Порицательная речь зависти

Ложь, пустословие, сквернословие и клевета —4 вида отрицательной энергии речи

Существует четыре вида отрицательной энергии речи — ложь, пустословие, сквернословие и клевета. В начале — о лжи. Существует два вида лжи. Первый вид- активная ложь, то есть лживые слова, которые произносят при попытке защитить собственные интересы или себя самого

Существует четыре вида отрицательной энергии речи — ложь, пустословие, сквернословие и клевета. 

В начале — о лжи. 

Существует два вида лжи.

Первый вид- активная ложь, то есть лживые слова, которые произносят при попытке защитить собственные интересы или себя самого. 

Во втором случае тоже лгут, чтобы сохранить свои интересы или самого себя, но при этом хранят молчание, то есть правда умалчивается. 

Если же вы начнете выполнять практику полного воздержания ото лжи, то появится возможность увидеть явления такими, каковыми они являются на самом деле.

 

Невозможность восприятия явлений адекватным образом возникает из-за активизации энергии тамас. Тамас скрывает явления. Из-за этой энергии душа тоже как бы окутывается чем-то.

Когда у человека активизируется энергия тамас, то на первый взгляд, он может казаться окружающим красивым.

Но вокруг него появляется «стена», созданная этой энергией, которая не позволяет ему видеть то, что окружает его. Из-за этого он не может воспринимать явления так, как они существуют на самом деле.

А для того, чтобы стать счастливыми, нужно видеть вещи и явления так, как они существуют на самом деле, а также открывать подлинных себя. 

Важно освещать то, что окружает вас, с помощью света, который излучает ваш внутренний мир.

В таком случае можно будет воспринимать явления так, как они существуют на самом деле. 

Более того, чем больше (количества) энергии лжи накоплено, тем больше запаздывает материализация событий. Если запаздывает возвращение поступков (закон бумеранга), то становится трудно понять этот закон.

Из-за того, что происходит запаздывание возвращения энергии посланного вами бумеранга и из-за страха, который вызывает непонимание его Закона, происходит дальнейшее накопление плохой энергии.  В таком случае в момент, когда этому плохому бумерангу суждено будет вернуться, этот процесс будет очень тяжелым.

 

Когда говоришь ложь, постепенно сам перестаешь понимать, что является правдой, а что неправдой. И того, кто лжет, также обманывают.

Когда энергия тамас усиливается и окутывает вас, вы перестаете понимать, действительно ли то, что вы говорили, было ложью или таковой не являлось, и вы считаете это за правду. 

Таким образом, вы не понимаете, что есть истина и что есть ложь, вы не понимаете Закона бумеранга, накапливаете плохую энергию.

И причина такого развития событий — ложь. Таким образом, необходимо раскаяться в той лжи, которая была накоплена, и прямо с этих пор говорить правду.

Лучше обрести не показную, а подлинную красоту души за счет употребления только правдивых слов.

О пустословии. 

Под пустословием понимаются туманные, расплывчатые или ненужные слова. Эти туманные или же легкомысленные слова оказывают влияние на наши образы и загрязняют наше сознание. Если от души раскаяться в пустословии, то можно будет обрести предвидение, предчувствие вашего будущего, которое будет очень четким.  Таким образом, заповеди, связанные с речью, оказывают большое влияние на Мир Форм.

Эта вселенная включает в себя Мир Страстей или Мир Явлений, Мир Форм или Астральный Мир и Мир Без Форм или Каузальный Мир.  Мир Страстей, который включает в себя и мир людей, в котором мы живем — это мир, созданный материей. 

Мир Форм — это мир, который создан «тонкой материей» с преобладанием вибраций, это мир образов, который можно подразделить на Верхний Мир Форм и Нижний Мир Форм.

 

Мир Без Форм — это мир, который создан с преобладанием света, это мир информации. Его можно подразделить на Верхний Мир Без Форм, Средний Мир Без Форм и Нижний Мир Без Форм. Это строение тесно связано со структурой нашего сознания.

Информация о событиях и явлениях, которые существуют в Мире Форм, также передается и в Мир Без Форм. Все три мира взаимосвязаны и взаимозависимы. Когда информация из Мира Без Форм спускается в Мир Форм, она воплощается там в образах, которые ей соответствуют.

Затем образ проецируется на Мир Явлений, и происходит соответствующее явление. 

Вибрация слов имеет отношение к звукам, которые формируют Мир Форм. Если произносить много слов, которые не идут из души, то они будут загрязнять Мир Форм и в Мире Форм будет много ненужного.

Тогда будут происходить различные искажения и то, к чему стремишься, не будет материализовываться.

 Если же вы хотите жить по своей воле, то нужно убрать из своего лексикона все лишние слова и говорить только то, что необходимо. 

Возникает вопрос — что нужно делать тогда, когда вы находитесь в компании друзей, которые пустословят?  Постарайтесь не пустословить и не потакать им. Постарайтесь найти тему, которая имеет отношение к Закону обмена энергией (бумеранга) и постарайтесь рассказать об этом. 

О сквернословии. 

Сквернословие вызывает у собеседника антипатию. В результате вы навредите себе. Кроме того, вокруг вас собираются люди, которые также будут сквернословить, и это будет загрязнять их души.

 

Наверное, нет людей, которые добровольно согласились бы плевать в небо. Тем не менее, многие сквернословят.

 Сквернословить — это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к вам. 

Во-первых, нет ни одного человека, которому бы стало легче на душе оттого, что его обругали. Сквернословие приносит страдания собеседнику.

 Таким образом, создается цепь причин и следствий: те люди, которые часто и много сквернословят, подвергаются ругани со стороны других.

 

Эта причина обязательно воплощается, и если вы сквернословите, то обязательно придет время, когда вы будете страдать от того, что ругают вас. В основе сквернословия лежат такие скверные проявления души, как ненависть, гнев, зависть и т.д. 

И если посмотреть на Закон Истины, который говорит о том, что все является проявлением души, то, если сквернословишь, то превращаешь свой мир, то есть мир вокруг себя в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью и подобными проявлениями души.

Если это начинает происходить, то вы попадете в очень жестокие и суровые человеческие отношения.  Итак, следует раскаяться в  сквернословии, и вернуться к духовно богатой жизни.

  Если кто-то узнает, что вы когда-то сквернословили по его поводу, у него появится сильное чувство подозрения по отношению к вам.

  Если вы хвалите какие-то хорошие стороны других, то лучше хвалить в глаза, хотя можно хвалить и в отсутствие человека, ему будет очень приятно, когда он от кого-нибудь узнает о вашей похвале.

Четвертая негативная карма речи — клевета. 

Она происходит из-за чувства зависти, тогда, когда вы завидуете чьему-то счастью. Именно это проявление души — основа клеветы.  Душа, которая не может радоваться счастью других и сама не может стать счастливой. В клевете следует раскаяться.

 В случае с клеветой в душе рождается чувство зависти, чувство ревности, а если существует зависть, то, как сопутствующее проявление души, также присутствует ненависть.

Те, у кого в душе ненависть, постепенно строят стену в своем сознании и отгораживают себя от других.  

Клевета вызывает вражду между людьми, порождает причину, по которой в эту вражду будете втянуты и вы сами. Клевета создает причину для одиночества. Чтобы избавиться от внутренних и внешних условий, которые возникают из-за клеветы, полезно заниматься исповедью — раскаянием, чтением молитв, причащением в церкви.

Когда за счет раскаяния очистится душа, появится возможность от всей души хвалить действия, слова и мысли собеседника, вокруг вас будет спокойствие и гармония. И ваши слова будут способствовать гармонизации в отношениях между людьми, ваша душа обогатится, и стена в общении будет разрушена.

 

Говорите правду, не говорите ненужных слов и говорите так, чтобы ваши слова были нежными и мягкими.

Кроме того, воздержание от слов, которые могут привести к вражде между людьми, излечивает болезни души и расширяет ее.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/59413-lozh-pustoslovie-skvernoslovie-i-kleveta-4-vida-otritsatelnoy-energii-rechi

Злоречие (Злая речь) Злоречивый

     Злоречие  как качество личности – склонность  говорить обо всём вокруг зло и дурно, оскорблять и обвинять других во всех грехах.

    Злоречие со смертью рядом ходит.  Если в человеке проявлено такое качество личности как злоречие, значит,  он недалеко от смерти стоит. Недаром в санскрите злую речь называют  «дурукти».  Злоречивый человек разрушает, уничтожает сам себя. Своеобразный самоубийца.

  Когда человек выплёскивает из себя злую речь, у него в этот момент происходят негативные изменения в сознании, в разуме, он начинает глупо действовать, принимает скоропалительные решения, делает неправильные выводы, самооскверняется, расстраивает все функции своего организма.

   Для злоречия нет других причин, кроме невежества. Злоречивый человек всецело находится под влиянием энергии невежества. Произнося злые слова, человек наполняется только плохим.

 Вообще злоречие – признак грязного сердца.  Злоречие неминуемо ведёт человека к деградации. Распыляя злую речь, человек разрушает себя и других.

     Фалласий Сирийский говорил: «Злоречивая душа имеет трезубчатый язык: она вредит самой себе и слушающему».

     «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф.4:31). «А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол.3:8).

     Люди понимают и принимают только благожелательную, уважительную, спокойную и приятную речь. Если человек говорит с добротой, его понимают все. Когда человек говорит со злостью, его никто не понимает.

У каждого, в свою очередь, возбуждается своё эго, которое в ответ на злую речь занимает оборонительную позицию, ощетинивается и заряжается протестным настроением.

Реакцией на злоречие может быть только ответная  злость, выраженная опять же в злых словах.

    Речь злоречивого на сто процентов состоит из злости.  Злая речь не тождественна грубой. Грубая в определённой среде может восприниматься нормально, привычно Злая речь всегда неприятна. Эта её отличительная особенность.

    Избавиться от злой речи необычайно трудно, ибо она является следствием слабого, осквернённого, завистливого разума. Выкорчевать из себя эту напасть можно только, культивируя развитие разума в направлении благости и благородства.

     Человек должен дарить счастье своим голосом. Если речь не ласкает слух, значит, она делегирована злоречием. Даже если человек говорит о чём-то тяжёлом,  всё равно этого человека приятно слышать. Это качество мудреца.

      Психолог Олег Торсунов утверждает, что мудрец – тот, кто даёт счастье своим голосом. Поэтому если мы избавляемся от злой речи, то тогда приобретаем друзей вокруг себя, и второе – мы избавляемся от всех болезней.

     Когда мы сыплем злыми речами – это приговор для нас. Это значит, что с нами  неминуемо произойдёт какое-то плохое событие. А когда мы слушаем злую речь — это экзамен. Важно не что слышишь, а как на это реагируешь. К чужому злоречию нужно относиться спокойно. Экзамен сдан, если на злую речь человек реагирует именно спокойно.

      Нужно подумать: — Наверное, я это ранее заслужил, что на меня сейчас обрушивается поток злоречия.  Осознав эту мысль, злые слова автоматически отскакивают от сердца, не возникает желание ответить на злую речь точно также.

    Но человек, который говорит со злостью, он всегда отвечать будет за свои слова. Всегда, даже если он прав, даже если он справедливое что-то говорит, но со злостью, он всегда будет отвечать. Всегда. Поэтому когда ты со злостью говоришь,  значит, будешь отвечать за это, и ты стоишь рядом со смертью.

    «Мы предаемся злоречию и злословию, не разумеем, что слова, которые теперь произношу, станут против меня в день Суда, пресекут мне путь, и сделаются как бы стеною, чрез которую нельзя перейти». ( Василий Великий, 6, 100).

     Злоречие – родная сестра злословия и злоязычия.  Что такое злоязычие? Это — склонность  к злым, отрицательным суждениям, к злым пересудам, клевете, злоречию.

     Встречаются две гадюки. Первая спрашивает вторую: – Слушай, а я ядовитая?- Еще бы, ведь ты гадюка. А что?- Ну, все, тогда мне хана. Я язык прикусила.

     А что понимается под злословием? Это — склонность вести речь об отрицательных качествах и недостатках человека  в его отсутствие, используя оскорбления, наветы и посягательства на унижение его чувства достоинства и причиняющие ему вред.

      Гораций писал:

Если заочно злословит кто друга или, злоречье

Слыша другого о нем, не промолвит ни слова в защиту;

Если для славы забавника выдумать рад небылицу

Или для смеха готов расславить приятеля тайну:

…вот кто опасен, кто черен! Его берегись!

      У Фаины Раневской есть замечательное высказывание о людях, для которых злоречие и злословие такое же обычное дело, как мытье рук, завтрак или сон: «Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты».  Эти люди, занимаясь злоречием, всегда находят себе оправдания: «Я никого не осуждаю, просто говорю, что думаю».  Для этих людей пустой звук, что говорить о других за глаза, подличать за их спиной некрасиво и непорядочно.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 436 всего, 1 сегодня)

Источник: https://podskazki.info/zlorechie-zlaya-rech/

Ок речь красная и речь фиолетовая. как сделать свою речь образной, выразительной, яркой, сильной, красивой, убедительной и эмоциональной?

(По итогам встречи Ораторского клуба 20 мая 2014 г.)

Чему учимся сегодня? Наверняка вы неоднократно слышали рекомендации ораторам говорить ярко, выразительно, эмоционально.

Легко сказать! Но что именно нужно делать, чтобы речь была яркой, выразительной и эмоциональной? Предлагаю вам далеко не единственный и не исчерпывающий, но тем не менее простой и действенный рецепт, как сделать свою речь образной, выразительной, яркой, сильной, красивой, убедительной и даже эмоциональной. Рецепт элементарный. Называется «разнообразная лексика».

Предлагаю вам с помощью упражнений расширить свой «кругозор оратора» и подружиться с непривычными словами, фразеологизмами и крылатыми выражениями.

Слова

Упражнение: «Мне понравилось» Цель упражнения: разнообразить свои привычные позитивные оценки и способы выражения радости, восторга, удовольствия, тем самым сделав свои высказывания интереснее для окружающих.

А по-простому, хочу услышать от вас, как от ораторов, что-нибудь кроме «Было круто» и «Зашибись». Упражнение можно выполнять как в компании, так и самостоятельно. Вспомните, пожалуйста, то, что вам в последнее время действительно, по-настоящему понравилось. То, что вас задело и впечатлило.

Это может быть все, что угодно: книга, фильм, игра, блюдо, танцевальное па, событие, необычная или красивая вещь, идея, бизнес-идея, явление природы.  Все, что пожелаете. Затем, мы по очереди называем вслух то, что нам понравилось. И с помощью нескольких слов делимся своим восторгом с окружающими.

Главная задача: сказать от души, но по мере возможностей не повторять слова и выражения, произнесенные до вас.

Например:

  • Мне понравился концерт легендарной американской группы KORN. Это было долгожданно, очень бодро и незабываемо.
  • Мне понравилось, как к 9 мая украсили Троицкий мост, часто-часто по всей длине моста были повешены чередующиеся красные, синие и белые флаги. Торжественно, величественно, впечатляюще.

Выполнив это нехитрое упражнение несколько раз, вы сможете собрать свой ряд слов для выражения положительных эмоций. Как минимум: потрясающе, феноменально, феерично, я в восторге, невероятно, выше всех похвал, до слез, взрыв эмоций, увлекательно, умопомрачительно, непревзойденно. Проанализируйте, какие слова вы использовали.

Основной вывод: В чем секрет бытового красноречия?
А) Неравнодушие. Проще сказать красиво и интересно о чем-то, если вы к этому неравнодушны. Помните об этом.
Б) Слова из-за пределов зоны комфорта.  Вашей или аудитории. Порой это важно для привлечения внимания.

И поймите меня правильно, я рекомендую вам использовать не какие-то извращенные слова, высокий стиль и поэтичные формы. Нет, я рекомендую вам владеть максимально широким спектром слов, выбирая нужное в зависимости от ситуации.
Где-то стоит сказать, что описываемое вами событие было фееричным и умопомрачительным.

А где-то вам как оратору пригодится то самое «Зашибись!». Есть анекдот про учительницу русского языка, которая, когда первый раз прыгала с парашютом, была сильно потрясена, весьма удивлена и крайне обескуражена, но вслух почему-то кричала по-другому.

Не уподобляйтесь героине анекдота, контролируйте то, что вы произносите в любой ситуации.

Выбор лексики зависит от контекста и цели вашего публичного выступления. Но чем больше разномастных слов в вашем речевом пространстве, тем вы сильнее как оратор.

Фразеологизмы

Во что складываются слова? В словосочетания. Простые словосочетания и предложения, я уверена, вы сможете сложить из без меня. Есть особенные словосочетания.

Всегда ли 2+2=4? Вовсе нет! Наверняка вы знаете про эффект синергии, про химические реакции, про то, сочетание двух элементов порой дает результат, превосходящий просто их сумму. То же самое бывает и со словами.

Порой в языке 2 слова, оказавшись рядом, теряют свой первоначальный смысл и вместе обретают новое значение. Так рождаются фразеологизмы. Очень важные друзья и помощники оратора.

Примеры:

  • Они постоянно ссорятся = они живут как кошка с собакой.
  • Мне было некомфортно = я чувствовал себя не в своей тарелке.

Можно ли обойтись без фразеологизмов? Разумеется.
А зачем же тогда использовать фразеологизмы в речи, если их можно заменить и одним/другим словом? Ответ очевиден.

Фразеологизмы и фразеологические обороты наполняют речь яркостью, эмоциональностью, образностью и экспрессией. Кроме этого, язык становится более живым, речь – емкой, приобретает различные оттенки иронии и шуток, усмешек и упреков, любви и ненависти и т.д.

  Речь делается яркой, звонкой, со вкусом и ароматом. А это ли не то, что нужно оратору?

Упражнение: Выбрать из списка (вспомнить или придумать) фразеологизм, который вам нравится и рассказать всем нам какой-нибудь факт о себе, употребив этот фразеологизм.
Примеры:

  1. допустим, я выбрала фразеологизм «плевать в душу». Из Высоцкого: «Я не люблю себя, когда я трушу. Я не терплю, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу,

    Тем более, когда в нее плюют».

  2. Из предложенного участниками встречи:

Крылатые выражения

Крылатые выражения – это устойчивые фразеологизмы образного или афористического характера, вошедшие в лексику из исторических либо литературных источников и получившие широкое распространение благодаря своей выразительности.

Крылатые выражения – благородные предки современных нам мемов. Источниками крылатых выражений могут быть мифы, фольклор, литература, публицистика, мемуары, речи известных людей.

Крылатой мысль зовут не только потому, что она летит, но и потому, что она зовет в полет.

История происхождения многих знаменитых выражений связана с публичными выступлениями. Это знаменитые, легендарные речи. Поэтому для нас как для ораторов некоторые крылатые выражения представляют двойной интерес.

Упражнение: Прочитайте и перескажите со сцены (или просто друзьям) сюжет о происхождении некоторых любопытных крылатых выражений.

Например:

  • Карфаген должен быть разрушен

Источник: http://www.oratorclub.com/kak-sdelat-svoyu-rech-obraznoj-vyrazitelnoj-yarkoj-silnoj-krasivoj-ubeditelnoj-i-emotsionalnoj/

Зависть. Откуда она берется?

А ведь у этого порока есть корни. Каин и Авель. Каин позавидовал Авелю. И хотя Бог внушал изгнать из своего сердца недоброе чувство, Каин позвал в поле Авеля и убил его.

Бог проклял Каина и заставил скитаться по земле. У него были дети, которые, как и отец, были злы и завистливы.

Зависть порождает ненависть, а это еще более страшное чувство, не потому ли у нас сейчас убить человека ничего не стоит.

Если человек замечает в себе этот порок — это умный человек. А если он пытается изгнать его из себя — это мудрый человек. Слышала разговор двух тетенек — «Вторую шубу себе купила (это про третью). Куда ей столько?» Ну кому какое дело куда, сколько, зачем.

Зависть рождает сначала маленькое зло, потом большое, а затем и неистребимую ненависть.
Конечно, наш мир не совершенен. Но ведь есть не преложные истины.

Все они изложены в Библии, и если бы… Но если бы не происходит, а происходят войны мелкие и крупные, борьба за землю, желание оттяпать кусок земли у соседа и т. д. Мы, как маленькие дети, которым все время всего мало.

Помните детский рассказ про мальчика, которому мало было игрушек и он все забирал себе? Это ведь тоже зависть, зарождающаяся у маленького человека. Но только единицы признаются, что они кому-то завидуют. А те, кто лишены этого чувства — счастливые люди. Ведь чувство зависти гнетет, не дает спокойно жить, спать.

В русской литературе много сказок, высмеивающий этот порок. «12» месяцев, например. Но все они заканчиваются по-доброму. Отчего же люди (не все, конечно) что-то делят, чему-то или кому-то завидуют и даже не хотят этого понять.

«Не завидуй тому, что нельзя изменить» — золотые слова. Омар Хайям еще 1000 с лишним лет назад писал:

«Не оплакивай, смертный вчерашних потерь.

День сегодняшний завтрашней меркой не мерь,

Не былой, ни грядущей минуте не верь.

Верь минуте текущей — будь счастлив теперь»

Если следовать этому четверостишью — половина людей на земле несчастны. Зависть, как ржа изъедает человека изнутри. А выход есть — доброта. Научиться радоваться за других, приносить людям счастье, а не горе.

Разве это невозможно? Жить сейчас, а не когда будет куплена новая машина. Список можно продолжать до бесконечности. Я не говорю о новых покупках, необходимых вещах. Речь идет именно о зависти, которая везде и повсеместно.

Испытано на себе неоднократно, причем беспочвенно. Так, что диву даешься чему только может не позавидовать человек. Вы скажите «не так страшен черт, как его малюют». Это не так.

Завистью можно очень больно обидеть, можно развести семью, можно делать такие подлости, о которых и не думаешь. Так что это чувство далеко не безобидно, а в некоторых случаях даже опасно.

За примерами далеко ходить не приходиться. Просто позавидовала чужому счастью, просто разбила семью. А на самом деле никому это было не нужно. Из-за обыкновенной зависти можно убить человека.

«Сказка о царе Салтане…»-пример сплошной человеческой зависти. А кто извлекает из этого уроки? Небольшое количество людей. Думающих, добрых, иногда доверчивых.

Вот они как раз и счастливы, ни смотря ни на что.

«Ребята, давайте жить дружно», как сказал бы кот Леопольд и чаще заглядывать в себя — что там живет — зависть или добро, ненависть или любовь к людям

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/@karina113/posts/33204/

Из наследия Оптинских старцев. Зависть / Православие.Ru

Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов.

Преподобный Амвросий говорил о зависти:

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Завистливому угодить никак нельзя

Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:

«Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество

Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:

«Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».

Причина зависти

На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:

«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».

Как бороться с завистью

Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:

«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».

Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:

«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).

Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.

А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Заставлять себя делать добро

Преподобный Амвросий советовал:

«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе

Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:

«Кому завидуешь, за того Богу молись».

«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».

Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти

Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:

«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и получите пользу.

Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь.

Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».

Быть готовым к возвращению страсти

Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:

«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».

Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Источник: http://www.pravoslavie.ru/59244.html

Психоанализ о зависти — Современный психоанализ

Психоанализ о зависти

НарциссизмЛюдей, ни разу не испытавших зависть, не существует. Однако, открыто сказать другому, что ты завидуешь, может далеко не каждый. Зависть –одно из самых отвергаемых чувств в нашем обществе.

 

Слово «зависть» в русском языке возникло от слова «видеть». Предполагается, что возникло оно на основе представления о дурном глазе.

Многие современные люди, особенно россияне, до сих пор не расстаются с магическим представлением о мире, свойственным нашим предкам в племенных сообществах. 

Философский словарь дает следующее определение зависти:

Зависть – это порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем.

Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, добился успеха хитростью, а способности его – чистейшая выдумка и т. д. 

Чувства – это то, что есть, как, скажем восприятие запаха или цвета – разного запаха и разного цвета. Можно, конечно, сказать, что черный цвет хороший, а коричневый плохой, но мы так не думаем. Чувства- это то, чем мы отзываемся на разные раздражители, приходящие из мира или изнутри, и они, конечно, могут быть разными. 

 В русском языке зависть бывает разноцветная – черная и белая. Черная зависть – это желание обладать чем-то, что принадлежит другому, но с оттенком злобы, досады. А вот белая зависть – это желание обладать тем же, что у него есть, но при этом с оттенком восхищения что ли.  

Но всегда ли чувство зависти – порок, который надо скрывать от других? Независимо от цвета, чувство зависти может помогать человеку достигать успеха. Без чувства зависти невозможно испытывать его противоположность — чувство благодарность. 

Зависть — это очень ранняя, неизбежная и неутолимая сила внутри человека, которая заставляет завистливого человека реагировать на свое окружение определенным образом. У кого-то все равно есть что-то, что лучше, чем у меня, и это неизбежная правда жизни. 

 Чем лучше обращаться с завистником, тем хуже он становится. Это последнее наблюдение особенно важно, потому что оно неоднократно подтверждалось данными психопатологии.

Чем больше кто-либо стремится избавить завистливого человека от фиктивной причины его зависти, даря ему подарки и оказывая услуги, тем в большей степени этот кто-то демонстрирует свое превосходство и подчеркивает, как дешево ему обходятся подарки, которые он делает.

Даже если бы этот человек отдал завистнику все свое имущество, такое доказательство благородства унизило бы его, и он бы перенес свою зависть с имущества человека на его личные качества: и если бы объект зависти поднял завистника до своего уровня, тот бы нисколько не обрадовался такому искусственно установленному равенству. Он бы стал снова завидовать, во-первых, личным качествам своего благодетеля, а во-вторых, тому, что в условиях равенства его благодетель сохраняет память о своем прошлом материальном превосходстве. 

Социолог Гельмут Шок именует зависть «базовой антропологической категорией». Степень, в которой зависть является социальной, т.е. необходимостью, направленной на кого-то другого формой поведения, хорошо видна из того, что в отсутствие других завистник не имел бы возможности завидовать.

Однако, как правило, он явно отвергает любые взаимоотношения с тем, кому он завидует. Любовь, дружелюбие, восхищение — такое отношение к человеку включает ожидание взаимности и признания, оно стремится установить какую-нибудь связь.

Завистнику не нужно ничего из этого: кроме исключительных случаев, он не хочет, чтобы объект его зависти, с которым — при наличии такой возможности — он не вступал бы ни в какие отношения, признал его завистником.

Чистый акт зависти можно описать таким образом: чем более интенсивно и пристально внимание завистника к другому человеку, тем больше он замыкается в жалости к самому себе. 

Никто не может завидовать, не зная объекта зависти или, по крайней мере, не представляя себе его; однако, в отличие от других типов эмоциональных отношений между людьми, завистник не может ожидать взаимности. Он не хочет, чтобы ему завидовали в ответ. 

Завистник не очень заинтересован в том, чтобы что-либо ценное перешло из собственности того, кому он завидует, в его собственность. Он хотел бы, чтобы другого ограбили, лишили имущества, раздели, унизили, чтобы ему причинили боль, но он практически никогда не представляет себе в подробностях, как он мог бы завладеть состоянием другого. 

Завистник в чистом виде — не вор и не мошенник по отношению к объекту зависти. Кроме того, там, где зависть вызывают личные качества другого человека, его квалификация или репутация, вопрос о краже не может возникнуть; завистник может, однако, лелеять надежду, чтобы другой человек потерял свой голос, свои способности виртуоза, красоту или честь. 

Мотивы для зависти и стимулы, вызывающие это чувство, повсеместны, и интенсивность зависти больше зависит не от размера стимула, а от социального неравенства завистника итого, кому завидуют.а личностная зрелость, которая позволяет человеку победить в себе зависть, как представляется, достигается не везде и не всегда.

  Завистник, который должен каким-то образом примириться с проявлениями неравенства в его жизни, и объект его зависти, когда он пытается не обращать внимания на завистника (оба этих процесса иногда могут одновременно протекать внутри одной и той же личности), будут использовать религиозные убеждения, идеологии, пословицы и т.п.

, стремясь редуцировать власть зависти и тем самым позволить обычной жизни продолжаться с минимальным уровнем трения и конфликтов. 

Нередко зависть оказывается столь продолжительной и интенсивной, а ее влияние на человека столь привораживающим, что невольно напрашивается сравнение зависти со страстью, не имеющей ничего общего с любовью, но родственной таким разрушающим страстям, как ненависть. 

На протяжении всей истории, на всех стадиях культурного развития, в большинстве языков и в чрезвычайно сильно отличающихся друг от друга обществах люди сознавали наличие фундаментальной проблемы их существования и дали ей специальные названия: зависть и чувство того, кто является ее объектом. 

Это стремление завистливо сравнивать себя с другими можно найти и у некоторых животных, но у человека оно приобрело специальное значение. Человек — завистливое существо, и он был бы не способен построить социальные системы, к которым сегодня принадлежим все мы, если бы не социальные запреты, активизируемые внутри объекта его зависти. 

Завистливого человека всегда призывают стыдиться. Однако его существование, или вера в его вездесущность, в то же время всегда вызывало достаточно латентного страха перед мнением других людей, чтобы обеспечить эволюцию системы социального контроля и поддержания баланса. 

Хотя некоторые современные психологические школы практически вычеркнули слово «зависть» из своего словаря, как если бы она просто не существовала в качестве первичного источника мотивации, доступные нам, психоаналитикам, свидетельства не оставляют сомнений в ее универсальности.

Психоанализ утверждает, что восприимчивость к зависти гораздо больше свойственна человеку, чем любому другому животному. Главной причиной этого является длительное детство, которое гораздо дольше, чем детство животного, и подвергает человека испытанию беспомощбностью и внутрисемейной братской зависти. 

То есть испытывать зависть нормально согласно нашей человеческой природе, это данная нам человеческой природой неизбежность.

 Мелани Кляйн (британский психоаналитик) дала следующее определение зависти: «Злое чувство из-за того, что другой человек обладает и наслаждается чем-то желаемым – завистливый импульс состоит в том, чтобы отобрать и испортить это». Завистливый человек не всегда хочет фактически обладать тем, что имеет другой. Он хочет отнять у него собственность из-за удовольствия, которое другой человек от нее получает. 

Помните сказку о Белоснежке, когда ее мачеха позавидовала красоте и юности своей падчерицы и в итоге решила уничтожить ее. В этой сказке есть отголоски зависти матери к собственной дочери, а дочери во многих ситуациях очень боятся зависти матери по отношению к ним. Истоки такого страха лежат в том, что когда-то маленькие девочки сами испытывали зависть к материнской красоте, всемогуществу.

 Если в детстве ребенка отвергали, отталкивали, не любили, то у него просто не было удовлетворяющих ощущений, а отсутствие собственного удовольствия может вызывать зависть к способности получать удовольствие другим человеком. Несчастье, депривация усиливают зависть, потому что чем больше твоих потребностей не удовлетворено, тем больше враждебности направлено на того, кому сейчас лучше. 

Источник: http://modern-psychoanalysis.ru/articles/zavist

Зависть. Мудрость простых слов

Зависть, одно из самых распространенных и острых человеческих переживаний, проявляется в самом раннем возрасте. Даже маленьких детей обуревает это чувство; стоит ребенку увидеть у кого-то в руках что-то понравившееся ему, его первое побуждение – схватить и отнять.

С годами объекты зависти, конечно, меняются, но сама ее природа остается неизменной. Становясь взрослыми, мы перестаем завидовать игрушке в чужой руке, но вместо нее появляется что-либо иное – скажем, солидный банковский счет.

В общем, зависть носит настолько универсальный характер, что мы частенько либо не замечаем ее, либо не считаем, что она создает нам проблемы.

У детей такой инстинкт далеко не всегда направлен на конкретный предмет. Попав в огромный магазин игрушек, малыш с горящими от жадности глазами просит купить ему все игрушки просто потому, что они тут есть. Его просьба не означает, что он мечтает о каждой из них.

У многих людей есть опыт покупки подарка (ребенку или взрослому – все равно), совершенной только по той причине, что у них долго выклянчивали это или даже требовали.

Но как часто бывало, что стоило им выполнить просьбу, как на их глазах долгожданную вещь откладывали в сторону, немедленно потеряв к ней всякий интерес! Иногда к ней вообще никогда больше не притрагивались, так как сама по себе она была не нужна, – точнее, нужна только потому, что кто-то другой имел такую же.

Зависть неразборчива. Она может быть вызвана чем угодно, подогреваясь осознанием статуса желаемой вещи как собственности другого, как знака отличия определенной общности, как символа принадлежности к какой-либо социальной группе.

Объект зависти имеет мало отношения к реальным потребностям конкретного человека, он, скорее, указывает на место, которое тот хотел бы занимать в обществе. В некоторых примитивных цивилизациях женщины выбивают себе передние зубы, чтобы считаться красивыми.

Нам это может показаться диким, но не нужно далеко ходить за примером из нашей собственной действительности: зайдите в любой спортивный клуб и вы непременно найдете секцию, в которой мужчины и женщины истязают собственное тело, чтобы придать ему желаемую форму.

Ради достижения современного идеала красоты они истощают свою плоть настолько, что становятся похожими не на топ-модели, а на огородные пугала.

Объективный результат этой физкультурной пытки значения для них не имеет, потому что людям в действительности не столь важно, как они выглядят, – их гораздо больше волнует соответствие моде, распространенной в конкретной социальной группе. Если мода диктует определенный внешний вид, то они считают необходимым добиться соответствия ей, даже если в глубине души не приемлют ее.

Мы начинаем испытывать зависть, если не хотим отставать от остальных. Кроме того, нам хочется иметь то, чему завидуют другие.

Но зависть может быть и не столь безобидной. Если человек не в состоянии получить вожделенный предмет конвенциональным путем, у него может возникнуть желание отобрать его у того, кто им обладает, и стать его полновластным хозяином.

Зависть в таком случае может стать причиной преступления. Грешно желать чужую жену или имущество, принадлежащее другому, но еще хуже пытаться завладеть этим, ибо тогда зависть превращается в алчность. Зависть может быть тихой и пассивной.

Алчность – это реализуемая зависть.

Логика алчности такова: если кто-то имеет то, чего у меня нет, значит, он меня в чем-то превосходит. Забрав у него этот предмет, я всего лишь восстанавливаю справедливое равенство. Поскольку я не в состоянии смириться с чужим превосходством, подобная «уравниловка» приносит мне огромное удовлетворение. Если я не могу подняться на его высоту, дайте мне низвести его до моего положения.

Иногда я могу отнять у ближнего его имущество даже вполне законным путем, но с моральной точки зрения это не может служить оправданием.

В определенном смысле захват чужой собственности при помощи юридических механизмов может оказаться делом еще более омерзительным.

Подобные деяния уголовно ненаказуемы, и поскольку человек, совершивший их, находится под защитой системы правосудия, он автоматически защищен и от угрызений совести.

Зависть может принимать и публичный, политический характер. В большинстве случаев стремление воплотить в жизнь принципы эгалитаризма – движущая сила многих политических движений – лишь один из способов удовлетворить требование зависти: если у меня этого нет, пусть и у других не будет.

Неравенство первично, и неважно, что лежит в его основе – полученное наследство или статус, которого добиваются благодаря таланту или тяжелому труду. Не каждому суждено жить во дворце и вести существование, напоминающее золотой сон своей мечты.

Зависть может вызвать у нас стремление уравнять всех, уничтожить дворцы и сделать жизнь каждого одинаково жалкой.

Мысль о том, что у кого-либо есть то, чего хочется мне (неважно, что именно: собственность, свойство или положение в обществе), может точить нас без перерыва, не давая спать по ночам.

Через какое-то время становится уже все равно, будет это моим или нет; остается одно лишь неистовое желание: отнять это у другого. Подобная разрушительная страсть уже никак не связана с первоначальным объектом зависти.

На этом этапе раздражает уже само существование человека, который им обладает.

В одной из притч об аде есть такой рассказ: группа голодных людей сидит за столом, перед каждым стоит миска с аппетитным супом и лежит ложка, слишком длинная, чтобы донести суп до своего рта.

Единственный выход для сотрапезников – кормить своего соседа, однако, поскольку речь идет о грешниках, то они остаются вечно голодными. Все мы слышали о знаменитом суде царя Соломона («Вторая Книга царств», 3:16-28). Две женщины родили одновременно, но один из младенцев умер.

Каждая пыталась доказать, что оставшийся ребенок – ее. Соломон предложил разрубить ребенка пополам. Самозванка с ухмылкой сказала: «Рубите – пусть он не достанется ни ей, ни мне».

Зависть не нуждается в подпитке со стороны и растет, постепенно превращаясь в ненависть, не находящую удовлетворения, пока не будет уничтожен человек, ее вызывающий.

В книге «Ѓа-Йом – йом» сказано от имени раби Йосефа-Ицхака Шнеерсона, шестого Любавичского Ребе: «Любая ненависть излечима, кроме той, которая вызвана завистью».

 Тот, кому завидуют, не может даже смягчить завистника, ибо чем добрее и щедрее он будет, тем большую зависть, а следовательно, и ненависть, вызовет. Его будут ненавидеть не за то, что он богаче или мудрее, а потому что он человечнее.

Самые безобразные тяжбы из-за наследства вызваны завистью, переросшей в ненависть. Часто они даже не связаны или почти не связаны с тем, что именно завещано. Даже если имущества хватает на всех, для некоторых людей невыносима сама мысль о том, что кому-то достанется больше, чем им.

Тяжбы такого рода могут тянуться годами (между странами – даже сотни лет), но так и не прийти к завершению. Они по сути не являются имущественными спорами – это зависть, ставшая самоцелью, растет, а затем пожирает душу. Подобная борьба в ожидании падения и гибели соперника может стать единственным смыслом существования человека.

Мания может зайти так далеко, что если одержимому ею наконец удается достичь вожделенной цели, он вдруг понимает, что жить ему больше незачем.

И удовлетворенная, и неудовлетворенная зависть разрушительна для всех, кто вовлечен в поле ее магнетизма, включая самого завистника.

Он необязательно становится опасным для окружающих, ибо далеко не всякий человек, какими бы черными ни были его мысли и грешными – вожделения, способен перейти к непосредственным действиям, причинить кому-нибудь вред.

Как правило, он все равно ограничен моральными нормами и законом. Но неизменным остается одно: неудовлетворенная зависть разъедает душу.

Обычно зависть считают чисто негативным чувством, однако, как и многие другие эмоции, она не однозначна.

Потаканию ее аппетитам служат промышленные предприятия, целые отрасли индустрии, которые могут быть столь же велики, а может быть, и гораздо мощнее созданных по необходимости, в соответствии с нуждами населения. Вот два примера: машины и мода.

Чем больше развита страна, тем больше средств вкладывается в «индустрию зависти». Бизнесмены делают все возможное для появления у людей новых потребностей, разрабатывается прямая и скрытая реклама, после чего создается продукт, призванный эти потребности удовлетворить.

Зачастую отвратительная и разрушительная, зависть, тем не менее, может способствовать рождению великого и прекрасного.

Маймонид в предисловии к своему комментарию трактата «Авот» говорил, что если бы на свете не было бы завистников, наш мир бы не существовал.

Он писал о людях, работавших не покладая рук, подвергавших свою жизнь опасности, и все это ради того, чтобы построить, например, прекрасную виллу, которая простоит не одну сотню лет, хотя хозяин сможет наслаждаться делом рук своих относительно недолго.

Зависть тесно связана с духом соперничества, который сильнее даже, чем желание обладать. Состязаясь, человек все делает лучше, чем делал бы, не имея конкурента. Соревнование заставляет нас стараться быть выше, богаче, сильнее противника. Дух соперничества, заставляющий нас стремиться к победе, заложен в нашем подсознании.

Он присущ даже животным и является для нас и для них очень мощной движущей силой. Даже стихии – огонь и вода, земля и небо – могут быть представлены как силы, непрестанно соревнующиеся друг с другом[1].

То немногое, что нам известно об ангелах, позволяет предположить, что и им не чужд какой-то элемент соперничества и ревности[2].

Зависть нельзя игнорировать, но можно использовать в благих целях. Еврейские мудрецы считают, что всякая зависть – зло, за исключением зависти ученых к успехам коллег (кинат-софрим[3].

Такая зависть в состоянии подвигнуть человека на самоусовершенствование, поможет подняться на новый, более высокий уровень.

Соперничество наблюдается и в спорте, и в стремлении к приобретению материальных благ, однако точно так же оно способно стимулировать тягу к познанию мудрости или даже достижению святости.

Подобного рода зависть может стать созидательной силой.

На конференциях, коллоквиумах и симпозиумах, где собирается большое количество ученых, используют, среди прочего, и этот механизм для продуцирования и развития новых идей.

Благотворительность тоже в значительной степени подпитывается конкуренцией и завистью. Разумеется, здесь присутствует и доля (порой значительная) эгоизма, но в общем и целом результат всего этого положительный.

В Книге притчей Соломоновых (23:17) говорится: «Пусть не завидует сердце твое грешникам; но да пребудет оно всегда в страхе пред Богом». Человек рождается с большим потенциалом желаний, которые мы не можем, да и не должны подавлять. Проблема не в зависти, а в том, на что она обращена.

Наша задача состоит в том, чтобы определить, как управлять нашими эмоциями и как распоряжаться природными склонностями. Их можно использовать в качестве материала для духовного роста или как сильнейший яд, который уничтожит все живое вокруг. Мы завистливы от природы, однако свобода воли позволяет нам избрать объект зависти.

Можно завидовать негодяю и хотеть превзойти его в пороке, но можно завидовать и тем, кто интеллектуально выше нас, благороднее и добрее. Стремясь превзойти их, мы растем духовно.

К сожалению, люди чаще всего завидуют тем, кто богаче, и получают удовлетворение от сравнения себя с теми, кто беднее духовно. Среди нас есть люди, слишком гордые для того, чтобы грешить, и мы могли бы брать с них пример в этом и воздерживаться от уродливого чувства зависти. Мы можем решить, что нам не к лицу подобные низкие чувства, что это ниже нашего достоинства.

В этом и заключается разница между завистью к духовному богатству и тем же чувством, направленным на материальное. Ведь завидуя первому, мы не захотим, чтобы его стало меньше у ближнего. Хотя движущей силой и такой зависти остается эгоизм, это эгоизм сублимированный.

Можно спорить по поводу исходной чистоты и благородства этого чувства, однако это та самая зависть, что заставляет людей стремиться к большему и достигать его, преобразует эгоистичное желание в движущую силу для превращения нашего мира в место, более пригодное для обитания.

Примечания

[1]  См. «Тикуней-Зоѓар», с. 196.
[2]  «Мидраш раба», гл. «Брейшит», 12:8.
[3]   Вавилонский Талмуд, «Бава батра», 22б.

Источник: http://monoteism.ru/zavist-mudrost-prostyx-slov/

Ссылка на основную публикацию