«все проходит, да не все забывается» (по рассказу бунина «чистый понедельник»)

Недоумение счастья. (Тема любви в рассказах И. Бунина.)

Прекрасно всё в любви – несёт ли нам Страдания она или бальзам. Страданья ради истинной любви Блаженством, о влюблённый, назови. Саади.

Иван Алексеевич Бунин – замечательный русский писатель, поэт и прозаик, человек большой и сложной судьбы. Он много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья.

Истинная любовь для Бунина есть вечная красота природы, для него она прекрасна только тогда, когда чувство естественно, не ложно, не выдумано. Любовь и существование без нее для писателя – две враждебные жизни, и если любовь погибает, то другая жизнь бессмысленна и уже не нужна.

Через все творчество Бунина проходит тема чистого и прекрасного чувства. Бунин пишет в одном из своих рассказов: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Героям бунинских рассказов присущи необычайная сила и искренность чувства. Любовь захватывает человека, все его помыслы и силы.

Чтобы любовь не исчезла и не иссякла, нужно расстаться навсегда, что показано во всех рассказах Бунина. Его герои жаждут любви и, опаленные ею, гибнут.

Любовь у писателя недолго живет, она как короткая, яркая и ослепительная вспышка, до глубины пронизывающая души влюбленных, в конце концов, приводит к трагедии – самоубийству, гибели, небытию.

Всю жизнь человек пытается найти ответ на вопрос: «Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?

Мне кажется, что именно И. А. Бунин попытался разгадать самое необъяснимое, загадочное чувство. В тысяча девятьсот двадцать пятом году в приморских Альпах Бунин написал рассказ «Солнечный удар».

В этом произведении, в отличие от произведений раннего творчества писателя, любовь взаимна, но все же трагична! Сюжет очень прост.

На пароходе случайно встречаются он и она, подогретые вином, теплотой ночи и романтическим настроением.

Герои, сойдя с парохода, проводят ночь в гостинице, а утром расстаются. Вот и все.

Но за весьма простым и банальным сюжетом скрывается конфликт героя самим с собою. Писатель смог передать мучительные переживания героя. Перед нами происходит смена настроения мужчины. Сначала поручику становится тоскливо, сердце сжимается «нежностью». Он пытается скрыть своё смятение.

Потом происходит своеобразный диалог с самим собой, он старается засмеяться, пожать плечами, закурить, отогнать печальные мысли и не может.

Он постоянно находит предметы, напоминающие незнакомку: «шпильку для волос, смятую постель», «недопитую чашку»; он чувствует запах её духов. Так рождается мука, тоска.

От лёгкости и беззаботности не остаётся и следа! Бунин хотел показать, какая пропасть легла между прошлым и настоящим.

«Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он был ещё полон ею – и пуст. Это было странно!

Еще пахло ее хорошим английским одеколоном, еще стояла на подносе ее недопитая чашка, а ее уже не было…Нужно было поручику чем-нибудь занять, отвлечь себя, куда-нибудь идти, и он бродит по городу, пытаясь спастись от наваждения, не понимая, что с ним всё-таки происходит. «Сердце его поражено слишком большой любовью, слишком большим счастьем». Мимолётная любовь явилась для поручика потрясением, она психологически изменила его.

По времени рассказ можно поделить на две части: ночь, проведённая с женщиной, и день без неё. Вначале создан образ мимолётного блаженства – забавного случая, а в финале образ тягостного блаженства – ощущения большого счастья.

Женщина и мужчина, живя уже другой жизнью, постоянно вспоминают эти минуты счастья («много лет потом вспоминали эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой»). Они как бы оказались пожизненно в плену своих воспоминаний.

Отсюда и удачное название рассказа: солнечный удар будет воспринят не только как боль, но и как миг счастья.

Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний – такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней. В рассказе «Темные аллеи» изображена случайная встреча людей, любивших друг друга тридцать лет назад.

Ситуация достаточно заурядная: молодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга.

А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора и так и не вышла замуж, не имела семьи, детей, не узнала обыкновенного житейского счастья.

«Сколько ни проходило времени, все одним жила, — признается она Николай Алексеевичу. – Все проходит, да не все забывается.… Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было».

Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А Николай Алексеевич понял, что потерял в Надежде «самое дорогое, что имел в жизни».

Но это минутное прозрение. Покидая постоялый двор, он «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда».

И все-таки ему трудно представить Надежду своей женой, хозяйкой петербургского дома, матерью своих детей.…Этот господин придает слишком большое значение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство.

Но он расплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья.

Одним из любимых произведений Бунина был рассказ «Чистый понедельник». Молодые люди, он и она, познакомились однажды на лекции в литературно — художественном кружке и полюбили друг друга. Они стали встречаться, проводить вместе свободное время.

Он ухаживал за ней и хотел более серьёзных отношений, но она была загадочно молчалива, никогда не давала ему выходить из-под контроля.

Герои в рассказе молоды, красивы, богаты, принадлежат к одному кругу, но несчастливы. Героиня – натура очень сложная, загадочная, во многом не понятная герою.

Она зачем-то училась на курсах, зачем-то разучивала начало «Лунной сонаты», зачем-то повесила над диваном портрет босого Толстого.

А на вопрос: «Зачем?- пожимала плечами: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?

Жизнь героев самая обычная для людей их круга. Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем идут в театр, либо на концерт, либо на театральный капустник.

Но в душе героиня внутренне чужда всему этому. «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…Ее внутренняя жизнь открывается нам в Прощеное воскресенье, когда героиня вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания.

Ей кажется, что только в монастырях и в духовных песнопениях сохранилось «чувство родины, ее старины». Героиня пытается найти смысл в окружающем ее мире, но не находит.

Даже любовь героя не приносит ей счастья. Не найдя красоты, духовности в современном ей мире, героиня уходит из него туда, где, как ей кажется, они есть: в прошлое, в допетровскую Русь, в монастырь.

Таким образом, в этом рассказе социально-психологический барьер мешает соединиться героям.

Почему герои в рассказах Бунина всегда расстаются? Возможно, писателю не хотелось говорить о празднике любви, превращающемся в будни.

Возможно, в разлуке и «есть высокое значение», только в таком случае любовь остаётся где-то в сердце на всю жизнь, поэтому в рассказах Бунина, какой бы сильной ни была любовь, финал всегда печален.

Источник: http://ruslit.biz/nedoumenie-schastya-tema-lyubvi-v-rasskazax-i-bunina/

Герои рассказа «Чистый понедельник»

Обратимся к «Чистому понедельнику», написанному 12 мая 1944 года, когда Иван Алексеевич Бунин находился в эмиграции. Именно там, за границей, уже в преклонном возрасте, он создал цикл «Темные аллеи», куда входит упомянутый рассказ. Все произведения этого сборника — о любви, следовательно, главная тема «Чистого понедельника» — любовь. Это можно подтвердить словами М.

Рощина: «Темные аллеи» подобны дневнику, столь они личны, в каждом «приключении» виден автор.

Любовь прекраснее всего в первой, начальной ее стадии, достигнутое оборачивается печальным, бытовым, тленным — смерть настигает ее почти мгновенно, в самом расцвете, а при той концентрации жизни, которую удается создать Бунину, любовь вместе с жизнью доводится до космической плотности».

Нельзя сказать просто о любви, нужно вдуматься в название глубже, понять, почему Бунин употребил именно эти слова. В словаре чистый понедельник объясняется как первый день Великого поста, наступающего после разгульной Масленицы. Эта трактовка также указывает на некое очищение. От заката до рассвета.

Любовные рассказы Бунина давно стали классикой жанра; в стерильные советские времена их неброская, но чрезвычайно интенсивная эротика кружила голову многим юным особам обоего пола. Между тем, если вдуматься, сюжетно и композиционно бунинские рассказы на удивление однообразны.

Он (изредка она), натолкнувшись на внезапное напоминание о прошлом, начинает бередить давно затянувшуюся рану, восстанавливая в памяти все детали юношеской счастливой (несчастной, несостоявшейся) влюбленности. Выныривая из омута воспоминаний, он (она) осознает, что жизнь не удалась. Вот, собственно, и все.

Отступлений от этой схемы сравнительно немного.

Герои рассказа «Чистый понедельник» богаты, и между ними возникает любовь. Они отдыхают, посещают рестораны, театры, то есть приятно проводят время…

В самом начале произведения автор употребляет восемь раз в описании зимнего московского вечера слова, означающие темные оттенки. Заметим, что с первых строк И.А Бунин готовит нас к трагедии двух любящих людей.

Но и в описании главной героини писатель также продолжает использовать черный цвет: «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком..»

Возможно, такое описание девушки указывает на ее греховность. Черты ее внешности очень похожи на черты какого-то дьявольского существа.

Описание одежды сходно с ее чертами внешности в плане цветовой гаммы: «Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью…

» Именно такое описание заставляет нас подумать о главной героине как о существе загадочном, таинственном, дьявольском.

https://www.youtube.com/watch?v=x5YweJyVppY

В статье Е.Ю. Полтавец и Н.В. Недзвицкого «Криптография любви. Рассказ И.

Бунина «Чистый понедельник» это предположение подтверждается: «Подчеркнутая детализация в описании комнат и наряда героини содержит мотивы магического действа: «черный дьявольский цвет платья и зловещий угольный бархат глаз», «лоснящиеся косички» и «припудренные щеки» — намек на волшебную мазь ведьм, раздающиеся в квартире звуки сомнамбулически-блаженной «Лунной сонаты», аналога гипнотизирующей ведьму луны».

Также в рассказе автором используется лунный свет, значение которого объясняется в этой же статье: «Лунный свет является знаком несчастной любви. Луна, освещающая влюбленных, предвещает им разлуку или даже смерть.

Но в рассказе «Чистый понедельник» лунный свет, конечно, символизирует и дьявольский соблазн.

Героиня принимает участие в шабаше, и это в чистый понедельник, день поста, покаяния и замаливания грехов! Поистине против Христа Спасителя!»

Не только в развлечениях думает героиня, мысль о Боге, о церкви проскальзывает в ее голове. Не зря Бунин упоминает о соборах Василия Блаженного и Спаса-на-Бору, Новодевичьем монастыре, храме Христа Спасителя, Марфо-Мариинской обители. Эта деталь в тексте указывает на нравственную чистоту души, говоря этим о кульминации рассказа, то есть об уходе девушки в монастырь.

В тексте прослеживается метание героини между очищением и грехопадением. Это мы можем увидеть в описании губ и щек; «Черный пушок над губой и розовый янтарь щек». Сначала кажется, что героиня только задумывается об уходе в монастырь, посещает рестораны, пьет, курит, но затем резко меняет свои взгляды и неожиданно отправляется служить Богу.

С монастырем связана духовная чистота, отречение от грешного мира, от мира жестокостей, безнравственности. Известно, что белый цвет символизирует чистоту. Поэтому после ухода героини в монастырь писатель отдает предпочтение именно этому цветовому оттенку, указывая на очищение, перерождение души.

В последнем абзаце слово «белый» употребляется четыре раза, указывая на идею рассказа, то есть на перерождение души, переход от греха, черноты жизни к духовной, нравственной чистоте. Так прослеживается движение от «черного» к «белому» — от греха к чистоте.
Фольклористы давно знают, что сюжетов на свете в принципе очень мало.

Еще ни один писатель не удостоился чести войти в историю мировой литературы благодаря одному лишь сюжетному мастерству и разнообразию. Бунину удавалось создать образ неожиданным сочетанием слов, умолчанием, намеком, передать атмосферу зыбкости, непрочности и обреченности чувства при помощи всей накопленной за несколько веков силы родного языка.

Читайте также:  Женские образы в романе и.а. гончарова «обломов»

Недаром так пристрастно и недоброжелательно относился к его прозе Набоков: Бунин максимально приблизился к той делянке, на которую автор «Весны в Фиальте» никого не хотел пускать.

Бунинский мир в «Темных аллеях» четко делится на мужской и женский. Мужской напитан обманом, неискренностью, лицемерием, корыстью, слабоволием и трусостью.

Женский полон сильных чувств, страстей, преданности, естественности.

Только в сказке основные противоречия бунинского мира в гегелевском смысле «снимаются»: добрый молодец получает невесту неоскверненной, порок наказан, а злодей к тому же еще и раскаивается.

В том мире, который Бунин предлагает читателю в качестве реального, все происходит совершенно наоборот.

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания.

На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное этой теме.

Мне кажется, что особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека.

Любовь — таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.

Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа «Грамматика любви»(1915).

Герой произведения, некто Ивлев, заехав по пути в дом недавно умершего помещика Хвощинского, размышляет о » любви непонятной, в какое-то экстатическое житие превратившей целую человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью», если бы не странное обаяние горничной Лушки.

Мне кажется, что загадка таится не в облике Лушки, которая «совсем нехороша была собой», а в характере самого помещика, боготворившего свою возлюбленную. «Но что за человек был этот Хвощинский? Сумасшедший или просто какая-то ошеломленная, вся на одном сосредоточенная душа?» По мнениюсоседей-помещиков. Хвощинский «слыл в уезде за редкого умницу.

И вдруг свалилась на него эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, — и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кроватиЕ» Как можно назвать это двадцатилетнее затворничество? Помешательство? Для Бунина ответ на этот вопрос вовсе не однозначен.

Судьба Хвощинского странно завораживает и беспокоит Ивлева. Он понимает, что Лушка вошла навсегда в его жизнь, пробудила в нем «чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой».

Что заставило Ивлева купить у наследника Хвощинского «за дорогую цену» маленькую книжку «Грамматика любви», с которой не расставался старый помещик, лелея воспоминания о Лушке? Ивлев хотел бы понять, чем была наполнена жизнь влюбленного безумца, чем питалась долгие годы его осиротевшая душа. И вслед за героем рассказы раскрыть тайну этого необъяснимого чувства попытаются «внуки и правнуки», услышавшие «преданье сладострастное о сердцах любивших», а вместе с ними и читатель бунинского произведения.

Попытка понять природу любовного чувства автором и в рассказе «Солнечный удар»(1925). » Странное приключение», потрясает душу поручика. Расставшись с прекрасной незнакомкой, он не может обрести покой.

При мысли о невозможности вновь встретить эту женщину «он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяния». Автор убеждает читателя в серьезности чувств, переживаемого героем рассказа. Поручик ощущает себя «страшно несчастным в этом городе».

«Куда идти? Что делать?» — потерянно думает он. Глубина духовного прозрения героя ясно выражена в финальной фразе рассказа: «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет».

Как объяснить то, что случилось с ним? Может быть, герой соприкоснулся с тем великим чувством, которое люди называют любовью, и ощущение невозможности потери привело его к осознанию трагичности бытия?

Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний — такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней.

В рассказе «Темные аллеи»(1935) изображена случайная встреча людей, любивших друг друга тридцать лет назад. Ситуация достаточно заурядная: молодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга.

А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора и так и не вышла замуж, не имела семьи, детей, не узнала обыкновенного житейского счастья. «Сколько ни проходило времени, все одним жила, — признается она Николай Алексеевичу. — Все проходит, да не все забывается.Е Простить я вас никогда не могла.

Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А Николай Алексеевич понял, что потерял в Надежде «самое дорогое, что имел в жизни». Но это минутное прозрение.

Покидая постоялый двор, он «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда». И все-таки ему трудно представить Надежду своей женой, хозяйкой петегбугского дома, матерью своих детей.ЕЭтот господин придает слишком большое значение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство.

Но он расплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья.
Как по-разному осмысливают происшедшее с ними герои рассказа! Для Николая Алексеевича это «история пошлая, обыкновенная», а для Надежды — не умирающие воспоминания, многолетняя преданность любви.

Да, любовь многолика и часто необъяснима. Это вечная загадка, и каждый читатель бунинских произведений ищет собственные ответы, размышляя над тайнами любви.

Восприятие этого чувства очень личностно, и поэтому кто-то отнесется к изображенному в книге как к «пошлой истории», а кто-то будет потрясен великим даром любви, который, как и талант поэта или музыканта, дается отнюдь не каждому. Но одно, несомненно: бунинские рассказы повествующие о самом сокровенном, не оставят равнодушными читателей конца 20-ого века.

Каждый юный человек найдет в бунинских произведениях что-то созвучное собственным мыслям и переживаниям, прикоснется к великой тайне любви. Именно это делает автора «Солнечного удара», всегда современным писателем, вызывающий глубокий читательский интерес.

Источник: https://sochineniya-na5.ru/geroi-rasskaza-chistyj-ponedelnik/

Иван Бунин — Темные аллеи

Иван Бунин

Темные аллеи

I

Темные аллеи

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит, и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.

– Налево, ваше превосходительство! – грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.

В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом, ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи, из-за печной заслонки сладко пахло щами – разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.

Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

– Эй, кто там!

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.

– Добро пожаловать, ваше превосходительство, – сказала она. – Покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

– Самовар. Хозяйка тут или служишь?

– Хозяйка, ваше превосходительство.

– Сама, значит, держишь?

– Так точно. Сама.

– Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведешь дело?

– Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

– Так. Так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

– И чистоту люблю, – ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел:

– Надежда! Ты? – сказал он торопливо.

– Я, Николай Алексеевич, – ответила она.

– Боже мой, боже мой! – сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

– Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

– Вроде этого… Боже мой, как странно!

– Что странно, сударь?

– Но все, все… Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

– Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

– Мне господа вскоре после вас вольную дали.

– А где жила потом?

– Долго рассказывать, сударь.

– Замужем, говоришь, не была?

– Нет, не была.

– Почему? При такой красоте, которую ты имела?

– Не могла я этого сделать.

– Отчего же не могла? Что ты хочешь сказать?

– Что ж тут объяснять. Небось помните, как я вас любила.

Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.

– Все проходит, мой друг, – забормотал он. – Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

– Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся:

– Ведь не могла же ты любить меня весь век!

– Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила.

Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, – сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем.

Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня – помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи», – прибавила она с недоброй улыбкой.

– Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?

– Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.

– А! Все проходит. Все забывается.

– Все проходит, да не все забывается.

Читайте также:  Ищем репетитора по русскому языку по скайпу

– Уходи, – сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. – Уходи, пожалуйста.

И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил:

– Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила.

Она подошла к двери и приостановилась:

– Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.

– Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей, – ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом. – Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно – жену я без памяти любил.

А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал – пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг.

Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=UsAO5j91exM

Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у нее.

– Прикажи подавать…

Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прелестна!» Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку и тотчас стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?»

К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее грязные, и тоже что-то думал. Наконец сказал с серьезной грубостью:

– А она, ваше превосходительство, все глядела в окно, как мы уезжали. Верно, давно изволите знать ее?

– Давно, Клим.

– Баба – ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает.

– Это ничего не значит.

– Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя – пеняй на себя.

– Да, да, пеняй на себя… Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду…

Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув черные брови, и думал:

«Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! „Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…“ Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

И, закрывая глаза, качал головой.20 октября 1938

Кавказ

Приехав в Москву, я воровски остановился в незаметных номерах в переулке возле Арбата и жил томительно, затворником – от свидания до свидания с нею. Была она у меня за эти дни всего три раза и каждый раз входила поспешно, со словами:

– Я только на одну минуту…

Она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у нее срывался, и то, как она, бросив куда попало зонтик, спешила поднять вуальку и обнять меня, потрясало меня жалостью и восторгом.

– Мне кажется, – говорила она, – что он что-то подозревает, что он даже знает что-то, – может быть, прочитал какое-нибудь ваше письмо, подобрал ключ к моему столу… Я думаю, что он на все способен при его жестоком, самолюбивом характере.

Раз он мне прямо сказал: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Теперь он почему-то следит буквально за каждым моим шагом, и, чтобы наш план удался, я должна быть страшно осторожна.

Он уже согласен отпустить меня, так внушила я ему, что умру, если не увижу юга, моря, но, ради бога, будьте терпеливы!

Источник: http://libaid.ru/katalog/b/bunin-ivan/3137-ivan-bunin-temnye-allei

Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное «чувство смерти», постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: «Книга моей жизни» (1921 г.

), потому что об этом говорит само его творчество: «Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что такой знак есть участь общая. Но мне кажется, что я всегда чувствовал и чувствую его гораздо сильнее, чек многие другие».

Оттого, что Бунин так ощущал ужас смерти, небытия, у него острее, чем у других, выражена жажда жизни, удивление перед ней, умение воспринять красоту и полноту бытия. В той же «Книге моей жизни» он писал: «Полагают, что лишь человек давится своему собственному существованию и что В этом его главное отличие от прочих темных существ, которые еще в раю, в неведении, в недумании о себе.

Если так, отличие немалое. Надо только прибавить, что люди отличаются друг от друга степенью, мерой этого удивления».

Обостренная память смертная и столь же острое удивление перед своим существованием обусловили особенности бунинского изображения личности И авторской ее оценки: писатель стремится измерить ценность личности всеобъемлющими, общими, пусть даже абстрактными категориями. Среда них для Бунина важнейшая — это «жажда жить», предельная, творческая полнота жизни, созвучное миру чувство целостности бытия. Такое целостное восприятие бытия возникает у человека под влиянием любви, поэтому у Бунина, начавшего СВОЙ путь прозаика с произведений; отчетливо социальной тематики, интерес к социальному очень скоро отходит, освобождая для познания бытийных основ. Поиски таких основ, дающих целостную картину мира, приводят уже раннего Бунина к теме любви, которая становится основной темой всего его творчества.

Цикл «Темные аллеи» — это по преимуществу рассказы-воспоминания о бывшей, прошедшей любви.
Настрой циклу дает стихотворение Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть», на которое не очень точно ссылается Бунин в первой одноименной с циклом новелле. Но у Огарева все заканчивается печальными строками о свидании молодых людей:

Бунин, напротив, пишет о незабвенном, что проложило глубокий след в человеческой душе. Нередко запечатлен самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумевшей радости.

Ее дает любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память, заставляющая с годами по-иному воспринять многое из того, что «осталось позади».

Эта грань духовного бытия личности глубоко волнует писателя.

В бунинских рассказах удивительное разнообразие, по существу, одного и того же явления любви. В рассказе «Темные аллеи» Надежда тридцать лет, «сколько ни проходило времени, все одним жила»: для нее «все проходит, да не все, забывается».

А ее былой возлюбленный Николай Алексеевич случайно, нежданно вспоминает «самое дорогое, что имел в жизни» и потерял. И успокаивается тоже быстро. Тем не менее «заноза» из его сердца все равно не исчезнет.

Как скажет доктор из рассказа «Речной трактир»: «…ведь ото всего остаются в душе жестокие следы, то есть воспоминания, которые особенно жестоки, мучительны, если вспоминается что-нибудь счастливое…».

……………………………………..

Первый рассказ цикла, как уже отмечалось, должен был вызвать в памяти стихотворение Огарева. Анализ рассказа поможет понять, чем вызвана неточная ссылка Бунина на Огарева.

Сюжетная основа рассказа банальна до приторности. Только гений Бунина, проникающего в метафизические глубины, спасает сюжет от опасности превращения в еще одну пошлую мелодраму о соблазненной и покинутой барином крестьянке. В рассказе сопоставляются две душевные способности любить: героя и героини.

Следуя за бунинской композицией, рассмотрим сначала героя.

Он появляется на фоне холодного осеннего ненастья, на одной из больших тульских дорог, «залитой дождями». Везет его мужик, похожий на разбойника, на тройке «довольно простых лошадей» с очень предусмотрительно подвязанными хвостами.

Образ героя резко контрастен этому фону.

Это «стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединились с бакенбардами, подбородок у него был пробрит и вся наружность имела сходство с Александром II, которое столь распространено было в пору его царствования среди военных; взгляд был вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый».

Перед нами — прилежный подражатель, раб модных представлений, который стремится выглядеть, как это трактовала светская мода. Он еще до сих пор франтоват и соблюдает моду, но тройка его довольно проста и вид кучера не самый презентабельный для такого важного господина, коим он себя представляет.

Очевидно и то, что мотает жизнь этого человека по большим дорогам, и он, как ни старается держаться молодцевато, устал. Бунин еще раз подчеркнет эту усталость, когда введет своего героя в светлую горницу и тот «с усталым видом» поправит рукой прическу.

Этот жест также подчеркнет в герое человека, привыкшего выглядеть. Но не быть. Это очень важно.
Потом мы увидим всплеск его чувств, когда он узнал назвавшую его бывшую свою возлюбленную, всплеск такой силы, что пройдут на миг накопившаяся за жизнь усталость и светская притворная рассеянность: “Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице».

Пробудившиеся в нем чувства, несомненно, искренни. Он, важный светский человек, краснеет через седину, краснеет до слез, ему трудно говорить, ибо в нем заговорила совесть. Он пытается себя утешить, отыскивая утешающее и себя, и Надежду объяснение их несложившейся любви.

Однако в душе его все порабощено ходячими стереотипами, поэтому на подлинный всплеск чувств душа его смогла породить и оформить в словах лишь пошлое успокоение:”Все проходит, мой друг, — забормотал он. – Любовь, молодость, — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит».

И дальше он процитировал из книги Иова о протекшей воде: «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

А она – она ему скажет, что существует в жизни вечное, но не всем оно дано и подтвердит свои слова тоже ссылками на высшую, Божественную мудрость: «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич.

Молодость у всех проходит, а любовь – другое дело».

Ей не нужно подкреплять, как ему, истинность своих суждений цитатами из Священного Писания – ее душа живет подлинным и знает безо всяких цитат, что в этом мире Божье, а что – нет.

Она с грустью вспоминает стихи о темных аллеях, которые тогда он читал. Стихи были подлинным, и это ее обмануло, заставило поверить ему, что он тоже тот, кому Бог дал способность вечно любить.

Только поэтому она, наделенная сполна этим даром Божьим, и окликнула его, узнав, кстати, мгновенно, несмотря на изменившие его годы. Она хотела от него услышать…, вряд ли она знала, что она хотела услышать.

Она любила и хотела того, чего хочет каждый любящий – побыть с тем, кого любишь, прикоснуться к его живой душе, но прикоснулась к мертвецу, и приговор ее беспощадно точен: «Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят».

Мертвец же, когда ему об этом сказали, вдруг, прикоснувшись к ее живой душе, понял, как в глупых претензиях выглядеть, а не быть, загажено оказалось в его жизни все личное, все то, где человек может быть открыт душой.
Пронзительно жалка исповедь-жалоба этого мертвеца на свою неудавшуюся жизнь: жена, которую, как говорит, любил без памяти, изменила и оскорбительно бросила, сына обожал, а тот вырос негодяем.

Обратим внимание, что герой сравнивает, кого из них оскорбительней бросили: он – Надежду, или его жена, т.е. и здесь он раб предрассудков. Раб светского мнения.

Его боль, осознание им своей бесполезной жизни заставляют Надежду, умеющую любить, а значит, и сострадать, поцеловать его руку. Он уезжает и вспоминает о своей любви (увлечении?), думает с пылом восторженного юноши, что «она дала ему лучшие дни его жизни»… и при этом стыдится, раб светских предрассудков, что поцеловал ей руку.

Автор начинает рассказ описанием дороги и завершает его изображением вновь едущего героя, который пеняет сам на себя. Герой представляет, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он не был рабом предрассудков и общественного мнения.

Однако очень скоро эти укоры себе завершаются возвращением к порабощенному предрассудками мышлению: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой гостиницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

Источник: http://resoch.ru/masterstvo-bunina-v-rasskaze-temnye-allei/

Трагические судьбы героев в «Темных аллеях»

трагические судьбы героев в «темных аллеях»

Читайте также:  Тема любви в романе м.а.булгакова «мастер и маргарита»

Ли Сан Чул

Тема любви — центральная в творчестве писателя, особенно в период его зрелого мастерства. И.А. Бунин не просто изображает сложность и драматизм человеческих отношений, психологическую глубину и тайну чувств и переживаний. Автор создает своеобразную философию любви, определяет ее место в системе ценностей бытия.

В рассказах Бунина нет длящейся, соединяющей людей любви. Счастливый финал для него невозможен. Если же герои стремятся соединить свои жизни, то непременно случается нечто катастрофическое и неизбежное — вплоть до гибели одного из них. Все это нужно писателю для того, чтобы «остановить мгновение» на высшем взлете чувств, избежать прозы, умирания, угасания любви.

И.А. Бунин воспринимал «Темные аллеи» как «книгу итогов», как произведение, вобравшее в себя лучшие из разрабатывающихся на протяжении всей жизни приемов построения художественного текста.

Это позволяет предположить, что выбранный аспект исследования даст возможность продвинуться в осмыслении целостной картины поэтики прозы И.

Бунина, определить доминанты творчества писателя, что и обусловливает актуальность избранной темы.

Ю. Мальцев отмечает, что единство и слитность разных уровней повествования придает новеллам характер редкой целостности. Деталь или отдельное слово невероятно выразительны именно благодаря слитному контексту, как бы высвечивающему все изнутри. «Темные аллеи» как целое представляют собой, по Ю. Мальцеву,

энциклопедию любви в разнообразных ее оттенках и причудливейших разновидностях [4, 332].

В статье сделана попытка проанализировать проявления чувств любви в рассказах «Темные аллеи» и «Чистый понедельник».

Писатель считает, что любовь — это таинство, что тайна любви темна. Она не всегда доступна даже для самих любящих. Не случайно писатель назвал свой сборник новелл о любви «Темные аллеи».

Это чувство полно чего-то необычного, загадочного, непонятного, неизъяснимо привлекательного, которое вдруг может оказаться пугающе отталкивающим.

Любовь — таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование. В новелле «Темные аллеи» с самого начала рисуются мрачные и печальные картины: «осеннее ненастье», «дождь», «черные колеи дорог…

» (Пейзаж и Ц5 краски всегда играют очень важную роль в бунинских рассказах. Это увеличивает эмоциональную напряженность и помогает почувствовать передаваемое настроение).

Настрой Бунину дает стихотворение Н.П. Огарева «Обыкновенная повесть», на которое ссылается он, объясняя происхождение своего рассказа. Но Огарев все заканчивает печальными строками о свидании молодых людей:

… Осталось для людей закрыто,

Что было там говорено

И сколько было позабыто.

Бунин, напротив, пишет о незабвенном, что оставило глубокий след в

4 / 2008

Преподаватель |_

человеческой душе. Нередко запечатлен самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумевшей радости [8, 171-172].

В холодное осеннее ненастье пожилой, но еще стройный мужчина в военной форме приезжает в гостиницу — постоялый двор, где можно было отдохнуть и пообедать.

В разговоре с хозяйкой гостиницы он узнает, что именно эта женщина, до сих пор красивая и привлекательная, была его первой любовью.

Как сложно переплетается судьба Надежды, молодой девушки — дворовой крестьянки и встретившегося на ее пути молодого офицера — дворянина, Николая Алексеевича.

Но вся неисповедимость любви как самой жизни и человеческой души встает перед нами в образах героев и их взволнованных размышлениях. Николай Алексеевич все же пытается понять и оценить их прежние чувства:

«Все проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? . Все проходит, да не все забывается» [1, 9].

Однако Надежда не соглашается с его мнением:

«Молодость у всякого проходит, а любовь другое дело. Все проходит, да не все забывается» [1, 9-10].

Узнав, что жизнь его, как будто в наказание за его молодые годы, сложилась неблагополучно, она проявила сострадание к нему: подошла и поцеловала его руку.

Не случайно писатель назвал свою героиню Надеждой, она ждала и надеялась, сохраняла верность и любовь.

Вспоминая свое прошлое и оправдывая себя за то, что не соединил жизнь с этой далекой от него по происхождению и воспитанию женщиной, он не

может не признать, что пережил чувства, которые подарила ему Надежда:

«Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна! Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни» [1, 11].

Но инстинкт рассудочности снова возвращается к Николаю Алексеевичу:

«Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» [1, 10].

Так стихия бытия оказывает влияние на сознание человека, его чувства и принятие волевых решений.

Этот эпизод является одним из наиболее важных сюжетно-композиционных звеньев рассказа, так как несет в себе большой информативный материал, заставляющий переосмыслить линию Надежда — Николай Алексеевич. Встретившись с нею через 30 лет, он испытывает сложные и противоречивые чувства.

Воспоминания о былой прелести возлюбленной, о волшебных минутах их свиданий обжигают душу героя. Под впечатлением внезапных эмоций он признается ей в том, что потерял в ее лице самое дорогое, что имел в жизни.

Принципиально важной идейно-художественной особенностью рассказа «Темные аллеи» является то, что в нем две концепции жизни — безысходно трагическая и при всем своеобразии все же оптимистическая — представлены автором в равной мере оправданными и нравственно, и философски [2, 6]. Но их очевидная полемичность создает предпосылки содержательного и эстетического плана к дальнейшему художественному исследованию.

Нравственные оценки настроений Николая Алексеевича и его целой жизни можно было бы передать стихотворными строками Н. Гумилева:

Преподаватель XX_

4 / 2008

Ах, я возненавидела любовь, Болезнь, которой все у вас подвластны,

Которая туманит вновь и вновь Мир мне чужой, но стройный и прекрасный.

Лучшим из рассказов сборника, по свидетельству В.Н. Муровцевой-Буни-ной, Бунин считал «Чистый понедельник». По ее словам, он написал про «Чистый понедельник» на обрывке бумаги в одну из своих бессонных ночей: Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник» [7, 24].

Как и все другие рассказы в «Темных аллеях», «Чистый понедельник» тоже о любви. Но о любви странной, от которой героиня отказывается. Рассказ «Чистый понедельник» — именно об этой загадке.

Распутывая ее узлы, Бунин развертывает перед нами повествование не только о любви-страдании, но и о тайне человеческой судьбы, об отношении к тому, что люди называют «счастьем», о сложной природе русского национального характера, о духе самой русской истории, о вере в Бога и о непостижимости путей к нему [1, 75].

Однако в этой картине безоблачно-увлекательной жизни мелькает и тень сомнения, которое герой спешит отогнать:

«Чем это должно кончиться, я не знал и старался не думать, недодумывать: было бесполезно — так же, как и говорить с ней об этом: она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем» [1, 238].

Почему она отвергает разговоры о будущем? Она не заинтересована в продолжении отношений с любимым человеком? Или же она уже имеет какое-то представление относительно своего будущего? Это ее тайна. По тому, как описывает Бунин главную героиню, она предстает совершенно особой женщи-

4 / 2008-

ной, не похожей на многих вокруг. Она учится на курсах, не сознавая, впрочем, зачем ей нужна учеба. На вопрос, зачем она учится, девушка отвечает:

«А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?» [1, 238].

Главная «странность» героини объясняется тем, что в ее натуре сложно совмещены противоположные начала. Автор исподволь и все полнее открывает всю глубину этой двойственности.

Уже с начала рассказа можно заметить некое соответствие ее образа жизни с привычной роскошью и увеселениями и внутренней тягой к чему-то иному, к строгости бытия. Ее каждодневная жизнь проходит в череде светских развлечений и удовольствий.

А у героя, пристально за ней наблюдающего, возникает ощущение, что все это ей не нужно:

«Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые, все книги, какие я ей привозил, она всегда прочитывала, шоколаду съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня.» [1, 239].

Л.А. Колобаева отмечает, что двойственность характера героини, как это раскрывается по ходу рассказа, коренится в совмещении в ней западного и восточного начал культуры. «Кстати, вопрос о соотношении восточного и западного в русской истории, в русской жизни был животрепещущим в то время, к которому отнесено Буниным действие в рассказе, 10-е годы нашего века» [3, 79].

Героиня посещает церкви и соборы. Она тянется к религии, к святости, сама, может быть, не сознавая, отчего ее это привлекает. Совершенно внезапно, никому и ничего не объясняя, она

Преподаватель |_

решает покинуть не только своего возлюбленного, но и привычный образ жизни. Она уезжает без предупреждения и лишь в письме сообщает о своем намерении решиться на постриг. Расставание с любимой оказалось тяжким испытанием для главного героя. Только спустя два года он смог ее увидеть среди монахинь.

Смысл названия «Чистый понедельник» выходит за пределы хронологии христианских праздников. На самом деле речь идет не о хронологической подробности, приуроченности событий.

Название «Чистый понедельник» отражает сложный путь духовного преображения героев, которое не вписывается в рамки сюжетного повествования рассказа.

И герою, и героине еще предстоит долгий путь духовного совершенствования [6, 170].

В чем трагедия главных героев рассказа «Чистый понедельник»? В том, что герой и героиня так и не смогли понять и оценить друг друга в должной мере. Каждый человек — это целый мир, целая Вселенная. Внутренний мир девушки, героини рассказа, очень богат.

Она находится в состоянии постоянных раздумий, сомнений, что знаменует необходимость обретения новых идей и новых ценностей. Ее привлекает и одновременно пугает окружающая действительность, она не находит того, к чему можно привязаться. И любовь предстает не спасением, а еще одной тяготившей ее проблемой.

Именно поэтому героиня и решает отказаться от любви.

Отказ от мирских радостей и развлечений выдает в девушке сильную натуру. Именно таким образом она отвечает на собственные вопросы о смысле бытия. В монастыре ей не приходится задавать себе какие-то вопросы, теперь смыслом жизни для нее становится любовь к Богу и служение ему.

Все суетное, пошлое, мелкое и незначительное больше никогда ее не коснется. Теперь она может пребывать в своем одиночестве, не беспокоясь, что оно будет нарушено.

Рассказ может показаться грустным и даже трагичным. В какой-то степени это действительно так. Но одновременно рассказ «Чистый понедельник» возвышенно прекрасен. Он заставляет задуматься об истинных ценностях, о том, что каждому из нас рано или поздно приходится столкнуться с ситуацией нравственного выбора. И далеко не каждому хватает мужества признать, что выбор сделан неправильно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунин ИЛ. Собр. соч. В 9 т. Т. 7. 19651967. — М.: Художественная литература.

2. Евстафьева Н.П. О жанре композиции рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи». Русская филология: Украинский вестник. — Харьков, 1994, № 4.

3. Колобаева Л.А. Проза И.А. Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М.: МГУ, 1998.

4. Мальцев Ю. Иван Бунин (1870-1953), Frankfurt/main. — М.: Посев, 1994.

5. Михайлов О.Н. Жизнь Бунина, Лишь слову жизнь дана… — «Бессмертные имена». — М.: ЗАО Изд-во Центрполи-граф, 2002.

6. Наследие И.А. Бунина в контексте русской культуры. Материалы международной научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения И.А. Бунина. — Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2001.

7. Новый мир. 1969. № 3.

8. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1991. Щ

Преподаватель XX_

4 / 2008

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/tragicheskie-sudby-geroev-v-temnyh-alleyah

Ссылка на основную публикацию