Анализ стихотворения андрея дементьева

Анализ стихотворения Андрея Дементьева

Андрей Дементьев принадлежит к наиболее известным отечественным поэтам, чьи стихи актуальны и востребованы в любое время. Его творческий путь начался еще в 60-е гг. прошлого века и продолжается по сей день.

Время от времени, например по случаю юбилейных дат, поэт проводит творческие вечера. На стихи Дементьева написано немало песен, например, «Лебединая верность» или «Баллада о матери».  Выражением творческого кредо поэта служит стихотворение «Ни о чем не жалейте».

Дементьев активно занимается общественно-политической деятельностью, выступает на радио телевидении.

Предложенное к анализу стихотворение не относится к шедеврам его лирики, равно как нельзя его назвать широко популярным.

Подобных стихотворений у Дементьева написано несколько сотен и неизвестно, сколько будет написано еще, — ведь автор, которому идет девятый десяток, не снижает творческой активности.

Именно по этой причине затруднительно говорить об истории создания стихотворения, равно как и о дате его написания – в сборниках Дементьева, где печатается это стихотворения, она не указана.

Текст никак не озаглавлен  и, как говорится в таких случаях, названием стихотворения автоматически следует считать его первую строку. В качестве возможной причины отсутствия заголовка можно указать на неопределенность тематики – стихи написаны о многом сразу: здесь и любовь, и философия, и тема России.

С формальной точки зрения стихотворение состоит из двух четверостиший, катренов, связанных перекрестной рифмовкой, а также сочетанием дактилической и женской рифмы.

Однако в смысловом отношении допустима и даже целесообразна разбивка каждой строки на полустишия.

Строфическое деление в любом случае не совпадает с синтаксическим членением: в тексте насчитывается пять предложений на восемь (или на шестнадцать) строк, при этом, что вполне естественно, редко когда предложение заканчивается в конце каждой строки.

В качества стихотворного размера автором избран четырехстопный амфибрахий – достаточно редкий для русской поэзии размер. Из классиков наиболее охотно к нему прибегал А.А.Фет. Амфибрахий сообщает стихам мелодичность, способствует созданию напевной интонации и тому, чтобы стихотворение потенциально уже звучало, как песня.

Стихотворение не просто бедно тропами – они здесь фактически отсутствуют. Для философской (медитативной) лирики образность и насыщенность символикой – отнюдь не обязательное условие. Такая лирика сильна и богата другим – «приключениями» мысли автора.

Основной смысловой прием, используемый автором, — это антитеза, противопоставление. Из контекста нетрудно догадаться, что речь идет о женщине. Кто, как не они, любят периодически, чтобы их утешали и плакали вместе с ними!..

А автор – мужчина, ведущий повествование от первого лица и естественно использующий личное местоимение «я».

Таким образом, есть «ты», обращенное к женщине, и есть «я», стоящий перед непростым выбором – вновь, как раньше, начать утешать, или сказать решительное «нет».

И выбор лирического героя (не обязательно равного автору) останавливается именно на втором варианте. По этой причине стихотворение вряд ли будет воспринято на «ура» женской частью читательской аудитории. «Мне утешать тебя больше не хочется» — сказано по-мужски прямо и лаконично. Почему же? Можем только догадываться. Скорей всего, слишком много боли и горя доставили отношения им обоим.

Повествователь прекрасно отдает себе отчет в том, что поступает вопреки сложившейся традиции – на Руси принято утешать и жалеть всех, кто нуждается в этом. А что делать, если такое желание отсутствует? Насиловать собственную душу или пойти «против течения»? В данном случае, как уже говорилось выше, и традиция поэту – не указ.

Он, видимо, устал от вечной женской раздвоенности – веселиться одной в радостный день, и грустить вместе. Мужчина не желает заполнять вакуум «меж будущим счастьем и счастьем былым».

Так мы узнаем, что счастье было, а вот будет ли вновь – вопрос, остающийся за рамками стихотворения, за финальным многоточием, традиционно символизирующим недоговоренность.

Павел Николаевич Малофеев

Источник: http://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/analiz-stihotvoreniya-andreya-dementeva/

Структурный анализ стихотворения Андрея Дементьева «Никогда ни о чем не жалейте»

Анализ стихотворения А. Дементьева «Ни о чем не жалейте»

Саранчина А.В.

У каждого человека в жизни происходят события, о которых так или иначе приходится сожалеть: упущенная возможность, обиды, разочарования, плохой поступок, после которого очень стыдно… Писатели и поэты – не исключение. Суть творчества в том и состоит, чтобы на основе прожитых лет, опыта ошибок сделать философские выводы и поделиться ими с другими людьми.

Поэты делают это в форме лирических произведений. Так, Андрей Дементьев в своем стихотворении обращается к читателям со своеобразным советом-напутствием: «никогда ни о чем не жалейте». И автору, действительно, есть чем поделиться.

С высоты прожитых лет он призывает к тому, что не надо оглядываться назад – что было, то прошло (с этим прошлым порвите непрочную нить). Настаивает на том, что в любой ситуации нужно оставаться добрым и отзывчивым человеком, которому чужда зависть и корысть (не жалейте своей доброты и участья).

Автор учит легче относится к жизни, идти только вперед, не зацикливаясь на прошлом, прощать обиды и упреки (не жалейте ни потерянных дней, ни сгоревшей любви). Андрей Дементьев советует в любой ситуации оставаться спокойным (лишь бы озеро вашей души не мутилось) и всегда надеяться на лучшее (надежды… парили в душе).

Поэт считает, что каждый человек уникален, гениален по-своему, поэтому всё, что бы ни происходило – не зря. Все события в нашей жизни происходят не просто, мы приобретаем опыт жизни. Главное – не жалеть.

Стихотворение А. Дементьева звучит реминисценцией стихов Игоря Северянина «Не завидуй другу…» и Редьярда Киплинга «Заповедь». Поэты также обращаются к читателям с напутствием, наставлением, дают философские советы о том, как нужно прожить, чтобы остаться Человеком.

Все стихи близки по тематике, по форме выражения – обращение к читателю в грамматическом плане выражено глаголами повелительного наклонения. У Северянина – не завидуй, плачь, смейся, двигайся. У Киплинга – владей, верь, умей. Это и создает эффект доброй беседы с мудрым другом. А.

Дементьев помимо формы повелительного наклонения глагола использует многократный лексический повтор (не жалейте). Повтор одного и того же слова служит для выделения значимого для автора образа, смыла. Использование многократного повтора усиливает впечатление, приковывает внимание к повторяющимся словам.

Также поэт использует повтор однокоренных слов, фраз, которые рефреном звучат в каждой строфе стихотворения: если то, что случилось, нельзя изменить – иль о том, что случиться не может (1-2 строфы), кто-то пусть гениально играет на флейте – пусть другой гениально играет на флейте (4-5 строфы).

Таким образом, внимание читателя поэт акцентирует на важных для него вещах.

Стихотворение состоит из 5 строф, каждая из которых является интонационно и тематически законченным отрезком. С одной стороны, строфы объединены анафорой (никогда), только третья строфа начинается словом «не жалейте», что говорит еще и о «внутренней» анафоре. Если рассматривать стих с точки зрения единой композиционной структуры, то выделяется такое разграничение строф:

первая + вторая (начинаются одинаково, первые две строки содержат совет и условие, вторые две строфы как бы распространяют мысль, заложенную в первых двух строках);

третья строфа стоит обособленно – она начинается другим словом (не жалейте), и в ней содержится главное, значимое слово для продолжения развития мысли автора – гений;

четвертая + пятая строфы объединены и анафорой, и лексическим повтором (никогда, никогда), и синтаксическим параллелизмом, что выделяет их среди других строф.

С другой стороны, можно сказать, что стихотворение представляет собой жанр стансов, где также прослеживается композиционная и смысловая законченность каждой строфы.

Мысль автора разворачивается последовательно от первой строфы к пятой, в которой все-таки можно увидеть некий итог предыдущим размышлениям – каждый человек уникален по-своему и имеет право на ошибки, поэтому не надо ни о чем жалеть.

Использование поэтом четырехстопного анапеста не случайно. Автор, выбрав форму прямого обращения к читателю, хочет донести свои мысли в дружеской беседе.

Именно четырехстопный анапест позволяет речи звучать плавно, напевно, размеренно, неторопливо.

Длинные строки с чередованием мужской и женской рифмы создают атмосферу спокойной, неторопливой беседы, цель которой не поучение, назидание, а совет, напутствие.

Перекрестная рифмовка помогает поэту передать нужный эмоциональный настрой, выбрать ритмический рисунок всего стихотворения.

Автор использует точные рифмы (изменить – нить, ответ – бед, жалейте – флейте, любви — вы), и несколько неточных рифм (уже-душе, участья – начальства, вдогонку — скомкав).

Рифмы не отличаются новизной, но это подчеркивает «классичность» стиха, следование традициям классической поэзии 19 века.

Если рассматривать синтаксическую структуру стихотворения, то можно заметить большое количество «коротких» сложных предложных.

В каждой строфе повторяются сложноподчиненные предложения со значением условия, либо предложения, где это условие предполагается (в них союз «если» не выражен формально: (если) поздно начали вы или рано ушли; пусть (если) другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушали вы).

Предложения данной структуры помогают автору развить свою мысль: от предполагаемого условия перейти к ответу, совету. Также в стихотворении используются сочинительные союзы, которые связывают однородные члены предложения.

Автор использует разные виды союзов: во 2 строфе — соединительный союз да (= и), который объединяет понятия (озеро души и птицы в душе); в 4 и 5 строфе — противительный союз но, который помогает противопоставить две части сложного предложения. Синтаксический параллелизм в некоторых строфах помогает понять образ мыслей автора, задуматься о сказанном.

В 3 строфе, которая является ключевой автор использует антитезу: кто-то в гении выбился (ирония), кто-то в начальство, не жалейте, что вам не досталось их бед. Поэт противопоставляет обычных людей тем, кто добился высот и предостерегает: у гениев и высоких начальников есть свои проблемы, заботы и беды, и, возможно, эти проблемы окажутся вам не по плечу. Поэтому не завидуйте людям, не стремитесь оказаться на «высоком» месте, возможно, вы не будете счастливы.

Исследуя морфологический уровень стихотворения, можно увидеть, что помогает поэту в «коротких» сложных предложениях обратиться и лично к конкретному читателю, и ко всем людям сразу, создать обобщенное напутствие.

Это 24 !!! местоимения, которые не называют конкретный предмет или признак, а лишь указывают на него (кто-то, то, что, этим, свою, всё, вам, вашей, другой, вы). А.

Дементьев говорит о духовной сфере человека, размышляет о философских понятиях (прошлое, гений, любовь), поэтому если говорить о конкретных наименованиях, то их всего 5 – существительные с конкретным вещественным значением (записка, нить, птица, флейта -2 слова). Все остальные существительные – абстрактные (душа, грусть, надежда и проч.).

Интересен тот факт, что в стихотворении 23 существительных и 23 глагола с вневременным значением (повелительное наклонение, несовершенный вид настоящего времени) и почти столько же местоимений. Прилагательных всего три. Возможно, это говорит о том, что писатель говорит не о фантазии, вымысле, розовых замках, а о конкретных жизненных ситуациях, близких всем людям.

Если проанализировать другие стихотворения Андрея Дементьева, то можно заметить, что автор практически не пользуется лексическими средствами выразительности. Такая особенность стихов присуща, видимо, многим советским поэтам 60-70-х гг. 20 века. Например, стихи Э. Асадова также не отличаются использованием тропов.

И все же в стихотворении А. Дементьева мы видим три эпитета – непрочная нить, потерянные дни, сгоревшая любовь. Используя данные эпитеты, автор хотел уточнить описываемые понятия, выделив их характерные признаки.

В стихотворении содержатся два сравнения: грусть свою скомкав, как записку из прошлого; надежды, как птицы. Сравнения помогают поэту точнее, ярче передать свою мысль читателю. Метафоры служат важным средством выражения авторской оценки и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

Метафоры как самое сильное и яркое средство выразительности усиливают зримость и наглядность образа, в них проявляется глубина творчества и сила таланта писателя.

«Грусть свою скомкав», «озеро вашей души», «надежды парили в душе», «берет песни из души» — эти метафоры говорят о том, что автор переживает за душу человека, он очень хочет, чтобы каждый человек не терял надежду на счастье, не предавался унынию, чтобы в душе всегда звучала «песня».

Стихотворение пронизано оптимизмом, светлым чувством надежды на лучшее. Автору удалось передать атмосферу дружеской беседы, ненавязчивого напутствия.

Сразу видно, что поэт переживает за каждого читателя, он очень по-доброму, с пониманием и поддержкой относится к каждому человеку. Стихотворение заставляет задуматься о непреходящих ценностях человеческого бытия, о своей жизни, о буднях, из которых состоит наша жизнь.

И, действительно, быть добрым и участливым намного важнее, чем постоянно оглядываться на прошлое и сожалеть о прошедшем.

Источник: https://multiurok.ru/files/strukturnyi-analiz-stikhotvorieniia-andrieia-diemi.html

Андрей Дементьев. Критика. Особенности поэтики А. Дементьева

Леонид Вышеславский

Есть люди, при встрече с которыми мгновенно ощущаешь тепло и симпатию совершенно независимо ни от их возраста, ни от их внешнего вида. На это вначале просто не обращаешь внимания.

Читайте также:  Юридическое образование

И лишь потом всматриваешься в черты лица, в особенности характера.

Так случается и при встрече с некоторыми книгами, особенно с поэтическими… Они сразу подкупают читателя доверительностью тона, теплом интонации, важностью высказываемого. И лишь потом начинаешь присматриваться к тому, как это сделано. Ничего как будто особенного… Рифмы как рифмы, привычная строфика, а порою и совсем знакомый, традиционный мотив:

Печально и трепетно Письма твои
Давно отпылали в камине.

Но — удивительно! — ни этот камин, ни письма, в нем отпылавшие, не нарушают современного, я бы сказал даже, актуального звучания стихов Андрея Дементьева, а именно его новой книги «Азарт», о которой я и веду сейчас речь.

И я невольно вспоминаю, как Николай Николаевич Ушаков, разбирая стихи одного современного поэта, спрашивал: «Могли такие образы встретиться, скажем, в поэзии начала века? Могли, и тем не менее они воспринимаются как новые.

Новым делают пейзаж новые люди с их трудом, новые вещи, новые представления о вещах и людях. Все дело в новом мировосприятии».

Да, именно так! Новое мировосприятие делает стихи Андрея Дементьева актуальными, современными, хотя в них и нет никаких новаций. Они входят в душу, потому что в них ощутимо слово, дышащее заботой о человеке, о родине, о судьбах мира. В них есть тревога:

Успею или не успею Открыться людям до конца?
Чтоб рядом с песнею моею Добрели взгляды и сердца.

Поэт дает нам возможность заглянуть в такие тайники человеческого сердца, куда можно проникнуть стихом и только стихом. И там мы обнаруживаем, говоря его словами, «звонкие хрусталики», позывные доброты.

Эти позывные явственно звучат во многих стихах, посвященных тому самому сокровенному, которое мы в жизни обычно обозначаем словом «любовь».

Слово это для Поэта всегда было настолько священно, что Маяковский, например, даже не решился прямо произнести его в своей поэме «Про это» и зашифровал шестью точками.

Лучшими стихами своей книги Андрей Дементьев утверждает, что человек должен быть прежде всего ответственным за свою любовь.

Ты моложе моих дочерей…Потому мне так горько и грустно,Что в душе несмышленой твоейПросыпается первое чувство…Не казни в себе эту печаль.И одна свои праздники празднуй.Говорю тебе тихо: «Прощай…»Не успев даже вымолвить:

«Здравствуй»…

За этими строками Блок с его знаменитым обращением «Когда вы стоите на моем пути», где есть слова «я смею думать, что вам только пятнадцать лет», и добрые пожелания влюбиться в простого человека.

За этими строками другие классические образцы, и вместе с тем это новый проблеск поэтического сознания. Он возникает непосредственно, без ложного мудрствования…

Андрей Дементьев одерживает победу именно там, где мнимая преднамеренность уступает живому чувству. Вот, к примеру, в таких стихах:

Через столько летНа той, же улицеМы нежданно встретились В толпе.Ты успела чуточку нахмуриться.Я успел подумать о тебе.Ты успела быстро оглянуться.«Боже мой…» —Я прошептал вдали.Может, надо было нам вернуться?

Но друг друга мы бы не нашли.

Здесь доброта сердца слита с горечью жизненного опыта, говорящего о неповторимости прошедшего чувства.

Человек озабочен познанием самого себя. Он вершит над собой нелицеприятный суд, его духовный мир сложен и противоречив.

И с легкостью нежданной иногдаНаносим мы обиды близким людям.И так потом бывает труден

Путь от ошибки до стыда.

Известны слова Станиславского, сказанные одному актеру: «Можете играть хорошо. Можете играть плохо. Играйте, как вам угодно. Меня это не интересует. Мне важно, чтобы вы играли верно…» Слова эти приходили мне на память при чтении книги Андрея Дементьева.

В отдельных случаях могли не нравиться некоторые строки, образы, но радовала точность передачи чувства, верность жизненным наблюдениям.

В сложном и глубоком мире чувств, в неутомимом стремлении к самопознанию на первый план выступает психологическая достоверность:

Ты говорила, что была так рада уехать,Чтоб одной вдали побыть.А я услышал:«Я хочу обратно…

Неужто ты успел меня забыть?»

Или же это:

Друг познается в удаче.Если удача твояДруга не радует, — значит.Друг твой лукав, как змея…

Друг познается в удаче Больше порой, чем в беде.

Люди моего поколения отчетливо помнят, какое огромное место в нашей поэзии 20-х и 30-х годов занимала тема борьбы с мещанством. Достаточно упомянуть одного Маяковского, его сатирические стихи и пьесы.

Да разве он один!..

Целая плеяда поэтов и такие поэты, как Асеев, Луговской, Тихонов, Ушаков, Заболоцкий, Сель-винский, метали громы и молнии на головы мещан, на всех этих «механических граждан», как назвал их Горький.

Андрей Дементьев своей книгой лирики с азартом возрождает давнюю традицию нашей поэзии, бьет в набат тревоги. Книгу поистине отличает активная гражданская позиция, непримиримое отношение к злу. Поэт заявляет, что «настоящее мещанство зловеще, словно ненависть врага».

Поэт ополчается на «напускное благодушие», на причастность мещанской, обывательской идеологии к мелочности и подлости. Гражданская страстность, непримиримость к пошлости и равнодушному благодушию наиболее полно оправдывает название книги: азарт. Об этом же говорит короткое стихотворение, давшее ей название:

Мы скаковые лошади азарта.На нас еще немало ставят карт.И может быть.Мы тяжко рухнем завтра.Но это завтра…

А сейчас азарт.

И этот азарт не только не противоречит доброте, которой насыщена книга, а намного усиливает ее. И оттого, что стихи написаны верно, им веришь до конца, веришь их автору, когда он говорит:

Я живу открыто.Не хитрю с друзьями.Для чужой обидыНе бываю занят…В дружбе, в буднях бытаЗавистью не болен.Я живу открыто.

Как мишень на поле.

Может быть, в какой-либо другой книге это воспринималось бы как декламация или же, что еще хуже, как красивая декламация, но в сборнике, который с первых же страниц покоряет своей искренностью и цельностью, все гармонично. Доверительность интонации не покидает поэта нигде, и мы проникаемся благодарностью за его открытость и прямоту:

Живу не так, как бы хотелось.Заели суета и быт.И осторожность, а не смелостьПорою мной руководит.Живу не так, как мне мечталось.Когда я пылок был и юн.И только музыка осталасьОт тех, не знавших фальши, струн.Живу не так, как нас училиУшедшие учителя,Когда судьбу земли вручили,О чем не ведала земля.Живу не так…Но, слава богу,Я различаю свет и мрак.И не судите слишком строгоВы все,

Живущие не так.

Последние три строки характерны для Андрея Дементьева еще и скрытой улыбкой, присутствующей во многих стихотворениях… Она, эта улыбка, не обидна для других, потому что постоянно сопутствует душевным исканиям поэта на трудном пути самосовершенствования и самопознания.

Такой путь, собственно, и есть поэзия, потому что она духовна по своей природе. Она необходима людям в их горестях и радостях.

Человек ищет и находит в стихах поэта самого себя, узнает в них свои же собственные вопросы, которые его мучают, и пытается вместе с поэтом ответить на них…

Книга «Азарт» богата душой, потому-то она по-настоящему поэтична.

Л-ра: Дружба народов. – 1984. – № 12. – С. 245-247.

Биография

Произведения

  • Живу не так, как бы хотелось
  • Ни о чём не жалейте
  • Сумерки

Критика

  • «Муза моя, ты сестра милосердия…»
  • «Открыться людям до конца»
  • Позывные добра

Ключевые слова: Андрей Дементьев, критика на творчество Андрея Дементьева, критика на произведения Андрея Дементьева, анализ стихов Андрея Дементьева, скачать критику, скачать бесплатно, русская литература 20 в.

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20170628-pozyvnye-dobra

Материал по литературе (11 класс) по теме: Анализ стихотворения Андрея Дементьева «Я последний романтик ушедшего века»

Анализ стихотворения Андрея Дементьева «Я последний романтик ушедшего века».

Я последний романтик ушедшего века.

Потому и живу по законам любви.

И душа моя, как одинокая ветка,

Что теряет последние листья свои.

Я упрямый романтик ушедшего века.

Верил я, что для счастья воспрянет земля.

Но от веры осталась лишь горькая метка,

Как от взрыва воронка, — в душе у меня.

Смотрят предки вослед, удивлённо и строго.

Нашу жизнь не понять им в далёкой дали…

Разбрелись земляки по нежданным дорогам.

И дороги опять мимо Храма прошли.

Обманулась душа, разуверилось сердце

От ушедших надежд, от нахлынувшей тьмы…

Я пытаюсь в минувшие годы всмотреться,

Где ещё оставались наивными мы.

Я последний романтик ушедшего века…

И таким я останусь уже навсегда.

Пролегла через судьбы незримая веха

Нашей веры, надежды, потерь и стыда.

Андрей Дмитриевич Дементьев является автором более 40 поэтических сборников. По читательской популярности его поэзия занимает первое место среди 20 лучших книг по данным российских книжных магазинов.  На стихи Андрея Дементьева написано более 100 песен.

«Лебединая верность», «Отчий дом», «Алёнушка», «Яблоки на снегу», «Баллада о матери»  вошли в классику современной российской эстрады. Все эти песни, начиная с 1974 года, неизменно становились лауреатами телевизионных конкурсов в России и за рубежом.

Тематика его произведений разнообразна: Родина, любовь, отношение к женщине, к друзьям, тема войны, философские размышления, внутренний мир современника.

Стихотворение «Я последний романтик ушедшего века» написано в 2009 году и относится к философской лирике. Темой произведения является разочарование лирического героя в наивности, мечтательности, благородстве своего поколения: «от веры осталась лишь горькая метка», «обманулась душа, разуверилось сердце», «где ещё оставались наивными мы».

Оно написано в жанре думы, исповеди. Поэт с горечью  признаётся: «Я последний романтик ушедшего века». Романтик Дементьева—это человек, который живёт «по законам любви», который верит в Бога: «Разбрелись земляки по нежданным дорогам. И дороги опять мимо Храма прошли»; в счастье всех людей: « Верил я, что для счастья воспрянет земля».

В роли лирического героя выступает сам автор.

Стихотворение состоит из пяти строф.  Каждая строфа представляет законченную мысль.  Последняя строфа значима для раскрытия идеи стихотворения:

Я последний романтик ушедшего века…                                                                                                                                                                                       И таким я останусь уже навсегда.

Автор признаёт, что, несмотря на разочарование («от веры осталась лишь горькая метка»),  он останется верен своим идеалам до конца жизни. Человек, видевший на своём веку многое, имеет право так сказать о себе: «Я последний романтик ушедшего века».

Этой строкой начинаются первая и последняя строфы — автор акцентирует на ней внимание. Эта же строка с разницей в одно слово начинает и вторую строфу: « Я упрямый романтик ушедшего века».

Изменение слова «последний» на «упрямый» обращает внимание на то, что автор принципиально не изменит своим убеждениям.

В третьей строфе поэт говорит об ушедшем поколении, которое жило по нравственным законам:

Смотрят предки вослед, удивлённо и строго.

Нашу жизнь не понять им в далёкой дали…

Герой как бы находится на грани между веками, где вера и человечность исчезает:

Разбрелись земляки по нежданным дорогам.

И дороги опять мимо Храма прошли.

Если нет веры,  то это путь в никуда, в темноту,  в мрак бездуховности:

Обманулась душа, разуверилось сердце

От ушедших надежд, от нахлынувшей тьмы…

Дементьев оглядывается назад, всматривается в прошлое, пытается увидеть своё поколение, ещё не испорченное тьмой:

Я пытаюсь в минувшие годы всмотреться,

Где ещё оставались наивными мы.

Автор не отделяет себя от современников, он сопричастен всему, что происходило  с его поколением:

Я последний романтик ушедшего века…

И таким я останусь уже навсегда.

Пролегла через судьбы незримая веха

Нашей веры, надежды, потерь и стыда

Для большей выразительности используются художественные приёмы:  эпитеты («последний романтик», «упрямый романтик», «одинокая  ветка», «горькая метка», «нежданным дорогам»),  метафоры («обманулась душа», «разуверилось сердце»), сравнение («как одинокая ветка», « как от взрыва воронка»), перифраз («незримая веха»).

 Все они подчёркивают мотив горького разочарования, одиночества. Синтаксический параллелизм придает стихотворению композиционную завершенность и целостность. Инверсия: (« для счастья воспрянет земля», «оставались наивными мы») усиливает эмоциональность произведения. Стихотворение написано анапестом.

Перекрестная рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки.

Стихотворение Андрея Дементьева «Я последний романтик ушедшего века» напоминает о необходимости жить по-человечески, по духовным и нравственным законам.

Читайте также:  «что за прелесть эти сказки!» сочинение

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/20/analiz-stikhotvoreniya-andreya-dementeva-ya-posledniy-romantik

«Последний романтик ушедшего века»

Так сказал о себе известный российский поэт Андрей Дмитриевич Дементьев. 
Сегодня этому замечательному, любимому всеми Поэту исполняется 85 лет.

Литературный дебют — стихотворение «Студенту» — состоялся 65 лет назад.

В настоящее время издано более 50 книг стихов поэта, не считая многочисленных сборников избранных и лучших стихов разных лет.

На стихи Андрея Дементьева написано более 100 песен, среди них такие популярные и любимые песни, как «Лебединая верность», «Отчий дом», «Баллада о матери», «Алёнушка», «Яблоки на снегу», «Каскадеры», «Натали», «Признание», «Доброта», «Я тебя рисую», «Давай попробуем вернуть» и др.

Благодаря Андрею Дементьеву журнал «Юность», которому писатель отдал  21 год жизни, открыл немало талантливых писателей, печатал романы, повести, стихи современных мастеров литературы – В. Аксенова, А. Арканова, В. Астафьева, Б. Ахмадулиной, Б. Васильева, Ю. Друниной, А. Вознесенского, В. Войновича, Е. Евтушенко, В. Максимова, В. Некрасова, Б. Окуджавы, Л. Филатова и др.

Андрей Дмитриевич любит чтение, классическую музыку, особенно творчество Шопена и Чайковского, классический балет, живопись Сурикова, исторические фильмы. Увлекается футболом, плаванием, гимнастикой.

По читательской популярности поэзия А. Д. Дементьева занимает первое место среди 20 лучших книг по данным российских книжных магазинов. И в честь 85-летия А.Дементьева в родном городе поэта, в Твери, открывается первый в России Дом поэзии.

Книги А.Дементьевав электронном каталоге ЦБС

Никто не расскажет лучше о жизни писателя, чем сам Андрей Дементьев – хотите узнать больше – возьмите почитать автобиографическую прозу Дементьева «Ни о чем не жалейте вдогонку» (М., 2009) в наших библиотеках. Она не только знакомит читателей с фактами творческой биографии любимого поэта, но живо и ярко рисует целую эпоху «шестидесятников» с ее романтикой, проблемами.

Актуальные высказывания А. Дементьева о нашем времени:

«Я очень критически отношусь к тому, что сейчас происходит у нас в стране. Что меня сейчас волнует? Прежде всего образование. Та реформа, те новые стандарты, которые попыталось предложить Министерство образования, вызвали резкое неприятие со стороны очень многих серьёзных людей.

Как можно воспитать гармоничную личность, изъяв из обязательной школьной программы нашу великую литературу, историю или русский язык?! Ведь именно они формируют духовное начало человека, его умение мыслить, анализировать.

Если эти стандарты будут приняты, то лет через 20 в разные сферы нашего хозяйства, науки, искусства придёт новое поколение — не оформившиеся внутренне люди, непрофессиональные. Россию уже сейчас можно назвать страной непрофессионалов — за что ни  возьмись».

«А как можно отказаться от истории? Ведь это же вековой опыт народа! И меня сейчас очень беспокоит эта негласная установка в обществе: начинать всё с чистого листа. Что стране нашей, новой России, — 20 лет! Как 20 лет?! Нам тысячи лет! Это системе, которая пришла к власти, да — ей 20 лет. Но система сегодня одна, завтра другая.

А мы-то всё равно остаёмся государством с  богатой многовековой историей. Я вспоминаю слова Пушкина: «Кто забудет прошлое, тот  подлец». Правильно! Опыт предков необходим  нам  для осмысления сегодняшнего и завтрашнего дня. Иначе мы превратимся  в описанных  Чингизом Айтматовым манкуртов, потерявших связь со своими корнями».

«Мой отец был бедный крестьянин из тверской деревни. Но знаете, как он воспитывал меня? Каждый вечер перед сном садился ко мне на краешек кровати и читал книги.

Каждый вечер! Сказки Пушкина, рассказы Лескова, романы Жюля Верна, Дюма, «Маугли» Киплинга. Так он сформировал у меня привычку на всю жизнь — читать. И эту же привычку я старался  привить своим детям.

Именно с этого – с любви к чтению – и надо начинать жизнь, на мой взгляд».

«Знаете, как сказал один классик: «Великой страна может называться тогда, когда каждый в этой стране может сказать, что он счастлив». А вы знаете, какое количество людей в России сейчас не могут сказать это про себя? Подавляющее большинство. Вот что опасно! Вот что обидно! А я хочу, чтобы каждый был счастлив. Хотя хорошего в России достаточно.

Я ведь много езжу. И честно скажу: страна наша держится на фанатиках. Библиотекари, учителя, музейщики… Платят этим людям копейки – на такой подвижнической работе не нахалтуришь, не подзаработаешь. А значит, делают они это бескорыстно! И тех, кто готов пожертвовать своим благополучием, чтобы помочь попавшим в беду людям, тоже много.

И это залог того, что мы не пропадём».

* *  *

Я радуюсь тому, что я живу.

Я радуюсь снегам и майским радугам.

И птицам, прилетевшим в синеву.

И солнцу в небе бесконечно радуюсь.

Я радуюсь твоим глазам в ночи,

Когда они так близко счастьем светятся.

Когда слова, как руки, горячи…

Я рад всему, во что с тобой нам верится.

Пусть никогда не покидает нас

Подаренная нам земная радость.

Хоть у судьбы велик ее запас, —

Храни ту радость и душой, и взглядом.

Я радуюсь, что встретилась любовь.

Хотя казалось – встреча не случится.

Я радуюсь, что мой услышан зов,

Когда рассвет упал на наши лица.

И чтобы ни пришлось изведать мне,

Я все приму, к чему был небом призван.

Нет ничего прекрасней на земле,

Чем просто радоваться жизни.

* * *

Я иногда спохватываюсь вдруг: 

Уходят годы – сделано так мало!

А жизнь меня и била, и ласкала.

Но оглянуться вечно недосуг.

И суета – как океан за бортом…

У каждого из нас такой режим,

Что мы сперва принадлежим заботам,

А уж потом себе принадлежим.

И как бы не сложилась жизнь вначале,

И чтоб не ожидало нас потом, —

Благословляю все ее печали,

Рассвет и вечер за моим окном.

* * *

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!-

Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить.

Плечо надежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает наши души.

Всего-то надо — научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

* * *

При рожденье каждого из нас

В небе зажигается звезда…

Чтобы свет ее в душе не гас,

Жизнь должна быть честно прожита.

Если ж вы нарушили завет –

Многое изменится в судьбе…

Берегите тот небесный свет.

Если не хотите зла себе.

НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЙТЕ

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

Если то, что случилось, нельзя изменить.

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,

С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.

Иль о том, что случиться не может уже.

Лишь бы озеро вашей души не мутилось

Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.

Если даже за все вам — усмешка в ответ.

Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…

Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —

Поздно начали вы или рано ушли.

Кто-то пусть гениально играет на флейте.

Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —

Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.

Пусть другой гениально играет на флейте,

Но еще гениальнее слушали вы.

* * *

Обычное дело, обычный исход:

Кончаются сутки. Кончается год.

Кончается детство у школьной доски —

И вот у тебя серебрятся виски.

Над городом годы плывут чередой,

Над тем, где когда-то ты был молодой.

Кончается полдень. Кончается ночь.

Уходит беспечная молодость прочь.

Обычное дело. И нынче, как встарь,

Кончается август и снежный январь.

Кончается отпуск. Кончается даль.

Худеет опять на стене календарь.

Обычное дело. И, как ни крути,

Кончаются в мире любые пути.

За ниточку времени как ни держись,

Кончается все… Не кончается жизнь.

* * *

Я последний романтик ушедшего века.

Потому и живу по законам любви.

И душа моя, как одинокая ветка,

Что теряет последние листья свои.

Я упрямый романтик ушедшего века.

Верил я, что для счастья воспрянет земля.

Но от веры осталась лишь горькая метка,

Как от взрыва воронка, – в душе у меня.

Смотрят предки вослед, удивлённо и строго.

Нашу жизнь не понять им в далёкой дали…

Разбрелись земляки по нежданным дорогам.

И дороги опять мимо Храма прошли.

Обманулась душа, разуверилось сердце

От ушедших надежд, от нахлынувшей тьмы…

Я пытаюсь в минувшие годы всмотреться,

Где ещё оставались наивными мы.

Я последний романтик ушедшего века…

И таким я останусь уже навсегда.

Пролегла через судьбы незримая веха

Нашей веры, надежды, потерь и стыда.

***

Мне б научиться легко расставаться

С тем, что уже не продолжится вновь:

С эхом недавних похвал и оваций,

С верностью, не удержавшей любовь.

Мне б научиться легко расставаться

С теми, кто предал в отчаянный час…

С улицей детства в цветенье акаций,

С песней, которая не удалась.

Я же пока тяжело расставался

С теми, с чем проститься настала пора –

С музыкой нашего первого вальса,

С прошлым, что было грядущим вчера.

***

Все суета. И только жизнь превыше,

Когда она достойна и чиста.

И кто-то в ней уже на финиш вышел,

А чья-то жизнь лишь только начата.

Все суета. Престижный чин и кресло…

Пускай другие гибнут за металл.

Не занимать бы лишь чужого места,

Не млеть от незаслуженных похвал.

Все суета — и клевета, и зависть,

И неудачи в собственной судьбе.

Лишь одного я вечно опасаюсь —

При всех властях не изменять себе.

***

Скучаю по Советскому Союзу.

Грущу по незабытым временам,

Когда впервые мне явилась Муза,

Когда душа молилась именам…

Мы были и доверчивы, и робки.

И простодушны были, и смелы.

Как мнут теперь нас на дорогах пробки,

Так мяли в прошлом властные углы.

Я не хочу возврата к давним страхам:

Под чьим-то взглядом петь или дружить.

Былая жизнь вдруг обернулась прахом.

Но что-то же под ним осталось жить.

Скучаю по Советскому Союзу…

Не по тому, что нам держал петлю,

А по тому, что подарил мне Музу.

И не сводил всю нашу жизнь к рублю.

Скучаю я по молодости нашей.

Что не умела рвать завидный куш.

Скучаю по наивности вчерашней

И по всеобщей родственности душ.

К цинизму мы тогда не привыкали

И думали не только о себе…

И не копались наглыми руками

В чужой беде или в чужой судьбе.

А ныне на экране взлёт нежданный

Империи цинизма, страха, зла…

Я не хочу, чтоб с этого экрана

Мне прямо в душу чья-то кровь текла.

* * *

Пришли плохие времена.

Авторитет России продан…

Идет холодная война

Между властями и народом.

Идет холодная война

От пораженья к пораженью.

Ни та, ни эта сторона

Не проявляют сожаленья.

И станут биться до конца.

Одни, – чтоб выжить на пределе.

Другие – в поисках лица,

Чтоб люди верить захотели.

Но их надежда не сбылась.

Нас так обманывали часто,

Что как бы ни менялась власть,

Здесь не меняются несчастья.

Идет холодная война…

И гибнут вера и надежды.

И власть опять обречена.

А я кричу – «Россия, где ж ты?!»

* * *

В России отныне есть два государства:

Одно – для народа, другое – для барства.

В одном государстве шалеют от денег.

В другом до зарплаты копеечки делят.

Меж ними навеки закрыты границы.

О, как далеко огородам до Ниццы!

Не ближе, чем отчему дому – до виллы.

Когда-то таких поднимали на вилы.

В России отныне есть два государства.

В одном одурели от бед и от пьянства.

В другом одурели совсем от другого…

Но мне не к лицу неприличное слово.

Элитные жены – принцессы тусовок.

Российские бабы – Российская Совесть.

Однажды мое государство взъярится.

Пойдет напролом и откроет границы.

И будет в России одно Государство.

А все остальное – сплошное лукавство.

* * *

Я прожил нелегкую жизнь:

Репрессии, голод, война…

Мне сердце шептало:

«Держись!

Иные придут времена…»

Пришли…

Но не те, что я ждал.

Пришли времена «воротил»,

Эпоха ворюг и менял,

И вновь этот мир мне не мил.

А нас – ту великую часть,

Что держит страну на плечах,

Ввергают, как прежде, в напасть,

Чтоб свет в наших душах зачах…

Читайте также:  Выступление классного руководителя. последний звонок

Я прожил нелегкую жизнь.

И злобится память моя.

А сердце мне шепчет:

«Держись…»

Держусь за таких же, как я.

Фото с сайта http://andreydementiev.com/photo.html

Источник: http://vokrugknig.blogspot.com/2013/07/blog-post_16.html

Лексика стихотворений Андрея Дементьева семантико-стилистический аспект — диплом (2152)

Содержание

  • Введение 3
  • Глава I. Проблемы изучения языка художественного произведения 8
  • 1.1. Актуальные вопросы лексико-семантического анализа художественного текста 8
  • 1.2. Лексика художественного произведения как составляющая индивидуального стиля писателя 15
  • Глава II. Аспекты семантико-стилистического анализа лексики стихотворений А. Дементьева 1950-х – 2000-х гг. 18
  • 2.1. Тематическая классификация лексики стихотворений А. Дементьева 18
  • 2.2. Экспрессивно-стилистический потенциал лексических средств 31
  • 2.3. Поэтический идиостиль А. Дементьева 38
  • Заключение 48
  • Список литературы 50

Введение (отрывок)

Не вызывает сомнений продуктивность дальнейшего системного исследования языка художественных произведений А. Дементьева, индивидуального стиля поэта.

Тема нашей дипломной работы представляется актуальной, поскольку позволяет не только обратиться к проблемам художественного творчества поэта, но и внести вклад в реализацию теоретических и практических задач современной лингвистической науки, парадигмы гуманитарного знания в целом.

Новизна дипломной работы заключается в том, что в современной критике и лингвистической науке никогда ранее не предпринимались попытки семантико-стилистического изучения лексики стихотворений А. Дементьева, рассмотрения ее как составляющей индивидуального стиля писателя.

Цель работы: изучить специфику употребления лексики стихотворений А. Дементьева в рамках целого поэтического текста.

Для достижения цели исследования необходимо решить ряд следующих задач:

• рассмотреть актуальные вопросы лексико-семантического анализа художественного текста в современной лингвистике;

• определить лексику художественного произведения как составляющую индивидуального стиля писателя;

• …

Заключение (отрывок)

Концепты время, любовь, душа, своеобразно моделируемые А. Дементьевым, выражены взаимосвязанными репрезентантами, которые порождают ряд мотивов и образных ассоциаций в творчестве поэта. Лингво-когнитивный уровень языковой личности А.

Дементьева, определенный названными выше концептами, связан с коммуникационным – идиостиль поэта объясняет развитие его идиолекта.

Ярче всего это проявляется в тематической группе «Время» и в соответствующем концепте, репрезентируемом лексемами данной группы.

В начале творческого пути поэт испытывает глубокий интерес к прошлым, но по времени близким его жизни историческим событиям, непосредственным участником которых он не был. В 2000-е годы Дементьев пытается оценить пережитое за шесть десятилетий.

На протяжении многих лет основными для поэта остаются ценностные ориентиры, определенные в истоке творчества Этим объяснимо развитие идиолекта писателя, появление в его творчестве как социально направленных, так и наполненных общечеловеческой, всемирно литературной тематикой и проблематикой произведений.

Список использованной литературы

  • 1. Дементьев 1983 Дементьев А. Азарт: Книга лирики. М., 1983.
  • 2. Дементьев 1996 Дементьев А. Аварийное время любви. Стихи, статьи, песни. М., 1996.
  • 3. Дементьев 2005 Андрей Дементьев // Строфы века. Антология русской поэзии / Сост. Е. Евтушенко. Минск-Москва, 2005.
  • 4. Дементьев 2009, 2011 Дементьев А. Стихи («Я последний романтик ушедшего века…» (2009), «Двадцать лет исполнилось России» (2011)) // Ресурс доступа: http://andreydementiev.com/poems.html.
  • 5. Айтматов 1981 Айтматов Ч. Буранный полустанок (И больше века длится день). М., 1981.
  • 6. Барлас 1986 Барлас В. Ассоциативный поиск // Новый мир. 1986. №7. С. 224-239.
  • 7. Вежбицкая 1997 Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.
  • 8. Виноградов 1980 Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980.
  • 9. Григорьев 1983 Григорьев В.П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. М., 1983.
  • 10. Жолковский 1996 Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты – Тема – Приемы – Текст. М., 1996.
  • 11. Караулов 2010 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2010.
  • 12. Лотман 1998 Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 14-288.
  • 13. Миллер 2000 Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. №4. С. 39-45.
  • 14. Реброва 2002 Реброва И.В. Дискурсный подход к тексту (теория и практика) // Современная русистика: проблемы, пути решения: Материалы докладов и сообщений международной научно-практической конференции. СПб., 2002.
  • III. Научно-критическая литература
  • 15. Арутюнова 1997 Арутюнова Н.Д. Время: модели и метафоры // Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997. С. 57-61.
  • 16. Бак 2003 Бак Д. Просто сложно просто («разгерметизация» поэзии как литературный факт) // Арион. 2003. №2.
  • 17. Бансимба 2007 Бансимба М. Концепт время в русской, французской и конголезской языковых картинах мира: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Ростов-н/Д., 2007.
  • 18. Винокур 1959 Винокур Г.О. О задачах истории языка // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С. 207-226.
  • 19. Воркачев 2001 Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72.
  • 20. Воркачев 2002 Воркачев С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3: Аспекты метакоммуникативной деятельности. Воронеж, 2002. С. 79-95.
  • 21. Воркачев 2003 Воркачев С.Г. Сопоставительная этносемантика телеономных концептов «любовь» и «счастье» (русско-английские параллели): Монография. Волгоград, 2003.
  • 22. Воркачев 2003а Воркачев С. Г. Концепт как «зонтиковый термин» // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 24. М., 2003. С. 5-12.
  • 23. Воркачев 2003б Воркачев С.Г. Концепт любви в русском языковом сознании // Коммуникативные исследования 2003: Современная антология. Волгоград, 2003. С. 189–208.
  • 24. Дом Зингера. Публикация Елены Зиновьевой // Нева. 2008. №12.
  • 25. Иванова 2006 Иванова И.А. Концепт любовь и его концептосфера в истории русского языка: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2006.
  • 26. Казак 1996 Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М., 1996.
  • 27. Кислова 1998 Кислова Е.П. Метафора в поэзии и прозе: семантико-стилистический аспект: Автореф. дис. … канд. филол. н. Уфа, 1998.
  • 28. Лобанова 1984 Лобанова И. Андрей Дементьев: «Не жалейте доброты» // Смена. Сентябрь. 1984. №1399.
  • 29. Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Опыты описания идиостилей. М., 1995.
  • 30. Самадова 2012 Самадова Д.А. Семантико-стилистическая характеристика лексики произведений В.М. Шукшина: Автореф. дис. … канд. филол. н. Махачкала, 2012.
  • 31. Федин 1957 Федин К. Писатель. Искусство. Время. М., 1957.
  • 32. Хайдарова 2006 Хайдарова И.Н. Лингвоспецифические характеристики концепта «время» // III Международные Бодуэновские чтения: И.А.Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23-25 мая 2006 г.): труды и материалы: в 2 т. Казань, 2006. Т.1. C. 125-128.
  • 33. Шмелев 2000 Шмелев А.Д. Можно ли понять русскую культуру через ключевые слова русского языка? // Мир русского слова. 2000. №4. С. 46-51.
  • 34. Шмелев 2009 Шмелев А.Д. Русская языковая картина мира: системные сдвиги // Мир русского слова. 2009. №4. С. 11-21.
  • 35. Щерба 1957 Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 26-44.
  • IV. Словари и энциклопедии
  • 36. Даль 1981 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981.
  • 37. КЛЭ Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1978.
  • 38. ЛЭС 1990 Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  • 39. Ожегов 1999 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М., 1986.
  • 40. МАС 1999 Словарь русского языка: В 4-х т. М., 1999.
  • 41. Степанов 1997 Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
  • 42. Ушаков 1995 Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. // Репринтное издание: М., 1995.

Код: 2152

Тип работы: диплом

Количество страниц: 50

Год: 2013

Стоимость: 2000 руб.

Источник: https://diplomcat.ru/uslugi/ready/r2152.html

УчПортфолио.ру

Советский и российский поэт, журналист, теле- и радиоведущий Андрей Дмитриевич Дементьев родился 16 июля 1928 года в Твери.
 

В 1946 году, окончив школу, Дементьев поступил в Калининский государственный педагогический институт (КГПИ, ныне — Тверской государственный университет).
 

5 сентября 1948 года в газете «Пролетарская правда» было напечатано его первое стихотворение «Студенту».
 

В 1949-1952 годах Дементьев учился в Литературном институте имени Горького, куда он поступил по рекомендации известных поэтов Сергея Наровчатова и Михаила Луконина прямо с четвертого курса КГПИ.

После возвращения в родной город Дементьев работал литературным сотрудником отдела сельского хозяйства в газете «Калининская правда» (1953-1955), заведующим отделом комсомольской жизни редакции газеты «Смена» (1955 1958), затем редактором областного комитета по радиовещанию, редактором Калининского книжного издательства (1958-1961).

В 1955 году в Калинине (ныне Тверь) вышла в свет его первая книга «Лирические стихи», позднее — несколько других поэтических сборников, в том числе «Родное» (1958), «Дорога в завтра» (1960), «Глазами любви» (1962).

Поэт активно участвовал в работе местного литературного объединения, постоянно сотрудничал в литературно художественном и общественно политическом альманахе калининских писателей «Родной край».

Здесь он стал первым лауреатом премии имени Героя Советского Союза Лизы Чайкиной областной комсомольской организации. В 1958 году Дементьев вступил в члены Союза писателей РСФСР.

 

В 1967 году Андрей Дементьев переехал в Москву, где до 1972 года работал в ЦК ВЛКСМ.

С 1972 года по 1981 год он был первым заместителем главного редактора, а с 1981 по 1993 год — главным редактором популярного литературно художественного издания «Юность», тираж которого при нем достигал 3,3 миллиона экземпляров.

Благодаря Андрею Дементьеву журнал открыл немало талантливых писателей, печатал романы, повести, стихи современных мастеров литературы — Василия Аксенова, Аркадия Арканова, Беллы Ахмадулиной, Бориса Васильева, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы, Леонида Филатова и других.

 

С конца 1980-х годов Дементьев начал работать на телевидении, был ведущим передач «Добрый вечер, Москва», «Клуб молодоженов», «Браво», «Семейный канал», «Воскресные встречи».

С 1997 года по 2001 год он работал в Израиле в качестве шефа бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке. За это время вместе с коллегами он создал три телевизионных фильма, посвященных Израилю, и Святой земле.

С марта 2001 года Андрей Дементьев работал политическим обозревателем «Радио России», был ведущим еженедельной авторской программы «Виражи времени», за которую был удостоен «Гран-при» Всероссийского фестиваля «Вдохновение». С 2005 года на канале ТВЦ вместе с журналисткой Кирой Прошутинской Дементьев вел ток шоу «Народ хочет знать». 

Дементьев — один из известнейших российских поэтов второй половины ХХ века. Диапазон его творчества — от новелл о Михаиле Калинине («Август из Ревеля», 1970) до текстов к широко известным лирическим песням советской эпохи.

На стихи поэта написаны десятки популярных песен — «Баллада о матери», «Отчий дом», «Лебединая верность», «Яблоки на снегу», «Алёнушка», «Чайки над водой», «Каскадеры».

Все эти песни, начиная с 1974 года, становились лауреатами телевизионных конкурсов в России и за рубежом.

Соавторами Дементьева являются известные композиторы Раймонд Паулс, Евгений Дога, Никита Богословский, и многие другие.

 

Дементьев — автор более 40 поэтических сборников, тираж которых превысил миллион экземпляров. Его стихи переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, венгерский, болгарский, румынский, хинди и другие языки. Книги Андрея Дементьева вышли в десятках стран мира.

В феврале 2009 года в издательстве «Эксмо» вышла книга автобиографической прозы Андрея Дементьева «Ни о чем не жалейте вдогонку», повествующая о людях, с которыми поэту довелось общаться, дружить и работать: Михаил Шолохов, Галина Вишневская, Мстислав Ростропович, Джина Лоллобриджида, Чингиз Айтматов, Зураб Церетели, Булат Окуджава, Мирей Матье, Андрей Вознесенский.

В течение многих лет Дементьев принимает активное участие в деятельности общественных организаций: был заместителем председателя Советского комитета защиты мира, членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям, председателем правления Фонда реставрации старой Москвы. Несколько лет был председателем Государственной экзаменационной комиссии в Литературном институте.

 

С 2008 года Андрей Дементьев – член Общественной палаты Российской Федерации, член Комиссии по поддержке средств массовой информации как основы гражданского общества, обеспечению свободы слова и доступа к информации.

В 1981 году Андрей Дементьев стал лауреатом премии имени Ленинского комсомола. В 1985 году за книгу лирики «Азарт» ему была присуждена Государственная премия СССР.

В 2005 году за книгу «Стихотворения» Дементьеву была присуждена литературная премия имени Александра Невского «России верные сыны».

В 2007 году поэт стал обладателем литературной Бунинской премии. Награда была вручена за несколько сборников стихотворений последних двух лет – «Стихотворения», «Избранное», «Новые стихи» и «Я живу открыто».

Андрей Дементьев награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998), Ленина (1988), Октябрьской Революции (1984), Трудового Красного Знамени (1984), «Знак Почета» (1970), серебряной медалью ВДНХ СССР.

За активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности в 1998 году поэту был вручен Памятный знак Российского фонда мира «Символ мира», в 2002 году он был награжден высшей наградой фонда – Золотой медалью.

В 1999 году Дементьеву было присвоено звание «Почетный гражданин города Твери». Кроме того, в том же году он был удостоен высшей награды губернатора Тверской области — почетного знака «Крест святого Михаила Тверского».

В 2009 году мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг вручил в Дементьеву специальную награду за вклад в мировую культуру и укрепление отношений между Россией и США.

Андрей Дементьев женат, у него две дочери.

Он любит классическую музыку, особенно творчество Фредерика Шопена и Петра Чайковского, классический балет, гордится многолетней дружбой с Майей Плисецкой.

 
                 

Источники:
 www.mk.ru/

ria.ru/
poetrylibrary.ru/

Источник: http://www.uchportfolio.ru/blogs/read/?id=1869

Ссылка на основную публикацию