Проблема памяти. по тексту бориса васильева.

Проблема памяти. По тексту Бориса Васильева

Сочинение в формате ЕГЭ.

Текст из сборника И.П.Цыбулько, 2017, вариант 2.

Нет числа героям Великой Отечественной войны! Сколько их, опытных и совсем юных солдат и офицеров, жизнью заплатили за победу! Все они заслужили право на благодарную память потомков. Поднимая в тексте проблему памяти, автор напоминает нам об этом.

Борис Васильев рассказывает о городе-герое Бресте, первым встретившем немцев 22 июня 1941 года. Писатель призывает всех людей, которым доведется оказаться в Брестской крепости, вспомнить ее мужественных защитников и поклониться им. В те страшные дни они «сходили с ума от жажды, отдавая воду детям», но не сдались, не позволили фашистам захватить ни одного боевого знамени.

Время не сохранило имена всех героев той кровопролитной войны. Но память о них живет в легендах, как стала легендой история неизвестного солдата, почти 10 месяцев стойко продержавшегося в подвалах «истекающей кровью» Брестской крепости.

Остается неизвестным, где похоронены многие погибшие в годы войны солдаты. По мнению Бориса Васильева, это «не так уж важно».«Важно то, за что они сражались», — говорит он, вспоминая старую женщину, ежегодно приезжающую в Брест 22 июня, чтобы «точно в почетном карауле», постоять возле мраморной плиты, на которой написано самое дорогое для матери имя.

Быть благодарными и помнить павших за свободу и независимость родной земли воинов – обязательство всех живых. Так считает А.Т. Твардовский, автор написанного от лица погибшего солдата стихотворения «Я убит подо Ржевом». Офицеры и солдаты отдали свои жизни ради счастья «родимой Отчизны» и каждого из нас.

Все отдав, не оставили

Ничего при себе, —

говорит герой стихотворения. Даже могилы, куда могла бы прийти «на поминки» мать, не осталось.

Немало лет прошло со времени Великой Отечественной войны, но память о ней живет. День Победы стал одним из главных и любимых праздников для многих из нас.

У подножий обелисков всегда лежат цветы, в дни памятных военных событий собираются на митинги люди, возлагают венки. Не прекращается работа поисковых отрядов, пополняющих Книгу Памяти новыми именами героев.

А в день великой Победы вместе с благодарными потомками проходит по улицам городов и поселков Бессмертный полк героев-победителей.

«Я вам жизнь завещаю», — обращается к живым солдат поэта Твардовского, навеки оставшийся в безымянном болоте. И хочется верить, что каждое новое поколение людей в ответ на этот завет всегда будет готово дать обещание: свято хранить память о тех, кто пожертвовал жизнью, чтобы наступил мир.

Источник: http://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/problema-pamyati-po-tekstu-borisa-vasileva/

Проблема памяти о войне.. По Б. Васильеву

Сочинение по тексту:

Писатель Борис Васильев нередко обращается в своём творчестве к проблеме памяти о войне, рассматривая нравственно-этическую сторону поступков тех, кого мы называем потомками героев войны.    

Из рассказа мы узнаем о странном поступке пожилой одинокой женщины: она не хочет выселяться из маленького ветхого домика («домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает  прогрессу на данной улице»).

Нелепым кажется её упрямство до тех пор, пока не становится известно о гибели в танковом сражении под деревней Константиновка её четверых сыновей. И тогда каждый из тех, кто недавно на неё сердился и покрикивал, испытал чувство неловкости и вины.

«Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. В дом идите, бабушка. Пожалуйста». Одной этой фразой автор объясняет, как внутренне изменились люди. Испытывая вину перед старой женщиной, они искренне готовы помочь ей.

Осталась Мария Тихоновна доживать свой век в домике, из которого когда-то проводила сыновей на войну, ведь её жизнь неразрывно связана с прошлым, с дорогими сердцу воспоминаниями.

Проблема уважения к прошлому, к своим истокам лежит в основе повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Старуха Дарья, главная героиня, чем-то похожая на Марию Тихоновну, не хочет покидать деревню, которую вот-вот затопят водой.

Здесь прошла её жизнь, здесь могилы её предков, здесь всё ей дорого. Но никого не интересуют её чувства и переживания, ведь всё творится во имя прогресса. Судьба одной деревни, одного человека кажется незначительной на фоне великих преобразований.

Но в самом деле это не так.

Как часто не хватает людям чуткости, доброты, уважения к тем, кто своей жизнью, трудом, памятью связывает нас с нашим общим прошлым. В одной из телепередач рассказывалось о судьбе ветерана войны, волею обстоятельств оказавшегося в доме престарелых.

Выяснилось, что у него четверо сыновей, девять внуков, правнуки. Он воевал ради их будущего и остался в глубокой старости брошенным на произвол судьбы. Видно, его дети и внуки не знают и не уважают прошлого своей семьи, своей семейной биографии.

«Без прошлого нет будущего». Эта истина проверена веками. Нельзя забывать своих истоков, отказываться от своих предков. Уважение к тем, кто это прошлое пережил, — отличительная черта цивилизованного общества.

Текст Бориса Васильева

(1)В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей — торчал среди новеньких пятиэтажек. (2)С каждым месяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трёх сторон. (3)Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на весёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4)Впрочем, хозяев не было, была хозяйка — Мария Тихоновна Лукошина. (5)До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6)Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7)Но и в тот день Семена Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке. —(8)Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна? —(9)Дайте помереть спокойно.        

—(10)Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11)Вы подумайте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру! —(12)Дайте помереть спокойно.—(13)Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся… (14)До сих пор он того разговора простить себе не мог. (15)Вот на следующий день утром всё и случилось.

(16)Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо: —Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17)Полчаса на сборы — и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18)Не отвечали в доме. (19)Стучали, кричали — молчал дом. (20)Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21)Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22)И Баба-яга на пороге. (23)Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.

—(24)Ломать вас буду, бабуся, — сказал бульдозерист. (25)Поглядела на него угольями своими.

— (26)Не бабуся я, сказала. — (27)Не бабуся, не мамаша, не свекровь — просто старая женщина.  —(28)Ломай! — закричал прораб. — (29)И так полдня потеряли!  — (30)Как же можно так! — зашумели девчонки-маляры. — (31)Права не имеете ломать! (32)Перевезти сначала человека надо!.. (33)Давайте, бабушка, мы вам поможем…  —(34)Не надо, — сказала Баба-яга. — (35)Ничего не надо. 

(36)И ушла в дом. (37)И пропала. (38)Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу: 
—Встряхни домишко — она враз выскочит. 

(39)Однако старуха сама вышла. (40)Вышла, как давеча: в домашнем халате, только портреты в руках. (41)В рамках портреты, четыре штуки.  —(42)Ломайте. 

—(43)А вещи? — закричал бульдозерист. 

—(44)Какие вещи? (45)Глупости вы говорите. (46)Ломайте, и всё. (47)Только я погляжу. (48)Села на плиты и портреты рядом сложила.  —(49)Иконы, что ли, спасаешь, бабка?  —(50)Иконы, — сказала. — (51)Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. (52)Живыми сгорели под деревней Константиновной двадцать девятого июля сорок третьего года.  —(53)Сыновья? — только и спросил бригадир. —(54)Сыновья, — ответила, — экипаж машины боевой.  (55)Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56)И сказал тихо:  — В дом идите, бабушка. (57)Пожалуйста.  (58)А сам — в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59)Вот тогда-то и включился Семён Митрофанович на последнем, так сказать, этапе. (60)Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался; просил, умолял, доказывал. (61)Школу нашёл, где танкисты эти учились, музей там организовал. (62)С частью списался, с деревней Константиновной: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (63)Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцатьчетвёрки», а от деревни четыре урны с землёй. (64)С могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали.

(65)А стройдетали на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66)Это всё просто было, это сами строители сделали.

(По Б. Васильеву)

Источник: https://vopvet.ru/news/problema_pamjati_o_vojne_po_b_vasilevu/2015-06-11-1445

Пример сочинения ЕГЭ по тексту Б.Л. Васильева

Views: 9051

(1)В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей — торчал среди новеньких пятиэтажек. (2)С каждым месяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трёх сторон.

(З)Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на весёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4)Впрочем, хозяев не было, была хозяйка — Мария Тихоновна Лукошина.

(5)До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6)Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице.

(7)Но и в тот день Семёна Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.

—(8)Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна?

—(9)Дайте помереть спокойно.

—(10) Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11)Вы подумайте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру!

—(12)Дайте помереть спокойно.

—(13)Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся…

(14)До  сих пор он того разговора простить себе не мог.

(15)Вот на следующий день утром всё и случилось. (16)Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:

—Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17)Полчаса на сборы — и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18)Не отвечали в доме. (19) Стучали, кричали — молчал дом.

(20)Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21)Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22)И Баба-яга на пороге.

(23)Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи Не хваталась и даже не плакала.

—(24)Ломать вас буду, бабуся, — сказал бульдозерист.

(25)Поглядела на него угольями своими.

—(26)Не бабуся я, — сказала. — (27)Не бабуся, не мамаша, не свекровь — просто старая женщина.

—(28)Ломай! — закричал прораб. — (29)И так полдня потеряли!

—(30) Как же можно так! — зашумели девчонки-маляры. —

(31)Права не имеете ломать! (32)Перевезти сначала человека надо!.. (ЗЗ)Давайте, бабушка, мы вам поможем…

—(34)Не надо, — сказала Баба-яга. — (З5)Ничего не надо.

(36)И ушла в дом. (37)И пропала. (38)Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:

—Встряхни домишко — она враз выскочит.

(39)Однако старуха сама вышла.(40)Вышла, как давеча: в домашнем халате, только портреты в руках. (41)В рамках портреты, четыре штуки.

—(42)Ломайте.

—(43)А вещи? — закричал бульдозерист.

—(44) Какие вещи? (45)Глупости вы говорите. (46)Ломайте, и всё. (47)Только я погляжу.

(48)Села на плиты и портреты рядом сложила.

—(49)Иконы, что ли, спасаешь, бабка?

—(50)Иконы, — сказала. — (51)Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. (52)Живыми сгорели под деревней Константиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.

—(53)Сыновья? — только и спросил бригадир.

—(54) Сыновья, — ответила, — экипаж машины боевой.

Читайте также:  В чем состоит трагедия жизни обломова?

(55)Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56)И сказал тихо:

—В дом идите, бабушка. (57)Пожалуйста.

(58)А сам — в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59)Вот тогда-то и включился Семён Митрофанович на последнем, так сказать, этапе. (бО)Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался; просил, умолял, доказывал. (61)Школу нашёл, где танкисты эти учились, музей там организовал.

(62)С частью списался, с деревней Константиновкой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (63)Матери альбом от части Преподнесли и модель «тридцатьчетвёрки», а от деревни четыре урны с землёй.

(64)С могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали.

(65)А стройдетали на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66)Это всё просто было, это сами строители сделали.                                                                                                                                   

(По Б. Васильеву*)

*Борис Львович Васильев (1924—2013 гг.) — русский писатель, фронтовик, автор военной прозы.

Память о погибших. Нужно ли беречь её? Именно такую проблему поднимает Б.Л. Васильев в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, писатель приводит пример из жизни старой женщины Лукошиной Марии Тихоновны, которая потеряла четырёх сыновей, оставшись без детей, внуков и правнуков. К великому негодованию Б.Л.

Васильева, её хотели переселить из старого дома в новую квартиру (старый дом хотели разрушить), но она отказывалась со словами «дайте помереть спокойно». Автор с нескрываемым сожалением относится к судьбе старушки, которая не хотела покидать старый дом по той причине, что он был для неё памятью о сыновьях. С болью и сочувствием Б.Л.

Васильев говорит о том, что, когда Марию Тихоновну всё-таки вынудили покинуть дом, она взяла с собой только портреты погибших детей, ведь эти портреты – тоже память о сыновьях, которая по своей ценности никак не сравнится с другими вещами. Когда бригадир спросил о портретах, не иконы ли это, старушка ответила: «Иконы.

Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. Живыми сгорели под деревней Константиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года». Тогда все поняли, почему Мария Тихоновна не хотела уходить из дома, и оставили её жить там.

И застыдились тогда люди своего поведения, поняв, как они, пытаясь выселить Марию Митрофановну, провинились перед ней. По описанию происходящего мы видим, что автор текста с пониманием относится к их чувствам.

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что память о погибших необходимо беречь, ведь память – это святое.

Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: нужно чтить память о погибших, ведь эта память является огромной, практически жизненно важной, ценностью.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Так, вспомним, например, рассказ Б.Л. Васильева «Экспонат №…». В этом произведении главная героиня Анна Федотовна потеряла на войне Игорька, своего единственного сына. И памятью о нём для женщины его письма.

По многу раз она их перечитывала, а когда Анна Федотовна стала слепнуть, ей помогала соседская девочка Танюша: она вслух читала старушке эти письма, которые были для бедной старушки самой настоящей ценностью. Но однажды в дом к Анне Федотовне пришли пионеры.

Они потребовали, чтобы женщина отдала им письма Игорька для музея. Отказ Анны Федотовны их не остановил. Дети не сумели понять, насколько важны для неё были письма погибшего сына, и просто-напросто украли их, пользуясь слепотой старушки.

Им нужно было выполнить задание, их мало волновало то, что письма были для Анны Федотовны самым главным сокровищем. И, когда она узнала о краже, жизнь потеряла для неё всякий смысл, и она умерла. Вот таков был результат пренебрежительного отношения детей к памяти Анны Федотовны о её прошлом.

Таким образом, память о погибших необходимо беречь, ведь эта память является огромной, а для кого-то и жизненно важной, ценностью.

В конце апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. Погибло и пострадало огромное количество человек, были уничтожены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов. Никто поблизости с разрушенной АЭС не живёт, люди давно покинули эти места, и постепенно время разрушает остатки цивилизации всё больше и больше.

Погибших людей уже не вернуть. Но память о них осталась. Мы никогда не забудем аварию на Чернобыльской АЭС, мы всегда будем помнить тех, кого уже не вернуть. И до тех пор, пока мы помним об этих людях, они останутся живы в наших сердцах, поэтому мы должны дорожить памятью о них.

Следовательно, нужно беречь память о прошлом, ведь память – это святое.

В заключение ещё раз подчеркну: мы должны помнить о тех, кто ушёл из жизни, ведь, пока мы помним о них, они остаются живы в нашей памяти, в наших сердцах. И мы должны чтить чужую память о погибших, поскольку для кого-то она является жизненно важной ценностью.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?

Источник: http://physmath.tech/primer-sochineniya-ege-po-tekstu-b-l-vasi/

Проблема исторической памяти

(по тексту Б. Васильева) сочинение-рассуждение

Среди ряда проблем, поднятых в тексте Б. Васильева, мне наиболее актуальной кажется проблема исторической памяти. Борис Васильев описывает случай, произошедший со старушкой — Лукошиной Марией Тихоновной, которая свято хранила память о своих погибших во время войны сыновьях и ни за что не хотела покидать дом, в котором они выросли.

Этот дом и фотографии – единственное, что осталось от четырёх молодых людей. Поведение старой женщины так тронуло строителей, что все работы тут же прекратились, а Семён Митрофанович в дальнейшем сделал всё для создания школьного музея в честь памяти сыновей Марии Тихоновны и их перезахоронения.

Позиция автора по указанной проблеме предельно ясна: необходимо сохранять любую память о прошлом нашей страны. Мы понимаем это из поведения его героя — Семёна Митрофановича, который «восемь раз ходил в Архитектурное управление: просил, умолял, доказывал», то есть сделал всё, чтобы перенести строительство и сохранить дом старушки.

Я совершенно согласна с позицией автора. Сохранять память об истории нашей Родины необходимо. Во-первых, чтобы гордиться нашими предками и их подвигами, а во-вторых, чтобы не совершать ошибок прошлых лет. В нашей стране много делается для того, чтобы сохранить память о прошлом.

Например, парады 9 Мая, многочисленные исторические музеи, реконструкции военных событий, фильмы на исторические темы. Всё это помогает людям не забывать того, чему они не могли быть свидетелями сами.

В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» сержант Васков через много лет после трагической гибели пятерых девушек, выполнивших задание и пожертвовавших ради этого своими жизнями, ставит в месте их гибели обелиск. Память об этих совсем юных девушках всю жизнь жгла Васкова, и он хотел, чтобы об их подвиге не забывали люди.

В заключение хочется поблагодарить Б. Васильева за возможность поразмышлять над проблемой исторической памяти и призвать всех людей не забывать о прошлом нашей страны, гордиться им и извлекать из него правильные уроки.

Проблема жадности (по тексту В.А. Солоухина) сочинение-рассуждение

Наиболее актуальной в тексте В. Солоухина мне кажется проблема жадности. На примере Мишки Елисеева, в голодные годы войны имевшего благодаря своему отцу – начальнику склада – и масло, и яйца, и хлеб, автор раскрывает суть такого порока, как жадность.

Очень похож на Мишку и шофёр-хапуга, который согласен подвезти голодного, замерзающего, больного подростка только за плату. Авторское отношение к людям, подобным Мишке Елисееву и шофёру, вполне определённо.

Так как текст художественный, автор нигде не говорит об этом прямо, но мы отчётливо осознаем его осуждающее отношение по тому факту, что поступок главного героя, когда тот разносит тумбочку с Мишкиными продуктами, показан как торжество ребят. По моему мнению, автор, так отрицательно относясь к жадности, абсолютно прав.

Недаром этот порок считается одним из смертных грехов. Примеры жадности и её пагубного воздействия на человека нетрудно найти как в реальной жизни, так и произведениях художественной литературы. Ярким доказательством того, к чему может привести алчность, стал герой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» Степан Плюшкин.

Жадность принимает у него особую форму – скупость. Именно этот порок привел Плюшкина к полному омертвению души, к тому, что автор называет его «прорехой человечества». В жизни нам также часто приходится сталкиваться с жадностью.

Нередко, идя мимо детской площадки, можно услышать голос малыша: «Не дам! Моё!» Многие родители смотрят на это снисходительно, говоря, что ребёнок ещё мал и это у него с возрастом пройдёт. Конечно, у многих проходит. При правильном воспитании… Но зачастую подобное снисходительное отношение проводит к тому, что из маленького жадины вырастает большой жадина и эгоист.

В заключение хочется выразить благодарность В. Солоухину за возможность поразмышлять над проблемой жадности и призвать всех людей быть внимательнее, добрее и щедрее друг к другу.

Проблема национальной идеи

(по тексту Г. Рогова) сочинение-рассуждение

⁠Мы знаем молитвы такие,

Что сердцу легко по ночам; И гордые музы России Незримо сопутствуют нам…

(В. Набоков)

Среди ряда затрагиваемых в тексте Г. Рогова проблем мне наиболее актуальной кажется проблема общенациональной идеи.

Автор пишет о том, что сегодня всё чаще можно услышать разговоры о спасительной национальной идее, которая бы могла сплотить россиян. Г. Рогов приводит примеры того, что делается в этом направлении в наше время.

В частности, попытки ввести в школе преподавание основ религиозной культуры и светской этики.

Но всё же… В тексте с горечью отмечается, что людей, не желающих просветления народа, не становится меньше. Позиция Г. Рогова в этом вопросе предельна ясна.

По его мнению, именно эти люди стоят за многими интернет-проектами, статьями в печати и телепроектами (типа «Дом-2»).

«Духоподъемная» идея нашему обществу просто необходима, и примеры «содержательной», «нравственной» жизни не трудно отыскать в славном прошлом нашей страны.

Я полностью разделяю позицию автора. Отсутствие «духоподъёмной» национальной идеи ведет нашу страну к краху, когда она полностью растворится в чужих интересах. Продолжая делать упор на удовлетворении только материальных потребностей и личных прихотей, мы погружаемся в пучину мелкособственнической выгоды, равнодушия и жестокости.
Подтверждением всему сказанному могут служить множественные примеры из жизни и произведений художественной литературы. Так, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого люди «высшего общества» (по выражению Толстого, «великосветская чернь») даже во время войны 1812 г., когда весь народ встает на защиту своего Отечества, прикрываются мнимым патриотизмом и продолжают жить привычной жизнью, хлопоча о протекции и подыскивая «тёплое местечко» в штабе. Но не благодаря таким людям выстояла тогда Россия. Автор настоятельно подчеркивает, что выстояла она благодаря таким людям, как М.И. Кутузов, П.И. Багратион, князь А. Болконский, Пьер Безухов, а, главное, еще тысячам и тысячам простых солдат, которых объединяла одна идея – сообща освободить свою Родину от захватчиков, защитить свою самобытность ради будущей мирной жизни и счастья. Именно в единении со своим народом и защите интересов Родины видят смысл своей жизни Андрей Болконский и Пьер Безухов. Именно таковой, по мнению Толстого, и должна быть цель жизни каждого человека, а следовательно, и всего общества. Так, несмотря ни на что, существует немало как телевизионных, так и интернет-проектов, где говорится о культуре, лучших традициях нашей страны, людях, прославивших её в прошлом, а также о тех, кто заставляет нас своими достижениями гордиться Родиной сегодня. Это телеканалы «Культура», «Спас», «История», «365», печатные издания, среди которых «Литературная газета», множество научно-популярных журналов. Не стоит забывать и о музеях, которые, храня и передавая опыт прошлого, противостоят разрушающей силе новых материалистических веяний.

Подводя итог, хочется выразить огромную благодарность Г. Рогову за возможность ещё раз поразмышлять над проблемой общенациональной идеи и вслед за автором призвать людей помнить славные примеры прошлого и равняться на

Читайте также:  Курсы английского языка для новичков

Источник: https://cyberpedia.su/6x2a87.html

Тема сочинения на ЕГЭ: проблема памяти

 
ПодробностиКатегория: Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку

Разбор сочинения для ЕГЭ на тему «Проблема памяти, уважение к прошлому»

  • Проблема памяти, уважения к нашему прошлому ;
  • Образец сочинения.

Проблема памяти, уважения к нашему прошлому

Вот уже одиннадцать лет, как я возвратился на родину, купил избу в Овсянке, в родном переулке, против бабушкиного и дедушкиного дома.

В первые годы, когда в моём селе было ещё много старожилов и оно не превратилось в придаток пригородных дачных посёлков, я любил поздним вечером, «после телевизора», пройти по спящим улицам, сделать круг, посмотреть, повспоминать, подумать, подвести итоги жизни вот этого села, в котором от былого скоро останется лишь название.

Из Овсянки вышли академик, два майора и один полковник, несколько приличных учителей и врачей, два-три инженера, много шофёров, трактористов, мотористов, мастеровых людей и много-много солдат, которые полегли на чужой стороне.

Какую же память оставляет за собой моё родное село? Чего и кого оно помнит?

В поселковом совете нет ни летописи, ни документов, ни метрик, ни бумаг о том, откуда село взялось, кто и как основал его, почему так назвал.

Оставшиеся ещё в живых старые мои односельчане помнят бабушек и дедушек, редко — прадеда и прабабушку.

Новые жители не помнят, не знают и знать не хотят никого и ничего; они живут только сегодняшним днём. Думаю, что ничего, кроме наживы, их не интересует.

Росла на околице криво саженная и оттого криво сидящая ель, раскинула подол по земле, вольная, пышнотелая. А рядом — редкостной красоты куст саранки. Высокая, со стволом толщиной в руку, была она в средине лета всегда густо увешана серёжками. «Это душа всех погубленных младенцев единым цветком взошла»,— сказала мне уже древняя наша соседка.

И я подумал, что две мои маленькие сестры, умершие в доме деда и прадеда, тоже двумя серёжками на пышном стебле отцвели.

Хваткий мужик из современных хозяев жизни пришёл с бензопилой и бульдозером, вырвал куст, свалил ель, испилил её на дрова, везде понасажал картошки.

Выродились ягоды и нежные цветы; от кислотных дождей, выпадающих с неба, сорок самых распространённых и нежных растений исчезло из леса и с полян только вокруг села. Исчезли наши чудные деревенские и лесные поляны. Леса вокруг села выжжены, обрублены под дачные участки.

Российский человек, не вынеся города и его промышленного ада, в панической спешности возвращается к земле, осваивает пятачок свой, лепит избушку из ворованного стройматериала с претензией на заграничную виллу.

Вчерашний крестьянин, он становится ничтожным собственником махонького царства, готовым урвать хоть шерсти клок с паршивой овцы, то есть с государства.

Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь?

(По В. Астафьеву) 

Основная проблема, поставленная В. Астафьевым в данном тексте, — это проблема памяти, проблема духовного наследия, уважения людей к нашему прошлому, которое составляет неразрывную частичку нашей общей истории и культуры. Автор задается вопросом: почему мы порой превращаемся в Иванов, не помнящих родства? Куда уходят прежние жизненные ценности людей, стольдорогие нашему сердцу?

Проблема, обозначенная писателем, является очень актуальной для нашей современной жизни. Часто наблюдаем мы, как вырубают красивые парки, аллеи, а на их месте строятся новые дома. Люди отдают приоритет не памяти своих предков, а возможности легкого обогащения. Невольно вспоминается здесь нам чеховский «Вишневый сад», где новая жизнь прорубала себе дорогу топором.

Позиция автора однозначна. Он с ностальгией смотрит в уходящее прошлое, ощущает чувство щемящей тоски и тревоги. Автор очень любит свое село, являющееся для него малой родиной.

Он с тревогой наблюдает, как люди стремятся к легкой наживе, как материальные ценности завладевают умами и сердцами. При этом происходит потеря всего по-настоящему важного для человека, потеря уважения к памяти предков, к своей истории.

«Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь?» — с горечью вопрошает В. Астафьев в финале.

Все это характеризует данного писателя как человека высоконравственного, думающего, любящего свою Родину, русскую природу, испытывающего неподдельный интерес к русской истории и культуре.

Текст очень эмоциональный, выразительный, образный. Писатель использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («пройти по спящим улицам»), эпитет («хваткий мужик»), фразеологизм («хоть шерсти клок с паршивой овцы»).

Я полностью согласен с В. Астафьевым.

Проблема уважения к памяти наших предков, к истории старых русских городов и деревень, проблема сохранения исконных обычаев, традиций — все это очень важно для нас, потому что без прошлого не может быть будущего, человеку нельзя рубить собственные корни. Аналогичные проблемы поднимает другой писатель, В. Распутин, в своем произведении «Прощание с Матерой». В основе сюжета повести лежит реальная история.

В ходе строительства Ангарской ГЭС были уничтожены близлежащие деревни, погосты. Переселение на новые места было очень драматичным моментом для жителей этихдеревень. Они вынуждены были оставлять родные дома, налаженное хозяйство, старые вещи, родительские могилы.

Образ дома у писателя одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В. Распутин.

Героиня повести, старуха Дарья, до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не успела перевезти родительские могилы. Прощаясь со своей избой, трогательно прибирает ее, словно провожая в последний путь.

Образ старой деревни, образ старухи Дарьи и образ избы символизируют в повести материнское начало. Это основа жизни, которая подорвана человеком.

Уважительное отношение человека к родным местам, к своей истории формирует нашу историческую память. О том, насколько важно отношение человека к малой родине, о красоте городов и сел России размышляет также и Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном».

Ученый рассуждает о том, «как воспитывать в себе и в других «нравственную оседлость» — привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране», воспитывать интерес к своей культуре и истории. Только так мы сохраним свою совесть, нравственность. Хранить и беречь память — это, по мысли Д.

Лихачева, «наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками».

Таким образом, ориентиром для В. Астафьева в разрешении данной проблемы являются абсолютные нравственные ценности, любовь к Родине, уважение к памяти предков, к истории своей, страны, города, села. Только так мы можем сохранить уважение к самим себе. Замечательно об этом сказал наш великий поэт:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле бога самого,
Самостоянье человека
И все величие его.

Источник: http://www.egeigia.ru/1783-tema-sochineniya-na-ege-problema-pamyati

Проблема исторической памяти

(Наше настоящее неотделимо от прошедшего, которое постоянно напоминает о себе, хотим мы этого или нет).

· Вышедшая в свет книга «Воспоминания детей военного Сталинграда» Людмилы Овчинниковой стала настоящим откровением не только для нынешнего поколения, но и для ветеранов войны.

Автор описывает воспоминания детей военного Сталинграда. История человеческого горя и самопожертвования потрясла меня. Эта книга должна быть в каждой школьной библиотеке.

Событиям героического прошлого не дано стереться из человеческой памяти.

· Проблему исторической памяти поднимает в своей статье «Древняя Спарта» Л. А. Жуховицкий.

Какую память оставили после себя великие древние государства? В течение долгих веков сохраняются, наряду с памятью о военной доблести, достижения науки, произведения искусства, отражающие «напряжённую духовную жизнь» людей; если Спарта не оставила после себя ничего, кроме славы, то «Афины заложили фундамент современной культуры».

· В романе-эссе «Память» В. А. Чивилихин пытается вспомнить наше историческое прошлое. В центре произведения – русское героическое Средневековье, бессмертный урок истории, забывать о котором недопустимо.

Писатель рассказывает о том, как грабительское степное войско 49 дней штурмовало и не могло взять лесной городок Козельск.

Автор считает, что Козельск должен войти в историю наравне с такими гигантами, как Троя, Смоленск, Севастополь, Сталинград.

· Сейчас многие вольно обращаются с историей. Ещё А. С. Пушкин заметил, что «неуважение к истории и к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

· Поэма А. С. Пушкина «Полтава» — героическая поэма. В центре её – изображение Полтавского боя как великого исторического события. Поэт считал, что русский народ, идя самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.

· Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться.

Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

· Проблему исторической памяти поднимает В. А. Солоухин в своих публицистических произведениях. «Разрушая старину, всегда обрываем корни, но при этом, подобно деревцу, у которого каждый корневой волосок на счету», в тяжёлое время те самые корешки и волоски и создают всё сызнова, возрождают и дают новые силы».

· Проблема утери «исторической памяти», стремительного исчезновения памятников культуры является общим делом, и решить её можно только сообща. В статье «Любовь, уважение, знание» академик Д. С.

Лихачёв повествует о «невиданном поругании народной святыни» — взрыве чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону. У кого поднялась рука? Конечно, не у того, кто знает и чтит историю! «Историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ».

А если память стирается, то люди, отдалённые от своей истории, становятся безучастными к свидетельствам прошлого. Поэтому память – основа совести и нравственности…

· Человек, не знающий своего прошлого, не может считаться полноценным гражданином своей страны. Тема исторической памяти волновала А. Н. Толстого. В романе «Пётр I» автор изобразил крупного исторического деятеля. Его преобразования – осознанная историческая необходимость, реализация экономического развития страны.

· Сегодня для нас очень важно воспитание памяти. В своём романе «Рой» С. А. Алексеев пишет о жителях российской деревни Стремянки, которые отправились в Сибирь в поисках лучшей жизни. Более трёх четвертей века стоит в Сибири новая Стремянка, а люди помнят её, мечтают вернуться на свою родину.

Но молодёжь не понимает своих отцов и дедов. Поэтому Заварзин с трудом упрашивает своего сына Сергея съездить в прежнюю Стремянку. Эта встреча с родной землёй помогла Сергею прозреть.

Он понял, что причины неудач и разлады в его жизни были от того, что не чувствовал он под собой опоры, не было у него своей Стремянки.

· Когда мы говорим об исторической памяти, сразу вспоминается поэма А. Ахматовой «Реквием». Произведение стало памятником всем матерям, которые пережили страшные 30-е годы, и их сыновьям, жертвам репрессий. А. Ахматова видит свой долг человека и поэта в том, чтобы донести до потомков всю правду об эпохе сталинского безвременья.

· Когда мы говорим об исторической памяти, сразу вспоминается поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти». Память, преемственность, долг стали основными понятиями поэмы. В третьей главе тема исторической памяти выходит на первый план. Поэт говорит о необходимости такой памяти в духовной жизни народа. Беспамятство опасно. Необходимо помнить о прошлом, чтобы не повторить его страшных ошибок.

Читайте также:  Репетитор по английскому языку

· Человек, не знающий своего прошлого, обречён на новые ошибки. Не может он считаться полноценным гражданином если не знает, что за государство Россия, её историю, людей, проливших кровь за нас, за потомков.

Особое место в нашей литературе занимала тема Великой Отечественной войны. Мы узнаём о настоящей войне из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Нелепая и жестокая смерть девушек-зенитчиц не может оставить нас равнодушными.

Ценой своей собственной жизни помогают старшине Васкову задержать немцев.

· В автобиографической повести «Лето Господне» И. С. Шмелёв обратился к прошлому России и показал, как в патриархальный быт один за другим вплетаются русские праздники. Герой книги – хранитель и продолжатель традиций, носитель святости. Забвение предков, забвение традиций не принесёт России мира, мудрости, духовности и нравственности. Такова основная мысль автора.

· Мы не можем лишиться памяти о войне. Уроки прошлого, книги о войне помогают нам в этом. Роман «Генерал и его армия» известного русского писателя Георгия Владимирова привлекает наше внимание обжигающей правдой о войне.

Проблема неоднозначности человеческой натуры.

· Можно ли считать большинство людей безусловно хорошими, добрыми или безусловно плохими, злыми? В произведении «Мой Марс» И. С. Шмелёв поднимает проблему неоднозначности человеческой натуры. Неоднозначность человеческой натуры проявляется в разных жизненных ситуациях; один и тот же человек часто раскрывается в обыденной жизни и в драматической ситуации с разных сторон.

IY. Семейные проблемы.

Проблема отцов и детей.

(Отцы и дети – вечная проблема, которая волновала писателей разных поколений).

· Название романа И. С. Тургенева показывает, что эта проблема самая важная. Яркими представителями двух идейных течений являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. «Отцы» придерживались старых взглядов.

Базаров, нигилист, представляет «новых людей». Взгляды Базарова и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Их конфликт был конфликтом двух мировоззрений.

· Образ Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является в романе центральным. Но немаловажны и образы его престарелых родителей, которые души не чают в своём сыне.

Казалось бы, Евгений равнодушен к своим старикам. Но в конце произведения мы убеждаемся, как трепетно Базаров относится к своим родителям.

«Таких людей, как они, днём с огнём не найти», — говорит он перед смертью Анне Сергеевне Одинцовой.

· Одной из самых важных граней проблемы отцов и детей является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстаёт перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его, чувствует свою вину перед ним, но всё же уехала, оставив отца одного. Для него это поступок дочери оказался большим ударом.

Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застаёт его в живых.

· Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя её новой. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни. Такова Кабаниха в пьесе А. Н.

Островского «Гроза». Она приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабанихе противостоит Катерина, которая идёт наперекор её правилам. Всё это и явилось причиной гибели Катерины.

В её образе мы видим протест против родительских понятий нравственности.

· Одно из столкновений отцов и детей происходит в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Фамусов учит жить Чацкого, то же высказывает свой отношение к жизни.

Фамусову в отступлении от «завета отцов» уже мнится покушение на весь уклад их жизни, даже больше – неуважение моральных заветов, посягательство на моральные устои.

Данный конфликт непримирим, потому что обе стороны глухи друг к другу.

· Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве А. С. Грибоедова «Горе от ума». Представитель «века нынешнего» Чацкий, выразитель прогрессивных идей, вступает в конфликт с реакционным фамусовским обществом и его устоями «века минувшего».

· Каждый из писателей по-своему видел конфликт отцов и детей. М. Ю. Лермонтов в уходящем поколении видел то лучшее, чего не находил в современниках: «Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее иль пусто, иль темно…»

· Иногда, чтобы разрешить конфликтную ситуацию между отцами и детьми, достаточно бывает одного маленького шага друг к другу – любви. Непонимание между отцом и сыном разрешается самым неожиданным образом в произведении В. Г.

Короленко «Дети подземелья». Вася, рассказчик всех событий, глубоко переживает смерть матери. Он любит и жалеет своего отца, но отец не подпускает его к себе. Понять друг друга помогает им совершенно чужой человек – пан Тыбурций.

· Связь поколений не должна обрываться. Если юношеский максимализм не даёт объединить молодёжи два поколения, тогда мудрость старшего поколения должна сделать первый шаг навстречу. Г. И. Кабаев в своём стихотворении пишет: « Одной мы связаны судьбой, Одной семьёй, единой кровью… Потомки станут нам с тобой Надеждой, верой и любовью.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7×8920.html

Нравственные проблемы. По Б. Васильеву. Сочинение для ЕГЭ

(1)В те времена домик — старенький, черный, скособо­ченный, под ржавой крышей — торчал среди новеньких пя­тиэтажек. (2)С каждым месяцем все ближе и ближе подби­рались к нему строители и в конце концов зажали с трех сторон.

(З)Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на ве­селом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было.

(4)Впрочем, хозяев не было, была хо­зяйка — Мария Тихоновна Лукошина. (5)До той поры Се­мен Митрофанович как-то мало с ней встречался.

(6)Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не дает и вообще всячески мешает прогрес­су на данной улице. (7)Но и в тот день Семена Митрофано- вича пустили не дальше порога, и разговор поэтому полу­чился на сквозняке.

—     (8)Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Ма­рия Тихоновна?

—   (9)Дайте помереть спокойно.

—    (10) Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается от­дельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11)Вы подумайте только: вам, одинокому чело­веку, наше государство дает целую квартиру!

—   (12)Дайте помереть спокойно.

—     (13)Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь при­дется…

(14)              До           сих пор он того разговора простить себе не мог.

(15)                     Вот      на следующий день утром все и случилось. (Іб)Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:

—    Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17)Полчаса на сборы — и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18)Не отвечали в доме. (19)Стучали, кричали — молчал дом. (20)Молчал, пока прораб не приказал двери выломать.

(21)Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22)И Баба-яга на пороге. (23)Молча крик весь вы­слушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.

—    (24)Ломать вас буду, бабуся, — сказал бульдозерист. (25)Поглядела на него угольями своими.

—    (26)Не бабуся я, — сказала. — (27)Не бабуся, не ма­маша, не свекровь — просто старая женщина.

—    (28)Ломай! — закричал прораб. — (29)И так полдня потеряли!

—        (ЗО)Как же можно так! — зашумели девчонки- маляры. — (ЗІ)Права не имеете ломать! (32)Перевезти сна­чала человека надо!.. (ЗЗ)Давайте, бабушка, мы вам помо­жем…

—   (34)Не надо, — сказала Баба-яга. — (Зб)Ничего не надо. (36)И ушла в дом. (37)И пропала. (38)Прораб, плюнув, к

себе пошел, маляры на обеденный перерыв, а бригадир ска­зал бульдозеристу:

—    Встряхни домишко — она враз выскочит. (39)Однако старуха сама вышла. (40)Вышла, как давеча:

в домашнем халате, только портреты в руках. (41)В рамках портреты, четыре штуки.

—   (42)Ломайте.

—   (43)А вещи? — закричал бульдозерист.

—     (44) Какие вещи? (45)Глупости вы говорите. (46)Ло- майте, и все. (47)Только я погляжу.

(48)Села на плиты и портреты рядом сложила.

—   (49)Иконы, что ли, спасаешь, бабка?

—    (50)Иконы, — сказала. — (51)Святые мученики вели­корусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. (52)Живыми сгорели под деревней Констан- тиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.

—   (53)Сыновья? — только и спросил бригадир.

—    (54) Сыновья, — ответила, — экипаж машины боевой. (55)Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил.

(56)И сказал тихо:

— В дом идите, бабушка. (57)Пожалуйста.

(58)А сам — в отделение, где все, как было, и рассказал. (59)Вот тогда-то и включился Семен Митрофанович на по­следнем, так сказать, этапе. (бО)Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался; просил, умолял, доказывал. (61)Школу нашел, где танкисты эти учились, музей там ор­ганизовал.

(62)С частью списался, с деревней Константинов- кой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (бЗ)Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцатьчетверки», а от деревни четыре урны с землей.

(64)С могилы земля, где все четверо ее сыновей, все ее вну­ки и все правнуки лежали.

(65)А стройдетали на другую ночь в иное место перевез­ли, и забор новый поставили. (66)Это все просто было, это сами строители сделали.

(По Б. Васильеву )

Сочинение

Писатель Борис Васильев нередко обращается в своем творчестве к теме памяти о войне, рассматривая нравствен­но-этическую сторону поступков тех, кого мы называем по­томками героев войны.

Из рассказа мы узнаем о странном поступке пожилой одинокой женщины: она не хочет выселяться из маленького ветхого домика («домишко ломать не дает и вообще всяче­ски мешает прогрессу на данной улице»).

Нелепым кажется ее упрямство до тех пор, пока не становится известно о ги­бели в танковом сражении под деревней Константиновка ее четверых сыновей. И тогда каждый из тех, кто недавно на нее сердился и покрикивал, испытал чувство неловкости и вины.

«Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выклю­чил. В дом идите, бабушка. Пожалуйста». Одной этой фра­зой автор объясняет, как внутренне изменились люди. Ис­пытывая вину перед старой женщиной, они искренне готовы помочь ей.

Осталась Мария Тихоновна доживать свой век в домике, из которого когда-то проводила сыновей на войну, ведь ее жизнь неразрывно связана с прошлым, с дорогими сердцу воспоминаниями.

Проблема уважения к прошлому, к своим истокам лежит в основе повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Старуха Дарья, главная героиня, чем-то похожая на Марию Тихоновну, не хочет покидать деревню, которую вот-вот зато­пят водой.

Здесь прошла ее жизнь, здесь могилы ее предков, здесь все ей дорого. Но никого не интересуют ее чувства и пе­реживания, ведь все творится во имя прогресса. Судьба одной деревни, одного человека кажется незначительной на фоне ве­ликих преобразований.

Но в самом деле это не так.

Как часто не хватает людям чуткости, доброты, уваже­ния к тем, кто своей жизнью, трудом, памятью связывает нас с нашим общим прошлым.

В одной из телепередач рас­сказывалось о судьбе ветерана войны, волею обстоятельств оказавшегося в доме престарелых. Выяснилось, что у него четверо сыновей, девять внуков, правнуки.

Он воевал ради их будущего и остался в глубокой старости брошенным на произвол судьбы. Видно, его дети и внуки не знают и не уважают прошлого своей семьи, своей семейной биографии.

«Без прошлого нет будущего». Эта истина проверена ве­ками. Нельзя забывать своих истоков, отказываться от сво­их предков. Уважение к тем, кто это прошлое пережил, — отличительная черта цивилизованного общества.

Источник: https://myessay.ru/2016-06-21-05-18-37/11823-2016-06-25-17-58-47.html

Ссылка на основную публикацию