Анализ стихотворения николая рубцова «журавли»

Анализ стихотворения Рубцова “Журавли

Русская поэзия весьма символична, что связано, в первую очередь, с народными приметами, преданиями и легендами, которые красной нитью проходят через творчество большинства автором.

Среди них – Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Фет и Баратынский… Традиции русских классиков при всем жанровом и стилистическом разнообразии поэзии являются незыблемыми, поэтому символы в своем творчестве используют поэты 20 и 21 веков, одним из которых является Николай Рубцов.

В своем стихотворении “Журавли” он мастерски обыгрывает образ гордой и красивой птицы, которая у всех славян символизирует смену времен года. Прилет журавлей совпадает с началом весны, с ним связано поверье о том, что наступает время посевной.

В то же время второй раз эти птицы дают о себе знать поздней осенью, когда собираются в клин, чтобы лететь на юг.

И, как точно подмечает в своем стихотворении Николай Рубцов, прощальный журавлиный крик ассоциируется с приближающейся зимой, когда птицы возвещают “предназначенный срок увяданья”.

Однако у этого символа есть и еще одно, исключительно славянское, значение. Журавлиный клин, взмывающий в небо, словно бы подводит черту под очередным жизненным этапом.

Испокон веков на Руси, провожая этих гордых птиц на юг, крестьяне осеняли себя знамением, моля о том, чтобы дожить до весны, не погибнув от голода.

Таким образом, люди словнобы прощались с миром, и их душевному состоянию вторил “улетающий плач журавлей”.

Возможно, память об этой традиции, передаваемая на генетическом уровне из поколения в поколение, в свое время заставило Николая Рубцова с нетерпением и некой обреченностью дожидаться очередного октября, чтобы услышать, как его “позовут журавлиные крики”.

Не откликнуться на этот жалобный и полный тоски плач попросту невозможно. Как и повторить его либо передать словами, ведь журавли так же, как и люди, в этот момент прощаются с родными краями, потому что назад из теплых стран сумеют возвратиться далеко не все.

И после того, как вдалеке затихает последний журавлиный крик, по мнению поэта, “вновь сироте душа и природа”, готовясь к зимней спячке.

Стихотворение ” Журавли ” было написано Николаем Рубцовым в 1965 году, и по праву считается одним из ярчайших образцов философской лирики второй половины 20 века, напоминая всем нам о том, что человек является неотъемлемой частью природа, а значит – обязан жить по ее законам.

(No Ratings Yet)
Loading…

Анализ стихотворения Рубцова “Журавли

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-rubcova-zhuravli/

Сопоставительный анализ двух стихотворений «Журавли» Рубцова и Заболоцкого

страница 1

Приложение 2.
Сопоставительный анализ двух стихотворений “Журавли” Рубцова и Заболоцкого.

Выступление учащихся с подготовленным индивидуальным исследовательским заданием.

Пахомова Татьяна.

Я прочитала стихотворения двух разных авторов, и мне стало интересно, почему оба поэта пишут об одних и тех же птицах, а именно о журавлях. Я решила выяснить причину воспевания журавлей в стихотворениях русских поэтов.

Начну со стихотворения Н. А. Заболоцкого “Журавли”. По моему мнению, автор считал, что человек и природы едины, что мы – часть природы. После его прочтения начинаешь понимать, что всё, происходящее с нами, можно заметить в живой природе.

Смысл стихотворения в том, что природа за убийство вожака “”немногочисленного народа” возместила птицам всё, что унесла его гибель, а его переносный смысл в том, что человеческий дух бессмертен и всё хорошее вернётся к тем, кому это действительно нужно.

Журавли у Заболоцкого на фоне голубого неба похожи на стрелы, показывающие верное направление жизни, путь к вечной свободе, гордый дух.

Журавли у Рубцова не могут не обратить на себя внимания людей. Необычайная лёгкость и простота полёта белоснежных птиц завораживают. А журавлиный крик? Он, такой жалостливый и душераздирающий, будто молящий о помощи, тревожит душу каждого из нас. Только журавли могут выразить страдания и мольбы так выразительно. Поэт обратил внимание на скрытую красоту вроде бы обычных с виду птиц.

В своём стихотворении он использует перифраз “высоких своих” для того, чтобы ещё раз подчеркнуть выразительность журавлиного полёта. Мы можем их вовсе не заметить, так как журавлиный полёт простирается где-то далеко-далеко над землёй, но должны обязательно почувствовать, как при знакомом жалобном крике сердце наполнится любовью ко всему, захочется жить и радоваться жизни.

Два поэта обращались к журавлям по разным причинам, но оба они могли выразить одну мысль. Эти птицы в какой-то степени являются символом некой любви. Сиротеет душа и природа оттого, что журавли, улетая, уносят с собой частичку это любви. Любви к дому, к родным, ко всему живому…

Когда я прочитала эти стихотворения, я поняла, что из-за бешеного ритма нашей жизни, мы перестали замечать скрытую красоту природы, живых существ.

Мы видим всё лишь поверхностно, и у нас просто не хватает времени и желания углубиться, увидеть всё то, что скрыто внутри кого-то и чего-то.

И Рубцов, и Заболоцкий как бы пытаются достучаться до нас, чтобы мы обратили внимание на истинную красоту журавлей, пока не стало поздно.

Оба стихотворения чем-то схожи. Они заставляют углубиться в себя, заглянуть в свою душу. Главными героями являются журавли, эти торжественные и гордые птицы. Также я проследила общие мотивы:

Общий мотив Н. Заболоцкий Н. Рубцов
Заря И заря над ним образовала золотого зарева пятно” Меж болотных стволов красовался восток огнеликий”
Журавли Частица дивного величья”, “Два крыла, как два огромных горя”, “Рыданью горестному вторя, журавли рванулись в вышину”, “Вытянув серебряные крылья через весь широкий небосвод”. На высоких своих”, “Гордых прославленных птиц”, “улетающий плач журавлей”, “разбудят меня, позовут журавлиные крики”, “всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье и высокий полёт”.

Также эти два стихотворения в некоторых местах похожи по ритму звучания. Начало стихотворения Н. Заболоцкого и всё стихотворение Н. Рубцова имеют плавный, размеренный ритм, похожий на взмах журавлиных крыльев. Мне кажется, что поэты рисуют журавлей довольно похоже.

Главные герои двух стихотворений – журавли, но если у Заболоцкого эти птицы представлены гордыми, свободолюбивыми стремящимися в небо птицами, то у Рубцова они напоминают больше сказочные существа, символизирующие прощание с летом, наступление осени, а вскоре и зимы. Все уныло смотрят журавлям вслед, как будто на своих крыльях они уносят с собой последние летние деньки.

В первом стихотворении у меня возникает чувство гордости за этих свободных птиц. Второе же вызывает у меня чувство печали и уныния оттого, что прошло лето. Но всё же… журавли скоро вернутся, и с ними обязательно придёт лето и счастье!

В стихотворении Заболоцкого ключевыми словами являются: “гордый дух, высокое стремленье, волю непреклонную к борьбе”, “утопая в борьбе”. А у Рубцова: “всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье и высокий полёт этих гордых, прославленных птиц”, “вновь сиротеет душа и природа”.

У Заболоцкого больше говорится о журавлях, а у Рубцова об отношении людей к этим птицам.

Всё же я вижу много общих черт. Оба автора прибегают к описанию зари: “И заря над ним образовала золотого зарева пятно” (Н. Заболоцкий), “Меж болотных стволов красовался восток огнеликий” (Н. Рубцов).

И Заболоцкий, и Рубцов обращаются к образам журавлей, чтобы показать их гордость, независимость, свободу духа — ““гордый дух, высокое стремленье, волю непреклонную к борьбе” (Н.

Заболоцкий), “ высокий полёт этих гордых, прославленных птиц” (Н. Рубцов).

В стихотворении Заболоцкого есть строчка: “утопая в небе”. Эти слова обозначает, что журавли не просто летят в небе, они живут своей стихией, радуются небу.

Оба втора воплотили в журавлях символ красоты – душевной и физической.

Источник: http://www.klevoz.ru/nuda/sopostavitelenij-analiz-dvuh-stihotvorenij-juravli-rubcova-i-z/main.html

«Журавли» Николая Рубцова

Журавли! Ни один поэт России не обращался так часто к образу журавлей в своих стихах и песнях, как Николай Михайлович Рубцов. Услышав это заветное слово, каждый русский человек, как бы, поневоле ищет в высоком небе летящий птичий клин.

Журавли – это пока ещё не признанный всецело символ России, символ грусти, полёта к цели, свободы, независимости, равенства, душевного успокоения. Много есть светлых русских символов на исторической Руси. Это – древо жизни, вышитое орнаментом на полотенцах, что впервые выявил Сергей Есенин в философском трактате «Ключи Марии».

Это – славянская богиня Берегиня, получившая после принятия Русью византийского христианства имя Владычицы Небесной, о чём писал русский литературовед Валерий Дементьев. Это – лебедь, как символ гордости, святости и чистоты человеческих отношений. Это – цветущие луга и пашни, светлые берёзовые леса, прозрачные реки и озёра.

Это – ангелы, сопровождающие добрых людей по жизни. Много есть и тёмных символов на исторической Руси. Это – слуги дьявола в виде алчных и злых людей. Это – хищные звери: волки, преследующие людей, хитрые лисы, обворовывающие крестьянские дома, рыси, змеи и др.

Это – недобрые явления природы: тёмные дремучие леса, тучи, ураганы, омуты, тёмная дождливая ночь, метели и др. Сергей Есенин в трактате «Ключи Марии» сказал: «Существо творчества в образах разделяется так же, как существо человека, на три вида: душа, плоть и разум. Образ от плоти можно назвать «заставочным» (метафорическим, – прим.

автора), образ от духа «корабельным» (плывущим – прим. автора), а третий образ от разума – ангелическим (преобразующим «заставочный» и «корабельный» образы – прим. автора).

Ф.И.Тютчев (1803 … 1873 г.г.) в стихотворении «Вечер» связывает колокольный звон с шумом от стаи журавлиной:

Как тихо веет над долинойДалёкий колокольный звон,Как шум от стаи журавлиной, –

И в звучных листьях замер он.

А.А.Фет (1820 … 1892 г.г.) – «сын севера», как он признавался в одном из стихотворений, очень остро чувствовал природу, глубоко заглянул в небо, увидел звёзды и журавлей. Уже в юности, в 1842 г. поэт размышляет об осенних журавлях и с надеждой пишет:

Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо? С криком летят через дом к тёплым полям журавли,Жёлтые листья шумят, в березнике свищет синица,

Ты говоришь, что опять теплой дождёмся весны …

В другом стихотворении в 1854 г. А.А.Фет видит в весенних журавлях вестников обновляющейся жизни: Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях …

А.А.Блок (1880 … 1921 г.г.) в стихотворении «Осенний день» в 1909 г., видимо, серьёзно задумался, о чём это плачут журавли, если написал такое:

Овин расстелет низкий дым,И долго под овиномМы взором пристальным следимЗа лётом журавлиным… Летят, летят косым углом,Вожак звенит и плачет…О чём звенит, о чём, о чём?

Что плач осенний значит?

И у А.Блока нет ответа о смысле лёта журавлиной стаи. Не просмотрел журавлей и С.Есенин (1895…1925 г.г.).

Отговорила роща золотаяБерёзовым весёлым языком,И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Есенин, вольно или невольно, попытался дать ответ Блоку на его вопрос о смысле плача журавлей. Но даже Есенин с его абсолютным эстетическим вкусом триединства образа, судя по смыслу текста, увёл журавлей от сострадания к судьбам людей.
Однажды и известный русский поэт Е.Исаев взглянул на окружающий мир и сказал:

Как синим полотенцем,По глазам – И мир открыл я!Мир!И поземельный И надземельныйС множеством чудес – С лохматым псом,С бадейкой журавельной

И журавлиной музыкой с небес.

Вологодская поэтесса О.Фокина в одном из своих стихотворений с эпиграфом из Н.Рубцова «Не купить мне избу над оврагом…» пишет: Всякая дикая птица – Сокол, журавль, соловей – Больше, чем смерти боится –

Знаю! – неволи своей.

В пятидесятые годы 20-го века популярной была песня «Осенние журавли». Вот фрагмент этой песни:

Здесь под небом чужим, я как гость нежеланный,Слышу крик журавлей, улетающих вдаль,Ах, как больно душе слышать зов каравана,

В дорогие края провожаю их я.

Вот всё ближе они и всё громче рыдают,Словно горькую весть мне они принесли.Так скажите же вы, из какого вы края

Читайте также:  Если вы хотите стать переводчиком

Прилетели сюда на ночлег журавли?

Рубцов, очевидно, знал эту песню братьев Жемчужниковых. Её пели в русских семьях после войны по всей России.

В том числе, в московских дворах, которые размещались среди малоэтажных домов вокруг Садового кольца, где гоняли голубей и даже играли в футбол, разбивая стёкла первых и вторых этажей. Эта песня не оставляла равнодушными русских людей и в настоящее время.

В 1955 году в стихотворении, посвящённом другу юности Николаю Белякову (Приютино, Ленинградская обл.) и в связи с услышанной от него песней, Рубцов впервые упоминает журавлей:

И дубы вековые над намиОживлённо листвою трясли.И со струн под твоими рукамиУлетали на юг журавли…

В другом раннем стихотворении «Любовь» (примерно 1957…1958 г.г.) Н.Рубцов пишет:

Я брожу по дороге пустынной.Вечер звёздный, красивый такой.Я один. А в лугу журавлиномМой товарищ гуляет с тобой. В стихотворении «У сгнившей лесной избушки» (1964 г.) Рубцов снова упоминает журавлей: Летят журавли высокоПод куполом светлых небес,И лодка, шурша осокой,

Плывёт по каналу в лес.

В удивительной по силе воздействия на слушателей песне «В минуты музыки» (1966 г.) Николай Рубцов вновь использует образ журавлей:

В минуты музыки печальнойЯ представляю жёлтый плёс,И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз,

И первый снег под небом серымСреди погаснувших полей,И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей.

В стихотворении «Купавы» (1967 г.) Рубцов пишет:

Как далеко дороги пролегли!Как широко раскинулись угодья!Как высоко над зыбким половодьем

Без остановки мчатся журавли!

В лучах весны – Зови иль не зови! – Они кричат всё радостней, всё ближе …Вот снова игры юности, любви

Я вижу здесь … но прежних не увижу.

Рубцов пишет, конечно, не думая о будущих анализах своей поэзии. Он ведёт описание видимой картины весны, полёта весенних журавлей, которых не остановить как жизнь, какдвижение. Человек, наблюдатель, – каково бы ни было твоё желание, – не в силах прервать полёт.

О связи с родной землёй и журавлями поэт в стихотворении «Посвящение другу» (1968 г.) сказал:

Не порвать мне мучительной связиС долгой осенью нашей земли,С деревцом у сырой коновязи,

С журавлями в холодной дали …

Эта уже совсем другая картина. Кажется, видна обыкновенная констатация эпизода и фотография момента, а на деле светлые мазки художника.

Многие друзья поэта и исследователи отмечали кажущуюся простоту поэзии Николая Рубцова.
И вот подходим к необыкновенному стихотворению «Журавли». Оно датировано августом 1964 г.

, опубликовано в октябре 1965 г. и затем вошло в известную книжку Рубцова «Звезда полей».

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий.Вот наступит октябрь ­ и покажутся вдруг журавли! И разбудят меня, позовут журавлиные крики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали.

Первое четверостишье – картина природы, наблюдаемая автором и ожидание подлёта журавлей.

И реакцию самого автора – «И разбудят меня, позовут журавлиные крики» – следует понимать в переносном смысле: разбудят спящую часть души! И опять Николай Рубцов – мастер двойного смысла текста, но подтекст рассчитан на сопереживание читателя, а не на проявление эгоис-тического или животного инстинкта, как это видно у многих поэтов – «технарей» рифмы и ритма.

Широко на Руси предназначенный срок увяданьяВозвещают они, как сказание древних страниц,Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданьеИ высокий полет высокий полёт этих древних

прославленных птиц.

Во втором и, особенно, в последующем, третьем четверостишьях Николай Рубцов фактически ответил на вопрос А.Блока, о чём звенят и плачут журавли.

Широко на Руси машут птицам согласные руки,И забытость болот и утраты знобящих полей -Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,Далеко разгласит улетающий плач журавлей…

В третьем и четвёртом четверостишьях поэт полностью соединяет летящих журавлей и оставшихся на грешной земле людей. В небе летят души ушедших предков и надежды живущих. Как в своё время сказал А.Фет, улетающий плач журавлей исходит от грусти прощания с русскими полями.

Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа

Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их.

И здесь Рубцов обращается к людям: Выходите, не пропустите летящие души (родителей, братьев и сестёр, всех ушедших)! И далее поэт, предупреждая немудрое высказывание о журавлях, говорит стоящему рядом собеседнику: – Молчи! Николай Рубцов, как и многие до него, заглянул в небо, но заглянул глубже своих предтечей.

Поэт первым показал непрерывность лёта журавлей, раскрыл образ-символ летящей стаи журавлей, как летящих родственных душ. Вот пропали вдали журавли и осиротела душа грешного человека, осиротела и природа без улетевшей родной стаи. О необычности стихотворения «Журавли» и необходимости его глубокого прочтения впервые высказался В.Н.Бараков.

И если следовать концепции С.Есенина в статье «Ключи Марии», то можно определить, что образ журавлей отвечает триединству видов творчества: «заставочному», корабельному и ангелическому.

Проведённый анализ заложенной идеи стихотворения «Журавли» показывает, что образ-символ журавлей может стать одним из базовых светлых духовных символов России, возрождающейся от атеизма, тотального материализма и поднимающегося эгоцентризма. Вологодский самодеятельный композитор Алексей Шилов записал и подарил Рубцову пластинку с песней «Журавли».

Эта песня вошла в антикриминальный советский фильм «Змеелов», она исполняется многими бардами. В течение многих последних лет об этой пророческой песне ни по телевидению, ни по радио никакой информации.

Известный русский поэт Валентин Сорокин так написал о погибших журавлях на Севере России (лето 2000 г.):

Бедные не платят за богатых,На врагов не плачутся враги.

Сбереги влюблённых и крылатыхИ не предающих сбереги!В мире ужас воцарится тихо,Там и тут безлунье, там и тут,Если журавель и журавлиха – Две последних песни – упадут.

Аналогичные и более глубокие мысли и сопереживания о судьбах людей и судьбах наших братьев и сестёр, летящих в небе, встречаются неожиданно и встретятся в новых стихотворениях о журавлях.

Русские люди! Посмотрите на небо! Взгляните на высоких своих! Об этом просил Николай Михайлович Рубцов.

Источник: http://rubcow.ru/index.php/publikatsii-kirienko-malyugina/stati-o-rubtsove/193-zhuravli-nikolaya-rubtsova

Методическая разработка по теме: Литературный проект «Родина и природа в лирике Н. Рубцова»

Литературный проект «Родина и природа в поэзии Н. Рубцова»

  « Поэты помогают человеку открыть очи, направленные

                                                   внутрь» (Уильям Блейк)

Проект — долгосрочный

Цели проекта:

1) Помочь ученикам перейти от уровня содержания к уровню смысла, помочь прийти к осмыслению авторского отношения к изображаемому

2) Продолжить обучение языку словесного искусства (обучающая и развивающая цель)

3) Способствовать развитию литературных способностей ребёнка; эмоциональной чуткости к слову; образной конкретизации и образному обобщению словесных образов ( развивающая )  

4) Продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать поэтический текст

5) Расширить культурный кругозор ребёнка ( развивающая )

6) Учить учащихся оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей

В течение определённого времени класс работал над проектом

Диагностические цели:

1) Что смогут узнать ученики из моих уроков?

Узнают о том, что Н.М.Рубцов – поэт, который смог ясно и точно, поэтично и любовно описать Россию, узнают трудную биографию поэта.

2) Какие понятия ученики освоят на уроках?

Познакомятся со средствами выразительности, которые использовал в своём творчестве Н.Рубцов

3) Чему научатся, какие умения будут осваивать ,на каком уровне?

Будут учиться работать с книгой

— отбирать нужный материал по заданной теме;

— передавать в выразительном чтении чувства автора;

— определять отношение автора к природе, Родине;

— совершенствовать умение определять тему, зрительно конкретизировать образы.

4) В какой самостоятельной деятельности проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома? (индивидуально)

Я поставила учебную задачу в творческой форме (но можно и в форме проблемного вопроса)

Творческое задание:

  1. Подобрать живописные и музыкальные иллюстрации к стихам поэта.
  2. Стать актёрами-чтецами
  3. Изучить биографию поэта
  4. Стать художниками-иллюстраторами
  5. Составить киносценарий
  6. Оформить папку по творчеству Н.Рубцова
  7. Компьютерная презентация (если возможно)

 Группы:

Биографы

Музыковеды

Сценаристы

Литературоведы

Художники

Презентация проекта

Оборудование: музыка, биографическая карта, портреты и фотографии, картины, иллюстрации

1-я часть презентации

  1. Исполнение песни на стихи Н.Рубцова «В  горнице»

Н.Рубцов родился в посёлке Емецк архангельской области, 3 января 1936 года. отец его работал в сельпо. мать была с детьми. которых было шестеро – 3 девочки и 3 мальчика: Надежда (1922 г.), Галина (1928 г.), Алик (1932 г.), Николай (1936 г.), Борис(1939 г.), Надежда (1941 г.). Через полгода после рождения Николая отца переводят на работу в Няндомский леспромхоз.

Начинаются переезды, а вслед за ними страшные утраты в семье Рубцовых. В 40-м году умирает 17-летняя сестра Надя, уже работавшая счетоводом в райпо. в 1942 году уходит на фронт отец. через месяц умирает мать – Александра Михайловна, главная опора и надежда своих детей. диагноз –хроническая болезнь сердца.(сохранились мемуарные записи: с. 351.

«Золотой ключик»

…Этот цветочек маленький

Как я любил и прятал!

Нежил его,- вот маменька

Будет подарку рада!

Кстати его, не кстати ли,

Вырастить всё же смог…

Нёс я за гробом маменьки

Аленький свой цветок

        На руках 13-летней Гали, сестры Рубцова, умирает маленькая Надя. Так умерла последняя надежда, третья. Двух умерших девочек звали Надеждами – странный символ видится в том.

        Колю забирает к себе соседка. Потом пропадают карточки на хлеб, вина падает на семилетнего мальчика, и он убегает в лес. Живёт там неделю, а потом возвращается. Колю отправляют в детдом. Он пешком уходит оттуда в город, к сестре. Его снова находят и отправляют за сотни километров – в НИКОЛЬСКИЙ детский дом  Тотемского района. ( позднее в стихах он скажет так:

Мать умерла

Отец ушёл на фронт…)

Никольское Рубцов всегда считал своей Родиной.Здесь он закончил семилетку и отсюда отправился в г. Тотьму в лесотехнический техникум. Мальчишкой, не видевшим моря. бредил им. мечта привела его, 16 –летнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно. Манили и большие города. в 1955 г. он уже работает в Ленинграде, отсюда на 4 года уходит служить на флот.

        Вернувшись в Ленинград, он работает на Кировском заводе. заканчивает вечернюю школу, ходит в литературное объединение. в 1962 г. проходит творческий конкурс в литературный институт им. М.Горького. К этому времени уже были созданы: «Детство», « Видение на холме» и др.

        В 1963 году перевёлся на заочное отделение и надолго исчез из Москвы .Уехал в Никольское. Там много работал. создал за одно лето около 50-и  стихотворений.

         Всю короткую жизнь он прожил так, !как будто ветер гнал…по ней, по всей земле – по сёлам и столицам».Он любил ходить пешком, любил облака над головой, кусты по обочине дороги. деревенские просёлки,вбирая в себя дорожные впечатления.

Исполняется песня на стихи Н.Рубцова «Букет»

        Поэт часто менял профессии: он был слесарем – сборщиком, кочегаром. за публикации своих стихов получал гроши (публикации в районных и областных газетах )

        Не зная чем заработать, он собирает для заготконторы то ягоды, то грибы. то вербуется на вырубку леса. До 1968 года у него нет своего угла.  Наконец он получает место в общежитии. Рубцов много ездил и повидал, но ближе и родней северной природы ничего не нашёл.

 Учащийся читает стихотворение «Тихая моя Родина»

Рубцовской лирике передались в наследство от Пушкина, Тютчева, Кольцова, Есенина интерес и любовь к природе.

Чтение стихотворения «Берёзы»

Чтение стихотворения « Ласточка»

В конце 60 – х годов жизнь поэта вроде бы наладилась. В Москве его окружили своим вниманием поэт – вологжанин яшин. Астафьев, Белов. В 1970 году выходит последнее пожизненное издание Н. Рубцова – книга стихов «Шум сосен».

Поэт успел подготовить к печати книгу «Зелёные цветы».Но его силы были подорваны. Поэт как бы предсказывал смерть сам « Я умру в крещенские морозы».Он погиб в крещенскую ночь 19 января 1871 года. Ему исполнилось 35 лет.

Читайте также:  Ищем репетитора по русскому языку по скайпу

Звучит песня на стихи Рубцова «Плыть, плыть».

В 1973 году на могиле поэта был поставлен памятник. На мраморной плите – бронзовый барельеф. у подножия памятника выбита на камне строка поэта «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Учащийся читает стихотворение Н.Рубцова «Россия! Русь» Храни себя, храни»

Продолжается монтаж стихов Н.М.Рубцова

  1. «Журавли»
  2. «Я буду скакать по холмам задремавшей  отчизны»
  3. «Старая дорога»
  4. «Над вечным покоем»»в минуты музыки»
  5. «Доволен я буквально всем»

2-я  часть презентации

  1. Доклад «Образы растений в поэзии Николая Рубцова»

Насколько важен для лирического героя Рубцова окружающий его растительный мир, можно судить по тому количеству и разнообразию образов деревьев, цветов, которые представлены в текстах стихотворений.

Помимо упоминаний таких природных «стихий», как лес, поле, луг, в стихотворениях встречаются конкретные образы деревьев.

– ивы, сосны, тополя, берёзы, дубы, осины и других, цветов – ромашек, колокольчиков, фиалок, трав – подорожника.

        Стоят особняком в поэтическом мире Рубцова такие образы, как «зеленые цветы», «красные цветы», «аленький цветочек»,которые трудно соотнести с реальными прототипами растений. Отдельные образы вынесены в названия произведений.

Нередко у Рубцова образ цветка или дерева составляет основу зачина стихотворения.

По признаку национальной принадлежности в лирике Рубцова можно выделить образы, относящиеся к национальному русскому пейзажу (Например, образы ивы, берёзы, сосны, тополя, подорожника).

        Тихая моя родина!

        Ивы, река, соловьи

Образ ивы связан у Рубцова с мотивами детских воспоминаний, образом матери.

        Я лучше помню

        Ивы над рекой

        И запоздалый

 В поле огонёк

        Дремлет на стене моей

        Ивы кружевная тень

Образ ивы часто выступает у Рубцова как символ Родины, национальной судьбы.

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

К образам, символизирующим «национальное, родное». можно отнести и образ «кривых тополей». Северные тополя не имеют той стройности, .которая свойственна южным.

Символически выделен образ ромашек в стихотворении «Над вечным покоем» Ромашки – это тоже символ Родины. Обобщённый образ цветов часто символизирует собой смерть. Например:

Среди цветов

В обыденном гробу

Когда ж почую близость похорон,

приду сюда, где белые ромашки…

По утрам, умываясь росой,

Как цвели они! Как красовались!

Но упали они под косой…

Замерзают мои георгины

И как антитеза  у Рубцова цветы выступают символом творчества. Выращивать стихи для лирического героя означает творить, писать стихи. Так, в стихотворении «В горнице» рядом с образом матери появляется образ «красных цветов», которые завяли, но которые, благодаря усилиям лирического героя, можно оживить: «Буду Поливать цветы», // думать о своей судьбе»

мотив выращивания цветов связан с ощущением жизни, а главное – с пониманием лирическим героем судьбы как судьбы поэта.

Не купить мне избу над оврагом

И цветы не выращивать мне…

В стихотворении «наследник розы» образ георгина связан с перенесением осеннего состояния природы на внутреннее состояние человека.

Вот-вот подует зимним, снежным.

Всё умирает…Лишь один

Пылает пламенем мятежным –

Наследник розы – георгин!

        Из поэзии Рубцова видно, что для лирического героя Рубцова переживание растительного мира связано с такими понятиями. как дом, родина, мать, путь, творчество.

2 Анализ стихотворения Н.Рубцова «Журавли»

Рубцовские «Журавли» написаны очень редким для поэзии 20-го века размером – пятистопным анапестом. Он придаёт стихотворению особую, характерную для всей рубцовской лирики плавность, завораживающую читателя. Ритм стиха у Рубцова всегда приглушён.

размыт, словно все ударные звуки куда-то исчезли, уступив место плавной и тихой мелодии, струящейся.как вода.

меж редко поставленных слов, графически пятистопный анапест рубцовского стихотворения воплощён в длинных строках стихов, раскинувшихся от правого края страницы и невольно ассоциируется у читателя с широким размахом журавлиных крыльев.

        Для Рубцова. почти не пользовавшегося словарями, передающими яркие цвета. кажется почти невероятным употребление в первом же стихе «Журавлей! эпитета «огнеликий», да ещё и в соседстве с глаголом «красоваться».

Рубцов вообще с особой любовью и болью писал о птицах: ласточка ли это, рыдающая над выпавшим из гнезда птенцом.

Да и лирический герой Рубцова в разные моменты своей непростой судьбы сравнивает себя с птицами: «И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме // На звуки гармошки, на пение и смех на лужайке…,// 2боюсь я как вольная сильная птица.

// Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!», «Словно ворона весёлая, // Сяду опять на забор!»Сам Рубцов – жестами. ОБЛИКОМ. поведением – напоминал птицу: «а жил он действительно как птица. Засыпал там, где заставала ночь…лёгок был на подъём и неутомим в бесконечных перелётах с места на место.И питался как птица.

Бывало,  тюкнет зёрнышко- другое – и в сторону. И бе рёт в руки гармонь или гитару. Словно боится набить зоб втугую, чтоб не стесняло дыхания при пении…»У Рубцова журавли наделены дивной способностью: «до конца выражать своими « неземными звуками» и полётом то, что выразить невозможно.

– душу человека: « всё, что есть в душе до конца выражает рыданье» И высокий полёт этих гордых прославленных птиц». Эпитеты «высокий» и «гордый»  в последнем стихе, словно взятом из гимна журавлям, делают поэзию Рубцова необычной. У Рубцова журавли не только символизируют наступление осени, не только притягивают к себе, но и связывают душу русского человека и душу русской природы.

Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей — .

Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавле…

Рубцов всей своей поэтической душой ласкал русскую землю. Такого восторженного взгляда на русскую природу после Есенина русская природа не чувствовала на себе.

        Рубцовские журавли соединяют историю и современность на просторах единого пространства, имя которому Русь:» Широко на Руси предназначенный час увяданья // Возвращают они, как сказания древних страниц».

Рубцов любил называть страну, в которой жил, словом «Русь». При чтении «Журавлей» кажется, что они не созданы волей поэтического воображения, не записаны рукой автора, а действительно «поэт только извлёк их из жизни родного слова», где они всегда, хотя и тайно, существовали.

В начале учебного года, определяя тему нашей будущей проектной  работы, мы с восьмиклассниками переработали массу вариантов – от творчества А.

Пушкина до произведений современных писателей – и решили остановиться на том, что было интересно всем.

Необходимо было учесть и специфику класса – это ребята живые, активные, многие из них уже не раз выступали на школьной сцене, и все эти качества нужно был использовать.

Предложенная мною «кандидатура» заинтересовала ребят. Песни на стихи Н. Рубцова многие из детей уже слышали. А некоторые строки даже могли напеть.

Вместе с учащимися мы наметили план будущей работы. Мы решили не ограничиться напечатанным вариантом проекта и его компьютерной презентацией, а задумали ещё представить небольшую литературную постановку. Общими усилиями сформулировали тему, над которой мы будем работать.

        Каждый из участников получил своё задание – исследовать одну из сфер жизни и творчества Н.Рубцова. Были определены следующие направления.

  1. Литературное творчество Н.Рубцова.
  1. Песни на стихи Николая Рубцова.
  1. Образы растений в поэзии Н.Рубцова
  1. Литературоведческий анализ стихотворений Н.Рубцова

Некоторые результаты месячной работы были представлены в композиции «Литературная гостиная. Знакомьтесь: Николай Рубцов».В неё были включены материалы, которые собрали ребята6 фотографии, записи стихов и песен.

Было запланировано также живое исполнение произведений Н.Рубцова самими учащимися.для того, чтобы кмпозиция была органичной. некоторые песни мы решили прочитать как стихотворения.

Ведь у Рубцова мало стихов как таковых – большинство из них положены на музыку.

Работа над проектом ещё пока  не закончена. В перспективе мы собираемся продолжить изучение творчества Николая Рубцова в 11-ом классе. Мы рассмотрим такую тему «Жизнь человеческой души в стихах Николая Рубцова».

Этапы работы над проектом:

Информационный: определение целей и задач проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, определение общего направления работы, углубление знаний о принципах и приёмах анализа литературного произведения.

Плановый: определение конкретной цели проекта, его задач, структуры, формы4 обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.

Поисковый: сбор и анализ информации, работа с источниками.

.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/02/04/literaturnyy-proekt-rodina-i-priroda-v-lirike-n

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Заболоцкий написал произведение под названием «Журавли» в 1948 году на этапе своей жизни.

Стихотворение само по себе очень печальное, и даже трагичное, так как сам сюжет произведения – очень необычайно. Не каждый поэт или писатель раскрывал такие эмоции и такие сюжеты.

Но поэт смог открыть те прикрытые чувства и эмоции, которые скрыты в тех образах, которые он написал и описал в произведении «Журавли».

Стихотворение большого размера, оно, если быть точнее, состоит из восьми строф, которые полностью вмещают смысл и сильные эмоции от прочитанного.

В произведении Заболоцкого «Журавли» описывается такая картина – журавли летят мирно по небу, их полет виден всем с высоты. Они – красивая стая, которую впереди всех ведет вожак, который очень горд и красив, а также – величественен.

Вся стая – это свобода, свобода полета, красота и величие птиц, которые имеют нежные большие крылья.

Журавли летят в свой родной край, где хотят снова поселиться, там – на озере, где они и жили раньше. Птицы радостно курлычут, уже предвкушая радость от того, что они снова увидят свой родной край, и даже дом. Их озеро – большое, красивое и немного романтичное. Там живется прекрасно свободным птицам.

И вдруг это спокойствие и красоту, не только природы, но и птиц – нарушает выстрел ружья. Выстрел попадает в одну птицу, которая является вожаком стаи. Красивый и гордый журавль падает медленно в озеро, с высоты полета. Птицы остальные сначала даже не понимают и не верят, что случилось. Но потом резко поворачивают, и летят оттуда.

Они печально и горестно курлычут, они плачут и кричат от гнева, от такой несправедливости. Но уже ничего нельзя поделать.

Заболоцкий недаром затронут в своем произведении такую нежную тему. Он хочет показать, что не только люди способны по-настоящему чувствовать, как горе, так и любовь.

8 класс

Анализ стихотворения Журавли по плану

  • Анализ стихотворения Выхожу один я на дорогу ЛермонтоваЛермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем
  • Анализ стихотворения Тютчева Весенние воды 5 классСколько стихов написано о весне? Конечно, вопрос риторический… Иногда даже у одного автора больше десятка таких стихотворений. Всё-таки, весна (пробуждение природы, новое начало, свежесть и любовь) вдохновляет.
  • Анализ стихотворений Дмитрия КедринаАнализ стихотворений Кедрина
  • Анализ стихотворения Вор НекрасоваНекрасов, имеющий большой опыт в журналистике, использовал элементы публицистики в лирических произведениях. Многие его стихотворения – это краткие хроники бытовых сцен на городских улицах, наполненных простым людом, извозчиками, торговцами, нищими.
  • Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина 5 классНаверное, нет такого человека, который бы не знал Бунина и его интересные произведения. И вот одно из них является не только лирическим, но еще и живописным под названием «Помню долгий, зимний вечер»

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockij/zhuravli-8-klass

Поэзия Рубцова (стр. 1 из 3)

Из воспоминаний Станислава Кунае­ва: «С Тверского бульвара в низкое окно врывались люд­ские голоса, лязганье троллейбусных дуг, шум проносящихся к Никитским воротам машин. В Литинституте шли приемные экзамены, и все абитуриенты по пути в Дом Герцена заглядывали ко мне с надеждой на чудо. Человек по десять в день. Так что настроение у меня было скверное…

Читайте также:  Репетитор по химии. в москве — и не только.

Заскрипела дверь. В комнату осторожно во­шел молодой человек с худым, костистым лицом, на кото­ром выделялись большой лоб с залысинами и глубоко запавшие глаза. На нем была грязноватая белая рубашка, выглаженные брюки пузырились на коленях. Обут он был в дешевые сандалии.

С первого взгляда видно было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

— Здравствуйте, — сказал он робко. — Я стихи хочу вам показать. Молодой человек протянул мне странич­ки, где на слепой машинке были напечатаны одно за другим вплотную — опытные авторы так не печатают — его вирши. Я начал читать…

Взбегу на холм и упаду в траву.

И древностью повеет вдруг из дола!

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву…

Россия, Русь — куда я ни взгляну!

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы…

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Они несут на флагах черный крест.

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов в окрестностях России.

Кресты, кресты…

Я больше не могу!

Я резко отниму от глаз ладони

И друг увижу: смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони.

Заржут они — и где-то у осин

Подхватит эхо медленное ржанье,

И надо мной —

бессмертных звезд Руси,

Спокойных звезд безбрежное мерцанье…

«Видение на холме»

— Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие махонькие глазки смотрели на меня пытливо и настороженно.

— Как вас звать?

— Николай Михайлович Рубцов».

Из воспоминаний Г. Горбовского: «Николай Рубцов — поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровал читающий мир поэзией — не придуманной, органической…

Время от времени в огромном хоре советской поэзии звучали го­лоса яркие, неповторимые. И все же — хотелось Рубцо­ва. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов — надвигалось. Долгожданный поэт… Но…

не секрет, что многие даже из общавшихся с Николаем уз­нали о нем как о большом поэте уже после его смерти…»

Прикоснуться к строкам Рубцова — значит прикос­нуться к чему-то светлому и доброму.

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…

Вот наступит октябрь — и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные крики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц.

Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И высокий полет этих гордых прославленных птиц.

Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей —

Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавлей…

Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!

Вот замолкли — и вновь сиротеет душа и природа

Оттого, что — молчи! — так никто уж не выразит их…

«Журавли»

Задумываясь над первоистоками этой красоты, унесемся в Беломорье — край суровый, богатый сказками, преданиями, легендами. Здесь, в се­ле Емецк Архангельской области, 3 января 1936 года ро­дился Николай Рубцов.

Рубцов рано остался сиротой… Мать умерла. Отец ушел на фронт. Сохранились мемуарные записи, которые сде­лал Рубцов в последние годы жизни. «Шел первый год вой­ны. Моя мать лежала в больнице.

Старшая сестра поднималась задолго до рассвета, целыми днями стояла в очередях за хлебом, а я после бомбежек с большим увлечением искал во дворе осколки, и если находил, то гордил­ся ими и хвастался. Часто я уходил в безлюдную глубину сада возле нашего дома, где полюбился мне один удиви­тельно красивый алый цветок.

Я трогал его, поливал и уха­живал за ним, всячески, как только умел. Об этом моем занятии знал только мой брат, который был на несколько лет старше меня. Однажды он пришел ко мне в сад и ска­зал: «Пойдем в кино». «Какое кино?» — спросил я. «Золотой ключик», — ответил он.

Мы посмотрели кино «Золотой клю­чик», в котором было так много интересного, и, счастливые, возвращались домой. Возле калитки нашего дома нас ос­тановила соседка и сказала: «А ваша мама умерла». У нее на глазах появились слезы. Брат мой заплакал тоже и ска­зал мне, чтобы я шел домой.

Я ничего не понял тогда, что такое случилось., но сердце мое содрогнулось, и теперь часто вспоминаю я кино «Золотой ключик», тот аленький цветок и соседку, которая сказала: «А ваша мама умерла».

… Этот цветочек маленький

Как я любил и прятал!

Нежил его, — вот маменька

Будет подарку рада!

Кстати его, не кстати ли,

Вырастить все же смог…

Нес я за гробом матери

Аленький свой цветок.

Детство кончилось. До боли жалко шестилетнего мальчика Колю, его братьев и сестер, оставшихся без отца и матери… Много позже в одной из автобиографий Рубцов напишет: «Детство прошло в сельском детском доме над рекой Толшмой — глубоко в Вологодской области».

Никольское он всегда считал своей родиной. Здесь он окончил семилетку. И отправился в лесотехнический техникум. Учился он в нескольких тех­никумах, но ни одного не закончил.

Мальчишкой, не видевшим моря, бредил им. Мечта привела его, 16-летнего, в Архангельск, где он попал ко­чегаром на рыболовецкое судно. Манили и большие го­рода. В 1955 году он уже работает в Ленинграде, отсюда на четыре года уходит служить во флот. Здесь начинает писать и печататься во флотских изданиях.

Как я рвался на море!

Бросил дом безрассудно

И в моряцкой конторе

Все просился на судно…

Экстерном закончив вечернюю шко­лу в Ленинграде, Рубцов приезжает в Москву. Утвержде­ние поэтических представлений поэта и его взглядов на жизнь происходит уже в Москве, в пору учебы в Литинституте имени М. Горького. В Литинститут Рубцов при­шел с немалым багажом жизненных впечатлений и, главное, со своим творческим голосом.

Из воспоминаний Сергея Викулова:

На творческий конкурс Литинститута Рубцов представил самодельную книжку «Волны и скалы…». Но те, кто потом стал учить Рубцова, вероятно, не сразу поняли, что перед ними — не просто талант, а почти сформиро­вавшийся поэт…

К своим двадцати шести годам про­шедший, как говорят, огонь и воду, познавший не только (а вернее, не столько) верхние, просторные и светлые этажи жизни, но и ее глухие подвалы и даже ее дно, он ждал от Литинститута не школярских разговоров о ямбах и хореях, а откровений о жизни, о душе человеческой… Ждал — и не дождался…»

Роберт Винонен вспоминает, как на студенческой вечеринке читали стихи по кругу… «Настал черед по­эта-первокурсника, паренька из Вологды… И Рубцов прочитал «В горнице моей светло…». Произошла неко­торая заминка: больно уж все просто, даже наивно. Так и было сказано: мол, парень ты хороший, но поэзия — дело серьезное. Мы в космосе, а ты «матушка принесет воды».

В горнице моей светло:

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень,

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

«В горнице»

Руководитель творческого семинара Николай Сидоренко, аттестуя Рубцова за второй курс, говорил: «Если вы спросите меня: на кого больше надежд, я отвечу: на Рубцова. Он — художник по организации его натуры, по­эт по призванию».

В 1963 году Рубцов перевелся на заочное отделение и надолго исчез из Москвы. Он уехал в свое Никольское.

Из воспоминаний Сергея Викулова: «Он почти ничего не рассказывал о себе… Мы знали только, что где-то в деревне у него есть жена Гета, есть дочка… Забрать се­мью к себе он не мог… Некуда было…»

Поэт Александр Романов писал:

«Николай Рубцов! Стихи его настигают душу внезапно. Они не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержит­ся читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе. Они, как ветер, как зелень и синева, возникли однажды из неба и земли и сами стали этой вечной си­невой и зеленью…»

Здесь не только эмоции, здесь точно выражены свой­ства подлинной лирики, которая звучит, а не «читается».

Ветер под окошками,

тихий, как мечтание,

А за огородами

в сумерках полей

Крики перепелок,

ранних звезд мерцание,

Ржание стреноженных

молодых коней.

К табуну

с уздечкою

выбегу из мрака я,

Самого горячего

выберу коня,

И по травам скошенным,

удилами звякая,

Конь в село соседнее

понесет меня.

Пусть ромашки встречные

от копыт сторонятся,

Вздрогнувшие ивы

брызгают росой, —

Для меня, как музыкой,

снова мир наполнится

Радостью свидания

с девушкой простой!

Все люблю без памяти

в деревенском стане я,

Будоражат сердце мне

в сумерках полей

Крики перепелок,

дальних звезд мерцание,

Источник: http://MirZnanii.com/a/355387/poeziya-rubtsova

Анализ стихотворения Рубцова Н.М. «В минуты музыки»

Для мировоззрения Н.М. Рубцова характерен элегический взгляд на мир, восприятие окружающей действительности че­рез призму музыки. В стихотворении «В минуты музыки» это печальный плач скрипок, который гармонично сливается с ос­тальными образами звучащего мира: шумом порывистых бе­рез, голосом близкой женщины.

Н.М. Рубцов обостренно ощущал конечность бытия. Мо­тив прощания буквально кочует из одного стихотворения по­эта в другое. Н.М. Рубцова интересует прежде всего блужда­ние одинокой души лирического героя.

Первоначально тема прощания в стихотворении «В минуты музыки» связывается со сценой конкретного расставания героя с любимой женщи­ной. Общую минорную тональность подчеркивают детали осеннего пейзажа: низкое серое небо, первый снег, шум поры­вистых берез.

Многочисленные повторы («путь без солнца, путь без веры», «в былой любви, в былом хмелю», «как будто вечен час прощальный, Как будто время ни при чем») прида­ют стихотворению мелодическую плавность, музыкальность. Создаваемая автором картина при этом является динамичной.

Н.М. Рубцов постоянно углубляет мотив изменчивости, при­зрачности, зыбкости бытия.

Важно, что тема прощания не заглушает в этом произве­дении силы любовного чувства лирического героя. В его душе все равно звучит наполненная страданиями музыка скрипок. И каждый раз, когда герой слышит эту печальную музыку, он переносится в воспоминаниях на тот желтый плес, где про­стился когда-то с возлюбленной.

Путь душевных исканий лирического героя в стихотворе­нии «В минуты музыки» сопоставляется с «путем без солнца, путем без веры Гонимых снегом журавлей». Тревожащие ду­шу воспоминания и печальный плач скрипок вызывают у ли­рического героя слезы.

В финале произведения тема прощания наполняется иным содержанием: это уже не просто расставание двух близких людей, а размышление лирического героя о вечности про­щального часа. Любовная линия сюжета обобщается фило­софским взглядом на мир.

Для понимания взглядов лириче­ского героя на мир важна антитеза вечности и зыбкости. Вре­мя для него как будто остановилось в миг расставания с возлюбленной.

Он и сам осознает глубокое противоречие ме­жду своим восприятием времени и его реальным необрати­мым движением.

Таким образом, элегические размышления лирического героя в минуты музыки о неразрешимых противоречиях меж­ду мечтой и реальностью являются, может быть, самыми важ­ными мгновениями в его жизни. В это время герой анализиру­ет свой жизненный путь, вспоминает самые трудные, но в то же время важные моменты и подводит итог прожитым собы­тиям, готовясь к прощальному часу.

На этой странице искали :

  • анализ стихотворения рубцова
  • анализ стихотворения Рубцова В минуты музыки печальной
  • В минуты музыки печальной анализ
  • анализ стихотворения рубцова журавли
  • анализ стихотворения Рубцова в минуты музыки

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/analiz-stixotvoreniya-rubcova-n-m-v-minuty-muzyki.html

Ссылка на основную публикацию