Проблема духовной свободы личности в драме а.н.островского «гроза»

Конфликт личности и общества в драме А.Н. Островского «Гроза»

Произвол, с одной стороны, и не-

достаток сознания прав своей

 личности — с другой; вот осно-

вания, на которых держится все

 безобразие отношений, развивае-

мых в большей части комедии 

Островского.

Н.Л. Добролюбов

Тема конфликта личности и общества в литературе является одной из вечных. На протяжении XIX-XX веков писатели раскрывают эту проблему в своих произведениях, стараясь довести до

каждого читателя ее сущность. Так, например, в комедии «Горе от ума» Грибоедова и романе «Отцы и дети» Тургенева описывается противостояние «века минувшего» с «веком нынешним».

В драме Островского «Гроза» тоже прослеживается конфликт личности и общества. Остановимся на ней поближе.

В этом произведении автор знакомит нас с несколькими слоями общества в городе Калинове.

К первому, к так называемому темному царству, относятся Кабаниха — вдова и Дикой — купец.

Марфа Игнатьевна Кабанова — вдова с двумя детьми: Варварой и Тихоном. Кабаниха во всем опирается на старинные обычаи и пытается привить их молодому поколению.

Она груба, ее речь нетороплива и монотонна, движения медленны; живые чувства просыпаются в ней только тогда, когда разговор касается порядков старины, которые она яростно защищает. Кабанова является одним из сложных героев.

Ее продиктованные требования создаются не из-за прихоти, это лишь старинные устои, которые, по ее мнению, должны выполняться. Так, например, первое же ее появление сопровождается словами: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

Кабанова не любит, когда кто-то противостоит ей. Она видит соперницу в Катерине, жене Тихона, и делает все, чтобы осрамить ее: «Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось».

В отличие от самодурства Кабанихи своеволие Дикого уже ничем не укреплено, никакими правилами не оправдано. Нравственные устои в его душе расшатаны.

Он самый богатый и знатный человек в городе, но этот «воин» сам себе не рад, жертва собственного своеволия: «Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»

Деньги дают возможность Дикому унижать бедных и материально зависимых от него людей. «Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? — заявляет он Кулигину. — Так знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Кабаниху и Дикого связывают многие общие черты: невежество, лицемерие^ ханжество. Эти герои любят властвовать, но «границы их владений» не бесконечны. Существуют и те, кто противостоит им: Катерина, Кулигин, Варвара, Кудряш, Борис…

Все они одинаково ощущают тиранство Дикого и Кабанихи, но по-разному выражают протест против этой силы.

Одной из таких жертв «темного царства» и является Борис, племянник Дикого, прибывший в Калинов по принуждению. Он отличается от всех, живущих в городе: одежду носит иностранную, «обычаев здешних не знает». Его широкие взгляды на жизнь тоже другие.

Так, например, Борис говорит о Кулигине: «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе — и счастлив. А мне, видно, так и загубить свою молодость». Племянник Дикого умен; понимает, что ему здесь ничего не добиться, это его мир.

Именно так, я думаю, и объясняется пассивное восприятие зла у Бориса.

Другой жертвой «темного царства» является Варвара — дочь Кабанихи. Эта героиня в драме «Гроза» показана умной, хитрой и веселой. Она привыкла жить в доме Кабановой по своему принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Варвара не желает переносить материнского тиранства. Она говорит о ней («про себя»): «Не уважишь тебя, как же».

У девушки вольнолюбивая душа, которую невозможно раздавить или растоптать. Безоглядная любовь Варвары к Кудряшу только делает ее сильнее против «темного царства».

Долгое время влюбленная пара не могла набраться храбрости, чтобы бежать, но поступок Катерины подтолкнул их на решительный шаг.

Я согласна с мнением А. А. Ревякина о том, что уход Варвары и Кудряша является открытым протестом против Калиновского строя: «При всей своей хитрости, приспособляемости и нравственной примитивности Варвара не смогла выдержать домашнего тиранства. Она бежала из дома своей матери».

Говоря об открытых протестах против «темного царства», нельзя не упомянуть о Тихоне — муже Катерины.

Кабанов Тихон Иванович — сын Кабанихи. С одной стороны, это добрый, любящий муж, который «уж и прикрикнуть на жену не может». С другой стороны, он тихий и не может защитить Катерину от напрасной клеветы матери.

Тихону тяжел гнет Кабанихи, но он не может противостоять ей, а иногда даже обвиняет во всем свою жену (о матери): «То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя на женатого».

А теперь поедом ест, проходу не дает — все за тебя (Катерине)».

Тихон любил выпить в компании с Диким, а когда уезжал по делам, отгуливался на весь год. Узнав его лучше, Катерина так и не смогла полюбить мужа.

Сцена признания Катерины в своих поступках — одна из ключевых в драме «Гроза». В ней полностью раскрывается характер Тихона. И снова, как ни старался Кабанов, не смог защитить жену от матери. «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!»

В последнем действии, когда Катерина ушла из жизни, Тихон, обреченный на мучения, впервые открыто заявил о протесте против «темного царства»: «Маменька, вы ее погубили!!! Вы, вы, вы…»

В драме «Гроза» Островского «живет» герой, который выше и нравственно одареннее Варвары или Бориса, — Кулигин. Он является наблюдателем и не входит ни в какое из царств. Кулигин — необычный и диковинный человек. Он «мещанин, часовщик — самоучка, отыскивающий перпетуум-мобил». Кулигин — человек мечтательный, но его фантазии неосуществимы.

Этот персонаж не является главным, и все же именно он жалеет Бориса, когда узнает о его прошлом, и Тихона, когда тот рассказывает об измене жены. В конце драмы именно Кулигин нашел тело Катерины со словами: «Вот вам ваша Катерина.

Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Я думаю, что эти слова являются выводом из множеств его «наблюдений».

И все же из всех персонажей «Грозы» на первом плане, несомненно, Катерина, «луч света», как называл ее Добролюбов.

Эта девушка всю жизнь росла среди любви и ласки. Она привыкла к такой обстановке: природа, церковь и свобода. На воле сформировался ее характер: добрая, ласковая, чистая, искренняя, честная, трудолюбивая. Она с детства привыкла ходить в церковь с матерью.

И вот ее отдали замуж за неизвестного человека, такую молодую и такую свободную. Катерина оказалась одна среди жестокого мира. Героиня пытается полюбить мужа, но все напрасно. Именно тогда ей встречается человек, не похожий на калиновское общество, -Борис.

Она влюбляется в него искренне, и если бы не его глупость, то в конце концов Катерина бы уехала с ним, а не умерла.

И все же я думаю, что Катерина своей смертью не проиграла, а наоборот, победила мир Диких и Кабаних. «Луч света» не погас, а остался светить.

Я полагаю, что «Гроза» является одним из доказательств высокого мастерства Островского как художника. Несмотря на всю сложность сюжета, Островский смог реалистически изобразить характеры героев. Даже в таком образе, как Дикой, есть маленькая положительная черта. Он смог признать свои ошибки. И все благодаря таланту Островского.

Конфликт «темного царства» с его «жертвами» в «Грозе» выражен четко и ярко. И «лучом света», по-моему, была не только Катерина. Каждая из «жертв»: и Варвара, и Кулигин, и Тихон, и Борис — блеснула над «темным царством» хоть немного.

Драма Островского построена таким образом, что противостояние общества и личности находится все время на переднем плане. И поэтому все поступки героев указывают на эту до сих пор существующую проблему.

Источник: http://lit-helper.com/p_Konflikt_lichnosti_i_obshestva_v_drame_A_N__Ostrovskogo_Groza

Я учусь. — борьба личности за право быть свободной, за право жить и любить (по пьесе а.н.островского «гроза»)

Борьба личности за право быть свободной, за право жить и любить (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»).

В драме «Гроза» Островский показывает борьбу нового прогрессивного строя со старыми порядками. В пьесе только Катерина открыто протестует против «Темного царства». У других героев это протест смирения.

Образ Катерины – наиболее сложный из всех образов «Грозы». Островский показывает девушку, как героическую натуру, которая борется против устоев «Темного царства».

У Катерины сильный и цельный характер. Девушка терпит неволю до поры до времени. «А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорит она, — так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!». Это человек, который имеет открытый и честный характер.

Проснувшаяся любовь – это смысл жизни Катерины, но она любила не так, как другие жертвы «Темного царства». Ради своей любви девушка готова на все. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» — говорит она Борису о своем чувстве. Во имя свободной любви Катерина вступает в неравную борьбу не только с окружающей средой, но и с собой.

Катерина любит свободу. «Я жила ни о чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает она жизнь в родительском доме. Но свободная птица попала в клетку и не может снова жить на воле.

Читайте также:  Выступление классного руководителя на выпускном вечере

Однако самодурная сила не согнула ее, не заставила идти на подлость и лицемерие, но девушка отравлена религиозными предрассудками. Эти предрассудки заставляют молодую женщину воспринимать любовь как наваждение, соблазн.

Если бы пьеса окончилась покаянием Катерины, то победили бы темные силы. И все же молодая женщина побеждает внешние силы, сковывающие ее свободу, и темные представления, сковывающие ее разум и волю.

Кончая жизнь самоубийством, Катерина таким образом протестует против взглядов Кабанихи. Совершая страшный грех, она думает о своей любви. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» — вот ее последние слова.

Своей гибелью Катерина пробудила протест против «Темного царства» даже у забитого Тихона. «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…!» — кричит Тихон. Кулигин же протестует открыто: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее хздесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Решимость Катерины, сила ее характера вызывают уважение. Уход из жизни – это единственный вид протеста, который могла избрать молодая женщина. Ненавидя деспотизм, Катерина не захотела жить на коленях. В этом поступке и сказалась огромная воля ее характера.

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев — войдите на сайт или зарегистрируйтесь.

Источник: http://yaychys.ru/shkola/sochineniya/212-borba-lichnosti-za-pravo-byt-svobodnoj-za-pravo-zhit-i-lyubit-po-pese-a-n-ostrovskogo-groza

Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза сочинение

Произведение Островского «Гроза», без сомнения, скрывает в себе множество проблем, которые должны заставить читателя задуматься о своей жизни, о жизни своих родных и о жизни общества, в котором живет личность. Среди проблем писатель выделает следующие.

Во-первых, в произведение поднимается проблема свободы человека, как внутренней, так и внешней. Эта проблема является в пьесе одной из главных. Лишь главной героине произведения, Катерине, суждено быть «белой вороной» среди общества этого городка.

С самого начала она проявляет смелость, показывает всем, что является сильной личностью, а не робкой девушкой. Катерина заявляет: «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем».

При помощи этой фразы героиня показывает, что она хочет свободы, ей не хочется быть в полном управлении.

Во-вторых, по моему мнению, основной проблемной произведения является проблема выбора, проблема трудности выбора. Конкуренция душевных ощущений и обязанностей уничтожила душевное равновесие главной героини, при которой жила Катерина.

Главная героиня произведения приходит с следующему: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Катерина не может продолжать существовать такой жизнью, ибо для нее такая жизнь является лишь существованием.

Поэтому и решается покинуть этот мир.

В-третьих, с помощью Катерины Островский поднимает следующую проблему – возможность человека свободно любить другого человека. С Катериной случается порыв к тому, чего нет в доме Кабанихи. Порыв к счастью. Этот порыв связан с существованием Бориса. В чувствах главной героини было нечто независимое, но и трагичное.

Ведь, не просто так, её рассказ о чувствах начинается словами, что она скоро умрет. Варваре главная героиня упоминает следующее: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

Возможно, Катерина предчувствует, что скоро будет вынуждена покинуть этот мир.

В заключение хочу сказать, что Островский стремиться показать читателю всю суть произвола и то, как тяжело некоторым при этом произволе жить, ведь жизнь перестает быть жизнью, а превращается в существование. Островский пытается показать, что человек без прав и свобод перестает быть личность, становится рабом своего существования. Человеку нужна свобода, без нее он перестает развиваться.

Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза

  • Сочинение по пословице Друг познается в беде 7 классУ каждого человека есть самый лучший друг. Одни с самого детства вместе, другие приобрели такого верного товарища в школе или университете, третьи познакомились совсем недавно, но знают друг друга, как будто с самого младенчества. А как же узнать,
  • Любовная лирика Тютчева сочинение 10 классВ творчестве Фёдора Ивановича Тютчева есть много стихов,написанных на различные темы,но одна из наиболее важных его тем – это тема о любви. Прочитав произведения этого автора, можно узнать его чувства, переживания, все его эмоции.
  • Сочинение О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбеНравственное начало представляет собой внутренний компонент, который присущ человеку. Если мораль является неким внешним сводом своеобразных правил и норм, которые предписывается соблюдать человеку, то нравственность является внутренним ориентиром
  • Образ солнца и огня в живописи, литературе, музыке — сочинение, реферат, докладСолнце и огонь издавна почитались нашими предками, так как даруемые ими свет и тепло были очень ценными ресурсами, без которых жизнь была невозможна
  • Сочинение по картине Летний день. Цветет сирень Копытцева 8 классМайя Кузьминична Копытцева – популярная художница 20 века. Она пейзажист, живописец, портретист и также писала натюрморты. Майя Кузьминична очень любила природу, и она смогла в своих картинах передать зрителям всю реалистичность и великолепие
  • Сочинение Душа человека рассуждениеУ каждого из нас, очень часто возникает достаточно интересный вопрос, который не дает нам покоя: что такое человеческая душа, и существует ли она вообще? Ответов на этот счет множество, и найти, что-то одно

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/nravstvennye-problemy-v-pese-ostrovskogo-groza

Нравственные проблемы в пьесе Гроза

Размышления о нравственной грани проблемы взаимоотношений между поколениями (по драме А.Н. Островского «Гроза»).

Нравственность — это те правила, которые определяют по­ведение людей. Поведение (действие) выражает внутреннее состояние человека, проявляющееся через его духовность (ин­теллект, развитость мысли) и жизнь души (чувство).

Нравственность в жизни старшего и младшего поколений связана с извечным законом преемственности.

Молодые пере­нимают у стариков жизненный опыт и традиции, а мудрые старшие учат молодых жизненным правилам — «уму-разуму».

Однако молодым свойственны смелость мысли, непредвзятый, без ссылок на устоявшееся мнение взгляд на вещи. Именно из-за этого часто между ними возникают конфликты, несоединение мнений.

Поступки и жизненные оценки героев драмы А.Н. Остров­ского «Гроза» (1859) отражают их нравственность.

Представители купеческого сословия Дикой и Кабанова — те люди, чьё богатство и значимость среди жителей города Калинова определяют их высокое положение. Окружающие чувствуют на себе силу их влияния, и эта сила способна сло­мать волю зависимых людей, унизить несчастных, осознать собственную ничтожность в сравнении с «сильными мира сего».

Поэтому Савёл Прокофьевич Дикой, «значительное лицо в го­роде», ни в ком не встречает противоречия.

Он держит в трепете семью, которая в дни его гнева «по чердакам да по чуланам» прячется; любит нагнать страху на людей, которые «пикнуть» не смеют о жалованье; держит в чёрном теле племянника Бориса, ограбив их с сестрой, нагло присвоив их наследство; обличать, оскорбляя, смирного Кулигина.

Марфа Игнатьевна Кабанова, известная в городе набожно­стью и богатством, тоже имеет свои понятия о нравственности. Для неё стремление младшего поколения к «воле» преступно, потому что чего доброго и молодая жена сына, да и дочь, «девка», перестанут «бояться» и Тихона, и саму её, всесильную и непогрешимую. «Ничего не знают, никакого порядка», — гне­вается старуха.

«Порядок» и «старина» — та основа, на которую опираются Дикие и Кабановы. Но их самодурство теряет уве­ренность в себе, оно не способно остановить развитие моло­дых сил. Новые понятия и отношения неотвратимо приходят в жизнь и теснят старые силы, изживающие себя нормы жизни и устоявшуюся мораль.

Вот и Кулигин, наивный человек, хо­чет облагородить Калинов, построив громоотвод и солнечные часы. И смеет же он, дерзкий, читать стихи Державина, про­славляющие «ум», пред «его степенством», всесильным купцом, который на дружеской ноге с самим городничим, главой города. И молодая невестка Марфы Игнатьевны при прощании «кида­ется на шею мужу». А положено в ноги кланяться.

Да и не хочет «выть» на крыльце — «людей смешить». И безропотный Тихон обвинит мать в смерти жены.

Самодурство, как утверждает критик Добролюбов, «враж­дебно естественным требованиям человечества… потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели». «Дикие и Кабановы съёживаются и сокращаются» — это неиз­бежно.

Молодое поколение — это Тихон, Катерина, Варвара Каба­новы, это племянник Дикого Борис. У Катерины и её свекрови похожие понятия о нравственности младших членов семьи: они должны быть богобоязненными и почитать старших — это в традициях русской семьи. Но далее представления той и дру­гой о жизни, в их нравственных оценках, резко отличаются.

Воспитанная в обстановке патриархального купеческого дома, в условиях родительской любви, заботы и достатка, мо­лодая Кабанова имеет характер, «любящий, созидающий, иде­альный». Но в семье мужа пред ней встаёт грозное запрещение «своей волей жить», которое исходит от суровой и бездушной свекрови.

Вот тогда требования «натуры», живого, естествен­ного чувства, приобретают над молодой женщиной непреодо­лимую власть. «Такая уж я зародилась, горячая», — говорит она о себе. Нравственность Катерины не руководствуется, по До­бролюбову, логикой и разумом.

«Она странная, сумасбродная, с точки зрения окружающих», и, к счастью, гнёт свекрови с её деспотическим нравом не убил в героине желания «воли».

Воля — это и стихийный порыв («Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»), и желание кататься по Волге с пес­нями, обнявшись, и горячие молитвы, если душа просит обще­ния с богом, и даже потребность «в окно выброситься, в Волгу кинуться», если ей «опостынет» неволя.

Её чувство к Борису безудержно. Катериной управляют лю­бовь (он не такой, как все, — лучший!) и страсть («Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»). Но героиня, женщина с цельным, сильным характером, не приемлет ложь, и раздвоение чувств, притворство, она считает даже большим грехом, чем её собственное падение.

Читайте также:  Выступление классного руководителя. последний звонок

Чистота нравственного чувства и муки совести приводят её к раскаянию, публичному признанию и, как следствие, к са­моубийству.

Конфликт между поколениями из-за различных нравствен­ных оценок приобретает трагические черты, если заканчива­ется гибелью людей.

Здесь искали:

  • нравственные проблемы в пьесе островского гроза
  • Нравственная проблематика пьесы гроза
  • разум и чувства в пьесе гроза

Источник: http://sochineniye.ru/nravstvennye-problemy-v-pese-groza/

Конфликт вольнолюбивой личности с «темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза»

Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 г., когда русское общество жило ожиданием реформ или грозы народных волнений. Пьеса и была воспринята как призыв к обновлению жизни, к свободе.

В основе пьесы лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада «темного царства». Два разных по­люса, две противоположные силы воплощены в Катерине и Кабанихе.

Кабаниха — типичный представитель мира самодурства, дес­потизма, жестокости. Она нетерпима ни к чему новому, возво­дит привычные для нее нормы жизни в закон для всех. Очень метко определяет суть ее характера Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». В Кабанихе нет жи­вого чувства.

Все, что она делает, это следование привычному ритуалу домостроевской старины. Она не видит движения жиз­ни и застыла в своем неприятии нового, фанатически защищая патриархальный уклад. Ее постоянно неослабевающая тирания разрушает ту семью, о сохранности которой она так радеет.

По­гибает Катерина, убегает из дому Варвара, превращается в бес­словесно-жалкое существо Тихон. Охранительница старины объ­ективно рождает разрушение ее.

Ее единомышленником является Дикой. За ним прочно за­крепилась репутация самодура, поведением которого руководит необузданный произвол. Дикой требует беспрекословного под­чинения себе. Он куражится, чувствуя власть своего капитала.

Никаких понятий честности и справедливости он не желает при­знавать. «Хочу так думать о тебе, так и думаю. …Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Он унижает и оскорбляет своих близких, не считает их людьми.

Для него чело­век только тот, кто богаче его и способен дать отпор.

Страшный мир несвободы, неуважения человеческого дос­тоинства, каким является «темное царство», неестествен для Катерины. Катерина несет в себе живое, преобразующее начало. Религия для нее не дань обычаю, а способ нравственного очи­щения. Поэтому она воспринимает церковь в этико-поэтическом свете: ангелы в луче света, гармония звуков.

Если Кабаниха держится внешних форм, канонизирует их, то Катерина ус­ваивает сам дух старины, который время требует воплотить в новые формы.В девичестве Катерина в церковь ходила, «точно в рай», и сны ей снились «или храмы золотые, или сады какие-то не­обыкновенные». Она ощущала себя птичкой на воле.

Ее слова «отчего люди не летают так, как птицы?» — это тоска по преж­ней свободе, стремление «улететь» из неволи. Катерина — чест­ная и чистая натура. Она не привыкла лгать и изворачиваться, не научилась лицемерию и ханжеству, которые царят в доме Кабанихи. Она усвоила понятия нравственного долга, искрен­ности, честности.

Свою любовь к Борису она осознает как грех. Она поставлена в условия, когда должна или принять мораль «темного царства» — лгать, изворачиваться, изменяя мужу, или отказаться от глубокого и горячего чувства любви. Ни то, ни другое невозможно. Единственный выход и способ доказать, что она свободна, — самоубийство.

Это был страшный грех для ве­рующего человека, каким, несомненно, являлась Катерина. Ведь самоубийц не позволено было даже хоронить в пределах клад­бища, а только за оградой, как вероотступников. Катерина до­ведена до того предела, когда даже осознание богоотступниче­ства не может остановить стремления вырваться из мира лжи.

Своей смертью Катерина бросила вызов «темному царству», показав, что человек может разрушить рабские оковы, преодо­леть преграды на пути к свободе, пусть даже таким трагическим образом.

Н.А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Смерть героини должна была всколыхнуть сложившийся уклад.

Трагедийность «Грозы» связана не только с образом главной героини, но и с другими действующими лицами. Трагично по­ложение благородного энтузиаста Кулигина, мечтающего о сча­стье людей, об изобретении механизмов, облегчающих труд, но не имеющего возможности осуществить свои проекты.

Несомнен­но трагична и участь Тихона, воля которого задавлена тиранией «любящей» мамаши. Ведь как тяжело жить человеку, если он завидует умершему, да еще и самоубийце! Но смерть Катерины совершила почти невероятное: бессловесный Тихон бросил в лицо матери обвинение в смерти жены. Это уже бунт.

И хотя Кабаниха «поговорит» дома с сыном, но Тихон уже не тот, что был прежде.

Протест против сковывающих законов старой жизни Остров­ский показал на материале семейно-бытовых отношений, но актуальные для своего времени проблемы определили социаль­ный характер пьесы.

Источник: https://sochineniya-na5.ru/konflikt-volnolyubivoj-lichnosti-s-temnym-carstvom-v-drame-a-n-ostrovskogo-groza/

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Проблема человеческого достоинства в драме А.Н. Островского «Гроза».

Особое внимание русских писателей в 50—60-е годы XIX века привлекали три темы: крепостное право, появление в общественной жизни новой силы — разночинной интеллигенции и положение женщины в семье и обществе.

В ряду этих тем была и еще одна — тирания самодурства, тирания денег и старозаветного авторитета в купеческой среде, тирания, под гнетом которой задыхались все члены купеческих семей, особенно женщины.

Задачу обличения экономической и духовной ти­рании в «темном царстве» купечества и поставил перед собой А. Н. Островский в драме «Гроза».

Трагический конфликт живого чувства Кате­рины и мертвого уклада жизни — основная сю­жетная линия пьесы.

В драме представлены две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гне­тущую власть «темного царства». Это Дикой и Ка-баниха. К другой группе относятся Катерина, Ку-лигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», одинаково ощущаю­щие его грубую силу, но по-разному выражающие протест против этой силы.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из той среды, в которую она по­пала в силу бытовых обстоятельств. Именно в ис­ключительности ее характера и заключается при­чина глубокой жизненной драмы, которую

Катерина должна была пережить, попав в «темное царство» Диких и Кабановых.

Катерина — натура поэтически-мечтательная.

Ласки матери, души в ней не чаявшей, уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату, посеще­ние церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок — вот круг ежедневных занятий, под влиянием которых сложился внутренний мир Ка­терины.

Порой она погружалась в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям. Катерина рассказывает о детстве и девичестве, о чувствах, которые она испытывает, глядя на прекрасную природу. Речь Катерины образная, эмоциональ­ная.

И вот такая впечатлительная и поэтически настроенная женщина попадает в семью Кабано­вой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой опеки. Она попадает в обстановку, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Конечно же, конфликт между этой обстановкой «темного цар­ства» и светлым душевным миром Катерины за­вершается трагически.

Трагизм положения Катерины осложняется и тем, что она выдана замуж за человека, которого не знала и любить не могла, хотя всеми силами старалась быть Тихону верной женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о его рабскую приниженность, недалекость, гру­бость.

С детства он привык во всем повиноваться матери, боится пойти против ее воли. Безропотно он переносит все издевательства Кабанихи, не смея протестовать.

Единственное заветное жела­ние Тихона — вырваться хотя бы ненадолго из-под опеки матери, запить, загулять так, чтобы «на весь год отгуляться».

Этот безвольный человек, сам являясь жертвой «темного царства», безуслов­но, не только не мог помочь Катерине, но просто ее понять, а душевный мир Катерины для него слишком сложен, высок и недоступен. Естественно, он не мог предвидеть драму, которая назревала в душе его жены.

Борис, племянник Дикого, тоже жертва тем­ной, ханжеской среды. Он стоит значительно выше окружающих его «благодетелей». Образова­ние, полученное им в Москве, в коммерческой академии, способствовало развитию его культур­ных взглядов и потребностей, поэтому Борису трудно ужиться в среде Кабановых и Диких. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их власти.

Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах: у него недоста­ет решимости бороться за любовь Катерины, он советует ей покориться судьбе и оставляет ее, предчувствуя, что Катерина погибнет. Безволие, неспособность бороться за свое счастье обрекло Ти­хона и Бориса на то, чтобы «жить на свете да му­читься».

И только Катерина нашла в себе силы бросить вызов мучительной тирании.

Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Гибель молодой, одаренной жен­щины, страстной, сильной натуры на миг освети­ла это спящее «царство», сверкнула на фоне тем­ных, мрачных туч.

Самоубийство Катерины Добролюбов справедли­во рассматривает как вызов не только Кабановым и Диким, это вызов всему деспотическому укладу жизни в мрачной феодально-крепостнической Рос­сии.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=80963

Презентация по литературе «А.Н. Островский «Гроза» (1860). Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме»

Александр Николаевич Островский

«Гроза» (1860)

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Читайте также:  Как название комедии д.и.фонвизина «недоросль» связано с ее проблематикой?

Город Калинов

В начале пьесы автор показывает приволжский город Калинов.

Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живет какой-то особенной, замкнутой жизнью.

Островский сконцентрировал внимание на самой важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта, — ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы.

Представители «темного царства»

Дикой и Кабаниха

Савел Прокофьевич Дикой

Хотя Дикой и изображен всего лишь в трех сценах, драматург создал законченный образ. Его имя звучит даже в экспозиции. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще'» — говорит Шапкин.

Дикой — типичный самодур, то есть человек, который действует сугубо по своей прихоти, по собственному произволу, не считаясь с другими. И можно вполне согласиться с Добролюбовым, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он захочет, то и сделает».

Дикой куражится над племянником и над всеми своими домашними, но отступает перед теми, кто может дать ему отпор. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, а он не сможет ответить, то тогда держись все домашние. На них-то Дикой и сорвет всю свою злость.

«Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — говорит Савел прокофьевич Дикой.

Совсем иначе он ведет себя с Кабановой, хотя и ей по привычке грубит «Ты еще что тут' Какого еще тут черта водяного» Однако та его довольно быстро укрощает Именно у нее Дикой ищет успокоения, навоевавшись дома . Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло Только ты одна во всем городе умеешь меня разговорить, Марфа Игнатьевна».

Очевидно, что в Диком есть черты, присущие и народу в целом. На явления природы он смотрит с религиозных позиций, считает, что громоотвод — это «суета» а гроза людям в наказание посылается.

Дикой — не исключение для Калинова, а плод всего уклада калиновской жизни Он в каком-то смысле дитя своего города Но самое страшное, что такое отношение к домашним, да и ко всем бесправным калиновцам воспринимается всеми как норма и никаких отклонений в этом не усматривается.

Единственный человек, с которым Савел Прокофьевич Дикой находит общий язык – это Кабаниха.

Кабаниха

Кабанова Марфа Игнатьевна — один из персонажей, которые активно движут действие. Она считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит традиции и ритуалы. По ее глубочайшему убеждению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе перед ним. И Тихона она вразумляет, что Катерина должна его бояться. Кабанова не просто соблюдает домостроевские нормы, но и борется за них.

Кабанова внушает страх и требует бесприкословного повиновения, соблюдения «Домостроя».

Вывод

  • «Темное царство» цепко держится за все старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте, застой. А застой возможен лишь тогда, когда он поддерживается людьми, имеющими силу и власть.

ФЕКЛУША

Странница, ходит по городам и поселкам, смотрит на жизнь. Марфа Игнатьевна окружила себя невежественными странницами. Они необходимы ей как воздух, так как поддерживают ее огромный авторитет, без которого она не мыслит своего существования.

И не зря Феклуша говорит «Бла-алепие, милая, бла-алепие' Красота дивная' Да что уж говорить' В обетованной земле живете».

И что интересно, ни красота дивной природы, ни очаровательный вид на Волгу не вызывают такого восторга. Она прославляет именно нравы города. В образе Феклуши драматург показал не самолюбивого человека, каких было много среди странников, а корыстную, невежественную, лживую натуру.

Вред таких людей несомненен. Странница много рассказывает о неведомых землях, в которых неправедные порядки. А в Калинове, по ее мнению, жизнь очень хорошая. Льстит Кабанихе она исключительно в корыстных целях, хочет, чтобы ее вовремя отметили, выделили из числа других. Кроме того, Феклуша защищает интересы Кабановой, а значит, и всего «темного царства».

ВАРВАРА

Дочь Марфы Кабановой, сестра Тихона Кабанова. Мать обладает сильным и властным характером, держит всех у себя в подчинении и постоянной боязни. Однако снисходительна по отношению к своей дочке Варваре. Прекрасно зная, что за жизнь предстоит Варе, когда та выйдет замуж, она охотно отпускает дочь погулять с молодежью и разговаривает с ней по-матерински ласково.

  • Варвара гуляет по ночам с Ваней Кудряшом, приглашает на свидание к Катерине Бориса, дает Кате ключ от калитки в саду, говорит, что в их доме «без обману не проживешь», «делай, что хочешь, только бы шито — крыто было…».

Варвара, прекрасно понимая, что ждет её в кабановском доме после замужества, убегает с Ваней Кудряшом.

Кулигин

Первым, с кем мы встречаемся в пьесе – Кулигин, простой мещанин, механик – самоучка и мечтатель.

Ему за пятьдесят лет, но он деятельный и инициативный.

У него есть цель — сделать жизнь общества лучше, для этого он старается придумать всевозможные изобретения, перпетуум-мобиле (вечный двигатель), чтобы на полученные деньги предоставить жителям города работу.

Только этот персонаж обладает какими-то стремлениями в жизни, все остальные просто живут, решая житейские проблемы или создавая их другим.

Островский в образе Кулигина хотел изобразить вариант решения проблемы в Калинове.

Будь Кулигин не одинок в своих стремлениях или если бы был побогаче, то тогда он мог бы реально изменить жизнь своего общества, но ему ничего этого не дано, и он обречен быть «изгоем» в Калинове.

Катерина

Главная героиня пьесы «Гроза». Нежная, добрая, решительная, легко ранимая, религиозная, восторженно относится к окружающему миру. Даже сны ей снятся необычные, хочет вырваться из плена кабановского дома и улететь, как вольная птица.

Главное различие между Катериной и Кабанихой, различие, которое разводит их на разные полюса, заключается в том, что следование традициям старины для Катерины является душевной потребностью, а для Кабанихи это попытка обрести необходимую и единственную опору в предчувствии крушения патриархального мира. Кабаниха не вдумывается в суть порядка, который оберегает, она выхолостила из него смысл, содержание, оставив только форму, превратив его тем самым в догму .

Варвара и Катерина

Варвара и Катерина

  • если Варвара «отводит» душу на стороне, то Катерина стремиться к счастью в доме: она пытается быть искренней с Кабанихой, хочет быть любима Тихоном. Ей горько от обиды, наносимой свекровью, она ищет возможности отстоять чувство человеческого достоинства и просит Тихона помочь ей.
  • Всё это – свидетельство её честности, цельности, стремления к справедливости в отношениях между людьми. Она не утратила интереса к богатству мира – природе, людям. Её жизнелюбие Островский передаёт и стилем речи, и высказываниями, и характером желаний.
  • В доме мужа и свекрови она «завяла совсем», неволя не просто тяготит её – Катерине хочется улететь, она истосковалась по человеческому теплу и ласке; в ней созревает неприятие кабановских лжи и насилия, но годами воспитанная привычка к повиновению старшим так сильна, что она пугается своих стремлений, переносить эту тяжесть ей труднее, чем Варваре или Тихону, так как она впечатлительнее их.

Тихон Кабанов

  • Сын Марфы Игнатьевны Кабановой, купец. Слабовольный, никогда не перечущий матери, не имеет собственного мнения, живет по материнской указке.
  • По – своему любит Катерину, но ничего не делает, чтобы помочь ей и защитить от гнета Кабанихи.

Катерина и Тихон

Катерина представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте. Но этот мир выродился, патриархальные законы определяют взаимоотношения людей по инерции, этот мир обречен, ибо он сам убивает все лучшее, что он создал. Он убивает Катерину.

Признание

  • Гуляя перед грозой по прибрежному бульвару, Катерина заходит в беседку, на стенах которой нарисованы сцены из ада – «гиена огненная», где будут гореть все грешники после смерти.
  • Не выдерживая проклятий полусумасшедшей барыни и встречи с Борисом, Катерина признается в содеянном перед всем народом.

Последняя встреча с Борисом происходит на берегу Волги. Катерина просит Бориса забрать ее с собой, но Борис отказывает, ссылаясь на то, что «не по своей воле едет…»

Вопросы по теме

  • Составьте родовое дерево семьи Кабановых.
  • Составьте родовое дерево семьи Диких.
  • Дайте характеристику представителям самодурства в пьесе: Дикому и Кабановой.
  • Где происходит действие в пьесе?
  • Сколько времени проходит между 3 и 4 действием?
  • Кому из героев пьесы принадлежат следующие слова: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие…». В какой ситуации герой их произносит?
  • Какими словами автор заканчивает пьесу?
  • Встречался ли Борис с Тихоном? Если «да», то когда?
  • Почему именно так называется пьеса?
  • Только ли природное явление имеет в виду автор, назвав пьесу «Гроза»?
  • Кто, по вашему мнению, мог помочь Катерине в создавшейся ситуации? Почему именно этот герой и чем?
  • Чьи стихи читает Кулигин?
  • На какие цели просит деньги Кулигин у Дикого? Когда это происходит?
  • Можно ли назвать характер Катерины сильным, русским характером?
  • В чём выражается пристрастие к старине у Кабановой?
  • Почему мы говорим о том, что кроме Катерины в пьесе есть ещё лучики света? Кто?
  • Какова роль полусумасшедшей барыни в пьесе?
  • Почему по – разному реагируют на слова барыни Катерина и Варвара?
  • Что происходит с Варварой в конце пьесы?
  • Кто произносит в пьесе последние слова? Почему?

Заключительная сцена пьесы

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-literature-an-ostrovskiy-groza-1860-konflikt-romanticheskoy-lichnosti-s-ukladom-zhizni-lishennoy-narodnykh-nravstvennykh-osnov-motivy-iskusheniy-motiv-svoevoliya-i-svobody-v-drame.html

Ссылка на основную публикацию