Актуальные проблемы начинающих учителей

Авторская статья для учителей начальных классов «Актуальные проблемы организации воспитательного процесса детей в классе»

Актуальные проблемы организации воспитательного процесса детей в классе.

Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

В системе моей воспитательной работы можно выделить следующие направления:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • патриотическое воспитание;
  • эстетическое развитие детей;
  • развитие детского коллектива;
  • совместная работа педагога и семьи.

Цель воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Так какой должна быть воспитательная система сегодня? Как решать возникающие проблемы организации воспитательного процесса? Эти и многие другие вопросы обсуждаются учителями уже много лет.

И каждый педагог старается найти своё решение этих вопросов для достижения лучших результатов в развитии личности ребёнка.

Ответы на эти вопросы я и хочу получить, выстраивая свою воспитательную деятельность в своем 2в классе.

На начало учебного года в моем классе насчитывается 24 человека, 12 мальчиков, 12 девочек.

Наблюдение за учащимися на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях показало невысокую культуру общения между собой, не всегда уважительное и доброжелательное отношение друг к другу. Дети не умели общаться, подчинять свои интересы интересам коллектива. Они не умели понять и почувствовать настроение другого человека, не умели сопереживать.

Всем им не хватало самокритичности и самостоятельной оценки своих поступков. Они не умели регулировать свое поведение, сдерживать эмоции, ограничивать двигательную активность.

Несмотря на то, что во внеурочное время дети были подвижны и активны, это не проявлялось в учебной деятельности, что говорит о том, что у детей до сих пор игровая деятельность доминировала над учебной.

Ребята конечно добродушные, готовые прийти на помощь, щедрые. У некоторых четко выражено уважительное отношение к старшим, хотя поведение детей в общественных местах, за столом, культура внешнего вида требовала дальнейшей работы. Они очень любят животных, прекрасно знают правила общения с природой, но практически не умеют применять их в жизни.

Став классным руководителем 2в класса, я убедилась в том, что хотя каждый класс и является потенциальным коллективом, но за первый год обучения реального коллектива там не сложилось.

В первом классе у ребят был другой педагог, и это была одна из проблем, с которой я столкнулась. Мне потребовалось много сил, терпения и усилий чтобы дети привыкли ко мне как к «новой классной маме» и к моим требованиям.

Для них было немного непривычно, что раньше они позволяли себе все, а теперь появились какие-то запреты и ограничения.

Очень  важно для меня было – найти «общий язык» не только с детьми, но и их родителями. На родительском собрании я провела анкетирование родителей. «Кто такой счастливый ребенок?»

По мнению родителей моего класса, счастливый ребенок – это:

…«Если говорить о ребёнке, то для ребёнка главное – родители. Для счастья ребёнка надо чтобы у него были и мама, и папа, которые его всегда выслушают, поймут, защитят и сделают всё, что в их силах, чтобы ему жилось в этом мире комфортно.»

мама Димы Глонти

…«Счастливый ребёнок тот, у которого есть семья. Семья, в которой есть любовь, уважение и взаимопонимание.»

мама Илоны Нижегородцевой

… «Ребёнок счастлив в семье полноценной. Где создаётся комфорт и уют между родителями, будет всё и для ребёнка.»

Мама Влада Зайцева

…«Счастливый человек должен быть гармоничным и непосредственным. Наверное, дети самые счастливые люди.»

мама Даши Петровой

Следовательно, счастливый ребёнок — тот, у которого есть семья, в которой он находит поддержку и понимание. Счастье родителя – в умении любить ребёнка и растить в нём настоящего человека.

Поэтому родители должны понимать, что влияние семьи на ребёнка в начальной школе сильнее, чем влияние улицы, средств массовой информации. А значит, вместе с учителем родители должны создать нужные для развития ребёнка условия, адаптируя его к современной жизни и культивируя в нём общечеловеческие качества.

Еще одной из актуальных проблем воспитательного процесса является то, что в современном мире родители постепенно забывают об этом. Они перестают следить за своими поступками. В общении всё чаще появляется нецензурная речь. Они забывают о том, что ребёнок поступает так же, как они.

«Современные родители – чаще пропитатели, а не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но , конечно же, не по своей воле, а в силу сложившихся экономических условий.»

Целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовать совместно с учащимися и родителями, а возникающие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Некоторым родителям приходилось напоминать, чтобы старались помочь своим детям. Я старалась убедить родителей,  что только они совместно с учителем смогут помочь своему ребенку.

Непонимание родителей и нежелание помочь своему ребенку также стало проблемой, с которой я столкнулась.

 В течение года проводилась работа с родителями: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации. Благодаря участию родителей и творчеству детей были выполнены разные поделки и рисунки на  темы:  «Здравствуй, осень золотая!», «Олимпийские игры 2014», «Выставка поделок из природного материала», «Изделия из бросового материала», и др.

Так как воспитательная работа является процессом, предполагающим определенные формы, методы и приемы, решение возникающих проблем я осуществляла через такие формы воздействия, как беседы, конкурсы, классные часы, выставки, проведение праздников, посещение театров и музеев, викторины, игры-путешествия, диспуты.

Эффективным средством является коллективная творческая деятельность, она ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других.

Развитию сплоченности классного коллектива способствовали подготовка и проведение классных мероприятий «День знаний», «Знакомство с оценками», открытое мероприятие «День матери», Новогодний праздник, конкурсно-игровая программа «А ну-ка, мальчики», участие в спортивном мероприятии «Папа, мама, я – спортивная семья» которые способствовали установлению и развитию внешних связей класса с другими классами внутри школы, праздничное чаепитие, посвященное 8 марта и много других.

Ученики принимают пока еще не совсем активное, участие в жизни школы: конкурс чтецов, «Минута славы», праздничные концерт, посвященный 8 марта.

Я заметила что наиболее ярко индивидуальные способности учащихся проявляются во внеурочное время и при проведении внеклассных мероприятий, подготовке и проведении праздников, участии в конкурсах и соревнованиях. Но к подготовке любого мероприятия (особенно в начале учебного года) я подходила с тревогой и предлагала ребятам самим подумать и предложить себя или своего одноклассника на ту или иную роль.

Главной отличительной чертой нашего класса является активность , поэтому я создала органы самоуправления, но действуют они пока только под руководством учителя. Дети с удовольствием выполняют свои обязанности.

В классе выявляется несколько лидеров. Между собой они не конфликтуют, а наоборот , выстраивают деловые отношения. В системе самоуправления роль старосты и капитанов отдана лидерам. Это помогает в работе с группами.

В нашем классе есть традиция: поздравлять друг друга с днем рождения. Ребята готовят газету, где на вырезанной из цветной бумаги ладошке наклеивается пожелание. Таким образом на большом листе бумаги оказываются 23 ладошки с теплыми словами. Именинник забирает ее на память, и в свою очередь угощает ребят сладостями и фруктами.

В целом я довольная своей работой. Мои ученики – это уже коллектив. Конечно, есть отдельные недостатки, но я продолжу работать  в этом направлении. Постараюсь  помочь детям поверить в свои силы, сделать обучение в школе более радостным, наполненным узнаванием нового.

В следующем учебном году я продолжу  работу с родителями. Постараюсь еще больше их сблизить, вовлекая в мероприятия класса и школы. Буду убеждать их в том, что учителю нужен помощник – родитель.

Учитель и родитель – это то основание, на которое опирается ребёнок и с помощью него он развивается «постигая себя». Родитель в данном случае ведёт ребёнка по жизни вместе с учителем. Учитель и родитель – единое целое, которое необходимо для развития и воспитания ребёнка, для того чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым человеком.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/avtorskaya-statya-dlya-uchiteley-nachalnykh-klassov-aktualnye-problemy-organizatsii-vospitatelnogo-protsessa-detey-v-klasse.html

Анализ проблемы профессиональной адаптации начинающих учителей гимназии за рубежом

Система образования развитых стран (Франция, США, Норвегия и др.) отличается гибкостью, динамизмом, прагматизмом, эффективностью, быстротой адаптации к изменениям в сфере экономики, науки, новых технологий, политики и, фактически, находится вне зависимости от колебаний рынка товаров и услуг.

Исследования Л.H. Лабазиной посвящены проблемам становления и профадаптации учителей-стажеров во Франции. Широко освещены вопросы профессиональной адаптации и становления начинающих педагогов, преодолеваемые ими психолого-педагогические барьеры в ходе УВП. Главное внимание уделено следующим проблемам:

— специфика учебных курсов педагогических вузов Франции;

— профессиональная адаптация молодого педагога;

— формирование профессионально значимых качеств начинающих педагогов;

— затруднения учителей-стажеров в педагогической деятельности;

— прогнозирование развития системы образования во Франции;

Выполним сравнительный анализ базовых блоков деятельности вузов России и Франции по ниже перечисленным аспектам.

Анализ представленных данных свидетельствует о том факте, что по завершению профессиональной подготовки в высшем учебном заведении наибольшими практическими умениями владеют выпускники, окончившие педвузы во Франции.

На протяжении уже многих лет в российских пединститутах и университетах наблюдается общая тенденция к излишней теоретизации основ педагогической науки.

На наш взгляд, отсутствие достаточного количества часов, отведенных на реализацию практических модулей в системе педагогического образования в России, приводит к повышенным трудностям в период адаптации начинающих учителей в школах.

По оценкам самих молодых педагогов России и Франции Л.H. Лабазина проводит сопоставление их личностных характеристик. Выделим сочетания некоторых из них для начинающих учителей России и Франции соответственно:

— терпение — заинтересованность в своей работе;

— эрудиция — коммуникабельность;

— энтузиазм — способность адаптироваться к уровню учеников;

— альтруизм — эрудиция;

— креативность — мастерство в преподавании предмета.

Исследования показывают, что в личностной профессиограмме учителя отечественной школы преобладают энтузиазм, альтруизм и терпение.

В то же время у французских работников этой категории доминирующими являются следующие характеристики: заинтересованность в работе, коммуникабельность и высокие адаптационные способности.

Сочетание указанных специфичных качеств накладывает определенный отпечаток на форму, структуру, содержание, траекторию, темп и динамику адаптационных процессов начинающих педагогов в рассматриваемых странах.

Компаративный анализ выше изложенного материала позволяет сделать следующее заключение:

— обучающие программы российских педагогических вузов нуждаются в серьезной «адаптационной» реструктуризации. При реализации практических задач в пединститутах и университетах особого внимания заслуживает преподавание таких дисциплин как основы педкоммуникации, техники общения и т.д., поскольку выпускников отличает низкий уровень коммуникабельности;

— целесообразным следует считать опыт французских педвузов по разделению обязанностей преподавателя определенной дисциплины и специалиста по вопросам адаптации и воспитания, т.н. «советника» по этим вопросам. Изучение зарубежных первоисточников показывает, что практика подобной дифференциации способствует ускорению темпов вхождения молодых учителей в профессиональную деятельность;

— современная ситуация вызывает необходимость быстрой и многоаспектной адаптации начинающих педагогов к реалиям сегодняшнего дня в связи с изменившейся стратегией в образовательной сфере России и запросов государства, общества и рынка трудовых услуг.

Несмотря на наличие указанных позитивных факторов, обеспечивающих оптимальность процесса профадаптации французских молодых учителей, их вступление в штатную должность сопряжено с влиянием некоторых разноплановых затруднений.

. Сопоставляя затруднения учителей-стажеров России и Франции, можно констатировать их качественную корреляцию при различии в количественном отношении.

Испытывая бытовую неустроенность, низкое материальное поощрение, стрессогенное влияние других факторов, российские молодые педагоги гораздо больше затрудняются в подготовке к учебным занятиям и распределении личного времени, о чем свидетельствуют приведенные данные.

Кроме того, они ограничены в выборе и приобретении печатной продукции для подбора материалов для контрольных, самостоятельных и других видов индивидуальных работ в силу финансовых затруднений.

Здесь имеется в виду как материальные (низкая заработная плата российских учителей, жилищная неустроенность), так и информативные (отсутствие у преобладающего большинства педагогов персональных компьютеров, возможность посещать специализированные библиотеки и методические службы по причине удаленности от них, своей загруженности и т.д.) проблемы.

В еще более затруднительной ситуации находятся начинающие педагоги сельских школ. Учителя городских ОУ в лучшем информационном пространстве, что способствует ускорению адаптации в первые годы профессиональной деятельности. Однако, несмотря на негативное влияние перечисленных факторов, качество УВП в российских школах не ниже, а по некоторым критериям превышает показатели зарубежных школ. Преодоление причин, сдерживающих темпы их профессиональной адаптации, вызывает необходимость включать такие дополнительные компенсаторные факторы и личностные качества как: энтузиазм, эрудиция, альтруизм, терпимость и др.

Опыт по созданию и реализации программ поддержки в процессе профадаптации молодых учителей в США изучала Г.Б. Андреева. Этот проект разработан и осуществляется в средних школах штата Огайо. Механизм действия этого блока предусматривает реализацию следующих процедур:

Читайте также:  Тема судьбы в романе м.ю. лермонтова «герой нашего времени»

— меры по улучшению материальных условий начинающих специалистов в области образования;

— повышение их педагогического мастерства из арсенала эргономических и акмеологических технологий;

— и создание оптимально благоприятного микроклимата процесса профессиональной адаптации.

К их числу относятся:

а) деятельность администраторов школ по оказанию помощи учителям — стажерам в организационных и других вопросах (быт, досуг, отдых и пр.);

б) профессиональная помощь методистов и супервайзеров;

в) квалифицированные услуги психологов;

г) функционирование продуктивной системы менторства над молодыми учителями со стороны опытных коллег, которая оперативно реализуется в треугольнике «учитель-стажер + наставник + директор ОУ» (О.Я. Шиян, 1996).

Анализ успешной деятельности школ США позволяет утверждать, что перечисленные компоненты профадаптации весьма актуальны и применимы в российских условиях. В частности, показано, что на темп процессов профадаптации влияет такой фактор, как размер заработной платы учителя — стажера.

Достаточному финансированию этой категории работников в США уделено первостепенное значение.

Единственным недостатком, обнаруженным нами при рассмотрении элементов этого проекта и подобных моделей, является то, что из-за не одинаковых условий функционирования школ в различных регионах страны трудно предложить универсальную систему подготовки и повышения квалификации учителей.

В общем, предложенную программу следует рассматривать как базовую, высокоэффективную и перспективную, позволяющую значительно повысить уровень профессиональной адаптации начинающих учителей с учетом специфики ОУ в разных регионах России.

Исследователи Запада установили, что уровень профадаптации коррелирует с качеством образовательного процесса.

Конструктивным в решении проблемы качества образования является стремление руководителей педагогических коллективов, например, сельских школ Финляндии объединяться, создавая проекты совместной деятельности.

Особый интерес представляет проект 5-ти школ в Сиилинъярви, целью которого является организация продуктивного общения начинающих педагогов и учащихся.

К основным направлениям такого сотрудничества следует отнести:

— исследовательская работа в рамках этой проблематики;

— совместная разработка работоспособных и эффективных учебных программ;

— я развитие традиционных и внедрение новых информационных технологий;

— я совместное прохождение адаптированных курсов повышения квалификации и организация отдыха молодых учителей;

— я планирование и проведение совместных мероприятий для учащихся.

Такая обоюдная педагогическая коммуникация дает положительные результаты, способствует улучшению качества учебно-воспитательного процесса, росту профессионализма молодых учителей, делает преподавательскую деятельность эмоционально более насыщенной и разнообразной.

Реформирование образования в России сопровождается износом имеющейся УМБ и разрушением прежней системы материально-технического оснащения школ. Это подтверждается практикой и опубликованными материалами.

Например, согласно проекту Федеральной программы «Развития единой образовательной информационной среды РФ на 2001-2005 гг.», она действительно на 70 % морально и технически устарела. Значительно снижены показатели современной оснащенности школ по сравнению с действующими нормативами. Если в школах Москвы в 1990 г.

они соответствовали на 90 % действующим нормативам, то в 2000 г. только на 55 %, а в сельских районах они сократились с 40 до 5 % соответственно. Что касается показателей уровня оснащенности школьных кабинетов компьютерной техникой, то они снижены за текущий период в 1,7 раза.

Учитывая это, Министерство образования РФ предприняло широкомасштабные меры по информатизации и компьютеризации системы образования, которая предусматривает включение как городских, так и сельских школ.

Тем самым учителям и обучаемым открывается доступ к современным информационным ресурсам и образовательным технологиям. Это будет способствовать повышению уровней профадаптации молодых учителей и как логический итог — способствовать повышению продуктивности УВП.

АВТОР: Назарова О.В.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4230

Сальная И.В. Теоретический анализ педагогических ошибок начинающих учителей и пути их предупреждения

Библиографическая ссылка на статью:
Сальная И.В. Теоретический анализ педагогических ошибок начинающих учителей и пути их предупреждения // Современная педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5031 (дата обращения: 07.06.2018).

Учитель начальных классов – это первый педагог, которому родители доверяют своих детей. Он должен быть не только профессионалом своего дела, но еще и открытым, доброжелательным и надежным.

Он должен внушать доверие и уважение, ведь это тот человек, которому будут подражать первоклассники, стараться угодить и порадовать.

Работать с детьми, взращивать в них самые положительные качества, прививать им нормы морали и человеческие ценности – это очень сложно, поэтому даже самый опытный учитель не застрахован от ошибок.

Актуальность нашего исследования обосновывается тем, что  педагогические ошибки наносят серьезный, часто непоправимый вред: влияют на качество и результат обучения, на учебную мотивацию, на психологическое состояние детей. Поэтому представляется необходимым изучить и классифицироватьпедагогические ошибки и предложить рекомендации по их профилактике.

Целью нашего исследования является изучение педагогических ошибок начинающих учителей и поиск путей их преодоления.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научную литературу по изучаемой проблеме
  2. Рассмотреть виды педагогических ошибок.
  3. Определить некоторые пути предотвращения и преодоления педагогических ошибок.

В «Педагогическом словаре»  (Г.М.

 Коджаспирова, 2005) указано следующее понятие педагогической ошибки: « … использование учителем средств педагогической деятельности или общения, приводящих к нарушению профессиональных норм, правил, эталонов (напр., унижение ученика, снижение отметки по предмету в ответ на дисциплинарное нарушение школьника, формальное выставление «тройки» при отсутствии знаний и т. д.)»  [3].

Ряд зарубежных (Дж. Ризон, З. Фрейд, и др.) и отечественных ученых, таких как   М.М. Кашапов, Е.А. Колесникова, А.К. Маркова, Е.В. Титова, Т.А. Юзефавичус и другие, исследовали ошибки и способы их предупреждения и предотвращения. Прежде всего, необходимо рассмотреть подходы в психологической науке к ошибкам в целом и педагогическим, в частности [6; 7; 2; 4; 5; 4; 10].

Н.А. Носов впервые систематизировал существующие подходы в психологии к ошибкам человека. Несмотря на небольшие различия в рассматриваемых подходах, ошибка в целом определяется как результат действия, совершенного неточно или неверно, вопреки плану, в результате чего, полученный результат не соответствует предполагаемому или требуемому [6].

А.Н. Бурьяк, в свою очередь, разработал достаточно полную концепцию ошибок в контексте теории безопасности.

З. Фрейд в своих работах писал, что незначительные и бессмысленные на первый взгляд, ошибочные действия служат реализации бессознательных желаний [8].

М.М. Кашапов считает, что педагогическая ошибка – это результат деятельности учителя, неадекватный цели, поставленной в данной педагогической ситуации  [2].

Т.А. Юзефавичус утверждает, что профессионально-педагогическая ошибка – это объективно или субъективно обусловленное расхождение между парадигмой образовательного процесса и практически-организуемой деятельностью педагога в этом процессе [10].

И.А. Колесникова и Е.В. Титова определяли педагогические ошибки как действия и личностные проявления педагога, связанные с организацией деятельности, способами ее осуществления и приводящие к потерям в качестве, результативности и эффективности профессиональной педагогической деятельности [4].

Проанализировав научную литературу, мы выяснили, что ошибки, допускаемые педагогами, можно классифицировать по разным основаниям (по классификации И.А. Колесниковой):

— по степени осознания педагогами

  • осознанные, или сознательно допускаемые («знаю, что так нельзя, но делаю»);
  • неосознаваемые заблуждения («не ведаем, что творим»), при которых субъективные представления (мнения, точки зрения) не соответствуют объективному положению вещей.

— по причинам возникновения:

  • квалификационные ошибки (ошибки некомпетентности) — допускаемые по причинам незнания, неумения, неготовности к профессиональной педагогической деятельности;
  • вынужденные ошибки (ошибки невозможности) — допускаемые по причинам невозможности правильных действий, отсутствия необходимых условий (временных, пространственных, материально-технических, социально-психологических и др.);
  • случайные ошибки (ошибки-упущения) — допускаемые по причинам нетипичного характера — из-за торопливости, ситуативной усталости, забывчивости, отвлечения на что-либо и т.п.;
  • ошибки профессиональной деградации — допускаемые исключительно по причинам деформации профессионального сознания и профессиональной позиции (нежелание качественно работать, профессиональная апатия, лень, синдромы «эмоционального выгорания» и профессиональной дезадаптации и т.п.).

с точки зрения характерологических особенностей:

  • проектно-аналитические;
  • методико-технологические;
  • этико-психологические (неадекватность стиля общения, речевые ошибки и др.) [4]

Из всех педагогических ошибок, встречающихся в работе начинающего учителя, ошибки связанные с постановкой голоса, излишне усложненным словарем, речевыми ошибками, ошибками в коммуникации, негативными привычками и нарушением педагогической этики, по нашему мнению, являются наиболее распространенными и серьезными, поэтому мы решили уделить им особое внимание.

  1. Постановка голоса. Всем известно, что у каждого человека свой тембр голоса, скорость, с которой он говорит и громкость голоса. Но учитель – это не обычный человек, его миссия – донести до детей информацию так, чтобы они поняли. Некоторые опытные педагоги советуют новичкам специально говорить тише, чтобы ученики слушали его внимательнее. Мы считаем, что данному совету можно следовать при условии, что педагог будет говорить, не только тихо, но и четко, выразительно.

Большой проблемой является педагог, который говорит очень громко. Такая манера ведения урока будет скорее доставлять неудобства, особенно тем ученикам, которые находятся рядом с учителем. Поэтому, если учитель испытывает затруднения в управлении своим голосом, то ему нужно выполнять специальные упражнения для постановки голоса, либо обратиться к специалистам.

  1. Излишне усложненный словарь. Многие начинающие педагоги допускают одну и ту же ошибку – добавляют в свою речь сложные и непонятные для учащихся термины и обороты. Поэтому учителю следует научиться использовать более простой (доступный) словарный фонд. Это, конечно же, не значит, что педагог должен подстраиваться под уровень своих учеников, делая свою речь примитивной в лексическом смысле. Немного практики и учитель сможет найти ту «золотую середину», когда он будет использовать понятные для учеников, но не примитивные слова. Если же, он все-таки употребил термин, неизвестный для его учащихся, он должен объяснить его значение.
  2. Темп речи. Зачастую, учителя, пытаясь донести своим ученикам какую-то информацию, говорят либо слишком быстро, вследствие чего ученики не успевают понять, о чем говорит педагог, либо слишком медленно, и тогда учащиеся, наоборот, ожидают, когда их учитель продолжит объяснение материала. В данных случаях процесс обучения является неэффективным.  Поэтому более опытные учителя могут помочь новичку найти такой темп речи, который бы соответствовал уровню возможностей данного класса. Чаще всего, учитель пытается донести до учащихся достаточно обширную информацию в излишне быстром темпе [1].
  3. Коммуникативные ошибки. На уроке педагог должен вести себя непринужденно, смотреть на учеников, а не на пол, когда объясняет материал. Если  педагог боится смотреть в глаза учеников, то ему лучше всего смотреть поверх голов, либо как бы между учениками, скользя взглядом по лицам в классе. В этом случае каждый ученик будет чувствовать, что учитель находится с ним в постоянном визуальном контакте. В ходе накопления опыта, педагогу со временем будет проще смотреть в глаза учеников, не испытывая при этом дискомфорта.

Очень часто, в связи с отсутствием коммуникативных навыков в речи учителя возникают паузы. Одной из отрицательных привычек заполнять пробелы в речи является употребление междометий типа «э…э…».

Также скудные коммуникативные навыки демонстрирует злоупотребление словами-паразитами или даже целыми фразами.

Многие педагоги не замечают небрежности в своей речи, пока им на это не укажут, поэтому необходимо следить за своей речью и воздержаться от употребления слов-паразитов и междометий вместо пауз.

Считается, что учителя отлично владеют нормами грамматики и литературного языка. Но все мы имеем свойство ошибаться. Поэтому, если педагог сделал ошибку и заметил это, то нужно обязательно обратить на это внимание класса, чтобы дети в будущем не совершили подобной ошибки, и исправиться.

То же самое можно сказать и о том, что учитель пишет на доске. Обязательно нужно внимательно перечитывать все написанное, чтобы учащиеся по невнимательности не списали неправильную информацию.

  1. Негативные привычки.Иногда учителя совсем не осознают, как они держат себя в классе. Некоторые учителя не могут вести урок, не меряя при этом класс шагами, другие крутят мел в руках или перебрасывают его из одной руки в другую. Третьи, объясняя свой предмет, очень эмоционально жестикулируют. Также существуют такие учителя, которые постоянно играют со своими очками, волосами, ремнем, ручками и т.д. Все это отвлекает внимание учеников и мешает сосредоточиться на информации, поэтому молодым педагогам следует  как можно скорее изжить подобные дурные привычки начиная с того момента, как осознают их путем самонаблюдения или с помощью коллег» [1].
  2. Нарушение педагогической этики. Случается так, что учителя позволяют себе необдуманные и опрометчивые высказывания перед учениками и вне классной аудитории. Одно необдуманно сказанное слово может вызвать отрицательную реакцию окружающих и впоследствии накладывает отпечаток на самого учителя, отражается на учащихся, а также на педагогическом коллективе школы.
Читайте также:  Губительный эксперимент во имя спасения человечества

Заметим, что «учитель, не зная индивидуальных особенностей своих учеников, не может рассчитывать на успех» [1]. Учителю не следует забывать об индивидуальном подходе и личностных особенностях каждого ученика, даже если его педагогическое дело направлено на фронтальную работу со всем классом. Именно в обязанности школьного учителя входит раскрыть потенциал каждого своего ученика.

К сожалению, некоторые педагоги рассматривают свой класс как безликую массу и вследствие этого не могут назвать по именам своих учеников даже после нескольких недель учебы. Конечно же, это недопустимо.

Большинство учителей стараются запомнить имена своих учеников еще на предварительном этапе работы, когда им предоставляется возможность понаблюдать за классом. Учитель, который проработал уже около месяца в классе, но все еще неспособный различать детей по именам, теряет авторитет.

Поэтому, если все же педагогу трудно запомнить всех детей, можно предложить ему сделать с классом бейджики и написать на них свои имена (это касается и учителя тоже).

С другой стороны, чрезмерное увлечение индивидуальным подходом также является ошибочным. Большинство школьных учителей уделяет пристальное внимание каждому из своих учеников. Но бывает и так, что индивидуальная работа с одним учащимся идет в ущерб его одноклассникам.

«Достаточно типичный случай: педагог не жалеет своего рабочего и свободного времени, помогая лишь одному ученику. Это несправедливо по отношению к остальным, у которых, возможно, затруднения в учебной работе проявлялись не столь отчетливо» [1].

Поэтому педагог должен уметь планировать свое время так, чтобы он смог оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

Таким образом, можно выделить основные причины возникновения педагогических ошибок, а именно: недостаточный уровень подготовки педагога и недобросовестность, низкий уровень профессиональной культуры [9].

Исходя из того, что не существует идеальных учителей, и каждый учитель должен работать над собой, можно выделить следующие пути профилактики и устранения педагогических ошибок.

• Прежде всего, необходимо уделять внимание профессиональному самосовершенствованию, изучению научной и методической литературы, практического опыта коллег, общению в профессиональном сообществе.

Обязательным является участие в семинарах, вебинарах для обмена опытом по современным проблемам образования. Интернет предоставляет неограниченные возможности для профессионального роста, обмена опытом.

• Одним из способов профессионального саморазвития является посещение и анализ занятий лучших учителей. В процессе анализа и обсуждения таких занятий учитель видит урок и общение совершенно с другой стороны, отмечая сильные стороны каждого педагога и его ошибки, учитывает их в своей деятельности.

• Очень полезным, на наш взгляд, может быть наставничество, когда опытный учитель берет шефство над молодым, при условии не формального, а творческого подхода сторон к этому сотрудничеству.

• Невозможно исправить ошибки, не работая над собой. Учитель должен следить за своим внешним видом, работать над дикцией, совершенствовать способность ясно излагать свои мысли.

• Важным звеном в профилактике и устранении коммуникативно-педагогических ошибок является рефлексия. Самоанализ, регулярное обдумывание своих поступков в классе, подведение итогов собственной профессиональной деятельности позволяет увидеть соответствие собственного поведения профессиональной этике, определить пути профессионального развития.

Итак, педагогические ошибки являются фактором, существенно снижающим эффективность работы учителя. Необходимо отметить, что такого рода ошибки требуют серьезного анализа, целенаправленной профилактики и исправления.  Названная автором классификация и перечисленные в статье рекомендации по устранению педагогических ошибок позволяют повысить уровень профессионального мастерства педагога.

Рецензент: к. п. н.  Жилина Л.Я.

Библиографический список

  1. Дреер А.М. Преподавание в средней школе США: проблемы начинающих учителей’ – Москва: Прогресс, 1983 – с.288. Электронный ресурс. Режим доступа:  – URL:
  2. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. – СПб: Алетейя, 2000. – 463 с.
  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2005 г.
  4. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. М., 2005.
  5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя  М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  6. Носов Н.А. Ошибки пилота: психологические причины. М., 1990.
  7. Ризон Дж. Человеческие ошибки. М., 2004. – 246 с.
  8. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни.   Zur Psychopathologie des Alltagslebens / в переводе Г. В. Барышниковой.  М.:  АСТ, 2009. — 256 с.
  9. Проблемы педагогической практики социальных педагогов: педагогические ошибки в профилактике предсуицидального поведения подростков. Электронный ресурс. Режим доступа:  – URL:
  10. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителя и пути их предупреждения. – М.: Изд-во МПУ, 1998. – 63 с.

Источник: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5031

Трудности молодых педагогов

Выпускник педагогического вуза или колледжа, придя работать в школу, начинает в своем ежедневном труде применять знания и практические навыки, полученные во время обучения профессии.

Процесс самореализации в педагогической сфере начинается с адаптации к труду в образовательной организации. Нередко начинающие педагоги сталкиваются с определенными трудностями на почве возникающих противоречий.

Мы поговорим о наиболее часто встречающихся противоречиях, с которыми сталкивались молодые учителя, обращавшиеся в психолого-педагогическую службу гимназии.

Первое из них состоит в том, что ожидания молодого педагога могут не совпадать с действительностью. Выбрав будущую профессию учителя, человек полон энтузиазма, желания давать знания детям, делиться с ними жизненным опытом, видеть заинтересованность в детских глазах.

Но в реальности учитель встречается с тем, что все дети разные, не все дети с радостью идут на его уроки, некоторые учащиеся не хотят учиться и слушать учителя, мешают вести урок, отвлекают других.

Другие противоречия могут быть связаны с тем, что с одной стороны, существуют требования, предъявляемые профессией педагога к личностным качествам, способностям и психофизиологическим возможностям человека. С другой стороны, каждый человек имеет свои индивидуально-психологические особенности, свою психофизиологическую конституцию, располагает своим здоровьем и способностями.

К примеру, молодой учитель может столкнуться с проблемами, как лучше поддерживать дисциплину в классе, как реагировать на неуместные или провокационные высказывания учащихся, как удерживать временной регламент в структуре урока. Учитель может прекрасно подготовиться к уроку, но кто-то из ребят нарушает дисциплину в классе и дети не воспринимают новый материал.

Такие ситуации могут вызывать у молодого педагога самые различные переживания, от отчаяния и тревоги, потери уверенности в себе, до злости и раздражения на учеников-провокаторов. Это можно объяснить тем, что определенные личностные особенности учителя, его черты характера, отчасти способствуют возникновению таких ситуаций.

Педагог может испытывать излишнее волнение, которое охватывает его при проведении урока, а дети очень хорошо чувствуют состояние взрослого и начинают «проверять» педагога «на стойкость». Или же, напротив, учитель может намеренно пытаться быть чрезмерно строгим тогда, когда на самом деле это противоречит его характеру.

Кроме того, некоторые дети могут нарушать учебный процесс не намеренно, а в силу своих психологических особенностей, таких как, например, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, педагогическая запущенность, школьная дезадаптация и других. Учитель ошибочно может воспринимать «плохое» поведение таких детей следствием недостаточного воспитания или же принимать его на свой счет, что ребенок ведет себя так специально, будто бы назло.

Некоторые педагоги так же, как люди других сфер деятельности, могут обладать таким качеством, как перфекционизм. Тогда они стремятся делать все безукоризненно идеально, предъявляют к себе слишком высокие требования, боятся совершить ошибку или показать детям свое незнание каких-либо фактов.

В связи с этим возникает психоэмоциональное напряжение, и тогда нестандартные ситуации, такие как каверзные вопросы учащихся, случайные оговорки, технические неполадки средств ИКТ и другие незапланированные случайности, могут «выбить» педагога из колеи, вызвать растерянность, чувство вины или раздражение.

Это может в свою очередь вызвать неоднозначную реакцию как у самого учителя, который может воспринимать подобный случай как трагедию, так и у учащихся.

Еще одно частое противоречие связано с необходимостью учителя в постоянном самосовершенствовании и саморазвитии, и ограниченном количестве свободного времени.

Некоторые начинающие педагоги сталкиваются с трудностями самоорганизации и планирования своего рабочего времени и отдыха.

В результате, педагогу не хватает времени на проверку тетрадей и подготовку к уроку, на выполнение других трудовых обязанностей, в связи с чем возрастает риск возникновения синдрома эмоционального выгорания, ухудшения общего самочувствия и даже потери интереса к работе.

Как же преодолеть противоречия и справиться с возникающими трудностями? Прежде всего, начинающему специалисту нужно быть готовым к разумному изменению своих личных интересов и мотивов в соответствии со статусом педагога, к работе над собой, к развитию в себе профессионально важных качеств.

Большое значение имеет умение грамотно и выразительно строить свою речь, развитое чувство юмора, критичность, развитая способность к самоанализу.

Прежде всего, необходимо выработать свой собственный стиль педагогической деятельности, который будет проявляться в том, как учитель преподносит себя, как он общается с учениками, с коллегами, как ориентируется в возникающих профессиональных ситуациях. В этом молодому педагогу поможет, главным образом, его искренность.

Открытость, естественность в общении, отсутствие страха показать себя таким, какой он есть, ощущение самого себя как уверенного, активного, способного человека, – все это задает индивидуальный стиль педагога. Для формирования своего собственного стиля в работе педагогу пригодится способность к профессиональной рефлексии.

Она заключает в себе умение осознавать и анализировать свои чувства, мысли, желания и действия в соответствии с требованиями профессии. Она тесно связана также с личной рефлексией, которая позволяет педагогу в целом лучше понимать себя во всех сферах своей жизни.

Случается так, что у начинающего педагога в работе возникают трудности, проблемы, которые он сам не может решить в силу различных причин. Он может понимать, почему возникла та или иная ситуация, но не знать, как найти выход. А может и находиться в растерянности от незнания не только решения проблемы, но и причин.

В любом случае, педагог, скорее всего, испытывает стресс, что может отрицательно отразиться не только на его профессиональной деятельности, но и на его самочувствии и даже физическом здоровье, что очень опасно.

Куда же обратиться за помощью? Педагогическая литература, общение с коллегами, интернет-ресурсы – наиболее распространенные способы поиска решения возникших проблем. Но далеко не всегда они оказываются эффективными. Помимо этого, педагог может обратиться за помощью к психологу.

Можно проконсультироваться с психологом из психолого-педагогической службы образовательного учреждения или посетить специалиста психологического центра. Работая с психологом, педагог сможет лучше понять причины возникновения проблемной ситуации и наметить пути ее изменения в наиболее благоприятное русло.

Источник: http://io.nios.ru/articles2/51/6/trudnosti-molodyh-pedagogov

Проблемы современной системы образования глазами учителя

Насколько успешна современная система образования, каковы проблемы современной системы образования и для чего была нужна ее модернизации? Эти вопросы регулярно поднимаются как в высших государственных кругах, так и выносятся на обсуждение в телевизионных передачах и форумах в интернете. Попробуем внести ясность и попытаться разобраться в этой спорной теме.

Причина введения ЕГЭ

Безусловно, причиной введения ЕГЭ было стремление глав государств включить РФ в состав ВТО (Всемирной Торговой Организации). А одним из ее требований и является системная стандартизация образования.

Это стремление привело к тому, что в 2001 году впервые были проведены экспериментальные экзамены в некоторых республиках страны, а спустя несколько лет во всей РФ эта форма контрольной проверки полученных знаний стала единой.

Широко «рекламировались» плюсы такого экзамена — неподкупность, невозможность подмены или замены результатов, а главное, прием в ВУЗы без вступительных экзаменов.

Изнанка ЕГЭ

С тех пор прошло уже 15 лет. По новостям регулярно в конце учебного года сообщают о проведении ЕГЭ и ГИА, показывают видеорепортажи и интервью со школьниками. ЕГЭ прочно вошло в нашу жизнь. Но изнанка всего этого абсолютно не та, что мы видим. Изнанку эту видят только учителя и, естественно, ученики.

Читайте также:  Как пишется рецензия

Учителей забыли спросить, когда проводили реформу образования: «Нужна ли она?». Сказали, что устарела советская система образования. И лица, которые были непосредственно задействованы в ней, составляли ее костяк, были просто отодвинуты в сторону. Так они и стоят сейчас «отодвинутые».

Учителю нет «дороги», если нужно выяснить о неправильно составленных заданиях в ЕГЭ, неверных результатах… Когда они приходят или обращаются за выяснением подобных вопросов, их не принимают.

Зато активно опрашивают родителей учеников о качестве образования в школе и удовлетворенности результатами… Попробуем нарисовать современную систему образования глазами простого школьного учителя: филолога или математика.

Современное образование глазами учителя

Начать нужно с того, что как таковой оформленной до конца системы не существует. Да, есть начальные пункты отправки (государственные стандарты образования) и конечные (проведение ЕГЭ и ГИА). И это неплохо.

Так, сейчас дети учатся сами определять цели и задачи урока (буквально с начала обучения), много работают самостоятельно, ищут необходимую для обучения информацию в интернете или в книгах… Так видится сверху из Министерства Образования.

Похожее

Но чтобы составить такой урок, учитель должен подготовиться особенным образом: найти проблему, которую поставит перед классом, выбрать метод преподавания, разнообразить материал, используя специальное оборудование.

Проще говоря, чтобы красиво, грамотно и интересно составить урок учитель должен потратить на это не менее полутора часов. А таких уроков несколько. Да и не просто несколько, а, порой, превыше нормы. Так, норма часов учителя по советской системе составляла 18 часов в неделю.

Это 4-5 уроков в день. Сегодня среднестатистический филолог дает 6-7 уроков в день. Естественно, что подготовиться к такому количеству предметов по требуемой системе не получится никак. И при этом еще никаких выплат за подготовку к уроку учителю не выплачивается — только за проведение урока.

Проще говоря, то время, которое учитель тратит на подготовку к уроку — это его личная инициатива.

Еще один важный момент в современном обучении в школе — это включение родителей в систему образования как участников обучения. Действительно, так и прописано — родитель — участник обучения. То, что должно, по мысли МИНОБРа, входить в их права и обязанности — тоже неплохое начинание.

Но то, что есть на самом деле, ужасно. Фактически родитель может вмешиваться в обучение своего ребенка по абсолютно любым вопросам. В районные, областные министерства регулярно присылаются жалобы самых разных содержаний от родителей, зачастую, минуя директоров школ, в которых учатся их дети.

«Наверху» нет желания разбираться с причинами их недовольства, выяснять правых и виноватых, и потому жалобы отправляются обратно в школу (или проверяющие направляются сами). И главное требование при этом — сделать так, чтоб жалоб не было.

Потому, зачастую, директор «снимает стружку» с учителей, оберегая свою должность и голову. Ведь чтобы жалоб не было, нужно удовлетворить жалобщиков.

Еще один значительный минус — это пониженная планка знаний. Мало кто знает, что сегодня, чтобы оставить ученика на второй год за неусвоенный материал, необходимо получить не менее 3-х двоек в году (даже по профильным предметам). И это тоже буква закона.

Имеющих две двойки переводят в следующий класс и занимаются с ними дополнительно (после уроков). Такие неуспевающие могут успешно дойти с двумя двойками по русскому языку и по математике до 9 класса и сдавать экзамены.

Правда, в этом году сделано отступление — учитель может по факту успеваемости ученика не допустить его до экзаменов. Тоже благое начинание, но во что оно обратится на деле?

Очень любят в Министерстве образования различные проверки уровня обучения и качества знаний. Начиная с начала учебного года проводятся различные срезовые, проверочные, диагностические работы, присылаемые «сверху». И это помимо того, что учебная программа, составленная учителем, и так предполагает их немалое количество.

Современного пятиклассника не удивишь словом «мониторинг» или «диагностическая работа», ведь с этими терминами они знакомятся еще в начальной школе. Но все эти работы фактически не влияют на отметки. Зато составлены для школьников регионов по единой форме и должны показать, что дети следуют стандартному усвоению знаний.

Все перечисленное показывает, что слово «система» к современному образованию неприменимо. Система — это нечто устоявшееся, оправдавшее себе. А у нас, как начали 15 лет назад «делать» эту систему, так и реформируют. А когда остановятся? Когда прислушаются к непосредственному участнику обучения — учителю, который заинтересован в хорошем уровне знаний своих учеников, непонятно…

Похожее

Источник: http://uchitelskaia.ru/problemyi-sovremennoy-sistemyi-obrazovaniya/

Актуальные проблемы подготовки учителей начальных классов в современных условиях

Маматов Б.А., Цветкова В.Е.

На современном этапе модернизации российского образования все отчетливее проявляется следующая тенденция: повышение качества образования рассматривается в неразрывной связи c решением воспитательных задач, с созданием условий для наиболее полной и гармоничной реализации человеческого потенциала.

Одним из ключевых принципов «Концепции модернизации образования» Российской Федерации на период до 2010 года является принцип гуманизма, определяющий гуманистический характер реформ образования, направленность на раскрытие созидательных человеческих способностей, уважение к личности, обеспечение фундаментальных прав и свобод человека.

Однако, с другой стороны, в современных, достаточно жестких условиях мирового экономического кризиса, глубоких социальных, политических, межэтнических и межкультурных проблем востребован не оторванный от реальной жизни мечтатель и прожектер, но человек конкурентоспособный в широком смысле, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий быстро реагировать на меняющиеся условия жизни, эффективно выполнять свою профессиональную деятельность и, при необходимости, преобразовывать ее, направляя на достижение наиболее актуальных целей. Чтобы соответствовать данным требованиям, человеку необходимо постоянно совершенствовать себя и свою жизнедеятельность, в том числе профессиональную. Важнейшим условием и средством такого развития и саморазвития является образование. Поэтому многие исследователи приходят к выводу о том, что процесс образования должен быть практически непрерывным на протяжении всей жизни человека.

Обновление идеологии и содержания педагогического образования сопровождается разработкой инновационных обучающих технологий.

Поиск и нахождение средств, обеспечивающих инновационность и интенсификацию процесса обучения, затрагивают основополагающие структуры дидактики и педагогической психологии.

В современных условиях профессиональная подготовка будущих специалистов – учителей начальной школы немыслима без оптимизации и интенсификации процесса обучения.

Современные исследователи под интенсификацией процесса обучения подразумевают «не простое улучшение в каком-то отношении сложившегося практикой обучения, а научный поиск наилучшей или даже единственно возможной в данных условиях целостной системы обучения, приводящей за наиболее короткое время к поставленным целям, причем с меньшими затратами труда обучающихся и преподавателя» [1].

Нововведения, изменения, замена старого новым на нынешнем этапе развития школьного образования и педагогики является переходом к поиску механизмов совершенствования подготовки педагогических кадров, приближению их возможностей ко все возрастающим запросам личности и общества.

В связи с этим современная система образования все больше становится интегрированной, многоуровневой и многоступенчатой, открывающей новые возможности личностного, социального и профессионального развития.

В связи с отмеченными выше обстоятельствами, высокие требования предъявляются не только к собственно профессиональной подготовке, но и к личности выпускника вуза.

Это проявляется в тенденциях реформирования системы образования, в частности – в развитии и институализации компетентностного и личностно-ориентированного подходов, а также в их интеграции: с одной стороны, высокая профессиональная компетентность рассматривается как необходимое условие и составная часть развития личности, а с другой – в состав базовых компетенций выпускника высшего образования включают такие личностные качества, как ответственность, инициативность, самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, адекватные ценностные ориентации и др.

Профессиональное становление будущих учителей начальных классов в системе высшего образования предполагает, во-первых, оптимизацию обучения, которая позволяет наиболее целесообразно построить учебный процесс, правильно отобрав и организовав учебный материал, во-вторых, активизацию, где основное внимание уделяется созданию благоприятных условий для обучения, в-третьих, создание у будущих учителей установки на освоение и создание новых, нестандартных подходов к учебно-воспитательным проблемам, готовность принимать решения и нести ответственность за их реализацию.

Эти объективные факты ставят высшую школу перед необходимостью формирования принципиально новых поколений компетентных и личностно развитых профессионалов, которые не будут ждать указаний и инструкций, а вступят в самостоятельную социальную жизнь и в профессиональную деятельность с уже сложившимся творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным потенциалом (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров, Д.И. Фельдштейн и др.). В основе профессиональной успешности специалиста лежат его личностные качества, определяющие наиболее важные и принципиальные моменты всего содержания и направленности профессиональной деятельности. В силу этого личностное развитие является объективно необходимой целью высшего образования и, одновременно, условием обеспечения его высокого уровня, в частности – профессиональной компетентности выпускника вуза. В любом образовательном процессе важен не любой результат, а прежде всего тот, который достигается быстро, легко, экономично. Путь к минимуму затрат энергии и сил лежит через максимум мысли и творчества.

Анализ педагогической, психологической и философской литературы показывает, что носители творческих инновационных процессов – это люди, обладающие комплексом качеств, присущих любой творческой личности независимо от рода деятельности: эрудированностью, чувством нового, способностью к самоанализу, гибкостью мышления, активными волевыми качествами характера, развитой фантазией. Для них характерна сензитивность ко всему новому, происходящему в обществе, учебном заведении, в их воспитанниках. При этом им свойственно ясное, без предубеждений восприятие реальности, высокая активность личностных проявлений, которая органично сочетается с высоким социальным потенциалом: способность помогать другим, вносить свой «вклад» в личность другого человека [2; 3]. Поэтому, оценивая труд педагога, первое, на что обращают основное внимание, это насколько он овладел искусством организации учебного процесса, воспитательного процесса, насколько он умеет обеспечивать глубокое изучение материала при наименьшей затрате времени и сил педагога и учащегося.

В связи с этим необходимо отметить одну важную тенденцию, определяющую направление модернизации системы профессиональной подготовки специалистов, состоящую в глобальной и тотальной информатизации, охватившей все сферы жизнедеятельности социума и связанной с переходом к качественно новому типу общества – информационному обществу [M. Mcluhan 1964].

Для нашей страны реализацию такого перехода регламентирует «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная Президентом РФ в 2008 году. Фундаментальная тенденция информатизации проявляется и в сфере образования. В частности, ставший уже традиционным для отечественной педагогики подход с позиций образовательной среды (Ю.К. Бабанский, В.Г.

Бочарова, А.А. Вербицкий, Л.В. Занков, В.И. Слободчиков, и др.) в последние годы развивается и дополняется с помощью изучения различных педагогических аспектов информационно-образовательной среды, в том числе – в сфере высшего образования (А.Г. Абросимов, Е.Н. Зайцева, Е.В. Лобанова, С.Л. Лобачев, Ю.М. Насонова и др.).

В настоящее время основными тенденциями развития ИОС является: глобализация, развитие открытого (дистанционного) образования, возрастание роли общекультурного компонента, повышение интегрированности ИОС.

Накоплен значительный опыт создания и использования различных педагогических условий и средств организации учебного процесса вуза с использованием возможностей информационно-образовательной среды, в том числе: для общенаучной и профессиональной подготовки студентов, активизации их самостоятельной работы, развития личности и профессиональной компетентности, формирования информационной культуры. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, достаточно большое количество исследований посвящено информационно-образовательной среде и применению информационных технологий (в том числе – мультимедийных, информационно-коммуникативных, дистанционных и других информационных технологий, электронных учебников, автоматизированных обучающих систем и т. д.) в педагогическом процессе. Однако вопрос формирования смыслообразующей образовательной мотивации у будущих учителей начальной школы средствами информационно-образовательной среды еще не становился предметом системного научного исследования.

Таким образом, выявление оптимальных условий профессиональной подготовки и формирования личности будущего учителя начальной школы приобретает в настоящее время первостепенное значение.

Новым информационно-образовательным технологиям принадлежит сегодня ключевая роль в модернизации профессионального образования, а конкурентоспособный специалист рассматривается теперь как показатель качества вузовской подготовки.

Поэтому решающим показателем в этом, на наш взгляд, может стать создание условий формирования смыслообразующей образовательной мотивации средствами информационно-образовательной среды.

Список литературы

1. Дмитриенко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения иностранным языкам. – М.: Прометей, 2009.

2. Современные образовательные технологии: учебное пособие/кол.авторов; подред. Н.В. Бордовской. – М.:КНОРУС, 2010.

3. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Барнаул, 2002.

Источник: http://MirZnanii.com/a/208423/aktualnye-problemy-podgotovki-uchiteley-nachalnykh-klassov-v-sovremennykh-usloviyakh

Ссылка на основную публикацию