Сочинения огэ по тексту в.астафьева (белогрудка)

Решу огэ

(1)Между двумя де­ре­вень­ка­ми рас­ки­нул­ся мо­гу­чий ко­со­гор.

(2)Од­на­ж­ды по­се­ли­лась в ча­що­бе ко­со­го­ра, по­жа­луй, одна из самых скрыт­ных зве­ру­шек — бе­ло­гру­дая ку­ни­ца. (3)Вско­ре у неё по­яви­лись детки. (4)Мать грела их своим телом, об­ли­зы­ва­ла каж­до­го до блес­ка и, когда ма­лы­ши чуть под­рос­ли, стала до­бы­вать для них еду. (5)Она была за­бот­ли­вой ма­те­рью и вдо­сталь снаб­жа­ла едой кунят.

(6)Но как-то Бе­ло­груд­ку вы­сле­ди­ли мест­ные маль­чиш­ки, спу­сти­лись за нею по ко­со­го­ру, при­та­и­лись. (7)Бе­ло­груд­ка долго пет­ля­ла по лесу, пе­ре­ма­хи­вая с де­ре­ва на де­ре­во, потом ре­ши­ла, что люди ушли, и вер­ну­лась к гнез­ду.

(8)Но за ней сле­ди­ло не­сколь­ко че­ло­ве­че­ских глаз. (9)Бе­ло­груд­ка не по­чув­ство­ва­ла при­сут­ствия людей, по­то­му что кор­ми­ла ма­лы­шей и ни на что не об­ра­ща­ла вни­ма­ния.

(10)Корм до­бы­вать ста­но­ви­лось всё труд­ней. (11)Вб­ли­зи гнез­да его уже не было, и ку­ни­ца пошла к боль­шо­му бо­ло­ту за озе­ром. (12)Там она пой­ма­ла сойку и, ра­дост­ная, по­мча­лась к сво­е­му гнез­ду.

(13)Гнез­до было пу­стое. (14)Бе­ло­груд­ка вы­ро­ни­ла из зубов птицу, что до­бы­ла с таким тру­дом, мет­ну­лась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнез­ду, хитро упря­тан­но­му в гу­стом ело­вом лап­ни­ке. (15)Детёнышей не было. (16)Если бы она умела кри­чать — за­кри­ча­ла бы.

(17)К ве­че­ру Бе­ло­груд­ка вы­сле­ди­ла, что её детёнышей унес­ли в де­рев­ню, и нашла дом, где их дер­жа­ли. (18)До рас­све­та она ме­та­лась возле дома, ча­са­ми си­де­ла на черёмухе, под окном, слу­ша­ла, не за­пи­щат ли ма­лы­ши.

(19)На сле­ду­ю­щий день Бе­ло­груд­ка про­кра­лась на се­но­вал и оста­лась там до рас­све­та, а днём уви­де­ла своих ма­лы­шей.

(20)Маль­чиш­ка вынес их в ста­рой шапке на крыль­цо и стал иг­рать с ними, пе­ре­во­ра­чи­вая квер­ху брюш­ка­ми, щёлкая их по носу. (21)При­шли ещё маль­чиш­ки, стали кор­мить ма­лы­шей сырым мясом.

(22)На крыль­цо вышел хо­зя­ин и, по­ка­зы­вая на кунят, ска­зал:

— (23)Зачем му­ча­е­те зве­ру­шек? (24)От­не­си­те в гнез­до. (25)Про­па­дут.

(26)Потом был тот страш­ный день, когда Бе­ло­груд­ка снова за­та­и­лась на сарае и снова ждала маль­чи­шек. (27)Они по­яви­лись на крыль­це и о чём-то спо­ри­ли. (28)Один из них вынес ста­рую шапку, за­гля­нул в неё:

— (29)Э, подох один…

(30)В ту же ночь на селе было при­ду­ше­но осо­бен­но много цып­лят и кур, а в край­них домах, рас­по­ло­жен­ных ближе к лесу, птица вовсе вы­ве­лась.

(31)Долго не могли узнать на селе, кто это раз­бой­ни­ча­ет но­ча­ми. (32)Но Бе­ло­груд­ка стала по­яв­лять­ся у домов даже днём — её вы­сле­ди­ли и ра­ни­ли из ружья.

(33)Ку­ни­ца вре­мен­но ис­чез­ла, но когда она по­пра­ви­лась и окреп­ла, то снова при­ш­ла к тому дому, куда её будто на по­во­де тя­ну­ло.

(34)Она ещё, ко­неч­но, не знала, что взрос­лые ве­ле­ли детям от­не­сти кунят об­рат­но в гнез­до, но без­за­бот­ные маль­чиш­ки по­ле­ни­лись лезть в лес­ную ча­що­бу, бро­си­ли ма­лы­шей возле леса и ушли.

(35)Бе­ло­груд­ка со­всем рас­сви­ре­пе­ла и стала по­яв­лять­ся у домов даже днём и рас­прав­лять­ся со всем, что было ей под силу. (36)Её всё же из­ло­ви­ли и по­са­ди­ли в ящик, где она грыз­ла доски, кро­ши­ла щепу. (37)Но мест­ный охот­ник ска­зал:

— (38)Ку­ни­ца не ви­но­ва­та. (39)Её оби­де­ли, — и вы­пу­стил зверь­ка на волю.

(40)До сих пор пом­нят в де­рев­не Бе­ло­груд­ку. (41)До сих пор здесь стро­го велят ре­бя­там, чтобы не смели тро­гать детёнышей зве­ру­шек и птиц.

(42)Спо­кой­но живут вб­ли­зи от жилья, на кру­том ле­си­стом ко­со­го­ре белки, лисы, раз­ные птицы и зве­руш­ки.

(43)И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких ко­со­го­ров было по­боль­ше возле наших сёл и го­ро­дов!»

(По В. П. Аста­фье­ву) *

* Аста­фьев Вик­тор Пет­ро­вич (1924—2001) — рус­ский пи­са­тель. Во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны ушел на фронт доб­ро­воль­цем, во­е­вал про­стым сол­да­том, по­лу­чил тяжёлое ра­не­ние. В твор­че­стве Аста­фье­ва в рав­ной мере во­пло­ти­лись две важ­ные темы оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры — во­ен­ная и де­ре­вен­ская.

Источник: https://rus-oge.sdamgia.ru/test?id=867827

Анализ рассказа Белогрудка Астафьева

Произведение является автобиографичным рассказом, основанным на детских воспоминаниях писателя, основной темой которого представляются взаимоотношения человека с природой. 

Центральным персонажем рассказа является зверек из семейства куньих, имеющий отличительную особенность в виде белого пятна на грудке, прозванный автором Белогрудкой.

Куница обитает в густом елово-пихтовом лесу, расположенном невдалеке от небольшой деревеньки, стараясь не пересекаться с миром людей, поскольку чувствует исходящую от него опасность.

Однажды у Белогрудки рождаются кунята и животное, преисполненное материнским инстинктом, проявляет себя в качестве заботливой, внимательной, любящей матери.

Но бессердечные сельские мальчишки выслеживают нору куницы и забирают в ее отсутствие детенышей Белогрудки.

Куница обнаруживает своих детей на сеновале в одном из деревенских домов, где мальчишки мучают зверьков, но вернуть кунят у Белогрудки не выходит, поскольку двор охраняется злым псом.

На глазах у куницы мальчик скармливает одного из детенышей собаке, и обезумевшая мать начинает мстить людям, уничтожая в деревне домашнюю птицу.

Жителям села не удается обезвредить озлобленное животное, не знающее о наказании мальчика отцом и возвращении детенышей в лес, где они в отсутствии матери оказываются задушенными лисицей.

Белогрудка, не переставая, душит деревенских птиц, а также убивает пса, сожравшего ее детеныша, заманив его на забор, где собака оказывается задушенной собственной цепью. Куница попадает в руки человека по чистой случайности и людям приходится ее пристрелить, поскольку они осознают безумство осиротевшего животного.

Применяя многочисленные средства художественной выразительности в виде метафор, эпитетов, а также знаков препинания в форме многоточий и тире, писатель передает пронзительное материнское горе потерявшей детей куницы, искренне сочувствуя животному и сопереживая.

Рассказ демонстрирует авторское отношение к человеческой жестокости, черствости и равнодушию к окружающей людей природе, призывая к милосердию, бережному и трепетному отношению к всем живому на земле, а также к братьям нашим меньшим, к каждой травинке, дереву либо цветку, являющихся неповторимыми созданиями. Произведение отличается своей актуальностью, раскрывая нравственность взаимоотношений природы и человека.

Также читают:

← Анализ произведения Затеси ← Анализ романа Прокляты и убиты↑ АстафьевАнализ произведения Пастух и пастушка →

  • Образ Грузинки в поэме Мцыри и ее характеристикаПоэма «Мцыри», написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в одна тысяча восемьсот тридцать девятом году, стала одним из лучших произведений русской классической литературы
  • Сочинение на тему Что я знаю о войне рассуждениеПервые понятие о войне мы узнаем, в детстве особенно с картинок многих книг и учебников. Для нас она в то время представляла собой картины сражений, где прямые и стройные шеренги смешивались в однообразную и страшную кучу
  • Сочинение про Березу (описание березы)Берёза — символ России, напоминающий нам стройную, молодую красавицу. Нежная, словно распустившая длинные волосы девица.
  • История создания романа История одного города Салтыкова-ЩедринаОсновной сюжет и главная линия повествования не приходит автору сразу, он на протяжении нескольких лет обдумывает сюжет, раздумывает о том, как будет протекать повествование.
  • Сочинение по картине Маковского Боярский свадебный пир XVII векаЭто настоящая сказочная иллюстрация! И тут столько героев… Просто чувствуется, что пир-то на весь мир. Тут палаты, точно, царские! Терем какой-то с красивыми арками, потолками и окнами

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/astafev/analiz-rasskaza-belogrudka

ОГЭ. Сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2015 года

В данной статье размещены ссылки на материалы по написанию сочинений в формате ОГЭ 2015 по сборнику И.П.Цыбулько. Материалы взяты с сайта «По уши в ОГЭ и ЕГЭ».Вариант 1 (текст по Ю.

Олеше про Пушкина)

  • 15.1 (высказывание о междометии)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое дружба)

 Вариант 2 (текст по В. Железникову про Ленку  и Димку)

Сочинения 15.1, 15.

2, 15.3 в Социальной сети работников образования



Вариант 3 (текст по Р. Госман про подруг Олю и Лену)


Вариант 4 (текст по А. Иванову про Овечкина)

  • 15.1 (высказывание Л.Успенского о языке)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое дружба)

Вариант 5 (текст по Т. Устиновой про Тимофея и Машу)

  • 15.1 (высказывание М.Е.Салтыкова-Щедрина о синтаксисе, грамматике и знаках препинания)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое добро)

Вариант 6 (текст по А. Сент-Экзюпери про Маленького принца и Лиса)

  • 15.1 (высказывание из Литературной энциклопедии про диалог)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое добро)

Вариант 7 (текст по Ю.Я. Яковлеву про Косту и собаку)

  • 15.1 (высказывание К.Г.Паустовского о языке)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое добро)

Вариант 8 (текст по Ю.Я. Яковлеву о Косте и багульнике)

Вариант 9 (текст по В. Астафьеву про Белогрудку)

  • 15.1 (высказывание Л.В.Успенского о грамматике)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое человечность)


Вариант 10 (текст по А. Лиханову про Толика и Тёмку)

  • 15.1 (высказывание И.А.Гончарова о языке)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое человечность)


Вариант 11 (текст по Э. Сетон-Томпсону про Яна и оленя)

  • 15.1 (высказывание А.А. Зеленецкого об эпитетах)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое человечность)


Вариант 12 (текст по Ю. Яковлеву про директора и Таборку)

  • 15.1 (высказывание Г.Г. Граника о восклицательном знаке)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое человечность)


Вариант 13 (текст по К.

Осипову про Александра Суворова)

Вариант 14 (текст по книге М.Н.Ботвинника и др. о Демосфене)

  • 15.1 (высказывание А.А.Реформатского о местоименных словах)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое самовоспитание)

Вариант 15 (текст по Л. Пантелееву про честное слово)

  • 15.1 (высказывание А.А.Реформатского о синтаксисе)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое самовоспитание)

Вариант 16 (текст по Б. Полевому про Мересьева)

  • 15.1 (высказывание С.И.Львовой о пунктуационных знаках)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое самовоспитание)


Вариант 17 (текст по А. Лиханову про дом ребёнка)

  • 15.1 (высказывание Л.Ю.Максимова об абзаце)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое сострадание)


Вариант 18 (текст по А. Лиханову про тётю Груню)

  • 15.1 (высказывание А.И.Горшкова о выразительности)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое сострадание)

Вариант 19 (текст по В. Осеевой про Лёвку и Серёжу)

  • 15.1 (высказывание М. А. Кронгауза о речи)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое сострадание)

Вариант 20 (текст по А.Лиханову о школе-интернате)

Вариант 21 (текст по В.Осеевой о Павлике и старичке)

  • 15.1 (высказывание Г. фон Габеленца о языке)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Какого человека можно считать сильным)

Вариант 25 (текст по А.Баркову о тетеревином токе)

Вариант 26 (текст по В. Катаеву об И.Бунине)

Вариант 28 (текст по Ю. Сергеева о Гриничке)

  • 15.1 (высказывание М.В.Панова о языке)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Что такое красота)

Вариант 33 (текст по Н. Гарину-Михайловскому о Тёме и Жучке)

Вариант 34 (текст по В. Железникову о Валерке)

  • 15.1 (высказывание А. М. Пешковского о частях речи)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Природа — это …)


Вариант 35 (текст по Ю. Домбровскому о крабе)

  • 15.1 (высказывание В. Г. Короленко о русском языке)
  • 15.2 (по тексту)
  • 15.3 (Природа — это …)

Вариант 36 (текст по М. Лоскутову о собаке Борожай)
 

Источник: http://vinegretis.blogspot.com/2015/02/2015.html

Сочинения-рассуждения по русскому языку (ОГЭ): Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор… (сочинение 15.2 «И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»»)

(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.

(2)0днажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. (З)Вскоре у неё появились детки.

(4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду.

(5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.

(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.

(7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.

(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз.

(9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.

(10)Корм добывать становилось всё трудней.

(11)Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла к большому болоту за озером.

(12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.

(13)Гнездо было пустое.

(14)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

(15)Детёнышей не было.

(16)Если бы она умела кричать — закричала бы.

(17)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали.

(18)До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.

Читайте также:  Изучение английского при помощи курсов

(19)На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.

(20)Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу.

(21)Пришли ещё мальчишки, стали кормить малышей сырым мясом.

(22)На крыльцо вышел хозяин и, показывая на кунят, сказал:

—(23)3ачем мучаете зверушек?

(24)Отнесите в гнездо.

(25)Пропадут.

(26)Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае

и снова ждала мальчишек.

(27)Они появились на крыльце и о чём-то спорили.

(28)Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

—(29)Э, подох один…

(30)В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур, а в крайних домах, расположенных ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

(31)Долго не могли узнать на селе, кто это разбойничает ночами.

(32)Но Белогрудка стала появляться у домов даже днём — её выследили и ранили из ружья.

(ЗЗ)Куница временно исчезла, но когда она поправилась и окрепла, то она снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянуло.

(34)Она ещё, конечно, не знала, что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо, но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу, бросили малышей возле леса и ушли.

(З5)Белогрудка совсем рассвирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу.

(36)Её всё же изловили и посадили в ящик, где она грызла доски, крошила щепу.

(37)Но местный охотник сказал: 

—(38)Куница не виновата.

(39)Её обидели, — и выпустил зверька на волю.

(40)До сих пор помнят в деревне Белогрудку.

(41)До сих пор здесь строго велят ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.  (42)Спокойно живут вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре, белки, лисы, разные птицы и зверушки.

(43)И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

(По В. Астафьеву)*

* Астафьев Виктор Петрович (1924—2001) — русский писатель. В его творчестве в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы —военная и деревенская.

15. 2 «И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»» Шестопалова Ольга (группа 3 уровня)

Животных не зря называют «братьями нашими меньшими». Это выражение подчеркивает, что человек должен проявлять уважение, заботу по отношению к животным и птицам.

В тексте В.Астафьева рассказывается о жестокой обиде, которую нанесли люди белогрудке. Беззаботные мальчишки украли ее птенцов, чтобы поиграть. И даже когда один птенец по их вине умер, они не отнесли детенышей обратно к матери: поленились, бросили их возле леса.

Мать-белогрудка наказала людей за жестокий поступок. Она «рассвирепела», придушила многих цыплят и кур, которых разводили жители деревни. Однако автор не осуждает куницу. Она не виновата, ее обидели, и она отомстила.

В финале текста автор восклицает: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!». История белогрудки научила жителей деревни уважать природу, беречь ее. И автор призывает нас всех изменить свое отношение к природе.

Источник: https://5splusom-school.ru/sochineniyarassuzhdeniya_po_russkomu_yazyku_oge/315

Белогрудка

Деревня Вереино стоит на горе. Под горой два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты. Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти и не суются туда.

Да и как сунешься? Стоит отойти несколько шагов от клеверного поля, которое на горе, — и сразу покатишься кубарем вниз, ухнешь в накрест лежащий валежник, затянутый мхом, бузиною и малинником. Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих — птиц, барсуков, белок, горностаев.

Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный. А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке леса. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.

На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли, — они ведь часто мимо косогора проходят, — вернулась к гнезду. За ней следило несколько человеческих глаз.

Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда. Корм добывать становилось день ото дня трудней.

Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду, неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом. Гнездо было пустое.

Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом опять вверх, к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры. К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли. До рассвета металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу.

Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли котятки. Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе. Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе. Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

— Э, подох один…

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть, что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.

В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заборе задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась. И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает на селе.

Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:

— Это ж сатана! Накликали напасть!

Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки. Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.

Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса. Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.

Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу. Белогрудку заключили в ящик. Она свирепо грызла доски, крошила щепу. Пришёл хозяин, он был охотник, и, когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу. На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом.

Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла. Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка. До сих пор помнят в Вереино и Зуятах Белогрудку.

До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки.

И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: “Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!”

1961

Источник: http://www.sochuroki.com/belogrudka/

Сочинение по тексту В.Астафьева

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк.

(4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом.

(6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота.

(12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет.

(16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» – (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я.

(23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания.

Читайте также:  Как облегчить подготовку к экзамену?

(30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то.

(32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами.

(34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В. Астафьеву)

Предлагаю прочитать и сравнить композиционное строение двух сочинений.

Первое из них принадлежит ученице Захарьиной Елены Алексеевны, талантливого учителя из Алтайского края, создавшего свой сайт. Оно написано в полном соответствии с тем порядком, в котором расположены критерии проверки сочинения в формате С1 (ЕГЭ). Такое сочинение можно назвать «подарком» эксперту, потому что проверять его и выставлять баллы за него очень легко.

Второе сочинение написано в более свободной, эссеистской манере, в нем комментарий проблемы и анализ исходного текста пронизывают весь текст сочинения. Научиться писать такие сочинения смогут не все. Но если заботиться о действительном развитии способностей к словесному творчеству, а не просто готовить к сдаче экзамена, то стоит наиболее способным ребятам предлагать и такие образцы.

Сочинение-рассуждение

Вступление «Музыка – это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», – сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце, музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции.
Формулировка проблемы Передо мной фрагмент повести В.Астафьева «Последний поклон», в котором автор привлекает нас, читателей, к размышлению над вопросом о роли музыки в жизни человека.
Комментарий проблемы На первый взгляд, проблема избитая, она обсуждается всеми: журналистами, педагогами, психологами, писателями — в книгах, на телевидении, по радио, в частных беседах. Но звучание этой проблемы в тексте В.Астафьева удивляет нас новизной и сокровенностью высказанных мыслей. И не только потому, что прочитанный фрагмент относится к художественному стилю! Писатель повествует о рассказчике-мальчике, который услышал музыку первый раз в жизни. Тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, доброта, «неистребимая» любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций, пережитых мальчиком. Эту же музыку из детства рассказчик слышит через много лет во время войны. И теперь полонез Огинского оказывает совершенно другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…».
Авторская позиция Таким образом, в повествовании вырисовывается авторская позиция: музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать.
Мнение читателя Невозможно не согласиться с В.Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, песен, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели.
Первый аргумент Например, всем известна песня «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым и поэтом В.И.Лебедевым-Кумачом. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины.
Второй аргумент В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей, между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, — заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.
Заключение В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз заставил задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни.

Олеся Ч.

Сочинение в жанре эссе

Что хранит человек в памяти о своем прошлом? Что не забывается даже в старости? То, что стало потрясением, перевернуло душу или жизнь. Вступление. Использован прием «Вопросы-стимулы».
Виктору Астафьеву было что помнить: раннее сиротство, детский дом, война и ранения, пришедшиеся на юность… Но не жаловаться хочет писатель в своих размышлениях, а вспоминать о прекрасных мгновениях своей жизни, когда, несмотря на горе, душа тянулась к высокому. Искренность, исповедальность астафьевских воспоминаний прекрасна. Как будто на ладони перед нами его душа – сначала ребенка, потом – мужчины. Это душа, прошедшая путь страданий и постигшая самое святое, что может быть, – любовь к родине. Комментарий биографический, а затем текстуальный.
Писатель как будто хочет уверить нас: ощущение, что ты «не сирота,.. если у тебя есть родина», что ты часть своей земли, своей страны, может возникнуть внезапно, как порыв, идущий из глубины и поднимающий человека высоко. Позиция автора.
Что может стать причиной такого взлета? Наверное, у всех это бывает по-разному. Для него же толчком стала музыка. Скрипка. Полонез Огинского. Кто слышал эту щемящую мелодию – поймет: такая музыка может перевернуть душу.Скрипка деревенского музыканта заставила ребенка восторженно плакать от любви к спящему селу, лесу, ночному миру, в котором «в эти минуты не было… зла» для него. Это чувство знакомо многим: прекрасная мелодия, прекрасные стихи, растворяясь в красоте природы, уносят нас ввысь. Размышления пишущего и текстуальный комментарий.
«На стоге сена ночью южной/ Лицом ко тверди я лежал,/ И хор светил, живой и дружный,/ Кругом раскинувшись, дрожал…» – несомненно, когда Фет писал эти строки, он испытал подобное состояние. Когда Куинджи писал «Ночь над Днепром», он растворялся в красоте мира и любил родную природу. Первые два аргумента.
Но любовь к родине может быть и другой – любовью патриота, готового пожертвовать жизнью за свою отчизну. Удивительно, что и это чувство ожило в душе героя благодаря той же мелодии полонеза, торжественно исполненного на органе в чужом городе во время войны. Однако теперь «музыка… не выжимала слёз, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами». Такое чувство любви к родине не смог бы испытать ребенок, оно дается мужественному человеку, воспитавшему в себе готовность к смерти за свой народ. Продолжение размышлений пишущего. Продолжение текстуального комментария.
О такой любви к отчизне написано немало книг. Проза и поэзия о Великой Отечественной войне создавалась кровью. Потрясает мужество Сотникова в одноименной повести Василя Быкова. Этот герой жертвует собой и спокойно принимает смерть, не становится предателем, как его напарник, потому что понимает: только такая жертвенность в этой жестокой войне станет залогом победы над врагом. Третий аргумент — из литературы.
Сам Астафьев до конца жизни не мог забыть великую войну и последний свой роман, «Прокляты и убиты», посвятил ей. Можно только гордиться, что такой человек был нашим земляком. Заключение, в котором вновь биографический комментарий и оценка личности и творчества В.П.Астафьева.

Баландин Сергей, 11 класс, 2011

Добавить себе

Источник: http://ruslitbalandina.ru/?p=368

3. Сочинение по тексту В. Астафьева

   (1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку— скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк.

(4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
       (9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого.

(11)Если у человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет.

(16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
       (17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» -(19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла.

(22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.
      (25)…Прошло много лет.

(26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания.

(30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью.

(33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

     Почему любовь к родине человек испытывает вечно? Именно проблему тоски по родине затрагивает в своём тексте В.Астафьев.

    Эта нравственная проблема – одна из тех, которая актуальна в наши дни. Человек не может жить вне родины. Вспоминая детство, автор  рассуждает о знакомом человеке, который «лишился самого дорогого» и посвятил свою музыку родной земле. В. Астафьев убеждает, что, если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота.

    Позиция автора ясна: любовь к родному краю живёт в сердце человека постоянно.

   Нельзя не согласиться с автором в том, что поистине благородными людьми можно назвать тех, кто, вопреки жизненным невзгодам, сохраняет незримую связь с малой родиной, уважительное отношение к своему прошлому.

Например, когда фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время Гражданской войны, сотрудничать с ними против советской власти, он ответил отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

     Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Малая родина – это колыбель детства, место, где человек формируется как личность, где закладываются основы нравственного воспитания.

И если он помнит об этом, то его не изменят ни время, ни мода, ни окружающие люди. Так, Татьяна Ларина, героиня романа в стихах А.С.

Пушкина «Евгений Онегин», после замужества становится блестящей светской дамой, но за внешними переменами в ней легко узнаётся прежняя провинциальная барышня, которая всё готова отдать «за полку книг, за милый сад».

    Итак, человек испытывает любовь к родине вечно, если сохраняет свою кровную связь с родным домом, со своим детством.Таня Д., 11 класс

 Сочинение

   «Музыка хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалость». В предложенном тексте В.Астафьев заставляет нас задуматься над проблемой воздействия искусства на человека.

    Проблема, поднятая автором, остаётся актуальной во все времена, касается людей разных возрастов и профессий. Она относится к числу «вечных», потому что желание творить свойственно каждому человеку.

Автор, рассказывая свою историю, объясняет, что значит для него музыка. Но также пытается донести до читателей значение музыки для каждого.

Убеждает в том, что музыка как ключ, открывающий в людях нежные или горестные воспоминания.

Читайте также:  Как выучить английский для детей с нуля онлайн

      Я полностью согласна с мнением автора. Безусловно, искусство воздействует на человека: вдохновляет его, раскрывает в нём скрытые чувства.

Примером влияния искусства на человека может послужить произведение А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Для княгини Веры, главной героини, музыка становится утешением после смерти Желткова, раскрывает чувственность её души, преображает внутренне героиню.

    С другой стороны, в романе А.Конан Дойля «Шерлок Холмс» главный герой, чтобы сосредоточиться, всегда брал в руки скрипку. Музыка, лившаяся из-под смычка, помогала принять ему верное решение, раскрыть тайну.

     Итак,  перефразируя В.Астафьева («Музыка властвовала в сердце человека»), можно сказать, что музыка, живущая в сердцах, способна творить чудеса с человеком.    Аня К., 11 класс

            Какую роль играет истинное искусство в жизни человека? Какое влияние способна оказать музыка на человека? Именно проблему воздействия музыки на душу человека поднимает в своём тексте  В.П.Астафьев.

             Автор раскрывает проблему на примере двух случаев из жизни рассказчика, который вспоминает чувства, пробудившиеся в его душе под влиянием музыки. Писатель повествует о мальчике, что услышал первый раз музыку и испытал чувства жалости  к себе и другим людям, тоску по родине.

            Размышляя над проблемой влияния музыки на человека, В.П.Астафьев сравнивает пережитые  героем чувства в детстве  с чувствами во время войны, когда рассказчик слышит ту же музыку. Автор обращает внимание на то, что музыка теперь оказывает другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…»    

          Авторская позиция ясна: музыкой можно не только наслаждаться, музыка может заставить действовать…

Источник: http://laraas2011gmail.blogspot.com/p/3.html

Сочинение ЕГЭ по русскому языку по тексту В. П. Астафьева

У каждого в этой жизни есть свое дело. Мне кажется, труд любого человека должен встретить уважение, будь то работа столяра, инженера, учителя или музыканта. Каждый старательный и отдающий всего себя своему делу человек достоин внимания и почтения. Проблема невежливости, грубости, безразличия по отношению к человеческому труду поднята в данном тексте.

Размышляя над проблемой, автор рассказывает нам историю о крымском оркестре, который давал бесплатно играл для отдыхающих в Ессентуках.

Большинству слушателей пришлись не по нраву классические произведения, и люди повели себя грубо, шумно покидая свои места прямо во время музыкального мероприятия: «…с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и местах».

Лирический герой испытывал стыд за поведение отдыхающих, не уважающих музыкантов, которые «…изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания композитора».

Всем ходом повествования автор хочет донести до нас мысль о том, что нельзя быть такими «недалёкими», безразличными и эгоистичными по отношению к труду других людей.

Я полностью согласна с автором. В подтверждение своих слов мне бы хотелось привести притчу, которую однажды услышала от бабушки. В рассказе говорилось об отце, который предложил своему сыну бросить в камин честно заработанные главой семьи деньги.

Сын колебался, но после настояний отца сжёг купюры, тогда отец предложил бросить деньги, заработанные самим сыном. Герой не смог, ссылаясь на то, что он слишком много усилий потратил на их заработок. Вот так плохо мы порой обходимся с трудом других людей.

Притча заставляет задуматься об уважении к чужой работе.

Бесспорно, труд человека вызывает уважение со стороны окружающих. Герой романа Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – истинный труженик. Он считает, что только непосильным трудом можно добиться цели. Базаров по происхождению – сын простого лекаря, поэтому многого он добился лишь своими усилиями, безграничной жаждой знаний.

Несмотря на спорные взгляды на жизнь и некоторые опрометчивые поступки, к нашему герою невозможно не испытывать уважение. Так и дворовые мальчишки, и слуги семьи Кирсановых, у которых гостил Базаров, тянулись к Евгению, хотя он и не думал искать их расположения.

Действительно, можно не любить этого героя, но нельзя его не уважать, ведь труд никому не даётся легко.

Мне кажется, человека нужно судить не только по его собственному труду, но и по тому, как он обращается с чужим. Способность к почитанию чужого труда – вот что действительно вызывает уважения.

Источник: http://11ege.ru/sochinenie-ege-po-russkomu-yazyku-po-tekstu-v-p-astafeva/

Что такое жестокость? По Е. Габовой

Жестокость – это свойство людей, не знающих жалости, доброты. Жестокосердные не способны чувствовать чужую боль, сопереживать страдающему.

Так, девчонки, одноклассницы Светки Сергеевой, «до неё даже дотрагиваться не хотели», презирали за «единственные потёртые джинсы». Они и представить себе не могли, что могла чувствовать Рыжая в тот момент, когда её «хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала».

Жестокость страшна ещё и тем, что не имеет границ. В соседней школе трое старшеклассников избили до потери сознания второклассника, который раздражал их своими очками с толстыми линзами… Разве осталось в этих подростках хоть что-то человеческое?

Поэтому справедливо таких, как они, называют нелюдями: люди ведут себя по-другому.

Вариант сочинения 2:

Жестокость – бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям. Жестокий человек с лёгкостью причиняет страдания другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить.

Именно поэтому поступок Женьки из рассказа Е. Габовой можно назвать жестоким (предл. 31-34). Если бы на минуту мальчишка задумался о чувствах Рыжухи, то понял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить её остаться на берегу в последний момент – это бесчеловечно, но ему было всё равно. Он просто не хотел портить свой отдых её «воем».

Меня также поразила подобная жестокость, с которой школьники в фильме «Чучело» издевались над своей сверстницей, Леной Бессольцевой, взявшей на себя вину трусливого Димки Сомова и этим спасшей его от расправы одноклассников. В качестве наказания они оскорбляли её, унижали, даже били, считая себя при этом «борцами» за справедливость.

Да, страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все. Но ещё страшнее – оказаться вместе с бездушным большинством, потому что рано или поздно проснётся беспощадная совесть и покоя она не даст.

Вариант сочинения 3:

Жестокость – это грубое, бесчеловечное, оскорбительное отношение к людям. Она страшна тем, что многолика, – от жестокости слов до жестокости действий.

В рассказе Е. Габовой Светке Сергеевой одноклассники дали унизительное прозвище – Рыжуха. Они её презирали не только за внешность и высокий голос, но даже и за то, что у нормального человека вызвало бы сострадание, – за бедность (предл. 1, 4).

И её пение одноклассники называли «воем», да и сама она, по их мнению, была «дурой рыжей». Безжалостность ребят поражает и в эпизоде изгнания девочки с теплохода (предл. 34-43).

Целый класс бездушных, жестоких людей! Неужели, даже став взрослыми, они останутся такими же?

Мне хотелось бы, чтобы все люди поняли, что жестокость неприемлема в человеческих отношениях.

Текст Е. Габовой

(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как – ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы. (5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи. (7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть. (8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало… (10)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова. (11)– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. (12)– И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома. (14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом… (15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то. (17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устроила запись желающих в очередной поход. (18)Женька подошёл к Рыжухе и сказал: (19)– Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с нами на прогулку! (21)– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно. (22)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне: (24)– В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я. (25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное… (26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился. (28)3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька. (29)– Это твоя сумка? – спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали. (30)– Моя, – ответила Светка. (31)– Алле хоп! – воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала: (32)– Эй, Рыжая! (33)Вон где твоя сумочка! (34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит – и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (36)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил. (37)Женька Светке рукой машет и орёт: (38)– До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! (40)Девчонки кричат противными голосами: (41)– Прощай, подруга! (42)– Больше не увидимся! (43)И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил… (44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала… (48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться… (52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище. (54)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу. (55)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот. (57)– Рыжуха! – ахнул я. (58)– Ты понимаешь, это Рыжуха! – кричу я Наташе шёпотом. (59)– Мы с ней в одном классе учились! (60)– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. (61)– Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда! (63)– Как её звать? – ещё на что-то надеясь, спросил я. (64)– Светлана Сергеева. (65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда. (66)После спектакля Наташа предложила: (67)– Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника. (69)– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я. (70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз. (71)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил, что она «выла». (73)– Надо же! – удивлялась Наташа. (74)– С Сергеевой в одном классе учился! (75)Мой авторитет в её глазах значительно вырос. (76)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.

(По Е. Габовой)

Источник: https://vopvet.ru/news/chto_takoe_zhestokost_po_e_gabovoj/2016-05-20-4688

Ссылка на основную публикацию