Роль лопахина в пьесе а.п.чехова «вишневый сад»

Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

  Скачать сочинение

    В дореволюционной России долго сохранялся старый феодальный строй, когда господствовало дворянство. Оно жило за счёт тех доходов, которые давали ему их поместья. Но постепенно в России, правда, позже, чем в других государствах, начал развиваться капитализм. В обществе появился новый класс — буржуазия. Это был молодой хищник, который пожирал дворянство.

Оно постепенно разорялось, уступая место буржуазии.     Вот эту смену общественных формаций и показал Чехов пьесе «Вишнёвый сад». Представителем буржуазии в пьесе является Лопахин. Он, выходец из простого народа, сумел стать хозяином жизни. «Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик-мужиком»,— говорит он.

Лопахин живёт в то время, когда над миром царил один господин и бог — голый чистоган. Может быть, Лопахин не был бы таким человеком, если бы жил в другое время.     Он был выходцем из мужиков, его дед находился в крепостной зависимости у господ Раневских. Очень рано он понял, что такое господа, а что — мужик. По-видимому, Лопахин грамотен.

Он, правда, засыпает над книгой, но строчки из «Гамлета» Шекспира запали ему в душу: «Охмелия, иди в монастырь…»     Он воспитан, знает, как говорить с господами. Его голос становится мягким, добрым, когда он утешает Раневскую, Но Лопахин — это» капиталист. Ему нужны деньги, и он их добывает любым путём. Он буквально требует, чтобы Раневская продала ему вишнёвый сад.

    Лопахин решителен и напорист в достижении поставленной цели. Вишнёвый сад — его давняя мечта, и он покупает его. Если ему нужны будут деньги, он достанет их. Не пожалеет он денег и для выгодной сделки. Капитализм немыслим без таких Лопахиных. Но он, по мнению Чехова, нужен для обмена веществ, чтобы мир не стоял на месте.

Он хищник, который сожрет каждого, который слабее его. Но в то же время и он понимает, что ему не сдобровать, если появится зверь сильнее его. Поэтому и Лопахин будет изворачиваться, искать лазейки, чтобы избежать разорения и обнищания.

Не всегда такая жизнь удовлетворяет его, со слезами говорит он: «0, скорее бы всё это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».     Сохранились у него, правда, некоторые черты хорошего человека: у него «тонкие, нежные руки», он добр и отзывчив на ласку.

Не совсем равнодушен он и к красоте: «А когда мой мак цвёл, что это была за картина!» Но тут же слышим от него: «заработал сорок тысяч…»     Лопахин не скрывает ни от кого, что он «мужик… попросту». Он совсем не отдаляется от народа. По-видимому, он считает, , что лучше не садиться в чужие сани и не лезть «со свиным рылом в калашный ряд»..

    В пьесе Чехов показал торжество буржуазии. Но он убеждает зрителя, что это господство временное, ибо ему на смену идёт другая сила — творческая, демократически настроенная .интеллигенция, которая преобразует мир на иных, справедливых началах.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Смотрите также по произведению «Вишневый сад»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00019901184864155140

Лопахин и Варя в пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова:

Пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад» по праву называют наиболее зрелым его произведением, в котором в полной мере выразилось его драматургическое и психологическое мастерство.

Сюжет пьесы чрезвычайно прост — в 1 действии пьесы Раневская приезжает из Парижа, в 3 действии судьба вишневого сада решается окончательно, а в 4 действии Раневская уезжает обратно в Париж. На первый взгляд может показаться, что в пьесе действительно практически ничего не происходит, но это не так.

За видимым отсутствием событий четко просматриваются сугубо личные, частные переживания, напряженная духовная жизнь героев.

Усадьба Раневской — дом и великолепный старый вишневый сад («Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо!..» — восторженно говорит Раневская) — доживают последние дни, и вскоре, в случае неуплаты процентов, усадьба пойдет с молотка. Все действие пьесы и сосредоточено на истории продажи имения с вишневым садом.

С этим центральным эпизодом тесно связаны пути героев: владельцев имения — Раневской и Гаева, а также Вари — приемной дочери Раневской, живущей в ее доме как экономка.

Варя — по сути чрезвычайно одинокий человек, стремящийся заполнить свою жизнь «материальными» хлопотами. Она постоянно что-то делает, обо всех заботится, хлопочет по дому, вместе с Фирсом следит за другими слугами.

У нее ключи от хозяйства, и вся усадьба и вишневый сад находятся по большому счету именно в ее руках.

Тихо и спокойно она ведет свои дела, и вся жизнь ее сосредоточена в имении и заключается в «служении» интересам Раневской, которая говорит про нее, что «она привыкла рано вставать и работать, а без труда она — как рыба без воды». Может быть, поэтому и выделил ее среди всех Лопахин — такой же деятельный и трудолюбивый человек.

По сути дела, не Варенька живет на средства семьи Раневских, а они, совершенно неприспособленные к жизни, живут благодаря ее заботам. В третьем же действии связка ее ключей зазвенит, ударившись об пол, символизируя отказ Вари служить новому хозяину и новым порядкам в доме. А новым «хозяином жизни» выступает Ермолай Алексеевич Лопахин.

На смену неприспособленному дворянству, привыкшему жить исключительно одними мечтами и разговорами, приходит Лопахин — умный, энергичный делец новой эпохи. Истинный купец, промышленник, вышедший из рядов крепостного крестьянства, он сумел не только нажить, но и приумножить свой капитал.

Кипучая энергия и жажда образования — все это резко выделяет Лопахина на фоне тех безжизненных настроений, которыми живет и дышит дворянство. Но было бы неправильным считать Лопахина жадным купцом, хищно радующимся новому приобретению.

Отнюдь нет, и преуменьшать роль Лопахина в структуре пьесы было бы крайне неправильно.

Лопахин — безусловно, купец, но купец (как это ни странно звучит) порядочный и интеллигентный, желающий не только приумножить свое богатство, но и самому стать чище, лучше, умнее… Несмотря на то что все интересы его сосредоточены вокруг дел и денег, душа его не зачерствела.

Недаром он говорит Пете Трофимову: «Мы друг перед другом нос дерем, а жизнь знай себе проходит. Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую».

В этом образ Лопахина чрезвычайно схож с образом Вари, для которой смысл жизни заключается в «занятости».

Лопахин, как делец и финансист, прекрасно разбирается в положении владельцев вишневого сада, старается им помочь и дает практический совет — разбить усадьбу на участки и сдавать их в аренду под дачи. Однако этот совет Гаев воспринял как настоящее «хамство», непонимание «мужиком» всей красоты и значения вишневого сада.

Но то, что кажется Гаеву и Раневской хамством, есть, в сущности, трезвый и реалистический подход к действительности. Что значит «красота» вишневого сада, если она заслоняет интересы будущего? А Лопахин, в противоположность Гаеву и Раневской, живет именно будущим.

«Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят новую жизнь», — говорит он, пытаясь убедить Раневскую в своей правоте.

Лопахин покупает имение, созданное руками его предков.

С трудом сдерживая радость, он с торжеством говорит: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете! Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…».

Но Лопахин все же не похож на традиционный образ кулака-хищника. Да, он необразован, не увлекается литературой, не может «рассуждать о природе сущего» и засыпает над книгой, так как считает, что не это главное в жизни.

Но в то же время он восторгается картиной цветущего на его полях мака, с настоящим лиризмом рассуждая о смысле существования человека «…

Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами!..».

«Вечный студент» Петя Трофимов говорит про Лопахина, что у него «тонкие, нежные пальцы, как у артиста.., и тонкая, нежная душа». А такой человек не может быть бессердечным и злым.

Чехов показал нам двойственный образ своего героя.

Но все же истинная роль Лопахина как представителя капитала характеризуется словами Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Нет, не как отрицательный персонаж показан Лопахин. Это просто человек необыкновенной энергии, за которым трудно угнаться раневским и гае- вым. Лопахин, так же как и Варя, — представители нового времени, эпохи, которые прежде всего думают о будущем.

Чтобы оно было светлым и радужным, необходимо прежде всего трудиться, а не пустословить и жить мечтами и иллюзиями, которыми наполняет свою жизнь дворянство. Но все же жизненные дороги Вари и Лопахина расходятся, им не по пути. Почему? Сложно ответить на этот вопрос.

С одной стороны, они люди одного поколения, трудолюбивые и целеустремленные, но с другой стороны, многое разделяет их.

На протяжении всей пьесы мы видим, насколько они разные. Да, все называют Варю невестой Лопахина, но в этом звучит не искренняя радость за нее, а скорее ирония. Так, в ремарках неоднократно подчеркивается, что Петя дразнит Варю, называя ее «мадам Лопахина». А как она воспринимает это? С обидой, со слезами, с раздражением, но только не с радостью. Разве так вела бы себя счастливая невеста?

Объяснение между героями так и не состоялось, хотя к этому Лопахина подталкивала Раневская: «…я мечтала… выдать ее за вас, да и по всему видно было, что вы женитесь… Она вас любит, вам она по душе, и не знаю… почему это вы точно сторонитесь друг друга.

Не понимаю!» Да и сам Лопахин считает, что надо как-то определиться с этими отношениями, однако сам не решается это сделать: «Как-то странно все… Если есть еще время, то я хоть сейчас готов… Покончим сразу — и баста, а без вас я, чувствую, не сделаю предложения».

Как можно заметить, и Лопахин не похож на счастливого жениха.

В чем же дело? Скорее всего, в том, что они, хотя и принадлежат к одному поколению, не смогут идти по жизни вместе. Не им суждено быть «поколением будущего», не с ними связаны надежды автора, и не им возрождать «вишневый сад» России.

Лопахин — расчетливый хозяин, но он все-таки далек от идеализма и романтических представлений, поскольку считает все это «легкомыслием». Лопахин будет радеть о приумножении своего капитала.

А Варя привыкла «жить в чужих людях», заботиться о хозяйстве, поэтому и судьбу свою она будет строить по раз и навсегда определенной канве, поступив в экономки к помещикам Рагулиным. Интересы героев находятся в разных жизненных плоскостях, поэтому-то объяснение их не состоялось и пути разошлись.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/lopakhin_i_varja_v_pese_vishnevyj_sad_a_p_chekhova/25-1-0-11624

Образ Лопахина в пьесе Чехова «Вишневый сад» на Сёзнайке.ру

При создании пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехов большое внимание уделял образу Лопахина как одному из центральных образов комедии. В раскрытии авторского замысла, в решении основного конфликта именно Лопахину принадлежит очень важная роль.

Лопахин необычен и странен: он вызывал и вызывает недоумение многих литературоведов. В самом деле, чеховский персонаж не укладывается в рамки обычной схемы: грубый, необразованный купец уничтожает красоту, не задумываясь над тем, что он делает, заботясь лишь о своих прибылях.

Ситуация для того времени типичная не только в литературе, но и в жизни. Однако, если хоть на мгновение представить себе Лопахина таковым, рушится вся тщательно продуманная система чеховских образов.

Жизнь сложнее всяких схем, и потому предложенная ситуация отнюдь не может быть чеховской.

В среде русского купечества появились люди, явно не соответствовавшие традиционному понятию о купцах. Двойственность, противоречивость, внутренняя неустойчивость этих людей ярко переданы Чеховым в образе Лопахина. Противоречивость Лопахина особенно остра потому, что положение черезвычайно двойственно.

Ермолай Лопахин — сын и внук крепостного. Ему в память до конца жизни, наверное, врезалась фраза, сказанная Раневской избитому отцом мальчику: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет…».

Он ощущает на себе словно несмываемое клеймо от этих слов: «Мужичок… Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках… а если подумать и разобраться, то мужик мужиком…». Лопахин глубоко страдает от этой двойственности.

Он уничтожает вишневый сад не только ради наживы, да и не столько ради нее. Была другая причина, гораздо важнее первой — месть за прошлое. Он уничтожает сад, прекрасно сознавая, что это — «имение, лучше которого ничего нет в мире».

И все же Лопахин надеется убить память, которая против воли всегда показывает ему, что он, Ермолай Лопахин, — «мужик», а разорившиеся владельцы вишневого сада — «господа».

Всеми силами Лопахин стремится стереть грань, отделяющую его от «господ». Он единственный, кто появляется на сцене с книгой. Хотя потом он и признается, что ничего в ней не понял.

У Лопахина есть своя социальная утопия. Он очень серьезно рассматривает дачников как огромную силу в историческом процессе, призванную стереть эту самую грань между «мужиком» и «господами». Лопахину кажется, что уничтожая вишневый сад, он приближает лучшее будущее.

В Лопахине есть черты хищного зверя. Но деньги и власть, приобретенная вместе с ними («За все могу заплатить!»), калечили не только таких людей, каким был Лопахин.

На торгах в нем просыпается хищник, и Лопахин оказывается во власти купеческого азарта. И именно в азарте он оказывается владельцем вишневого сада.

Читайте также:  Женские образы в романе и.а. гончарова «обломов»

И он вырубает этот сад еще до отъезда его прежних владельцев, не обращая внимания на настойчивые просьбы Ани и самой Раневской.

Но трагедия Лопахина в том, что он не осознает собственного «звериного» начала. Между его помыслами и действительными поступками лежит глубочайшая пропасть. В нем живут и борются два человека: один — «с тонкой, нежной душой»; другой — «хищный зверь».

К моему величайшему сожалению, победителем чаще всего оказывается хищник. Однако очень многое в Лопахине привлекает. Удивляет и оглушает его монолог: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны быть по-настоящему великанами…»,

Да полно! Лопахин ли это?! Не случайно Раневская пытается понизить пафос Лопахина, спустить его «с небес на землю». Такой «мужичок» удивляет и пугает ее. Лопахину свойственны взлеты и падения. Его речь может быть удивительна, эмоциональна. И тут же — срывы, провалы, свидетельствующие, что о подлинной культурности Лопахина говорить не приходится («Всякому безобразию есть свое приличие!»).

У Лопахина есть стремление, настоящая и искренняя жажда духовности. Он не может жить только в мире барышей и чистогана. Но как жить иначе ему тоже неизвестно. Отсюда и его глубочайший трагизм, его надорванность, странное сочетание грубости и мягкости, невоспитанности и интеллигентности.

Трагизм Лопахина особенно отчетливо виден в его монологе в конце третьего действия. Особенного внимания заслуживают авторские ремарки. Сначала Лопахин ведет совершенно деловой рассказ о ходе торгов, он откровенно радуется, даже гордится своей покупкой, потом сам же конфузится.

Он ласково улыбается после ухода Вари, нежен с Раневской, горько-ироничен к самому себе…

«О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь…». И тут же: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!».

Да полно, за все ли?

Поймет ли Лопахин когда-нибудь всю свою вину перед заколоченным в доме Фирсом, перед уничтоженным вишневым садом, перед родиной?

Лопахин не может быть ни «нежной душой», ни «хищным зверем». В нем одновременно уживаются эти два противоречивых качества. Будущее не сулит ему ничего доброго именно в силу его двойственности и противоречивости.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9424-obraz-lopahina-v-pese-chehova-vishneviy-sad

Лопахин как символ настоящего россии (по пьесе а. п. чехова «вишневый сад»)

10 класс

Сочинения по русской литературе

Лопахин как символ настоящего россии (по пьесе а. п. чехова «вишневый сад»)

Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней, вершинным произведением Антона Павловича Чехова. Предчувствие больших перемен в жизни страны заставило писателя задуматься об историческом пути России, о ее прошлом, настоящем и будущем.

Такой задачи ранее Чехов перед собой не ставил. Тем не менее, в русской литературе тема оскудения и упадка дворянских имений не была новой. В свое время к этой теме обращались Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров, И. С.

Тургенев и другие русские писатели XIX века, но Чехов подошел к раскрытию этой темы совершенно по-новому: в связи времен, в показе тех перемен, которые видел в России.

При этом в пьесе нет острого столкновения противостоящих друг другу идей, нравственных принципов, характеров, — ее конфликт имеет внутренний, психологический характер.

Настоящее в пьесе олицетворяет, прежде всего, купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Этому образу автор придавал особое значение: «…роль Лопахина центральная.

Если она не удастся, то значит пьеса вся провалится». Лопахин приходит на смену Раневским и Гаевым, и в сравнении с представителями прошлого он прогрессивен, не случайно А. П.

Чехов поместил его в центр образной системы своего произведения.

Отец Ермолая Лопахина был крепостным крестьянином, но после реформы 1861 года разбогател, стал лавочником. Сам Лопахин говорит об этом Раневской: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца…»; «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна и все палкой.

В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья».

Но времена меняются, и «битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал», оторвался от своих корней, «выбился в люди», разбогател, но образования так и не получил: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд…

Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…» Но было бы ошибкой думать, что в этой реплике сказывается лишь скромность героя. Лопахин любит повторять, что он мужик, но он уже не мужик, не крестьянин, а делец, коммерсант.

Лопахин, несомненно, обладает умом, деловой хваткой и предприимчивостью. Он энергичен, и масштабы его деятельности значительно шире, чем у прежних хозяев жизни.

При этом большая часть состояния Лопахина заработана его же собственным трудом, и путь к богатству не был для него простым. «Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого. — говорит он.

— А когда мой мак цвел, что это была за картина!»

Отдельные реплики и замечания говорят о том, что у Лопахина есть какое-то большое «дело», которым он поглощен всецело.

Но при этом он легко расстается с деньгами, давая их Раневской и Симеонову-Пищику взаймы, настойчиво предлагая Пете Трофимову: «Так вот я, говорю, заработал сорок тысяч и, значит, предлагаю тебе взаймы, потому что могу». Ему всегда не хватает времени: он или возвращается, или собирается в деловые поездки.

«Знаете, — говорит он, — я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера…»; «Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие»; «А я в Харьков уезжаю сейчас… Деда много».

Лопахин чаще других смотрит на часы, первая его реплика: «Который час?» Он постоянно помнит о времени: «Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать»; «На дворе октябрь, а солнечно и тихо как летом. Строиться хорошо. (Поглядев на часы, в дверь.) Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут! Значит, через двадцать минут на станцию ехать. Поторапливайтесь».

Действующие лица по-разному воспринимают Лопахина. Их отзывы о нем очень противоречивы: для Раневской он «хороший, интересный человек», для Гаева — «хам», «кулак», для Симеонова-Пищика — «громаднейшего ума человек». Шутливую характеристику дает Лопахину Петя Трофимов: «Я, Ермолай Алексеевич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером.

Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен». Расставаясь с Лопахиным, он говорит уже серьезно: «…Как- никак все-таки я тебя люблю. У тебя нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…

» Противоречие, заложенное в этих высказываниях Пети Трофимова, отражает позицию автора.

Своего героя он определяет в число «недотеп».

Это проявляется и во внешности (белая жилетка, желтые башмаки), и в поступках: ему нравится Варя, надеющаяся, что Ермолай Лопахин сделает ей предложение, но когда девушка плачет в ответ на бестактную реплику Раневской о том, что ее просватали, Лопахин словно с издевкой говорит: «Охмелия, о нимфа, помяни меня в своих молитвах» (ему не с руки жениться на бесприданнице).

Или еще такой наглядный пример: Лопахин нарочно приехал, чтобы встретить Раневскую — и «вдруг проспал», хотел помочь ей — и сам купил имение. Чехов, как художник-реалист, стремился подчеркнуть противоречия между добрыми качествами человеческой натуры «новых хозяев» и бесчеловечностью, порожденной их жаждой наживы и приобретательства.

Лопахин, как и каждый герой «Вишневого сада», поглощен «своей правдой», погружен в свои переживания, многого не замечает, не чувствует в окружающих и в то же время остро ощущает несовершенство жизни: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Причины этой «нескладной, несчастливой» жизни Лопахин видит в несовершенстве человека, в бессмысленности его существования: «Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей…», «… А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего».

Лопахин — центральная фигура произведения. От него тянутся ниточки ко всем персонажам. Он — связующее звено между прошлым и будущим. Из всех действующих лиц Лопахин явно симпатизирует Раневской. Он хранит теплые воспоминания о ней.

В разговоре с Дуняшей он говорит: «Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный — он тогда здесь на деревне в лавке торговал — ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу… Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской.

«Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет…» Для него Любовь Андреевна «все такая же великолепная» женщина с «удивительными», «трогательными глазами». Он признается, что любит ее, «как родную… больше, чем родную», искренне хочет помочь ей и находит, на его взгляд, самый выгодный проект «спасения».

Местоположение имения «чудесное» — в двадцати верстах прошла железная дорога, рядом река. Нужно только разбить территорию на участки и сдавать дачникам, имея при этом немалый доход. По мнению Лопахина, вопрос может быть решен очень быстро, дело ему кажется выгодным, нужно только «поубирать, почистить… например, …

снести все старые постройки, вот этот старый дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…». Лопахин убеждает Раневскую и Гаева, что им необходимо принять это «единственно правильное» решение, не понимая, что своими рассуждениями глубоко ранит их.

Убедившись в тщетности своих попыток уговорить Раневскую и Гаева, Лопахин сам становится владельцем вишневого сада. Неподдельная гордость звучит в его монологе: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай… купил имение, прекраснее которого ничего нет на свете.

Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню…» Это ощущение пьянит его.

Став владельцем имения Раневской, новый хозяин мечтает о новой жизни: «Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!»

«Новый хозяин» жизни, Лопахин, олицетворяет новое время. Он — единственный, кому дано приблизиться к пониманию сущности эпохи, но в его жизни нет места настоящей красоте, душевности, человечности, а потому Лопахин — символ только настоящего. Будущее же за другими людьми.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/491.html

Место образа Лопахина в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»

Вершинным произведением Чехова, его «лебединой песней» является Комедия «Вишневый сад», законченная в 1903 г.

Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения нашла отчетливое выражение в последнем крупном произведении. В «Вишневом саде» сказалась общедемократическая позиция Чехова.

В пьесе в критическом плане показан мир дворянско-буржуазный и в светлых тонах обрисованы люди, стремящиеся к новой жизни. Чехов откликался на самые злободневные запросы времени.

Идейный пафос пьесы – в отрицании дворянско-поместного строя как изжившего себя. Вместе с тем писатель утверждает, что Буржуазия, приходящая на смену дворянству, несмотря на ее жизнедеятельность, несет с собой разрушения и власть чистогана.

Чехов видел, что «старое» обречено на увядание, ибо выросло на непрочных, нездоровых корнях. Должен прийти новый, достойный хозяин.

И это хозяин появляется в образе купца-предпринимателя Лопахина, к которому и переходит вишневый сад от бывших хозяев, Раневской и Гаева. Символически сад – это вся Родина («вся Россия – наш сад»).

Поэтому основной темой пьесы является судьба родины, ее будущее. Уходят со сцены старые хозяева ее – дворяне Раневские и Гаевы, приходят на смену капиталисты Лопахины.

Образ Лопахина занимает центральное место в пьесе. Этому образу Чехов придавал особое значение: «…роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то, значит, и пьеса вся провалится».

Лопахин – представитель пореформенной России, приобщенный к прогрессивным идеям и стремящийся не только округлить капитал, но и выполнить свою общественную миссию. Он скупает помещичьи усадьбы, чтобы сдавать их в аренду под дачи, и считает, что своей деятельностью приближает лучшую новую жизнь.

Этот человек очень энергичен и деловит, умен и предприимчив, он работает «с утра до вечера», бездеятельность для него просто мучительна. Его практические советы, если бы Раневская приняла их, спасли бы имение. Отбирая у Раневской ее любимый вишневый сад, Лопахин сочувствует ей и Гаеву.

То есть, ему присущи и душевная тонкость, и изящество наружное и внутренне. Недаром Петя отмечает тонкую душу Лопахина, его тонкие, как у артиста, пальцы.

Лопахин увлечен делом, и искреннее убежден, что быт российский устроен «нескладно», его надо переделать так, чтобы «внуки и правнуки увидели новую жизнь». Он сетует, что вокруг мало честных, порядочных людей. Все эти черты были в чеховскую пору присущи целой прослойке буржуазии.

И судьба делает их хозяевами, даже в какой-то мере наследниками ценностей, созданных предыдущими поколениями. Чехов подчеркивает двойственность натуры Лопахиных: прогрессивные взгляды интеллигента-гражданина и опутанность предрассудками, неспособность подняться до защиты национальных интересов.

«Приходите смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь!» Но вторая часть речи сомнительна: навряд ли Лопахин построит новую жизнь для потомков. Эта созидательная часть не под силу ему, он лишь разрушает то, что создано в прошлом.

Читайте также:  «листок» дениса давыдова и михаила лермонтова

Не случайно Петя Трофимов сравнивает Лопахина со зверем, который съедает все, что попадается ему на пути. Да и сам Лопахин не считает себя творцом, называет себя «мужик-мужиком». Весьма примечательна и речь этого героя, которая в полной мере раскрывает характер дельца-предпринимателя. Его речь меняется в зависимости от обстоятельств.

Находясь в кругу интеллигентных людей, он употребляет варваризмы: аукцион, циркуляция, проект; в общении с простыми людьми в его речи проскальзывают просторечные слова: небось, экий,

Источник: http://www.slavkrug.org/mesto-obraza-lopaxina-v-komedii-a-p-chexova-vishnevyj-sad/

Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад»

Одним из центральных образов в пьесе «Вишневый сад» является купец Лопахин. Несмотря на то, что действие разворачивается вокруг имения Любови Андреевны Раневской и её вишневого сада, Лопахина можно уверенно назвать равнозначным с помещицей персонажем.

Его судьба тесным образом связана с семьей Раневской, ведь его отец служил у Любови Андреевны, будучи еще крепостным. Сам Ермолай сумел выбраться из «мужиков», став купцом и самостоятельно, без помощи родителей, нажив себе состояние.

Энергичность, усердие и трудолюбие Лопахина заслуживают несомненного уважения.

Однако сам Ермолай в душе не может оторваться от своего происхождения, искренне считая себя болваном и обычным мужиком, безграмотным и бестолковым. Он говорит, что ничего не смыслит в книгах и имеет скверный почерк.

Но читатель воспринимает Лопахина как усердного труженика, ведь герой не представляет своей жизни без работы. Купец умеет зарабатывать деньги, знает цену времени, но при этом не является прижимистым хапугой — так же легко он готов расстаться со своими деньгами, если это может помочь кому-то.

Лопахин искренне переживает за Раневскую и её сад, помогая найти выход из ситуации.

Среди многочисленных персонажей произведения именно Ермолай Лопахин — единственный, кто не только говорит и переживает о саде, но и пытается что-то сделать.

У него рождается несколько реальных идей спасения участка, но из-за бездействия самих владельцев все они проваливаются.

Таким образом, в образе Лопахина тесно переплетаются положительные, вроде бы исключающие друг друга, но так гармонично существующие в нем черты: деловая хватка и искренняя человечность, желание помочь близкому человеку.

Прочие персонажи отзываются о Ермолае совершенно по-разному. Раневская тепло относится к старому знакомому, едва ли не выросшему у неё на глазах, однако воспринимает его как человека другого круга, хотя ей и интересно с купцом.

Диаметрально противоположное отношение наблюдается со стороны её брата, Гаева: он называет Лопахина хамом и кулаком. Самого купца такая характеристика абсолютно не тревожит — для него гораздо важнее отношение Любови Андреевны.

Немалое значение в произведении имеет история Лопахина и Вари. Их отношения ведут к свадьбе, однако Ермолай так и не жениться на девушке. Происходит это из-за несовпадения характеров: Варя почитает купца практичным, неспособным любить дельцом.

Однако, проанализировав образы этих героев, можно сделать противоположный вывод — сама Варя более суха, ограничена домашними хлопотами, Лопахин же — человек широкой души и тонкой организации.

Абсолютное непонимание друг друга и приведет к краху любовных отношений.

В душе Ермолая живет также еще одно, невысказанное, но заметное читателю чувство — его светлая и трепетная любовь к Раневской. Он готов на что угодно по её просьбе — даже жениться на другой. Однако сама помещица относится к Лопахину немного снисходительно, как к ребенку, которого она когда-то умывала.

И когда купец наконец осознает невзаимность того, что он так долго и заветно хранил внутри, — случается перелом. Лопахин покупает имение, осознание собственной власти и важности пьянит его. Будучи совершенно неглупым человеком, Ермолай понимает, что, купив сад, он не сможет завладеть чувствами Раневской, и мечта его будет потеряна окончательно и безвозвратно.

После продажи имения семья разъезжается, сама Раневская уезжает в Париж, и он остается совсем один.

Название произведения:

Источник: http://po-literature.ru/obraz-lopahina-v-pese-vishnevyy-sad.html

Описание образа Лопахина в пьесе «Вишневый сад»

Вот это изменение общественных формаций и показал Чехов пьесе «Вишневый сад». Представителем буржуазии в пьесе есть Лопахин. Он, выходец из простого народа, сумел стать хозяином жизни. «Только что вот богатий, денег много, а когда подумать и разобраться, то мужиком-мужиком»,- говорит он.

Лопахин живет в то время, когда над миром властвовал один господин и бог — голый чистоган. Может быть, Лопахин не был бы таким человеком, если бы жил в другое время. Он был выходцем с мужикив, его дед находился у крепостной зависимости в господ Раневских. Очень рано он понял, что такое господа, а что — мужик. Очевидно, Лопахин грамотный.

Он, правда, засыпает над книгой, но строки из «Гамлета» Шекспира зажгли ему в душе: «Охмелия, иди в монастырь…»

Он воспитан, знает, как говорить с господами. Его голос становится мягким, добрым, когда он утешает Раневскую, Но Лопахин — это» капиталист. Ему нужны деньги, и он их извлекает любым путем. Он буквально требует, чтобы Раневская продала ему вишневый сад. Лопахин решительный и напористый в достижении поставленной цели.

Вишневый сад — его давняя мечта, и он покупает его. Если ему нужны будут деньги, он достанет их. Не пожалеет он денег и для выгодного соглашения. Капитализм немыслимый без таких Лопахиних. Но он, по мнению Чехова, нужен для обмена веществ, чтобы мир не стоял на месте. Он хищник, который сожрет каждого, который слабее его.

Но в то же время и он понимает, что ему не пройти бедствия, если появится зверь сильнее его. Поэтому й Лопахин будет выворачиваться, искать лазейки, во избежание разрушение и обнищание.

Не всегда такая жизнь удовлетворяет его, со слезами говорят он: «0, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Сохранились у него, правда, некоторые черты хорошего человека: у него «тонкие, нежные руки», он добрый и чуткий на ласку. Не совсем равнодушный он и к красоте: «А когда мой мак цвел, что это была за картина!» Но сразу слышим от него: «заработал сорок тысяч…»

Лопахин не скрывает нет от кого, что он «мужик… попросту». Он совсем не отдаляется от народа. Очевидно, он считает, что лучше не садиться в чужие сани и не лезть « со свиным рылом в калашний ряд»..

В пьесе Чехов показал торжество буржуазии. Но он убеждает зрителя, что это господство временное, потому что ему на смену идет другая сила — творческая, демократически настроенная интеллигенция, которая превратит мир в других, справедливых началах.

Он выходит из той мысли, которые в реальной жизни люди не так часто ссорятся, мирятся, бьются и стреляются, как это происходит в современных пьесах. Намного чаще они просто гуляют, разговаривают, пьют чай, а в настоящее время и разбиваются их сердца, строятся или разрушаются судьбы. Внимание сосредоточено не на событии, а на внутреннем миру героев, настроения, чувстве, мыслях.

Из этого и родился прием Чехова, который теперь принято называть смысловым подтекстом, «подводным течением», «теорией айсберга».

«На сцене должно быть все так же просто и так же сложно, как в жизни» (Чехов). И действительно, в произведениях А. П. Чехова мы видим не изображение самого быта, как это было в А. Н. Островского, а отношение кнему.

Основной замысел Чехова в создании новой пьесы не мог не отразиться на особенностях драматического произведения в обычном его понимании (завязка, развитие действия и т.д.). Сюжет новый, фабула отсутствующая. У Чехова сюжет — судьба России, а фабула — лишь сцепления событий.

Можно сказать, что пьеса Чехова держится не на интриге, а на настроении. В композиции произведения это особое лирическое настроение создают монологи героев, восклицания («Прощай, старая жизнь!»), ритмические паузы.

Даже пейзаж вишневого в цвету использует Чехов, чтобы передать ностальгическую грусть Раневской и Гаева по старой беззаботной жизни

Интересные также чеховские детали: звук струны, которая лопнула, как оттеняющий и усиливающее эмоциональное впечатление, бутафория, реплики, а не только пейзаж, как у Островского.

Например, телеграмма, которая получила Раневская в самом начале пьесы, есть как бы символом старого жизни. Получая ее в конце пьесы, Раневская тем самым не может отказаться от старого жизни, она возвращается туда.

Эта деталь (телеграмма) помогает оценить отношение Чехова к Раневской, что не смогла переступить в новую жизнь

Лирическое настроение пьесы связанный и с особенностью ее жанра, что сам автор определял как «лирическую комедию» . Определяя жанр пьесы, нельзя не отметить, что у Чехова нет положительного героя, наличие которого было характерно для произведений предшественников. В пьесе Чехова нет однозначной оценки характеров героев.

Например, Шарлотта Ивановна у Чехова и комический, и в то же время трагический герой. Но в пьесе есть единственный герой, которого автор оценивает беспощадно, — это Яша. «Вишневый сад» — это комедия стариков отживших типов людей, которые пережили свое время. Чехов с грустью подсмеивается над своими героями.

Над старым Гаевим, «прожившим свой залог на леденцах», которому еще больше «древний» Фирс по привычке советует, которые «брючки» надеть, над Раневской, клявшейся в любви к Родины и сразу же уезжающей назад в Париж, пока не передумал возвращаться любовник.

Даже над Петей Трофимовим, что, казалось бы, символизирует восстановление России, Чехов иронизирует, называя его «вечным студентом».

Стремление Чехова показать широкий социальный фон событий, которые происходят в пьесе, приводит к тому, что он изображает большое количество внесценических персонажей.

Все люди, которые когда-то были связаны с имением, как бы окружают его, влияют на жизнь реально действующих персонажей (отец Лопахина, родители Раневской, ее мужчина и сын, парижский любовник, тетушка Ани, к которой собираются обращаться за деньгами, и т.д.).

Несомненной художественной стоимостью пьесы можно считать максимально простой, естественный и индивидуализированный язык персонажей.

Восхищенные речи Гаева, повторы некоторых слов, которые делают его речь мелодичной, его бильярдные сроки, забавные реплики Шарлотти Ивановны, сдержанный язык «лакея из хорошего дома» Фирса, купеческая говорок Лопахина индивидуализируют персонажей, свидетельствуют о талантливости их творца

Но новаторство Чехова в то время было далеко не очевидным для современников, потому что зритель, воспитанный на произведениях Пушкина, Лермонтова, Островского, не мог постичь драматургии Чехова.

Автор долго старался убедить и актеров, и режиссеров в том, что его пьеса — это комедия, а не трагедия. В того-то и новаторство Чехова, который у него нет внешнего конфликта, его конфликт внутренний.

Он основан на несоответствии внутреннего душевного залога и окружающей действительности

Художественная своеобразность пьесы «Вишневый сад» помогает нам понять, почему пьесы Чехова до сих пор интересные, актуальные, а также чему их автора называют одним из основоположников « нового театра».

Описание образа Лопахина в пьесе «Вишневый сад»

Источник: https://forege2015.blogspot.com/2015/03/blog-post_433.html

Лопахин как символ настоящего России (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”)

Роль Лопахина А. П. Чехов считал в пьесе “Вишневый сад” “центральной”. В одном из писем он так и говорил: “… если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится”. Что же особенного в этом Лопахине и почему именно его А. П.

Чехов поместил в центр образной системы своего произведения? Ермолай Алексеевич Лопахин – купец. Отец его – крепостной крестьянин, после реформы 1861 года разбогател, стал лавочником.

Лопахин вспоминает об этом в разговоре с Раневской: “Мой отец был крепостным у вашего деда и отца… “; “Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот.

Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья”.

Но времена меняются, и “битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал”, оторвался от своих корней, “выбился в люди”, разбогател, но образования так и не получил: “Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком… ” Но не надо думать, что в этой реплике сказывается лишь скромность героя. Лопахин любит повторять, что он мужик, но он уже не мужик, не крестьянин, а делец, коммерсант.

Отдельные реплики и замечания говорят о том, что у Лопахинаесть какое-то большое “дело”, которым он поглощен всецело. Ему всегда не хватает времени: он или возвращается, или собирается в деловые поездки.

“Знаете, – говорит он, – я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера… “; “Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие”; “Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого”.

Понятно, что не все состояние досталось Лопахину по наследству, большая часть заработана его же собственным трудом, и путь к богатству не был для Лопахина простым. Но при этом он легко расстается с деньгами, давая их Раневской и Симеонову-Пищику взаймы, настойчиво предлагая Пете Трофимову.

Лопахин, как и каждый герой “Вишневого сада”, поглощен “своей правдой”, погружен в свои переживания, многого не замечает, не чувствует в окружающих. Но, несмотря на недостатки своего воспитания, он остро ощущает несовершенство жизни. В разговоре с Фирсом он иронизирует над прошлым: “Прежде очень хорошо было. По крайней мере драли”.

Лопахина тревожит настоящее: “Надо прямо говорить, жизнь у нас дурацкая… ” Он заглядывает в будущее: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”. Причины этой неустроенности Лопахин видит в несовершенстве человека, в бессмысленности его существования.

Читайте также:  Речь на митинге

“Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: “Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами… “; “Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую.

А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего”. Лопахин – действительно центральная фигура произведения. От него тянутся ниточки ко всем персонажам. Он – связующее звено между прошлым и будущим. Из всех действующих лиц Лопахин явно симпатизирует Раневской. Он хранит теплые воспоминания о ней.

Для него Любовь Андреевна “все такая же великолепная” женщина с “удивительными”, “трогательными глазами”. Он признается, что любит ее, “как родную… больше, чем родную”, искренне хочет помочь ей и находит, на его взгляд, самый выгодный проект “спасения”. Местоположение имения “чудесное” – в двадцати верстах прошла железная дорога, рядом река.

Нужно только разбить территорию на участки и сдавать дачникам, имея при этом немалый доход. По мнению Лопахина, вопрос может быть решен очень быстро, дело ему кажется выгодным, нужно только “поубирать, почистить… например, … снести все старые постройки, вот этот старый дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад… “.

Лопахин пытается убедить Раневскую и Гаева в необходимости принять это “единственно правильное” решение, не понимая, что своими рассуждениями глубоко ранит их, называя ненужным хламом все то, что долгие годы было их родным домом, было дорого им и искренне ими любимо.

Он предлагает помочь не только советом, но и деньгами, но Раневская отвергает предложение об отдаче земли в аренду под дачи. “Дачи и дачники – это так пошло, простите”, – говорит она. Убедившись в тщетности своих попыток уговорить Раневскую и Гаева, Лопахин сам становится владельцем вишневого сада.

В монологе “Я купил” он весело рассказывает, как прошли торги, радуется тому, как “схватился” с Деригановым и “обставил” его. Для Лопахина, крестьянского сына, вишневый сад – часть элитарной аристократической культуры, он приобрел то, что двадцать лет назад было недоступным.

Неподдельная гордость звучит в его словах: “Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай… купил имение, прекраснее которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню… ” Это ощущение пьянит его.

Став владельцем имения Раневской, новый хозяин мечтает о новой жизни: “Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!.. Идет новый помещик, владелец вишневого сада!..

” И все это в присутствии плачущей старой хозяйки имения! Жесток Лопахин и по отношению к Варе. При всей тонкости его души, ему не хватает человечности и такта, чтобы внести ясность в их отношения. Все вокруг говорят о свадьбе, поздравляют. Он и сам говорит о женитьбе: “Что же? Я не прочь… Она хорошая девушка… ” И это – его искренние слова.

Варя, безусловно, нравится Лопахину, но он уклоняется от брака, то ли от робости, то ли от нежелания отказаться от свободы, от права самому распоряжаться своей жизнью. Но, скорее всего, причина в излишней практичности, которая не допускает такого просчета: жениться на бесприданнице, не имеющей никаких прав даже на разоренное имение.

Отзывы действующих лиц о Лопахине очень противоречивы. Для Раневской он “хороший, интересный человек”, для Гаева – “хам”, “кулак”, для Симеонова-Пищика – “громаднейшего ума человек”. Шутливую характеристику дает Лопахину Петя Трофимов: “Я, Ермолай Алексеевич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером.

Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен”. Расставаясь с Лопахиным, он говорит уже серьезно: “… Как-никак все-таки я тебя люблю. У тебя нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа… ” Противоречие, заложенное в этих высказываниях Пети Трофимова, отражает, на мой взгляд, позицию автора.

Чехов, как художник-реалист, стремился подчеркнуть противоречия между положительными качествами человеческой натуры “новых хозяев” и бесчеловечностью, порожденной их жаждой наживы и приобретательства.

Движение истории неумолимо – говорит нам автор. Эпохи сменяют друг друга, разрушается прежний уклад жизни, создается новый. Как это происходит? Всегда ли человек может осознать, что наступает “переломный момент”? Каждый ли готов к переменам? “Новый хозяин”, Лопахин, принимает правила современной жизни, он олицетворяет новое время. Это и выдвигает его на центральное место в пьесе. Ему единственному дано приблизиться к настоящей правде, к пониманию сущности эпохи. В действиях Лопахина есть логика, его стремления оправданны. Но ясен и его дальнейший путь. И на этом пути нет места красоте, душевности, человечности. А потому Лопахин – только настоящее. Будущее – за другими людьми.

(No Ratings Yet)
Loading…

Твір за що відповідає людина.

Ви зараз читаєте: Лопахин как символ настоящего России (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”)Павло Мовчан – Спроба міри »

Источник: http://ukr-lit.com/lopaxin-kak-simvol-nastoyashhego-rossii-po-pese-a-p-chexova-vishnevyj-sad/

Школьные сочинения

Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней, вершинным произведением Антона Павловича Чехова. Предчувствие больших перемен в жизни страны заставило писателя задуматься об историческом пути России, о ее прошлом, настоящем и будущем.

Такой задачи ранее Чехов перед собой не ставил. Тем не менее, в русской литературе тема оскудения и упадка дворянских имений не была новой. В свое время к этой теме обращались Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров, И. С.

Тургенев и другие русские писатели XIX века, но Чехов подошел к раскрытию этой темы совершенно по-новому: в связи времен, в показе тех перемен, которые видел в России.

При этом в пьесе нет острого столкновения противостоящих друг другу идей, нравственных принципов, характеров, — ее конфликт имеет внутренний, психологический характер.

Настоящее в пьесе олицетворяет, прежде всего, купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Этому образу автор придавал особое значение: «…роль Лопахина центральная.

Если она не удастся, то значит пьеса вся провалится». Лопахин приходит на смену Раневским и Гаевьгм, и в сравнении с представителями прошлого он прогрессивен, не случайно А. П.

Чехов поместил его в центр образной системы своего произведения.

Отец Ермолая Лопахина был крепостным крестьянином, но после реформы 1861 года разбогател, стал лавочником. Сам Лопахин говорит об этом Раневской: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца…»; «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна и все палкой.

В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья».

Но времена меняются, и «битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал», оторвался от своих корней, «выбился в люди», разбогател, но образования так и не получил: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках.

Со свиным рылом в калашный ряд… Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…» Но было бы ошибкой думать, что в этой реплике сказывается лишь скромность героя. Лопахин любит повторять, что он мужик, но он уже не мужик, не крестьянин, а делец, коммерсант.

Лопахин, несомненно, обладает умом, деловой хваткой и предприимчивостью. Он энергичен, и масштабы его деятельности значительно шире, чему прежних хозяев жизни. При этом большая часть состояния Лопахина заработана его же собственным трудом, и путь к богатству не был дл я него простым.

« Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого. — говорит он. — А когда мой мак цвел, что это была за картина!» Отдельные реплики и замечания говорят о том, что у Лопахина есть какое-то большое «дело», которым он поглощен всецело.

Но при этом он легко расстается с деньгами, давая их Раневской и Симеонову-Пищику взаймы, настойчиво предлагая Пете Трофимову: «Так вот я, говорю, заработал сорок тысяч и, значит, предлагаю тебе взаймы, потому что могу». Ему всегда не хватает времени: он или возвращается,, или собирается в деловые поездки.

«Знаете, — говорит он, — я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера…»; «Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие »; «А я в Харьков уезжаю сейчас… Дела много ».

Лопахин чаще других смотрит на часы, первая его реплика: « Который час?» Он постоянно помнит о времени: «Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать »;«На дворе октябрь, а солнечно и тихо как летом. Строиться хорошо. (Поглядев на часы, в дверь.

) Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут! Значит, через двадцать минут на станцию ехать. Поторапливайтесь». Действующие лица по-разному воспринимают Лопахина.

Их отзывы о нем очень противоречивы: для Раневской он «хороший, интересный человек», для Гаева- «хам», «кулак», для Симеонова-Пищика — «громаднейшего ума человек». Шутливую характеристику дает Лопахину Петя Трофимов:

  • «Я, Ермолай Алексеевич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как всмысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен». Расставаясь с Лопахиным, он говорит уже серьезно: «…Как-никак все-такия тебя люблю. У тебя нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, неясная душа…» Противоречие, заложенное в этих высказываниях Пети Трофимова, отражает позицию автора.

Своего героя он определяет в число « недотеп ».

Это проявляется и во внешности (белая жилетка, желтые башмаки), и в поступках: ему нравится Варя, надеющаяся, что Ермолай Лопахин сделает ей предложение, но когда девушка плачет в ответ на бестактную реплику Раневской о том, что ее просватали, Лопахин словно с издевкой говорит: «Охмелия, о нимфа, помяни меня в своих молитвах» (ему не с руки жениться на бесприданнице).

Или еще такой наглядный пример: Лопахин нарочно приехал, чтобы встретить Раневскую — и «вдруг проспал», хотел помочь ей — и сам купил имение. Чехов, как . художник-реалист, стремился подчеркнуть противоречия между добрыми качествами человеческой натуры «новых хозяев» и бесчеловечностью, порожденной их жаждой наживы и приобретательства.

Лопахин, как и каждый герой «Вишневого сада», поглощен «своей правдой», погружен в свои переживания, многого не замечает, не чувствует в окружающих и в то же время остро ощущает несовершенство жизни: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Причины этой «нескладной, несчастливой» жизни Лопахин видит в несовершенстве человека, в бессмысленности его существования: «Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей…», «…А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего».

Лопахин — центральная фигура произведения. От него тянутся ниточки ко всем персонажам. Он — связующее звено между прошлым и будущим. Из всех действующих лиц Лопахин явно симпатизирует Раневской. Он хранит теплые воспоминания о ней. В разговоре с Дуняшей он говорит:

  • «Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный — он тогда здесь на деревне в лавке торговал — ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу… Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет…»

Для него Любовь Андреевна «все такая же великолепная» женщина с «удивительными» , «трогательными глазами». Он признается, что любит ее, «как родную… больше, чем родную», искренне хочет помочь ей и находит, на его взгляд, самый выгодный проект «спасения».

Местоположение имения «чудесное» — в двадцати верстах прошла железная дорога, рядом река. Нужно только разбить территорию на участки и сдавать дачникам, имея при этом немалый доход.

По мнению Лопахина, вопрос может быть решен очень быстро, дело ему кажется выгодным, нужно только «по убирать, почистить… например, …снести все старые постройки, вот этот старый дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…».

Лопахин убеждает Раневскую и Гаева, что им необходимо принять это «единственно правильное» решение, не понимая, что своими рассуждениями глубоко ранит их.

Убедившись в тщетности своих попыток уговорить Раневскую и Гаева, Лопахин сам становится владельцем вишневого саде. Неподдельная гордость звучит в его монологе: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермо-лай… купил имение, прекраснее которого ничего нет на свете.

Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню…» Это ощущение пьянит его.

Став владельцем имения Раневской, новый хозяин мечтает о новой жизни: «Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят новую жизнь… Музыка, играй!»

«Новый хозяин» жизни, Лопахин, олицетворяет новое время. Он — единственный, кому дано приблизиться к пониманию сущности эпохи, но в его жизни нет места настоящей красоте, душевности, человечности, в потому Лопахин — символ только настоящего. Будущее же за другими людьми.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Образ и характеристика Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-890.htm

Ссылка на основную публикацию