой-то степени зависят от него. Комментирующая часть. Она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в зачине. Концовка. Она выражает вывод, подводит итог тому, что было сказано ранее. Часто концовка представляет собой обобщающее предложение с обобщающим словом.<\p>

    8 Работа с текстом. Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Учёные из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолёт, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолёта и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и ещё многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги. И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по- прежнему остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведёт к добру. Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, всё равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закреплённое на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем ещё и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.<\p>

    9 Поработаем над вторым абзацем. И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по- прежнему остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведёт к добру. Абзацный зачин И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Комментирующая часть. Она по-прежнему остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. Концовка А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведёт к добру.<\p>

    10 Выделяем микротемы текста. Самым значительным изобретением за всю историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие. Первая микротема Сегодня книга по-прежнему самый надёжный и долговечный аккумулятор знаний, ведущий к добру. Вторая микротема Достоверным является лишь слово, закреплённое на бумаге, слово услышанное и затем прочитанное надолго сохраняется в памяти. Третья микротема<\p>

    11 Обратите внимание! Микротема отражена или в абзацном зачине, или в концовке. В изложении должны быть отражены все микротемы (ИК1)<\p>

    12 Домашнее задание. I. Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль, выделите микротемы. Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека -нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность это всегда выбор, самостоятельный выбор человека. Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.<\p>

    13 II. Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль, выделите все микротемы. (1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди люди «комплексующие». (2)Слабаки. (З)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары. (4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию. (7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)« Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных — ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях. (14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели». (19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих. (23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер. (29)Самое надёжное в нашем мире это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.<\p>

    Источник: http://www.myshared.ru/slide/551461/

    Микротема, основная мысль текста

    Возможные трудности Добрые советы
    Что делать, если кажется, что содержание текста распадается на несколько не связанных по смыслу частей? Это говорит о том, что вы пока в полной мере не поняли содержания текста. Перечитайте его, определите микротему каждого абзаца,  выясните, как связаны между собой эти микротемы.  Попытайтесь сформулировать тему всего текста так, чтобы она охватывала содержание всех частей текста.

    Язык существует в двух разновидностях речи: устной и письменной. С помощью устной речи люди непосредственно общаются друг с другом. Устная речь — это живое, непринуждённое и неподготовленное общение в режиме реального времени, и композиция этого общения всецело зависит от конкретной ситуации.

    Общение с помощью письменной речи, напротив, всегда подготавливается заранее и строится с учётом возможной временно́й дистанции между общающимися. Поэтому автор письменного сообщения заинтересован в том, чтобы оно было целостным и с точки зрения темы, и с точки зрения смысла, и с точки зрения композиции, т. е.

    было бы в собственном смысле слова текстом.

    Текст (лат. textum — ткань, сплетение, соединение) — это последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему.

    Употребляя слово текст, мы в основном имеем в виду нечто написанное.

    При этом не следует забывать, что есть такие жанры, которые, как правило, существуют в устной форме, но готовятся как письменные тексты (например, доклад или лекция).

    https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=29 bugaga.net.ru

    Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:

    1) содержание текста;

    2) тема текста;

    3) основная мысль текста;

    4) раскрытие темы текста;

    5) позиция автора текста.

    Содержание текста — это то, о чём текст написан: какова его тема, основная мысль, как раскрывается эта основная мысль, какова позиция автора по отношению к теме.

    Тема текста — это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.

    Основная мысль текста — это общая характеристика, данная в тексте теме.

    Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания.

    Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.

    Обратите внимание!Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора.

    Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.

    ← Действительные и страдательные причастия     Типы речи: описание, повествование, рассуждение →

    Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

    Источник: https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=29

    Основная тема разбивается на микротемы, которым соответствуют части текста

    По русскому языку для студентов 1 курса

    Неязыковых специальностей, 1 семестр

    Языковые темы

    Язык и его основные функции

    Язык определяется обычно в двух аспектах: первый – это система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мысли, чувств, служащая важнейшим средством общения людей;

    второй – разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками (казахский язык, разговорный язык).

    Язык как основное средство человеческого общения устроен таким образом, чтобы адекватно намерениям и желаниям отдельной языковой личности и задачам человеческого сообщества выполнять различные функции.

    Язык в целом предназначен для осуществления коммуникации людей в самых разнообразных ситуациях деятельности человека, т.е.

    , основной функцией языка является функция общения (коммуникативная функция), заключающаяся во взаимном обмене членами языкового коллектива.

    коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование

    языка для передачи информации;

    когнитивная (или аккумулятивная функция) — формирование мышления индивида и общества;

    эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;

    волюнтативная (ли призывно-побудительная функция) — функция воздействия;

    фатическая (или контактоустанавливающая) — использование языка для установления психологического контакта собеседников;

    номинативная(или назывная) — язык называет различные объекты;

    конативная — передача информации, представление;

    аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо);

    Язык Речь
    Орудия общения Способ общения
    Система знаков и символов Реализация языка
    Язык присущ любому человеку Речь конкретному человеку
    Характеризуется обобщенностью Индивидуальна, конкретна
    Язык не имеет хронологии Речь ограничена временными рамками
    Фиксируется опыт народа Я.с конечна Абстрактная Повторима Язык-система Опыт человека Бесконечна Материальная Неповторима Речь-деятельность

    Речь: виды и формы речи.

    Речь — обмен информацией между людьми при помощи языка. Язык – система знаков и символов отражающая цивилизованный опыт человека.

    Речь в традиционном понимании — конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме.Речь человека многообразна и имеет разнообразные формы.

    Однако любая форма речи относится к одному из двух основных форм речи: — устной

    -письменной

    Устная речь – форма речи. Состоящая из умения понимать, звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение).

    Письменная речь- это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Она обращена не к слушателям, а к читателям. Чтобы быть понятной читателю, письменная речь должна наиболее точно и полно выражать свое смысловое содержание с помощью лексических и грамматических средств.

    Основные жанры письменной речи:

    Аннотация, выписка, заметка, изложение, комментарий, конспект, обобщение, описание, письмо, план, план, резюме, реферат, рецензия, статья.

    Основные жанры устной речи:

    Неподготовленная устная речь – спонтанные жанры: разговор в семье (за обедом), интервью, выступление в прениях.

    Общая характеристика форм и видов речи.

    Диалогическая речь – вид речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

    Особенности диалогической речи: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.

    Монологическая речь – вид речи, обращенный к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе;

    Примерами монологической речи могут быть лекции, доклады, устные отчеты

    Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

    Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста.

    Текст(от латинского textus – «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») – это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.

    Общая основная тема текста связана с объектом речи, т.е. с тем, о чем говорится в тексте. Она развивается в главной мысли, которая отражает взгляд автора текста на объект речи. Основная тема – это «о чем говорят», главная мысль – «как об этом говорят».

    Тема текста — это круг событий и лиц, образующих жизненную основу текста; то, о чем говорится в тексте; то, что в нем изображено. Тема задается обычно во вступительной части текста и далее раскрывается в его основной части. Тема обеспечивает смысловое единство.

    Основная тема разбивается на микротемы, которым соответствуют части текста.

    Микротемы– это части смысловой основы текста. Они выделяют разные стороны того, о чем сообщается в тексте. Тему раскрывает заголовок текста. Формулировки микротем представляют его план.Через раскрытие темы выражается идея произведения.

    Идея– главная обобщающая, образная, эмоциональная мысль, лежащая в основе произведения; если проблема – это главный вопрос, который ставится в произведении, то идея – это ответ на этот вопрос. Идея (основная мысль) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

    Текст имеет письменную и устную формы. Он служит для обеспечения общения, в котором два его участника выполняют роли 1) пишущего, говорящего; 2) читающего, слушающего.

    Пишущий или говорящий соединяет друг с другом предложения и производит текст, чтобы передать какую-нибудь информацию или воздействовать на слушающего.

    Читающий или слушающий расчленяет текст для того, чтобы понять информацию и или реагировать на нее.

    Основными признаками текста являются:

    1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;

    2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;

    3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.

    4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве.

    Предельное количество предложений в тексте не ограничено. Общее их количество определяется задачами сообщения и задачами информации. Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец. Текст имеет определенную композицию (построение): вступительную (зачин), основную (среднюю) и заключительную (концовку) части.

    Сложное синтаксическое целое (ССЦ) — основная единица текста, представляющая собой группу законченных предложений, образующих структурное и семантическое единство, раскрывающее законченную микротему в пределах целого текста.

    Абзац– отступ вправо в начале первой строки (красная строка) и часть текста между двумя отступами, обрамляющий начало новой мысли, сигнализирующий об окончании предшествующей.

    Важнейшая функция абзаца – графическое, пунктуационное выделение, оформление композиционно-синтаксических единиц текста — сложных синтаксических целых, фрагментов. Но нередко абзацное членение текста не совпадает с его композиционно- синтаксическим членением.

    Это присуще речи эмоциональной, в которой абзац выполняет экспрессивно-выделительную функцию.

    В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная.

    Цепная связь — структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому. В текстах с цепной связью дается постепенное развитие мысли.

    Предложения и по смыслу, и структурно как бы «цепляются» одно за другое: то, что в первом предложении сообщается как нечто новое, в последующем предложении становится элементом известным, ранее уже названным, т.е.

    то, что в предыдущем предложении является новым в последующем становится данным.

    Цепная связь – наиболее распространенный способ соединения предложений в тексте.

    При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего.

    В текстах с такой связью дается описание ряда одновременно происходящих действий или явлений, которые перечисляются или сопоставляются.

    Первое предложение такого текста (микротекста) обычно выражает общее содержание: в нём задается, формулируется общая тема, которая раскрывается, конкретизируется через ряд последующих предложений.

    Для предложений с параллельной связью характерно одинаковое строение: одинаковый порядок слов, видовременное единство сказуемых (т.е. сказуемое в предложениях выражается одной временной формой глагола), однотипность выражения членов предложения.

    Обычно второе и последующие предложения уподобляются по своей структуре первому и тем самым соединяются с ним. Например, в тексте нашего примера в 1-ом, вводном, предложении наблюдается прямой порядок слов, сказуемое выражено словосочетанием (прилаг. + сущ.).

    Последующие предложения текста строятся одинаково (сказуемое выражено кратким страдательным причастием).

    Таким образом, основными средствами выражения параллельной связи являются одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видо-временная соотнесенность сказуемых.

    Для связи предложений в тексте, а также между отдельными его членами используются не только собственно синтаксические средства (структурная соотнесенность предложений), но и средства лексические и морфологические, а также союзы, частицы, слова и словосочетания, выступающие в роли вводных, а также слова, приближающиеся к союзам (типа – прежде всего, сейчас, затем, поэтому, тогда, при этом и т.д.), прилагательные и причастия (типа – предыдущий, предшествующий, следующий, указанный, приведенный, описанный, данный, последний и т.д.), последние особенно характерны для научной и деловой речи.

    Источник: https://megaobuchalka.ru/9/448.html

    Ссылка на основную публикацию