Языковые средства выразительности

Средства выразительности — примеры в русском языке: сравнение лексических и выразительных, какие еще бывают

Известно, что с сочностью русского языка не сравниться ни один европейский лексикон: такое мнение высказывают многие литературоведы, изучавшие его выразительность. В нем испанская экспансия, итальянская эмоциональность, французская нежность. Языковые средства, применяемые русскими литераторами, напоминают мазки художника.

Когда специалисты говорят о выразительности языка, то подразумевают не только образные средства, которые изучают в школе, но и неисчерпаемый арсенал литературных приемов. Единой классификации изобразительно-выразительных средств не существует, однако условно языковые средства делят на группы.

Лексические средства

Выразительные средства, работающие на лексическом языковом уровне, являются неотъемлемой частью литературного произведения: поэтического или написанного прозой. Это слова, либо речевые обороты, используемые автором в образном или иносказательном значении. Самая обширная группа лексических средств создания образности в русском языке – литературные тропы.

Разновидности тропов

Используемых в произведениях тропов более двух десятков. Таблица с примерами объединила наиболее употребляемые:

Тропы Пояснения к термину Примеры
1 Аллегория Замена отвлеченного понятия конкретным образом. «В руках Фемиды», что означает: у правосудия
2 Метафора Это тропы, в основе которых лежит образное сравнение, но без использования союзов (как, словно). Метафора предполагает перенос качеств одного предмета или явления на какой-либо другой. Журчащий голос (голос словно журчит).
3 Метонимия Подмена одного слова на другое, основанное на смежности понятий. Класс зашумел
4 Сравнение Что такое сравнение в литературе? Сопоставление предметов по похожему признаку. Сравнения – это художественные средства, обладающие повышенной образностью. Сравнение: горячий, как огонь (другие примеры: побелел будто мел).
5 Олицетворение Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления. Зашептали листья деревьев
6 Гипербола Это тропы, в основе которых лежит литературное преувеличение, способствующее усилению определенной характеристики или качества, на которой автор акцентирует внимание читателя. Море работы.
7 Литота Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. Мужичок с ноготок.
8 Синекдоха Замена одних слов другими касательно количественных отношений. Пригласить на судака.
9 Окказионализмы Художественные средства, образованные автором. Плоды образования.
10 Ирония Тонкая насмешка основанная на внешне положительной оценке или серьёзной форме выражения. Что скажешь, умник?
11 Сарказм Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.
12 Перифраз Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. Царь зверей
13 Лексический повтор С целью усиления значения конкретного слова автор повторяет его несколько раз. Озера кругом, озера глубокие.

В статье приведены основные тропы, известные в литературе, которые иллюстрирует таблица с примерами.

Иногда к тропам относят архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, но это неверно. Это лексические средства выразительности, область употребления которых ограничена изображаемой эпохой или ареалом применения. Их используют для создания колорита эпохи, описываемого места или рабочей атмосферы.

Специализированные средства выразительности

Архаизмы – слова, какие некогда называли знакомые нам предметы (очи — глаза). Историзмы же обозначают предметы или явления (действия), вышедшие из обихода (кафтан, бал).

И архаизмы, и историзмы – средства выразительности, которые с охотой применяют писатели и сценаристы, создающие произведения на историческую тематику (примерами являются «Петр Первый» и «Князь Серебряный» А. Толстого). Нередко архаизмами пользуются поэты для создания возвышенного стиля (лоно, десница, перст).

Неологизмы – образные средства языка, вошедшие в нашу жизнь сравнительно недавно (гаджет). Их нередко используют в художественном тексте для создания атмосферы молодежной среды и образа продвинутых пользователей.

Диалектизмы – слова или грамматические формы, употребляемые в разговорной речи жителей одной местности (кочет – петух).

Профессионализмы – слова и выражения, которые бывают характерны для представителей определенной профессии. Например, загон для полиграфиста — это, прежде всего, запасной материал, не вошедший в номер, а уже потом место пребывания животных. Естественно, писатель, повествующий о жизни героя-полиграфиста, не обойдет термин стороной.

Жаргонизмы – лексика неформального общения, используемая в разговорной речи людей, принадлежащих к определенному кругу общения. Например, языковые особенности текста о жизни студентов позволят употребить слово «хвосты» в значении «задолженности по экзаменам», а не части тела животных. В произведениях о студентов нередко фигурирует это слово.

Фразеологические обороты

Фразеологические выражения – это лексические языковые средства, чья выразительность определяется:

  1. Образным значением фразеологизмов, иногда с мифологической подоплекой (ахиллесова пята).
  2. Принадлежностью каждого к категории высоких устойчивых выражений (кануть в Лету), либо разговорных оборотов (развесить уши). Это могут быть языковые средства, имеющие положительную эмоциональную окраску (золотые руки — нагрузка одобрительного значения), или с негативную экспрессивную оценку (мелкая сошка — оттенок пренебрежительного отношения к человеку).

Фразеологизмы употребляют, чтобы:

  • сделать ударение на наглядности и образности текста;
  • выстроить необходимую стилистическую тональность (просторечности или возвышенности), предварительно оценив языковые особенности текста;
  • выразить авторское отношение к сообщаемой информации.

Образная выразительность фразеологических оборотов усиливается по причине их преобразования из общеизвестных в индивидуально-авторские: светить во всю Ивановскую.

Особая группа — это афоризмы (крылатые выражения). Например, счастливые часов не наблюдают.

К афоризмам можно отнести и произведения народного творчества: пословицы, поговорки.

Эти художественные средства применяют в литературе довольно часто.

Внимание! Фразеологизмы как изобразительно- выразительные литературные средства не могут быть использованы в официально-деловом стиле.

Синтаксические приемы

Синтаксические фигуры речи – обороты, используемые автором с целью лучше донести нужную информацию или общий смысл текста, иногда для придания отрывку эмоциональной окраски. Вот какие бывают синтаксические средства выразительности:

  1. Антитеза — синтаксическое средство выразительности, основанное на противопоставлении. «Преступление и наказание». Позволяет подчеркнуть значение одного слова при помощи другого, противоположного по значению.
  2. Градации — средства выразительности, применяющие синонимичные слова, расположенные по принципу нарастания и угасания признака или качества в русском языке. Например, звезды светили, горели, сияли. Такая лексическая цепочка выделяет главное понятийное значение каждого слова – «светить».
  3. Оксюморон — прямо противоположные слова, находящиеся рядом. Например, выражение «пламенный лед» образно и ярко создает противоречивый характер героя.
  4. Инверсии— синтаксические средства выразительности, основанные на необычном построении предложения. Например, вместо «он пел» написано «пел он». В начало предложения выносится слово, которое автор хочет выделить.
  5. Парцелляция — намеренное деление одного предложения на несколько частей. Например, Рядом Иван. Стоит, смотрит. Во второе предложение обычно выносится действие, качество или признак, принимающие на себя авторский акцент.

Важно! Эти образные средства представители ряда научных школ относят к стилистическим. Причина замены термина кроется во влиянии, оказываемом выразительными средствами данной группы именно на стиль текста, хотя и посредством синтаксических конструкций.

Фонетические средства

Звуковые приемы в русском языке – наименьшая группа литературных фигур речи. Это специальное употребление слов с повторением определенных звуков или фонетических групп с целью изображения художественных образов.

Обычно такие образные средства языка используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.

Аллитерация — повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.

Ассонанс — повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш — машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.

Звукоподражание — подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.

Средства выразительности в русском языке, тропы

Использование слов речевой выразительности

Вывод

Именно обилие образных средств выразительности в русском языке делает его по-настоящему красивым, сочным и неповторимым. Поэтому иностранные литературоведы предпочитают изучать произведения русских поэтов и писателей в оригинале.

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/kakie-byvayut-sredstva-vyrazitelnosti-v-russkom-yazyke-primery.html

Обобщающие сведения о языковых средствах выразительности

Особое внимание следует уделять выполнению заданий, которые вызывают у учащихся наибольшие затруднения. Как показывают результаты диагностических и контрольных работ, это задания речеведческого характера, связанные с такими понятиями, как стиль, тип речи, средство связи между предложениями в тексте, средства художественной выразительности. Для более полного, глубокого представления о языковых выразительных средствах (тропах и фигурах) и для прочности знаний можно составить вместе с учениками таблицу обобщающего характера. Привожу пример такой таблицы.Также следует показать учащимся, что в качестве средства выразительности в текстах могут быть использованы обычные слова и синтаксические конструкции. Надо предлагать задания, которые будут учить их различать случаи использования языковых единиц в собственно номинативной и изобразительно-выразительной функциях.
Л.А. Аксенова, с. Тупки,Липецкая обл.
Наименование Толкование Примеры Роль в языке
Выразительные средства фонетики Ассонанс Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков И веют древнимиповерьямиЕе упругие шелка.(А.Блок) Подчеркивает звучание отдельных слов, создают определенный звуковой образ. Например, в приведенных строках Блока повтор узкого, закрытого [е] усиливает таинственность, загадочность героини.
Аллитерация Повторение в тексте (чаще поэтическом) одинаковых согласных звуков Свищет ветер, серебряный ветер, // В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин) В строке Есенина скопление шипящих [ш’], [ж], [ш] передает шум ветра, шелест сухого снега, создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит
Выразительные средства словообразования Паронимы Однокоренные слова, близкие по звучанию и по значению Лебеди летят над Лебедянью, // А в Медыни золотится мед. (А.Межиров) Придают тексту дополнительную выразительность
Парономасы Разнокорневые созвучные слова, совершенно разные по значению 1) Не глух, а глуп.2) Дело спорится, что сошьется, то и распорется. (Пословица) Создают в тексте комический или юмористический эффект
Тропы (выразительные средства лексики) Сравнение Троп, при котором характеристика одного предмета (качества, лица) дается через открытое сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом), осуществляемое по их сходству. Морфологические средства сравнения:1) при помощи союзов: как, будто, как будто, словно, точно, похоже;2) при помощи имени сущ. в т.п. (творительный сравнения);3) при помощи предлогов наподобие, подобно;4) прилагательное в сравнительной степени; 5) наречие в сравнительной степени;6) отрицательные сравнения (построены на противопоставлении) 1) И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин)2) Уж озимь яркая блеснула изумрудом. (П.Греков)3) Дум, подобно белой тройке, // Скачет в облако наверх. (Н.Заболоцкий)4–5) Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков)6) Не ветер бушует над бором, // Не с гор побежали ручьи, // Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои. (Н.Некрасов) Придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлеченные понятия «зримыми» и конкретными, являются средством характеристики предмета (лица).Сравнения являются средством, способным передавать психологическое состояние человека, давать положительную или отрицательную характеристику лицу, предмету
Метафора Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов.Виды метафоры:1) простая (построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку); 2) развернутая (построена на различных ассоциациях по сходству);3) лексическая (мертвая, окаменелая, стертая) (первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается); 1) Нос корабля; ножка стола; заря жизни; говор волн; закат пылает и др. Утро года (А.Пушкин);2) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький);3) Стальное перо; стрелка часов; лист бумаги; дверная ручка; Одно из самых ярких средств выразительности; действенный и экономный способ выражения образной мысли.Передают индивидуальность, неповторимость предметов; выявляют глубину и характер ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта автора
Метафора 4) особый изобразительный прием – реализация метафоры (когда в привычный для всех метафорический оборот автор вкладывает не переносный, а буквальный смысл с целью создания неожиданного, чаще комически-гротескного образа) 4) «Разрываюсь на части».В стихотворении В.Маяковского «Прозаседавшиеся» реализована эта метафора, создает фантастический образ («сидят людей половины» и др.)
Олицетворение Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ; обращение к явлениям природы как к живым и сознательным существам, а также перенос человеческих свойств на животных Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М.Лермонтов)Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С.Есенин) Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления
Метонимия Вид тропа, в котором одно слово или понятие заменяется другими, смежными (на основании внешней или внутренней связи между ними). На переносное значение слова накладывается прямое значение. Связь может быть: 1) между предметом и материалом, из которого предмет сделан; 2) между содержимым и содержащим; 3) между действием и орудием этого действия: 4) между автором и его произведением;5) между местом и людьми, находящимися на этом месте 1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов);2) Я три тарелки съел. (И.Крылов);3) Его перо любовью дышит. (А.Пушкин);4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин);5) Город шумел. (Ю.Олеша) Как и эпитеты, метонимии обращают внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов.Делают речь выразительной, яркой, динамичной
Синекдоха Разновидность метонимии: значение с одного предмета или явления переносится на другое по признаку количественного отношения между ними. Для синекдохи характерно употребление: 1) единственного числа вместо множественного;2) множественного числа вместо единственного; 1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов);2) …что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. (М.Ломоносов); Делают речь более сжатой и экономной; яркой, выразительной, динамичной
Синекдоха 3) определенного числа вместо неопределенного; 4) видового названия вместо родового;5) родового названия вместо видового 3) Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н.Гоголь);4) …и гордый внук славян. (А.Пушкин);5) Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский)
Эпитет Художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления.Могут быть выражены:1) прилагательными; 2) прилагательные-эпитеты при субстантивации могут выполнять роль подлежащего, дополнения, обращения; 3) существительными, играющими роль приложений, сказуемых; 4) наречием, выступающим в роли обстоятельства; 5) деепричастием.Эпитеты бывают:– метафорические;– метонимические 1) Седое море; пламенная речь; 2) Милая, добрая, старая, нежная, // С грустными думами ты не дружись;3) Золото, золото сердце народное.(Н.Некрасов); 4) Листья были напряженно вытянуты по ветру;5) …как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.(Ф.Тютчев)– Ночевала тучка золотая , по лазури весело играя. (М.Лермонтов);– Белый запах нарциссов, счастливый, белый весенний запах… Дают образную характеристику предмета; выступают как средство детализации, типизации и оценки образа
Гипербола Художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) Придает речи выразительность; в фольклоре служит средством создания художественного образа
Литота 1. Определение предмета путем отрицания противоположного.2. Художественное преуменьшение 1) Не дорого ценю я громкие слова, // От коих не одна кружится голова. (А.Пушкин)2) Мальчик-с-пальчик Является (как и гипербола) средством идейно-эмоциональной оценки предмета речи
Перифраз Замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта» называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему Способствуют выразительности языка; являются средством связи предложений в тексте; являются средством выражения авторской позиции
Ирония Вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов) В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла
Сарказм Злая, горькая или гневная насмешка В стихотворении Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» звучит сарказм
Гротеск Художественный прием, подчеркивающий искажение или смещение норм действительности; основан на совместимости контрастов: реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора Пример гротеска – образ Органчика из «Истории одного города» М.Салтыкова-Щедрина Гротескные образы отличаются резкой карикатурностью, преувеличением, контрастностью, они разрушают гармоническое восприятие жизни, вносят тревогу, ожидание нового и т.д.
Каламбур Фигура, основанная на звуковом сходстве слов или сочетаний слов, совершенно различных по значению Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М.Херасков) Обычно создает в тексте комический эффект
Фигуры (синтаксические средствавыразительности) Инверсия Нарушение прямого порядка слов. Правилами грамматики установлен следующий порядок слов (прямой):для главных членов1) подлежащее + сказуемое (для текста-повествования);2) сказуемое + подлежащее (для текста-описания);для второстепенных членов1) согласованное определение + определяемое слово; 2) обстоятельство образа действия + сказуемое;3) сказуемое + остальные обстоятельства и дополнение Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов) Подчеркивает смысловую значимость отдельных слов, придает всей фразе особую интонационную и стилистическую выразительность, усиливает эмоциональную окраску речи. Инверсия также может связывать части текста. В поэтической речи создает напевность, мелодичность
Градация Фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака 1) То не конский топ, не людская молвь, // Не труба трубача с поля слышится, // А погодушка свищет, гудит, // Свищет, гудит, заливается. (А.Пушкин); Придает особую выразительность фразе, усиливает смысловое и эмоциональное значение предыдущих слов. Помогает передать чувства героя
2) А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло. (А.Пушкин)
Антитеза Художественный прием, в основе которого – резкое противопоставление слов, образов, персонажей, элементов, композиций и т.п. Они сошлись. Волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламень // Не столь различны меж собой. (А.Пушкин) Сочетание контрастных по смыслу понятий оттеняет их значение и делает речь яркой и образной. Применяется как композиционный прием
Оксюморон Стилистическая фигура, в которой сочетаются обычно несовместимые понятия, слова со взаимоисключающими значениями 1) Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин);2) О, как мучительно тобою счастлив я. (А.Пушкин) Придает выражению оригинальность и выразительность.Сочетание во 2-м предложении слов мучительно и счастлив подчеркивает сложность и многоплановость чувства, соединяющего в себе и муки, и счастье, показывает возможность получения счастья через трудности
Риторическийвопрос Фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа Что ищет он в стране далекой? // Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов) Является средством эмоционального воздействия на слушателей, возбуждения их внимания к изображаемому. Усиливает эмоциональный характер высказывания
Риторическоевосклицание Фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов)
Фигуры (синтаксические средства выразительности) Риторическое обращение Фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится О Волга! После многих летЯ вновь принес тебе привет.(Н.Некрасов) Служит для усиления эмоционально-эстетического восприятия окружающего.Передает торжественность, патетичность, приподнятость и другие оттенки настроения; выражает авторское отношение к тому, о чем говорится
Умолчание Оборот речи, состоящий в том, что предложение (или фраза) остается недосказанным, начатая речь внезапно обрывается.На письме умолчание обозначается многоточием Но мне ли, мне ль, любимцу государя… // Но смерть… но власть… но бедствия народны… (А.Пушкин) Передает состояние предельной взволнованности героя
Эллипсис Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н. Толстой) Придает выражению динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность; придает речи взволнованный характер.Эллиптическое построение речи отличается большей свежестью
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи 1) Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М.Горький);2) Молодым везде у нас дорога, // Старикам везде у нас почет.(В.Лебедев-Кумач) Усиливает энергию, силу утверждения мысли. Придает речи ритмичность
Анафора Повторение одинаковых элементов (сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) 1) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.(С.Есенин)2) …Черноглазую девицу, Черногривого коня.(М.Лермонтов) Украшает, усиливает речь, придает тексту яркость, величественность, живость. Усиливает энергию слов, которые несут в тексте основную смысловую нагрузку
Эпифора Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь) Эпифора позволяет выделить слова, которые несут в тексте основную нагрузку
Читайте также:  Выпускной вечер, сценарий «город уходящего детства»

Источник: http://rus.1september.ru/view_article.php?id=200801308

Выразительные средства

вернуться на стр. “Лексический разбор“, вернуться на главную

Выразительные средства

ТРОПЫ

Тропы Характеристика Примеры
Аллегория Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи
Гипербола Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны
Ирония Употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Литота Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить
Метафора Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой
Метонимия (переименование) Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе
Олицетворение Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами
Перифраза Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты Солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»)
Развернутые метафоры Несколько метафор, связанных между собой по смыслу В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть
Синекдоха Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними Пуще всего береги копейку
Сравнение Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит
Эпитет Художественное, образное определение Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным
Читайте также:  Курсы и школы английского языка в краснодаре

Стилистические фигуры

Фигуры Характеристика Примеры
Анафора Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание Гляжу на будущность с боязнью,Гляжу на прошлое с тоской
Антитеза Это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
Бессоюзие Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями Спускаются длинные тени,Горят за окном фонари,Темнеет высокая зала,Уходят в себя зеркала.
Градация Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение Тёмные, душные, скучные комнаты
Инверсия Обратный порядок слов Досадно было, боя ждали
Многосоюзие Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза
Риторический вопрос Вопрос, не требующий ответа Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?
Риторическое обращение Обращение к неодушевлённому предмету Ах ты, степь моя, привольная!
Умолчание Сознательно выраженная не до конца мысль Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть.
Эллипсис Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.
Эпифора Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Функциональная характеристика языковых средств выразительности

Языковые средства Назначение в тексте
Анафора Для усиления предшествующего слова
Антонимы Как выразительное средство создания контраста
Бессоюзие Для создания впечатления быстрой смены картин
Вводные слова
  • Выражают отношение говорящего к высказыванию
  • Выражение эмоциональной оценки сообщаемого
  • Указание на экспрессивный характер высказывания
  • Указание на последовательность изложения
  • Указание на способ оформления мысли
  • Призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам
Вопросительные предложения
  • Служат собственно вопросом
  • Подчёркивают нужную мысль
  • Выражают предположение
  • Являются эмоциональным откликом на ситуацию
Восклицание
  • Выражение сильного чувства, волнения
  • Выражение отношения автора
  • Выражение эмоциональной прерывистости речи
Вставная конструкция
  • Дополнительное пояснение, уточнение
  • Поправка, оговорка
  • Попутное замечание
  • Добавочное сведение
Гипербола С целью преувеличения какого-либо явления
Градация Произвести впечатление по нарастающей
Деепричастие и деепричастные обороты Для выражения краткости, динамичности
Диалектизмы
  • В качестве средства выразительности
  • Для создания местного колорита
  • Для передачи особенностей речи жителей определённой местности
Игра слов Привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо
инверсия Для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков
Метафора
  • Для создания образности и компактности в плане языковых средств
  • Особая выразительность и эмоциональность речи
Метонимия
  • Предельно краткое выражение мысли
  • Источник образности
Многосоюзие
  • Для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения
  • Для усиления выразительности речи
Неологизмы Для создания оттенка необычности, новизны
Неполные предложения С целью экономии языковых средств
Обобщённо-личные предложения С целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках
Образные выражения С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия
Однородные члены
  • Показ динамики действия
  • Зарисовка общей картины как единого целого
  • Создание гаммы красок, звуков
  • Создание ряда эпитетов
  • Создание ритмического рисунка
  • Создание выразительной смысловой соотнесённости и своеобразной симметрии
Олицетворение Для создания образности, выразительности
Парцелляция Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений
Побудительное предложение Для выражения волеизъявления говорящего
Повтор лексический
  • Для обозначения большого числа предметов, явлений
  • Для усиления признака, степени качества или действия
  • Для указания на длительность действия
Повтор стилистический
  • Для подчёркивания каких-либо деталей
  • Для создания экспрессивной окраски
Присоединительные конструкции
  • Для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность
  • Придают характер разговорности, непринуждённости
Профессионализм В качестве показателя образованности в определённой сфере
Прямая речь
  • Дословная передача чужого высказывания
  • Средство характеристики говорящего
  • Средство создания художественного образа
Разговорная лексика Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности
Риторический вопрос Для привлечения внимания читателя
Риторическое обращение Чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи
Ряды синонимов
  • С целью указания смысловых оттенков
  • Для характеристики экспрессии или эмоций
Синекдоха
  • Сделать речь точной, яркой, художественной
  • Чтобы избежать повторений
  • Как отражение высокого художественного мастерства
Сложные синтаксические конструкции Как характеристика авторского стиля
Сравнение Для создания художественной выразительности
Стилистически окрашенные слова
  • Для выражения отношения к предметам, поступкам
  • Для выражения различных чувств
  • В качестве комического средства при неуместности
Термины Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова
Фразеологизмы
  • Для придания высказыванию выразительности
  • Для создания образности
Цитирование
  • В целях дословной передачи чужих слов
  • В качестве достоверности
Эллипсис Для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности
Эпитеты С целью художественной выразительности

Источник: http://www.platira.ru

Источник: https://grammatika-rus.ru/glavnaya/leksicheskij-razbor/vyrazitelnye-sredstva/

Языковые средства выразительности. Задания ЕГЭ по русскому языку

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

«На протяжении всего текста Борис Екимов использует такую форму речи, как (А)__________, чтобы передать особенности речи главных персонажей и их отношение к событию.

Этой цели служит и лексическое средство — (Б)__________ („соврать“ в предложении 80, „одёжей“, „о харчах“ в предложении 91, „взаправдашними“ в предложении 96, „взаправду“ в предложении 112).

Внешние различия бабушки и внука помогает подчеркнуть приём — (В)__________ (предложение 8), а составить представление об образе жизни бабы Дуни Станогиной — синтаксическое средство — (Г)__________ (в предложениях 4, 5, 47)».

4) разговорная и просторечная лексика

5) ряды однородных членов

(1)С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню. (2)Городской гостёк, внук бабы Дуни Станогиной, прямиком полетел к своему двору.

(3)Обедали во дворе, под раскидистым клёном. (4)Баба Дуня кислым молочком обошлась и, пока мальчик ел, успела курам зерна сыпануть, кошке молока налила, сходила в погреб, в сарай.

(5)Бабе Дуне годков уже было немало, но, как и прежде, управлялась она с огородом и скотиною, летом принимала городских внуков на хуторское житьё. (6)Осенью прибаливала.

(7) Мальчик ел, а баба Дуня села напротив него, принялась за вязанье.

(8) Они сидели друг против друга, стар и млад: внучек — городское дитя, белолицее, и баба Дуня — с большими лопатистыми руками, тёмным ликом, и лишь глаза её из-под белого платка играли молодо.

(9) Мальчик рассказал о рыбалке, а потом спросил:

— А у тебя тут какие новости?

— (10)Какие наши новости, — засмеялась баба Дуня. — (11)У Митревны ворона утёнка стянула, вот и все новости.

(12)И вдруг вспомнила, всплеснула руками.

— (13)3амрачаюсь умом! (14)Как же, есть у нас новости, есть! (15)Мы уж с Митревной тебя ждали. (16)Говорю, внук приедет, он нам раздиктует. (17)Город такой — Кардабон — где находится? (18)На близу или далёко?

— (19)Не слыхал… — пожал мальчик плечами. — (20)Наверное, ошиблись.

— (21)Нет, он у меня на слуху стоит — Кардабон.

— (22)По радио, что ль, слыхали?

— (23)Какое радио… (24)Женщина с дитём по хутору ходила, собирала…

— (25)Милостыню, что ли? (26)Нищая?..

— (27)Ну да, в попросях. (28)Но она не нищая. (29)Беда у них приключилась. (30)Говорит, жила она в этом городе Кардабон.

(31)И такая беда: земля похитнулася, и из неё огнём вдарило. (32)С чем из дома выбежали, с тем и остались.

(33)А ныне их к нам привезли, на квартиры становить.

— (34)Куда? — удивился мальчик. — (35)На хутор?

— (36)Да где у нас-то квартиры? (37)Может, на станцию… (38)Женщина с дитём. (39)Такая беда. (40)Говорит, из земли огнём вдарило и всё пожгло.

— (41)Вулкан, что ли? — догадался мальчик.

— (42)Во, во! — взволновалась баба Дуня. — (43)Так-то и она говорила. (44)А город я запомнила, Кардабон.

— (45)И вы ей подали?

— (46)Конечно. (47)Деньгами я дала три рубля, сала отрезала, яичек положила.

— (48)Да-а… — протянул внук осуждающе. — (49)Обманщица она, бабаня. (50)Как ты не понимаешь?

— (51)Господь с тобой, — замахала руками баба Дуня.

— (52)Никакого Кардабона нет. (53)Нет такого города.

— (54)Как нет? — недоумённо воззрилась на внука баба Дуня. — (55)Я помню, она много раз говорила: Кардабон. (56)Митревна — живой свидетель.

— (57)Не-ет, — протяжно и настойчиво повторил внук. — (58)Обманула она вас, и всё.

— (59)Да ты, может, не знаешь, — сказала баба Дуня. — (60)Их, городов, по земле страсть как много.

Читайте также:  Должна ли любовь быть разумной

— (61)А такого нет, и вулканов у нас действующих нет — только за границей.

— (62)Может, оттуда? — нерешительно произнесла баба Дуня.

— (63)Оттуда не пустят, — решительно возразил внук. — (64)В честь чего это к нам повезут?

— (65)А почему? (66)У нас и хлебец, и молочко, грех жаловаться.

— (67)Ну, ты даёшь, бабуня! (68)Ну как тебя убедить? (69)У тебя карта есть?

(70)Баба Дуня недолго подумала.

— (71)В чулане погляди: там старые книжки сохраняются. (72)Ещё отец твой учился, Маруся, Ксеня.

(73)Мальчик сходил в чулан, принёс оттуда школьную карту и разложил её на столе. (74)Баба Дуня почтительно склонилась над пожелтевшим листком.

(75)А внук объяснял:

— Вот видишь, наша страна. (76)Мы тут живём, на Дону. (77)И нигде тут вулканов нет.

(78)Вот здесь, — прошёл он пальцем длинный путь, — на Камчатке, есть вулкан, но он сейчас не действует. (79)И вот, погляди, нет никакого Кардабона.

(80)Она и придумала-то какое-то название иностранное — получше соврать не могла. (81)А вы всему верите.

— (82) Она слезьми кричала…

— (83)Ну и что? (84)Притворилась, да и всё. (85)Пять минут поплакала и заработала. (86)Ей же не только ты подала.

— (87)Все, все. (88)Митревна денег дала, носки пуховые. (89)Валентина платье да туфли неношеные. (90)По всем дворам. (91)Одёжей и деньгами, о харчах не говоря.

— (92)Вот так, — вздохнул теперь внук. — (93)3а час — десять пенсий твоих заработала. (94)Притворилась, и всё.

— (95)Ну да… — всё равно не поверила баба Дуня. — (96)Вот такими слезьми плакала, взаправдашними.

— (97)Ох, бабаня, бабаня… (98)Тебе разве докажешь. (99)Обманывают вас, кому не лень. (100)И тот пьяница, ты сама говорила, погорелец.

— (101)Ашаул… — засмеялась баба Дуня и снова принялась за вязание. — (102)Тот на станции попался — милиция его защемила.

— (103)На станции, да не у вас. (104)А вы тоже подавали.

— (105)Подавали, — согласилась баба Дуня. — (106)А как же… (107)Человек говорит: сгорели, детям негде прислониться.

— (108)Да мало ли кто о чём говорит! — разозлился внук. — (109)Разоблачать их надо, а не подавать. (110)А вы как маленькие…

(111)Баба Дуня вздохнула, задумалась, и взгляд её отуманился.

— (112)А ежели взаправду? (113)Не приведи Господь… — проговорила она, отложила вязанье и стала прибирать со стола.

(114)Внук ушёл в дом. (115)А на столе лежала старая карта. (116)И прежде чем закрыть её и унести в чулан, баба Дуня склонилась над пожелтевшим листком. (117)Она ничего там не искала, лишь пощурилась. (118)И чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардабон — живая беда.

(По Б. Екимову)

Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — русский писатель и публицист.

Источник: https://academyege.ru/theme/yazykovye-sredstva-vyrazitelnosti.html

Задание 24. Речь. Языковые средства выразительности

Задание 24 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительсти.

Задание формулируется в виде текста, названного фрагментом рецензии. В нём якобы пропущены термины, которые нужно восстановить. Для справки даётся список возможных терминов.

Нужно понимать, что предложенный в качестве задания текст является искусственно созданным построением и никакого отношения к реальным рецензиям литературных критиков и литературоведов не имеет. Отвлекаться на содержание данных текстов-заданий не стоит.

Напротив, я бы рекомендовала разделить текст на отдельные вопросы и последовательно на них ответить.  Для ответов на вопросы нужно знать значения терминов.

Тропы — это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. Например, метафора, метонимия, синекдоха, синонимы и др.

Также в текстах встречаются фигуры речи, то есть синтаксические средства, делающие речь выразительной. Это, к примеру, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, однородные члены предложения, инверсия и др.

Список терминов:

Анафора (=единоначатие) — повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:

Август — астры,Август — звёзды,Август — гроздиВинограда и рябины… 

                 (М. Цветаева)

Антитеза – сопоставление противоположного:

Я глупая, а ты умён,Живой, а я остолбенелая.

                    (М. Цветаева)

Вопросно-ответная форма изложения – изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:

У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон. — Откуда? – От верблюда.

                  (К.И. Чуковский)

Восклицательное предложение – предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!

Гипербола — преувеличение, например: Сто лет не виделись!

Градация – расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:

В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.

Диалектизм – диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша (белка), бурак (свёкла), закут (хлев), кочет (петух), коты (лапти), новина (суровый холст).

Инверсия – изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:

На, кажется, надрезанном канатеЯ маленький плясун.

                                   (М. Цветаева)

Индивидуально-авторское слово — авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста. Пример (из базы заданий ФИПИ):

И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность».

Ирония — использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак).

Контекстные антонимы, контекстные синонимы – слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.

Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

Холодной – выстуженной – не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.

Лексический повтор – повтор слова:

Ветер, ветер -На всём божьем свете!

                       (А. Блок)

Литота – преуменьшение: мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.

Метафора — перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд. 

август — грозди винограда и рябины ржавой — август!

                     (М. Цветаева)

Метонимия — перенос по смежности:выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.

Назывные предложения — предложения с одним главным членом – подлежащим: Полдень. Жарища страшная.

Неполные предложения — частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера(1). Пришла и говорит…(2).

Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) — сходное синтаксическое оформление соседних предложений:  
 

То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит.То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.

                       (Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной,Мне нравится, что я больна не вами.

                                            (М. Цветаева)

Парцелляция — деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Пословица — образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет. Волков бояться — в лес не ходить. Ученье — свет, а неученье — тьма.

Просторечие  — слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего,не влазиет.

Противопоставление — сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Пример (из банка заданий ФИПИ): 

Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг.

Разговорные слова — стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина. Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос — высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится? Где брать терпение?

Риторическое обращение
 часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию: 
 

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава!Какой ценой купил он право,Возможность или благодать Над всем так мудро и лукавоШутить, таинственно молчать

И ножкой ножку называть?..
             (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзамикак, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы,Как красота… 

                      (М. Цветаева)

Как правая и левая рука,Твоя душа моей душе близка.

              (М. Цветаева)

Термин — слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора.

Цитирование — использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):

Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».

Эмоционально-оценочные слова: доченька, маленький мой, солнышко моё, вражина.

Эпитет – определение: 
 

А он, мятежный, ищет бури, Как будто в буре есть покой. 

            (М.Ю. Лермонтов)

Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:
 

Ведь звёзды были крупнее,Ведь пахли иначе травы,Осенние травы.

(А. Ахматова. «Любовь покоряет обманно»)

Значение терминов нужно понять, сами термины запомнить.  

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/999

Ссылка на основную публикацию