К итоговому сочинению — 2016

К итоговому сочинению — 2016

Итоговое сочинение 2016 года проверяет те же базовые умения и навыки выпускников, что и прошлогоднее выпускное сочинение. Другими стали лишь направления тем. Они теперь сформулированы в виде ключевых слов: «Любовь», «Время», «Дом», «Путь», «Год литературы в России». В нашей коллекции есть несколько базовых сочинений по этим направлениям. Вот некоторые из них. 

Любовь взаимная 

Уже столько написано стихов и прозы об этом чувстве, что возникло ощущение переизбытка. В середине ХХ века Борис Пастернак, обращаясь к условной возлюбленной, назвал слово «любовь» «пошлым» и пообещал придумать «кличку иную». Но ведь так и не придумал! Да и зачем? Всё уже придумано за нас, всё уже было. И о любви, конечно, напишут еще не раз.

Часто ли встречается взаимная любовь? В жизни – сколько угодно раз. А вот на страницах художественных произведений – не столь часто. Почему? Тут имеется своя философия.

Когда человек счастлив, он либо испытывает страсть, либо у него полная гармония в душе. Но долго длиться это состояние не может. Так в разные времена считали и Лермонтов, и Бунин.

У обоих любовь отнесена в прошедшее время, она причиняет жгучие страдания и высочайшее упоение. И одно без другого не мыслится. Может быть, даже когда теряешь любовь, когда теряешь навсегда любимого человека – и получаются настоящие шедевры.

Потому что только кровью собственного сердца они пишутся.

Между кем царит взаимная любовь? Между членами семейства Ростовых в эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Между Пьером и Наташей в эпилоге романа, когда у них уже собственная семья. И хотя Наташа – собственница, но Пьера, видимо, это вполне устраивает.

Верны друг другу старички Базаровы из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Их взаимное чувство – это словно ровный, спокойный огонь в камине. Наверно, так было не всегда, и в молодые годы страсть бурлила.

Но она уступила место взаимному уважению и заботе друг о друге. Они трогательны и безутешны в горе, когда теряют и хоронят единственного сына. И после этого живут только тем, что вместе ходят к нему на могилу.

Взаимно чувство между Машей Мироновой и Петром Гриневым из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Оно прошло через многие испытания. Маша даже не побоялась просить за жениха у самой императрицы. Но так и должно быть – настоящее чувство предполагает готовность к самопожертвованию.

Следовательно, мы можем прочесть у классиков о взаимной любви. Прочесть и вдохновиться. И узнать себя в некоторых персонажах.

Любовь к родине 

Был такой в Древней Греции философ-чудак – Зенон. Он известен тем, что один жил в бочке и считал себя счастливым. Он первым назвал себя «космополитом», то есть гражданином мира. И в этом ощущении Зенон был не одинок.

Прошли века. Появились национальные государства в Европе. Вот тогда и зарождается чувство, противоположное космополитизму, — патриотизм. Когда-то это слово было ругательным, потом стало произноситься с уважением.

Кто из наших классиков не любил Родину? Любили все. Другое дело – как любили и за что? Ни Некрасов, ни Блок, ни Пушкин не закрывали глаза на то, что происходит в России. У автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо» есть следующее красноречивое признание: «Так глубоко ненавижу — / Так бескорыстно люблю».

Или еще: «Кто живет без печали и гнева, / Тот не любит отчизны своей». Блок в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» рисует очень неприглядную картину того, как человек после глубокого похмелья идет в Божий храм, молится, кается, потом возвращается домой и грешит снова.

Поэт не любуется всем этим – он принимает всё это: «Да, и такой, моя Россия, / Ты всех краев дороже мне».

Настоящим русским поэтом был С.А.Есенин. Сам он не раз признавался, что его лирика жива только любовью к Родине.

Есенин вдохновлялся родными пейзажами, в его стихи вошло ощущение российского простора: «Всё встречаю, всё приемлю, / Рад и счастлив душу вынуть…» Своеобразным наследником Есенина можно считать Н.Рубцова.

Мало у кого столько признаний в любви к России, как у него. Рубцов мог и сегодня жить среди нас, если бы не погиб в январе 1970-го года…

Конечно, многие  познают большое через малое. От родного уголка мы рано или поздно отрываемся, и перед нами открывается «широкий простор для мечты и для жизни» — так поется в нашем государственном гимне. Так было и с нашими классиками. Например, И.С.

Тургенев, страстный охотник и знаток русской природы, мало времени проводил в родном имении Спасское-Лутовиново, живя в Париже. Но, как говорится у Есенина, «большое видится на расстояньи». Вот и Гоголь признавался в любви к России из Рима.

Значит, ностальгия тоже питает творчество, хоть и является мучительным чувством.

Итак, художники не устают признаваться в любви к Родине. Дают нам заразительный пример. Давайте же последуем ему!

Дом — родина 

Не стоит ждать от человека, чтобы он сразу и вдруг полюбил свое Отечество только потому, что ему так велят. Любовь, как и вера, не приходят по приказу. Это чувства очень личные, даже интимные. Их невозможно навязать. Мы рождаемся, взрослеем, выходим в самостоятельную жизнь и тогда многое начинаем понимать. И учимся ценить то, что имеем.

У Пушкина, например, ощущения Дома не было. Родители не уделяли ему должного внимания. А в душе копились обиды. Домом ему стал Царскосельский Лицей.

Зато с некоторыми друзьями, например, Иваном Пущиным, Вильгельмом Кюхельбекером и Антоном Дельвигом, отношения продолжались до самой смерти поэта.

«Все те же мы – нам целый мир чужбина, / Отечество нам – Царское Село» — кому не известны эти строки?

Гораздо трагичнее оказалась судьба тех, кто после Октябрьского переворота был вынужден покинуть Россию навсегда, кто ушел в изгнание, в эмиграцию. Среди них – и Бунин, и Куприн, и Набоков, и Бердяев. Можно сказать, что эмигрировал почти весь «серебряный век».

Познавший мировую славу Набоков, так и не обзавелся собственным домом, хотя имел все возможности для этого. Жил в гостиничных номерах. Из Америки перебрался в Швейцарию. Эта страна напоминала покинутую Родину – вот и всё объяснение.

В 70-е годы ХХ века была популярна «деревенская проза» в лице В.Распутина, В.Белова, Ф.Абрамова. Для этих писателей чувство Дома и Родины сливались в единое целое. И когда людям приходится сниматься с насиженных мест, как в повести В.

Распутина «Прощание с Матёрой», это уже не просто драма, а настоящая трагедия нескольких поколений, трагедия русского крестьянства, чья земля вот-вот уйдет под воду.

Кто-то решил перезахоронить родственников, а кто-то увозил избы, чтобы вынужденно обосноваться на новом месте.

Образ родительского дома часто встает из поэтических снов, например, в стихотворении Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…» Но сны неизбежно заканчиваются и реальность не дает забыться. И остается утешаться только тем, что Память у нас не отнимет никто, что она и есть то единственное, что нам не изменит.

Как время изменяет человека 

Время – одна из основных философских категорий. Но время – это еще и физический термин. Первых философов еще древние греки называли «физиками». Одним из первых вопрос о времени поднял Гераклит, автор знаменитого изречения «В одну реку нельзя войти дважды» или «Всё течет».

Литература – это одна из оригинальных форм философствования. Она условно делится на поэзию и прозу. Поэты – существа более тонкие, эмоциональные. Они острее чувствуют мир и бег времени.

И пытаются передать эти ощущения в стихотворной форме. Это сделал и Г.Р.Державин в одах «Водопад» и «На смерть князя Мещерского».

Строчку из последней оды – «Где стол был яств, там гроб стоит» — Пушкин взял эпиграфом к одной из глав романа «Дубровский».

Тот же Пушкин, подражая Державину и Горацию, написал свой «Памятник», где тоже поставлен вопрос о времени. Поэт выражает уверенность, что его слава пройдет через время, через века, потому что он стремился пробуждать в людях добрые чувства.

Есть у Пушкина очень философское стихотворение – «Брожу ли я вдоль улиц шумных». И здесь тоже основная тема – скоротечность жизни. Тот, кто вчера был ребенком, сегодня уже юноша, а завтра – зрелый мужчина, потом старик. И уже мысли о вечном, о неизбежности смерти. И одно желание – быть похороненным «ближе к милому пределу».

Если обратиться к русской классической прозе, то мы тоже без труда увидим, что во многих крупных произведениях прослеживаются судьбы нескольких поколений. Повествование ведется в двух временных планах: «было» и «стало».

Например, Плюшкин, помещик из «Мертвых душ» Гоголя, показан в изменении к худшему. Следовательно, как это ни парадоксально, он не мертвее, а живее других персонажей. И сад возле его дома – запущенный, но все еще прекрасный.

Иногда человек меняется в худшую сторону стремительно. Таков доктор Дмитрий Ионыч Старцев из рассказа Чехова «Ионыч». На первых страницах он молод, горяч и полон жажды деятельности, в конце рассказа – это уже существо, жадное до денег.

Есть ли что-то, неподвластное времени? Кажется, что нет. Но это не так. У Анны Ахматовой читаем: «Ржавеет золото и истлевает сталь, / Крошится мрамор — к смерти все готово. / Всего прочнее на земле печаль / И долговечней — царственное слово».

Из коллекции П.Н. Малофеева

Источник: http://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/k-itogovomu-sochineniyu-2016/

Статья «Подготовка к итоговому сочинению в 2016-2017 учебном году»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

___________________________________________________________

306251, с.Быканово, ул.Молодежная 14 Обоянского района Курской области. Тел. 8 (471 – 41) 3 – 32 – 42

bickanovskaja@yandex. www.obo-buk.ru.

Подготовка к итоговому сочинению в 2016-2017 учебном году

Писать всегда трудно, и чем труднее,

тем лучше выходит.

Л.Н.Толстой

с

Гавриляк Надежда Ивановна —

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Быкановская средняя общеобразовательная школа»

2016 г.

Итоговое сочинение выпускники в этом году пишут уже в третий раз – и единожды утвержденный формат его проведения не меняется. Заранее, за несколько месяцев до испытания, специальный Совет по вопросам проведения итогового сочинения, утверждает пять открытых тематических направлений.

У школьников есть возможность поработать и поразмышлять над ними, заранее подобрать литературный материал, на который они будут опираться при написании работы.

Непосредственно в день экзамена выпускникам предлагается пять конкретных тем, каждая из которых соответствует одному из тематических направлений.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах при Министерстве образования и науки России,  председателем которого является Наталья Солженицына, разработал и утвердил открытые тематические направления для итогового сочинения 2016–2017 учебного года (протокол от 05.07.2016г.)

В 2016 году все пять «направлений для размышлений» сформулированы по одному и тому же принципу. Каждая из них объединяет два полярных, «контрастных» понятия, конфликт между которыми заложен уже в самой формулировке.

Формулировки открытых направлений для письменных работ таковы:

  1. Разум и чувство.

  2. Честь и бесчестие.

  3. Победа и поражение.

  4. Опыт и ошибки.

  5. Дружба и вражда.

Темы, на которые предстоит рассуждать школьникам, принадлежат к числу «вечных» – они волновали и философов, и литераторов, что дает выпускникам возможность продемонстрировать свои лучшие стороны, выбрав проблемы, которые действительно их волнуют и написать работу.

В соответствии с утвержденными сроками, итоговое сочинение будет проходить в следующие дни:

  • 7 декабря 2016 (среда),
  • 1 февраля 2017 (среда),
  • 3 мая 2017 (среда).

Подавляющее большинство ребят напишут сочинение в декабре, остальные даты по сути являются «резервными» – в эти дни писать выпускную работу будут те, кто не смог принять участие в «основной волне» по уважительным причинам, выпускники прошлых лет, а также одиннадцатиклассники, которым не удалось получить «зачет» с первого раза (после первой неудачи у них есть право еще на две попытки).

На написание сочинения отведено 3 часа 55 минут. Для того, чтобы школьники из всех городов России были в равных условиях, для каждого часового пояса страны готовится отдельный комплект тем.

Как оценивается итоговое сочинение в 11 классе

Система оценивания в 2016-2017 году не претерпела никаких изменений по сравнению с прошлым годом. Результатом написания итогового сочинения в 11 классе может быть «зачет» (и, соответственно, допуск к выпускным экзаменам) или «незачет».

Однако для того, чтобы сочинение вообще было рассмотрено комиссией, оно должно соответствовать двум основным требованиям:

  • объем (минимум – 250 слов, рекомендованный объем – от 350, служебные слова включаются в подсчет),
  • самостоятельность работы (списывание как целых сочинений, так и их фрагментов не допускается, а объем цитат не может превышать половины общего объема итоговой работы).

Если работа не отвечает хотя бы одному из этих требований – автор автоматически получает «незачет» и отправляется на пересдачу. А после трех неудач подряд лишается права сдавать выпускные экзамены в этом году.

Работы, прошедшие «входной контроль», оцениваются по пяти критериям:

  1. соответствие теме,

  2. качество аргументации и привлечение литературного материала(хоть сочинение и не является экзаменом по литературе, но все-таки обращение за соответствующими примерами к художественной литературе является обязательным),

  3. композиция текста и логика изложения (отсутствие грубых логических ошибок),

  4. качество письменной речи (стилистика, словарный запас, адекаватность словоупотребления),

  5. грамотность (грамматика, орфография, пунктуация).

Система оценивания достаточно мягкая – так, для того, чтобы получить заветный «плюсик» по критерию «грамотность», на каждые 100 слов должно приходиться менее 5 ошибок; а «незачет» по критерию «качество речи» ставится только тогда, когда корявость текста мешает понять его смысл. Для того, чтобы получить «зачет» за все сочинение, достаточно получить «плюсы» по первым двум критериям – и хотя бы по одному из трех оставшихся.

Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению состоит из 8 шагов:

Шаг 1.Знакомство с организацией экзамена и психологический настрой учащихся

Шаг 2.Знакомство с тематическими блоками и их обсуждение

Шаг 3.Знакомство с параметрами оценивания работы

Шаг 4.Подбор к тематическим блокам литературного материала

Шаг5.Коллективное создание устных вариантов сочинений

Шаг 6.Коллективное создание письменных вариантов сочинений

Шаг 7.Знакомство с бланками

Шаг 8.Написание индивидуальных работ и их детальный анализ

Мною определены приоритетные направления работы, виды и формы заданий, используемые на практике. Приведу некоторые примеры

Напишите  разные вступления к сочинению на одну из предложенных тем.

«Отцы» и «дети» в романе И.С.Тургенева.

Чтобы сформировать умение создавать текст на заданную тему, стараюсь со своими учениками анализировать готовые тексты с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства) и регулярно практиковать выполнение письменных работ различного объёма на основе художественного произведения.

Сочинение требует от школьника умения думать, говорить, грамотно и последовательно излагать свои мысли, поэтому работу по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения начинаю с 5 класса с отработки структуры сочинения-рассуждения.

Необходимо, начиная с первой четверти 10 класса, повторять изученные литературные произведения по тематическим блокам, анализировать ключевые эпизоды, подбирать цитатный материал.

Следующий этап работы — консультации: помочь учащимся определиться с выбором темы. После определения выбора темы, необходимо проанализировать особенности работы по каждой теме.

Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы (вопроса) и осмыслить её, определить свою задачу по её раскрытию.

Положительный результат при этом даёт вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. Удобнее использовать вопросительные формулировки тем.

В ходе обучения написанию сочинения вместе с учащимся можно составить алгоритм работы над сочинением:

1.     Определить тему сочинения.

2.     Выделить ключевые слова, в которых заключен смысл текста.

3.     Сформулировать тему в виде вопросов.

4.      Ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями и записать их в черновике.

5.     Попробовать доказать  правоту своего рассуждения.

6.     Вспомнить литературные произведения, которые раскрывают данную тему.

7.     Выстроить логическую последовательность своего суждения.

8.     Составить план сочинения.

9.     Вернуться к началу своих рассуждений, сравнить исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам.

10.  Сделать выводы, записать их 

11.  Написать черновик.

12.  Отредактировать работу.

13.  Написать сочинение.

Все написанные учеником работы должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя, каждый ученик должен иметь индивидуальный план работы над допускным сочинением.

Используя опорные материалы (подсказки), напишите сочинение на тему «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).

Что такое любовь? Это одно из самых загадочных чувств, свойственных человеку. Кого-то она окрыляет, делает счастливым, а кому-то приносит боль и разочарование.

Несмотря на это, каждый человек мечтает испытать это чувство, надеясь на то, что оно сделает его счастливым.

Пожалуй, среди художников слова  (поэтов и писателей) нет тех, кто не обращался бы к вечной теме любви, и каждый из них описывал это чувство по-своему. Например, … в своём произведении…

Таким образом, …

Над вечной тайной любви размышляет и … в произведении…

Как мы видим,…

Итак, настоящая любовь … человека, очищает и возвышает его. Значит ли это, что она обладает чудодейственной силой воздействия? Да, любовь «перерождает нас самих», меняет. Способность … собой ради любви — это данный свыше удивительный дар, вызывающий неподдельное восхищение. 

 Уместное и умелое использование изобразительно-выразительных средств языка обогащает и украшает как устную, так и письменную речь. Многие учащиеся с осторожностью относятся к тропам и стилистическим фигурам, боясь ошибиться. Существуют различные речетворческие упражнения, формирующие умение использовать средства создания выразительности. Например:

  1.  Измените предложение так, чтобы в нем был использован перифраз.

А.С.Пушкин испытывал особое отношение к Санкт-Петербургу.

2.  Перестройте предложение так, чтобы в нем была антитеза.

Иной раз любовь приносит человеку страдание.

3.  Измените предложение так, чтобы в нем была метафора.

Данко жертвует собственной жизнью ради спасения других людей.

  1. Составьте план. Этот пункт часто игнорируют, и напрасно! Добротный план станет матрицей, на которую останется только нанизать предложения.

    Текст получится логичным, и в нем будет отображено все, что вы хотели сказать. Практика показывает, что чем подробнее план, тем легче писать сочинение.

    Можно отобразить в таком «кратком конспекте» каждый абзац, и тогда создание текста станет предельно простым.

Хорошо работает такой прием: изложить содержание произведения в 3-5 предложениях. Детям сложно выделить главное, даже если это небольшой рассказ.

Иногда усложняю задачу: даю ключевые слова — вопросы — что? кто? где? когда? как? И дети должны рассказать в маленьком рассуждении о чем данное произведение.

Использую такой прием: изложить произведение в обратном порядке. События вспомнить в обратном порядке, не вперед , а назад.

Работаем с готовыми сочинениями.

Разрезаем сочинение на смысловые части, школьники пытаются соединить, т.е. уловить логику, в которой работал автор сочинения, доказать правильность логики , что – то поправить, добавить какие – то связки. Эта работа всегда вызывает живой интерес.

Прием: дописать сочинение.

Предлагаю детям начало сочинения и концовку сочинения. Нужно подвести основную часть так, чтобы она подходила к данному началу и концовке. Можно дать только основную часть, а вступление и заключение написать. Иногда вступление дается труднее, чем основная часть. Дети боятся чистого листа.

Практикую такие задания: по готовым словосочетаниям составить небольшое высказывание, составить связный текст, который является определенными заготовками для рассуждения.

Много времени уделяю работе со словарями. Дети должны четко понимать суть понятий, а они их часто смешивают. Подбираем синонимы, антонимы к понятиям. Провожу «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому ключевому слову даем определение.

Продуктивным в написании вступления к сочинению является прием «синквейн». Этот прием обычно вводится на этапе рефлексии, однако синквейн может быть опорным конспектом вступления сочинения. Синквейн – простая по алгоритму форма стихотворений.

В переводе «синквейн» –это стихотворение из пяти строк, написанное по заданному алгоритму. На первой строке пишется одно слово – существительное (тема синквейна). На второй строке пишутся два прилагательных (раскрытие темы синквейна).

На третьей строке записываются три глагола (действия, относящиеся к теме синквейна). На четвертой строке находится фраза из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово, резюмирующее тему (личное отношение к теме).

Содержание синквейна в ходе обучения расширяется за счет разных вариантов, составленных учащимися. Наиболее удачные слова затем вводятся в текст вступления

Например, синквейн

«Сочинение»:

Сочинение.

Трудное, интересное

Захватывает, направляет, вовлекает.

Сочинение заставляет мыслить, размышлять,

умело подбирать литературный материал-

Творчество.

На любом из этапов подготовки к итоговому сочинению можно использовать прием «эссе». Общеизвестно, что эссе – это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой — либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно эссе противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса.

Это очень распространенный жанр письменных работ, различают пятиминутное эссе, десятиминутное эссе, а также более сложные сочинения. После чтения и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью десятиминутного эссе по методике свободного письма. Для этого учитель просит в течение10 минут писать на предложенную тему.

Основное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднениях можно письменно аргументировать возникшую проблему и постараться дописать эссе. Текст свободного эссе может быть подготовительным этапом работы для сочинения.

Такое, на первый взгляд, несложное упражнение заставляет старшеклассников анализировать себя, свои переживания, рождает «умную эмоцию», которая, являясь первым впечатлением, актуализирует работу над сочинением.

Хорошо продумайте тему. Обычно она относится к одному из тематических блоков, объявленных заранее. Если есть возможность выбирать, не торопитесь и прислушайтесь к себе.

Какая-то из тем вызывает у вас больше эмоций? Попробуйте написать о ней: если тема вам близка, текст получится более проникновенным и эффектным. Все-таки сочинение – это не просто проверка умения владеть пером. Пишите о том, что важно для вас.

 Чтобы по-настоящему проникнуться темой, представьте себя в ситуации, о которой решили писать сочинение. Как бы вы чувствовали себя, о чем бы думали?

Введение перечисленных приемов в подготовку к декабрьскому сочинению поможет нашим детям удачно написать его.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/meropriyatia/stat_ia_podghotovka_k_itoghovomu_sochinieniiu_v_2016_2017_uchiebnom_ghodu

Направления итогового сочинения 2016-2017

  Примерный список и все самое полезное смотрите ниже.
  Вебинар по «Капитанской дочке» по всем направлениям 
Разум и чувство

И.С. Тургенев «Отцы и дети»,

И.А. Бунин «Чистый понедельник»,

А.М. Горький «Старуха Изергиль»,

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»

Список примерных тем:

1. Внутренний конфликт: чувства против разума. 2. «Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» (Эрих Мария Ремарк). 3. «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести» (В.Г.Белинский). 4. «Любовь — это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле» (А.С.Пушкин). 5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств» (М.Пришвин). 6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь» (Пифагор). 7. «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В.Гоголь). 8. «Разуму не постичь надобностей сердца» (Люк де Клапье Вовенарг). 9. «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский). 10. «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце» (Шиллер). 11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни» (Л.Н.Толстой).Читатьдалее: 

Сочинение по направлению «Разум и чувство» Примеры сочинений Анализ сочинения, проверка по критериям. 22 сентября 2016 Форма итогового сочинения не будет меняться до 2019 года… «Разум и чувство» «Разум и чувства» Направление «Разум и чувства» Материалы к сочинению по направлению «Разум и… Презентация по направлению «Честь и бесчестие»

Честь и бесчестие

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»

Джек Лондон «Белый клык»,

Л.Н. Толстой «Война и мир»,

В.В. Быков «Сотников»

Готовимся ко второму направлению. В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных качеств человеческой личности: от верности нравственным правилам и различных форм компромисса с совестью — вплоть до глубокого морального падения личности.

 Скачать 

Примерный список тем

1. Жизнь – отечеству. Честь – никому.

2. Береги платье снову, а честь смолоду (русская пословица).

3. Честь и достоинство – высшие нравственные ценности человека.

4. Человека можно убить, но нельзя отнять у него честь.

5. «Если главное в жизни – не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать» (Джордж Оруэлл)

6. «Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг)

7. «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо)

8. «Моя честь — это моя жизнь; обе ра­стут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец» (Шекспир).

9. «Честь нельзя отнять, ее можно по­терять» (А.П.Чехов).

10. «На карту ставится жизнь — более того, много более: честь!» (В.Шиллер)

11. «Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может» (Публилий Сир)

12. «…Честь — это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель)

13. «Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью» (Феофраст)

14. «Предпочитаю смерть бесчестью» (неизвестный автор)

15. Ты без богатства век протопчешься на месте,

      Но хуже, если есть оно — и нету чести! (Пьер де Ронсар)

16. Я всякую беду согласен перенесть,

     Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. (Пьер Корнель)

17. «Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других» (Бернард Мандевиль)

18. «Не покидайте никогда дороги долга и чести — это единственное, в чем мы почерпаем счастье». (Жорж Луи Леклерк Бюффон)

19. «Страшнее — чести изменить, Чем быть в отрепьях рваных!» (Роберт Берне)

20. «Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь» (Артур Шопенгауэр)

21. «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего» (Федор Михайлович Достоевский)

22. «Честь — одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: «не обманывай», «не воруй», «не пьянствуй»; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс «чести» в правдивом смысле слова»(Николай Гаврилович Чернышевский)

23. «Честь — это поэзия долга» (Альфред Виктор де Виньи)

24. «Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни» (Николай Чернышевский)

25. «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье» (Блез Паскаль)

26. «Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других» (Бернанд Мандевиль)

27. «Если у вас нет ничего, то у вас есть ваша честь, если же у вас нет вашей чести — у вас нет ничего» (Вадим Панов).

28. «Отец учил меня, что в жизни превыше всего долг и честь. Человек, не умеющий держать слово, ничем не лучше дикого зверя…» (Центурион)

Победа и поражение

Э. Хемингуэй «Старик и море»,

Б.Л. Васильев «В списках не значился»,

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,

В.П. Астафьев «Царь-рыба»

      Подготовка к третьему направлению. Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом.

Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.  Скачать 

Опыти ошибки  Вебинар

Джек Лондон «Мартин Иден»,

А.П. Чехов «Ионыч»,

М.А. Шолохов «Тихий Дон»,

Генри Марш «Не навреди»

Дружба и вражда

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,

Э.М. Ремарк «Три товарища»,

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,

В.А. Каверин «Два капитана»    

Краткий комментарий к открытым

тематическим направлениям

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки.

Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом.

Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки».

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

→ соответствие открытым тематическим направлениям;

 → обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

 → обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);

 → нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

→ соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.); → ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.                                                    Источник: ФИПИ.

Этапы работы над итоговым сочинением

Разум и чувство  

  1. Внутренний конфликт: чувства против разума.

2. «Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» (Эрих Мария Ремарк)

3. «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести» (В.Г.Белинский)

4. «Любовь — это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле» (А.С.Пушкин)

5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств» (М.Пришвин)

6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь» (Пифагор)

7. «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В.Гоголь)

8. «Разуму не постичь надобностей сердца» (Люк де Клапье Вовенарг)

9. «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский)

10. «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце» (Шиллер)

11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни» (Л.Н.Толстой)

Итоговое сочинение.

Темы-цитаты и другие материалы для направления «Дружба и вражда»

 Предлагаю для обсуждения подобранные  мною материалы к пятому направлению итогового сочинения – «Дружба и вражда».

«Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду».

Попыталась представить это направление в разных ракурсах. Пока их у меня получилось пять. Подобрала в соответствии с ними цитаты (высказывания великих, пословицы). Думаю, что какие-то из них можно представить в качестве названий тем сочинений, какие-то взять в качестве эпиграфа.

Дружба – великая сила

Дерево держится корнями, а человек друзьями.  (Пословица)

Человек без друзей что сокол без крыльев. (Пословица)

Дни свои влачить без друга — наигоршая из бед.

Жалости душа достойна, у которой друга нет. Низами (персидский поэт)

И дружить уметь нужно

«Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками». Индира Ганди

«Знать меру следует во всем, везде. Знать меру надо в дружбе и вражде». Саади

«Надругательство над дружбой — это с мудростью разлад». Шота Руставели

«Дружба кончается там, где начинается недоверие». Сенека

Друг познается в несчастье

«Хороший друг должен на веселие являться по зову, на бедствие же друга приходить без зова». Демокрит (древнегреческий философ)

«Не избегай друга, в беде находящегося». Менандр (древнегреческий драматург, комедиограф)

«На вершине величия не забывай, что друг в беде». Фридрих Шиллер (немецкий поэт)

Знал дружка в радости, не оставляй в горести (пословица).

Порой меж дружбой и враждой лишь шаг…

И друзья наши, и   враги – собственные наши творения.

«Расположенье наше и вражда всегда от нас самих зависят». Бхаса (один из первых древнеиндийских драматургов, III-IV вв.)

«Непонимание делает из друзей врагов». Лион Фейхтвангер (немецкий писатель)

Нет крепче друзей, чем бывшие враги, нет хуже врагов, чем бывшие друзья (народная мудрость)

«Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Шота Руставели (грузинский поэт  XII века)

Что слаще халвы? Дружба после вражды. (Арабская пословица)

«Врагов можно победить,  превратив их в друзей». Сальвадор Дали  (испанский живописец)

«Лучший способ узнать и уничтожить врага — это стать его другом».   Пауло Коэльо 

Нетрудно раскопать топор войны — сложнее раскурить трубку мира (индейская мудрость).

«Кто стал дружить с тобой для обретенья благ, не друг надёжный твой, а самый страшный враг». Абу Шукур (персидско-таджикский поэт X века)

«Я тех людей никак понять не мог, кто омрачает на земле прекрасной жизнь, что дается всем на малый срок, враждой ненужной, злобою напрасной». Расул Гамзатов

«Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». Л.Н. Толстой.

Лучше вода у друга, чем мед у врага. (Русская пословица)

Нахмуренный друг лучше, чем улыбающийся враг. ( Английская пословица)

«Уроки»  врагов

«Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов хватало». Сальвадор Дали

«Обожаю умных врагов». Сальвадор Дали

«Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их». Леонардо да Винчи

«Все на свете союзники мне, и я открываю объятья моим врагам, чтобы они укрепляли меня и возвышали».  А. де Сент-Экзюпери. «Цитадель».

Произведения для тем данного направления, думаю, каждый сумеет подобрать по своему вкусу.

Первое, что приходит в голову, естественно, «Война и мир» Л.Н. Толстого – роман, как говорится, на все случаи жизни.

«Два капитана» В. Каверина. – Здесь тоже есть и дружба, и вражда.

«Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери.

«Разговор о друге» А. де Сент-Экзюпери.

«Мститель» В. Солоухина.

«Повесть о дружбе и недружбе» Стругацких…

Далее – небольшая подборка стихов о дружбе и вражде.

Темы, отражающие  единство разума и чувств:

1.«Мудрость – это сочетание знания и чувств». Иван Ефремов

2.«Нравственность — это разум сердца». Генрих Гейне

3.«Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви».  А.де Сент-Экзюпери

4.«Когда от любви поет сердце, разум должен не подпевать, а дирижировать». Вадим Панов

5.«Сердце и разум сильны лишь тогда, когда они заодно». Людмила Татьяничева

6.«Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце».  Фридрих Шиллер

7.«Разум и страсть — руль и паруса …плывущей по морю души». Джубран Хамиль (ливанский писатель)

8.«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой».  К.Г. Паустовский

9.«Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств». Франческо Патрици (итальянский и хорватский философ)

Темы, отражающие противоборство разума и чувств, составляющее внутренний конфликт личности:

1.Когда ум с сердцем не в ладу

2.«Коль сердце и разум затеяли спор, не жди для себя добра». Людмила Татьяничева

3.«Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом». Блез Паскаль

Огромен простор для аргументации суждений, выражающих суть каждой темы. Причем в большинстве произведений можно найти  как героев,   «обладающих разумом сердца»,  так и тех, чьи «ум с сердцем не в ладу». Порою один и тот же персонаж оказывается то в той, то в другой ситуации. 

  Назову лишь несколько таких произведений из русской и зарубежной литературы:  А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Отцы и дети»,  Л.Н. Толстой «Война и мир», В.В. Вересаев «Состязание», А. И.

Куприн «Гранатовый браслет», И.А. Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи», А.И. Солженицын «Матренин двор», В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»,  И.Ефремов «Туманность Андромеды», А.

де Сент-Экзюпери «Маленький принц»,  Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и др.

Источник: http://zelena11.blogspot.com/2016/08/2016-2017.html

Итоговое сочинение в 2015-2016 году

2 декабря 2015 г. учащихся выпускных классов в России ждет серьезное испытание. Им предстоит написать итоговое для 2015–2016 учебного года сочинение. Оценок за него ставить не будут – результат работы оценят по шкале «зачтено» – «не зачтено».

Но это никоим образом не умаляет важность мероприятия. Именно от результата будет зависеть, сможет ли выпускник участвовать в Едином государственном экзамене (ЕГЭ).

«Незачет» за сочинение закроет для учащегося путь к ЕГЭ и очень затруднит дальнейшее поступление в ВУЗ.

У выпускников, которые «завалят» декабрьское сочинение, есть два варианта выхода из ситуации. Первый – забыть о ЕГЭ. Второй – попытать счастья еще раз в феврале и мае 2016 г.

На сочинение приглашают в первую среду каждого из этих месяцев, то есть 3 февраля и 4 мая.

Требования к нему будут одинаковыми, так что шансы получить допуск к главному экзамену на рубеже между школьным прошлым и студенческим будущим всегда одинаковые. Нужно только тщательно подготовиться и не нарушать правила.

Пересдачи итогового сочинения состоятся 3 февраля и 4 мая 2016 года

Для тех, кто успешно справится с заданием, есть бонус.

Сочинение можно будет использовать как экзаменационное при поступлении в ВУЗ! Но простым «зачтено» обойтись не получится — творение оценят на месте, в институте или университете, и поставят оценку.

Максимальное количество баллов за сочинение – 10, но критерии оценивания у каждого заведения могут быть собственными. Полученные оценки комиссия затем прибавит к полученным в ходе ЕГЭ.

Правила и требования

Одно из главных требований, которые предъявляются к творческому заданию – количество слов. Выпускникам пригодится умение не только писать хорошие связные тексты, но и считать.

Перед сдачей сочинения придется внимательно пересчитать слова в нем. Должно получиться не менее 350, и в это число включаются даже служебные.

Только такой текст будет принят к рассмотрению, более короткие к конкурсу не допустят.

Максимум не определен – какого объема будет достаточно, чтобы выразить мысль, учащийся будет решать сам. На все про все у автора чуть меньше четырех часов – через 3 ч. 55 мин. после начала процесса работы соберут.

С собой надо взять черную ручку – больше не понадобится ничего. Все необходимое участники получат на месте, включая доступ к орфографическому словарю. Его можно будет в любой момент попросить у членов комиссии.

Темы итогового сочинения

Точные темы для итогового сочинения пока держатся в секрете. Они станут известны только 2 декабря, в день, когда мероприятие и состоится. Час Ч – 9.45. В это же время информация появится также на двух профильных сайтах – Единого государственного экзамена и Федерального института педагогических измерений. Через четверть часа, в 10.00, выпускники начнут писать сочинение.

Возможные темы итогового сочинения условно разбиты на пять блоков

Несмотря на то, что точные темы не называют, готовиться к сочинению можно и нужно. Известно, что темы будут относиться к пяти крупным направлениям. Каждый блок в итоге будет представлен одной темой для сочинения.

  1. «Время». Это тематическое направление потребует от учащегося философского взгляда на вещи. Потребуется взглянуть как можно более широко на историческую эпоху и существование в ней общества в целом и каждого человека в отдельности. При этом рекомендовано обратить внимание на такие оппозиции, как вечное – мгновенное, воображаемое – действительное, общее – личное, прошлое – грядущее.
  2. «Дом». Тему этого блока можно трактовать по-разному – в соответствии с многозначностью самого слова. При написании сочинения рекомендуется использовать идеи взаимосвязи большого и маленького, духовного и материального, внешнего и глубоко личного.
  3. «Любовь». Еще один широчайший тематический блок. Выпускникам могут предложить поразмышлять о любви к окружающему миру, родителей – к детям и наоборот, отношениях между мужчиной и женщиной и т.п. Любовь предлагают рассматривать как чувство высокого порядка, назначение которого – делать человека благородным, возвышать его над обыденностью, чувство сложное, исполненное и радости, и трагизма.
  4. «Путь». Как и в случае с блоком «Дом», это направление предполагает большое количество возможных вариантов тем для сочинений. Все связано с многозначительностью слова «путь». Речь может пойти и о человеческой судьбе, которую представляют в виде дороги с кочками, ямами, перекрестками и распутьями, и о собственно путешествии как поездке за новыми впечатлениями. Тема может быть сформулирована и как конкретная, и как абстрактная. В любом случае, учащихся попросят подойти к теме с позиций нравственности и философского взгляда на мир.
  5. «Год литературы». Блок-сюрприз. Пожалуй, именно здесь могут скрываться и самые сложные, и самые легкие темы. Наверняка «книжное» направление для выпускников не будет новым. 2015 г. объявлен в России годом литературы. О ней как об одном из самых значительных явлений в развитии культуры немало говорят. Однако в качестве темы для сочинения могут назвать и роль книги в жизни отдельно взятого человека. В любом случае, темы из этого блока будут по зубам только тем, кто привык регулярно проводить время за книгой, сформировал собственный читательский вкус и способен вступить в серьезную аргументированную дискуссию о большой литературе.

Критерии оценивания

При оценивании сочинения комиссия будет ориентироваться на пять основных критериев. Они определят собственно качество текста. Однако не все творения выпускников дойдут до этого этапа – прежде сочинения должны получить своеобразный допуск.

Он складывается из двух составляющих: достаточного объема и самостоятельности. С первым компонентом все достаточно ясно. Объем сочинения, как уж было сказано, должен составлять от 350 слов.

При количестве менее 250 слов творение сразу получает «незачет».

Второй компонент предполагает самостоятельную проработку темы во всех возможных смыслах. Речь идет как о запрете на списывание, так и о разумном использовании цитат и отсылок к художественным произведениям.

Цитаты должны сопровождаться ссылкой на первоисточник и не могут быть большими. Главное требование – соблюдать баланс между объемом собственного и чужого текста. Этих составляющих должно быть как минимум поровну.

Не увлекайтесь — цитат в сочинении должно быть меньше половины!

Однако участникам следует помнить, что окончательное решение о том, допускать или не допускать работу к дальнейшему оцениванию, принимает комиссия.

И если ее членам покажется, что половины собственного текста недостаточно, сочинение могут забраковать.

Текст, написанный «напополам» с классиком, может заставить почтенное жюри засомневаться в литературных способностях выпускника, так что эксперимент сопряжен с риском.

Если оба рубежа пройдены и текст допускают к дальнейшей проверке, в силу вступают еще пять критериев. Они и определят окончательную судьбу сочинения.

  1. Соответствие теме. Повествование должно быть построено вокруг заданной проблемы или тезиса, который с ней связан. По этому критерию оценивается содержательная сторона текста. «Незачет» возможен только в том случае, если участник размышляет на тему, которая не имеет вообще никакого отношения к заявленной.
  2. Аргументация и привлечение литературного материала. Этот критерий в некоторой степени перекликается с идеей самостоятельности при написании сочинения. С одной стороны, цитат и отсылок к художественным произведениям не должно быть слишком много. С другой, совсем без них обойтись нельзя. Понадобятся отсылки по меньшей мере к одному тексту русской или мировой литературы. В противном случае по данному пункту комиссия поставит «незачет». Чтобы получить «зачет», участник должен использовать такие цитаты для аргументации своих мыслей, а не просто упоминать произведения, а также передавать смысл используемого первоисточника без искажений.

Соответствие темы и привлечение литературного материала – главные критерии оценивания итогового сочинения. Оставшиеся три считаются дополнительными.

  1. Композиция и логика рассуждения. В этом плане главное – выдержать последовательность изложения мыслей, а также сбалансированно приводить тезисы и их доказательства. Получить «незачет» по этому пункту можно только в том случае, если в тексте есть явные логические нестыковки или же он не содержит тезисов и аргументации.
  2. Качество письменной речи. По этому критерию оценивается формальная сторона сочинения. Комиссия примет во внимание богатство речи: использование максимально разнообразной лексики, различных по строению и уровню сложности предложений, фразеологически богатого языка. Обратят внимание и на точность употребления терминологии и использование штампов и клише. Кроме того, учтут способность участника высказывать свою мысль точно и ясно. «Незачет» будет получен, если плохая речь и ошибки словоупотребления приведут к тому, что сочинение станет нечитабельным и смысл понять будет трудно. Если же нет, автору гарантирован «зачет».
  3. Грамотность. Оценивать будут и орфографию, и пунктуацию. Формула проста: если на 100 слов приходится до пяти ошибок любого толка, участник получает «зачет» по этому пункту. Если их оказывается больше, сочинение оценивается негативно.

Как подготовиться к итоговому сочинению?

Исходя из критериев оценивания, становится ясно: без книжного «запаса» не обойтись. Поэтому лучший способ подготовиться – прочесть несколько книг, которые обеспечат вас аргументами и цитатами для иллюстрирования текста.

В списке рекомендованных текстов — произведения, в которых все четыре тематики выражены достаточно ярко, а для пятой – «Год литературы в России» – будет достаточно любой свежепрочитанной книги.

Мы предлагаем вам семерку самых подходящих произведений для подготовки.

Начитанность — залог глубокого и качественного итогового сочинения

  1. «Судьба человека», Михаил Шолохов. В центре повествования – Андрей Соколов. После войны он остался один и осел в далеких от родного дома краях. Судьба сводит его с маленьким Ваней. Его мамы не было в живых – она погибла. А где папа, Ваня не знал – он пропал без вести.

    Чтобы спасти парнишку, Андрей Соколов представляется его пропавшим без вести папой. Таким образом, и он, и Ваня теперь в безопасности – у обоих есть смысл жизни.

  2. «Матренин двор», Александр Солженицын. Исполненная трагизма история человека с искалеченной судьбой, всю жизнь живущего будто не для себя. Матрена ждала с войны жениха Фаддея много лет.

    Но тот не вернулся, и она вышла замуж за его младшего брата, Ефима. Неожиданное возвращение Фаддея становится шоком для всех. Матрена остается с Ефимом, а Фаддей женится во второй раз на женщине, которую тоже зовут Матрена. Дети от брака Ефима и Матрены умирают, поэтому она берет для воспитания одну из дочерей Фаддея по имени Кира. Ей же завещает свой дом.

    Фаддей и его сыновья решают забрать приданое для Киры сразу. Добрая Матрена помогает им и по нелепой случайности погибает, перетаскивая фрагмент избы через железнодорожную колею.

  3. «Телеграмма», Константин Паустовский. Катерина Петровна, дочь известного художника, доживает свой век одна в отцовском доме.

    Ее дочь Настя давно выросла и уехала жить в Волгоград, она секретарь Союза художников. Катерина Петровна старается не тревожить дочь понапрасну, так что общаются они крайне редко. Однажды Настя получает письмо от матери, но не читает – раз та пишет, значит, жива.

    Еще две недели она спокойно занимается организацией выставки, и в день открытия получает телеграмму от односельчанина Катерины Петровны. Как оказалось, она умирает. Настя сразу же отправляется в дорогу, но опаздывает – непоправимое уже случилось…

  4. «Господин из Сан-Франциско», Иван Бунин. Главный герой рассказа безымянный.

    Бунин не называет его имени, что, впрочем, не так уж важно, поскольку господин из Сан-Франциско – яркий представитель своего класса. Он путешествует с семьей на пароходе сперва в Старый Свет, в Неаполь, а затем переезжает на Капри.

    Все это время они и их соседи по пароходу ведут привычное праздное существование, которое вращается вокруг главного события каждого дня – обеда. И все бы ничего, но на Капри господину из Сан-Франциско становится плохо, и спустя некоторое время он умирает. Хозяин пансионата не позволяет перенести его в роскошные апартаменты, потому что после этого их будет тяжело сдать.

    Так что последние минуты герой проводит в самом убогом номере. В пансионате невозможно даже добыть гроб, так что в свой последний путь герой отправляется в ящике из-под содовой. Он плывет в трюме того же теплохода, а праздная жизнь на палубах идет своим чередом.

  5. «Гранатовый браслет», Александр Куприн.

    Вера Николаевна Шеина получила подарок – браслет с редким зеленым гранатом. Его прислал неизвестный ей поклонник. Он любил ее на расстоянии и беззаветно, разрешая себе только несколько раз в год писать ей письма. Но Вера Николаевна замужем, так что она отвергает такие ухаживания и отправляет браслет обратно. А ухажером оказывается чиновник Георгий Желтков.

    Брат Веры Николаевны находит его и настаивает на том, чтобы это прекратилось. Желткову стыдно, поэтому он пишет Вере Николаевне прощальное письмо и стреляется. Узнав об этом, героиня отправляется к нему на квартиру – взглянуть на тайного поклонника. А после понимает: чувство, о котором она мечтала всегда, теперь погибло, и возврата быть не может.

  6. «На дне», Максим Горький. Пожалуй, главной героиней пьесы можно было бы назвать саму жизнь. Многочисленные обитатели ночлежки, принадлежащей Михаилу Ивановичу Костылеву, влачат свое существование – жалкое на первый взгляд, но на самом деле исполненное страданий и драм. Жизни всех героев причудливо перепутаны.

    Появление в ночлежке странствующего старца Луки приносит многим облегчение и надежду, но конфликт между жителями достигает пика, происходит большая драка, и в это время старик исчезает. Даже для тех, кто уцелел во вспышке, надежда умирает.

  7. «Холодная осень», Иван Бунин. Второе в этом списке произведение нобелевского лауреата.

    Рассказ «Холодная осень» вошел в состав цикла произведений о любви «Темные аллеи». Повествование строится на воспоминаниях главной героини. Вечер, когда было объявлено о ее помолвке с возлюбленным, стал для них первым и последним. Убийство австрийского кронпринца сулило войну. Любимый героини отправился туда и погиб.

    Она смогла пережить это, даже вышла замуж и родила ребенка. Из-за войны скиталась, пережила множество горестей, но все это время помнила об одном-единственном счастливом вечере в своей жизни.

К чтению лучше всего приступать с карандашом и блокнотом в руке. Заготовленные цитаты помогут вспомнить тексты перед началом работы над сочинением и пригодятся при построении доказательной базы для повествования. Кроме того, могут помочь и подобранные тематические цитаты из других произведений русской и мировой литературы. Их можно заранее найти в Интернете.

Четыре секрета удачного сочинения

Как любой другой текст, сочинение строится по определенным законам, а его качество зависит в том числе и от писательской техники. Раскроем четыре секрета, которые пригодятся в работе и повысят шансы создать действительно эффектный текст.

Продуманный план облегчит вам задачу и поможет написать сочинение

  1. План. Хороший план – 70% результата. Многие ленятся делать такую работу, считая, что тратят время понапрасну. Но это не так. Подробный план – это уже практически написанный текст, только в сжатом виде.

    Можно наметить в нем основные точки развития сюжета сочинения, а можно отразить буквально каждый абзац. Как бы то ни было, работа над планом поможет упорядочить мысли, выстроить четкую логику повествования, еще раз пропустить через себя все детали будущего текста и гарантированно ничего не потерять в процессе его создания.

  2. Структура. Тесно связана с логикой повествования. Поэтому ее главные опорные точки следует откладывать в плане – это «скелет» будущего текста. Продуманная структура не даст читателю (а в данном случае членам комиссии) потеряться в хитросплетениях сюжета, а значит, никакой путаницы и «зачет».

    Самая простая структура сочинения: вводная часть, в которой читателю объясняют и суть проблемы; основная с кульминацией, где развитие мысли достигает своего пика; и завершающая часть, в которой подводятся итоги размышлений.

  3. Сильные позиции текста.

    Самые яркие, звучные, запоминающиеся части текста – это его заголовки, начало и концовка. Название, скорее всего, у сочинения уже будет: его задает тема. А вот над началом и финишем придется поработать. Придумайте короткую, но емкую и звучную фразу для первого предложения — она должна сразу же увлечь читателя.

    То же касается и финала – последнее предложение должно ставить в истории жирную, звучную точку.

  4. Баланс между простым и сложным. В первую очередь речь идет о балансе в использовании простых и сложных конструкций.

    Не стоит в каждое предложение добавлять длиннющий причастный или деепричастный оборот, но при этом нельзя писать слишком просто. Идеальный выход – чередовать короткие и длинные предложения, скажем, в пропорции 2:1. Это позволит читателю не запутаться, а текст получит красивый ритмический рисунок.

(11

Источник: http://ya2016.com/education/itogovoe-sochinenie-2015-2016/

Ссылка на основную публикацию