Как пишется рецензия

Как написать рецензию

Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом). Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии.

Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке. Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля.

Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью.

Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.

Виды рецензий

1) Развернутая аннотация — в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции; 2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) — в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; 3) Эссе — в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; 4) Авторецензия — излагается взгляд автора на свое произведение; 5) Обзор (обозрение) — рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку.

Уровни рецензий:

1. Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя; 2. Рецензия произведения в контексте творчества писателя; 3. Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.

Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.

Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.
Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.

План написания рецензии

Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты: 1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания; 2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление); 3.

Критический разбор или комплексный анализ текста: — смысл названия; — анализ его формы и содержания; — особенности композиции; — мастерство автора в изображении героев; — индивидуальный стиль писателя. 4.

Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: — основная мысль рецензии; — актуальность тематики произведения.

Советы как писать рецензию

• В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения — занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения; • На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным — он может быть назидательным, познавательным, весёлым; • В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки — это пойдёт на пользу автору; • Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора — это стимулирует автора к работе над новыми произведениями; • В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения; • Излагайте подробно и обосновано. Рецензия — не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.; • Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям.

Типичные ошибки в написании рецензии

• Подмена анализа и интерпретации произведения пересказом; • Подмена рецензии комментарием или отзывом; • Отсутствие аргументации; • Фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству; • «Оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы; • Неясность позиции рецензента; • Перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения); • Преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне;

• Неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.

Источник: https://www.SunHome.ru/help/1120

Что такое рецензия и как ее писать

Писать рецензии приходится не только критикам для оценки различных художественных произведений (книг, кинофильмов, театральных постановок), но и компетентным профессионалам, чтобы высказать аргументированное и объективное мнение о научных работах.

Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе, магистерской диссертации, курсовой или дипломного проекта и т. д.

Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.

Формально рецензия может представлять собой:

  • развернутую аннотацию, в которой раскрывается основное содержание материала, особенности его композиции;
  • критическую или публицистическую статью с параллельным рассмотрением затронутых в первоисточнике актуальных общественных проблем;
  • эссе – рассуждения рецензента, сделанные на основе прочтения материала;
  • обзор – анализ нескольких произведений, объединенных тематикой, сюжетом, хронологией или по другому признаку.

Как писать

Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.

Структура

Приблизительный план написания рецензии:

  1. Данные об авторе, названии и т. д.
  2. Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
  3. Отзыв-впечатление о прочитанном.
  4. Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
  5. Аргументированная оценка всего произведения.

Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:

  1. Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
  2. Основная часть:
    • оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
    • анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
    • соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
    • степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
  3. Достоинства и недочеты.
  4. Научная и практическая ценность работы.
  5. Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
  6. Рекомендации:
    • по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
    • о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
    • о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
  7. Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.

Особенности содержания

Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.

При написании следует:

  • Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
  • Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
  • Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.

Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.

Оформление

При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.

Пример рецензии на эссе

Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.

Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.

РЕЦЕНЗИЯна эссе Васильевой Н. Н.на тему «_____________»Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.

Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/school/info/kak-napisat-recenziyu.html

Как написать рецензию

Вы узнаете, что такое рецензия и как ее написать. Будет много полезных советов и правил, которыми придерживаются лучшие рецензенты. Также для наглядности разберем несколько примеров.

Что такое рецензия

Во-первых, такое значение слова относится именно к новым произведениям.

Очень часто возникает соблазн написать материал на фильм сорокалетней давности. Ясно, что автор здесь не сможет сказать что-то нового. Он также не сможет повлиять на выбор читателей. Ведь, это классика, которая проверена временем.

Поэтому не путайте данный жанр журналистики со школьными сочинениями!

Во-вторых, тут идет определение для научных и научно-популярных произведений. Но как журналисты, вы часто будете сталкиваться именно с художественными произведениями. Это книги, фильмы, спектакли и так далее.

Но не забываем, что у нас есть еще и интернет!

Тут приходится писать рецензии на различные онлайн сервисы, программы или курсы. Это уже своего рода, веб-журналистика.

Когда оцениваем события культурной жизни, то помните, что задача становится вдвойне сложнее. Мы оцениваем не просто событие, а отраженную кем-то реальность.

То есть художник отражает реальность или придуманный им мир. В любом случае, это будет его восприятие.

Мы оцениваем не столь само событие или мир, как делали это в комментарии. А оцениваем то, как он отображает реальность. То есть, это уже другая задача.

Особенности жанра

Вот главные особенности рецензии:

  • Автор воспитывает читателя, а критик — автора
  • Делает художественные процессы лучше
  • Приучает журналиста думать, рассуждать, отсекать лишнее
  • Экономит время зрителя
  • Помогает зрителю сориентироваться

У нас очень часто рецензии ассоциируются с критикой. А порой и с критиканством. Вообще, тут две позиции.

Первая, это позиция человека, который создавал все сам. Он как правило, критиков не любит. Возможно, вы это уже на себе испытали.

Вот вы старались, писали, создавали и не спали ночами. Вы все свое время тратили на написание статьи. Вот вы ее опубликовали, и теперь вас начали критиковать.

Кто обычно?

Люди, которые развлекались в то время, когда вы работали. Они не умеют делать того, чего делаете вы. Однако они критикуют. В общем, это одна позиция, когда вы автор.

Другая позиция, когда вы критик. Вот тут легко скатиться на критиковать все и вся. Это достаточно распространенная черта характера.

Мы считаем, что этот режиссер снимал фильм для нас. Мы же зрители. Значит имеем право на оценки.

Поэтому, когда видим недостатки, то сразу начинаем критиковать. Иногда мы делаем это достаточно изящно. И чем изящнее делаем, тем больше нам это нравится.

Причем один и тот же человек легко перескакивает с одной позиции на другую!

Вы можете плохо относится к критикам, когда являетесь автор самого материала. Но придя в кинозал, вы с удовольствием начинаете критиковать фильм. И возможно, даже напишите рецензию.

Где этот баланс и зачем тогда нужны эти рецензии? Может вообще, не нужно лезть в этот аналитический жанр журналистики и никогда не критиковать?

Есть такая позиция, что автор воспитывает читателя.

Когда автор что-то пишет, то он пытается о чем-то сказать. Он хочет донести какую-то мысль. Может, сделать мир лучше. Возможно, изменить поведение людей и кого-то заставить задуматься.

Читайте также:  Как облегчить подготовку к экзамену?

Источник: https://alzari.ru/recenziya.html

Как написать рецензию образец

Любая научная работа нуждается в рецензии. Рецензия – это фактически оценка вашей работы, содержащая краткий анализ научной работы и степень соответствия предъявляемым к ней требованиям. В рецензии описывают достоинства и недостатки диплома и ставят конкретную или обобщенную оценку (например: работа заслуживает высокой положительной оценки).

Вам понадобится

  • — данные о авторе работы;
  • — ее оценка;
  • — ФИО и подпись рецензента;
  • — печать.

Инструкция

Обычно рецензию пишут руководители предприятий, начальники структурных подразделений и другие заинтересованные лица, на материалах которых вы готовили свою научную работу. Они являются рецензентами (не путайте их отзыв с отзывом вашего научного руководителя).

Учтите, что структура рецензии должна содержать фамилию автора и тему дипломной работы, степень актуальности описанной темы для конкретной сферы деятельности, уровень научного изложения теоретических положений, глубину анализа практических материалов, аргументированyость сделанных выводов, практическую значимость выдвинутых в дипломной работе рекомендаций, умение использовать профессиональную терминологию, общие достоинства и недостатки работы. И в завершение оценку работы рецензентом, его данные (ФИО и должность). В конце рецензию заверьте подписью рецензента и печатью организации.Воспользуйтесь стандартной структурой рецензии на дипломную работу. Объем рецензии обычно занимает 1-2 страницы стандарта А4.Образец рецензии (пункты содержания): — «Рецензия»;- на дипломную работу (ФИО автора);- на тему: Маркетинговые исследования;- на примере (название предприятия);

— «Тема данной дипломной работы в настоящее время очень актуальна, ввиду большой важности эффективных маркетинговых исследований для дальнейшего развития предприятия в условиях рыночной экономики»;

— «В дипломной работе продемонстрирован глубокий комплексный подход к анализу маркетинговых исследований нашей компании. Автор глубоко изучил теоретические основы маркетинга, уделив приоритетное внимание маркетинговым исследованиям и раскрыв механизм их формирования. Изучив первичные материалы, предоставленные предприятием, автор сумел обобщить их, проанализировав результаты финансово-экономической деятельности с эффективностью работы маркетингового отела предприятия. Предметом специального изучения была структура товарного портфеля компании»;- «Предложения по усовершенствованию маркетинговых исследований заслуживают внимания и будут учтены руководством для дальнейшего развития предприятия. Частично предложенные меры уже были апробированы в маркетинговом отделе и показали свою практическую значимость»;- «Работа выполнена профессиональным языком, грамотно и логично. Автор продемонстрировал владение методами экономического и маркетингового анализа, сделал необходимые математические расчеты. Работа содержит приложения и хорошо иллюстрирована»;- «Недостаток работы — отсутствие ссылок на практику маркетинговых исследований других отечественных компаний-дистрибьюторов»;

— «На наш взгляд дипломная работа (фамилия автора) заслуживает высокой положительной оценки»;

— Рецензент (фамилия и должность рецензента). Подпись.

— Печать организации.

Источники:

Распечатать<\p>

Как написать рецензию образец

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-89451-kak-napisat-recenziyu-obrazec

Как писать рецензию

Как писать рецензию (рекомендации)  

Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.
Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.

В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

Рецензии — это творческие работы, например:

  • небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
  • сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
  • развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.

Примерный план рецензии на литературное произведение

Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.
Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).

Критический разбор или комплексный анализ текста:

  • смысл названия
  • анализ его формы и содержания
  • особенности композиции
  • мастерство автора в изображении героев
  • индивидуальный стиль писателя

Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:

  • основная мысль рецензии
  • актуальность тематики произведения

В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.

Принципы рецензирования.
Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения. 

Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме «нравится или не нравится» без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом. Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон.

Авторское «я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора.

Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора.

На какие части можно разделить текст? Как они расположены?

Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других.

Рецензент разбирает «как сделан» текст. Школьную рецензию стоит писать так, как будто никто в экзаменационной комиссии с рецензируемым произведением не знаком.

Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.

Примерный план рецензии на литературное произведение   Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).

Критический разбор или комплексный анализ текста:

  • смысл названия
  • анализ его формы и содержания
  • особенности композиции
  • мастерство автора в изображении героев
  • индивидуальный стиль писателя

Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:

  • основная мысль рецензии
  • актуальность тематики произведения

В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.
Принципы рецензирования.

Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения.

  Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме «нравится или не нравится» без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом. Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон.

Авторское «я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом. Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь.

Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора. Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора.

На какие части можно разделить текст? Как они расположены?

Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других.

Рецензент разбирает «как сделан» текст. Школьную рецензию стоит писать так, как будто никто в экзаменационной комиссии с рецензируемым произведением не знаком.

Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.

Источник: http://www.oshibok-net.ru/for-all/how-to-analyze-text/recenziya/

Что такое рецензия и как её писать? — База ответов на любые вопросы

Восприятие человеком любого фильма или литературного произведения достаточно субъективно. У каждого из нас имеется свое мнение относительно просмотренной кинокартины или прочитанной книги, но это вовсе не означает, что нам не интересна чужая точка зрения.

Наоборот, аргументированное и объективное мнение других людей всегда востребовано и читаемо. Именно этим объясняется появление такого понятия, как «критика», и одной из его разновидностей – рецензии.

Что такое рецензия? Каковы ее особенности и как она пишется?

Что означает слово «рецензия»?

Термин «рецензия» имеет латинские корни. Понятие происходит от слова recensio (рассмотрение) и активно используется с того времени, когда в мире появилась литературная критика.

В России рецензии стали писать в середине XVIII столетия. Первым их автором стал Николай Карамзин, который предпочитал составлять так называемые монографические рецензии. Среди других знаменитых рецензентов можно упомянуть Пушкина, Чуковского, Белинского, Добролюбова.

Что такое рецензия?

Рецензия является жанром литературной критики и представляет собой краткий письменный разбор произведения, в котором содержится анализ критикуемой работы и его оценка компетентным человеком.

Главная задача рецензента – выявить достоинства и недостатки критикуемого труда и представить на суд читателей объективное мнение. Это не значит, что критик лишен возможности высказывать собственную позицию.

Он вполне может выражать свою точку зрения, но она должна быть беспристрастной и справедливой.

Какие бывают рецензии?

Если ранее рецензии писались только на художественные произведения, то сейчас существует их широкая классификация по объекту, субъекту (автору), объему и количеству произведений в одном тексте.

В зависимости от критикуемого объекта рецензии составляются на кинофильмы, книги, спектакли и различные виды продукции. Автором может быть эксперт в той или иной области, непосредственно потребитель продукта или журналист, который пишет отзывы по заказу создателя.

По объему различают гранд- и мини-рецензии. Первые представляют собой развернутый текст, позволяющий наиболее полно осветить исследуемую тему. Такие отзывы обычно пишут известные критики, обладающие большим авторитетом в глазах общественности.

Мини-рецензии – это краткое сочинение, позволяющее автору передать свои впечатления от увиденного или прочитанного.

Если говорить о числе критикуемых произведений, то работы могут подразделяться на монорецензии, упоминающие один материал, и полирецензии, в которых осуществляется разбор нескольких работ в виде их сравнения между собой.

Чем рецензия отличается от отзыва?

Одной из главных особенностей рецензии является отражение существующей действительности, то есть в тексте разбирается уже написанное произведение. Отзыв преследует примерно такие же цели, однако имеет некоторые отличия. Если рецензия – это официальный анализ работы с его объективной экспертной оценкой, то отзыв – это простое мнение, передающее личностные ощущения человека.

Ключевым понятием здесь выступает анализ. Отзыв дает только общую характеристику произведения и нередко содержит эмоциональные суждения, дополненные советами по исправлению каких-либо недочетов. Рецензия же включает в себя аналитику, при этом автор должен по максимуму отстраниться от своего отношения к критикуемой работе.

Как правильно написать рецензию?

Чтобы правильно написать рецензию, для начала нужно составить ее план, в который входит библиографическое описание, непосредственно критический разбор произведения и последующая оценка.

В рецензии необходимо рассматривать качество проделанной работы – интересность сюжета, соответствие стиля (речи) автора заявленному жанру. Тон разбора на всем протяжении критики должен быть однородным.

В рецензии можно указать на грамматические ошибки автора, если таковые имеются, и упомянуть его предыдущие достижения.

Текст рецензента не может содержать в себе элементы сленга, ненормативную лексику или быть перегруженным второстепенными деталями.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/chto-takoe-recenziya-i-kak-eyo-pisat/

Как написать рецензию, или кто хочет стать рецензентом

«Скажите, а зачем мне вообще писать рецензии? Ведь это, кажется, как-то связано с научными исследованиями. Или нет, постойте, рецензии пишут на книги и фильмы. Так чего там уметь-то…»

Рецензии пишут критики или ученые

Читайте также:  Тема судьбы в романе м.ю. лермонтова «герой нашего времени»

Такие размышления охватывают новичков, когда они видят статью на тему, как написать рецензию.

А действительно, есть ли место рецензиям в рунете? И если да, то кому они нужны?

Давайте разбираться.

Скажи-ка, Гугл…

Обратимся за помощью, например, Гуглу.

Кстати, вы бы предпочли обратиться за советом к эксперту или обывателю? Можете сейчас не отвечать, потом скажете.

Нажмите, чтобы увеличить

Если ввести поисковый запрос «как написать рецензию», на первой странице выдачи действительно появляются статьи-инструкции о том, как писать рецензии на научные работы, книги и фильмы.

Скажем так, рецензии на научные работы — это отдельная песня со своей лексикой, оборотами речи, стереотипами и установленными правилами. Такие статьи точно не для веб-райтеров.

Литературные рецензии пишут литературные критики. Здесь особые требования к рецензии на статью. Сразу вспоминается критик Латунский и его разгромные результаты работы. Тоже не совсем стезя веб-автора, но попробовать себя можно.

На самом деле рецензии могут быть на что угодно. Главное, что роднит любые рецензии — это экспертность автора. Читателям очень важно мнение эксперта.

Вот пример рецензии Дениса Каплунова на книгу по копирайтингу:

Нажмите, чтобы увеличить

Ресторанные рецензии  сложно обойти вниманием, очень уж вкусная тема. Или рецензия на театральную постановку МХТ.

Помните, вы отвечали на вопрос? Что выбрали? Наверняка профессиональный совет. А ведь не каждый эксперт владеет пером и может оформить свои бесценные мысли в простой и внятный текст. И тут на помощь приходим мы, веб-райтеры.

Рецензия, критическая статья, рекомендация, отзыв — о чем это?

Итак, повторим.

[box type=»bio»]

Рецензия (критическая статья)— это экспертный всесторонний взгляд на объект критики (явление, товар, услугу).[/box]

Постойте-постойте. Ведь еще есть рекомендации и отзывы. Это одно и то же? Или они чем-то отличаются друг от друга?

Да, вокруг этих терминов путаница возникает постоянно.

Поэтому давайте разбираться.

И отзыв, и рекомендация, и рецензия — это авторское мнение по поводу продукта (товара, услуги, явления или события). Разница в степени экспертности автора.

Так, отзыв — это мнение любого человека о товаре или услуге. Например, вы посетили ресторан «Прованс» и делитесь своим мнением о нем.

Рекомендация — это мнение авторитетного человека о товаре или услуге, в которой он НЕ является экспертом. Скажем, Наталья Карья посетила этот же ресторан и рекомендует своим читателям остановить выбор именно на нем.

Рецензия — это мнение профессионала об объекте критики, в котором он является экспертом. В этом случае профессионал, например, Юлия Высоцкая рассказывает о посещении ресторана «Прованс» и отмечает все плюсы и минусы обслуживания, кухни и обстановки.

Ресторанный критик — вкусная профессия

Кроме экспертности автора, эти виды статей отличаются по глубине анализа, объективности и наличию фактов и аргументов.

Так, отзыв может быть без особой аргументации или с минимальным количеством фактов. Хотя, конечно, такие отзывы неубедительны.

Рекомендация носит рекламный характер, и упор в таком тексте делается на позитивные стороны объекта. О негативных моментах лишь упоминается.

Рецензия же предполагает всестороннее изучение объекта критики, а вывод делается объективный, с учетом и преимуществ и недостатков.

Правила написания рецензии

Правила просты и понятны.

Первое правило гласит:

[box type=»download»]

Рецензию должен писать эксперт[/box]

Поэтому у вас есть 2 варианта:

  • Писать рецензии только на то, в чем вы являетесь экспертом
  • Работать вместе с экспертом

Второе правило:

[box type=»download»]

Рецензия должна быть всесторонней и объективной[/box]

Да, рецензию называют еще и критической статьей. Но это не значит, что в ней должны быть показаны только недостатки. Объект рецензии нужно осветить и с положительной, и с отрицательной стороны.

Третье правило:

[box type=»download»]

Рецензент (автор статьи-рецензии) должен оставаться беспристрастным[/box]

Только такой подход гарантирует, что мнение будет объективным. А это ведь важная черта экспертности.

[box type=»download»]

Рецензию отличает глубокий анализ[/box]

Мнение должно быть аргументированным, поэтому важны доказательства, факты, цитаты.

План написания рецензии

Статья-рецензия по структуре такая же, как и любая другая статья. В ней есть заголовок, лид, основная часть и финал.

Заголовок носит нейтральный характер, называет объект рецензии и обычно особые техники составления заголовков не применяются.

Лид втягивает в чтение и говорит, о чем же пойдет речь в статье.

А вот теперь стоит разъяснить, с чего это вдруг вы решили написать рецензию и чем вызвано это желание. После этого можно совершить экскурс в историю, углубиться в анализ деталей, особенностей, тонкостей и нюансов. Главное — взвешенный подход и непредвзятость мнения.

В конце, как и положено, финал. Это подведение итогов и логичный вывод, что хорошо и что плохо.

После того как статья будет готова, не забудьте проверить её по чек листу. Так вы сможете избежать самых очевидных ошибок.

Полезный чек лист для проверки качества статьи. Скачайте его здесь.

Ну что, готовы стать рецензентом?

Тогда добро пожаловать на марафонский забег по написанию статей!

Правда, одними рецензиями и отзывами на марафоне дело не ограничится:

  • 6 видов востребованных статей
  • навыки сторителлинга
  • составление контент-плана
  • урок по SEO и линковке статей, которые всё еще нужны и важны

А еще внушительная обратная связь, возможность видеть замечания к чужим работам, реальные заказчики и гонорар за написанные на марафоне статьи.

Ну, где вы встречали подобное?

Начните новый виток в карьере — запишитесь на статейный марафон.

А пока поделитесь в комментариях своим опытом написания рецензий и отзывов. Когда и для кого вы писали эти виды статей?

Источник: https://free-writing.ru/kak-napisat-recenziyu-ili-kto-xochet-stat-recenzentom/

Отзывы и рецензии: в чем отличие и как писать?

Сегодня мы поговорим о том, что такое отзывы и рецензии, в чем заключаются их отличия и схожесть.

Многие из нас не один раз сталкивались в сети интернет с рецензиями и отзывами, которые оставляют не только к прочитанной литературе, но и к товарам, услугам, даже чужим мнениям.

Но только не все из нас понимают, что же из себя представляют эти два понятия.

Отзыв – это ваше личное мнение, комментарий, который вы оставили на основе своих взглядов чему-то, кому-то, о чем-то и т.д. Обычно пишется в краткой форме.

Рецензия – это официальное мнение, как правило, в письменном и развернутом виде, которое включает в себя полный анализ и объективную оценку книге, произведению искусства и т.д.

В принципе, эти два понятия перекликаются между собой и довольно похожи, но все же присутствуют четкие отличия:

  • Рецензия является официальным документом в развернутом виде;
  • Отзыв – просто ваше личное мнение.

Иными словами, рецензия – это не личное мнение человека, а его профессиональный взгляд на произведение, отметивший все тонкости и нюансы, положительные и отрицательные моменты с точки зрения написания, наличия достоверных или нет фактов, соответствия выбранному автором жанру и т.д.

Рецензия, как анализ произведения, должна включать в себя:

  • Общую характеристику произведения (его жанр, тему, факты);
  • Оценку своевременности выхода этого произведения на рынок;
  • Какое место занимает книга в творчестве писателя;
  • Анализ этого произведения и его сравнение с прочими книгами автора;
  • Общую оценку произведения;
  • Перечень ошибок, недочетов;
  • Профессиональные выводы рецензентом.

Для того чтобы написать рецензию, человек должен внимательно прочесть произведение, проанализировать его по разным критериям, выделить основные пути сюжета и факты, особенности.

Только после этих действий, можно составить цельную картину и предоставить читателям профессиональный взгляд на книгу.

Рецензии пишутся очень долго, в некоторых случаях, даже несколько месяцев, ведь от них,  будет во многом зависеть популярность книги и желание вообще взять в руки это произведение у тех читателей, которые привыкли доверять профессиональным критикам и рецензентам.

В случае с написанием отзыва, такой кропотливой и тщательной работы не требуется: вы прочли книгу, составили свое мнение и можете оставить свой комментарий.

Отзыв состоит:

  • Из оценки произведения;
  • Выделения сути книги и ее основной темы;
  • Общего анализа мастерства автора, которое помогло написать такую замечательную (или не очень) книгу;
  • Оценку негативных моментов, которые возникли у вас при прочтении произведения;
  • Ваши личные выводы.

Вы даете только общую оценку книге, не вдаваясь во все подробности и особенности. Здесь самое главное – это дать оценку всей идеи и тому, как автору удалось донести ее до читателя.

Таким образом, можно сделать вывод: отзыв – это во многом ваше личное впечатление от произведения, а вот рецензия – это полноценный и профессиональный анализ.

Источник: http://bookdigest.com.ua/polezno/otzyvy-i-recenzii/

Мастер-класс: Как написать рецензию?

Давно было необходимо выложить этот мастер-класс за авторством Ники Батхен по написанию рецензии, но никогда не поздно. Учимся и вспоминаем!

КАК НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Эта статья предназначена для дилетантов. Не стоит искать в ней секреты литературоведения и тонкости критического разбора произведения.

Только практика, чистая практика для людей, которым нравится писать рецензии и хочется делать это лучше, а в идеале — обзавестись читателями и площадкой для публикаций.

Итак, точите ваши перья, подключайте планшеты, пододвигайте поближе клавиатуры — приступим.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Рецензия — это отзыв на некое произведение (книгу, игру, фильм), предназначенный для составления впечатления о нём у целевой аудитории.

Это небольшой текст (стандартный объём 1800—3600 знаков, одна-две страницы формата А4), содержащий обзор, разбор и анализ произведения.

Сегодня мы будем говорить в основном о книжных рецензиях, хотя многое из сказанного можно спроецировать на фильмы, игры, музыкальные диски и т. п.

Рецензия бывает:

Официальная — печатается в правительственном или ведомственном издании по случаю выхода книги государственного значения. Пишется строго канцеляритом, с соблюдением всех норм этикета, нейтральна или сдержанно-хвалебна.

Функциональная — для составления впечатления о книге в свете конкретных задач и целей: насколько произведение подходит для конкретного издательства и серии, насколько успешно его можно продать, освещает ли оно какие-либо определённые вопросы. Пишется ясно и доходчиво, содержание важнее формы.

Информативная — для потенциальных читателей и покупателей, с целью помочь принять решение — стоит читать или нет. Пишется просто, можно добавить щепотку красивостей и капельку анализа, рекомендуется увенчать парой цитат похарактернее.

Эссе на тему — рассуждение о тщете всего сущего с использованием книги в качестве отправной точки. Чем красивей и загадочней написано, тем лучше, полёт мыслей рецензента ограничен только их наличием.

Публицистическая — автор заостряет внимание на проблеме, от которой общество вот-вот загнётся. Пишется ярко, жёстко, хлёстко, обязательно спорно — чтобы побольше копий наломали при обсуждении.

Критическая — произведение (а зачастую и автора) анатомируют, препарируют и разбирают по буковкам: что сказал, что хотел сказать, что подумали читатели, кто из них где ошибся и как хорошо, что умница-рецензент всё это заметил.

Основные требования — следить за логикой, не опускаться до простого кидания помётом, аргументировать свою позицию.

А также следить, чтобы в тексте рецензии не было ошибок: критик, который владеет материалом хуже критикуемого, — жалкое зрелище.

Проплаченная — заведомо хвалебный или хулительный отзыв о книге. При написании важно не переборщить с дёгтем или сиропом, иначе стошнит даже заказчика, и он не заплатит.

Частный отзыв — субъективное впечатление о книге, без попыток объективной критики или анализа. Пишется живым разговорным языком, допустимы жаргонизмы и сленг (во всех остальных типах рецензий они не приветствуются).

Профессиональный рецензент всегда знает, для какой целевой аудитории он пишет, почему выбрал именно это произведение и именно этот формат подачи, какой цели хочет достичь и каким именно способом. И, естественно, позора и поругания заслуживают те, кто не читает книгу перед тем, как писать рецензию. Подчёркиваю — читает, а не проглядывает по диагонали и ворует чужие мысли из чужих отзывов.

АНАТОМИЯ РЕЦЕНЗИИ.

Читайте также:  О-а на конце наречий

У рецензии имеются голова, шея, тело и хвост. Голова — это название текста: внятное, броское и при этом имеющее отношение к теме книги. Шея — так называемый лид, две-три плотные вводные строчки, задающие тон и обрисовывающие предмет беседы. Тело — собственно текст рецензии. Хвост — выводы рецензента, его резюме. Без хвоста рецензия выглядит сиротливой и куцей, не обижайте бедняжку!

О чём должно быть написано в рецензии? Обязательно указываем авторство, название книги, для опубликованных произведений — выходные данные. Пишем, новинка это или переиздание, отмечена ли книга какими-то значимыми премиями. Обозначаем жанр по форме (роман, повесть, пьеса…) и по содержанию (фантастика, фэнтези, альтернативная история…).

Описываем основную сюжетную линию (но без спойлеров!), перечисляем главных героев, места действия, ключевые моменты книги. Пробуем осознать и донести до читателей основные мысли произведения (не обязательно, но неплохо).

При работе можно использовать несколько подходов: наблюдение со стороны, безоценочный анализ, критический анализ, полемику с автором.

Рецензия размером 1800 знаков и менее предназначена только для обсуждения книги. Никаких мыслей, чувств и философствований туда просто не влезет. Короткие предложения, минимум прилагательных и деепричастных оборотов, чёткий смысл и однозначный вывод.

Рецензия размером максимум до 5400 знаков — идеальный формат для спокойного и обстоятельного рассуждения об одном произведении. Можно поговорить о месте книги в творчестве автора, провести параллели, добавить своих впечатлений и выводов, подробно разобрать достоинства и недостатки текста — и при этом не утомить читателя.

Рецензия более 5400 знаков просто обязана не замыкаться на проблематике одной книги (если это, конечно, не «Властелин Колец»). Приплетаем литературный процесс и тенденции жанра, сравниваем с аналогичными произведениями, анализируем творчество автора вообще, активно цитируем и подбавляем свои мысли — без них в большом тексте просто не обойтись.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

Что можно учесть, оценивая и анализируя произведение?

¶ Общее впечатление от книги — цельное, разрозненное, мощное, слабое, приятное, жалкое.

¶ Сюжет — насколько логично он сведён, есть ли моменты, на него не работающие, не провисают ли линии?

¶ Повествование — динамичное, неспешное, затянутое, загнанное, рваное. Насколько динамика повествования соответствует жанру и задачам, поставленным в книге? Не пытается ли автор «рулить сюжетом», прогибая логику событий в угоду замыслу?

¶ Герои — насколько подробно и достоверно они описаны, достаточно ли естественна их психология, могли ли они поступать именно так в заданных обстоятельствах? Симпатичны ли эти герои читателю, вызывают ли сопереживание или отвращение?

¶ Язык и стилистика — вообще и в контексте поставленной задачи. Как пример: «Цветочный крест» Е. Колядиной заслужил «Букера» ровно по одному параметру — великолепной работе с языком в рамках повествования. Убери оттуда скоморошьи приговорки и церковнославянские обороты — и книга превратится в банальный пафосный дамский роман. А язык её спас.

¶ Достоверность вообще и в деталях.

Не нарушаются ли в книге законы природы и науки, носили ли в указанное время такие мундиры, говорили ли по-французски в салонах, правильно ли звучит текст молитвы? Я всегда привожу пример из собственного рассказа, в который меня на семинаре торжественно ткнули Олди, — герой там стоял в карауле под дождём и у него промокли крючки на ботинках. Крючки. Металлические. Промокли.

¶ Фантдопущение — в чём конкретно заключается, насколько грамотно оно сконструировано и насколько необходимо? Можно ли без ущерба для книги изъять оттуда принцесс с драконами или звездолёты с плазмаганами?

¶ Психология отношений — есть ли у персонажей внутренние мотивации для поступков и достаточно ли их, ведут ли себя разнообразно или жёстко следуют стандартным реакциям, не чувствуется ли за спинами марионеток-героев жёсткой руки автора-кукловода?

¶ Основная мысль текста — насколько она этична, умна, оригинальна? Чему книга учит читателя, что хочет ему сказать?

¶ Отображение — удалось ли автору воплотить свой замысел в явной форме, видит ли читатель пещеры драконов или рубку космического корабля? Можно ли вычленить идею автора из его текста с первого прочтения?

¶ Оригинальность — насколько банальна идея, откуда автор что заимствовал, кого цитирует, пародирует, перефразирует? Если кажется, что книга открывает собой новый жанр или направление — непременно упоминаем об этом.

¶ Ошибки и ляпы — ловим блох и предъявляем их обществу. Конечно, если мы уверены, что автор ошибается, а не нарочно искажает события и реалии. А ещё бывает, что поработал непрофессиональный редактор — их перлы сопоставимы с шедеврами самих писателей.

¶ Общественное значение — вдруг в тексте обозначены моменты, полезные, скажем, для патриотического воспитания или национального самосознания, описаны сложные этические моменты и варианты выбора.

¶ Внелитературные достоинства — например, историческое, этнографическое или социальное значение. Посредственно написанная книга может быть интересна как источник информации, к примеру, о быте и нравах лётчиков-истребителей или придворных дам Екатерины Великой.

¶ Востребованность — актуальна ли поднятая тема, интересна ли она обществу, на какую аудиторию книга рассчитана.

¶ Место книги в литературном процессе — как конкретное произведение соотносится с прочими в своём жанре, какую тенденцию обозначает, развивает или завершает.

¶ Свои ощущения — понравилось или нет, какие чувства и мысли вызвало, захотелось ли приобрести или оставить в домашней библиотеке.

Не обязательно анализировать все пункты, выбираем те, которые важны для нас в данный момент

КАК ПИСАТЬ?

Рецензент обязан владеть материалом как минимум не хуже, чем автор книги. Про грамматические, стилистические и прочие ошибки лучше даже не говорить.

≥ Чтобы не попасть в идиотское положение, обязательно проверяем все литературоведческие, научные, технические и прочие термины — и то, как они пишутся, и то, что они значат. Дабы не спутать корреляцию с копуляцией, например.

≥ Убеждаемся, что, критикуя чужие фактические ошибки, мы не лепим своих.

≥ Внимательно считываем имена героев, названия мест, предметов. Достаточно обозвать героя Ятуткенженсирхивом вместо Ятуркенженсирхива — и автор имеет право заявить: «Да он вовсе не читал книжку!» Доверие к рецензии будет подорвано.

≥ Следим за стилистикой. Разговорная речь и жаргон неуместны в рецензии, идущей в литературный журнал, на сайт издательства или книжного магазина.

≥ Профессиональные термины вряд ли подойдут для материала в гламурный журнал, но не помешают во внутренней рецензии и совершенно необходимы для профильного издания. Канцелярит требуется лишь для официальных заметок.

Эссе не обойдётся без филигранной работы над языком. Заметка в блоге, наоборот, может быть грубой, вульгарной, нарочито пестреть ошибками — лишь бы читатели приходили почесать языки, обсуждая эти колючки.

И никаких трепетных ланей в паре с конями — не мешаем разные стили в границах одного текста.

≥ Чем меньше объём рецензии, тем лаконичней и проще должны быть предложения. Избегаем велеречивых деепричастных оборотов, лишних эпитетов, сложноструктурированных конструкций.

Следим за ходом мысли, стараемся одну мысль уложить в один небольшой абзац. Бережно и аккуратно выстраиваем рассуждение.

Если стиль рецензии не предполагает ярко выраженной субъективной позиции рецензента, жертвуем своими ощущениями и мыслями в пользу чистой информации.

≥ Разделяем свою позицию и объективные критерии. Книга может быть объективно хороша, но скучна для вас лично, и наоборот — объективно небезупречна, но субъективно очаровательна.

Если все вокруг говорят, что книга гениальна — мы не обязаны соглашаться, впрочем, возражать тоже. Даже самому уважаемому критику не стоит изображать из себя всевышнего судию, пророка в литературном отечестве и истину в последней инстанции.

Его мнение — это его личное, честное мнение. Не больше, но и не меньше.

≥ И да, писать заведомо хвалебную или ругательную рецензию за материальные или нематериальные блага — можно. Но не стоит полученных денег.

КРИТИКУ НЕ ЛЮБИШЬ?

Большинство писателей воспринимает критические рецензии без должного энтузиазма. На первый взгляд может показаться, что это их проблемы, но ссора с парой-тройкой серьёзных мэтров может сильно испортить жизнь рецензенту, сведя к нулю его перспективы обзавестись списком регалий и публикаций на фантастическом поприще.

До тех высот, с которых можно без зазрения совести выражать отношение на голову любому подвернувшемуся писателю без оглядки на чины и регалии, нам с вами ещё далеко — ниша злобных критиков плотно занята матёрыми титанами духа. Да и должность несладкая: обычному рецензенту живётся куда спокойнее.

Поэтому запоминаем, как не ссориться с авторами.

⇒ Правило первое: не переходим на личности. Рецензируя и критикуя произведение, не критикуем автора и тем паче не лезем в его личную жизнь, религиозные и политические воззрения, дурные привычки, болезни и слабости.

Если у нас нет точной цитаты из интервью с автором, мы можем только предполагать и домысливать, «что автор хотел сказать», «что автор имел в виду».

Используем элементарный психологический приём — «я-позицию» или «он-позицию», высказываясь от имени себя или абстрактного читателя: «Я увидел в тексте такой-то смысл», «читатель сочтёт позицию автора провокационной потому-то и потому-то» — и волки сыты, и писателю не обидно, и придраться особо не к чему.

⇒ Правило второе: если не стоит цели ввязаться в драку или спровоцировать человека на грубости — не хамим. Не называем автора идиотом и бездарью, а его грандиозные опусы — графоманией и хламом (даже если это и правда). «Фтопку» и «кгам» — это уже не модно. Всегда можно использовать формулировку «книга занимает достойное место в широком ряду современной популярной литературы».

⇒ Правило третье: избегаем оценочных суждений. «Хорошо» или «плохо», «сильно» или «слабо» и в особенности «талантливо» или «бездарно» — зачастую понятия субъективные. Акцентируем спорные и неудачные, на наш взгляд, моменты, расчищаем сомнительные детали и повороты сюжета, предоставляя читателю право самому делать выводы, а автору — наслаждаться подслащённой пилюлей.

⇒ Правило четвёртое: разделяем автора и произведение. С момента, как текст становится книгой, он начинает жить своей жизнью, обрастать своими мифами и обретать свои толкования. Зачастую читатели находят в нём отнюдь не то, что хотел вложить автор.

И, наконец, запоминаем главное: с автором надо дружить. Клавиатура не отвалится настучать письмецо, поблагодарить за книжку, спросить совета относительно непонятных моментов текста, честно сказать, что понравилось (лесть вредна!) и что вызвало сомнения. И автору приятно получить обратную связь на книгу, и вам полезно.

Если мы не хотели ссориться, но, тем не менее, автор нашёл, на что ему обижаться, никто не мешает спустя время попробовать найти взаимопонимание. Если автор от наших извинений отказывается и уверен, что отыскал своего злейшего врага на веки вечные, — его право.

Увы, когда количество обиженных авторов превышает критическую массу, это начинает работать против рецензента и портить ему профессиональную репутацию. Слава склочника или хама обесценивает мнение рецензента, а восстановить позицию куда труднее, чем подняться.

________________

Последний совет: не рецензируем больше 4-5 книжек в месяц, чтобы не «выгореть» и не потерять вкус к чтению. И не пишем про те книжки, от которых с души воротит или нет возможности высказаться искренне — по личным причинам или из дружбы.

Остальное зависит от нас с вами: от нашего таланта, такта, хватки, терпения, интуиции, чувства слова, текста и меры. Репутация критика создаётся годами, работать на неё надо упорно и регулярно. Писать рецензии не так просто, как кажется, но и не так сложно, как завязывать шнурки на ботинках, как сказал бы Валентайн Майкл Смит из «Чужака в чужой стране».

Источник: https://www.livelib.ru/magazine/post/4844-masterklass-kak-napisat-retsenziyu

Ссылка на основную публикацию