Сочинение по тексту а.п.чехова (в формате егэ)

Технология написания сочинения на ЕГЭ по тексту А.Чехова «Моя «она»

7

Технология написания сочинения на ЕГЭ

«Моя «она»

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники , родилась раньше меня. (2)Правы они или нет , но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, — связь, стало быть, крепкая, прочная…

(4)Но не завидуйте , юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего , кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом.

(7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом.

(11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…

(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…

(19)Её зовут – Лень.

(По А.П.Чехову)

Этап первый: составить план.

Данный этап необходим, чтобы лучше понять исходный текст. Причём план можно не шлифовать: он останется у вас в черновике. Для этого разобьём текст на микротемы и обозначив ключевые слова и строки, сформулируем их своими словами.

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, — связь, стало быть, крепкая, прочная…

  1. Неразрывная связь героя текста с ленью.

(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом.

(7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом.

(11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

  1. Лень – причина всех несчастий героя.

(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…

(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…

(19)Её зовут – Лень.

3. Нежелание героя противостоять лени.

Этап второй: выявить и сформулировать проблему.

Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте.

Необходимо помнить:

  1. проблема – это не всегда плохо, не путать с бытовым истолкованием слова;

  2. обозначаем только одну проблему.

Формулировать – кратко и точно выражать мысль.

Два способа формулирования проблем текста:

  1. Вопрос (Какое влияние оказывает лень на чеховского героя?).

  2. Типовая конструкция (Проблема чего? (Р.п.) Вопрос о чём (П.п).

Типовые конструкции очень важны. Они экономят время, которого на экзамене катастрофически не хватает! Кроме того, употребляя клише, вы экономите не только свои усилия, мыслительную энергию и время, но и усилия, энергию и время эксперта: он сразу вас понимает!

Примеры типовых конструкций:

  1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – актуальная проблема (чего?).

  2. Предложенный для анализа текст (кого?) посвящён проблеме (чего?).

  3. В анализируемом тексте автор рассматривает (исследует, формулирует, излагает, выдвигает, поднимает, затрагивает) проблему (чего?).

  4. В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?).

Этап третий: прокомментировать сформулированную проблему.

Комментарий – это не пересказ текста, а рассуждения по поводу проблемы.

Эксперты проверяют, увидели ли вы аспекты проблемы, намеченные автором.

Типовые конструкции для передачи действий автора:

Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на, подчёркивает, обращает наше внимание на, выделяет, замечает, указывает на, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, причину видит в, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, ссылается на…).

Теперь используем типовые конструкции для написания второго абзаца.

Аспекты нами уже обозначены. Вернёмся к ним. Итак, мы по порядку излагаем аспекты, следя за авторской логикой.

Проблема текста и её аспекты Черновой вариант
Проблема лени.Аспекты:1.Неразрывная связь героя текста с ленью.2. Лень – причина всех несчастий героя.3. Нежелание героя противостоять лени. Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчёркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» — причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку («но не развёлся я до сих пор»).

Подработаем черновик, уберём лишнее

Черновой вариант Окончательный вариант
Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчёркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» — причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку («но не развёлся я до сих пор»). Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» — причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, подчёркивает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.76 слов.

Небольшое замечание: такой комментарий называется текстуальный, есть ещё концептуальный.

Этап четвёртый: сформулировать позицию автора.

Автор может:

— положительно относиться к изображаемому;

— отрицательно (осуждающе, саркастически);

— неоднозначно;

— двойственно;

— скептически;

— иронически (с юмором).

Примеры типовых конструкций:

Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, разоблачает, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…).

Подсказка: задание А28 (В каком предложении выражена насмешка А.П.Чехова над безволием героя рассказа?)

Проблема текста и её аспекты Авторская позиция:

  1. Что хотел донести до своего читателя автор?
  2. Ради чего написан этот текст?
Проблема лени.Аспекты:1.Неразрывная связь героя текста с ленью.2. Лень – причина всех несчастий героя.3. Нежелание героя противостоять лени. Черновой вариантЧехов хотел:

  1. осудить своего героя;
  2. заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия.
Проблема текста и её аспекты Авторская позицияЧерновой вариант Авторская позицияОкончательный вариант
Проблема лени.Аспекты:1.Неразрывная связь героя текста с ленью.2. Лень – причина всех несчастий героя.3. Нежелание героя противостоять лени. Чехов хотел:

    1. осудить своего героя;
    2. заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия.
Авторская позиция скрыта за иронией. Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя. Более того, точка зрения писателя способствует формированию нашего читательского восприятия, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на собственную каждодневную жизнь, задумайтесь над ней, нельзя становиться заложником своей лени. Если мы не сделаем над собой усилие, то будем глубоко несчастны. 54 слова.

Этап пятый: аргументированно выразить своё мнение по сформулированной проблеме.

Схема микротекста-рассуждения

тезис

(ваша позиция по сформулированной вами проблеме исходного текста и точке зрения автора)

аргументация

(приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли)

вывод

(общий итог)

Типовые конструкции:

С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора.

Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения.

Проблема текста и её аспекты Авторская позицияЧерновой вариант Моя позиция и аргументацияЧерновой вариант Моя позиция и аргументацияОкончательный вариант
Проблема лени.Аспекты:1.Неразрывная связь героя текста с ленью.2. Лень – причина всех несчастий героя.3. Нежелание героя противостоять лени. Чехов хотел:1) осудить своего героя;2) заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия. Я разделяю точку зрения автора. Почему? – Да потому что не разделять её просто нельзя, если хочешь чего-то добиться в жизни.Какие я могу привести аргументы?

  1. Другие чеховские герои или герой романа «Обломов» Гончарова.
  2. Я сам.

Вывод: всем нам нужно помнить чеховское предостережение, чтобы не повторить судьбу упомянутых героев.

С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств. Чтобы избежать такого плена, всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами.70 слов.

Этап шестой: написать вступление и заключение.

Композиция любого сочинения:

— вступление;

— основная часть;

— заключение.

Варианты вступлений

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Читая чеховский текст, я думал: каждый из нас должен как молитву ежедневно повторять эти строки поэта!

Сюжеты рассказов Чехова – это истории из жизни обыкновенного человека. Писатель пристально вглядывается в судьбы своих героев, рассматривая ту или иную проблему. Так в центре внимания прочитанного мной текста – проблема лени.

Лень… Она родилась раньше нас. На это обращает внимание и А.П.Чехов, автор прочитанного мной текста, поднимая проблему лени. 18 слов.

Если со вступлением проблема, то не придумывайте банальных вещей, а остановитесь на следующем:

В центре внимания предложенного для анализа текста А.П.Чехова – актуальная и всем нам знакомая проблема лени.

Подведём итог:

Лень… Она родилась раньше нас. На это обращает внимание и А.П.Чехов, автор прочитанного мной текста, поднимая проблему лени.

Автор раскрывает проблему на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью.

Лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника.

Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» — причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, подчёркивает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.

Авторская позиция скрыта за иронией. Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя.

Более того, точка зрения писателя способствует формированию нашего читательского восприятия, приводит к живому сотворчеству.

Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на собственную каждодневную жизнь, задумайтесь над ней, нельзя становиться заложником своей лени. Если мы не сделаем над собой усилие, то будем глубоко несчастны.

С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.

Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности.

К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств.

Чтобы избежать такого плена, всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами.

Источник: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-napisaniia-sochinieniia-na-iege-po-.html

Пример сочинения ЕГЭ по тексту А.П. Чехова «В аптеке»

Views: 18098

(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.

(3)3а жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости провизор.

(4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано.

(5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.

(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделав лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:

— Через час будет готово.

— (9)Нельзя ли поскорее? — спросил Свойкин.—(10)Мне решительно невозможно ждать.

(11)Провизор не ответил. (12)Свойкин опустился на диван и принялся ждать.

(13)Свойкин был болен. (14)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (15)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором.

— (16)Должно быть, у меня горячка начинается. (17)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (18)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!

(19)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал.

(20)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.

«(21)Странные люди, ей-богу! — подумал он.— (22)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».

— (23)Получите! — вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.— (24)Внесите в кассу рубль шесть копеек!

— (25)Рубль шесть копеек? — забормотал Свойкин, конфузясь.— (26)А у меня только всего один рубль… (27)Как же быть-то?

— (28)Не знаю! — отчеканил провизор, принимаясь за газету.

— (29) В таком случае вы извините… (30)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.

— (31)Этого нельзя! (32)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите!

— (33)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (34)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (35)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (Зб)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (37)Он прилёг, как бы на минутку.

(38)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (39)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (40)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.

— (По А.П. Чехову*)

— * Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) — выдающийся русский писатель, классик мировой литературы.

Умение сострадать. Насколько оно важно и почему? Именно эту проблему поднимает в своём тексте А.П. Чехов.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, писатель рассказывает историю о том, как больной учитель Свойкин пришёл в аптеку за лекарством и встретился с холодным равнодушием и даже какой-то неприязнью провизора.

Когда Свойкин попросил лекарство, он нахмурился, поскольку учитель отвлёк его от чтения.

Когда Свойкин рассказал провизору про свою болезнь, провизор просто проигнорировал его, и такое безразличное отношение, конечно, задело Свойкина за живое.

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что А.П. Чехов уверен: необходимо быть сострадательным человеком, поскольку холодное равнодушие к чужому горю может причинить ещё большие мучения потерпевшему.

Я согласна с точкой зрения автора. Считаю, что умение сострадать является очень важным, потому что его отсутствие может усугубить мучения тех, кому нужна помощь.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом произведении представлена история о Понтии Пилате, великом прокураторе Иудеи, и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри.

Последний был обвинён в том, что подговаривал людей разрушить храм. Разговаривая с Иешуа, Понтий Пилат убедился в том, что Га-Ноцри этого не делал. Понтий Пилат увидел, что Иешуа Га-Ноцри – необычный человек, и захотел помочь ему выжить.

Однако вскоре выяснилось, что Иешуа говорил: любая власть является насилием над человеком, и настанет время, когда власти не будет совсем. Это и изменило первоначальное решение Понтия Пилата, и он, боясь гнева кесаря, приговорил Иешуа к смерти. Однако это решение причинило потом немало страданий прокуратору.

Когда Понтий Пилат через много лет наконец встретился с Иешуа Га-Ноцри, он заискивающе просил Иешуа, чтобы тот убедил его: казни не было. Иешуа, видя мучения Понтия Пилата, солгал, сказав, что казни действительно не было. Иешуа понял, что, скажи он по-другому, Понтий Пилат будет страдать ещё сильнее.

Поэтому он, несмотря на то, что именно прокуратор приговорил его к смерти, проявил сострадание, освободив Понтия Пилата от мук совести.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: нужно уметь сострадать. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов и его любовница Аксинья Астахова принесли немало страданий Наталье, законной жене Григория. Наталья настолько была доведена до отчаяния, что даже пыталась закончить жизнь самоубийством. Потом она ещё сделала неудачный аборт, в результате которого умерла.

Но были у неё и попытки вернуть Григория. Так, например, Наталья написала Григорию длинное письмо, в котором она его спрашивала:  может, он передумает и захочет вернуться к ней? На что Григорий ответил коротким и жестоким «живи одна».  Столь бесчувственное отношение мужа усугубило страдания Натальи. Но она продолжала за него бороться.

Она приехала к Аксинье и стала просить её, чтобы та вернула ей Григория. Но Аксинья, несмотря на то, что видела страдания Натальи, обошлась с ней очень жестоко. Она наговорила ей грубых слов, сказала, что это Наталья украла у неё Григория, а не наоборот. После этих бессердечных слов Наталья впала в ещё большее отчаяние.

Вне всяких сомнений, холодность, бессердечие и жестокость Григория и Аксиньи способствовали усугублению страданий Натальи и, возможно, её гибели.

Итак, умение сострадать является очень важным. Ведь безразличное отношение к чужим страданиям может причинить ещё большую боль страдающему.

А каково Ваше мнение по поставленной проблеме?

Источник: http://physmath.tech/primer-sochineniya-ege-po-tekstu-a-p-cheho/

Сочинение-рассуждение по тексту А.П.Чехова. Счастье

(1) У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2) Стерегли её два пастуха.

(3) Один был старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника.

(4) Другой был молодой парень, с густыми чёрными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешёвые мешки. (5) Он лежал на спине и, положив руки под голову, глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звёзды.

(6) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь. (7)Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой бежал ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.

(8) Вдруг старый пастух прервал молчание:

– (9) Санька, спишь, что ли?

– (10) Нет, дедушка, – не сразу откликнулся молодой.

– (11) В этих местах кладов много, – вздохнул старик. – (12) По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому.

(13) Молодой пастух подполз шага на два к старику и, подперев голову кулаками, устремил на него неподвижный взгляд. (14) Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его тёмных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого, грубого лица. (15) Он напряжённо слушал.

– (16) И в писаниях сказано, что кладов тут много, – продолжал старик. – (17) А клад – это ж и есть счастье человеку! (18) Одному новопавловскому старику солдату в Ивановке карту показывали, так в той карте напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде. (19) Давно б он по этой карте клад достал, да только клад заговорённый, не подступишься.

– (20) Отчего же, дед, не подступишься? – спросил молодой.

– (21) Должно быть, причина какая есть, не сказывал солдат. (22) Заговорённый… (23) Талисман надо.

(24)Старик говорил с увлечением, как будто изливал свою душу. (25) Он гнусавил от непривычки говорить много и быстро, заикался и, чувствуя такой недостаток своей речи, старался скрасить его жестикуляцией головы, рук и тощих плеч. (26) При каждом подобном жесте его холщовая рубаха мялась в складки, ползла к плечам и обнажала чёрную от загара и старости спину.

(27) Он обдёргивал её, а она тотчас же опять лезла. (28) Наконец старик, точно выведенный из терпения этой непослушной рубахой, вскочил и заговорил с горечью:

– (29) Рядом счастье-то, а что с него толку, если оно в земле зарыто?

(30)Так и пропадает оно задаром, без всякой пользы, как овечий помёт! (31) А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило! (32) Да не видит его ни одна душа!

– (33) Дед, а что ты станешь делать со счастьем этим, если найдёшь его?

– (34) Я-то? – усмехнулся старик. – (35) Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать… (36) Гм!.. (37) Знаю, что делать…

(38) И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, если найдёт его. (39)За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые и, судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному, не казался ему важным и достойным размышления.

(40) Окружённое лёгкою мутью, показалось громадное багровое солнце.

(41) Вокруг быстро светлело. (42) Широкие полосы света, ещё холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с весёлым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. (43) Серебристая полынь, голубые васильки, жёлтая сурепка – всё это радостно и беспечно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку.

(44) Старик и Санька разошлись по краям отары. (45) Затем оба встали, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. (46) Первого не отпускали мысли о кладах, второй же размышлял о том, что говорилось ночью. (47) Интересовали Саньку не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья.

(По А. П. Чехову)

Передо мной текст А.П. Чехова, в котором, на мой взгляд, писатель размышляет над вопросом о разном понимании счастья.

Проблема, обозначенная писателем, стара как мир. Она не потеряет своей актуальности, потому что каждый человек понимает счастье по-своему. Для кого-то счастье — это богатство, слава, успешная карьера, стремление к подвигу, удовлетворение каких-то личных интересов и амбиций. Для других счастье – это уважение, любовь, взаимопонимание в семье, надёжные друзья. А.П.

Чехов в своём рассказе противопоставляет двух героев – восьмидесятилетнего старика и молодого парня Саньку. Старый пастух «с увлечением» рассказывает Саньке о том, что в земле зарыты клады. «Рядом счастье-то, а что с него толку…» — сожалея, говорит старик.

Молодого парня не удивляет история старика о кладах, он думает лишь о «фантастичности и несбыточности человеческого счастья».

Сопоставляя двух героев, А.П. Чехов убеждает нас, своих читателей, в том, что счастье каждый понимает по-разному. Но писателю ближе, скорее всего, представление о счастье молодого парня.

Именно он смотрит не в землю, а на небо, а значит, открыт для всего нового, неизведанного. Счастье везде, счастье вокруг, счастье разлито в этом мире, не надо выкапывать счастье из земли.

Именно эту мысль пытается внушить нам писатель, включая в повествование яркие пейзажи.

Невозможно не согласиться с мнением А.П. Чехова. У всех людей разное представление о смысле жизни, о любви, о семье и других понятиях, такое же разное представление у них и о счастье. В погоне за счастьем люди часто не видят, что оно рядом, надо только протянуть к нему руку.

Банальный курортный роман для Дмитрия Гурова, героя рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой», оборачивается настоящей, большой любовью, которая очеловечивает его, пробуждает в нём духовное богатство. Кажется, вот оно, счастье.

Но Дмитрий и Анна Сергеевна не борются за свою любовь, а продолжают искать решение, мечтать о «новой, прекрасной жизни».

Часто бывает, что представление о счастье меняется у людей под влиянием каких-то жизненных обстоятельств.

Например, князь Андрей Болконский мечтает о славе Наполеона, стремится совершить подвиг, и только после Аустрелицкого сражения, когда он на волосок от смерти, к нему приходит понимание, что жить надо для близких и родных людей. И слишком поздно открывается ему ещё одна истина: счастье – это когда ты можешь любить и прощать.

Каждый хочет быть счастливым по-своему, это естественная потребность человека, но путь к счастью сложен и тернист, полон серьёзных испытаний, побед и поражений. Каким бы ни было разным наше представление о счастье, следует помнить, что путь к его достижению надо пройти достойно, уметь ценить мгновения счастья, жить ими.

10 А класс, МБОУ «Мамонтовская средняя школа»

Источник

Источник: http://rusyazyege.blogspot.com/2012/05/blog-post_05.html

Сочинение ЕГЭ «Проблема бесчувственного отношения к людям», по тексту А.П.Чехова

«У него каменное сердце», — так часто говорят про бесчувственного человека. Действительно, бездушных людей больше интересует собственная персона, а чувства сострадания и милосердия для них мало что значат. Равнодушие и хладнокровие таких людей нередко причиняют боль и страдание тем, кому бывают очень нужны помощь и поддержка, теплое ободряющее слово.

В своих произведениях А.П. Чехов обличал разные человеческие пороки. В коротком рассказе о случае в аптеке писатель поднимает проблему бесчувственного отношения к людям.

Жалким и беспомощным кажется учитель Егор Алексеич Свойкин, пришедший поздним вечером в аптеку. Ему «решительно невозможно ждать»: болезнь с каждой минутой овладевала «его телом все больше». Но «высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом» не умеет чувствовать чужую боль.

Провизор, на котором «все… старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано», даже не смотрит на посетителя. Занятый чтением газеты, он «ни словом, ни движением» не реагирует на обращение «разбитого» болезнью учителя.

«Бесчувственная утюжная фигура» отказывается выдать лекарство, потому что у Егора Алексеича не хватает шести копеек.

Бездушие и безразличие – довольно распространенные и в наши дни явления. В жизни нам приходится постоянно наблюдать примеры равнодушного отношения людей друг к другу.

К сожалению, не каждый протянет руку помощи случайно упавшему пешеходу. Немало таких, кто спокойно пройдет мимо человека, почувствовавшего себя плохо.

Не всякий уступит место в транспорте старушке, пропустит без очереди женщину с ребенком на руках.

Случается, люди в белых халатах, доброе и обнадеживающее слово которых способно творить чудеса, равнодушно выписывают рецепты и даже грубят пациентам. Чиновников разных уровней не интересуют проблемы, которые тревожат многих людей…

Хладнокровие бесчувственных людей может ранить больнее острого ножа. Егор Алексеич Свойкин в своем болезненном сне «вновь беседует» в аптеке с бездушным провизором. Герою повести Н.В.

Гоголя «Шинель» Акакию Акакиевичу Башмачкину, обратившемуся к значительному лицу за помощью, в бреду и жару «чудилось…, что он стоит перед генералом, выслушивая… распеканье». Прочитав стихотворение Н.А.

Некрасова «Размышления у парадного подъезда», мы с горечью понимаем, что у русских мужиков, которые из дальних деревень под палящим солнцем пришли искать помощи у своего барина, «владельца роскошных палат», остается единственная надежда — на суд Божий.

Любой из нас может оказаться в ситуации, когда без помощи других просто невозможно обойтись. Мы надеемся, рассчитываем на поддержку… Безусловно, обязательно найдутся добрые, неравнодушные люди. И вряд ли человек, который сам иногда проявляет чувство безразличия к другим, имеет право сердиться на тех, кто молча проходит мимо, не обращая на него внимания.

вернуться к списку сочинений >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в

Источник: https://reallanguage.club/sochinenie-ege-problema-beschuvstvennogo-otnosheniya-k-lyudyam-po-tekstu-a-p-chexova/

Сочинение в формате ЕГЭ (русский язык) по рассказу А.П.Чехова «Крокодиловы слезы»

Задание 25. Вариант 1

Недаром говорят, чужая душа – потемки…Иногда бывает сложно понять, искренен человек или нет, действительно ли его мысли и дела совпадают, живут, как говорится, в гармонии, «в унисон»… К сожалению, достаточно часто в жизни нам приходится сталкиваться с людьми, у которых мысли, слова и дела расходятся…Это очень опасные люди, лицемеры, предатели, люди с двойным дном, иуды…

Ал.П.Чехов, как и его знаменитый брат, – непревзойденный мастер слова- поднимает в данном тексте проблему, которая, видимо, актуальна будет всегда- проблему лицемерия, наживы и стяжательства.

Автор мастерски подводит читателя к размышлению над данной проблемой, используя в тексте антитезу ( внутренний монолог и реальные поступки Иудина, похоронные процессии сановника и бедняка).

В начале рассказа размышления Поликарпа Семеновича вызывают у читателя симпатию и даже уважение…Развернутая метафора в вопросно-ответной форме изложения (пр.4-5), риторические вопросы и восклицание (пр.

6,7)- все это как бы указывает на искренность героя, его глубокие душевные переживания…Но что-то все же настораживает…Что? Ах.да! Фамилия!.. ИУДИН…Как говорится, хорошего человека так не назовут.

А дальше все становится на свои места: обыденные, приземленные жесты во время высоких, пафосных рассуждений, жадность и нежелание расстаться с лишним рублем в пользу тех же неимущих и, как завершение, «крупные, блестящие, крокодиловы слезы…Грустно, горько, обидно, неприятно…

Вот и Чехов думает так же. Он об этом прямо не говорит, но его презрение к лицемеру читается между строк, начиная от говорящей фамилии, включая горькую авторскую иронию, к примеру, в сцене низкой оценки костюма и рассуждений о природе человека. Какая уж тут природа!…

Всем нам хорошо известен библейский сюжет о тайной вечере, во время которой Иисус был предан Иудой… Салтыков-Щедрин не обошел эту тему стороной: его Иудушка Головлев ничуть не чище библейского персонажа: лицемерен, жаден, расчетлив, труслив.

Прикрываясь глубокой религиозностью, сам всю жизнь проводит в кляузах и тяжбах, портя жизнь даже близким людям…Недаром впоследствии имя «Иуда» стало нарицательным и всех двуличных людей стали называть именно так. И у Л.Н.

Толстого в «Войне и мире» мы сталкиваемся с семейством лицемеров Курагиных. Ну как было не поверить неискушенному в интригах Пьеру в искренность слов князя Василия, что тот заботится о нем, как о родном сыне!..

И…как говорится, «яблонька от яблоньки…» Двуличные, лживые, лицемерные его дети также наносили много вреда всем, кто имел несчастье столкнуться с ними на своем жизненном пути…

Конечно, в жизни не бывает идеальных людей – у каждого из нас есть свои недостатки, а у кого-то даже пороки…Но лицемерие – самый низкий и грязный порок, который, к сожалению, не сразу заметен…Сохрани всех нас, Господь, от таких опасных людей и не дай нам опуститься до двуличия и предательства…

Источник: https://infourok.ru/sochinenie-v-formate-ege-russkiy-yazik-po-rasskazu-apchehova-krokodilovi-slezi-3247424.html

Как написать сочинение ЕГЭ по тексту А.П. Чехова «Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет…»

Вам понадобится

  • Текст А.П. Чехова «Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет…»

Инструкция

Для формулировки проблемы надо понять, каким должен быть студент, как он должен относиться к своему основному труду – приобретению знаний для будущей полезной для общества деятельности.Сочинение можно начать так: «Русский классик А.П. Чехов затрагивает проблему отношения к учению».

Кратко ответив на вопросы:- О чем рассказывает автор? Как относятся к учению студенты? – можно получить комментарий, который выглядит примерно так: «В тексте говорится о том, как студент, который не смог с первого раза сдать экзамен, приходит сдавать его снова.

Преподаватель, зная все оправдательные аргументы студентов, предлагает серьезнее отнестись к экзаменам. Другой студент просит помочь в написании диссертации».

Когда раскрываем позицию рассказчика, обращаем внимание на то, чтό он утверждает, например: «Рассказчик-преподаватель утверждает, что в ходе обучения человек должен проявлять самостоятельность, должен относиться к учению творчески».

Собственное отношение к позиции рассказчика надо пояснить, например: «С таким утверждением я согласна. На любой ступени обучения – будь то ученик или студент – человек должен быть ответственным всегда.

У многих обучающихся найдется немало причин неуспеваемости.

Но нужно честно преодолевать трудности обучения, не откладывать учебную работу на потом, не накапливать незнание, которое потом может превратиться в значительные неудачи на экзаменационных испытаниях».

Читательский аргумент №1 может выглядеть так: «Не желающим повышать образовательный уровень показан главный герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Митрофан Простаков. Он не привык трудиться, поэтому для него учение – тяжёлое занятие. О самостоятельности, о настойчивом и творческом отношении к занятиям и речи не идет.

Митрофанушка не знал самого элементарного. Когда его спросили, какой частью речи является слово «дверь», он вместо ответа спросил, какая дверь. Он рассуждал так: та, которую навесили, является именем прилагательным, потому что она приложена к своему месту.

А вот дверь у чулана будет именем существительным, потому что пока еще не навешена».

Еще один читательский аргумент, может быть, например, таким: «Серьезным, ответственным отношением к учебе отличался мальчик – главный герой автобиографического рассказа В. Распутина «Уроки французского». Он рос «башковитым», как его в деревне называли, учился хорошо, целеустремленно.

Несмотря на тяжелые условия жизни после войны, вдали от семьи, в районной школе, он продолжал интересоваться знаниями. Только в изучении французского языка его подводило произношение. Когда учительница иностранного языка Лидия Михайловна решила проводить дополнительные занятия, он согласился.

Интерес к знаниям, несмотря на материальные трудности, у мальчика не угасал».

Думая над выводом, ответьте на вопрос: что должно проявиться в характере человека во время обучения? Ответить можно так: «Итак, во время получения образования человек должен проявлять желание систематически тренироваться, стремиться к самостоятельному поиску, к развитию творческого «я».

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-947647-kak-napisat-sochinenie-ege-po-tekstu-ap-chehova-kto-to-vhodit-v-perednyuyu-dolgo-razdevaetsya-i-kashlyaet

Проблема бессердечного отношения к людям.

Сочинение по тексту:

А.П. Чехов, или как он себя называл Антоша Чехонте – выдающийся русский писатель, классик мировой литературы рассуждает о проблеме бессердечного отношения к людям.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме автор рассказывает о домашнем учителе Егоре Алексеевиче Свойкине, который был тяжело болен и , получив от врача рецепт, обратился в аптеку.

Провизор начал готовить лекарства, но он не пытался помочь, он лишь выполнял свою работу.

На просьбу Свойкина ускориться он не отвечал, а когда больному не хватило шести копеек, он бессердечно отправил его домой.

Автор считает, что подобное отношение, не имеющее не капли сострадания, направленное от окружающих к человеку может привести к трагедии.

Я не могу не согласиться с автором. На душе появляется печаль от понимания того, что эта проблема актуальна в наше время.

Обратимся к произведению Виктора Астафьева «Людочка». Главная героиня выросла в деревне, среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности. Она ищет спасение в городе, но будучи жертвой грубого насилия в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

В качестве личного примера можно привести множество ситуаций, так если человеку становится плохо и он будет не в силах идти, если он будет лежать посреди улицы, то практически все пройдут мимо, у него даже не спросят о случившейся проблеме. 

В заключение хочу сказать, не стоит замыкаться лишь на своих проблемах и бедах, порой стоит обращать внимание на других, ведь это может стоить их жизни.

Текст А. П. Чехова:

(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку. (3)3а жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал. (7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделав лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал: —Через час будет готово. —(9)Нельзя ли поскорее? — спросил Свойкин.—(10)Мне решительно невозможно ждать. (11)Провизор не ответил. (12)Свойкин опустился на диван и принялся ждать. (13)Свойкин был болен. (14)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (15)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором. —(16)Должно быть, у меня горячка начинается. (17)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (18)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек! (19)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал. (20)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора. «(21)Странные люди, ей-богу! — подумал он.— (22)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры». —(23)Получите! — вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.— (24)Внесите в кассу рубль шесть копеек! —(25)Рубль шесть копеек? — забормотал Свойкин, конфузясь.— (26)А у меня только всего один рубль… (27)Как же быть-то? —(28)Не знаю! — отчеканил провизор, принимаясь за газету. —(29) В таком случае вы извините… (30)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю. — (31)Этого нельзя! (32)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите! —(33)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (34)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (35)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (Зб)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (37)Он прилёг, как бы на минутку. (38)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (39)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (40)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.

—(По А.П. Чехову*)

Источник: https://vopvet.ru/news/probleme_besserdechnogo_otnoshenija_k_ljudjam/2015-02-25-761

Решу егэ

(1)Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стёкла и нагонял на душу тоску. (2)В задумчивой позе, с расстёгнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семёнович Иудин.

(3)«Ну что такое наша жизнь? — рассуждал он в унисон с плачущим небом. — (4)Что она такое? (5)Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей… (6)На что она нам дана? (7)Ведь не для печалей же Бог, благой и всемогущий, создал мир! (8)А выходит наоборот. (9)Слёз больше, чем смеха…»

(10)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.

(11)«Н-да, — продолжал он задумчиво, — в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (12)Их создало само человечество. (13)Оно само породило этот бич. (14)А для чего, спрашивается, для чего?»

(15)Он вынул левую руку и скорбно провёл ею по лицу.

(16)«А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. (17)Вот, например, идёт богатая похоронная процессия.

(18)Шестерня лошадей в чёрных попонах везёт пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (19)Факельщики важно выступают с фонарями. (20)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер.

(21)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22)Пригрел ли бедняка? (23)Конечно, нет… мишура!»

— (24)Что вам, Семён Иваныч?

— (25)Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя. (27)А она просит семь; говорит, детишки больны, лечить надо.

— (28)И шесть рублей будет многовато. (29)Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30)Только вы уж осмотритесь хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна…

(31)«Нда-с, так вот — жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32)За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб.

(33)Сзади неё плетётся, шлёпая по грязи, только одна старушонка.

(34)Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца… (35)А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? (36)Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования… »

—(37)Что там ещё?

— (38)Шубку старуха принесла… сколько дать?

— (39)Мех заячий… (40)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд… (42)«Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…»

(44)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45)На глазах его выступили слёзы – крупные, блестящие, крокодиловы слёзы.

(по А.П. Чехову*)

*Александр Павлович Чехов (1855–1913) – русский писатель, прозаик, публицист, старший брат Антона Павловича Чехова.

Источник: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=12496

Экзаменационное сочинение по произведению А. П. Чехова «Баран и барышня»

В тексте русского писателя, классика мировой литературы А. П. Чехова поднимается проблема отношения сильного человека к  слабому, «маленькому человеку».

Рассказывая нам о встрече чиновника и барышни, А. П. Чехов затрагивает проблемы, актуальные и сегодня. В своем произведении автор изображает двух людей, принадлежащих к разным социальным слоям, что влияет на их поведение и отношение друг к другу.

Мы видим чиновника, этакого скучающего барина, равнодушного к чужим проблемам, и барышню, которая воплощает в себе все черты «маленького человека». Она вынуждена рассказывать о своей жизни, поддерживать разговор в надежде на получение желаемого билета. И только в конце разговора, она узнает, что попала не к тому человеку.

Чиновник просто решил развеять свою скуку, посмеяться над девушкой, которая в силу своего положения чувствовала себя зависимой от него.

Если в самом тексте мы не видим лирических отступлений, отображающих позицию автора, то название произведения совершенно определенно на нее указывает. А. П. Чехов считает, что барин не имел никаких прав так поступать с барышней, которая к тому же пришла вовсе не к нему.

Я полностью согласна с мнением автора. Говоря об этом рассказе, мы можем вспомнить золотое правило нравственности, которое призывает относиться к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе. Я уверена, что независимо от социального статуса и материального положения, человек всегда должен оставаться человеком.

Проблема “маленького человека” не раз находила отражение в русской литературе. Вспомним главного героя повести “Шинель” Н. В. Гоголя.

Акакий Акакиевич — типичный образ “маленького человека”: униженный и бесправный чиновник, всю жизнь проработавший в департаменте, переписывая бумаги. Трагедией для этого героя становится кража новой шинели.

Акакий Акакиевич пытается искать помощи у вышестоящих лиц, но не находит отклика в обществе. И все, к кому он обращается, считают его проблему незначительной и не стоящей внимания.

Другим примером отражения проблемы “маленького человека” является произведение А. С. Пушкина “Станционный смотритель”.

В этом произведении автор рассказывает нам историю Самсона Вырина, единственная дочь которого уезжает с гусаром и оставляет бедного отца.

Вырин не может даже увидеть дочь! Он чувствует огромную пропасть между ним, его жизнью и новым положением в обществе его дочери Дуни. Так и не смирившись с предательством дочери, он умирает.

Проблема маленького человека существует и в наши дни. Именно поэтому сегодня очень важно не только помнить  золотое правило нравственности, но и пользоваться им в повседневной жизни.

ТАКЖЕ ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Источник: http://ege-ruslit.ru/?p=678

Текст для сочинения ЕГЭ по рассказу А.П. Чехова «Пари»

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Основная проблема

Философская; проблема понимания ценности человече­ской жизни (Что важнее для человека: материальное бла­госостояние или сама жизнь и жизненный опыт?)

Позиция автора

Автор уверен, что ценность жизни несоизмерима ни с ка­кими материальными ценностями. С легкостью распоря­дившись вначале своей жизнью — «обменяв» на 2 млн руб­лей, в конечном итоге герой приходит к пониманию того, что жизнь и тот жизненный опыт, который он приобрел, гораздо ценнее любых денег

Текст

Была темная, осенняя ночь. Старый банкир ходил у себя в кабинете из угла в угол и вспоминал, как пятнадцать лет тому назад, осенью, он давал вечер, где было много умных людей и велись интересные разгово­ры.

Между прочим, говорили о смертной казни. Гости, среди которых было немало ученых и журналистов, в большинстве относились к смертной казни отрицательно.

По мнению некоторых из них, смертную казнь повсеместно следовало бы заменить пожизненным заключением.

Среди гостей находился один юрист, молодой человек лет двадцати пяти. Когда спросили его мнения, он сказал:

—    И смертная казнь, и пожизненное заключение одинаково без­нравственны, но если бы мне предложили выбирать между казнью и пожизненным заключением, то, конечно, я выбрал бы второе. Жить как-нибудь лучше, чем никак.

Поднялся оживленный спор. Банкир, бывший тогда помоложе и нервнее, вдруг вышел из себя, ударил кулаком по столу и крикнул, об­ращаясь к молодому юристу:

—  Неправда! Держу пари на два миллиона, что вы не высидите в ка­земате и пяти лет.

—   Если это серьезно, — ответил ему юрист, — то держу пари, что высижу не пять, а пятнадцать.

—   Пятнадцать? Идет! — крикнул банкир. — Господа, я ставлю два миллиона!

—    Согласен! Вы ставите миллионы, а я свою свободу! — сказал юрист.

И это дикое, бессмысленное пари состоялось!

И теперь, спустя пятнадцать лет, банкир, шагая из угла в угол, вспоминал все это и спрашивал себя:

—  К чему это пари? Какая польза от того, что юрист потерял пятна­дцать лет жизни, а я брошу два миллиона? С моей стороны то была прихоть сытого человека, а со стороны юриста — простая алчность к деньгам…

Далее вспоминал он о том, что произошло после описанного вечера. Решено было, что юрист будет отбывать свое заключение под строжай­шим надзором в одном из флигелей, построенных в саду банкира. Усло­вились, что в продолжение пятнадцати лет он будет лишен права пере­ступать порог флигеля, видеть живых людей, слышать человеческие голоса и получать письма и газеты.

Ему разрешалось иметь музыкаль­ный инструмент, читать книги, писать письма, пить вино и курить та­бак. С внешним миром, по условию, он мог сноситься не иначе, как молча, через маленькое окно, нарочно устроенное для этого. Малейшая попытка со стороны юриста нарушить условия, хотя бы за две минуты до срока, освобождала банкира от обязанности платить ему два мил­лиона.

В первый год заключения юрист, насколько можно было судить по его коротким запискам, сильно страдал от одиночества и скуки.

Во второй год юрист требовал в своих записках только классиков. В пятый год послышалась музыка, и узник попросил вина. Те, которые наблюдали за ним в окошко, говорили, что весь этот год он только ел, пил и лежал на постели, часто зевал, сердито разговаривал сам с собою. Книг он не читал.

Во второй половине шестого года узник усердно занялся изучением языков, философией и историей. Он жадно принялся за эти науки, так что банкир едва успевал выписывать для него книги.

Затем после десятого года юрист неподвижно сидел за столом и чи­тал одно только Евангелие. На смену Евангелию пошли история рели­гий и богословие.

В последние два года заточения узник читал чрезвычайно много, без всякого разбора.

Старик банкир вспоминал все это и думал: «Завтра в двенадцать ча­сов он получает свободу. По условию, я должен буду уплатить ему два миллиона. Если я уплачу, то все погибло: я окончательно разорен…»

Пятнадцать лет тому назад он не знал счета своим миллионам, те­перь же он боялся спросить себя, чего у него больше, денег или долгов.

Азартная биржевая игра, рискованные спекуляции и горячность, от которой он не мог отрешиться даже в старости, мало-помалу привели в упадок его дела, и бесстрашный, самонадеянный, гордый богач превра­тился в банкира средней руки, трепещущего при всяком повышении и понижении бумаг.

— Проклятое пари! — бормотал старик, в отчаянии хватая себя за голову. — Зачем этот человек не умер? Единственное спасение от бан­кротства и позора — смерть этого человека!

Пробило три часа. Стараясь не издавать ни звука, банкир достал из несгораемого шкафа ключ от двери, которая не отворялась в продолже­ние пятнадцати лет, надел пальто и вышел из дому.

«Если у меня хватит духа исполнить свое намерение, — подумал старик, — то подозрение прежде всего падет на сторожа».

Он нащупал в потемках ступени и дверь и вошел в переднюю фли­геля. Старик, дрожа от волнения, заглянул в маленькое окно.

В комнате узника тускло горела свеча. За столом неподвижно сидел человек, не похожий на обыкновенных людей. Это был скелет, обтяну­тый кожею, с длинными женскими кудрями и с косматой бородой.

Цвет лица у него был желтый, с землистым оттенком, щеки впалые, спина длинная и узкая, а рука, которою он поддерживал свою волоса­тую голову, была так тонка и худа, что на нее было жутко смотреть. Он спал…

Перед его склоненною головой на столе лежал лист бумаги, на котором было что-то написано мелким почерком. Банкир взял со стола лист и прочел следующее: «Завтра в 12 часов дня я получаю свободу и право общения с людьми.

Но, прежде чем оставить эту комнату и уви­деть солнце, я считаю нужным сказать вам несколько слов. По чистой совести и перед Богом, который видит меня, заявляю вам, что я прези­раю и свободу, и жизнь, и здоровье, и все то, что в ваших книгах назы­вается благами мира.

Ваши книги дали мне мудрость. Все то, что веками создавала не­утомимая человеческая мысль, сдавлено в моем черепе в небольшой ком. Я знаю, что я умнее всех вас.

И я презираю ваши книги, презираю все блага мира и мудрость. Все ничтожно, бренно, призрачно и обманчиво, как мираж.

Вы обезумели и идете не по той дороге. Ложь принимаете вы за правду и безобразие за красоту.

Чтоб показать вам на деле презрение к тому, чем живете вы, я отка­зываюсь от двух миллионов, о которых я когда-то мечтал, как о рае, и которые теперь презираю».

Прочитав это, банкир положил лист на стол, поцеловал странного человека в голову, заплакал и вышел из флигеля.

На другой день утром прибежали бледные сторожа и сообщили ему, что они видели, как человек, живущий во флигеле, пролез через окно в сад, пошел к воротам, затем куда-то скрылся.

(Порассказу «Пари» )

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/teksty-dlya-sochinenij-ege/4276-tekst-dlya-sochineniya-ege-po-rasskazu-a-p-chekhova-pari

Ссылка на основную публикацию