О-а на конце наречий

Буквы о и а на конце наречий

·                   Сегодня мы узнаем несколько способов отличить, где пишется о, а где а.

·                   Познакомимся с волшебным окном и волшебными словами.

·                   И составим не один, а несколько нужных нам алгоритмов.

На конце наречий может писаться о или а. Сегодня мы с вами разберем, почему О пишется в таких словах, как наглухо, засветло, досрочно, а А – в таких словах, как искоса, досуха, слева. От чего это зависит?

Правописание о и а на конце наречий зависит от приставок и от способа образования слова. Сначала разберемся с приставками.

Есть приставки, в наречиях с которыми всегда пишется о, а есть приставки, которые могут обозначать написание о или а.

О пишется на конце слов с приставками в-, на-, за-.

На конце слов с приставками из-, до-, с-  может писаться о или а.

Посмотрите, приставки в-, на-, за- и еще со- не доставляют нам никаких проблем, в наречиях с ними пишется только о: влево, насухо, созвучно, засветло.

Но есть и приставки, которые не указывают однозначно, что нам нужно писать: о или а. Это проблемные приставки, из-, до- и с-. Например, на конце наречия досрочно пишется о, а на конце наречия досытаа. На конце наречия изнеженно пишется о, а на конце наречия издалекаа. Почему так происходит?

Правописание таких наречий зависит не только от приставок, но и от способа образования самого наречия.

В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется а, если наречие образовалось от бесприставочного прилагательного. В таких наречиях пишется о, если у прилагательного, от которого образовалось наречие, уже была приставка.

Рассмотрим два слова – досуха и достойно. Наречие досуха образовалось от прилагательного сухой. В образовании наречия участвовала приставка до-, поэтому на конце наречия пишется а. А вот наречие достойно образовалось от прилагательного достойный, до- в этом слове входит в состав корня. Поэтому мы пишем О.

Но, даже зная, как и от какого слова образовано наречие, бывает нелегко запомнить, какие приставки соотносятся с О на конце, а какие – с А. Как же запомнить все эти приставки и быстро различить – о или а нужно писать?

Кто нам поможет? На помощь спешит окно! Какое окно, спросите вы? Самое обыкновенное существительное окно.

Это слово позволяет проверить, какие приставки в наречиях соотносятся с О на конце, а какие – соотносятся с А. Потому что такие наречия ведут себя точно так же, как слово окно с предлогами. Вы, конечно, спросите: а как это?

Рассмотрим наречие издавна. Мы видим в нем приставку из-. Подставим такой же предлог из к слову окно. Получается – из окна. Например, из окна вылетела стрекоза. Мы ясно слышим, что на конце существительного звучит а. И а будет писаться на конце наречия. Приставка и предлог одинаковые, и буквы на конце слов тоже одинаковые.

Рассмотрим еще несколько примеров.  Вправо – мы видим приставку   в-. Подставляем предлог в к слову окно. В окно выглянул мальчик. На конце существительного о – и на конце наречия тоже.

Досуха – приставка до-. Подставляем к слову окно. Шарик не долетел до окна. В конце слова окнаа, значит, пишем досуха.

Наглухо – приставка на-. Подставляем к слову окно предлог на. На окно поставили решетки. Слышим о. Значит, пишем наглухочерез о.

Доверительно – кажется, что мы должны подставить предлог до к слову окно. И у нас получится – до окна. Но это не так.

Нас ждет неприятный сюрприз, ведь перед нами – наречие, образованное от прилагательного с приставкой. Доверительно образовано от доверительный, а у этого слова приставка уже есть.

Нам нужно всегда проверять, от чего образованы наши наречия, не забывайте.

Может быть, кому-то покажется сложным все время помнить о слове окно. Но есть еще и другой способ запомнить нужные нам приставки.

Этот способ немного волшебный. Посмотрите. После приставок на-, в-, за- мы пишем на конце наречий о. У нас получилось волшебное слово для запоминания: навзао.

А после приставок до-, -с, -из мы пишем а. Вот и еще одно волшебное слово: досиза.

Запомните эти волшебные слова: навзао и досиза. Правда, нужно помнить, что мы можем их применять только для наречий, которые образованы с помощью приставки!

Так как мы определяем, о или а пишется на конце наречий?

Есть несколько способов.

Первый наш алгоритм – для самых рассудительных. Задайте себе вопрос – вы видите в наречии приставки из-, до- или с-? Если нет, то сразу пишем о. А если да, то задаем себе еще один вопрос: наречие образовано от бесприставочного прилагательного? Если на этот вопрос отвечаем «да», то пишем на конце наречия а. А если отвечаем «нет», то на конце наречия пишем о.

Проверим себя. Как пишутся все эти наречия?

Искос…– приставка ис-. Наречие образовано от прилагательного косой, значит, пишем а.

Нагол… – приставка на-. Значит, сразу пишем о.

Дочист… – приставка до-, наречие образовано от прилагательного чистый. Пишем на конце а.

Исправн… – приставка ис-. Наречие образовано от прилагательного исправный, а у этого прилагательного уже есть своя приставка. Значит, на конце наречия мы напишем о.

А вот и второй алгоритм – для самых оригинальных. Сначала мы должны спросить себя: наречие образовано от бесприставочного прилагательного? Если нет, то сразу пишем о. А если да, то пользуемся подсказкой – существительным окно. Благодаря этому существительному нам не нужно запоминать никаких приставок.

Дочерн… – образовано от черный. До окна. На конце наречия – а.

Набел… – образовано от белый. На окно. На конце наречия – о

Издалек… – образовано от далекий. Из окна. На конце наречия – о.

И еще один алгоритм – самый волшебный. Мы опять проверяем, от чего образовано наречие. Если не от бесприставочного прилагательного, то пишем о на конце.

А если от прилагательного без приставки, то мы можем обратиться к двум волшебным словам – навзао и досиза – и сразу вспомнить, что в наречиях с приставками на-, в-, за- мы пишем о, а в наречиях с приставками до-, с-, из- на конце пишется а.

Источник: https://videouroki.net/video/30-bukvy-o-i-a-na-kontsie-nariechii.html

План-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме: Урок по теме «Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий»

Слайд 1

Буквы о, а на конце наречий с приставками из, до,с, за, на, в Урок в 7 классе

Слайд 2

Цели и задачи урока: развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно; познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв о и а на конце наречий с приставками из -, до — , с -; формирование умения находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их; воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу

Слайд 3

« О, сколько нам открытий чудных… Готовит просвещенья дух, И опыт — сын ошибок трудных, И гений — парадоксов друг». А.С.Пушкин

Слайд 4

Какой способ образования? Беспомощно ← беспомощный (суффиксальный) Добела ← белый (приставочно-суффиксальный) ВЫВОД: наречия образуются от прилагательных суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом. Понаблюдаем вместе!

Слайд 5

Навечно докрасна Запросто снова Вправо изредка О или а на конце наречий ?

Слайд 6

Запомним!

Слайд 7

Подумаем! Приставки -из, -до,-с, а пишем -о на конце. Почему ? Посмотрим способ образования. Изнеженно ←изнеженный, дословно← дословный, связно← связный (суффиксальный способ образования) Эти наречия образованы от прилагательных, у которых уже были приставки.

Слайд 8

Вывод : если наречие с ¬ из,-до,-с образовано от бесприставочного прилагательного, то пишем А, если от прилагательного с приставкой пишу О.

Слайд 9

Наречия с ¬в,-на,-за,-из, -до,-с — это застывшие формы винительного и родительного падежей, краткие прилагательные, которые в древнерусском языке склонялись, как до сих пор склоняется слово ОКНО

Слайд 11

Свернуть вправо, пойти налево, приехать издалека, навещать изредка, приходить запросто, сказать сгоряча, учиться заочно, раскалилось докрасна, переписать набело, подойти справа, начать сначала, наскоро поесть. Комментированный диктант

Слайд 12

Задание Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило. Образец : расстаться на долгое время=надолго 1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть поесть=досыта; 2. Выехать, пока еще светло=засветло; 3.

Навещать нечасто, редко=изредка; 4. Приходить в гости без стеснений=запросто; 5. В пылу спора, под горячую руку обидеть=сгоряча; 6. С давних пор, с незапамятных времен сеять=издавна; 7.

Встретить гостеприимно=радушно.

Слайд 13

Творческий диктант Задание : по лексическому значению определить слово-наречие. (задание выполняется устно) 1. Друзья, оставшиеся в классе один на один(наедине). 2. Лист бумаги, сложенный в четыре раза(вчетверо). 3. Равнина, разделенная оврагом пополам(надвое). 4. Дежурные, убиравшие класс два раза(дважды). 5. Брошюры, купленные попутно с книгами(заодно).

Слайд 14

Работа с фразеологизмами Задание : замените фразеологизм наречием. Спит как убитый — крепко. Знать как свои пять пальцев — хорошо. Кот наплакал — мало. Ни свет, ни заря — рано.

Слайд 15

Подведём итоги. Достигли ли мы цели урока? Научились выбирать гласные на конце наречий с ¬из,-до,-с,-в,-на,-за ? Давайте пожелаем друг другу с помощью наречий Никогда не болеть, Отлично выглядеть Чаще улыбаться ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Слайд 16

Домашнее задание § 20 (правило), Упражнение 277,279 У нас все получилось! СПАСИБО!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/12/16/urok-po-teme-pravopisanie-narechiy-bukvy-o-a-na-kontse

Правописание О – А на конце наречий

О А
Если есть приставки в-, на-, за- Примеры: влево, наглухо, затемно Если есть приставки из-, до-, с- Примеры: издалека, дотемна, справа
В наречиях, образованных от прилагательных без приставки Примеры: быстрый – быстро, долгий – долго

Класс

Поворот слев… направ…, уехать надолг…, вытереть досух…, изредк… переписываться, переработать занов…, начать снов…, накалить докрасн…, друзья издавн…, обратиться запрост…, выйти засветл…, наскор… позавтракать, возвратиться затемн…

, накормить досыт…, глядит испуганн…, посмотреть искос…, расположиться справ…, запереть наглух…, вскрикнуть сдавлен…, взглянуть влев…, доходчив… об…яснить, сначал… выслушать, идти медленн…, близк… от дома, сердит… ответить, ещ…

Читайте также:  Тесты по русскому языку

Правописание падежных окончаний имён существительных

Склонение Существительные на
Падежи 1-е м., ж. р. с окончаниями –а, -я 2- е м. р. без окончания, с. р. без окончания 3 – е ж. р. без окончания — ия ж. р. — ий м. р. -ие с. р.
Родительный И (ы) и и
Дательный е и и
Предложный е е и и и и

Класс

Рады тишин…, ходили от стрелк… к стрелк…, в утренней дымк…, среди тишин…, пыль на тропинк…, на опушк… леса, по бокам алле…, описание Волг…, в школ…, в техникум…, в институт… начинается учебный год, на праздник… в училищ…, на алле… в парк…, в тишин… степи, в деревн… на площад…, на поверхност…

воды, на пристан…, в тетрад…, выйти к опушк…, прибл…жаться к цел…, по знакомой местност…, идти по карт…, на листьях сирен…, у края рощ…, подниматься по лестниц…, спектакль в театр…, в юност… увлекаешься, вернуться к ноч…, отдыхать в лагер…, расположиться на полян…, нет настоящей тен…, запах полын…

, в пышной зелен…, радостно на сердц…, стоять на площад…, под…ехать к гости…иц…, от ал…е… вправ…, жить в Рос…и…, служить на границ…, уроки географи…, служить в арми…, идти по ал…е…, не встретить Мари…, находиться в здани…, играть на виолончел… и роял…, оборудование аудитори…, рисунок на открытк…

, заботиться о здоровь…, отдыхать в санатори…, оазис в пустын…, в минуты радост… и печал…, в живописном ущель…, в постоянном движени…, вода в графин…, купаться в мор…, идти вместе по жизн…, сообщение о прибыти… поезда, о научном открыти…, уроки астрономи…, говорить о поэзи…, собрали кол…екци…

растений, об алюмини…

Класс

Идём по улиц…, приближаемся к станци…, встретимся на остановк…, трол…ейбус на перекрёстк…, говорили о Натали…, к Клавди… Петровн…, у Евдоки… Аркадиевны, к Мари… Петровн…, о Дарь… Ильиничн…, снег лежит на тропинк… алле…, на зелёной ел… и пихт…, спит в берлог… в своей постел…, с ветк… на ветку, бродит по дорог…

возле деревн…, был в здани…, записано в Конституци…, на темен…, в пламен… огня, подошёл к знамен…, расположиться в долин…, стоять у знамен…, находиться в вестибюл…, расти на свобод…, нога в стремен…, отвечать по истори…, постареть от врем…н…, участвовать в экспедици…, проходить по алле…, звать по имен…

, предупредить об опасност…, в пламен… костра, заботиться об урожа…, стоять в размышлени…, быть во всеоружи…, быть в раздумь…, слушать лекцию в планетари…, по фамили…, прочитать в энциклопеди…, заниматься в студи…, расписаться в получени…, отдыхать в санатори…, упрекать в равнодуши…, читать в хрестомати…, не забывать о сострадани…

и милосерди…, храбрость в сражени…, ошибаться в сочинени…, запутаться в решени… задач…, отвечать на географи…, ошибка при умножени…, при склонени… существительных, родился на юге Росси…, не теряла врем…н…, о здоровь… Анны Сергеевн…, в выражени… лица, говорил об отц…, дяд…, жизнь в Петербург…, стыдился своей заносчивост…

, неудач…, рас…просить о работ…, о здоровь…, сказал при прощани…, присутствовать при репетици…, сообщить о пьес… и её репетици…, под…ехать к башн… крепост…, найти отр…жение в легенд…, в предани…, в летопис…, побывать в подземель…, остановился на распуть…, задержаться в укрыти…, виднеться в поднебесь…, жить в Заполярь…

, чу…ствовать на рас…тояни…

Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий

Алгоритм

1.Найти определяемое слово ( существительное или местоимение ), к которому относится прилагательное или причастие

Примеры : с чёрным плащом, в контрольной работе, проверенной преподавателем, по волчьим повадкам, в синих сумерках

2. Поставить вопрос от определяемого слова ( существительного или местоимения ) к прилагательному или причастию. Окончания прилагательных и причастий совпадают с падежными окончаниями вопросов Какой? Чей?

Примеры: с плащом ( каким ?) чёрным, в работе ( какой? ) контрольной, в работе ( какой? ) проверенной

Примечание. Окончания прилагательных и причастий мужского рода в именительном и винительном падеже ( если определяемое слово обозначает неодушевлённый предмет ) отличается от падежных окончаний вопросов

Примеры: чёрный (какой?) плащ, смелый солдат

Класс

С надёжн…м врач…м, со старательн…й учениц…й, о ловк…м спортсмене, прежн…ю подругу, об умел…м мастере, за метк…м стрелком, у аккуратн…й девочки, со строг…м юношей, о проворн…м школьнике, со старш…м братом, о младш…й сестре, с хорош…м товарищ…м, об опасн…

м наводнени…, бел…м пушист…м снегом, в ясный зимн…й полдень, с ф…олетов…м оттенком и глубок…ми син…ми тенями, станов…тся лиловато – пепельн…м, снег кажется розов…м, золот…м, ранн…й весной, благородн…е и сильн…е люди, в берёз…в…й роще, ярко – син…

е звёздочки, прошлогодн…е листья, с больн…м сыном, с лучш…м другом, спуск в широк…ю зелён…ю д…лину, залиты весенн…ю водою, чудн…м светом, на отлогом песчан…м берегу, пахло особенно свеж…й сыростью, с летн… ю теплотою, при ясн…м небе и ярк…м солнечн…м освещени.

..

Класс

Ранн… погож…я осень, тих…е свеж…е утро, помню кленов…е аллеи, тонк…й ар…мат опавш…й листвы, запах антоновск…х яблок и осенн…й свежести, в свеж…м воздухе, по больш…й дороге, в поредевш…м саду, к больш…му шалашу, зловещ…е космы бегущих облаков, над тяжёл…ми свинцов…

ми тучами, тёпл…м осенн…м днём, кажд…ю научн…ю статью, хребты синеват…х гор, новый охотнич…й домик, тёпл…м осенн…м днём, отрывн…й календарь, в широк…ю зелён…ю д…лину, залиты весенн…й водой, озаряла чудн…м светом, на отлог…м песчан…м берегу, пахло особенн…й свеж…

й сыростью, с летн…й теплотою, покрытые спел…й высок…й рожью, с крупн…м и часты… дождём, при ясн…м небе и ярк…м солнечн…м свете, чуж…м незнаком…м голосом, последствия недавн…го больш…го пожара, быть в хорош…м праздничн…м настроени…, работать в больш…м дружн…

м коллективе, на свеж…м воздухе.

Класс

Стремился прочитать каждую появляющ…юся статью, в сгустивш…мся тумане, увидеть сверкающ…ю снежн…ю вершину, любоваться бескрайн…м бушующ…м морем, сообщать о начавш…мся шторме, тихо плетущ…яся лошадка, разросш…йся лесом, на полн…м лоснящ…мся лице, выражение торжественн…

й неподвижност…, в освещённ…м квадрате, чуть мелькающ…м огнём, выходивш…е на галерею окна, под обаянием глубок…й и искренн…й тоски, расклее…н…е афиши, о стелющ…мся растени…, сказал о выполненн…м задани…, слышащ…еся голоса, видели спеющ…ю клубнику, тающ…м снегом, сеющ…

мся дождём, о строящ…мся заводе, по не зависящ…м от нас обстоятельствам, беспокоящ…яся о здоровье ребёнка, мечущ…йся в жару, в чернеющ…м лесу, шумящ…м потоком, устремляющ…гося потока, задымивш…юся речку, закрасневш…еся зори, у волнующ…гося озера, колеблющ…мся ветерком, встречающ…

мися льдинами.

Класс

Поросш…м болотом, на раскачивающ…юся берёзку, расстилающ…еся тучи, сгибающ…хся колосьев, о бушующ…м океане, осыпающ…йся листвы, о хранящ…хся письмах, сражающ…мися отрядами, рокочущ…го мотора, строящ…юся бригаду, затвердевш…ю почву, на развороченн…ю дорогу, в посвежевш…м воздухе, над бушующ…

м океаном, к выстроенн…му зданию, царствующ…му согласию, разгоравш…гося костра, о разносивш…йся песне, разливш…йся рекой, на растрескавш…мся стекле, раскрутивш…йся пружиной, колеблющ…мся листом, запоминающ…мся удовольствием, рассыпавш…еся украшения, затянувш…мся собранием, продолжавш…еся развлечения.

Источник: https://cyberpedia.su/10xfc07.html

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с- — скачать презентацию

Вы можете ознакомиться и скачать Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-. Презентация содержит 10 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Описание слайда:

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Слайд 2
Описание слайда:

Правило Правило Рассуждение Конструирование Комментирование Распределительный диктант Контрольное списывание

Слайд 3
Описание слайда:

Правило В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных.

Пример: досуха (от сухой без приставки) В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква о, если они образованы от прилагательных, в которых уже были приставки. Пример: досрочно (от досрочный с приставкой).

В наречиях с приставками в-, на-, за- всегда пишется буква о. Пример: насухо (с приставкой на).

Слайд 4
Описание слайда:

Рассуждение Доверительн ? — в этом наречии есть приставка до-, но она уже была в прилагательном доверительный, значит, наречие образовано с помощью суффикса -о; пишу на конце букву -о; Доверительно. Досух? — в этом наречии есть приставка до-, но ее нет в прилагательном сухой, значит, наречие образовано с помощью приставки до- и суффикса -а; пишу на конце букву а: Досуха.

Слайд 5
Описание слайда:

Задание: Задание: К наречиям добавьте нужные приставки, допишите суффиксы -а -о. Составьте с наречиями предложения. …давн…, …глух…, …полн…, …легк…, …далек…, …высок…, …редк… .

Слайд 6
Описание слайда:

Издавна, Издавна, сполна, слегка, издалека, свысока, изредка.

Слайд 7
Описание слайда:

Распределите наречия в 2 колонки, дописав Распределите наречия в 2 колонки, дописав суффиксы -о или -а. С четырьмя наречиями составьте предложения. Снов…, занов…, запрост…, спрост…, исподтишк…, изредк…

, справ…, издавн…, досыт…, направ…, слев…, сызнов…, влев…, досух…, вправ…, налев…, дочист…, накрепк…, начерн…, надолг…, нанов…, засветл…, замертв…, зажив…, заведом…, наглух… .

Слайд 8
Описание слайда:

Распределительный диктант Слев…, досрочн.., созвучн.., досин.., изобильн.., доходчив.., издавн.., досух.., справ…, стеснительн.., дословн.., достаточн.., извилист.., исправн.., досыт.., доверительн.., сначал.. .

Слайд 9
Описание слайда:

Проверка Слева, издавна, досуха, справа, досыта, сначала,

Слайд 10
Описание слайда:

Мы вышли из дому затемн… . Мы вышли из дому затемн… . Все двери и окна были забиты наглух… . Справ… от дороги лес, слев… дача. Спешит река издалек… . Я снов… дома, снов… со своими родными. Дорога повернула влев…, потом вправ… . (Не)зримый жаворонок сначал…

поприветствует наступающее утро. Справ… ягоды горят, слев… — две осинки. Здесь готов бродить я дотемн… . Лишь изредк… олень пугливый пробежит. Мы побеспокоились задолг… до начала похода. Витенька вытер насух… лыжи. Сначал… всё нравилось. Откуда-то изредк…

потягивало влагой.

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/bukvy_o_i_a_na_konce_narechij_s_pristavkami_iz__do__s

Буквы о, а на конце наречий

Тема:

«Буквы о, а на конце наречий»

Подготовила и провела : учитель русского языка и литературы ГБОУ КК ШИСП Ахметова Н.И.

КЛАСС:7

МЕСТО УРОКА В КТП: урок изучение новой темы.

Цели урока:

развивающая:

-развивать мышление от частного к общему, элементы творческого поиска

— учить работать самостоятельно;

образовательная:

— совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;

воспитательная:

— развивать чувство коллективизма, ответственности;

Читайте также:  Как облегчить подготовку к экзамену?

— воспитывать умение конролировать свои эмоции.

Задачи урока:

1. Создание условий для осознанного запоминания правописания о и а в конце наречий

2. Научить составлять алгоритм по теме урока.

3. Научить правильному употреблению наречий в тексте.

4. Помочь каждому поверить в себя

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

Познавательные

Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию.

Регулятивные

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные

Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные:

Умение составлять алгоритм по теме , осознанно применять его при написании текста.

Ресурсы: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ЭОР,

Литература:

-учебно-методический комплект для 7 класса под редакцией

М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской и др.

-видеоуроки и тесты для 7 класса

Методы и приемы: проблемное обучение, взаимооценка, самооценка , лингвистический разбор, работа с таблицей, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, в группах, всем классом, у доски по карточкам.

Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.

Межпредметные связи: литература

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.

Тип урока: изучение нового материала

Длительность урока: 45 минут.

Ход урока

1.Лингвистическая разминка

— Все любят играть в буриме, и мы с вами тоже сыграем в рифмы:свЁкла – ФЁкла ель – щавЕ'ль вЕра – афЕ'ра удивИт – алфавИ'тистерИя – ассиметрИ'ясидИшь — звонИ'шь достАл – квартА'л 

столЯр – малЯ'р 

II. Изучение темы «Буквы о и а на конце наречий»

«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно.»

Б.Житко

1. Объяснение эпиграфа.

2.Просмотр видеоурока №30

3. Составление алгоритма

Применяя данное правило , рассуждаем так:

Алгоритм

Наречие образовано

от беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

Если образовано с приставками В конце пишем О

в на за из до с

Пишем

О А

III. Закрепление изученной темы.

1.-Работа в парах( рассуждение по алгоритму) :

Издалека, докрасна, снова,сначала,исправно,изнеженно,доверчиво,связано.

2.Записывать слова и графически обозначить правило: упражнение 269

3.Работа по вариантам : упражнение 271

4.Самостоятельное чтение упражнения 272, пересказ, беседа по тексту.

5.Экспресс-тест по изученной теме

1.Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) засветл…

2) издавн…

3) вдохновенн…

4) досыт…

2.Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ если наречие образовано от прилагательного с приставкой, то на его конце пишем А.

__ в наречиях с приставками на-, в-, -за на конце пишется О

__ в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется А

__ если наречие образовано от прилагательного, не имеющего приставки, то на его конце пишем О.

3. В каких случаях мы напишем на конце наречий О?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Упражнение было переписано занов… .

2) Герой сызнов… вернулся в родные края.

3) Дверь была закрыла наглух… .

4) Изредк… в реке ловилась крупная рыба.

4. Найдите наречие, на конце которого пишется А.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) занов…

2) набел…

3) насух…

4) дочерн..

5. Где-то в примерах, взятых из пословиц и поговорок, спрятано неправильно написанное наречие. В каком из примеров оно притаилось?

Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Пойдёшь направо, а придёшь налево.

2) Засветло найди пристанище на ночь.

3) Досыто не наедаемся, а с голода не умираем.

4) Правая рука — это та, на которой большой палец слева.

6.Вопрос:

В поговорке «Грозит мышь кошке, да издалече» наречие употреблено в архаичной форме. О или А писалось бы на конце современного варианта наречия? Запишите наречие в его современном варианте.

Изображение:

Запишите ответ:

7. Отметьте предложения с ошибками

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) И слева, и справа были стены.

2) Искосо бросая взгляды на друзей, жадный Вова ел мороженое.

3) Таня насуха вытерла мячик.

4) Котенок доверчиво прижался к ласковым рукам.

8. Наречия, которые были образованы от прилагательных с приставками.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) заново

2) изысканно

3) изменчиво

4) изнеженно

9. Ученику на диктанте досталась трудная фраза. Сколько наречий в ней пишутся с А на конце? Ответ укажите числом.

Издавн… повелось, что и направ…, и налев… от этого коридора были наглух… закрытые двери, на которые жильцы изредк… поглядывали искос… .

Изображение:

Запишите число:

10.Отметьте предложения без ошибок

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Он каждый раз начинал решать эту задачу заново.

2) Радостный Витя слегка приобнял друга за плечи.

3) За лето ученики нашего класса загорели дочерно.

4) В армии солдат бреют наголо.

Ответы:

1) (2 б.) Верные ответы: 2; 4;

2) (2 б.) Верные ответы: Нет;

Да;

Да;

Нет;

3) (2 б.) Верные ответы: 1; 3;

4) (1 б.) Верные ответы: 4;

5) (3 б.) Верные ответы: 3;

6) (2 б.) Верный ответ: «издалека».

7) (2 б.) Верные ответы: 2; 3;

8) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

9) (3 б.): Верный ответ: 3.;

10) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ученики самостоятельно изучают теоретический материал учебника (§ 43, с. 111).

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 241: комментированное письмо, конструирование предложений.

Вопросы:

— От каких слов образованы данные наречия? (От прилагательных и причастий.)

— Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий? (Суффиксами.)

2. Упражнение 242: работа с таблицей (выполняется на доске

и в тетрадях).

V. Занимательная лингвистика «Знаете ли вы?»

Слово «табу» — одно из немногих, пришедших к нам из полинезийского языка. Оно означает «строгий запрет». По верованиям полинезийцев, запрещается произносить вслух имена духов, что- бы они не принесли вреда.

Русский язык освоил это несклоняемое слово, произведя от него глагол «табуировать», причастие «табуированный», существительное «табуирование». Значение этих слов ограниченно.

Они не являются абсолютными синонимами слов «запретить», «запретный», «запрет», а употребляются, когда речь идет !' о запрете не принятых в обществе слов или действий. Например, вместо слова «черт» часто говорится «лукавый».

Интересно, что всем известное слово «медведь» тоже связано с табуированием. Это животное, пожалуй, единственное, не имеющее собственного имени в русском языке. В других языках оно не только названо: «bear» по-английски, «ber» по-немецки, УТОЧНИТЬ! Но и закреплено в названиях городов: Берлин, Берн.

По-русски же это «тот, кто ведает мёд», название окольное, не прямое. Вспомним, что и в русских народных сказках к медведю отношение особое. Его называют уважительно «хозяином», а часто — по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапыч», «Топтыгин». Недаром этот зверь изображен на гербах многих старинных городов, и наших, и зарубежных.

Домашнее задание

1. §40.

Методические приемы: лингвистическая игра, повторение изученного материала, устное рисование, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»

Почёт, печёт, плечо, чётный. {Плечо — о после шипящей.) Огорчённый, прокопчённый, сгущённый, украшенный. (Украшенный -ев суффиксе.)

Заброшенный, купленный, копчёный, решённый. (Копчёный -одна н.)

Словарная работа на доске:

Бе—молвие

(Не)рукотворный хр—м

Ц—рит г—рмония

Оч—рованная душа

Поэтическая нап—вность

Л—сная ска—ка

Хр—м пр—роды

(По)истине тр—гическое звуч—ние

Слыш—т?ся в ответ

Ра—рушенный

Исп Цели: закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников. .

Методические приемы: анализ сочинений, повторение изученного материала, тест, самостоятельная работа.

Ход уроков

I. Чтение и анализ нескольких сочинений — описаний

внешности

II. Беседа по вопросам учебника

Опираемся на контрольные вопросы и задания с. 70. Ответы должны быть полными, развернутыми.

III. Вопросы и задания, составленные учениками

За удачные вопросы и задания ученики получают оценку.

IV. Словарный диктант

Акварель, аквариум, акваланг, берёста, благородный, великодушный, возвышенный, выровненный, гирлянда, движимый, желанный, жёваный, изощренный, искриться, калитка, кованый, колонна, медленный, невиданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, отразить, пакет, переведённый, поразительный, прекратить, претензия, приведённый, присутствовать, рыцарский, святой, священный, силуэт, чуткий.

V. Работа по развитию речи

1. Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях:

Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.

Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.

В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие сусальной позолотой.

Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным. Кем-то обиденный мальчик горько плакал.уга(н,нн) пр—тихший лес

По началу нашего урой вы уже поняли, что главная его тема -спортивная. Спортивная журналистика — нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.

Ваша задача — попробовать себя в роли спортивного журналиста, создать материал на спортивную тему.

Но сначала посмотрим, как это делают профессионалы.

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить грамматические характеристики причастий и деепричастий, обозначить их суффиксы, подчеркнуть причастия и деепричастия как члены предложения.

Примечание: можно устроить соревнование: кто быстрее вы полнит задание. За правильные ответы засчитываются «забитые I голы», за ошибки — штрафные очки.

Предложения записаны на доске:

1) Все поезда идущ …ев футбольную cm.. .лицу заполн… е(н, нн)ы болелыц…ками.

2) Ко(м, мм)ентаторы уд …ляли повыше(н, нн)ое вн… мание футболисту забивш…му победный гол в ворота соперн…ка.

3) (В)место пользу…щ…гося в команде (не, ни)пр…река…мым автор…тетом вет…рана в стартовом составе может выйти v под… ющий надежды защитник из юнош… ской сборной страны.

4) Дровиш…к в разг…ревш…йся к…стер надежд подбросила молодая пор…ель украинских игроков добравшись до ф…нала чемп…оната Европы.

5) Нап…дающий открывшись на гран… офсайда перебросил I мяч… через голкипера но выручил защитник насти(г, к)шиймяч… поч…ти на линии ворот.

6) Об…грае три команды бр…зилъц… вышли в (четвертьфинал.

Ответы:

1) Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.

2) Комментаторы уделяли повышенное внимание футболисту, : забившему победный гол в ворота соперника.

3) Вместо пользующегося в команде непререкаемым авторитетом ветерана в стартовом составе может выйти подающий | надежды защитник из юношеской сборной страны.

Читайте также:  Как выучить английский для детей с нуля онлайн

4) Дровишек в разгоревшийся костер надежд подбросила молодая поросль украинских игроков, добравшись до финала чемпионата I Европы.

5) Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти I на линии ворот.

6) Обыграв три команды, бразильцы вышли в четвертьфинал.

(Предложения взяты из газеты «Спорт-экспресс».)

Примечание: обратим внимание на причастие в пятом пред-

I ложении: нападающий — оно выступает в роли подлежащего. Это | случай перехода одной части речи в другую (в данном случае — при-[ частия в существительное).

IV. Выполнение упражнений

. Задание: подобрать наречия которые относятся а) к последовательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).

3. Устное описание действий, обсуждение описаний.

Алгоритм

Наречие образовано

От беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

Если образовано с приставками В конце пишем О

В на за из до с

Пишем

О а

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/bukvy-o-a-na-kontsie-nariechii

О и а на конце наречий

В конце наречий с приставками из- , до-, с- пишется А: издавна, дочиста, сначала.

В конце наречий с приставками в-, на-, за- пишется О : влево, начисто, заново.

Для запоминания этой закономерности можно применить один очень ловкий фокус. Иногда его называют правилом « окна ». Давайте на минутку превратим приставки в предлоги. А теперь употребим эти предлоги с существительным « окно ». И посмотрим, что станет с конечными буквами слов.

« П р а в и л о о к н а »

Предлог Слово Наречие
из до с ОКНА изредкА дочистА справА
в на за   ОКНО вправО насухО затемнО

Подчеркните наречия.

Мы искренне поздравили товарища. На небе неподвижно стоят перистые облака. Солнце нещадно палит. Он неуклюже повернулся. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.

Главные и второстепенные члены предложения

Главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое.

Подлежащее — это главный член предложения, который называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Черемуха цветет в мае.

Рабочие строят дом.

Лодка плывет по озеру.

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков? Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Черемуха (что делает?) цветёт в мае.

Лодка (что делает?) плывет по озеру.

Катя (какова?) аккуратна.

В русском языке есть предложения, в которых есть только один главный член — подлежащее ( Ночь. Поздняя осень.) или одно сказуемое (Морозит. Запиши в тетрадь.)

В предложении есть главные члены – подлежащее и сказуемое. Остальные члены предложения называются второстепенными.

Предложение с второстепенными членами предложения называется распространенным. Предложение без второстепенных членов называется нераспространенным.

Обстоятельства отвечают на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Обстоятельство подчеркивается так:

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? чья? чье? чьи?

Определение подчеркивается так:

Дополнением называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? кем? чем? о ком? о чем?

Дополнение подчеркивается так: — — — — — — — — — — — —

Лексика

Синонимы— это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос:

Дети – ребята – детвора – малыши, испуг – страх – ужас, друг – приятель.

Антонимы— это слова, противоположные по смыслу и отвечающие на один и тот же вопрос:

Друг – враг, белый – чёрный, рано – поздно, верхний – нижний, прийти – уйти.

Определи, какие из данных слов являются синонимами, а какие антонимами. Антонимы подчеркни красным карандашом, синонимы – зелёным карандашом.

Источник: https://mykonspekts.ru/2-135225.html

Видеоурок «Буквы О, А на конце наречий»

Содержание:

§ 1  Как образуются наречия

На этом уроке изучим правила правописания букв О-А на конце наречий.

Обратим внимание на примеры:

Справа и слева наш деревенский сад окружали липы. Издалека была видна широкая липовая аллея. Задолго до восхода солнца в вершинах деревьев начинали петь птицы.

В тексте используются следующие наречия: справа, слева, издалека, задолго, на конце которых пишутся гласные О или А.

Проанализируем данные наречия с точки зрения их образования: наречия справа, слева, издалека образованы от прилагательных правый, левый, далёкийпри помощи приставок (с, из) и суффикса–а.

А наречие задолгообразовано от прилагательного долгийпри помощи приставки (за) и суффикса–о.

§ 2  Буквы о-а на конце наречий

Правописание гласных О, А на конце наречий зависит от приставок, при помощи которых они образованы.

Рассмотрев примеры, сформулируем правило:

Гласная А на конце наречий употребляется, если наречие образовано от бесприставочного прилагательного при помощи приставок из-(ис-), до-, с-(со-), то есть приставочно-суффиксальным способом:

Обращаем внимание на то, что в наречиях с этими приставками употребляется гласная О, если наречие образовано от прилагательного, в котором данная приставка уже была, то есть суффиксальным способом:

Гласная О на конце наречий употребляется, если наречие образовано при помощи приставок в-(во-), на-, за-:

Следует отметить, что на конце наречий употребляется гласная У, если наречие имеет приставку по-:

§ 3  Как возникли наречия на о-а

Этимологически данные наречия восходят к древнерусским кратким прилагательным, формы которых сохранились во фразеологических сочетаниях:

по белу свету, от мала до велика, средь бела дня

и в литературных текстах:

«Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит» (А.С. Пушкин).

Как видим из примеров, в древнерусском языке прилагательные в краткой форме склонялись по типу существительных 2 склонения. От данных сочетаний падежных форм кратких прилагательных мужского и среднего рода с различными предлогами и образовывались современные наречия.

Например, предлоги из, до, с употребляются с родительным падежом, в котором существительные второго склонения имеют окончание –А: из окна – по аналогии образованы наречия: издавна, добела.

В свою очередь, предлоги в, на, за употребляются с винительным падежом, окончание которого совпадает с именительным падежом: в окно, на окно, за окно – по аналогии возникли наречия: влево, налево, засветло.

Наречия с приставкой по- образовались по аналогии с формами дательного падежа: по озеру – попусту.

Сходство падежных форм кратких прилагательных и существительных может помочь в проверке написания гласной на конце наречий: для этого в анализируемом наречии после приставки необходимо подставить существительное среднего рода, его ударное окончание будет соответствовать суффиксу наречия: изредка – из села.

Обратите внимание, существует группа наречий с приставкой с-(со-), на конце которых вместо гласнойАупотребляется У:

Для таких наречий характерна разговорная и просторечная сфера употребления.

§ 4  Краткие итоги урока

Таким образом, мы рассмотрели правила употребления гласных на конце наречий и пришли к выводу, что для правильного написания гласной на конце наречия необходимо: 1) определить, каким способом образовано наречие (приставочно-суффиксальным или суффиксальным), 2) при приставочно-суффиксальном способе в наречиях с приставками из-(ис-), до-, с-(со-) пишем гласную А, с приставками в-(во-), на-, за- пишем гласную О, 3) при суффиксальном способе на конце наречия пишем гласную О.

Источник: https://znaika.ru/catalog/7-klass/russian/Bukvy-O,-A-na-kontse-narechiy

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Видеоурок. Русский язык 7 Класс

На конце наречий после шипящих (ш, ч, ж, щ) под ударением пишется О, без ударенияЕ.

Примеры: хорош, зловéще, свеж, волнýюще.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: ещё.

Буквы О/А на конце наречий

Данная орфограмма связана со способом словообразования наречий.

В наречиях с приставками в-, на-, за-, образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом, на конце пишется буква О.

Например: левый – влево, правый – направо, светлый – засветло.

 В наречиях с приставками из- (ис-), до-, с- (со-), образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом, на конце пишется буква А.

Например: далёкий – издалека, красный – докрасна, новый – снова.

ВНИМАНИЕ: если наречия с приставками из- (ис), до-, с- (со-) образованы от прилагательных суффиксальным способом (т. е. в прилагательных уже есть приставка), то

на конце пишется О.

Например: досрочный – досрочно, дословный – дословно, изначальный – изначально.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» (Источник).
  2. Наречие как часть речи (Источник).
  3. Наречие как часть речи (Источник).
  4. Части речи в русском языке (Источник).
  5. Культура письменной речи. Наречие (Источник).

Домашнее задание

Упражнения № 241, 245, 247. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. К данным словам подберите и запишите однокоренные наречия с суффиксом —о(-е). Обозначьте суффиксы наречий.

Свежий, похожий, бесстыжий, неуклюжий, певучий, могучий, тягучий, скрипучий, горячий, кричащий, зовущий, трепещущий, подобающий, увещевающий, вызывающий, исчерпывающий, захватывающий, располагающий, предостерегающий, немигающий, осуждающий, выжидающий, освежающий, угрожающий, понимающий, потрясающий, угнетающий, устрашающий, оглушающий, всеобъемлющий, торжествующий, волнующий, протестующий, расслабляющий, ошеломляющий, умоляющий, впечатляющий, ободряющий, примиряющий, покоряющий, манящий, общий.

Задание№ 2. Спишите, обозначая условия выбора букв —о(-е) после шипящих на конце наречий.

Изнуряющ.., кипуч.., хорош.., пугающ.., вопрошающ.., пронизывающ.., изнемогающ.., подбадривающ.., испытующ.., ослепляющ.., дремуч.., раздражающ.., подкупающ.., негодующ.., усыпляющ…

Задание № 3. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. Обозначьте способ словообразования.

Шагнуть влев…, справ… обгоняет грузовик, уйти засветл…, задолг… до приказа, добраться затемн…, вытереть досух…, изредк… интересоваться, начать занов…, засидеться допоздн…, вылизать дочист…, наскор… перекусить, надолг… запомнить.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bglava-4-narechieb/bukvy-o-i-e-posle-shipyaschih-na-kontse-narechiy-2

Ссылка на основную публикацию