Поединки раскольникова с порфирием петровичем

Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича сочинение

Два героя романа Достоевского «Преступление и наказание» недоучившийся студент Родион Раскольников и следователь Порфирий Петрович на страницах романа встречаются трижды. Поводом для этих встреч становится преступление, которое совершает Раскольников, решивший на практике проверить «тварь ли я дрожащая или право имею».

Молодой человек, начитавшийся работ философов, пишущих о правах личности, кроме того испытывающий чрезвычайную нужду, мечтает стать «сверхчеловеком» для которого нет преград, обязательств и которому законы божьи и человеческие не указ. Студент даже по случаю написал статейку на эту тему в газету.

Чтобы доказать самому себе, что он личность сильная, независимая, преград не признающая Раскольников убивает старуху-процентщицу и её сестру. Кроме завиральных идей о возможности стать «сверхчеловеком» на преступление студента толкают беспросветная нужда и неприятные события в семье: его сестра из-за бедности хочет выйти замуж за недостойного человека.

Раскольников думает, что убив старуху, он поправит своё материальное положение и поможет сестре.

Порфирий Петрович следователь, с которым сводит Раскольникова его друг Разумихин. Родион хочет узнать о судьбе оставленных в заклад у старухи вещей. Уже с первых минут опытный дознаватель и психолог Порфирий Петрович чувствует неладное в поведении Раскольникова.

Они встречаются в неофициальной обстановке у Порфирия Петровича в доме, разговор идёт в целом о преступлениях и об их истоках, но лично к Раскольникову следователь претензий не высказывает. Тем не менее молодой человек нервничает, и это не остаётся незамеченным.

Порфирий Петрович вскользь упоминает о статье, когда-то написанной Раскольниковым, и намекает, что и сам был в молодости не чужд мыслей о значении неограниченной свободы для личности.

Хитрый следователь опутывает студента с неуравновешенной психикой своими вопросами, намекает, что рано или поздно преступника удастся вывести на чистую воду.

Во время второй встречи в кабинете следователя Порфирий Петрович ведёт игру почти в открытую.

Он то откровенно издевается над неудавшимся «сверхчеловеком», то, якобы, выражает сочувствие и понимание ситуации, которая заставила бедного студента совершить преступление.

И уже он готов объявить Раскольникова преступником, но тут вмешивается случай. Другой человек сознаётся в этом преступлении, и следователь на время отступает. Родион окончательно теряет душевное равновесие.

При третьей встрече следователь сам является на квартиру к Раскольникову. Тот уже чувствовал, что разоблачения ему не избежать, но всё же Порфирий застаёт его врасплох, студент растерян, и умный провокатор пускает в ход все свои уловки, чтобы подвести беднягу к признанию.

Раскольников уже не в силах понять, где дознаватель говорит серьёзно, где шутит, где просто издевается.

Его противник своими доводами напрочь разбивает идеи несчастного студента, что для Раскольникова страшнее всего, ведь Порфирий Петрович разрушает его иллюзорный мир в котором он был героем, неподсудным и всемогущим.

В конце концов следователь без обиняков говорит Раскольникову, что именно он убил двух несчастных женщин и подробно объясняет где и когда тот допустил промахи, позволившие следователю заподозрить преступника и раскрыть преступления.

Но, одержав победу, тем не менее Порфирий Петрович жалеет молодого человека. Он понимает, что заставили его совершить преступление абсолютная беспомощность перед жизненными обстоятельствами и незрелый ум, увлёкшийся идеями безграничных возможностей без ответственности. Он предлагает Раскольникову явку с повинной, чтобы получить меньшее наказание и начать жизнь начисто.

Трагична судьба главного героя романа, все его иллюзии оборачиваются горькой правдой. Он не сверхчеловек! И Порфирий Петрович доказал ему это со всей очевидностью в напряжённейшем поединке.

Три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича

Также читают:

← Интерьеры в романе Преступление и наказание ← Тип петербургского мечтателя в повести Белые ночи↑ ДостоевскийДвойники Раскольникова в романе Преступление и наказание → Духовные искания Раскольникова в романе Преступление и наказание →

  • История семьи Мелеховых в романе Тихий Дон ШолоховаМелеховы – семья большая. Глава семьи Пантелей Прокофьевич, наполовину турок; его жена, потомственная казачка, Василиса Ильинична; их дети – Петр, Григорий и Дуняшка; жена Петра – Дарья.
  • Сочинение на тему Внутренний мир человека рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭЕсть много шуток и забавного интеллектуального юмора про богатство внутреннего мира и наличие этого мира как такового. Люди, которые считают человека не более чем просто немного более развитым приматом, вообще не видят в нем
  • Сочинение по картине Саврасова Проселок 3, 7 классСаврасов посвятил свою жизнь искусству. Ему нравилось изображать красоту родного края. Он мог часами бродить проселочными дорогами в поисках именно «того» заветного пейзажа.
  • Характеристика и образ Фирса в пьесе Вишнёвый сад ЧеховаСтарый восьмидесятисемилетний слуга в доме Гаева и Раневской, Фирс Николаевич, или, как все его называют, Фирс, — герой из прошлого.
  • Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение 7 классКаждый из нас заслуживает оценку со стороны благодаря собственным поступкам и действиям, которые нас и определяют. Одобрение или порицание окружающих нас людей иногда является важным моментом в становлении личностных

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/tri-poedinka-raskolnikova-i-porfiriya-petrovicha

Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича сочинение

В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступления и наказание” было всего три встречи, три так называемых поединка между Раскольниковым, главным героем романа, и Порфирием Петровичем — тенью, совестью студента, который по факту, даже и не старался поймать его с поличным.

И тут можно привести самый очевидный пример, дабы убедиться в правоте вышесказанного утверждения. За весь роман, Достоевский ни разу не показывает нам, как именно и что именно делает следователь. Он существует как сакральная фигура, которая должна докопаться до истины. При этом, не делающая ни один шаг в эту сторону.

Все встречи имели больше психологический смысл, чем и правда помогали Порфирию понять и убедиться в вине Раскольникова. Первая произошла в квартире следователя после убийства старухи. Студент сам пришел убедиться, узнать, что у властей на него ничего и нету.

Своими действиями он конечно посеял сомнение в сердце опытного сыщика, только сомнения не есть доказательство вины. Встреча, как и разговор между героями заканчивается ничем. Раскольников ходит вокруг да около, юлит, и никак не может спросить напрямую интересующий его вопрос.

Порфирий же искренне недоумевает, что забыл в его думе этот молодой человек.

Вторая встреча происходит уже непосредственно в конторе. К этому моменту герои успели поменять, как и свои взгляды, так и некоторые механизмы, и пружинки их характеров.

Порфирий осознает, что поймать преступника почти нереально. Зацепок нет, улик тоже.

Конечно есть подозреваемые в его голове, но дабы заключить их под стражу и вести к суду потребуется нечто большее, чем голословные обвинения.

Раскольников уже начинает сомневаться в своей гипотезе сверхчеловека. Он не уверен в собственных действиях, а вина голодным зверем рвет его изнутри. Конечно он еще хорохорится, и уверяет сам себя в том, что все великие люди сначала не верили в то, что они и правда великие. Но даже интонация его голоса выдает личные переживания и мотивы.

Во время разговора Раскольников откровенничает со следователем. Идея человека-бога слетает у него с языка, и услышав ее он не смеет остановится. Порфирий удивляется подобно повороту, но умело поддерживает разговор, задавая правильные, наводящие вопросы. В конце встречи он уже осознает, что именно студент убил всех этих людей, и что послужило мотивом для его действий.

Третья встреча происходит на квартире у Раскольникова. Порфирий предлагает ему сдаться с повинной, обещая похлопотать за него у вышестоящих чинов. К этому моменту от некогда великой теории не осталось и следа. Раскольников слаб, немощен духом. У него бывают настоящие срывы, которые он даже не хочет скрывать. Поддаваясь на уговоры следователя, он признается в содеянном.

Дальше просто. Раскольников отправляет на каторгу, но так как он больше не собирается ставить на себе никакие эксперименты, он счастлив. Он оказался слаб, но именно эта слабость и спасла его от скорого безумия. Еще немного, и он помутнел бы рассудком. Это следует из финального диалога студента со следователем.

Можно ли назвать эти встречи поединками? Да нет, вряд ли. Скорее это испытание веры, которую студент благополучно проваливает. Есть и другое мнение, мол даже в это ситуации, когда он якобы верит ложным богам, русский человек способен узреть истину, и отказаться от чуждых ему идей.

Но это уже тема для совершенно другой истории.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/tri-poedinka-raskolnikova-i-porfiriya-petrovicha

Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Порфирий Петрович — пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем — своеобразный психологический поединок.

У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот — преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании.

Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!.. и все будет, все будет около меня же круги давать, все суживая да суживая радиус, и — хлоп! Прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу-с…»

Во время первой встречи Порфирий ведет себя то «спокойно и холодно», то «язвительно» и иронично. Раскольников понимает игру следователя («он меня ощупывает», «В самом деле вы такой притворщик?»), поэтому в его душе появляется раздражение и злоба.

Вопросы следователя, темы их разговоров постоянно держат Раскольникова в напряжении. Нашел Порфирий и статью, когда-то написанную Раскольниковым, и вызывает героя на разговор о его теории.

Порфирий проницателен, вопросы, задаваемые Раскольникову, касаются самых существенных положений статьи: как отличить «обыкновенных» людей от «необыкновенных» и какие муки совести должен испытывать преступник.

Вторая встреча Раскольникова со следователем еще более напряженная. Порфирий, не таясь, объясняет свою тактику: всякое преступление — частный случай, необходимо учитывать психологию преступника.

«Да и пусть, пусть его погуляет пока, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!» Игра Порфирия становится намеренно открытой, в его голосе звучит то откровенная издевка, то нарочитое сочувствие, он то шепчет, то хихикает, то становится совершенно спокойным: «Да уж больше и нельзя себя выдать, батюшка, Родион Романыч».

Оба, и следователь, и преступник, знают правду о преступлении, они вполне объяснились между собой. Раскольников в исступлении произносит, обнаруживая игру Порфирия:

«Ты знал, что я болен, и раздражить меня хотел, до бешенства, чтоб я себя выдал, вот твоя цель!» Лишь нечаянный случай — признание в убийстве красильщика Николая — спасают Расколь-никова от неминуемого поражения. Но он понимает, что это лишь короткая передышка.

«Может быть, развязка!» — думает Раскольников, вновь увидев Порфирия.

Во время последнего свидания игра заканчивается, Порфирий Петрович откровенно рассказывает Раскольнико-ву о своем расследовании убийства, дает подробный анализ его поведения, указывает на откровенные ошибки и промахи, объясняет и мотивы совершения преступления и «совершенно убежденным голосом» завершает: «Как кто убил?.. да вы убили, Родион Романыч!» В сцене последнего свидания обнаруживаются и положительные человеческие качества Порфирия: сочувствие преступнику, желание помочь. Он искренне советует Рас-кольникову самому «учинить явку с повинной», ибо это облегчит его участь. Он подбадривает Раскольникова, убеждая его, что он «все-таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец!», что «вам Бог жизнь приготовил», советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

В поединке Раскольникова и Порфирия Петровича победил последний. Но, не признавая теорию Раскольникова, он не принимает его бунт против жизни и ее установлений.

Источник: http://resoch.ru/tri-poedinka-raskolnikova-i-porfiriya-petrovicha/

Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем

Центральными эпизодами романа М. Ф. Достоевского «Преступление и наказание», раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Не случайно автор сталкивает главного героя со следователем. Именно в этих эпизодах в Раскольникове побеждает человек, «тварь дрожащая», здесь происходит полное раскрытие преступника и полное его наказание.

Читайте также:  Если вы хотите стать переводчиком

После совершения убийства Родион Раскольников все еще верен своей «идее». Он во что бы то ни стало, хочет победить «болезненно раздраженную натуру свою», побороть ощущение преступности, доказать себе и людям, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет. «Именно с целью «доказать» отправляется Раскольников к следователю Порфирию Петровичу.

Мы видим искусственность и фальшивость его поведения с Разумихиным, когда он думает об отношениях с Порфирием Петровичем: «Этому тоже надо Лазаря петь… и натуральнее петь. Натуральнее всего ничего бы не петь. Усиленно ничего не петь! Нет, усиленно было бы опять не натурально.

Ну, да там как обернется… посмотрим… сейчас… хорошо иль нехорошо, что я иду? Бабочка сама на свечку летит. Сердце стучит, вот что нехорошо!..» Ощущение ловушки, безвыходность тупика – вот что переживает Раскольников. Он понимает, что естественная форма поведения в данной ситуации – молчать, а это возможно только в пустоте одиночества.

Раскольников же окружен людьми, поэтому молчание оказывается ненатуральным. И он старается «натуральнее петь» в условиях, когда «натуральнее всего ничего бы не петь».

В первой встрече героя со следователем Достоевский подчеркивает его неестественность, искусственность поведения в манерах держаться. Большую роль здесь играют авторские ремарки: «начал он, усиленно законфузившись», «тревожно подумал», «ругнул про себя», «как можно больше постарался законфузиться», «поспешил перебить».

В дальнейшем в разговоре Раскольников не выдерживает фальшивого тона, чувствуются порывы горькой правды о его душевном состоянии: «промелькнуло в нем как молния», «продолжал,… несколько сбившись», «не вытерпел и злобно сверкнул на него загоревшимися гневом черными своими глазами».

Но вскоре он берет себя в руки, снова прячет правду о своем состоянии, проявляется «ловко выделанное раздражение». Эта встреча является доказательством глубокой внутренней борьбы героя, борьбы «идеи» с принципом человечности.

Он то скрывает правду, то раздражается и раскрывает душу, то смеется и твердеет, то становится жалким и беспомощным. Несмотря на все старания Раскольникова победить ощущение своей преступности, «петь натурально», «рассчитать» свое поведение, его натура выдает себя.

На второй поединок с Порфирием Петровичем Родион идет, преследуя единственную цель: «хоть на этот раз, по крайней мере, во что бы то ни стало победить болезненно раздраженную натуру свою».

Первые мысли героя передают следующие строчки: «Вы, кажется, говорили вчера, что желали бы спросить меня… форменно… о моем знакомстве с этой… убитой? – начал было опять Раскольников, — ну зачем я вставил, кажется? – промелькнуло в нем, как молния. – Ну, зачем я так беспокоюсь о том, что вставил это, кажется?» — мелькнула в нем тотчас же другая мысль как молния.

И он вдруг ощутил, что мнительность его, от одного соприкосновения с Порфирием, от двух только слов, от двух только взглядов, уже разрослась в одно мгновение в чудовищные размеры… и что это страшно опасно: нервы раздражаются, волнение увеличивается. «Беда. Беда!.. Опять проговорюсь». Эта встреча еще раз доказывает превосходство человечности в человеке, невозможность победить в себе чувства, «натура» уму героя не подвластна.

Порфирий Петрович разгадал характер Раскольникова. Он не хочет допрашивать его «по форме», так как понимает, что поймать Родиона с помощью допроса «по форме» логически нельзя. Он делает ставку на живую и сложную душу, неподвластную уму Раскольникова.

Вот почему вместо официального допроса – болтовня, хитрая и расчетливая, ставящая целью вывести Раскольникова из внутреннего равновесия, встревожить, поддержать в нем мучительно-неопределенное самочувствие, которое невыносимо для героя романа.

Так следователь объясняет Раскольникову, почему «преступник не убежит»: «Что такое: убежит! это форменное; а главное-то не то… он у меня психологически не убежит, хе-хе! Каково выраженьице-то! Он по закону природы у меня не убежит, хотя бы даже и было куда убежать.

Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя на смерть… Вы, батюшка, Родион Романович, уж извините меня, старика, человек еще молодой-с.., а потому выше всего ум человеческий цените, по примеру всей молодежи.

Игривая острота ума и отвлеченные доводы рассудка вас соблазняют… действительность и натура, сударь вы мой, есть важная вещь и ух как иногда самый прозорливейший расчет подсекают!..

Он-то, положим, и солжет, то есть человек-то-с, частный-то случай-с, и солжет отлично, наихитрейшим манером; тут бы кажется и триумф, и наслаждайся плодами своего остроумия, а он хлоп! Да в самом- то интересном, в самом скандальнейшем месте и упадет в обморок.

Оно положим, болезнь, духота тоже иной раз в комнатах бывает, да все-таки-с! Все-таки мысль подал! Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать. Вот оно, коварство-то где-с! Другой раз, увлекаясь игривостью своего остроумия, начнет дурачить подозревающего его человека, побледнеет как бы ненарочно, как бы в игре, да слишком уж натурально побледнеет-то, слишком уж на правду похоже, он и опять подал мысль!.. Да чего; сам вперед начнет забегать, соваться начнет, куда т не спрашивают, заговаривать начнет беспрерывно о том, о чем бы надо, напротив, молчать…»

Наказанием для Раскольникова становится само ощущение преступности. Это ощущение усиливает разлад между его расчетами и жизнью. Убедить себя в том, что он не совершил преступления, Раскольников не может. После преступления он вынужден на каждом шагу лгать себе и другим, притворяясь «обыкновенным» человеком.

Это рождает чувство страха: ему все время кажется, что люди замечают эту фальшь и игру.

Человек душевный и правдивый по своей натуре, Раскольников, для которого «ясно, как день, справедливо как арифметика», что убийство, совершенное им, — «не преступление», когда уничтожены все улики совершенного убийства, в споре с Порфирием Петровичем «проговаривается».

Поведение следователя во время второй встречи с Раскольниковым, когда схватка была особенно ожесточенной, возмущает.

И в манере держаться («суетясь по комнате», «беспрерывно хихикая от удовольствия и опять начиная кружить по комнате»), и в том, как он говорит («закудахтал», с хихиканьем и подмигиванием, с ужимочками, так и сыплет, не уставая, слова, выпуская их с осиным роем на жертву), и в этом обращении к подследственному («миленький», «добрейший», «голубчик», вместе с этой частицей – с, «хе-хе-хе», и такими фразами: «я его и проглочу-с, а это уж очень приятно, хе-хе-хе») – мы видим и чувствуем злобу, враждебность, стремление Порфирия Петровича унизить, уязвить Раскольникова. Идет не «следствие по делу», а травля. Пытка. Трудно не разделить с Раскольниковым его чувство: «Полишинель проклятый!»

Теория Раскольникова задевает Порфирия Петровича лично. Следователь в чем-то, может быть, не состоявшийся Раскольников. Не выяснением обстоятельств занят Порфирий, а совсем другим. Самолюбие его уязвлено: у него не вышло, а Раскольников осмелился попасть «в высший разряд».

Ущемленность порождает желание отомстить. Дознание превращается в борьбу самолюбий, сведение личных счетов. Рождается стремление унизить, уязвить.

Порфирий Петрович с наслаждением любуется своей «жертвочкой», демонстрирует свою силу: я вот «бедненький следователь», а вот тебя, Наполеона, слопаю! В первых двух схватках как будто каждый из героев хочет загнать другого «в низший разряд».

Досыта поиздевавшись над своей «жертвочкой», «кудахтающий» Порфирий Петрович хочет добить ее до конца: «А сюрпризик-то не хотите разве посмотреть?.. Сюрпризик-с, вот тут, за дверью у меня сидит, хе-хе-хе!»

И вдруг все меняется. Следователь сам получает сюрприз от Миколки, который взял вину на себя. Это признание потрясло Порфирия Петровича и сломало все прежние планы. После этого он словно переродился. Сам идет к Раскольникову. Изменилась и манера поведения.

Порфирий словно просветляется, не «кудахтает», не бегает в возбуждении от нетерпения, а сидит. Слова его, обращенные к Раскольникову, проникнуты духом доброжелательности. Не «проглотить», а словно бы спасти хочет он Раскольникова.

Героя ошеломил этот неожиданный контраст: он «никогда не видел и не подозревал у него такого лица». Порфирий Петрович пришел не продолжать борьбу уязвленных самолюбий, а спасти Раскольникова не от каторги, а от его «теории».

Он желает герою «великого предстоящего исполнения»: «Станьте солнцем, вас все и увидят».

Во время третьей встречи героя со следователем, Раскольников совершает «явку с повинной».

Отправляясь в полицейскую контору, он говорит Соне: «Мне досадно, что все эти глупые, зверские хари обступят меня сейчас, будут пялить прямо на меня свои буркалы, задавать мне свои глупые вопросы, на которые надобно отвечать, — будут указывать пальцами.

Тьфу! Знаешь, я не к Порфирию иду; надоел он мне». Герой совершит «явку с повинной» не ради формального наказания. Вот почему о судебном процессе Достоевский рассказал мимоходом, как о чем-то формальном и несущественном.

Все решается в душе героя, болезненно остро ощущающей «разорванность» с людьми. Это-то ощущение «отъединенности от людей» делает невозможной для Раскольникова жизнь среди них и с ними. Это и есть та необходимость, которая заставляет героя признаться: «Это я убил тогда старуху чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».

Признание Раскольникова становится нравственной победой следователя и доказательством победы «натуры». Нет, Раскольников не выдержал насилия над собой, его «теория» оказалась ложной. Таким образом, в романе утвердилась мысль о противоестественности убийства человека человеком, о том, что нельзя преступить принцип человечности.

Источник: http://velib.com/sochinenie/tri_vstrechi_raskolnikova_s_porfiriem_petrovichem/

Методическая разработка по литературе (10 класс) по теме: Лингвопоэтический анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ч.4, гл.2

Класс: 10

Тема урока: Лингвопоэтический анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова  с Порфирием Петровичем» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ч.4, гл.2

Цель: найти лингвопоэтический ключ данного  эпизода; выяснить значение эпизода в идее романа.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

— Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей,  являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем.

Первая  встреча намечает характер и тему борьбы, а также главных героев трагедии.

Вторая встреча – интрига достигает своего высшего пункта и напряжения: впавший в уныние Раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания Миколки и посещения мещанина.

Заключается она смелым заявлением Раскольникова: «Теперь мы еще поборемся».

II. Беседа с классом. Анализ третьей встречи (ч.4,гл.2)

— Какие ключевые слова (фразы) вы бы хотели выделить в этом эпизоде? Аргументируйте свой ответ (Т.к. задание было домашним, учащиеся выписывают из рабочих тетрадей слова – ключи на доску и объясняют их значение в тексте).

               психология – характер – гордый

           факты                                         страдание – идея

    теория – убил                                     жизнь – воздух – задыхался

— С каким чувством встречает Раскольников следователя? (настороженно, с тревогой, т. к визит Порфирия Петровича неожидан)

— С какой целью пришел Порфирий Петрович? (на этот раз П. П. не скрывает истинного намерения доказать виновность Раскольникова и объясниться с ним)

— Как это характеризует самого Порфирия Петровича? (он не только рассчитал натуру Раскольникова, его психологию, но и угадывает его муки, страдание. Это не хладнокровный обличитель, но человек, чувствующий и сочувствующий.)

— Как вы понимаете слова Порфирия «… в страдании есть идея»? (Порфирий Петрович делает ставку на живую душу Раскольникова, он прав, утверждая, «А вы ведь вашей теории уж больше не верите» Человеческая природа Раскольникова не выдерживает мучительного чувства  преступности)

— В качестве ключевых слов вы привели такие, как задыхался и воздух. Почему?

Третья встреча непосредственно связана с предыдущей, в которой Раскольников начал задыхаться без выхода, в тесноте. Вообще это слово очень часто встречается на протяжении романа.

Раскольников задыхается на улице Петербурга, где стоит вонь и пыль, задыхается в тесной, крошечной каморке, задыхается от страха и ужаса от страшного сна, задыхается во время допроса. Это удушье не случайно. И оно не только проявление физической природы Раскольникова. Это удушье нравственное.

Читайте также:  Получение образования

Не случайно Порфирий Петрович советует Раскольникову «воздух переменить». «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху». «В бегах гадко и трудно, а вам, прежде всего надо жизни и … воздуху соответственного, ну а ваш ли там воздух?».

Таким  образом, слово воздух включает в себя значение освобождения от бесчеловечной теории, от того идейного тупика, в который Раскольников сам себя загнал; воздух – это очищение совести, это жизнь. Именно поэтому слово воздух можно считать словом – концептом, ключом, главным словом не только в этом эпизоде, но и в романе.

 III. Подведение итогов.

Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем – это психологические поединки, в которых логически опровергается теория Раскольникова. Третья, последняя, встреча – это ее крах. И хотя Раскольников упрямо отпирается от преступления («А я вам ни в чем не сознался»), следователь, уверен, что он «сам явится» с повинной.

 В романе утверждается мысль о противоестественности преступить принцип человечности. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берет верх, и ему ничего не остается, как «сделать явку с повинной». В этом и заключается значение данного эпизода в идее романа.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/23/lingvopoeticheskiy-analiz-epizoda-tretya-vstrecha-raskolnikova

Роль Порфирия Петровича в судьбе Раскольникова

Судьба – стечение обстоятельств, предопределяющее дальнейшие события в жизни. Каждый человек в картине мира другого может стать тем решающим обстоятельством и поворотной точкой, какими стал для Раскольникова Порфирий Петрович. Его роль – не последняя в судьбе героя.

Мир, в котором разворачивается действие романа, по большей части определяется Петербургом.

Город выступает как почти осязаемый, равный остальным негативный персонаж, ведь он будто руководит мыслями и действиями героев, размаривает их жарой и погружает в подобие транса, затуманивает сознание и превращает в полусумасшедших. Это мрачное и гнетущее пространство, где становится гораздо сложнее самому отвечать за свои поступки и контролировать свои мысли.

Петербург густо населен – система персонажей представляется переполненной эпизодическими героями, дворниками и случайно встреченными людьми.

В основном они представлены актерскими, утрированными фигурами – например, зеркала Раскольникова отражают крайности его теории. Порфирий Петрович же выделяется из общей массы.

В Петербурге невозможно быть полноценным собой и не играть, поэтому он тоже играет, но его игра – сознательная, обусловленная профессией и расследованиями.

Раскольникова, как и многих других, поглощает среда, он увязает в ней, потому что не приучен противостоять ей или использовать ее себе на пользу, подстраивать свою сознательную жизнь под ее течение.

Встреча с Порфирием Петровичем и его ведение игры позволяют прорваться, преодолеть влияние среды – разрешить внутреннюю двойственность Раскольникова, обозначить его переоценку ценностей и новый ориентир на искупление греха и веру.

Выход из среды приближает Раскольникова к Соне, она становится его проводником во внешнем, широком и открытом пространстве (Сибирь и каторга представляются читателю буквально с высоты птичьего полета), так как и в Петербурге является героиней иного порядка – телом подвергается влиянию среды, но душой остается выше и чище окружающих.

Именно Порфирий Петрович становится решающим этапом в судьбе Раскольникова, ведь он связан с законом. Закон определяется как основание и правило, ограничивающее волю человека. В романе он реализуется в двух вариантах: в законе природы как единственном, которому непреложно следует все вещественное, и в законе человека, установленном сильными мира сего поверх закона природы.

Противоречия Раскольникова отчасти обусловлены борьбой в нем этих двух проявлений закона. Если он оказывается в состоянии переступить искусственный закон человека, то по-прежнему связан законом природы.

Если он может стать убийцей, то по-прежнему не может одолеть свою совесть.

Порфирий Петрович, будучи следователем и работая с психологией преступника, знает оба закона и понимает беду Раскольникова, поэтому только он объективно и может подвести последнего к разрешению личного конфликта.

Так, встреча с Порфирием Петровичем меняет дальнейшую судьбу Раскольникова. Он становится тем обстоятельством, которое позволяет разрешить противоречие и выбрать дорогу, то есть не метаться между двумя направлениями, а остановиться на одном из них.

Если бы не следователь, Раскольников мог бы застрять в закрытом пространстве Петербурга, заплутать в туманных улицах и никогда не найти пути ни к зеленому покою островов, ни к душевному покою и равновесию.

Роль Порфирия Петровича в судьбе Раскольникова можно, полагаю, назвать ключевой, решающей.

Источник: https://owllit.tk/ppfate/

Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. Анализ эпизода из романа Ф.М Достоевск

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из романа Ф.М Достоевского «Преступление и наказание», ч. VI, гл. II.)

    Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — «одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей — матери, сестры, друга…

    После сцены убийства практически сразу начинается наказание преступника. Ведь дальнейший ход романа является опровержением теории Раскольникова.     От убийства до признания проходит всего месяц. Борьба с самим собой не прекращается ни на минуту. И все время «за кулисами» ощущается присутствие Порфирия Петровича, хотя встречаются эти герои за все время всего три раза.

    Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру. Он симпатизирует Родиону, желает ему добра, но он же и провокатор, который должен вытянуть признания у подозреваемого. Роль следователя в романе — это постоянные подсмеивания над главным героем, при всей серьезности отношения к нему.

Следователь сострадает Раскольникову, по-своему любит его, и Родион никак не может уловить, когда Порфирий Петрович серьезен, а когда валяет дурака. Он говорит страшные, вещи, делает ужасные намеки, но их шутейная форма больше, чем намеки, задевает Родиона. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом и попадается.

    Порфирий — это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Раскольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его «хи-хи», смешанные с состраданием, нетерпимы для «наполеончика» из Столярного переулка.

И лишь когда он приходит к Раскольникову на квартиру, он не смеется, не подхихикивает и этим снимает маску и добивает Раскольникова. Следователь откровенно обвиняет его и предлагает явиться с повинной, хотя арестовать его нельзя из-за отсутствия доказательств.

Он уверен, что у Раскольникова все наладится со временем, что ему «давно уже воздух переменить надо», что ему просто необходимо пострадать — это его излечит.     Прощаясь, Порфирий Петрович советует Раскольникову, ежели он надумает покончить самоубийством, оставить «краткую, но обстоятельную записочку» в две строчки, поскольку так «благороднее будет-с».

Измотанный страхом разоблачения Раскольников пересматривает если не саму свою теорию, то свое место в ней, и с омерзением чувствует вдруг, как он ослабел, физически ослабел. «Я это должен был знать, — думал он с горькою усмешкой, — и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться?.. Я обязан был заранее, знать… Э! Да ведь я же заранее и знал!.. — прошептал он в отчаянии».

    Читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества этого писателя? Каждая строчка его книг посвящена человеку.

В центре его творчества стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке.

Болью и состраданием за «униженных и оскорбленных» пронизаны произведения писателя-гуманиста, человека, который думал, страдал и мучился.

Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

    Следователь Порфирий Петрович из романа «Преступление и наказание» — умный и тонкий психолог. Необычная форма ведения допроса (постоянное подслушивание) сбивает с толку Раскольникова и убеждает, что убийца именно он.     Первый раз Раскольников зашел к Порфирию Петровичу со смехом.

«Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке…

»     Раскольников уверен, что следователь знает о нем все. Тот его не разубеждает. Они спорят о сущности и причинах преступлений, следователь упоминает статью Раскольникова на эту тему.

    Вторая встреча происходит по инициативе самого Раскольникова, хотя, «всего ужасней было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже боялся своей ненавистью как-нибудь обнаружить себя». В беседе Порфирий Петрович намекает Раскольникову, что он подозреваемый.

«Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!»     Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру.

Он симпатизирует Родиону, желает ему добра, но он же и провокатор, который должен вытянуть признания у подозреваемого. Следователь сострадает Раскольникову, по-своему любит его, и тот никак не может уловить, когда Порфирий Петрович серьезен, а когда валяет дурака.

Он говорит страшные вещи, подает страшные намеки, но делает их в форме шутки, и это еще больше, чем намеки, задевает Родиона. Порфирий Петрович призван принизить идею в глазах Раскольникова, прозаически развенчать ее. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом и попадается.

    Порфирий — это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Раскольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его «хи-хи», смешанные с состраданием, нетерпимы для «наполеончика» из Столярного переулка.

И лишь когда он приходит к Раскольникову на квартиру, то не смеется, не подхихикивает — и этим снимает маску и добивает Раскольникова.     Измотанный страхом разоблачения, Ракольников «почувствовал вдруг, как он ослабел, физически ослабел». Одна внезапная посторонняя мысль вдруг почти смешит его: «Наполеон, пирамиды, Ватерлоо и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью, — ну каково это переварить хоть бы Порфирию Петровичу!.. Где ж им переварить!.. Эстетика помешает: «полезет ли, дескать, Наполеон под кровать к «старушонке»? Эх, дрянь!..»

    Главный герой «Преступления и наказания» постепенно понимает, что он отнюдь не Наполеон и что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки».

Раскольников чувствует, что его преступление — в отличие от кровавых деяний Наполеона — стыдное, неэстетичное, и пытается определить, где же он сделал ошибку. «Старушонка вздор! — думал он горячо и порывисто. — Старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел…

я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается».

Смысл названия романа «Отцы и дети»

    Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И. С. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время.

    Причин этому множество: и вечные темы природы, дружбы, любви, и актуальность конфликта романа даже сейчас, и современность помыслов и убеждений главного героя. И, на мой взгляд, главная заслуга И. С.

Тургенева в том, что он не просто описал события, не просто рассказал о развитии конфликта, но и сумел проанализировать психологию героев, действительно мастерски раскрыть стремление их души, внутреннюю борьбу и порывы.

    Наиболее глубоко и полно нам показывает это Тургенев во взаимоотношениях старшего поколения и молодого, иначе — поколений “отцов” и “детей”. Через все произведение проходит показ автором той пропасти, которая их разделяет. Здесь разница во взглядах на понятия, на идеалы, на исходящие общечеловеческие ценности.

Здесь и различие восприятия разными поколениями одних и тех же явлений, чувств, убеждений, традиций и авторитетов, и разное отношение к определенным правилам и нормам.

Читайте также:  Тема любви в романе м.а.булгакова «мастер и маргарита»

Но автор одновременно показывает, что, несмотря на все это, несмотря на противоречия между поколениями, а часто и на их противостояния, их с вязывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова мудрости и терпимости, разуму и снисходительности старшего поколения.     Молодость не имеет жизненного опыта, она жизнерадостна, постоянно стремится вперед, стараясь познать все новое, неизведанное; торопясь, чтобы ничего не пропустить, все изведать, все исправить. Она, как на крыльях, мчится вперед, чтобы не упустить свой шанс, не упустить случай, который, кажется, может перевернуть всю жизнь. Старшее же поколение не спешит; оно живет воспоминаниями, и, наблюдая за спешкой молодости, рассуждает о быстротечности всего земного, о недолговечности счастья с высоты своего богатого жизненного опыта.

    Я думаю, что И. С. Тургенев именно так назвал свой роман, потому что хотел с его помощью показать все те различия, которые существуют между поколениями “отцов” и “детей”. Писатель смог показать представителя каждого из этих двух поколений, с разных сторон раскрыть глубину его мыслей, показать стремления его души, понять все его противоречия, увидеть прекрасное в каждом человеке.

Источник: https://works.doklad.ru/view/iQ3Wcsz57KE.html

Раскольников и Порфирий Петрович



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» — это роман борьбы идей. Раскольникова, помимо всех прочих душевных испытаний, автор «подвергает» еще и нравственной пытке встреч со следователем Порфирием Петровичем.

Весь мир души героя Достоевского, его нравственные принципы, основа его натуры – всё это явственно проявляется во время интеллектуального поединка двух сильных личностей: героев-идеологов Раскольникова и Порфирия Петровича.

Порфирия можно назвать одним из «двойников» Раскольникова: во время их последней встречи следователь признается: «Что вы смелы, заносчивы, серьёзны и…чувствовали, много уж чувствовали, всё это я давно уже знал-с. Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочел как знакомую». Чтобы всё это понять, это надо пережить самому, хотя бы отчасти, надо и самому когда-то думать о «высших» и «низших» разрядах.

Уже с первой встречи, а точнее даже до нее, следователь Порфирий Петрович определил для себя, что такой человек, как Раскольников (автор статьи «О преступлении», в которой доказывает право сильных на «кровь по совести»), мог бы совершить преступление, однако преступление особого рода – не ради спасения от голода и нищеты, а ради проверки идеи. Порфирий изначально предвидит, что Раскольников – человек, обладающий немалым умом и сильной волей, раздраженный несправедливостью мира и способный восстать против самого Бога с его древнейшим законом «не убий». В первую встречу с Раскольниковым Порфирий словно проводит психологический эксперимент, желая узнать о своем противнике как можно больше, а потому намеренно искажая отдельные идеи его статьи, разжигая огонь в душе Раскольникова – огонь не только раздражения, но и воодушевления от высказывания своих убеждений перед тем, кто может их понять.

Безумное напряжение испытывает во время этой встречи Раскольников: он чувствует, что Порфирий ведет с ним какую-то странную, а то и страшную игру.

«Знает Порфирий или нет? Подозревает ли его? Есть ли доказательства?» — эти вопросы постоянно мучают Раскольникова, заставляя ненавидеть следователя, но при этом держаться так, словно их словесный поединок – всего лишь невинная беседа по поводу статьи. Всё это выматывает Раскольникова, он в постоянном, ни на секунду не отпускающем напряжении.

Вторая встреча – пик столкновения. Следователь всё более и более запутывает Раскольникова, постоянно провоцирует его, говорит в основном Порфирий Петрович, излагая свою манеру «психологического следствия», основанного на глубоком знании человеческой натуры.

Словно паук, плетет он словесную сеть, в которой Раскольников всё больше тонет, теряется в муке собственных переживаний, запутывается в этой немилосердной паутине. Раскольников чувствует, что Порфирий всё знает, только мучает его неизвестностью и ожиданием, напрямую заявляя, что именно это и составляет его цель.

О, можно себе представить, как ненавидел Раскольников этого человечка с круглым брюшком, чуть ли не сладострастно произносящего слово «жертвочка»! Раскольников не хочет быть «жертвочкой», что-то в нём восстает против права Порфирия видеть в нем, Раскольникове, преступника, а потому он в бессильной злобе бросается на следователя, защищая свое право оставаться человеком.

Третью встречу Порфирия Петровича и Раскольникова можно назвать парадоксальной, настолько она неожиданна для читателей, но оказывается ожидаемой для героев романа. Раскольников даже не удивился, увидев в своей каморке следователя.

Порфирий не хитрит больше, не расставляет сети, не наслаждается своей победой, даже голос его меняется – становится теплее, тише, мягче. Перед Раскольниковым не столько следователь, сколько сочувствующий ему человек, который знает о его преступлении, но всё же видит и уважает в нем личность.

«Вы», — говорит Порфирий открыто и просто в ответ на вопрос Раскольникова: «Да кто же убийца?» Однако говорит не с тем, чтобы укорить, заклеймить, а с тем, чтобы убедить ненавидящего себя и жизнь, уже ни во что не верящего Раскольникова принять страдание, очиститься, воскреснуть душой.

Жизни впереди много, духовная сила у Раскольникова есть, Бог ждёт его воскресения – нужно лишь уверовать прежде всего в себя. Порфирий чувствует, что всё старое, на что до сих пор опирался Раскольников нравственно, уже сломлено в его душе, а нового еще нет.

«Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху», — в этих словах Порфирия – ориентир для Раскольникова. Обрести «воздух» новой веры, новой жизни, найти Бога и любовь – в этом спасение.

Раскольников был даже благодарен в душе Порфирию за его слова, за то, что прозвучало из его уст это «Вы». Раскольников боялся, но боялся иного: что Порфирий его за «невиновного почитает», ведь тогда ему до конца жизни придется нести тяжесть на сердце (а Раскольников не мог не мучиться, такая уж натура у него была, и эту натуру Порфирий разглядел, а потому и поверил в него).

Этот мучительный интеллектуальный поединок был выигран Порфирием Петровичем, но Раскольников и сам не желал бы оказаться в нем победителем.

Ведь победить – значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни.

Поражение Раскольникова стало его победой – победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.

Авторский идеал гуманизма, любви и бережного отношения к человеческой жизни и судьбе делает этот сложный, драматичный роман одним из наиболее интересных произведений русской классики.

Источник: https://megapredmet.ru/1-45048.html

Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем

В основе романа Достоевского «Преступление и наказание» лежит история преступления, но сюжет его разворачивается не так, как обычный детектив. Ведь преступление Раскольникова особое — это идейное убийство, основанное на страшной, бесчеловечной теории, созданной героем. Раскрыть такое преступление можно только учитывая его идейную основу и психологию самого преступника.

Именно так и ведет расследование Порфирий Петрович. Первая встреча преступника и следователя, изображенная в 5 главе 3 части романа, построена как идейный диспут и психологический поединок.

Ведь Порфирий Петрович уже догадался, кто убил старуху-процентщицу и ее убогую сестру Лизавету, но, поскольку доказательств у него нет, он хочет вынудить Раскольникова признаться в преступлении. Нервы Раскольникова на пределе, но сознание точно фиксирует все то, что грозит ему опасностью.

Идя на встречу с Порфирием Петровичем, он готов угадывать ловушки и западни, которые следователь действительно расставляет для своей жертвы. Так, в конце их беседы он чуть не «подловил» Раскольникова на вопросе о малярах, которых убийца мог видеть только в день преступления.

Но главная из этих «ловушек» — обсуждение статьи Раскольникова о преступлении, где он отчасти затронул основы своей теории, — становится для героя полной неожиданностью.

Ведь статью Раскольников написал за полгода до всех событий, а о том, что два месяца назад она была опубликована, он узнал только из разговора со следователем, который уже прочитал ее.

Порфирий Петрович сознательно провоцирует подозреваемого, огрубляя основные мысли этой статьи, чтобы вызвать Раскольникова на подробное объяснение своей позиции и спровоцировать его признание.

Интересно то, что читатель также знакомится с теорией Раскольникова в развернутом виде только в этой части романа — уже после того, как совершено преступление и стали ясны его ужасные последствия. Это создает особую напряженность в развитии интриги, и в то же время помогает постепенно углубляться в психологию героя, чтобы лучше понять подлинную мотивацию его поступков.

Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих», коих большинство, и «право имеющих», для которых не действенны законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед.

Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», правда, с одним уточнением: определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная.

Приятель Раскольникова Разумихин, присутствующий при этом разговоре, не верит, что можно всерьез обсуждать такую кошмарную теорию. Но Порфирий Петрович специально вызывает Раскольникова на откровенность.

Он уверен, что убийство старухи — «идейное», и совершить его должен был тот, кто мог придумать такую извращенную теорию. Человек образованный и умный, Порфирий Петрович легко обнаруживает логическую несостоятельность теории.

Он задает Раскольникову самый опасный для носителя «идеи» вопрос: как отличить, к какой категории принадлежит человек, и что будет, если люди перепутают свою принадлежность тому или другому «типу» и начнут «устранять все препятствия»? Отвечая на этот вопрос, Раскольников должен был бы рассказать о своем преступлении. Пока он просто уходит от ответа, но спор следователя и преступника на этом не закончен.

В дальнейшем муки совести вынудят Раскольникова признаться в содеянном, но полное «излечение» — освобождение от «идеи» — произойдет только на каторге. Именно там Раскольников увидит кошмарный сон, который наглядно покажет ему то, о чем его спрашивал Порфирий Петрович.

На этом и завершится спор двух оппонентов, Раскольников, пробужденной сострадательной любовью Сонечки Мармеладовой, откроет для себя путь к возрождению. Но вопрос, поставленный в этом споре, станет одной из главных проблем не только для России, но и для всего мира.

Достоевский пророчески предчувствовал, что ответ на него и определит дальнейшие судьбы человечества.

(2 votes, average: 3.50

Источник: http://school-essay.ru/pervaya-vstrecha-raskolnikova-s-porfiriem-petrovichem.html

Ссылка на основную публикацию