Женские образы в романе и.а. гончарова «обломов»

Скачать сочинения

Критики отмечают, что И. А. Гончаров- «художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей ценности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией…

» Думается, что это высказывание вполне справедливо и для всей системы образов в романе «Обломов», и для женских образов в частности. Особенно интересны Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна, Эти женщины сыграли значительную роль в жизни главного героя произведения.

Можно сказать, что они воплощают в себе два идеала, два представления о женщине.

Ольга — это то светлое, радостное, что было в жизни Ильи Ильича Обломова. Без нее, без ее драмы читатели не могли бы понять героя. Ильинская — натура необыкновенно глубокая, тонкая.

Именно Ольга смогла увидеть прекрасные качества Обломова, осознать, что он «озаряется через любовь». Отнюдь не случайно образ Ольги Ильинской привлекал внимание критиков. Так, Н. А.

Добролюбов подчеркивал, что «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни».

Ильинская не только ясный, светлый, чуткий человек, но и чрезвычайно цельная натура, поражающая гармонией «сердца и воли». На протяжении всего произведения она верна себе. Познакомившись с Обломовым, полюбив его, Ольга искренне старается изменить его существование, пробудить его к жизни.

Героиня весьма своеобразна, мнения людей о ней иногда диаметрально противоположны. То что одним кажется достоинством, другие считают чуть ли не недостатком. Так, Андрей Штольц «говорил с ней охотнее и чаще, нежели с другими женщинами, потому что она, хотя и бессознательно, шла простым, природным путем жизни. Ни жеманства, ни кокетства, …

ни умысла!» А чуть позже автор отмечает, что некоторые считали ее простой, недалекой, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудреные сентенции о жизни, … ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе…» Вероятно, именно эти качества привлекли Илью Ильича к Ольге.

Под ее влиянием он оживает, даже способен совершать поступки, которые для него — почти подвиг. Обломов уже не лежит после обеда, выезжает с Ольгой в театр, обсуждает с ней книги. Но чем ближе решающий момент, тем менее способен на него герой. Он отказывается от ее любви во имя ее же счастья. Ольга соединяет свою судьбу с Андреем Штольцем.

Именно отношение к Ильинской показывает, насколько различны Илья Обломов и Штольц. Если Обломов уверен, что она та любящая женщина, которая способна создать безмятежную жизнь, то Штольц пытается развить ее ум, воспитать в ней деятельное начало. Однако Ольга Ильинская глубже, умнее, тоньше, чем люди, окружающие ее.

Отнюдь не случайно в финале романа она осознает, что ее деятельная жизнь со Штольцем, вероятно, не менее пуста и бесполезна, чем жизнь Обломова.

Мне кажется, что Агафья Матвеевна Пшеницына — воплощение иного идеала женщины. В жизни главного героя романа «Обломов» она сыграла не менее значительную роль, чем Ольга. На первый взгляд эта женщина — полная противоположность Ильинской. Простая, не очень образованная, Агафья Матвеевна знала лишь жизнь, полную самых обыденных забот.

Но в ней, как и в Ольге, была способность понимать, сочувствовать и заботиться. Илья Обломов поразил ее не только тем, что «он барин) он сияет, он блещет», но и тем, что он добр, мягко! Пшеницына «молча приняла на себя обязанности отношении к Обломову».

Она совершенно искренне заботится о нем, хранит его покой, не пытается что либо в нем менять. Она счастлива уже тем, что может служить Илье Ильичу. Для Обломова же Агафья Матвеевна — «идеал того необозримого, как океан,  ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве…

» Илья Ильич не испытывает столь бурных чувств, «не рвался душой на высоту, на подвиги», но ему необычайно спокойно, уютно с этой женщиной. Можно сказать, что герой обрел свое счастье. Он будто вновь вернулся  милую Обломовку, ему не надо ни о чем волноваться, ни о чем заботиться.

Однако, вероятно, он не забыл высокого чувства, которое на миг осветило его жизнь. Отнюдь не случайно он просит Штольца ни чего не рассказывать Ольге Ильинской о его теперешней жизни.

Агафья Матвеевна лишь в заботах об Илье Ильиче обрела настоящую жизнь: «она жила и чувствовала, что жила полно, как прежде никогда не жила…» Она молила бога, «продлить веку Илье Ильичу», думая только о его покое и удобствах.

Многие критики считали, что этот образ является отрицательным, что Пшеницына- олицетворение пошлости и обыденности жизни. Но в ней есть и самопожертвования, и искренность и доброта. Она освещает жизнь Обломова, пусть иначе, чем Ольга Ильинская.

Хотя свет этот неярок, но не будь его, во что превратилось бы существование Ильи Ильича на Выборгской стороне, вдали и от Штольца, и от Ольги! После смерти обожаемого Ильи Ильича Агафья Матвеевна с особой нежностью заботится об Андрюше, соглашается отдать его на воспитание Штольцу, понимая, что «там его настоящее место». Она делает это из любви к сыну, в память о его отце.

Думается, что именно образ Агафьи Матвеевны послужил источником, например, для героини чеховского рассказа «Душечка». Основной чертой характера Пшеницыной является вечная способность к незаметной, ничего не требующей любви.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына, по-видимому, и объединены тем, что способны освещать жизнь других людей, дарить им любовь. Но эти женщины значительно отличаются друг от друга.

Если Ольга — поэзия жизни, человек, идущий вперед, жаждущий нового, то Агафья Матвеевна — милый сердцу многих покой, воплощение нерушимости самого уклада существования.

И. А. Гончарову удалось создать не только реалистические, но и яркие, психологически верные женские образы. Во многом этим обусловлена счастливая литературная судьба произведения.

Источник: http://ru-tay.ucoz.ru/news/zhenskie_obrazy_v_romane_i_a_goncharova_oblomov/2012-05-11-117

Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Сочинения › Гончаров И.А. › Обломов

Готовые Домашние Задания

В романе Гончарова “Обломов” читатель встречается с самыми разными героями, но особый интерес вызывают женские образы.

Как мы помним из содержания романа, Обломов сознательно не общается с представительницами прекрасного пола, чтобы избежать лишних хлопот. В ранней молодости Обломов не чуждался общения с красавицами. Однако было это “еще в ту нежную пору, когда человек во всяком другом человеке предполагает искреннего друга и влюбляется

почти во всякую женщину и всякой готов предложить руку и сердце…”.

Читателю нелегко представить себе Обломова в такой роли. На самом деле он также увлекался молодыми красавицами, как и большинство людей. Но Илья Ильич никогда не позволял себе отдаваться страсти со всей силой своей души.

Но как ни старался Обломов избежать общения с дамами, все же и на его долю выпала малая толика любви. Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. И эта девушка оказывает достаточно сильное влияние на судьбу Ильи Ильича.

Ольга — безусловно, личность совершенно незаурядная. Не случайно Штольц охотно и подолгу с ней беседует. Он отмечает ее природный ум, сообразительность и неординарность мышления.

Ольга уверена в себе, и это качество выгодно отличает ее от большинства людей.

Гончаров дает очень точные и лаконичные характеристики Ольге, которые помогают читателю понять особенность ее незаурядной натуры: “Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка”.

Ольга не признает кокетства и лжи, поэтому многие ее недопонимают и недооценивают. Искренно и от всей души Ольгу ценит только Штольц. Остальные молодые люди сознательно или невольно избегают общения с ней.

Такая характеристика кажется странной для молодой девушки, представительницы высшею общества. Можно сделать вывод, что она не нуждается во внимании и в общении с теми людьми, которые не представляются ей интересными.

Также можно предположить, что Ольга — человек с развитым внутренним миром, поэтому она кажется окружающим несколько странной.

Буквально после самого первого знакомства Обломов начал думать об Ольге, представлять себе ее образ.

Вот как описывает внешность Ольги Гончаров: “Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи — с станом…”.

Из описания внешности девушки можно сделать вывод, что она была достаточно хороша, чтобы обратить на себя внимание. Обломов начинает о ней думать все больше и больше. И мысли эти тревожат его сонную душу, в ней начинают появляться какие-то непонятные чувства.

Ольга постепенно занимает в душе Обломова все больше и больше места, вскоре после знакомства он уже не может обходиться без общения с ней. Обломову нравится, как поет Ольга.

Также он находит ее очень хорошенькой, с восторгом смотрит на девушку, восхищаясь ее красотой.

Ольга чувствует себя с Обломовым очень свободно. Немного позже она узнает от Штольца все особенности характера Ильи Ильича. Штольц, можно сказать, “завещал” ей Обломова перед своим отъездом. Он обращается к Ольге с просьбой “расшевелить” Обломова, заставить его приобщиться к активной и деятельной жизни, которую ведут окружающие люди.

И Ольга очень активно берется за дело. Теперь ей хочется изменить Илью Ильича, сделать его совершенно другим человеком. Ольга стремится к тому, чтобы заставить Обломова читать книги и газеты.

Ей хочется, чтобы Илья Ильич сбросил с себя сонную одурь и стал жить такой же бурной и активной жизнью, как большинство окружающих его людей. Ольга предстает в романе неким Пигмалионом, который создает свою Галатею и вселяет жизнь в безмолвную статую.

Она сама до конца не понимает, для чего ей так необходимо изменить Обломова. Она просто очень действенная натура, которая требует выхода своей энергии.

Ольга начинает восхищаться собой, видит себя совершенно особенным человеком: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!..

Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее.

Возвратить человека к жизни — сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу? Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше”.

Узнавая о таких мыслях героини романа, читатель понимает, что Ольга очень высокого о себе мнения. И пусть раньше у нее не было возможности проявить всю силу своего характера, теперь, в лице Обломова, она нашла достойный смысл своей жизни.

Ольга начинает саркастически усмехаться над Обломовым, вменяя ему в вину прожитые ранее годы. Она стремится показать Обломову бесцельность и бесполезность его существования.

Потом Ольга переходит к другим мерам, более резким и суровым, чем сарказм. Теперь уже она становится настоящим деспотом, навязывает Обломову свою волю.

Она настойчиво пытается пробудить в нем стремление найти цель жизни, желание выполнять определенные обязанности.

Ольга постоянно повторяет, что “жизнь — обязанность, долг, следовательно, любовь — тоже долг”. Такое мировоззрение характерно далеко не для всех. Ольга Ильинская — человек, без сомнения, уникальный.

Называя любовь долгом, она тем самым отвергает возможность бесконтрольного, непостижимого, эфемерного чувства. Ольга иногда задумывается над тем, какое именно чувство она испытывает к Обломову, можно ли назвать это чувство любовью.

Но вместе с тем Ольга сознает, что так она не любила пока еще никого в своей жизни, даже близких и родных людей.

Обломов признается в любви Ольге. И это признание является для нее высшим доказательством правильности всех предпринятых действий. Она приходит в восторг не от самой любви человека, а от того, что эта любовь является результатом ее усилий. Ольге кажется, что теперь она добилась всего, чего хотела.

И осталась сущая безделица — заставить Обломова стать таким, как ей представится нужным. Но, увы, человек предполагает, а Бог располагает. Ольга была излишне самоуверенна, переоценивая свое влияние на Обломова и собственную силу. Да, в течение какого-то периода Обломов действительно начал меняться.

Ему нравится сама Ольга, и он рад доставить ей радость.

Но на самом деле все изменения были лишь внешними. В душе Илья Ильич остался таким же, каким был раньше. Он идет на поводу у своей строгой “наставницы” в большей мере от того, что просто не обладает силой воли и характера, чтобы противиться ей.

До поры до времени все идет гладко, а потом в душе Обломова постепенно нарастает сопротивление слишком активному напору женщины. На следующее утро после своего признания в любви Илья Ильич Обломов начинает размышлять о содеянном.

Его размышления вряд ли понравились бы Ольге, будь она в состоянии их услышать. Илья Ильич думает: “Она любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает ее, любуется, потом положит и забудет.

Да, это только приготовление к любви, опыт, а он — субъект, который подвернулся первый, немного сносный для опыта, по случаю”.

Обломов начинает раздумывать о том, какое место на самом деле занимает он в душе Ольги. Не есть ли ее стремление к нему всего лишь очередной каприз вздорной барышни, стремящейся к чему-то новому? Его мучит мысль о том, что, влюбившись в другого, Ольга начнет стыдиться своей былой любви к Илье Ильичу.

Прав ли Обломов? Или он под действием своих опасений совсем не может понять девушку, пытается очернить ее поведение? На эту ситуацию можно смотреть двояко. С одной стороны, вся трактовка образа Ольги свидетельствует о том, что сомнения Обломова не были лишены оснований.

Она на самом деле упивается своей ролью строгой, но справедливой наставницы, ведущей за собой заблудшего. Но воспитание взрослого, уже сформировавшегося человека — вещь далеко не шуточная.

И чтобы добиться успеха в этом нелегком деле, требуются не только сила воли и характера “наставника”, нужно еще и искреннее желание измениться со стороны того, на кого направлены все усилия.

В ситуации с Обломовым Ольга, безусловно, обладает необходимыми для воздействия на другого качествами, у нее сильная воля и твердый, решительный характер. Но только сам Обломов не приемлет совершенно никакого насилия над собой, его устраивает он сам таким, каков он есть.

Такие мысли относительно образа Ольги Ильинской неизбежно возникают у читателя при знакомстве с произведением. Если рассматривать образ Ольги с такой точки зрения, то начинает казаться, будто она сама виновата в дальнейших поступках Обломова.

Если рассматривать сложившуюся ситуацию с другой стороны, напрашиваются несколько иные выводы. Можно предположить, что Ольга искренне любит Обломова, только пытается переделать его для соответствия со своим представлением об идеале.

Личность Обломова вызывает у Ольги желание помочь ему измениться. Но в своем рвении она переходит допустимые границы — начинает откровенно манипулировать Обломовым, лишая его необходимой для каждого человека свободы. И поэтому он в результате решает воспротивиться.

Если придерживаться такой точки зрения, то Ольгу нельзя судить за ее ошибочное поведение, она всего лишь выбрала неверную тактику.

Читайте также:  Поединки раскольникова с порфирием петровичем

Обломов пишет Ольге письмо, в котором высказывает все свои опасения. Он говорит, что ее любовь не может быть названа настоящим чувством. Ведь это — всего лишь выражение бессознательной потребности в любви.

Обломов даже упрекает любимую женщину, говорит, что “за недостатком настоящей пищи, настоящего огня, горит фальшивым, негреющим светом” эта потребность в сильном чувстве.

И Ольга якобы напрасно принимает свое стремление любить за искреннюю любовь.

В своем письме Обломов пишет, что больше они не увидятся. Но через некоторое время он раскаивается, просит прощения у Ильинской. Ольга начинает его упрекать в том, что тот сознательно “выдумал мучения”, “готовил их и наслаждался заранее”. Ольга и Илья Ильич помирились.

Он даже начинает подумывать о женитьбе. Но скоро возлюбленная начинает меняться. “Как ни ясен был ум Ольги, как ни сознательно она смотрела вокруг, у нее стали являться какие-то новые, болезненные симптомы”. Начинает меняться настроение, появляются слезы без причины, тревожность, беспокойство.

Обломов не любит непонятных эмоций, поэтому он пугается странного поведения своей возлюбленной. Обломов постоянно размышляет над своими мыслями, он боится, что отношения с Ильинской зайдут слишком далеко. Илье Ильичу даже начинает казаться, что его могут счесть соблазнителем или волокитой.

А такие намерения на самом деле не свойственны Обломову.

Некоторое время Ольге действительно удавалось удерживать Обломова от своей природной апатии и лени. Но вскоре старые привычки берут над ним вверх.

Ольга пытается его упрекнуть, говорит: “Я верю твоей любви и своей силе над тобой. Зачем ты пугаешь меня своей нерешительностью, доводишь до сомнений? А тебе еще далеко идти, ты должен стать выше меня…

Я видела счастливых людей и как они любят. У них все кипит, их покой не похож на твой… Они действуют”.

Ольга имеет собственное представление о счастье. Она радуется от самой мысли, что она и Обломов являются женихом и невестой. А Обломова этот факт тяготит, поэтому он всячески старается сделать отношения незаметными.

Жизнь в том виде, который наиболее приятен Ольге, то есть светская жизнь, посещения театров, встречи с друзьями и знакомыми, не подходит для Обломова.

Его пугает даже сама мысль, что возможная женитьба становится предметом разговоров окружающих.

Среди женских образов, представленных в романе, также можно отметить вдову Пшеницыну Агафью Матвеевну. Это простая женщина, оказавшая значительное влияние на жизнь Ильи Ильича. Агафья Матвеевна влюбляется в Обломова, переживает за него, старается обеспечить ему покой и комфорт. Пшеницына даже заставляет всех домашних ходить на цыпочках во время болезни постояльца.

Агафья Матвеевна восхищена Обломовым еще и потому, что тот совершенно не похож на ее покойного мужа: “Илья Ильич ходил не так, как ее покойный муж, коллежский секретарь Пшеницын, мелкой деловой прытью, не пишет беспрестанно бумаг, не трясется от страха, что опоздает в должность, не глядит на всякого так, будто просит оседлать его и поехать, а глядит на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе”.

Образ Агафьи Матвеевны свидетельствует о ее простом характере, склонности к состраданию. Когда Обломов оказывается без денег, вдова Пшеницына продает свои вещи, чтобы прокормить его.

Агафья Матвеевна совершенно не пытается заставить Обломова действовать. Она заботится о его сиюминутных нуждах, в частности, о еде, о тишине и спокойствии, которые так милы сердцу Ильи Ильича.

У Обломова и Агафьи Матвеевны рождается сын, названный в честь Штольца Андреем.

Обломов прожил свою жизнь по той схеме, которая была ему наиболее приятна. И последние его годы с ним рядом была простая, немудреная женщина, которая всячески проявляла свою заботу о муже.

Сочинения по теме:

  • Есть ли сатира в романе И.А. Гончарова «Обломов»? сочинение
  • Женские образы в романах И. Тургенева «Отцы и дети» и И. Гончарова «Обломов» сочинение
  • Захар — второй Обломов (по роману И.А. Гончарова «Обломов») сочинение
  • Идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова сочинение

Источник: http://1soch.ru/goncharov-ia/oblomov/jenskie-obrazy-v-romane-i-a-goncharova-oblomov

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Женские образы в романе И. Гончарова «Обломов»» (10 класс)

Если Штольц – антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени – антипод Ольги…

 Ю.М. Лощин.

       Герой одноименного романа И.А.Гончарова Илья Ильич Обломов – пример человека, который борется сам с собой. Одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на его долю, было испытание любовью. Отношения Обломова с Ольгой Ильинской и Агафьей Пшеницыной отразил эту внутреннюю борьбу.

       В понимании автора романа только любовь может привести человека к счастью. Но какая любовь? Чувства двух героинь к Обломову противоположны по сути.

       Ольга Ильинская – молодая, красивая, умная женщина, жизнь которой не омрачена разочарованиями. Ее любовь эгоистична, насколько эгоистичной может быть самолюбивая девушка, для которой открыт весь свет. Ей чужды увлечения блестящими светскими юношами.

Натура Ольги любознательная и искренняя. Она с интересом и любопытством слушает рассказ Штольца об Обломове. Ольга не может не подать руку помощи этому человеку «честным верным сердцем», его «хрустальной прозрачной душе».

Любовь для Ильинской – долг, который не дает одержать верх чувствам над разумом.

       «Зачем ты пугаешь меня своей нерешительностью? Я цель твоя, говоришь ты и идёшь к ней так робко, медленно… а ты должен стать выше меня», — говорит Ольга, когда приезжает к Обломову, пренебрегая приличиями. Героиня не может понять, что нерешительность глубоко укоренилась в нем.

В любви его к Ильинской нет места долгу, потому что это так далеко от поэзии, прекрасного и непостижимого. Ольга упрекает Илью Ильича, насмехается над ним, пытаясь таким образом растормошить героя. Но эта тактика приводит к обратному. Сидя перед героиней, Обломов говорит: « Да, я скуден, жалок, нищ… бейте, позорьте меня!..».

И отказывается от всего, возвращается к дивану.

       Агафья Матвеевна – наивная, недалекая женщина, в которой, как и в Ольге нет жеманства и кокетства. Обломов для нее совершенно другой человек, нежели окружавшие ранее мужчины. Агафья любит Обломова бескорыстно, ее отношение к нему – самопожертвование.

Обустраивать быт и покой Ильи Ильича стало для нее смыслом жизни, наслаждением. Пшеницына приняла Обломова таким, каков он есть, со всеми недостатками, против которых так выступала Ильинская. Илья Ильич рядом с ней не чувствует себя никчемным, не ощущает тревоги за будущее.

Агафья дарит герою все, о чем он мечтал: спокойное, размеренное течение жизни, которое возвращало его в детство.

       Противопоставляя два женских образа и отношение их к главному герою, А.И.Гончаров не дает нам четкого ответа, какая любовь должна быть. Автор дает нам возможность самим сделать выводы.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/279-sochinenie-na-temu-zhenskie-obrazy-v-romane-i-goncharova-oblomov-10-klass.html

Женские образы в романе И. А. Гончарова “Обломов”

Коллекция сочинений: Женские образы в романе И. А. Гончарова “Обломов”

Вершина творчества И. А. Гончарова – роман «Обломов», работа над которым была завершена в 1859 году. В центре произведения – трагическая судьба Ильи Ильича Обломова, безвременно ушедшего из жизни.

Это был человек умный, добрый, но безвольный, апатичный, настоящий русский барин, не приспособленный к труду. В системе художественных образов важное место занимают женские характеры.

В любви к Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной раскрываются качества личности главного героя.

Не случайны совпадения в имени и фамилии персонажей: Илья Ильич – Ильинская. Это подчеркивает то, что они предназначены друг для друга.

Обломова поразило и другое совпадение: Пшеницына была вдовой коллежского секретаря, а именно такой чин выслужил сам Илья Ильич. К тому же дом Агафьи Матвеевны напоминал ему Обломовку.

Идеал женщины главного героя не прост, в нем есть два начала, причем одно из них заключено в Ольге, другое – в Пшеницыной.

Героини различаются по возрасту, происхождению, воспитанию, образованию. Ольга – молодая барышня, дворянка. Ей 20 лет, она рано лишилась родителей, росла в доме своей тетки – светской дамы.

Однако девушка не стремится к пустым светским развлечениям, не желает жить по правилам «высшего общества». Жизнь Ольги наполнена музыкой, книгами. Агафья Матвеевна – мещанка, вдова. Ей «лет 30», у нее есть двое детей.

Агафья Матвеевна с трудом может прочесть только заглавие книги. Круг ее интересов замыкается на хозяйстве. Она никуда не ездит, нигде не бывает.

Ольга «в строгом смысле не была красавица», но она является воплощением благородства, грации, гармонии. У Ольги удивительный голос, мягкий, «с нервной дрожью чувства». Автор называет ее глаза «умными», «ласковыми».

Взгляд Ольги – «зоркий, бодрый, ничего не пропускающий…» В Агафье Матвеевне Пшеницыной в первую же встречу Обломов обращает внимание не на глаза, не на улыбку, а на ее тело – горло, локти, грудь.

О ней он говорит совсем другие слова: «Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка!»

Объединяют Ольгу и Агафью Матвеевну такие черты, как простота и естественность. Ольга в отличие от других светских женщин идет «простым, природным путем жизни». В девушке нет жеманства, кокетства, лжи, расчета. Она естественна в проявлении мыслей и чувств. В свете Ольга одинока.

Ее замечательные качества не ценят «умные и бойкие кавалеры», а «небойкие» считают ее слишком мудреной и немного боятся. Агафья Матвеевна тоже проста и естественна, бескорыстна, не расчетлива.

Простота Ольги согрета высокой духовностью, а в «хозяйке дома» на Выборгской стороне нет поэзии мысли, стремлений познать суть человека и мира.

Обе женщины трудолюбивы. Только в Ольге идет постоянный труд души, а Агафья Матвеевна работает для насыщения плоти. «Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет».

Обломов в любви к Ольге проявляет лучшие черты личности – нежность, поэтичность, желание духовно развиваться. На Агафью Матвеевну он глядел «…с легким волнением, но глаза не блистали у него, не наполнялись слезами, не рвался дух на высоту, на подвиги. Ему только хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей».

Когда Обломов видит сон, то в его воображении возникает идеальная картина семейного счастья: «Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй». Но тут же звучит ее приглашение: «Чай готов!» Все это уравнивается: «Какой поцелуй! Какой чай!» Ольга условно для Обломова – «поцелуй», а Пшеницына – «чай».

Ильинская вызывает яркую страсть, «горячку», а Агафья Матвеевна – спокойное течение чувства.

Ольга — целеустремленная, волевая девушка. В отношениях с Обломовым она лидер. Девушка требует от Ильи Ильича деятельности. Она желает, чтобы Обломов устроил свои дела и не прятался от проблем. Ее не устраивает «голубиное счастье». Она сама стремится приносить пользу людям, обществу.

Агафья Матвеевна не предъявляла Обломову никаких требований. Она нашла наслаждение и смысл жизни в служении новому барину. Пшеницына сравнивается с лошадью, на которую надели хомут. Агафья Матвеевна холит, лелеет Обломова, преданно ему служит. В ее отношении к Илье Ильичу сквозит рабская покорность.

Но это подчинение желаниям мужа не тяготит ее.

Ольга постоянно не удовлетворена собой, жизнью. Она стремится к своему «чему-то». Наконец она находит его в Штольце, соединяется с ним, счастлива; но и тут не останавливается, не замирает. Какие-то туманные вопросы и сомнения тревожат ее, она чего-то допытывается.

Это творческая личность. И, может, она еще добьется новых проявлений своей богато одаренной натуры.

Агафья Матвеевна в своей жизни с Обломовым, наоборот, обрела полный душевный покой: «…лицо ее постоянно высказывало одно и то же счастье, полное, удовлетворенное и без желаний».

Как Захар является двойником Обломова, так и у Агафьи Матвеевны есть своеобразное отражение – Анисья. Жена Захара — «живая, проворная баба… с заботливой улыбкой, с… крепкой шеей и грудью и красными цепкими, никогда не устающими руками».

С Пшеницыной их объединяет хозяйская хватка: «…взаимное влечение Анисьи и хозяйки превратилось в неразрывную связь, в одно существование». Обе женщины берут на попечение своих мужей.

Захар без Анисьи ни с чем не управляется, а Обломов без Агафьи Матвеевны беспомощен, как ребенок.

У Пшеницыной была такая же, как Захар, неловкая и неумелая кухарка Акулина.

Этот женский образ служит для того, чтобы оттенить хозяйственность Пшеницыной, показать, что она любое, даже не приспособленное к жизни растение выходит.

И после смерти Обломова Агафья Матвеевна «…по-прежнему была живым маятником в доме: она смотрела за кухней и столом, поила весь дом чаем и кофе, обшивала всех, смотрела за бельем, за детьми, за Акулиной и за дворником».

Ограниченная Пшеницына преданно и самоотверженно любила своего мужа. Но она же и погубила его своей приземленностью, своим бесконечным уходом за его чревом.

В жизни у нее остался другой «барчонок» — сын от Обломова Андрей. Но она его отдала на воспитание Штольцу, подальше от собственной «черноты».

Ольгу с Пшеницыной теперь связывала память о «чистой, как хрусталь, душе покойника» — Обломова.

Центральные женские характеры в романе – это два полюса. Ольга – женщина будущего, свободная и активная, желающая достичь определенных духовных высот, задающая «мятежные» вопросы о смысле жизни. Пшеницына оправдывает свою фамилию. Ее удел – хозяйство.

Источник: http://www.rlspace.com/zhenskie-obrazy-v-romane-i-a-goncharova-oblomov/

Женские образы в романе Гончарова «Обломов» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе.

Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына».

Два последних образа – полные противоположности друг другу, их смело можно назвать линиям, которые никогда не пересекутся – они просто находятся в разных плоскостях. Единственное, что их объединяет – это Илья Ильич Обломов.

Ольга Ильинская – это молодая решительная девушка. Ее требования к жизни высоки, но и сама она готова приложить достаточно усилий, чтобы получить желаемое. Жизнь Ольги похожа на бурную реку – постоянно в движении.

Ольга не отступится от поставленной задачи, но и не будет тратить времени на осуществление задуманного, если видит, что затея обречена на провал. Она слишком разумна, чтобы тратить свое драгоценное время на бессмыслицу. Свое яркостью и неординарностью она и привлекла внимание Обломова.

Обломов полюбил ее той чистой, бесхитростной и искренней любовью, на которую из всего окружения Ольги, пожалуй, только он один и способен. Она его восхищала, завораживала и в то же время утомляла. Она слишком любила себя, чтобы заметить его в своем ослепительном блеске. Образ Ольги Ильинской неоднозначно трактуется критиками.

Кто‑то видит именно в ней достойный синтез рассудочности, образованности и духовности. Кто‑то, напротив, винит ее в поверхностности и неспособности к высокому чувству. Мне кажется, что Ольга – это обычный человек, стремящийся к комфорту и уюту, только понятие благосостояния у нее несколько иное, чем у Обломова.

В действительности они оказались слишком разными людьми, у которых во время хватило духу это признать. Зачем было мучить друг друга, если ясно, что ничего не выйдет? Ольге и в самом деле больше подходит Штольц, такой же здравомыслящий человек, как и она сама.

Агафья Матвеевна Пшеницына – совсем иной образ. Это тип настоящей русской женщины, зрелой, сознательной, обладающей простой житейской мудростью, которая бывает намного более полезной, чем все трактаты по психологии, вместе взятые. Ей никогда не придет в голову пренебречь интересами человека, живущего рядом с ней, она не бросится отстаивать свои права.

Читайте также:  Выбираем курсы английского языка в екатеринбурге

Возможно, ради нее мужчина не совершит подвиг, но именно рядом с такой женщиной он ощутит себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной никогда не придет в голову попытаться переделать человека. Психологически она намного ближе Обломову, в ней есть та естественность, которая помогает угадывать тайные мысли другого человека.

Все то, чего была лишена Ольга, Обломов находит в Агафье.

Ольга и Агафья являются полными антиподами и по складу характера, и по образу жизни. Но не случайно на смену Ольге в жизни Обломова появляется Агафья Пшеницына. Гончаров искренне верил, что надо описывать жизнь такой, какая она есть, без прикрас.

Именно поэтому его произведения начисто лишены всякой дидактики, он доверяет читателю в том, что тот вынесет верное суждение о романе.

Мне кажется, что герои Гончарова, будучи взятые из реальной жизни, описанные без прикрас, не являются ни «плохими», ни «хорошими», так же как и обычный человек не может быть только плохим или только хорошим. Ольга молода, привлекательна, умна.

Агафья в свою очередь умудренная жизнью женщина, ее желания сходны с идеалами Обломова. Она хочет простого женского счастья и иметь возможность заботиться о ком‑то. Обломов же хочет испытать тот уют, по которому он истосковался. А у Ольги другие представления о счастье, и в данном случае нельзя никого судить.

Источник: http://resoch.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-goncharova-oblomov/

Женские образы в романе «Обломов» (И. Гончаров) | Литерагуру

(362 слова)

И.А. Обломов в своем произведении создал масштабную картину общественных настроений своей эпохи, изобразил героя, которого осуждаешь, но все равно сочувствуешь. Также огромна заслуга этого писателя в мастерски нарисованных женских образах: не обобщенных и бледных, а ярких и живых. Часто именно женщины в его романах обладают подлинной силой характера и духа.

Несмотря на то, что Обломов всю жизнь провел на диване, он не был обделен женским вниманием. Друг Штольц познакомил главного героя с Ольгой Ильинской. Эта 20-летняя девушка  полна изящества и гармонии. Она лишена кокетства, желания нравиться противоположному полу. Героиня талантлива: прекрасно поет.

Все в ее облике говорит о том, что она постоянно мыслит, у нее кипучая жажда жить, действовать. Она самолюбивая, напористая, но при этом добрая и сострадательная. С такими качествами спустя 50 лет шли сестрами милосердия на войну.

Миссионерская деятельность Ольги выразилась в том, что она хотела «исправить» Обломова, перекроить его на свой, деятельный лад во имя его собственного блага. Но главный герой не хочет гореть вместе с девушкой, потому, несмотря на их взаимную привязанность, расстается с ней. Ольга для Обломова – божество, идеал, до которого никогда не получится дотянуться.

Героиня, хоть и не идеальная, вызывает симпатию, ее настойчивое желание перекроить возлюбленного связано с ее неопытностью и юношеским максимализмом: ради благих целей можно все переделать по-своему, не считаясь с жизненной правдой других.

Обломов переезжает на Выборгскую сторону, где зарождаются его отношения с хозяйкой дома, 30-летней Агафьей Пшеницыной. Она для героя – олицетворение родной Обломовки. И внешне: полная, здоровая, приятная.

И внутренне: такая же спокойная, простодушная (даже туповатая в вопросах, не касающихся хозяйства), стыдливая, ласковая, домовитая.

Агафья видит в хозяйстве главное свое назначение, поэтому отдается ему со страстью и всегда что-то делает, а об отвлеченных материях даже не задумывается.

Героиня полюбила Обломова таким, какой он есть, не хотела его изменить, вот почему их отношения привели к счастливому концу. Он для нее божество и идеал, а также первая любовь (несмотря на покойного мужа). Илья Ильич полюбил ее за то, что Агафья земная и понятная, за ней не надо тянуться, ее не надо разгадывать.

В романе «Обломов» нарисованы два противоположных типа женщин, причем не двумя-тремя мазками, а глубоко и рельефно. Эти образы запоминаются и ничуть не уступают мужским. В этом новаторство автора и его огромная творческая удача.

Источник: https://LiteraGuru.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-oblomov-i-goncharov/

Женские образы в романе «Обломов»

В романе «Обломов» Гончаров описал множество персонажей. С помощью разнообразия характеров, поступков многих героев, читателю легче понять ход мыслей автора, его замысел. Женские образы в романе «Обломов» раскрыты очень детально. Они знакомят с бытом прошедшего времени, нравами и моральными принципами, позволяют лучше понять, может ли женщина повлиять на судьбу любимого мужчины.

Ольга Ильинская. Ее простота и таланты

Возлюбленная Ильи Ильича Обломова Ольга Ильинская принадлежала к знатному дворянскому роду. Молодая двадцатилетняя барышня жила с тетей. Богатые родители давно умерли. В наследство девушке досталось огромное поместье.

«Имеет деревню, сад, и дом, совершенно готовый для житья».Увлекается пением и игрой на фортепиано. Любит читать книги, изредка вышивает.

Происхождение и талант не сделали ее гордой и заносчивой. Девушка всегда открыта для общения с людьми.

В имение Ильинских часто приходят гости.

«Она шла легким путем жизни и по здравому, не перехитренному воспитанию, не уклонялась от естественного проявления чувства, воли, мысли».Андрей Иванович Штольц рассказывал Обломову, что в ней все просто до «едва заметного движения глаз, рук или губ. Нет жеманства, кокетства, лжи, никакой мишуры, ни умысла!». Не часто встретишь подобные черты у барыни.

Внешность. Влюбленность Ольги

«Ольгу нельзя было назвать красавицей, то есть отсутствовала белизна кожи в ней, яркий колорит губ, и щек, глаза не горели внутренним огнем, без кораллов на губах, нет жемчуга во рту».Ее интеллигентность и воспитанность как будто дополняли те черты внешности, которые могли бы сделать ее еще привлекательней.

Считать ее слишком мудрой невозможно, скорее, в силу юного возраста. Слишком умные и серьезные кавалеры обходили ее стороной. На первой встрече Илья Ильич тоже относится к девушке с опаскою. Он считает, что она может играть чужими чувствами. Уже на первой встрече с Обломовым она начнет проявлять к нему интерес.

Ольга целый вечер не сводит с него глаз. А когда барин признается ей в любви, это повергнет ее в смущение. Данный факт говорит о порядочности, искренности, чистоте помыслов молодой дворянки. Вскоре у нее с Обломовым начнется роман. Девушка отдается чувству с головой. Она с трепетом ждет встречи с любимым, ее заботит его здоровье, настроение.

Когда мужчина не может приехать на свидание, барыня готова сама мчаться на встречу в любое другое место. Она полна стремлений и планов на будущее. Столкнувшись с тем, что Илья Ильич не смог оправдать ее надежд, разрывает отношения, продолжая любить его.

Каким бы положительным не казался характер Оли, она не смогла измениться ради возвышенных чувств. Девушка возвела определенные рамки. Илья не вписывался в них.

«Хотелось бы тебе узнать, пожертвовала бы я собственным спокойствием, пошла бы с тобой по пути? Никогда, ни за что!».

Знакомство с вдовой Пшеницыной. Скромность и работоспособность женщины

Полной противоположностью Ольги является вдова Агафья Матвеевна Пшеницына, в доме которой поселится Обломов. Она была супругой покойного чиновника, жила вместе с детьми Ваней и Машей. В характере вдовы отсутствовала гордость и заносчивость.

Женщина очень работящая. Разводит птицу, продает яйца, ходит сама на рынок. Считает, что в этом нет ничего постыдного, ведь необходимо кормить семью.«У нас много кур; мы яйца продаем и цыплят. С графского дома все у нас берут».

Пшеницына постоянно пребывает в заботах по дому.

«У нее все закипает в руках! Летает с утра и до вечера, хозяйство ее идет бодро, весело, с оригинальным оттенком. Руки белые, но с выступающими наружу крупными узлами жил. Она прятала их под шаль».Это говорит о том, что Агафья стыдится своей простоты, трудолюбия. А подобными человеческими качествами нужно гордиться. Становится понятно, что барышня обладает излишней скромностью.

Неприхотливость Агафьи. Любовь к Обломову

В одежде не придерживается определенных правил. Рада тому, что есть возможность набросить на плечи хоть что-то.«Платье по отношению к шикарной шали казалось старо и поношенно».Когда продаст и эти вещи, то будет ходить в ситцевых одеждах и со старым платком на шее.

Новые наряды обменяет на деньги, чтобы купить Обломову вкусностей. Она полюбит его всем сердцем, бескорыстно. У нее нет желания что-либо в нем менять, как планировала Ольга. Женщина говорит, что до тридцати лет не испытывала подобных чувств.

Сравнивает любовь, поселившуюся в ее сердце, с внезапной лихорадкой. Проявляет чрезмерную опеку над Ильей Ильичем. «За другими жены так не смотрят – ей богу! Она все увидит, ни одного нештопанного чулка нет – все сама».

После смерти Обломова часто ходит на кладбище, не может смириться с тяжелой утратой. Ради блага их сыночка отдает его на воспитание Штольцам.

Образ матери Ильи Обломова

В главе Сон Обломова читатель знакомится с матерью маленького Ильи. Она являлась дворянкой. Жила, придерживаясь принципа, что необходимо радоваться тому, что имеешь.

Стремления к лучшему отсутствовали в ее характере. Как и множество домочадцев имения Обломова была ленива, любила поспать, поговорить.

Считала себя хорошей матерью.

Чрезмерно опекала сына, выполняла все его детские и юношеские требования.

«Мать положит голову Илюши на колени, и расчесывает ему волосы, любуясь их мягкостью. И разговаривает с ними о будущем сыночка, делает его героем созданной ею эпопеи».Часто позволяла ребенку оставаться дома, в моменты, когда он должен пребывать в пансионе. Это поспособствовало тому, что из него вырос ленивый и слабохарактерный мужчина.

Образ служанки Анисьи

«Она была активная, проворная баба, лет сорока семи, с бегавшими во все стороны глазами, заботливой улыбкой».Вскоре стала супругой старого слуги Захара.

Своей заботой, зорким женским взглядом ей удавалось поддерживать в доме порядки. Супруг хоть и часто ворчал на нее, но помогал. Умерла от холеры. Очень схожа с Агафьей Пшеницыной.

В их образы автор вложил всю сущность простой работящей женщины, готовой ради близких людей на все.

Другие материалы по роману «Обломов»:

Краткое содержание

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1192-zhenskie-obrazy-v-romane-oblomov.html

Женские образы в романе Обломов Гончарова сочинение

Роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов” (1859) бесспорно является одним из самых значимых произведений в русской литературе XIX века и в творчестве писателя.

Это произведение посредством главного героя и исследованием русского характера ввело в литературу понятие “обломовщина”, которое и по прошествии многих лет не утрачивает свою актуальность. Сюжетная линия романа развивается вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Но также особую роль в ней играют женские образы.

Основные героини – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – привнесли многое в жизнь Обломова, хоть и являются совершенно разными личностями, можно даже сказать – противоположностями друг друга.

Ольга Ильинская, нравственное и духовное развитие которой на протяжении всего произведения могут наблюдать читатели, является девушкой хорошо воспитанной, постоянно устремленной к новым знаниям и свершениям. Она развивается как личность, поэтому находится в гармонии с собой.

Ольга естественна и непринужденна – в ней нет ни лжи, ни манерности, ни кокетливости. Девушка прекрасна как внутренне, так и внешне, что не остается незамеченным окружающими. В ней сочетаются статность и грация, вся ее фигура изящна и пропорциональна.

Переломным моментом в жизни Ольги, способствующим смене ребяческой стеснительности и робости на уверенность взрослой девушки, становится влюбленность в Илью Ильича.

Ильинская загорелась желанием помочь своему возлюбленному, вывести его из вечной лености, вдохнуть в него желание действовать.

На некоторое время ей это удалось, однако она оказалась не в состоянии полностью изменить его характер.

Из-за своего амбициозного желания сделать из Обломова другого человека Ольга не замечала его истинных чувств и совершенно не ценила его настоящего. Позже она скажет, что “любила будущего Обломова”.

Совсем другая история развивается у главного героя с Агафьей Пшеницыной. Она принимает Обломова таким, какой он есть. Агафья самоотверженная, великодушная простая русская женщина, готовая на многое ради свои близких. Эта простота выделяется и в ее облике – в округлых локтях, фигуре, в скромной ухмылке.

Возможно, иногда женщина кажется наивной и недалекой, но такова ее сущность, так писатель раскрывает ее образ. Счастье для Пшеницыной заключается в возможности любить и посвящать себя любимым. Она сумела окружить Обломова нежностью и заботой, подарить ему так искомую умиротворенность.

Агафья, в отличии от Ольги, любила Илью Ильича не за что-то, а всего лишь за то, что он есть.

Безусловно, обе героини в равной степени помогли раскрыться характеру Обломова, с их помощью он стал для читателей более понятным персонажем. Немаловажны и характеры самих женщин – это два типичных женских образа XIX века.

Гончаров не только повествует в своем произведении об “обломовщине” и ее последствиях, но и размышляет о женской судьбе, олицетворяемой исканиями Ольги и Агафьи.

Несмотря на все недостатки и достоинства этих героинь, нельзя сказать, что одна из них лучше, а другая – хуже. Они просто разные.

Женские образы в романе Обломов Гончарова

  • Cочинение-рассуждение Добро и злоДобро и зло — об этих понятиях мы слышали еще с детства. Ведь если вспомнить детские сказки, которые родные читали нам перед сном, везде присутствует и зло и добро. Это две силы, которые постоянно соперничают друг с другом.
  • Образ грозы в пьесе Островского сочинениеГроза в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в произведении. И все происходящее можно соотнести с ней. Во всем слышны ее отголоски.
  • Сочинения по пословицам
  • Сочинение на тему Сравнение Дубровского и ТроекуроваАлександр Сергеевич Пушкин — великий русский классик. Его произведения вдохновляли современников своей лаконичностью, удачно-подобранной рифмой и слогом, выразительными строчками.
  • Сочинение по картине Васильева Мокрый луг 8 классЭта картина написана знаменитым художником-пейзажистом 19-го века. В 1970 году художник сильно заболел, врачи обнаружили у него туберкулёз, ему было рекомендовано ехать в южные края. Художник принял решение поехать в Крым, но ему там особо не понравилось,
  • Сочинения на тему Первый снегНа календаре уже декабрь. Холодно на улице. Деревья уже давно сбросили листву, и в парке от этого стало как-то пусто и неуютно. И эта пустота давила на меня, весь мир казался мне мрачным и враждебным. Ведь в парке были только мы с Жучкой

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/zhenskie-obrazy-v-romane-oblomov-goncharova

Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» согрет двумя ис­ториями любви: Ольги Ильинской и Агафьи Матвеев­ны Пшеницыной.

Знакомство Ильи Ильича с Ольгой перевернуло всю его жизнь. Эта девушка — деятельная, страстная натура — много сделала для спасения Обломова от его лени и апатии. Образом этой героини И. А. Гончаров решал проблему равенства женщины. Эта целеуст­ремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших ге­роинь русской литературы.

Автор подчеркивает простоту и естественность своей героини: «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: «Теперь я подожму немного губу и задумаюсь – я так недурна». Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне.

Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги»… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!».

Внешность ее тоже не была примечательной: «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии.

Читайте также:  Биржа студенческих работ studvip

Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи – со станом… Но образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частью сжатые: признак непрерывно устремленной но что-нибудь мысли.

То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками – нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль. 

Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройна, благородно покоившейся на тонкой гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»

Несмотря на такую непосредственность героини отношение к ней в обществе было неоднозначным: «…глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей

Одни считали ее простой, недальней, неглубокой потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентен­ции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало и то свое, неважное — и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слиш­ком мудреной и немного боялись»'.

Зато Ольгу ценил Штольц, и именно ей он доверил своего друга Обломова. Ольга, стремясь к активной деятельности, желая принести пользу людям, свобод­ная от личных стремлений, с энтузиазмом взялась «пробуждать» Обломова от его вечной спячки.

Ей нра­вилось устремлять на него любопытный взгляд, «доб­родушно уязвлять его насмешками над лежанием над ленью, над неловкостью… У ней, в умненькой го­ловке, развился уже подробный план… она мечтала как «прикажет» ему прочесть книги…

потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, пи­сать письма в деревню, дописывать план устройства имении, приготовиться ехать заграницу…»

Девушке нравилось сознавать себя властной над Обломовым: «И все это чудо сделает она, такая роб­кая, молчаливая, которой до сих пор никто не слу­шался, которая еще не начала жить! Она — виновни­ца такого превращения!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

И ей удается пробудить Обломова к жизни Если раньше мы видели его в засаленном халате, постоянно лежащим на диване, обрюзгшим не по летам, то после знакомства с Ольгой его образ жизни резко изменился: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то кни­ги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки.

На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности Халата не видать на нем… Обломов сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка-воротнички рубашки выпущены на галстук и бле­стят, как снег.

Выходит он в сюртуке, прекрасно сши­том, в щегольской шляпе… Он весел, напевает…»

Но изменился не только Обломов. Изменилась и Ольга: постоянно общаясь с Ильей Ильичом, она влюбляется.

«Она любит меня, в ней играет чувство ко мне. Воз­можно ли? Она обо мне мечтает; для меня пела она так страстно…» — такие мысли пробудили в Обломове гордость за себя. Но одновременно рождается мысль о том, что такого не может быть: «Любить меня, смеш­ного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками…»

Но Обломов, как в прежней своей службе и увлече­ниях, и в любви также не настойчив и не уверен в себе Стоило ему предположить, что Ольга равнодушна к нему, как он снова готов погрузиться в прежнюю спячку: «Нет, это тяжело, скучно! — заключил он. — Переду на Выборгскую сторону, буду читать, буду за­ниматься, читать, уеду в Обломовку… один! — приба­вил потом с глубоким унынием. — Без нее! Прощай, мои рай, мой светлый, тихий идеал жизни!»

Он не пошел ни на четвертый, ни на пятый день; не читал, не писал, отправился было погулять, вышел на пыльную дорогу, дальше надо в гору идти.

«Вот охота тащиться в жар!» — сказал он сам себе, зевнул и воротился, лег на диван и заснул тяжелым сном, как, бывало, сыпал в Гороховой улице, в запы­ленной комнате, с опущенными шторами».

Постепенно их взаимоотношения определились: «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность, явились взаим­ные права». Но вместе с тем оставалось и прежнее про­тивостояние: «… она перешла к деспотическому про­явлению воли, отважно напоминала ему цель жизни и обязанностей и строго требовала движения, беспре­станно вызывала наружу его ум…

И он бился, ломал голову, изворачивался, чтоб не упасть тяжело в глазах ее…

Иногда только соберется он зевнуть, откроет рот — его поражает ее изумленный взгляд: он мгновенно сомкнет рот, так что зубы стукнут. Она преследовала малейшую тень сонливости даже у него на лице…

Еще сильнее, нежели от упреков, просыпалась в нем бодрость, когда он замечал, что от его усталости уставала и она, делалась небрежною, холодною. Тогда в нем появлялась лихорадка жизни, сил, деятельно­сти…»

Наконец Обломов приходит к мысли, что любовь Ольги к нему — ошибка, «… это только приготовление к любви, опыт, а он — субъект, который подвернулся первый, немного сносный, для опыта, по случаю…» Илья Ильич честно доносит свою мысль до Ольги в письме, заодно прощаясь с ней.

Но и это испытание Ольга выдержала, сумев разобраться и в своих чувст­вах, и в чувствах Обломова.

После объяснения в аллее наступило время безоблачного счастья, но Ольга ино­гда «впадала в тягостную задумчивость: что-то холод­ное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло ее от меч­ты, и теплый, сказочный мир любви превращался в какой-то осенний день…

Она искала, отчего происходит эта неполнота, не­удовлетворенность счастья? Чего недостает ей? Что еще нужно?..

Что ж за дело, что не на всякий взгляд ее он отвеча­ет понятным взглядом, что не звучит иногда в его голосе, что ей как будто уже звучало однажды, не то во сне, не то наяву…»

А что же Обломов? А он «… не учился любви, он за­сыпал в своей сладостной дремоте… По временам он начинал веровать в постоянную безоблачность жиз­ни, и ему опять снилась Обломовка…

» А если мы вспомним разговор Ильи Ильича со Штольцем, то увидим тот идеальный образ спутницы жизни, кото­рый рисуется в его воображении: «… Кругом его само­го резвятся его малютки, лезут к нему на колени, ве­шаются на шею; за самоваром сидит…

царица всего окружающего, его божество… женщина! жена!.. По­том, обняв жену за талию, углубиться с ней в беско­нечную, темную аллею; идти с ней тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья как биение пульса; слушать, как сердце бьет­ся и замирает…

» Мы видим, что идеал будущей жизни Обломова — созерцательный. Это та же Обломовка, но с нотами, книгами, роялем и изящной мебелью.

Как заметил Р. Рубинштейн, в идеале женщины, жены Обломова «два начала, причем одно из них встретиться в Ольге, другое — в Пшеницыной. Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй. Но тут же: «Чай готов!»… нет здесь яркой страсти, кото­рой Обломов боялся, — лишь спокойная любовь».

Не думаю, что Ольгу устроил бы тот образ жизни, который виделся Обломову. Да он до женитьбы дело так и не довел. Даже те «странные» взгляды на него (как на жениха) со стороны гостей Ильинских наво­дят на него ужас.

Обломов беспокоится о репутации Ольги, боится скомпрометировать ее, понимая при этом, что он должен сделать предложение.

Ругая За­хара за то, что тот распространяет слухи о предстоя­щей женитьбе, Обломов описывает ему все те сложно­сти, которые связаны с этим шагом и… сам ужасается!

Безденежье, неустроенность имения, долги — все это представляется неразрешимым Илье Ильичу и поро­ждает уже другие мысли: «Господи! Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее? Зачем мы встретились?.. И что это за жизнь, все волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» Он «все доискивался… такого существования, которое было бы исполнено со­держания, и текло бы тихо, день за днем.

, капля по ка­пле, в немом созерцании природы и тихих, едва пол­зущих явлениях семейной, мирно-хлопотливой жиз­ни. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как вообра­жал ее Штольц».

Поэтому Обломов избегает встреч с Ольгой, незаметно возвращаясь к своему прежнему образу жизни, но теперь уже на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной; Ольга пони­мает, что ошиблась в Обломове, что ни сейчас, ни че­рез год он не устроит свои дела, и расстается с ним: «… Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер…

Камень бы ожил от того, что я сделала… Я узнала недавно толь­ко, что я любила в тебе, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»

Агафья Матвеевна Пшеницына — полная противо­положность Ольге. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти со­всем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами.

Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с высту­пившими наружу крупными узлами синих жил». Не­далекая, она находит счастье в хлопотах по дому, за­боте о детях и… Обломове. Она — воплощение той «об­ломовской»   жены-хозяйки,  одно  из  начал  мечты Ильи Ильича: « Она все за работой, все что-нибудь гла­дит, толчет, трет…

» Получив в свои руки еще и хозяй­ство Обломова, «Агафья Матвеевна выросла… и жизнь закипела и потекла рекой».

«Постепенная осадка дна морского, осыпанье гор, наносный ил, с прибавкой легких вулканических взрывов — все это совершилось всего более в судьбе Агафьи Матвеевны, и никто, всего менее она сама, не замечал это» — так пишет автор о зародившемся лю­бовном чувстве к Обломову этой героини.

Хлопоты ее — это уже не просто заботы хозяйки о жильце.

Она бурно переживает неудавшееся блюдо, не спит, если Илья Ильич задержался в театре или засиделся у Ива­на Герасимовича, просиживает ночи напролет у его постели, когда Обломов сделался болен; похудела и сделалась «точно каменная», когда Обломов всю зиму «был мрачен, едва говорил с ней, не заглядывал к ней».

Причину любви Агафьи Матвеевны автор видит в том, что Илья Ильич не был похож на тех людей, кото­рых эта женщина видела прежде. «Илья Ильич ходит не так, как ходил ее покойный муж,., глядит он на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе. Лицо у него не грубое, не краснова­тое, а белое, нежное; руки не похожи на руки братца…

Белье носит тонкое, меняет его каждый день, моется душистым мылом, ногти чистит — весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает… Он ба­рин, он сияет, блещет! Притом он так добр: как мягко он ходит, делает движения… И глядит он и говорит так же мягко, с такой добротой… ». Теперь «все ее хо­зяйство, толченье, глаженье, просеванье и т. п.

— все это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича».

А Обломов с присущим ему «барским» эгоизмом как должное воспринимал заботы о нем хозяйки и «не понимал,.. какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки». «Его отношения к ней были гораз­до проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно дви­жущихся локтях,.

, во всезнании всех домашних и хо­зяйственных удобств воплощался идеал того необо­зримого как океан и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей».

Ему нравилось шу­тить с этой женщиной, смотреть на нее, но не было скучно, если он не видал ее. «Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез — ничего не испытал он». Живя у Пшеницыной, «…

у него не рождается ника­ких самолюбивых желаний, позывов, стремлений на подвиги, мучительных терзаний о том, что уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозяба­ет».

Именно к такой жизни всегда стремился наш ге­рой и, наверное, именно такая женщина нужна ему была после «воспитания» его требовательной Ольгой. Обломову не нужно было переживать о том, что поду­мает о нем Агафья Матвеевна, «… что сказать ей, как отвечать на ее вопросы, как она взглянет…»

Весь смысл жизни для Агафьи Матвеевны настоль­ко стал заключаться в Обломове, что в трудный период (когда все доходы уходили за долги братцу) она пере­живает не из-за своих детей, а о том, «… как вдруг ба­рин…

станет кушать вместо спаржи репу с маслом, вместо рябчиков баранину, вместо гатчинских форе­лей, янтарной осетрины — соленого судака, может быть, студень из лавочки…» Автор с неприкрытой иро­нией повествует о том, как Агафья Матвеевна решает­ся поехать к мужниной родне, чтобы взять у них денег.

Она твердо уверена, что «они сейчас дадут, как узнают, что это для Ильи Ильича. Если б это было ей на кофе, на чай, детям на платье, на башмаки или на другие по­добные прихоти,… а то на крайнюю нужду, дозарезу: спаржи Илье Ильичу купить, рябчиков на жаркое, он любит французский горошек…

» Получив отказ, она решается заложить жемчуг, полученный в приданое, потом серебро, салоп… В лице Агафьи Матвеевны Об­ломов обрел свое счастье: «Вглядываясь, вдумываясь в свой быт..

, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществил­ся, хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспеч­ное течение жизни…» После смерти Обломова жизнь Агафьи Матвеевны потеряла всякий смысл: «Она по­няла, что проиграла и просияла ее жизнь, что бог вло­жил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда…»

И Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна очень много сделали для Обломова. Но нельзя думать (при всей кажущейся бездеятельности Ильи Ильича), что он только брал. Он духовно обогатил Ольгу, помог ей повзрослеть, подготовил к будущим отношениям с Андреем; своим существованием Обломов составил тихое счастье Агафьи Матвеевны.

Источник: http://5litra.ru/soch/187-zhenskie-obrazy-v-romane-i-a-goncharova-oblomov.html

Ссылка на основную публикацию