«каждое дело – творчески, иначе – зачем?»

«Каждое дело творчески, иначе – зачем?»

Да, дело его живет в общей жизни педагогики как таковой, в умах и заботах многих учеников, педагогов (профессиональных и интуитивных), ученых. Организаторы семинара – действительный член Академии педагогических и социальных наук, кандидат педагогических наук Ричард Соколов и социальный педагог, социальный инноватор СССР Наталия Соколова – большие пропагандисты идей И.П.

Иванова в ключе мегапроекта «А.С. Макаренко: его предшественники и последователи». И собрались участники семинара в Макаренковском зале, где устроена экспозиция, посвященная выдающемуся наставнику, а устроена она Владимиром Морозовым – воспитанником Семена Калабалина, в свою очередь, воспитанника и сподвижника Макаренко, выведенного им под именем С.

Карабанова в «Педагогической поэме».

Увы, в Москве нет сегодня полноценного музея А.С. Макаренко: долгое время экспозиция держалась на энтузиазме В.В. Морозова и его коллег, а вот ныне, накануне 130-летия со дня рождения А.С.

Макаренко, отнесенного ЮНЕСКО к числу четырех педагогов, определивших профиль педагогики XX века, музей вытеснен из прежнего помещения в районе Кунцева и находится в труднейшем положении.

Часть экспозиции временно располагается в Музее образования, но выставку велено вскоре разобрать.

И неужели в юбилейный год так и не найдется достойного пристанища для Макаренко (естественно, это должен быть не холл школы, не подвал Дома творчества, не коридор детского сада)?
Прекрасная атмосфера царила на семинаре.

«Детдомовское братство» представляли крепкие мужчины за 60, с ясным сознанием и товарищеской устремленностью во взгляде – доктор психологических наук В. Слободчиков, известнейший макаренковед, кандидат педагогических наук В.

Морозов, инженер-конструктор, кандидат технических наук, писатель Д. Барсков и другие.

Открытия следовали за открытиями. Оказывается, коммунарское движение, стартовав на новом историческом витке в 1959 году с Коммуны юных фрунзенцев (КЮФ, Ленинград), достигло такого размаха и популярности (один из экспериментальных центров находился в «Орленке»), что к 1967 году ЦК ВЛКСМ и КГБ СССР серьезно считали коммунарство реальным соперником комсомола.

Сейчас педагогика И. Иванова позиционируется рядом исследователей как альтернатива авторитарной, «бездетной» педагогики 1940–1970-х гг. Я не согласен с данным положением. Нет, не была та педагогика однозначно авторитарной и «бездетной». Вернее, у кого-то была, а у кого-то – нет.

Вот у Иванова – не была, хотя он начал творить в эпоху на стыке тоталитаризма и авторитаризма.

С другой стороны, опытные историки педагогики давно не характеризуют и Антона Макаренко в качестве одиозного «рупора тоталитарного режима». Предположу, что идеологическая оболочка порой лучше сохраняет «педагогическую начинку». Конечно, это допущение спорное.

Ну а что же мы видим сейчас? Идеологические конструкции рухнули, и педагогика едва цела. Казалось бы, расцветать должна пышным цветом! Ан, нет!
«Наша цель – счастье людей» – таков был девиз коммунаров. Воплощались в практику идеи деятельности, заботы, сообщества (коллектива), самоорганизации (самоуправления), содружества, сотрудничества.

Существовала и идея борьбы. Отнюдь не классовой! Знаете, чему надо было давать бой?

Формализму («Формалист и бюрократ – самый ядовитый гад!»), эгоизму, равнодушию, скуке, показухе! Внедрялись КТД – коллективные творческие дела (центральное звено – «понятие общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни»), «огоньки» (с нелицеприятной и невраждебной критикой друг друга).

Неужели эти идеи навредили бы российской образовательной системе? Вышеназванные принципы вовсе не противоречат гуманистическим постулатам, к которым привязаны (подчас формально и узколобо) сегодняшние администраторы от педагогики.

Да, индивидуализм не поощрялся.

Ну а разве теперь мы не заговорили о сплочении, единении? Уж если не государственная, то педагогическая идеология вряд ли бы помешала, если бы в ее основе лежал принцип счастья людей.

Кто-то скажет – недостижимый принцип! Но человечеству же надо к чему-то тянуться! Похоже, в этом и Платон не сомневался, рассуждая об эйдосах. Увы, человечество – плохой ученик, при том что его наставник – история – вполне компетентный. Педагогике И.

Иванова, его предшественникам и последователям посвящен сдвоенный номер журнала «Социальная педагогика», отредактированный Соколовыми, за 2017 год, к которому я и адресую заинтересованных лиц. Л.Г.

Борисова, «правая рука» Иванова, так однажды отозвалась о методике своего соратника: это, мол, все «про любовь». Действительно, счастье людей без любви невозможно. И разве нужна методика, чтоб это наконец осознать?!

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2017/11/28/blog/1115-_kazhdoe_delo_tvorcheski_inache__zachem

Технология коллективно-творческой деятельности

Мизюра Л. В. Технология коллективно-творческой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 793-795. — URL https://moluch.ru/archive/108/26096/ (дата обращения: 21.11.2018).



Каждое дело — творчески, иначе — зачем!

Каждое дело — с пользой, иначе — зачем?

Каждое дело — людям, иначе — зачем?

Иванов И. П.

Каждое дело — творчески, с пользой и для людей! Назначение, структура, виды КТД и эффективность применения в воспитательной работе.

Ключевые слова: коллективно-творческая деятельность, социальная адаптация.

Технология коллективно-творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Авторы её — Иванов И.П. и Шапиро Ф.Я. Ее цель — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности.

Коллективно-творческое дело (КТД) особо актуально для нашего учебного заведения, в котором я работаю. Здесь обучающиеся живут вместе, вместе готовятся к занятиям, вместе отдыхают, у них есть все условия для работы в микрогруппах и всем классным коллективом.

Обучающиеся ежедневно могут консультироваться с воспитателями, с учителями, работать с информацией библиотеки, и интернета.

А привлечение в коллективно-творческие дела родителей обучающихся играет особо важную роль в поддержании позитивного настроения каждого воспитанника и коллектива в целом.

Принципы технологии коллективной творческой деятельности:

 приоритет успешности каждого ребенка;

 учет субъектности (самости) личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);

 сочетание коллективного и индивидуального воспитания.;

 приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство);

 превращение школы Знания в школу Воспитания.

В своей работе мы ориентируемся на создание условий социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, в общество, их духовное развитие, опираемся на принцип оптимистического подхода, который предполагает организацию «ситуации успеха» для каждого ребёнка, веры в её положительный результат, утверждение этого чувства в нём, поощрение даже самых незначительных достижений. Такой подход позволяет добиваться того, что дети ОВЗ становятся активными соучастниками всех общешкольных дел с учётом их индивидуальных возможностей. В процессе работы рождаются великолепные рисунки, искусно вышитые картины, потрясающие по красоте исполнения, костюмы и декорации к спектаклям и праздникам, в подготовке и проведении которых, в едином творческом процессе участвуют воспитатели, дети и их родители. Созданные детьми творческие работы и их признание взрослыми повышают их самооценку, степень их самопризнания и самоутверждения в детском коллективе.

Проявление себя в различных областях искусства позволяет нашим детям с ограниченными возможностями здоровья, подняться над своими проблемами, забыть о недугах, раскрыть весь мир своей души, показать и доказать, что они могут быть равными среди равных.

Применяя технологию коллективной творческой деятельности мы используем разнообразные формы:

Общественно-политические КТД

Задача воспитателя — помочь обучающимся использовать те знания, которые они усвоили на уроках истории, обществознания, литературы, для формирования и развития нравственности.

Трудовые КТД

Мы хорошо понимаем, что главная причина, заставляющая нас так внимательно относиться к труду ребят, заключается вовсе не в том, что взрослые, производя материальные ценности, не могут обойтись без их помощи.

Создавая и воплощая замысел трудовых дел, обучающиеся под руководством воспитателей применяют знания, умения, навыки, полученные на уроках и внешкольных занятиях, тем самым дополняя, расширяя и обогащая свой опыт.

В центре внимания воспитателей — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду.

Познавательные КТД

Познавательные КТД требуют своего раскрытия в коллективном поиске и обладают богатейшими возможностями для развития у обучающихся таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение.

Художественные КТД

Художественные КТД развивают различные творческие способности обучающихся — сочинительские, режиссёрские и другие, помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора.

Досуговые КТД

Многие формы КТД, упомянутые ранее, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Всё, что обучающиеся делают в своё удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И всё таки есть особые игры, детские забавы, затеи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима.

Они- действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными.

Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным, а наша работа ориентирована на достойную, умную, красивую жизнь наших детей.

Групповая деятельность воспитанников — это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни.

Воспитатель должен поддерживать ростки дружбы между детьми в коллективе, всячески поощрять деятельность обучающихся и высоко оценивать и развивать взаимопомощь обучающихся при выполнении коллективно-творческого дела (КТД).

Пусть будет больше дел хороших и разных кратких и импровизированных. Главное, чтобы обучающиеся нашли себя, преодолели жизненные препятствия, реализовали и удовлетворили свои душевные нужды и желания, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством и стали сильными и уверенными в себе.

Литература:

  1. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования.–Самара,2009г
  2. Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная воспитательная технология// http://vashabnp.info/publ/3-1-0-490
  3. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2010. — 176 с.
  4. Технологии организации деятельности в условиях детских общественных организаций//http://pandia.ru/text/77/170/23542.php

5. Технология коллективно-творческого дела (КТД) как эффективный способ формирования классного коллектива//http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,159228/…

Основные термины (генерируются автоматически): дело, ребенок, коллективная творческая деятельность, коллективно-творческая деятельность, обучающийся, ограниченная возможность здоровья, социальная адаптация.

коллективная работа, коллективная деятельность, изобразительное искусство, ребенок, учитель, положительное влияние, коллективная творческая деятельность, совместная деятельность, коллективная

Мы в своей практике воспользовались реализацией известного концептуального подхода к развитию и социализации личности с помощью вовлечения в коллективную художественно-творческую деятельность.

В данной статье описаныорганизационно-педагогические условия коллективнотворческих дел (КТД) младших школьников во внеурочной деятельности. Ключевые слова: организационно-педагогические условия, КТД, младший школьник, методы, приёмы.

Цели мероприятий: — развитие интеллектуальной и творческой личности ребенка, способной на самостоятельную выработку идей, готовой к

Художественно-коммуникативные методы и приемы ведения мероприятия осуществляются в форме КТД (коллективное творческое дело).

Читайте также:  Как раскрывается внутренний мир татьяны лариной в сценах объяснения с онегиным?

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования.

Кроме того, все это способствует обогащению и развитию речи детей [6]. Практическая творческая деятельность детей организована таким образом, чтобы…

В соответствии с поставленными задачами, актуальным становится применение методики коллективных творческих дел (КТД) во внеурочной деятельности суворовцев.

Библиографическое описание: Белишина А. А. Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных

Социализация ребенка с ОВЗ благополучно совершается в коллективной работе и общении с другими людьми.

ребенок, урок, работа, ограниченная возможность здоровья, социальная адаптация детей, социокультурная реабилитация, внеурочная деятельность, музыкальная радуга, проектная деятельность, русский язык.

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность

коллективная работа, коллективная деятельность, изобразительное искусство, ребенок, учитель, положительное влияние, коллективная творческая деятельность, совместная деятельность, коллективная

Мы в своей практике воспользовались реализацией известного концептуального подхода к развитию и социализации личности с помощью вовлечения в коллективную художественно-творческую деятельность.

В данной статье описаныорганизационно-педагогические условия коллективнотворческих дел (КТД) младших школьников во внеурочной деятельности. Ключевые слова: организационно-педагогические условия, КТД, младший школьник, методы, приёмы.

Цели мероприятий: — развитие интеллектуальной и творческой личности ребенка, способной на самостоятельную выработку идей, готовой к

Художественно-коммуникативные методы и приемы ведения мероприятия осуществляются в форме КТД (коллективное творческое дело).

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования.

Кроме того, все это способствует обогащению и развитию речи детей [6]. Практическая творческая деятельность детей организована таким образом, чтобы…

В соответствии с поставленными задачами, актуальным становится применение методики коллективных творческих дел (КТД) во внеурочной деятельности суворовцев.

Библиографическое описание: Белишина А. А. Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных

Социализация ребенка с ОВЗ благополучно совершается в коллективной работе и общении с другими людьми.

ребенок, урок, работа, ограниченная возможность здоровья, социальная адаптация детей, социокультурная реабилитация, внеурочная деятельность, музыкальная радуга, проектная деятельность, русский язык.

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность

Источник: https://moluch.ru/archive/108/26096/

Каждое Дело – с пользой, иначе – зачем?

Каждое Дело – с пользой, иначе – зачем? Каждое Дело – людям, иначе – зачем? Каждое Дело – творчески, иначе – зачем? МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ

Коллективное Творческое Дело (КТД) — один из типов форм организации воспитательной деятельности. Важнейшие особенности: практическая направленность, C коллективная организация, C творческий характер. C Основополагающий элемент методики выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко

А. С.

Макаренко считал, что в каждом КТД решается целый «веер» педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Методику Макаренко в 50 -е годы XX века адаптировал к условиям школ и внешкольных учреждений Игорь Петрович Иванов – доктор педагогических наук, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, автор коммунарской методики. В 1959 г. он создал Коммуну юных фрунзенцев – районную школу пионерского актива, в 1963 г. – Коммуну им. А. С.

Макаренко, содружество студентов, увлеченных идеями великого советского педагога. По примеру ленинградцев коммунарские отряды стали возникать по всей стране.

Коммунарство – это искренняя деятельная забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, это социальная активность и рыцарское служение добру, это творчество и демократизм, товарищество и дух свободы.

«Каждое КТД есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно Дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.

Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе.

Оно — творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивнооздоровительные» . (Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994)

ИТАК, Суть каждого Дела – Забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Дело это – Коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами как их общая забота.

Дело это – Творческое Коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. . .

Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни!

Организационными постулатами и методическими идеями технологии КТД являются: üсочетание индивидуального и коллективного творчества; üколлективная организация единого дела; üдобровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности; üответственность каждого за результат общего дела; üтворческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее генерацию новых идей; üсамосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива под влиянием творческих и одаренных лидеров.

Этапы подготовки и проведения КТД: 1 Этап — задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником — взрослым и ребенком.

При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «продажа идей», «мозговой штурм» (атака), когда предлагается много невероятных идей.

2 Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы «совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.

3 Этап — оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения — театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

4 Этап — распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи…; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.

5 Этап — Проведение самого дела: -Сбор гостей, различные действия в преддверии события; -Торжественное начало, «зачин; — Основная часть; — Финальная, завершающая часть. 6 Этап — Подведение итогов.

Сначала — среди всех участников (по кругу или избранно все высказывают свое мнение: что было хорошо, что — не очень и как надо было делать). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами.

Проектируется деятельность на будущее.

Планирование КТД 1. Кто? Участники, зрители, жюри 2. Почему? Определение актуальности, необходимости 3. Когда? Определение временных рамок (сроки, продолжительность) 4. Где? Определение возможного места проведения мероприятия (помещение, свежий воздух) 5. Зачем? Определение целей и задач 6. Что? План мероприятия, его краткое описание 7. Как? Подробное описание мероприятия

Конструируем КТД! Делимся на группы (по 3 -5 чел. ) 1. «Опыт» Давайте вспомним те КТД, которые вам уже известны. Задание: за 3 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить его и ответить на вопросы других групп. Группы по очереди оглашают свои перечни.

Все участники записывают новые для себя формы и возникающие по ходу ассоциативные идеи. Группы могут задавать другу вопросы о содержании и особенностях проведения названных дел.

Ведущий имеет право исключить из перечня просто названия событий, не обозначающие никакой формы и содержания (например, биологическая неделя), а также родовые названия форм без конкретного уточнения их вида (например, фестиваль, праздник, вечер и т. п. ). Ведущий фиксирует количество названных группой дел.

Следующие группы не повторяют то, что уже названо, но говорят – какое количество дел было в списке первоначально. Списки дел группы сдают ведущему. Ведущий предлагает дополнить общий перечень, если удалось вспомнить еще что-то.

Конструируем КТД! 2. «Вариация» Некоторые формы КТД могут иметь множество различных вариантов. Например, такие, как путешествие, турнир, прессконференция, фестиваль и т. п. Задание группам: за одну минуту предложить как можно больше различных вариантов одной из форм КТД. Предлагать уже прозвучавшие на 1 этапе дела группы не должны.

Количество названных группами вариантов опять фиксируется. Набранные очки прибавляются к заработанным на предыдущем этапе. Группы также имеют право задавать другу вопросы о том, как может выглядеть то или иное предлагаемое дело. 3.

«Идеи» Отличительные признаки сюжетно-ролевых КТД: — наличие сюжета, по которому развиваются «события» ; — роли, выполняемые участниками; — правила игрового поведения.

Конструируем КТД! Что может стать основой для выбора сюжета? 1. Учреждения или их комплексы. Например, мастерская, академия, город и т. п. Представить себе, как можно «сыграть» в это учреждение ( Зелёная аптека) 2. События реальной жизни.

Например, фестиваль, пресс-конференция, путешествие и т. д. 3. Предметы. Например, шкатулка — музыкальная. Открывая ее, знакомишься с музыкальными произведениями различных жанров. Или журнал, перелистывая страницы которого узнаешь много интересного.

Задания (последовательно): — придумать/выбрать 3 -5 слов- ассоциаций к понятиям «учреждение» , «событие» , «предмет» ; — составить предложение из слов-ассоциаций (взять по одному из каждого ряда) или несколько предложений; — из всех предложений выбрать наиболее понравившиеся и составить из них связный рассказ (сказку, историю и т. д. ) – это и будет сюжетом, идеей дела;

Конструируем КТД! — по составленному рассказу определить название дела; — ответить на вопросы: Что? (Какое будет дело, его форма) Где? (Место проведения дела) Когда? (Время проведения) Для кого? (Аудитория, предполагаемые участники дела) Зачем? (Полезность дела для ребенка и вожатого) Как? (Метод подготовки дела) 4.

«Защита идей» По принципу «вертушки» делегаты от каждой команды отправляются в другие команды, где в течение 3 х минут кратко рассказывают идею своего КТД, отвечают на вопросы, выслушивают комментарии и пожелания по доработке идеи. 5.

«Совершенствование» Делегаты возвращаются в группы, докладывают о мненияхпожеланиях других групп, на основе которых группа дорабатывает идею и содержание своего КТД и готовит его презентацию.

Конструируем КТД! 6. «Презентация» Группы презентуют свои КТД: Представитель группы называет все три карточки, говорит, какую идею группа выбрала для разработки, излагает сюжет и содержание КТД.

При защите необходимо отразить следующее: — назвать форму, указать возраст и количество возможных участников; — сформулировать задачи дела, объяснить, чем это дело может быть интересно и полезно ребятам; — изложить замысел-сюжет, примерное содержание дела; — охарактеризовать возможные способы подготовки дела.

Читайте также:  Специфика технического перевода документов

После чего группы оценивают предлагаемое КТД по заданной ведущим шкале баллов (например, 1 -5), по каждому из параметров: — оригинальность замысла, — полезность предлагаемого Дела, — возможность воплощения на практике.

Конструируем КТД! По окончании презентации ведущий подводит Итоги: называется «группа-лидер» каждого этапа и «абсолютный чемпион»; обращается внимание участников на общий перечень КТД, составленный в ходе работы; акцентируется внимание на особо интересных идеях и предложениях. 7.

«Коллективный анализ» На общее обсуждение выносятся вопросы: — есть ли у участников удовлетворение от проделанной работы; — чем интересен и полезен данный творческий метод, что нового узнали и открыли для себя участники в ходе занятия; — кого из участников лучше узнали или увидели с новой стороны, кого отметить, поблагодарить; — что можно было бы сделать по-другому и т. д.

Творите – ВМЕСТЕ! С ПОЛЬЗОЙ! С УДОВОЛЬСТВИЕМ! Удачи!!!

Источник: http://present5.com/kazhdoe-delo-s-polzoj-inache-zachem/

Статья на тему: Технология коллективно — творческой деятельности (КТД)

Технология коллективно — творческой деятельности (КТД) .

 «Каждое дело — творчески, иначе – зачем!

 Каждое дело — с пользой, иначе — зачем?

Каждое дело — людям, иначе — зачем?»

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой могут воспитываться  способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности коллектива, надо подходить к процессу  творчески.

           Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов 20-го столетия Игорем Петровичем Ивановым, профессором, доктором  педагогических наук Российской Академии образования. О методике И.П.Иванова современные педагоги говорят — “педагогика сотрудничества”, «педагогика общей заботы», “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”.

     В современном мире, коллективно-творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого воспитанника, поскольку является способом организации , наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Именно, организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и есть технология коллективного творческого воспитания.

Технология коллективно-творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.

 Ее цель: — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Основными задачами КТД  являются:

  • Формирование и развитие коллектива;
  • Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
  • Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
  • Обучение правилам и формам совместной работы.
  • Реализация коммуникационных потребностей детей.

В процессе КТД развиваются все стороны личности:

  • познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),
  • эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),
  • действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Планируемые  результаты:

  •  Ребенок  является  участником  коллективной  деятельности.  Знания  и умение одного является  достижением  всех.
  • Действия каждого ребенка находятся в связи с действиями других  детей, что повышает личную  ответственность при выполнении общего дела
  • У ребенка появляется  желание работать  над  собой, совершенствуя свои навыки, умения и приобретать новые знания

  Пять условий педагогического успеха.

Первое условие —  общая забота.

Надо научиться включать каждого воспитанника, как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям;  в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.
Второе условие — единство уважения и товарищеской требовательности.

 Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника  общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность. 
Третье условие — единство мыслей и действий, воли и чувств.

Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.
Четвертое условие — единый коллектив.

Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.
Пятое условие — творчество, а не шаблон.

Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.

  Методика организации и проведения КТД.

Создание мотивации ребенка для участии в КТД

Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать.

В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы.

 Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.

 Мотивы ребенка:

Потребность в коммуникации.

Выполнение  КТД для того, чтобы принимать участие в других делах.

Желание выиграть (дух соревнования).

Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).

Осознание развивающей роли КТД.

Осознание социальной роли КТД (необходимости  КТД для других).

Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей — так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.

Существует три основных типа КТД:

БТД (большое творческое дело) требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

МТД (малое творческое дело)  не требует предварительной подготовки от участников — все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

  Организационные моменты КТД.

Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть. Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть. Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.

Наиболее часто встречающиеся задачи.

1. Реклама дела.2. Подготовка материалов для участников дела.3. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для «Зарницы»).4. Оформление места проведения дела.5. Подготовка жюри, критериев судейства и подручных материалов для жюри (к примеру, таблички с оценками на КВН).6. Подготовка призов победителям.7. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту).8. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела.

9. Организация прессы: фото, видео, статьи.  

Технология коллективно — творческого деятельности — как эффективный способ формирования школьной агитбригады « Жизнь»

 В своей  творческой и воспитательной работе я использую различные методы, приемы, способы, но особо эффективным, на мой взгляд,  воспитательным средством формирования и развития школьной агитбригады «Жизнь» – стала технология коллективно-творческого дела (КТД).

Агитация — важнейшая составная часть воспитательной работы, одно из испытанных средств побуждения людей к активному действию.

Пропаганда – распространение идей. Пропаганда — комплексное средство формирования личности.

Агитбригада – организационно–творческая форма существования агитколлектива, в состав которого входит от десяти до двадцати человек, обладающих определенными творческими способностями

Цель агитбригады «Жизнь» – формирование отношения и профилактическая пропаганда детским коллективом здорового образа жизни у учащихся.

Задачи:

1.Способствование созданию сплоченного детского коллектива на принципах самоуправления.

2.Формирование у детей инициативы, коммуникативных навыков, активности и самостоятельности.

3. Развитие творческой инициативы у учащихся в пропаганде здорового образа жизни.

Общие положения

Отряд является добровольной организацией учащихся общеобразовательной школы, организуемой в целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствования нравственного воспитания, повышения правосознания детей и подростков.

Деятельность отряда основывается на соблюдении законодательства РФ, конвенцией о правах ребенка, Законом об образовании РФ, локальными актами, решениями настоящего положения.

Отряд сформирован из числа учащихся школы 5-8 классов, желающих принять участие в его деятельности.

Отряд утверждается на организационном собрании инициативной группы, которое избирает командира и членов штаба отряда.

Прием в члены отряда производится общим собранием отряда на основании личного заявления вступающего.

Руководство отряда:

​ Утверждает, планы и заслуживает отчеты о деятельности отряда;

 Принимает меры к поощрению наиболее отличившихся членов отряда;

​ Проводит конкурсы и смотры работы отряда;

 Изучает и распространяет опыт лучших отрядов;

 Оказывает практическую помощь в совершенствовании работы отряда

Меры поощрения :

За активное участие в мероприятиях, проводимых отрядом, члены отряда могут поощряться: объявлением благодарности, награждением Почетной грамотой, вручением подарка.

Советом отряда могут устанавливаться иные формы материального и морального поощрения

Технология КТД предполагает прохождение нескольких взаимосвязанных этапов коллективного творчества:

1.Предварительная работа.

Организационное заседание агитбригады.  Составляется модель, образ будущего КТД. учитель анализирует сложившуюся обстановку в классном коллективе, определяет основную идею КТД (тему проведения мероприятия), его форму, участников. Учитель проводит стартовую беседу, «зажигает» воспитанников интересным и полезным делом.

2.     Коллективное планирование КТД.

 Проводится на общем собрании или в микрогруппах. Составляется план работы, решаются вопросы: что и для кого будем делать?, кто будет участником?, кто и кому будет помогать?

3.     Коллективная подготовка КТД.

Самый сложный и ответственный этап — распределение поручений  . Создается специальный орган — Совет дела, в который входят  представители каждого микроколлектива. Начинается работа по воплощению общего замысла, при активном участии учителя.

4.      Проведение КТД.

Предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от нескольких минут до целого дня. Главное для учителя на этом этапе – создание психологического комфорта в коллективе.

5.     Подведение итогов КТД.

Происходит на общем  собрании, где участники агитбригады размышляют и высказывают свое мнение: что было хорошо и почему? что не удалось осуществить и почему? что предлагаем на будущее? На этом этапе, для учителя, главное отметить все положительное и его должно быть больше, чем негативного, а также наметить перспективы позитивного развития школьного коллектива и отдельных личностей.

Виды  коллективно —  творческих дел, использованных в работе агитбригады «Жизнь» 

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С.

Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления.

КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Читайте также:  Великие гитаристы-виртуозы

Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности,  заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (организация трудовой акции «Сделаем наш мир чище»).

Цель: формировать потребности в познании.

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (, Турнир-викторина «Правила дорожного движения, достойны уважения» ).

Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека ( Теаральное выступление «Я выбираю Жизнь» Организация фотовыставки «Береги природу»)

Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (Флешмоб «Скажи вредным привычкам «Нет»).

  • Общественно-политические КТД.

Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (Выступление агитбригады: «Азбука здоровья» Для 1-4 кл, «Сделай выбор- сам!», «Полезные и вредные привычки” ( 7-8 класс), «В здоровом теле – здоровый дух»( 5-6 класс)

        Организаторские КТД. 

Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной — организаторской деятельности (газета-«молния», помещения материалов на сайте школы день рождения коллектива, коллективное планирование,  чередование традиционных поручений).

 Заключение:

Групповая деятельность воспитанников — это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни.

Более полувека изучаются, разрабатываются и распространяются  идеи, положенные в основу коллективного творческого воспитания.

Вызовы современности всё настойчивее требуют преодоления формализма в воспитании, а, значит, неуклонно будет расти интерес к способам организации творческой жизнедеятельности, к воспитательным отношениям творческого содружества поколений.

Используемая литература:

Федеральные законы:

1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012).

Основная  литература:

1.Беляев А.Б. Формы обучения методике коллективной творческой деятельности. — М., 1989.

2.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1988.- 124 с.

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов // Вожатый.- 1988.- № 6.- С. 20-33.

 3. Иванов И.П. Два подхода к воспитанию // Вожатый. — 1980.- № 1. — С. 20-23.

 4. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2017/01/19/tehnologiya-kollektivno-tvorcheskoy

Проблема содержания современного образования

Современная система российского образования далека от совершенства. И проблем назрело, увы, действительно много. Проблема содержания образования – одна из самых злободневных. Это не могут не понимать в министерстве, иначе зачем в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку выпускникам предлагаются для анализа тексты, где эта проблема является основной? Так, в 2009 г.

в КИМах появился сокращённый вариант статьи Игоря Ботова [3], в которой автор с горькой иронией замечает, что у школьников пропадает интерес к знаниям. Знания не обогащают, а наоборот, тяготят их, образование становится для них тяжким грузом, и они хотят быстрее сбросить его со своих плеч.

Дети не чувствуют «сродства души с изучаемым предметом» [3], не понимают, зачем нужны эти знания в будущем.

После публикации отрывков статьи «Воспитание» И.П. Ботов саркастически констатирует: «Удивительно, как могут составители программ, как не боятся обнажать свои огрехи, что публикуют мою статью. Ведь, если я — прав, то их всех нужно уволить» [3].

Известный писатель и публицист В.М. Розин тоже утверждает, что наше образование нужно менять. С течением времени изменяется всё: наша жизнь, быт, даже мы сами, а школа почему-то остаётся неизменной.

Содержанием сегодняшнего образования не довольны все: и учителя, и ученики, и родители. По мнению В.М.

Розина, школа гасит все новообразования, а она призвана формировать творческую активность, сам ученик при этом должен постигнуть традиции, духовные ценности, знания, пригодные в будущем [4].

Приведу конкретные примеры. До сих пор не понимаю, зачем изучаются в средней школе синусы, косинусы, тангенсы, логарифмы, производные… Когда-то я блестяще решала алгебраические задачи, знала все тригонометрические тождества, легко извлекала квадратные корни. Была лучшей ученицей в классе.

Теперь у меня высшее педагогическое образование. Но ни одна формула не пригодилась мне ни в институте, ни в моей работе. Ни в жизни. В голове остался какой-то каламбур, вроде: «тангенс косинуса, умноженный на котангенс арксинуса…».

Зачем это учителю русского языка и литературы, воспитателю детского сада, врачу, юристу, экономисту, администратору, повару, механизатору, продавцу?

Моя дочь окончила 8 классов, через год ей сдавать ГИА, по поводу чего уже закуплены «нужные» книжки. Учитель математики комментирует: «Учебник, по которому мы занимались, не прошёл экспертизу, в нём нет таких заданий, которые бывают на ГИА и ЕГЭ. Я купила новый учебник, где есть подобные задания: оказывается, это профильный уровень. Будем изучать математику углублённо».

Зачем? Если бы это была городская школа с математическим уклоном, которая выпустит будущих учёных, способных сказать новое, важное для человечества, слово в науке, то понятно… Но наша-то школа – самая обыкновенная сельская «СОШ». Что интересно, вместо ответа на вопрос зачем? учительница только смущённо улыбнулась и … пожала плечами.

А потом сказала: «Чтобы сдать экзамен!»

К содержанию обучения русскому языку тоже много претензий как у педагогов, так и у школьников. Около полутора лет назад я ЗАСТАВЛЯЛА ЗУБРИТЬ своих учеников, что такое парцелляция, оксиморон, эллипсис и проч.

И приводить примеры этих средств из текста. Год назад мои выпускники сдали экзамен. Сегодня ни один из них не помнит значения названных слов. Эти знания им попросту «не пригодились», как мне математические формулы, а потому и забылись.

Наверное, это касается каждого школьного предмета…

Нынче пятиклассники спросили меня: «Что такое ГИА?» На что я ответила: «Это такой …Змей Горыныч с тремя головами, которые должен отсечь девятиклассник в конце учебного года. Первая голова – тест, вторая – изложение, а третья — сочинение». Объяснение понравилось…

По мнению большинства педагогов, участников районных и городских семинаров, ГИА и ЕГЭ не способствуют, а препятствуют развитию творческих способностей.

О каком творчестве может идти речь, когда мы учим детей ставить крестик в нужную клетку (Боже упаси тебя ошибиться!), писать сочинение по шаблону, руководствуясь одной целью – набрать как можно больше баллов! И от критериев – ни на шаг! Ученики не любят и боятся сдавать ЕГЭ. Поэтому я прямо говорю своим выпускникам: «ЕГЭ – это ваш враг.

Его надо победить, чтобы получить путёвку во взрослую жизнь. А чтобы победить, врага надо знать в лицо. Поэтому хорошенько подготовимся к битве». Так мы, учителя, работаем над «повышением качества образования»…

Вчера я встретила одного из выпускников прошлого года, который два дня назад пришёл из армии. Разговорились. Он спортсмен, физически здоров и крепок, а потому служил в элитных войсках МВД. Что из школьной программы по русскому языку ему там пригодилось? — Общение, общение, общение. И – грамотная речь.

Вот и получается, что большая часть знаний, навязанных образовательными учреждениями, оказывается непригодной в жизни. Поэтому необходимо изменить содержание современного образования, и «нужно срочно начинать создавать светлый мир будущего уже сегодня» [3].

Образование требует немало сил, терпения и усидчивости. Так пускай же они не будут напрасны!

Использованные источники

[1] http://si-sv.com/board/9-1-0-39

[2] http://citatu.com.ua/zh__zh_russo/

[3] http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/kritik/219719.html

[4] http://www.mpgu.edu/dopolnitelnoe_professionalnoe_obrazovanie

Сохранена орфография и пунктуация автора. 

Источник: http://pedsovet.su/publ/150-1-0-5062

*** Во имя Преподобного Сергия Радонежского *** — В гимназии 29.марта прошёл семинар «Использование КТД (коллективных творческих дел) во внеурочной деятельности при реализации ФГОС»

Каждое дело — творчески, иначе — зачем?

Каждое дело — с пользой, иначе — зачем?

Каждое дело — людям, иначе — зачем?

          29 марта в ЧУОО «Православная гимназия » был проведён Информационно — методический семинар на тему  Использование КТД (коллективных творческих дел) во внеурочной деятельности при реализации ФГОС.

          На мероприятии присутствовали руководители МО начальных классов, учителя начальных классов.школ города, протоиерей Роман Ескин. 

           Цель семинара: раскрыть возможности коллективной творческой деятельности при организации внеурочной деятельности учащихся младших классов. 

           Методические задачи: ознакомить с особенностями коллективной творческой деятельности как технологии;  приобрести практический опыт работы в данной технологии.

           Групповая деятельность воспитанников — это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Более полувека изучаются, разрабатываются и распространяются  идеи, положенные в основу коллективного творческого воспитания.

           Вызовы современности всё настойчивее требуют преодоления формализма в воспитании, а, значит, неуклонно будет расти интерес к способам организации творческой жизнедеятельности, к воспитательным отношениям творческого содружества поколений

          Семинар начался с приветственного слова директора гимнази Дьяченко Е.А. и молитвы.

           Стальная С.В. — руководитель МО, учитель начальных классов ЧУОО «Православная гимназия».рассказала о тхнологии коллективной творческой деятельности, об основных задачах и видах коллективных творческих дел; Мурадова А.

А — учитель начальных классов ЧУОО «Православная гимназия» — о стадиях коллективного творческого дела; Мамедова Р.Р. — учитель начальных классов ЧУОО «Православная гимназия» об условиях педагогического успеха, о влиянии КТД  на всех участников воспитательного процесса; Егорова М.В.

— учитель начальных классов ЧУОО «Православная гимназия» — об  организации и проведении КТД; учащиеся гимназии расказали гостям об одном из 12 главных праздников Православной Церкви — Сретение Господне, об истории возникновения и иконографии праздника.

По старинному народному обычаю в этот день выпекали из теста жаворонков, голубков, ласточек — предвестников весны. Гостям семинара былы вручены сладкие подарки — печёные  птички.

назад к списку новостей

Источник: http://gimnasia.ortox.ru/news/guid/1177835

Ссылка на основную публикацию