Петербург достоевского

Петербург Достоевского

Петербург — город молодости Достоевского, его рождения как писателя, его головокружительных успехов, трагических переживаний и утрат. Он всегда необходим был ему для творчества, город присутствует во многих его произведениях. Иногда как фон, чаще как действующее лицо.

С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Петербург – лучшая иллюстрация к его романам. У Достоевского в Петербурге есть любимые места, любимое время, любимый сезон. Больше всего в Петербурге он не любил лето.

Это всегда пыль, вонь, духота. Хорошее время – весна, пробуждение природы. Но «самое интересное во всех отношениях время – осень, особенно если не очень ненастна.

Осенью закипает новая жизнь на весь год, начинаются новые предприятия, приезжают новые люди, являются новые литературные произведения…»

Героям Достоевского был ближе больной и холодный вид Петербурга. Раскольников, например, любил, «как поют под шарманку, в холодный, темный и сырой вечер, непременно сырой, когда у всех похожих бледно-зеленые, больные лица; или еще лучше, когда снег мокрый падает совсем прямо, без ветру… а сквозь него фонари с газом блистают…».

Слякоть, грязь, туман, морось – обычные состояния петербургской природы – придают городу соответственное настроение, Достоевский «разгадывает» его, пытается понять, всматриваясь в город, как в случайного прохожего. Его город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет… «Было сырое туманное утро.

Петербург встал злой и сердитый, как раздраженная светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал».

В Петербурге Достоевского происходят фантастические в своей прозаичности события многих его произведений, зреют безумные идеи, совершаются преступления . Особенно таинственны набережные Петербурга – Екатерининский канал, Фонтанка, Нева… Водная стихия Петербурга как бы усиливает его мрачный колорит, доводя ситуацию порой до абсурда.

Рисуя свои картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывает все в мельчайших подробностях, следя за тончайшими изменениями в их «общении».

В показе города и его влияния на человека он похож на режиссера с камерой в руках: он любит крупные планы, любит смену этих планов, часто представляет нам героя с разных сторон и в различных ракурсах.

Чувство Петербурга у Достоевского многогранно и довольно противоречиво. Наверно, это заложено в самом городе – двоящемся и растворяющемся в тумане.

В его описаниях редко мы встретим обычные для Петербурга красоты – Невский проспект, дворцы, роскошные здания: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…»

Если соединить высказывания самого Достоевского и его героев о Петербурге, можно представить себе монолог Федора Михайловича о нашем городе:

«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге… Вы замечали, что в Петербурге улицы все угрюмые? Это самый отвлеченный и умышленный город в мире…»

«Я всегда был фантазером и мистиком, и, признаюсь вам, Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною.

Я ходил по улицам, присматривался к иным, совсем незнакомым прохожим, изучал их лица и угадывал, кто они, как живут, чем занимаются и что особенно их в эту минуту интересует… И многие лица мне казались какими-то странными… Это город полусумасшедших.., и это действительно так!»

«Этот фантастический город весь насыщен существующими и вымышленными историями. Он как-то неожиданно, почти мгновенно возник. Но так же внезапно ведь может и исчезнуть? Искуриться паром к темно-синему небу…»

«Мне так грустно смотреть иногда на его сырые, огромные стены, на его мраморы, барельефы, статуи, колонны, которые тоже едва сводят зуб об зуб от сырости, на обнаженный мокрый гранит тротуаров, как будто со зла растрескавшийся под ногами прохожих… Черный купол петербургского неба почти всегда залит тушью, весь горизонт петербургский смотрит так кисло, так кисло… К тому же адский туман, и видно кругом лишь на сажень.»

«Сто раз мне среди этого тумана задавалась странная, но навязчивая греза: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?»

«Петербуржцы так рассеяны, у них столько удовольствий, дел, службы, сплетен и разных других развлечений и, кроме того, столько грязи, что вряд ли есть время осмотреться кругом, вглядеться в Петербург внимательнее, изучить его физиономию и прочесть историю города и всей нашей эпохи в этой массе камней, в этих великолепных зданиях, дворцах, монументах… Да и вряд ли кому придет в голову убить дорогое время на такое вполне невинное и не приносящее дохода занятие…»

«Есть такие петербургские жители, которые не выходили из своего квартала лет по десяти и более, и знают хорошо только одну дорогу в свое служебное ведомство. Есть такие, которые не были ни в Эрмитаже, ни в Ботаническом саду, ни в музее, ни на одной выставке…»

А, между прочим, изучение города, право, не бесполезная вещь!

Жизнь Петербурга так эфемерна… А ну как он и вправду исчезнет?

Источник: http://www.md.spb.ru/dostoevskij/peterburg_dostoevskogo/

Петербург Достоевского | Литерагуру

Начиная рассматривать такое сложное и самобытное явление как Петербург Достоевского, имеет смысл для начала разобраться с проблемами семиотики такого понятия, как город. Наверное, не многие задумывались о том, что в него может входить ряд достаточно сложных элементов, включая различного рода коды, символы, связи и ассоциации разных уровней.

Образ Петербурга

Географически Петербург находится в устье Невы и на побережье Финского залива, что дает нам основание говорить о его эксцентрическом положении. В семиотике городского пространства это означает постоянный конфликт Природного (естественного) и искусственного (созданного человеком).

В таком случае может быть несколько интерпретаций: победа человека и его возможностей над природой или большой грех людей против естественного порядка вещей. Все зависит от того, с какой точки зрения посмотреть.

В любом случае, обеспечивается неоднозначность интерпретации города на Неве, а также формирование вокруг него огромного количества мифов, пророчащих ему скорую гибель.

Пару слов стоит уделить Петру I и его роли в восприятии Петербурга. Дело в том, что город на Неве создавался в буквальном смысле по указке царя в месте, где невозможно было построить что-либо вообще – на болоте. Существовала легенда, гласившая, что правитель «начал поднимать скалу за скалой и ковать в воздухе.

Так выстроил он целый город и опустил его на землю». Это помогает нам понять роль царя, воспринимавшегося народом не иначе как Антихрист, выстроивший столицу без какой-либо опоры и нарушивший гармонию его жителей с природой.

Все эти факторы оставляют печать не только демонического и мистического, но еще и фантасмагорического (нечто причудливое, странное и гротескное) характера.

Описание Петербурга

В нем всегда царит атмосфера отчаяния и трагизма: город оказывает на героев крайне негативное воздействие. Судьбы в нем всегда поломаны, люди обречены на несчастное и тяжелое существование.

Здесь кончает с собой Свидригайлов («Преступление и наказание»), погибает под колесами Мармеладов, на перекрестье дорог кается в убийстве Раскольников и бедная Сонечка, вынужденная заниматься проституцией, связывает жизнь с убийцей.

Или Голядкин, мелкий чиновник, который сходит с ума и всюду видит своего двойника, что напоминает нам о фантасмагоричности города, где может произойти что угодно – даже самое немыслимое; Наташа из «Униженных и оскорбленных», венчавшись, отдает свою жизнь подлецу, который ее бросает и женится на другой, тем самым обрекая ее на вечный позор. Незаконнорожденная Нелли, имеющая порок сердца и потерявшая мать. Все герои – сплошь «маленькие» и «лишние», не способные дать отпор реальности, обреченные на трудности. Их объединяет порочный и равнодушный город, в котором они живут и постепенно умирают. Достоевский, зная семиотику северной столицы (также благодаря своему предшественнику — Гоголю), не мог писать о действующих лицах в ином стиле: в нашем случае именно место диктует правила жизни, а не человек, который в нем живет. Персонаж абсолютно бессилен перед его волей.

Адреса и маршруты

Перемещая своих героев в Петербург, Достоевский уже дает повод говорить о топографичности и точности в своих произведениях. Следуя традиции, начатой Гоголем, он старается максимально точно передать образ места действия: касается это не только описания различного рода деталей, но и адреса, по которому оно находится.

Если вспомнить более раннюю традицию, обнаружим, что писатели не уделяли столь большого внимания данному факту: максимум, на который они готовы были пойти – это указание уезда или местности, в которой происходило действие.

С чем связан такой подход? В первую очередь, с изменением литературного направления: реализм даже одним названием закладывает основу максимальной реалистичности и правдоподобности изображаемого. Для читателя и автора было важно знать не только, что чувствует и думает герой, но и где он живет/гуляет/работает/обедает.

И, конечно, любое место имеет свой адрес, что дает нам возможность взглянуть на Петербург глазами героев Достоевского и пройтись по улицам, которые впоследствии стали столь знаменательными.

Преступление и наказание

Думаю, наиболее интересующий всех маршрут будет связан со знаменитым «Преступлением и наказанием». Здесь нам повезло: все герои жили достаточно недалеко друг от друга, и благодаря точности адресов, можно запросто пройти от пункта А до пункта Б.

Например, дом старухи-процентщицы, которую убил Раскольников, находился менее чем в километре от дома, где жил сам Родион (730 шагов, если быть точным). Средняя Подьяческая, 15 – Гражданская, 19.

Между двумя этим адресами находится знаменитый Вознесенский мост, стоя на котором, герой увидел, как бросается в воду самоубийца. Далее – дом Сони Мармеладовой, который также находится неподалеку (наб. Канала Грибоедова, 73).

Рядом (Садовая, 44) располагался трактир «Хрустальный дворец», в котором Раскольников слушал исповедь Свидригайлова. К сожалению, данного заведения по этому адресу уже давно не существует, но можно пофантазировать и представить себе, как он выглядел, когда в нем сидели наши герои.

На Садовой, 28 находилась полицейская контора, куда пришел с повинной главный герой. Если взглянуть на карту, заметите, что все пункты назначения находятся в буквальном смысле в шаговой доступности друг от друга. Таким образом, есть возможность посетить все значимые для «Преступления и наказания» места в течение 1-2 часов.

Идиот

Не менее интересной также будет вторая экскурсия по местам романа «Идиот». Первый адрес – наб. Канала Обводного,118, где находится Варшавский вокзал. На него прибывает князь Мышкин вместе с Лебедевым и Рогожиным, и оттуда главный герой направляется к генералу Епанчину.

Тот, в свою очередь, жил «несколько в стороне от Литейной, ближе к Спасу Преображения». Точного адреса автор не дает, предположительно – это площадь Преображенская. Рогожин, знакомый князя Мышкина, от которого он впервые услышал о Настасье Филипповне, жил «в Гороховой, недалеко от Садовой».

Номер дома не указывается, но скорее всего, это №37, 38 41 или 43. Настасья Филипповна, вероятно, жила по адресу пр. Загородный, д. 20 или ул. Разъезжая, д. 1. В романе адрес указан так: «…в первом этаже близ Владимирской, у Пяти углов».

Интересно, что автор «поселил» ее в тот дом, где жила его знакомая, Авдотья Панаева, в которую был влюблен, и чертами которой наделил многих своих героинь (в том числе Настасью Филипповну).

Таким образом, выходит чуть более длинный маршрут, которому следует уделить больше времени. Однако если вы хотите пройтись по тем же местам, где когда-то гуляли любимые всеми герои, лишние метры не должны встать у вас на пути и помешать задуманному.

Источник: https://LiteraGuru.ru/peterburg-dostoevskogo/

Петербург Достоевского

В XIX столетии в здании Михайловского замка располагалось военно-инженерное училище, где в течение трёх лет (с 1838 по 1841 год) Фёдор Достоевский постигал азы военных наук.

Проживал будущий писатель в одной из комнат на втором этаже здания, где практически всё свободное время проводил за чтением произведений Пушкина, Гоголя, Шиллера и Бальзака.

Читайте также:  Тест в формате гиа (вариант 1)

Сразу же после окончания училища Фёдор Михайлович подал в отставку, не желая связывать свою жизнь с военной службой.

 ул. Садовая, д. 2

Доходный дом почт-директора Пряничникова известен прежде всего тем, что в нём с 1842 по 1845 год проживал Фёдор Достоевский. Именно здесь писатель создал свой первый роман «Бедные люди».

 пр. Владимирский, д.11

Весной 1846 года в доме купца Котомина, в кондитерской «Вольф и Беранже», изысканно оформленной в китайском стиле, произошла встреча Достоевского с известным революционером Петрашевским. В 1849 году это знакомство чуть было не стало для писателя роковым – за связь с революционером он был приговорён к смертной казни, однако, к счастью, приговор был заменён двумя годами каторги.

 пр. Невский, д.18

У дома на Вознесенском проспекте богатая история — здесь располагалась гостиница «Париж», затем — доходный дом Шиля, а в 1847-49 одну из комнат снимал Достоевский. Именно в этом доме он был арестован по делу Петрашевского.

 пр. Вознесенский, д. 8

Место, которое современным жителям Санкт-Петербурга известно как Пионерская площадь, в XIX столетии называлось Семёновским плацом и служило для строевых учений и парадов военнослужащих. Также здесь приводились в исполнение смертные приговоры лиц, нарушивших закон. В число преступников попал и Достоевский за связь с петрашевцами, но его помиловали.

 Пионерская площадь

Дом на пересечении Гражданской улицы и Столярного переулка по праву называют «началом начал»: именно здесь начинается действие романа «Преступление и наказание». Каморка Раскольникова находилась под самой крышей и по размерам больше походила на шкаф, чем на комнату.

 ул. Гражданская, д. 19

Мост через канал Грибоедова находится в нескольких шагах от Сенной площади — одного из самых упоминаемых мест в «Преступлении и наказании». По нему пролегал путь Раскольникова к дому старухи-процентщицы. Какое-то время недалеко от Кокушкина моста жил сам Достоевский.

Кокушкин мост

Ровно 730 шагов насчитал Раскольников от своих ворот до двери старухи-процентщицы. Алёна Ивановна с сестрой занимала две комнаты в простом доходном доме: квартиры тут сдавались мелким чиновникам, ремесленникам, кухаркам. В жилище старухи Раскольников её и убил. После злодейства он ещё раз пришёл в дом на набережной.

 Набережная канала Грибоедова, 104

По одной из версий, героиня «Преступления и наказания» Сонечка Мармеладова жила на Екатерининском канале (сейчас он называется канал Грибоедова) в доме № 73. Это здание сильно отличается от того, что описал Достоевский: в советские годы надстроили два этажа, поменяли отделку фасада. Соня снимала комнату на последнем этаже с окнами на набережную.

 канал Грибоедова, д. 73

Вознесенский мост пересекает Екатерининский канал, который Достоевский называет «канавой», и расположен по соседству с Кокушкиным. С него бросилась в воду мещанка Афросиньюшка, здесь же сумасшедшая Катерина Ивановна заставляла своих детей петь и танцевать ради милостыни.

Вознесенский мост

Все места, где происходило действие романа «Преступление и наказание», сгруппированы вокруг Сенной площади. Во времена Достоевского здесь находился самый дешёвый в городе рынок, где торговали сеном, соломой и дровами, а кроме того — предлагали выпивку и продажную любовь. Это центр мира униженных и оскорблённых, и именно тут Раскольников кается в своём грехе.

 Сенная площадь

На следующий день после преступления Раскольникова вызывают в полицейскую контору на Садовой улице. С убийством это не связано — на героя пожаловалась хозяйка квартиры за неуплату. Спустя 13 дней Раскольников приходит сюда снова — уже с повинной.

ул. Садовая, д. 28

В музее сохранились вещи, которые принадлежали Фёдору Михайловичу и его семье. В доме на Кузнечном переулке Достоевский провёл последние годы жизни и скончался. Похоронили литератора на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

 пер. Кузнечный, д.5/2

Недалеко от мемориального музея установлен памятник писателю. Фёдор Михайлович сидит с задумчивым видом на лавочке и словно прислушивается к звону колоколов Владимирского собора. Говорят, что прозаик действительно любил гулять в этом районе.

 Большая Московская ул., 2

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/spb/list/peterburg-dostoevskogo/

Петербург Достоевского

В истории мирового романа Ф. М. Досто­евскому принадлежит одно из первых мест. В литературу он вошел как гениальный ху­дожник-гуманист, исследователь человече­ской души. Все романы писателя — соци­ально-философские, в которых он ищет от­веты на мучающие его вопросы.

В своих произведениях писатель затрагивал очень значимые проблемы, и, когда читаешь его романы, невольно задумываешься над ни­ми, пытаешься сам найти на них ответ. Ро­ман «Преступление и наказание» — один из самых значительных романов, наверное, во всей литературе.

«Преступление и нака­зание» еще называют «петербургским рома­ном». Кроме Достоевского, образ Петербур­га в своих произведениях создавали и его предшественники: Пушкин, Гоголь, Некра­сов. Петербург в начале XIX века был одним из красивейших и богатейших городов Евро­пы.

Его величавую и строгую красоту воспел Пушкин в «Медном всаднике»:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное   теченье,

Береговой ее гранит.

Твоих оград узор  чугунный,

Твоих  задумчивых   ночей

Прозрачный   сумрак,    блеск   безлунный…

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо,    как  Россия…

В этом произведении Пушкин показывает нам «Петра творенье» во всей его красе, но в то же время отразив его двуличность. Пушкинский Петербург, представший перед нами, — это нарядная столица огромной империи, овеянная историческими преда­ниями, сосредоточившая в себе всю мощь страны и всю власть над ней.

Вслед за Пушкиным в литературу вошел один из крупнейших художников-реалис­тов — Н. В. Гоголь. Он также не обошел об­раз Петербурга, написав цикл повестей, объединенных одним названием — «петер­бургских».

Гоголь углубляет в своих произ­ведениях тему двуликости «града Петрова». Петербург Гоголя — это город владельцев «роскошных палат» и город жалких лачуг, в которых селились нищие художники, бед­ные чиновники и ремесленники.

И эти два Петербурга Гоголь сопоставляет и сталки­вает между собою.

Некрасов продолжил традиции Гоголя-ре­алиста. Он писал прозу, разную по жанрам и стилевым особенностям.

В своем про­изведении «Петербургские углы», которое он опубликовал в альманахе «Физиология Петербурга», Некрасов сосредоточил свое внимание на столичном «дне».

Здесь «нату­ра» говорит сама за себя, а это не только убогие квартиры, но и сами жильцы, хозяй­ки. Некрасов показывает нам бессмыслен­ность и бесчеловечность жизни в «петер­бургских углах».

Петербург Достоевского — уже далеко не пушкинский, это город с нечистыми пере­улками, мрачными доходными домами, темными дворами.

Конечно, писатель не мог забыть о дворцах, созданных известны­ми зодчими, о прелестных парках, просто герои его романов не видели всего этого.

Обитатели убогих квартир и углов в трущо­бах Петербурга с опаской проходили мимо роскошных домов, сторонились Невского проспекта, они не видели красоты пушкин­ского города.

В «Преступлении и наказании» Петербург является своеобразным героем, действую­щим лицом, городом, который душит, уничтожает все лучшее в человеке, внуша­ет безумные идеи.

Так, например, вот ка­кой летний Петербург глазами Раскольникова, главного героя романа: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь из­вестная каждому петербуржцу»…

Город Достоевского — это город, толкающий на смерть, на убийства других и самих себя.

Например, женщина «с желтым, продолго­ватым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами» вдруг бросается в во­ду; Соня Мармеладова, которая пошла по желтому билету, Раскольников, убивший старуху-процентщицу, и тут же Лужины, тол­кающие на гибель совестливых и беспомощ­ных Мармеладовых, ведущие к медленному убийству людей, к отказу от добра и света в их душе. Петербург Достоевского безжа­лостен и жесток к униженным и оскорблен­ным». Улицы города грязны, но дома, в ко­торых живут герои, не лучше. Мы видим «грязные и вонючие» дворы, темные лестни­цы — «узенькие, крутые и все в помоях», а комнаты похожи на гробы. Ощущение без­выходности из всего этого окружает и Раскольникова, и Соню, и многих других, толкая одних на убийство, других — на бесчеловеч­ный акт купли-продажи.

Петербург Достоевского — это город, не­сущий только смерть. И что могут сделать те, кто живет в этом ужасном Петербурге, что они могут сделать против владельцев «роскошных палат»? И Достоевский, как пи­сатель-психолог, пытается найти ответ на этот вопрос и решить другие проблемы, волнующие его.

Пытается понять жизнь сто­личного «дна», мир «униженных и оскорб­ленных», мир «бедных людей». Он осуждает и выступает против порядков общества, ве­дущих и толкающих этих людей на смерть, на разврат и убийства. И поэтому Петербург Достоевского не может быть иным, как жес­токим и безжалостным.

Источник: http://lit-helper.com/p_peterburg_dostoevskogo

По местам достоевского — самые популярные маршруты питера

Великий русский классик просто обязан был родиться не в Москве, а в Петербурге — ведь именно здесь проложен один из самых популярных экскурсионных маршрутов по местам Достоевского. И по мнению гидов, прогулка по местам писателя займёт около 4 часов.

Петербург Достоевского — феномен. Город душит, давит, не отпускает: темный, грязный, мрачный Петербург сам становится действующим лицом в произведениях писателя.

В продолжении статьи: «самые интересные факты о Ф. М. Достоевском», мы проложили свой маршрут по местам писателя.

Петербургские адреса великого писателя, улицы, дома и мосты из его произведений — в нашей подборке:

1Кокушкин мост

На Кокушкином мосту по сюжету начинается действие романа Федора Достоевского «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м (Столярном) переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну (Кокушкину) мосту.»

1952−1955 гг

2Садовая, 37

На Садовой, 37 в тюрьме в 1874 году сидел Федор Достоевский.

Он попал сюда из-за одной заметки в газете — редактируя журнал «Гражданин», он поместил на его страницы материал Владимира Мещерского о пребывании в Санкт-Петербурге киргизских депутатов. В ней были слова Александра II.

Тогда действовало правило о том, что слова императора могли быть напечатаны только с разрешения министра, о чем Достоевский не знал. Он провел в стенах гауптвахты 2 дня, где перечитывал «Отверженных» Гюго.

3| Вознесенский проспект, 8

Доходный дом Шиля — бывшая гостиница «Париж». По адресу Вознесенский проспект, 8 в 1804 году Луи Ван-Вельсенерсом была основана гостиница «Париж».

В 1847-1849 годах в этом доме снимал комнату Федор Достоевский.

В этих стенах были написаны рассказы и повести «Ползунков», «Слабое сердце», «Честный вор», «Ёлка и свадьба», «Чужая жена и муж под кроватью», «Белые ночи», «Неточка» Незванова».

Предположительно 1890-е гг.

4| Гороховая, 41

Именно дом на Гороховой, 41 (Санкт-Петербург) считают «Домом Рогожина» в романе «Идиот» Федора Достоевского: «Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого. Некоторые, очень впрочем, немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором все так скоро меняется) почти без перемены».

Гороховая ул. — Санкт-Петербург

5| Дом Раскольникова

Считается, что в питерском доме по адресам Гражданская, 19 и Столярный, 5 жил Раскольников — герой романа «Преступление и наказание» Федора Достоевского.

«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.

Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда отворенной на лестницу».

6| Дом Алонкина

В доме Алонкина (Казначейская, 7) в 1864-1867 годах жил Федор Достоевский. Здесь он написал «Преступление и наказание» и «Игрока». Тогда дом был трехэтажным, Достоевский жил на 2 этаже. Он не успевал с работой и взял стенографистку, и в течение одного месяца «Игрок» был закончен.

7| Музей Федора Достоевского

В доме на Кузнечном переулке, 5/2 жил Федор Достоевский, здесь же он скончался 28 января (9 февраля) 1881 года. Музей был открыт к 150-летию со дня рождения писателя, которое отпраздновали в 1971 году. Экспозиция музея основана на коллекции Андрея Достоевского — внука писателя. На двух этажах представлены подлинные вещи Достоевского.

Читайте также:  «что за прелесть эти сказки!» сочинение

8| Набережная канала Грибоедова, 104

Дом Ивана Вальха — жилое здание в Санкт-Петербурге, расположенное по адресу: набережная канала Грибоедова, 104/25. Согласно свидетельству современников А. С.

Грибоедова, в этом доме были написаны первые сцены комедии «Горе от ума», а по мнению исследователей творчества Ф. М.

 Достоевского, в этот дом писатель поселил героиню «Преступления и наказания» Алёну Ивановну — «крошечную, сухую старушонку, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосую».

В доме «старухи-процентщицы» главный герой романа Родион Раскольников побывал трижды: первый раз ходил делать «пробу», второй — осуществлять «само дело», и третий — после убийства, когда «неотразимое и неизъяснимое желание повлекло его» к «тому дому».

Источник: https://moiarussia.ru/po-mestam-dostoevskogo-10-samyh-populyarnyh-marshrutov-pitera/

Петербург Достоевского

Чтобы увидеть Петербург глазами Достоевского, нам, живущим сегодня, достаточно прочесть наиболее известные произведения этого великого писателя, который провел в городе на Неве основную часть своей жизни. В романах этого автора отчетливо прослеживается образ Северной столицы того времени, в котором он жил.

Чтобы увидеть Санкт-Петербург таким, каким его видел Достоевский, нужно мысленно совершить путешествие во времени и перенестись на два столетия назад.

Не стоит думать, что такое воображаемое перемещение меж веков позволит получить заведомо обманчивое впечатление.

При чтении произведений Федора Михайловича можно увидеть вполне объективную картину того, каким именно писатель видел город и каким Питер был для него.

Нужно сразу сказать, что образ Петербурга в творчестве Достоевского представлен в совершенно ином цвете, нежели у Пушкина или Толстого.

Александр Сергеевич и Лев Николаевич неоднократно возвышали Санкт-Петербург в собственных сочинениях, видя в нем некий идеал современного, уютного и удивительно красивого города.

В романах Федора Михайловича Северная столица, напротив, предстает перед читателями в мрачном и унылом состоянии.

Если говорить про Петербург Достоевского кратко, то это будет грязный, неухоженный и постоянно пасмурный город, большую часть населения которого составляют бедные и озлобленные друг на друга люди, больные либо духовно, либо физически. При прочтении произведений Федора Михайловича вырисовываются довольно мрачные картины.

Однако при всем при этом Достоевский любил город, в котором провел большую часть жизни. Но любовь эта была особой, не всегда понятной. Она имела горький и мучительный привкус, а подчас граничила с ненавистью. Говорят, что такая любовь ничуть не слабее и не менее искренна, чем та, при которой человек способен лишь на возвышение предмета своего обожания.

Петербург Достоевского в романе Преступление и наказание

В этом известнейшем произведении писателя образ города на Неве буквально пропитан какой-то изнуряющей безысходностью и всеобщим трагизмом. На петербургских улицах царит летняя духота, усугубляемая невыносимым зловонием от неубранного мусора. Город переполнен людьми, которые «не живут, а существуют», пребывая в глубокой бедности, из которой не видно выхода.

Иногда Петербург Достоевского в Преступлении и наказании все же предстает перед читателем в своем архитектурном и природном великолепии. Но это происходит крайне редко и создает резкий контраст между видением Северной столицы глазами «маленьких людей» и высшего света общества. Основную ноту в романе задает всепоглощающая нищета, укрепляющая свои позиции за счет пьянства и болезней.

Санкт-Петербург Достоевского пронизан нездоровой желтизной. Именно такой цвет имеют обои и мебель в жилище старухи-процентщицы, каморке главного героя Раскольникова и комнате Сони, вынужденной пренебречь моральными устоями и пойти на панель из-за беспроглядной нищеты.

Такое колористическое решение интерьеров несет в себе ярко выраженный подтекст и формирует какую-то особо угнетенную атмосферу. А у Мармеладова и женщины-самоубийцы желтыми были лица, не сумевшие сохранить нормальный вид в результате затяжного болезненного пьянства.

Преступление и наказание – жесткий психологический роман с глубоким философским и социальным содержанием.

Именно всеобщий трагизм, нищета и безысходность, царящая в городе, где живет Раскольников, представляют собой корень всех бед и заставляют главного героя пойти на убийство старухи-процентщицы. Кого-то этот роман повергает в шок, других заставляет глубоко задуматься.

Но в любом случае он дает возможность увидеть Северную столицу девятнадцатого века без прикрас. Это настоящий Петербург Достоевского, каким ее воспринимал сам писатель.

Карта мест Достоевского в Санкт-Петербурге

Практически в каждом сочинении Достоевского Петербург, а вернее образ этого города, играет важную роль, задающую основной тон всего произведения. Тем интереснее туристам посещать места, описанные в романах или связанные непосредственно с жизнью самого Федора Михайловича.

В СПб Достоевский приехал в шестнадцать лет, чтобы поступить в Главное инженерное училище. Став студентом этого заведения, вскоре он начал участвовать в литературных кружках, что и привело его к пониманию своего настоящего призвания.

Сегодня здание училища, в котором начинал Достоевский, носит название Михайловского или Инженерного замка. Оно было построено на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков и изначально представляло собой императорский дворец Павла Первого. Находится этот замок по адресу: ул. Садовая, д. 2.

Туристам, приезжающим в Северную столицу, часто предлагаются экскурсии по Петербургу Достоевского. В городе на Неве есть перечень мест, так или иначе связанных с жизнью и творчеством Федора Михайловича.

Среди них и дом Раскольникова в Санкт-Петербурге. Конечно, главный герой романа Преступление и наказание — это вымышленный персонаж.

Но писатель «поселил» его во вполне реальном доме, построенном в 1831 году и стоящем по сегодняшний день по адресу: ул. Гражданская, д. 19.

Здание, где жил Раскольников, имеет четыре этажа. Как раз на последнем из них убийца старухи-процентщицы и снимал маленькую комнатку. На углу здания даже создан бронзово-гранитный горельеф с надписью «Дом Раскольникова».

В экскурсионном маршруте по местам Достоевского непременно будет Канал Грибоедова. Здесь в доме № 104 жила старуха-процентщица. Практически ее соседкой была Соня Мармеладова, снимавшая комнату по адресу: Канал Грибоедова, д.73.

Памятник Достоевскому в Санкт-Петербурге воздвигнут на Большой Московской улице, неподалеку от станции метро, названной по фамилии писателя. Монумент был установлен в 1997 году. Отдельно и более подробно стоит упомянуть о музее писателя, находящемся сегодня в квартире, в которой Федор Михайлович провел последние годы жизни.

Дом-музей Достоевского в Санкт-Петербурге

Спустя ровно 150 лет со дня рождения Федора Михайловича в городе на Неве была открыта литературно-мемориальная экспозиция его имени.

Музей-квартира Достоевского в Санкт-Петербурге и сегодня принимает у себя гостей, желающих приобщиться к миру, в котором жил великий писатель. Мебель и обстановка здесь такая же, как и при жизни Федора Михайловича.

Надо сказать, что эта квартира не была собственностью писателя. До последних дней ему приходилось снимать жилье.

Музей Достоевского в СПб расположен в доме №5/2 Кузнечного переулка. В экспозиции присутствуют уникальные семейные реликвии, переданные племянницей Федора Михайловича. В квартире писателя регулярно проводятся экскурсии, выставки и литературные вечера. Есть в ней и так называемый театральный зал, где периодически реализуются актерские постановки.

Увидеть афишу предстоящих мероприятий и познакомиться с большим количеством другой интересной информации можно, зайдя на официальный сайт Музея Достоевского в Санкт-Петербурге. Также на этом ресурсе для свободного чтения доступны романы, рассказы и статьи, написанные Федором Михайловичем в разные годы жизни.

Источник: https://cityguide-spb.ru/kak-zaplanirovat/putevoditeli/peterburg-dostoevskogo/

Петербург Достоевского

Прошло уже два года, как с лёгкой руки Комитета по культуре в Санкт-Петербурге начали отмечать День Достоевского. Так и в этом году 7 июля состоялось третье по счёту мероприятие, посвящённое горячо любимому многими Фёдору Михайловичу.

Устроители настаивают на том, что День Д. (назовём его так) должен именно «отмечаться», а не праздноваться.

Собственно, поэтому в первую субботу июля по традиции кузнечный переулок волшебным образом превращается в самую настоящую улицу девятнадцатого века со всеми положенными атрибутами, как то вывески, торговцы, разносчики и пр.

А милые и ооочень осведомленные девушки, абсолютно безвозместно, водят вас по известным местам, рассказывая неизвестные (возможно) факты о Достоевском в Петербурге или точнее о Петербурге Достоевского.

Для настоящего поклонника творчества писателя, особенно иногороднего, посещение подобной экскурсии может превратиться в невероятно увлекательную прогулку.Надо сказать, что с именем Достоевского в нашем городе связано немало мест.

И хотя он никогда не любил этот город, а поначалу, как сам признавался, и вовсе боялся, он прожил здесь 28 лет. У него никогда не было своей квартиры, он всегда их снимал. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в которых, даже подвалы и чердаки сдавались.

За время жизни в городе он сменил 20 адресов. Обычно его жильё находилось на пересечении улиц.

Слава Достоевского началась белой майской ночью 1845 года, когда восторженные Некрасов и Григорович прибежали к нему, прочитав первую повесть писателя «Бедные люди». Жил тогда Достоевский на Владимирском проспекте,11, бедствовал и уповал лишь на успех своего произведения.

Тогда, как писал Достоевский, либо он пристроит своё произведение, либо в Неву. Это уже потом, стоя на Семеновском плацу (ныне Пионерская площадь) под прицелом, приговорённый к несостоявшейся смертной казни, писатель осознаёт всё своё стремление к жизни.

Позже он использует этот жизненный опыт в монологе героя романа «Идиот»: «имея в запасе целую вечность, каждую минуту в век бы превратил, ничего не потерял».

С домом на Владимирском связана ещё и удивительная история читательской преданности. В советское время из-за трудности восстановления дома — он дал серьёзную трещину, решено было его снести.

Так вот представьте: ленинградская зима, десятки людей несли круглосуточную оборону дома, не позволяя его разрушить, считая личным делом сохранить место, где Достоевский стал писателем. В итоге нашелся инженер, который придумал способ сохранить историческое здание. Спасибо ему.

Последний адрес писателя — Кузнечный переулок 5/2, сейчас здесь музей-квартира Достоевского. Тут он работал над повестью «Двойник» и своим последним произведением «Братья Карамазовы».

Мы все не раз слышали о том, что Санкт-Петербург — город историй, легенд, мифов, загадок. Всё здесь несёт какую-то память. Монументы деятелям, места народных волнений, дворцы, музеи, музеи-квартиры, наконец, в которых великие творцы создавали свои шедевры и… места, где жили их вымышленные персонажи.

Этим-то и примечательна Сенная площадь и её окрестности, в которых Достоевский расселил персонажей своего нетленного произведения «Преступление и наказание».

А собственно, проживая, на Малой Мещанской (ныне Казначейской) улице в районе Сенной он написал роман «Преступление и Наказание», повествование которого начинается в «первых числах июля», в связи с чем и связан городской праздник.

Во времена писателя район Сенной площади был окраиной города и самым неблагоприятным районом, с разгулом пьянства, воровства и проституции…Ошибочно полагать, что этот день связан с конкретной датой — рождения или смерти писателя, нет — это начало повествования одного из величайших романов русской литературы.

Во времена писателя район Сенной площади был окраиной города и самым неблагоприятным районом, с разгулом пьянства, воровства и проституции, вообщем здешним жителям было не до красоты светского Петербурга.

Проживая здесь писатель целиком окунулся в мир «пьяненьких» с их чердаками, гнилыми подвалами, доходными и желтыми домами. В одном только Столярном переулке от Кокушкина моста до следующей улицы было более 20 распивочных.

Среди этой грязи и вони жил главный герой (Столярный,5) и взращивал свои страшные мысли. 
Надо понимать, что никакого прототипа героя, жившего по этому адресу не существовало, и уж тем более не было никогда реального Родиона Романовича, гулявшего с топором.

Но тем не мене на углу дома установлен мемориальный камень герою, а в парадной вместо традиционного «Цой жив» красуются «Родя ты не прав» и пр. Сам же адрес Раскольникова, как и других героев, в романе не указан точно, только сокращения «в С-м переулке» или «К-н мост».

Впрочем, существуют мнения и о других возможных местах жительства героя. Достоевский, якобы, путал, «добавлял» этажи, «перестанавливал» дома. По зацепкам, например, таким как отметка о наводнении, по описаниям в романе удалось определить адреса.

Читайте также:  Заговори, чтобы я тебя увидел (сократ)

К слову, «К-н мост», не иначе как «Кокушкин», который не переименовывали. Это такое место, с которого видно все ключевые места романа: дом Раскольникова, дом Мармеладовых, Сонечкин дом с тупым углом (Набережная канала грибоедова,73), контору следователя, Сенную площадь и дом Старухи.

Достоевский использовал реальную топографию Петербурга в описании мест своего романа.

Как признался сам писатель, описание двора, в котором Раскольников прячет вещи, украденные им из квартиры процентщицы, он составил из личного опыта — когда однажды прогуливаясь по городу, Достоевский Достоевский использовал реальную топографию Петербурга в описании мест своего романа.завернул в пустынный двор с целью, пардон, справить нужду. 

Ну, и, конечно, же ещё одно место, которое вполне можно назвать роковым для романа — дом старухи процентщицы. Здание в виде «утюга» на Набережной канала Грибоедова, 104. Здесь разночтений быть не может. Это единственный дом в виде утюга, с двором-колодцем и двумя воротами.

Заходил Раскольников в одну арку, а выходил в другую. При посещении этого дома вас, конечно, не пустят в квартиру Алёны Ивановны, но и на узенькой — преузенькой тёмной лестничной клетке ощущений хватит сполна.

 
На такой благодатной почве фантазия может не на шутку разыграться: и вот ты уже представляешь, как в этом доходном доме, населенном разными «промышленниками» на четвертом этаже, где одна квартира та, пустая, а в другой № 74 молодой человек, вооружившись топором, проверяя себя на прочность, даёт жизнь своим жутким идеям. Захватывает дух, какие там мурашки.

Город в романе не место вовсе, а ещё один герой, он усугубляет, подталкивает и он же принимает покаяния на Сенной площади. Без описания переулков, мостов, каналов, домов, улочек и даже камней невозможно представить «Преступление и Наказание».

Действительно, город стал лучшей иллюстрацией к роману. Пожалуй, почитатель Булгакова, посетивший, улицу Садовую,302-Бисв Москве, наверно почувствует тот же трепет. В любом случае это очень волнительно и поистине необычно.

В самом настоящем, реальном городе с его спешкой, пробками, вечными насущными делами окунутся в атмосферу вымышленного художественного, но существующего рядом мира, благодаря создавшему его когда-то гению.

Так что ценители, любители и просто любопытные, вооружайтесь картой и необязательно ждать следующего июля, чтобы открыть для себя что-то важное и сокровенное в обыденном.

Источник: http://www.Peterburg.ru/route/peterburg-dostoevskogo

Петербург Достоевского

План

I Введение________________________________________________ 2

II Основная часть__________________________________________ 3

1 Петербург в 1980 г.__________________________________________ 3

2 Некоторые биографические факты жизни Достоевского__________ 4

3 Смерть отца________________________________________________ 7

4 Петербург в романе “Преступление и наказание»_______________ 10

5 Место Петербурга у Достоевского_____________________________ 15

6 Мировоззрение Достоевского после ссылки (образ Иисуса Христа) 18

III Приложение___________________________________________ 21

IV Список литературы_____________________________________ 24

Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели — от М.В. Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге еще А.С.

Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н.В. Гоголя, А.А. Блока, А. Белого, Ф.М. Достоевского.

Достоевский создает свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова.

В образе Петербурга, созданном русской литературой, можно выделить две грани, два аспекта, две традиции. Одна идет от Пушкина, запечатлевшего по преимуществу величественный, строгий и стройный облик града Петрова — красы и дива полноценных стран. Другая, не менее влиятельная традиция, связана с Гоголем, Апполоном Григорьевым, отчасти, также и с Некрасовым.

Они раскрыли тему и образ Петербурга совсем по-иному — как бы с точки зрения угнетенного и обреченного на гибель Евгения, чьи частные человеческие интересы пришли в противоречие с государственными замыслами и непреклонной волей Петра.

За парадной внешностью Петербурга эти писатели разглядели холодный, жестокий неправедный и гибельный мир человеческого горя и страдания.

Каких же традиций придерживается Достоевский, создавая свой Петербург и в «Белых ночах», и в «Униженных и оскорбленных», и в «Преступлении и наказании», и в «Бедных людях»? Что нового открывает он в этом городе, который до сих пор вызывает противоречивое отношение к себе многих россиян: для одних — это культурная столица, для других — это бандитский город.

В то время город был наводнен извозчиками. В потоке затрапезных ванек мелькали резвые лихачи, щегольские экипажи, тяжелые кареты.

По нескольким линиям — по Невскому, по садовой, на Васильевский остров, на Выборгскую сторону — по рельсам неторопливо бегала конка: упряжка в две лошади, большой фонарь спереди, узенькая лестница винтом на открытый империал. Проезд в вагончике стоил пятак, наверху, на вольном воздухе — три копейки.

Как ни медлительна была конка, а все же случались дорожные происшествия. В назидание зевакам в журнале помещается картинка: «Раздавили!» — дородный мужчина в богатой шубе лежит на снегу и озабоченно спешит к нему городовой в кепи и башлыке. Белым, раскаленным светом, потрескивая, светили газовые фонари.

Подальше от центра потемнее мигали керосиновые. На наплавном Дворцовом мосту уже ослепительно сияли свечи Яблочкова. В городе много и беспорядочно строили. Бок о бок со стройным чертогом Александрийского театра только что возвели пятиэтажную махину в петушином «русском стиле».

Впрочем, петербургская сторона и большая часть Васильевского острова все еще оставались необжитыми: пустыри, овраги, огороды, одиноко стоящие домики позади чахлых палисадников. Все теснее охватывало город кольцо фабричных труб. Они вырастали за всеми заставами — за Нарвской, за Невской, за Московской, поднимались за большой Невкой.

Пришедшие в столицу на заработки крестьяне и мастеровые, кухарки и прачки, всякая бездомная гольтепа — многоликий горластый люд, готовый на любую работу и на любое темное дело, — от зари до зари толпились, божились и бранились у засаленных столов Обжорного ряда, что обдавал прохожих жаром и вонью возле Никольского рынка. Герои романа Достоевского попадались на каждом шагу. В газетах писали, что слишком много народу в столице помирает, примерно по 500 душ в неделю, и все больше от чахотки и желудочно-кишечных заболеваний. Это — не считая самоубийств, которые все учащались.

Мельком упоминали о голодающих губерниях. Несколько подробнее — о том, как черногорцы воюют с турками. Еще подробнее о пожаре барок на Неве и о том, что в жаркие дни Сенная площадь с Вяземской лаврой, приютом босяков, превращается в зловонную клоаку.

В газетах — множество объявлений. Врачи пользуют от секретных болезней, рекламируется «целебное мальц-экстрактное пиво», демонстрируются дамские туалеты: талия в рюмочку, турнюры, трены, рюши, оборки. Последний крик моды — резиновое пальто «Макинтош».

Вышли в свет сборники стихов Случевского и Буренина. Анонсируется «недопетые песни» какого-то Чаского.

«Пятьсот штук канареек только что привезены из Калуги, отлично поют днем и при огне…»

«Мемуары пишет по рассказам ветеранов молодой человек, обладающий литературным слогом…»

«Молодая экономка ищет место к одинокому пожилому господину…»

«Все средства истощены. Две служительницы высших женских курсов ищет каких бы то ни было занятий…»

Суетная, мелочная, примелькавшаяся жизнь.

«Прошло одно, идет другое,

Проходит пестрый ряд картин»

И вместе с тем было страшно тревожно. Никто не мог избавиться от ощущения: что-то должно случиться, и очень скоро — со дня на день.

18 мая 1836 года, сетуя на свою журнальную участь, Пушкин писал жене: «…черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом! Весело, нечего сказать!»

Замечено столь же в шутку сколь и всерьез. Выбор сделан, и от этого — страшно, и от этого «весело», и об этом — в том же году в неотправленном письме к Чаадаеву: «…клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю…»

К Достоевскому подходили оба плюса пушкинской мысли. Он мог бы родиться где угодно, но не мог не родиться не в России.

Дух веет где хочет: однако как снайперски выбраны время и место! Достоевский родился в больнице для бедных, впрочем, не по скудности средств, а по нахождении службы отца: таковым переменам, пособили, надо думать, родственники жены.

Мать Достоевского, Мария Федоровна, еще в меньшей степени, чем Михаил Андреевич, имела необходимость заботиться о своей родословной. Сидельце в лавках, купцы разной степени и достоинства — вот родня ее со стороны отца, Федора Тимофеевича Нечаева.

Люди, не чуждые просвещения — от корректора московской синодальной типографии до ученого-медика, профессора московского университета — со стороны матери (Котельницкой). Таков круг, принявший в себя безродного, но достигшего известного положения зятя.

В Достоевском как бы слились все эти линии: западнорусская — стародворянская, украинская — духовная и, наконец, московская — купеческая интеллигентная.

По-гречески «Федор» означает «дар божий»: соблазнительно предположить, что те, кто нарек так сына штаб-лекаря, вкладывали в это имя некоторый пророческий смысл. Дело, однако, обстояло гораздо проще. Крестным отцом младенца стал его дед — «московский купец» Федор Тимофеевич Нечаев, ему то, полагаем, и было оказано уважение.

Семейство штаб-лекаря жительствует в левом флигеле больницы. Впрочем, сын Федор родился в правом (затем семья переезжает). Это непредусмотренная деталь (хотя, если вдуматься, вполне законная в таком двоящемся сюжете) внесет позднее известную путаницу в топографические расчеты достоевсковедов. Ибо все здесь зависит от точки зрения.

Итак, отец Достоевского был штаб-лекарем. Он знал, куда определить сыновей: потребная государству специальность обеспечивала верный кусок хлеба. Они прибыли в Петербург в мае 1837 года. Экзамены, увы, начинались осенью. Поместив недорослей в подготовительный пансион капитана К.Ф.

Костомарова, папенька со стесненным сердцем отбыл в первопрестольную.

Он тревожился не напрасно. Училищные лекари признают здоровье старшего сына недостаточным. Расставшись с братом Федором, Михаил Михайлович определился инженерным юнкером в Ревель.

Что же касается самого Федора, то его хотя и примут, но отнюдь не на обещанную ранее казенную вакансию: только 950 рублей, внесенные попечительными московскими родственниками, обеспечат его карьеру.

Он поступает сразу в третий класс, минуя Сибирь — так на училищном жаргоне зовется младший, четвертый класс. Однако, чему быть, того, как говорится, не миновать… Как некогда отец, он остается один — в незнакомом городе, без связей и знакомств, скованный жесткими требованиями воинской дисциплины.

Его душевная жизнь, его духовные вожделения, не имеют ничего общего с интересами нелюбимой и поглотившей лучшие его годы профессией. Однако ни разу не пожалуется он на судьбу и не оспорит родительский выбор: кесарю отдается кесарево.

Но и богу отдается богово.

В письмах к единственному своему поверенному — «брату и другу» Мишеньке, в этих юношески чистых и порой экзальтированных посланиях поддерживается совсем иной градус, нежели в почтительной и чуть-чуть принужденной переписке с папенькой. С братом обсуждаются такие материи, обращение к которым показалось бы папеньке (и без того уже недовольному «стихокрапанием» старшего из сыновей) пустым и ненужным.

«Мне кажется, что мир наш — чистилище духов небесных, отуманенных грешною мыслию», — эту нехитрую сентенцию могли бы, пожалуй, изречь иные их их меланхоличных сверстников.

Однако в следующей фразе: «Мне кажется мир принял значение отрицательное и из высокой изящной духовности вышла сатира», — рождается звук: он то и заставляет пристальнее вглядеться в шестнадцатилетнего автора.

Вглядимся же: «довольно кругленький, полненький светлый блондин с лицом округленным и слегка вздернутым носом…» — это ранний «благополучный» портрет, набросанный доктором Ризенкампфом, мало согласуется с более поздними изображениями. Очевидно, с годами юношеская припухлость исчезнет, как исчезнет и многое другое.

По словам Трутовского, герой был весьма худощав, цвет лица имел бледный, глаза впалые, «но взгляд проницательный и глубокий». Он не добивался лидерства, не ласкался к начальству и не искал себе преимуществ.

Внешне сдержанный и не обладавший столь ценимыми между подростков достоинствами, как физическая ловкость, неутомимость в забавах или скажем, наличие нескудеющего притока родительских ассигнований, он, тем не менее, сумел отстоять свое особое место в этом распаленном, сдавленном страстями сонмище — заводил и тихонь, наместников и сквернословов, циников и идеалистов. Впрочем, он предпочитает идеалистов.

Источник: http://MirZnanii.com/a/354977/peterburg-dostoevskogo

Ссылка на основную публикацию