Черты нравственного идеала в образе софьи

Образ Софьи в комедии Фонвизина «Недоросль»

Софья – ключевой персонаж комедии Дениса Фонвизина «Недоросль», вокруг нее строится интрига пьесы. Неожиданное наследство девушки, приезд ее дяди Стародума, неудавшееся похищение и сразу три жениха, которые соперничают между собой, составляют основу сюжета.

Софья получила хорошее образование, воспитывалась в семье глубоко порядочных и благородных людей. Она рано стала сиротой.

Поскольку ее дядя Стародум живет в далекой Сибири, госпожа Простакова на правах родственницы забирает Софью в свой дом и управляет ее небольшим наследством.

Она без зазрения совести обкрадывает подопечную и стремится выдать ее замуж за своего брата, чтобы окончательно прибрать к рукам все имущество девушки.

Простаковой известно, что у Софьи есть жених – офицер Милон. Молодые люди любят друг друга, но это властную помещицу нисколько не волнует. Она не привыкла выпускать из рук даже малую выгоду. Простаковой удается так замести следы, что Милон полгода напрасно ищет возлюбленную, пока случайно не встречает ее в этом доме.

Узнав, что Софья стала богатой наследницей, помещица решает выдать ее замуж за своего сына.

Теперь она всячески обхаживает девушку, ведет себя любезно и предупредительно, хотя прежде не церемонилась с сироткой.

Когда планы Простаковой рушатся, она замышляет коварное похищение Софьи, чтобы силой выдать ее за Митрофана. Все положительные герои пьесы вступаются за девушку и спасают ее от жестокой участи.

Фонвизин не случайно назвал свою героиню Софьей, что по-гречески означает «мудрость». Девушка достаточно умна и рассудительна. Она обладает также мудрым и добрым сердцем. Софья прощает Простакову за причиненные обиды, а в финальной сцене первая бросается на помощь помещице.

Девушка верна своему жениху Милону и не поддается на уговоры Скотининых, хотя и не высказывает открытого протеста.

Когда Милон пытается поставить этот факт в вину девушке, Софья поясняет, что тогда находилась в полной власти Простаковой, было бы глупо понапрасну раздражать злую родственницу.

Когда же Софью силой волокут к венцу, благоразумная девушка не выглядит испуганной овечкой. Она отбивается и зовет на помощь.

В то же время девушка готова подчиниться воле своего дяди при выборе жениха: «Дядюшка! Не сомневайтесь в моем повиновении». Софья глубоко уважает Стародума, ценит его советы. Она читает французскую книгу о воспитании девиц и просит: «Дайте мне правила, которым я последовать должна».

Интересны рассуждения Софьи о нравственных ценностях. Она считает, что сердце довольно только тогда, когда спокойна совесть, четко соблюдая правила добродетели, человек может достичь счастья.

Девушка стремится завоевать уважение достойных людей и одновременно тревожится, что недостойные озлобятся, узнав о ее нежелании с ними общаться. Она хочет избежать любых плохих мыслей о себе и считает, что богатство должно быть честно заработано, а рождение в знатной семье не делает человека благородным.

Побеседовав с племянницей, Стародум приходит в восторг от ее честности и понимания истинных человеческих качеств.

В образе терпеливой, скромной и кроткой героини Денис Фонвизин, вероятно, изобразил свой идеал женщины. Стародум учит Софью, что она не просто должна быть другом своему мужу, но и следовать ему во всем: «Надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны». Девушка искренне соглашается с дядей.

Всех подкупает живой характер Софьи. Она может пошутить и даже заставить своего возлюбленного ревновать. Ее язык утонченно-книжный, что добавляет контраста с грубыми и невежественными высказываниями Скотининых.

В образе Софьи автор представил нам результат правильных принципов воспитания Стародума в противовес Митрофанушке, которого растила Простакова. Эти два персонажа прямо противоположны. Насколько девушка умна, настолько сын помещицы глуп.

Софья благодарна своему опекуну, а Митрофан отталкивает мать, когда она нуждается в поддержке.

Девушка всегда добра и милосердна, ценит в людях честность и порядочность, недоросль очень часто бывает жесток и эгоистичен, уважает только силу и богатство.

Противопоставлены в комедии и два главных женских образа: Софья и Простакова. Деспотичная помещица олицетворяет устаревшие представления о роли женщины в обществе.

Она считает, что порядочная девушка не должна уметь читать, интересоваться многими вещами. Брак для Простаковой – средство получения власти и материальных благ. Мужа она ни во что не ставит, даже бьет его.

Брачные узы для молодой героини – это союз двух сердец, скрепленный взаимоуважением и пониманием.

И по сей день образ Софьи остается воплощением лучших человеческих качеств.

По произведению: «Недоросль»

По писателю: Фонвизин Денис Иванович

Источник: https://goldlit.ru/fonvizin/913-obraz-sofii

Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль Фонвизин сочинение

Софья – одна из главных героинь комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», единственный положительный женский персонаж.

Имя героини выбрано автором не случайно. С греческого «Софья» переводится как «мудрость» и именно эту черту характера, высшую ценность эпохи Просвещения, Фонвизин приписывает ей. Это умная, скромная девушка, которая почитает старших.

Софья – сирота, проживающая в имении Простаковых, с ней грубо обходятся, но это происходит до тех пор, пока не приходит новость о полученном ей наследстве. Это кардинально меняет отношение к ней жителей дома. Госпожа Простакова, желающая выдать как можно выгоднее женить своего сына, решает сосватать их вместе, чем значительно портит отношения со своим братом – Тарасом Скотининым.

Таким образом, на руку девушки претендует сразу три мужчины: Митрофан, Скотинин, Милон, и только последний искренне любит Софью, и хочет жениться на ней, а не на ее наследстве.

Эта линейка и составляет основную канву, конфликт в пьесе. Ситуацию помогает разрешить дядюшка героини, которого все уже давно считали умершим.

Стародум внезапно приезжает в поместье, вводя в ступор Госпожу Простакову, которая не знает, как разрешить ситуацию в свою пользу.

Несмотря на то, что Стародум практически не учувствовал в воспитании Софьи, этих двух персонажей объединяет множество общих черт, идей и мнений. Они оба честны, благородны, ценят в людях в первую очередь их внутренний мир, воспитанность и образованность, а чины и положение в обществе.

Дядюшка Софьи отмечает в ней ее тягу к знаниям, в книгах она старается найти нравственные ориентиры, которые могли бы помочь ей в жизни.

Таким образом, Софья как персонаж выполняет важную функцию – помогает раскрыть характер госпожи Простаковой, ее отрицательные черты (грубость, жажду наживы, жадность, тиранию по отношению ко всем, кроме своего сына), а также отобразить нравственные идеалы, которые ценил автор: ум, честность, благородство.

Характеристика Софьи в комедии Недоросль

Фонвизин Денис Иванович создал бессмертную пьесу «Недоросль». Стоит отметить, что создавал он ее во времена, когда Россией управляла Екатерина Великая. Эта императрица считала важными, даже на уровне государства, вопросы воспитания и образования молодого поколения. По этой причине Денис Иванович в созданном тексте актуализирует вышеназванные вопросы.

Если читатель обратится к анализу образов пьесы, то ему будет несложно убедиться в собирательности каждого отдельного литературного персонажа.

Обратимся к женскому образу Софьи.

Итак, Софья – это умная с кротким нравом девушка. Она воспитана в лучших русских традициях: уважает родителей своих, с почтением и уважением к возрасту относится к старшим. Она адекватно воспринимает советы и критику в свой адрес.

Софья – сирота. Воспитанием ее занимается дядя, Стародум. Этот человек служит в Сибири, поэтому он определяет племянницу «под крылышко» к Простаковой.

 Простакова глупа как пробка, невоспитанна и далека от идеалов нравственности.

Она считает, что может решать судьбу Софьи и решает выдать бедную девушку замуж за Скотинина. Но неожиданно для госпожи Простаковой появляется известие о богатом приданом Софьи и планы кардинально меняются. Теперь уже Простакова задумывает женить на Софье своего сына-балбеса Митрофана.

Кульминация в этой сцене – похищение невесты, причем Стародум одобрил решение племянницы выйти замуж за Милона.

Итак, финал комедии положителен: Софья рядом с любимым человеком.

Почему же Софья не может быть с Митрофаном? Попробуем ответить на эти вопросы.

Во-первых, эти персонажи – антиподы. Их судьбы развиваются в противопоставлении. Если представить себе координатную прямую, то Софья стремится к «плюсу», а Митрофан к «минусу».

Также для читателя важны реплики Стародума о других героях произведения. Так, говоря о племяннице, он называет ее личностью, достойной восхищения. Она, по словам Стародума, человек, обладающий глубокой внутренней культурой и чистотой. Можно сказать, что Софья – сама добродетель.

Также важна антитеза: Софья – Простакова. Почему читателю и на это необходимо обратить свое внимание? Ответ очевиден: две этих особи женского пола олицетворяют собой две противоположных позиции по отношению к роли женщины в обществе и семье.

Простакова – грубиянка даже по отношению к собственному супругу. Сам факт замужества для нее – это получение большого хозяйство в собственное управление. Чувства к мужу для нее совершенно не важны. Да и были ли они когда-нибудь?

Софья же подходит к вопросу создания семьи осознанно. Брак для нее – это союз двух сердец, которые бьются в унисон и будут биться в таком ритме всю жизнь, как говорят «пока смерть не разлучит».

Для Софьи Милон – это возлюбленный, перед которым душа ее открыта и честна.

Если читатель взглянет на обозначенные женские образы с позиции норм жизни, то Простакова живет по давно канувшим в лету законам «Домостроя», а Софья – это принципиально новый тип женский в русской литературе вообще.

По мнению Простаковой дело женщины – ведение хозяйства крепкой рукой и дети. Это серые будни, которые похожи один на другой как куриные яйца.

Софья же олицетворяет собой модернистский взгляд на роль женщины в русском обществе. Это девушка, которая хорошо образована и имеет свою точку зрения на жизнь.

Таким образом, образ Софьи из пьесы Дениса Фонвизина «Недоросль» говорит о том, что это один из лушчих женских образов в русской литературы. Это образ, в котором воплощены самые лучшие качества Человека: честность, искренность, доброта, благородность. Софья – это литературный персонаж, который будет актуален до тех пор, пока Земля вертится….

Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль Фонвизин

  • Мысль народная в романе Война и мир сочинениеСозданный в 1860-х годах роман Толстого «Война и мир», пришелся на время подъёма общественного движения, народности людей. Основной темой литературы для того периода, стала тема народности и духовности жителей. Для того, чтобы раскрыть эту тематику,
  • Печорин — герой своего времени 9 класс сочинение-рассуждениеРоман «Герой нашего времени» был написан величайшим русским поэтом XIX века – Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Это был настоящий оплот творчества писателя. Сам роман несёт в себе собрание определённых повестей
  • Почему Иван Васильевич нигде не служил? По рассказу Толстого После балаПерсонаж рассказа Толстого Иван Васильевич думал, что он не на что не способен и не хотел нигде служить. Его жизнь изменилась после одного эпизода когда он стал свидетелем одного конфликта, когда он вернулся по окончанию бала, ликующий и влюблённый,
  • Образ маленького человека в рассказах Чехова сочинениеМаленький человек у Чехова разный. Он может прятать себя и свой внутренний мир в созданный им футляр. Почему-то люди сами делают свою жизнь скучной и однообразной. Кто от лени, кто от скудоумия. Живут каждый в своём мирке со своими повседневными заботами,
  • Сочинение на тему О днях недели 5 классКаждый день недели у меня всегда расписан. Я делаю план своих действий и стараюсь не откланяться от выполнения намеченных событий.
  • Сочинение на тему 9 мая День победыДень Победы – это праздник, которые связывает все поколения. Уже много лет прошло со времен той разрушительной войны, которая разделила мир на «до» и «после». Говорят, что война продолжается до тех пор, пока не похоронен последний солдат.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-i-obraz-sofi-v-komedii-nedorosl-fonvizin

Образ Софьи в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Софья – центральное действующее лицо пьесы, вокруг которого закручиваются основные события пьесы: неожиданное наследство, появление дяди девушки, замысел похищения и три жениха, борющиеся друг с другом.

Героиня хорошо образована, она рано остается без родителей и попадает в дом Простаковых, которые пытаются овладеть ее небольшим наследством. Зная о том, что у Софьи есть жених Милон, Простакова пытается выдать ее замуж за брата Скотинина, чтобы окончательно прибрать к рукам состояние девушки.

Когда помещица узнает, что Софья богатая наследница, она принимает решение выдать ее за Митрофана. Ранее не церемонясь в обращении с сиротой, теперь Простакова любезна и учтива. Осознав, что ее планам не суждено сбыться, помещица замышляет похищение героини и насильную женитьбу. Однако Стародуму, Милону и Правдину удается предотвратить это коварство.

Нравственные ценности героини

Софья в переводе с греческого обозначает мудрость. Девушка обладает мудростью ума и сердечной чуткостью. В финале пьесы она прощает Простакову и сама бросается ей на помощь.

Несмотря на нападки Простаковой и Скотинина, Софья остается верна своему жениху. В это же время она готова подчиниться воле дяди, когда он говорит о том, что у него на примете есть подходящая для нее партия. Дело в том, что она безгранично доверяет дяде, просит его советов и правил, которым нужно следовать.

Много рассуждает Софья о жизненных ценностях. Для нее совесть и сердце неразрывно связаны – спокойствие одной напрямую зависит от довольства другого, а для этого необходимо строго соблюдать правила добродетели.

Она хочет получить уважение от тех, кого уважает сама, стремится не допустить плохих мыслей о себе.

Важно для нее также понятие честного зарабатывания своего состояния и убежденность в том, что рождение в знатной семье не делает человека благородным.

Читайте также:  Типы связи слов в словосочетании

Авторский идеал женщины

В образе Софьи, скромной и воспитанной, Д.И. Фонвизин обрисовал свой женский идеал. Основным принципом семейной жизни для нее становятся слова-наставления Стародума о том, что главой в семье должен быть муж, повинующийся рассудку, а жена обязана во всем подчиняться ему. Только тогда семья будет крепкой и счастливой.

Образ Софьи Фонвизин стремится сделать живым и подвижным. Это отражается в утонченном языке героини, ей не чужды шутки и даже манипуляция людьми – она с легкостью может заставить ревновать своего возлюбленного.

Софья и другие герои

Софья, воспитанная Стародумом, прямо противопоставлена Митрофанушке, на которого большое влияние оказала Простакова. Ум Софьи обратно пропорционален глупости недоросля.

Девушка во всем полагается на дядю, благодарна ему за те советы, которыми он поделился с ней, а Митрофан отрекается от матери в самый трудный момент ее жизни.

Героиня добра, ценит честность и порядочность окружающих, а Митрофан жесток, только сила и богатство привлекают его внимание.

Софья противопоставлена и Простаковой. Помещица считает, что женщина не должна учиться грамоте, что замужество для нее – лишь средство достижения цели и собственного благополучия. Мужа она ни во что не ставит, даже бьет его. А для Софьи брак – это союз любящих сердец, основанный на уважении и взаимопонимании.

Источник: http://spadilo.ru/obraz-sofi-nedorosl/

Образ Софьи в комедии «Горе от ума»

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе.

Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности.

Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума».

И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя.

Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить.

Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит».

Такая позиция роднит ее с Чацким.

Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества.

Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо.

Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.

Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя.

Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой.

Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды.

К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства.

«Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье.

К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.

Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/obraz-sofi-v-komedii.html

Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль

В комедии Фонвизина «Недоросль» много показательных персонажей. Несмотря на разнообразие действующих лиц, во главе пьесы встают два героя — недоросль Митрофан и его полная противоположность Софья.

Софья единственный положительный персонаж женского пола, что говорит о том, что именно в ней заключен образ идеального женского воспитания, которое представлял себе Фонвизин.

В сравнении с Митрофаном отчетливо выделяются такие качества Софьи, как тяга к знаниям, воспитанность, уважение к старшим, доброта, скромность.

Именно этими качествами по мнению автора должна обладать благонравная девушка.

Судьба Софьи принесла ей немало несчастий. Она росла без отца, а повзрослев, потеряла и мать. Поскольку от ее дядюшки Стародума, которой был в Сибири, долгое время не было вестей, она попала под опеку к Простаковым.

Семья Простаковых, во главе с взбалмошной госпожой Простаковой устроили Софье очень нелегкую жизнь. Они насильно прекратили ее общение с Милоном, молодым человеком, к которому Софья питала искренние и взаимные чувства. За ней постоянно следили, попрекали куском хлеба и во всем ограничивали.

Но несмотря на такое обращение, Софья ни разу не пожаловалась и всегда относилась к Простаковым почтительно.

Софье также присуща верность. Несмотря на то, что она целых полгода не виделась со своим избранником и не получала от него вестей, она не изменила своим чувством. Все это время она продолжала любить его.

Когда выяснилось, что Стародум не только жив, а еще и заработал на Севере большое состояние, наследницей которого сделал Соню, все вокруг засуетились.

Ее насильно пытались выдать замуж и за Скотинина, и за Митрофана, но она не собиралась отказываться от своих чувств.

Софья не раз выступает в роли очень образованной девушки. Ее речь очень почтительна и грамотна, а свободное время она предпочитает проводить за поучительной литературой.

Встретившись с племянницей впервые за долгое время, Стародум был доволен и ее воспитанием, и ее нравом.

Он с удовольствием отмечает, что Софья выросла именно такой, какой он хотел ее видеть, и даже выбрала того избранника, которого он сам для нее подыскал.

Софья противопоставляться и Митрофану, и госпоже Простаковой. Она является эталоном женской добродетели, примером для дворянок той эпохи. В ней Фонвизин заключил все достоинства, которые считал важными и ключевыми для девушек.

Сочинение про Софью в рассказе Фонвизина

Софья — единственная и любимая племянница Стародума. Кроме того, когда она потеряла своих родителей, он был ей ещё и опекуном. На время его отъезда из города, Простаковы берут девушку  к себе в поместье.

Но они делают это не из-за своей доброты, а только потому, что хотят забрать у Софьи всё, что у неё есть. Но только их план для неё слишком очевиден и прост. Софья сразу раскрывает его и смотрит на всё это с иронией и усмешкой.

Софья – умная и хитрая девушка, но кроме этого, она  ещё умна и рассудительна.

Главная героиня – одна из положительных персонажей в этой комедии, где очень много иронии и насмешек. Кроме того, она притягивает других положительных героев к себе, таких как Стародум или Правдин. Героиня – светлый образ, который наделен не только чувствительностью и пониманием, но ещё умением мудро и здраво мыслить.

На протяжении всей комедии характер Софьюшки  остается неизменным: она всё время верна Милону, почитает своего дядюшку Стародума и уважает Правдина.

Девушка сразу понимает, что помещица Простакова ласкова с ней не просто так, она сначала хотела выдать девушку замуж за своего брата Скотинина, но, как только она узнала, что та получила богатое наследство от своего дяди, решила женить на ней своего любимого сына Митрофанушку.

Следовательно, на руку девушки претендовали сразу три мужчины: Скотинин, Митрофан и Милон, но только последний любил Софью искренне, и хотел жениться на ней, а не на ее наследстве.

Когда Стародум, хочет выдать Софью за незнакомого ей молодого человека, она смущается и говорит, что и от неё тоже выбор зависит жениха. Стародум соглашается с девушкой, и она сразу же успокаивается, говоря о том, что любит только Милона и планирует  выйти за него замуж.

Несмотря на то, что дядя Софьи почти не участвовал в её воспитании, у этих двух героев есть много схожих черт – честность, благородство, искренность, доброта и воспитанность, а также у них обоих была своя точка зрения на жизнь. Стародум видит, что Софья тянется к знаниям и  в книгах всё время пытается найти нравственные направления, которые могли бы потом  помочь ей в дальнейшей жизни.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что Софья как героиня  выполняет главную функцию – помогает раскрыть истинный характер госпожи Простаковой, ее негативные стороны, а также в образ Софьюшки воплощены все самые лучшие качества человека – ум, честность, искренность, благородность, доброта и многие другие, которые так сильно ценил автор.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/fonvizin-d-i/harakteristika-i-obraz-sofi-v-komedii-nedorosl

Образ и характеристика Софьи в комедии Фонвизина Недоросль

Образованнейший человек своего времени, прогрессивный мыслитель Денис Иванович Фонвизин в конце 19 века создаёт удивительно яркое сатирическое произведение «Недоросль».

Сюжет комедии закручивается вокруг борьбы за возможность жениться на воспитаннице Простаковых Софье. Об этом мечтают госпожа Простакова и её глупый сынок Митрофанушка, Скотинин — брат Простаковой и Милон, молодой офицер, возлюбленный Софьи. Кто же такая эта Софья, заполучить руку и сердце которой хотят столь разные персоны?

Молодая девушка из небогатых дворян рано осталась без родителей и находится под опекой дальних родственников Простаковых. Пребывает она в этой семье в очень бесправном положении.

Доходит до того, что её хотят насильно выдать замуж.

Сначала Скотинин желает жениться на ней, чтобы прибрать к рукам её именьице, а потом Простакова, узнав, что Софья станет наследницей состояния, хочет женить на ней своего остолопа сына.

Софья это абсолютный антипод Простаковой. Она девочка скромная, образованная, получила хорошее воспитание. Даже, живя в такой дремучей семье, она умудряется много читать, знает французский язык. Софья имеет правильные понятия о благородстве и чести.

Читайте также:  Заказываем контрольную. какому сайту доверять?

«Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных»,—говорит она в беседе со Стародумом. Добродетельная её натура не позволяет ей даже осудить тех грубых, необразованных хапуг в окружении которых она какое-то время жила.

«Да скажите ж мне, пожалуйста, виноваты ли они? Всякий ли человек может быть добродетелен?»— видимо она задумывается о том, как складывается характер людей, что может влиять на их формирование. Софья внимательно слушает поучения своего мудрого дядюшки и очень разумно ведёт с ним беседу.

В свои молодые годы она уже хорошо разбирается в людях, ценит честность и нравственность. Её не прельщает богатство, замуж она хочет выйти за человека добросовестного, честного. Ей присуща рассудительность и мудрость. Недаром её имя означает «Мудрая».

В этой комедии у Софьи нет отрицательных черт. Этот образ идеален, на его фоне становятся ещё более заметными недостатки отрицательных персонажей, их тупость, необразованность, жадность, подхалимство. Драматург хотел показать, что и в условиях простаковщины человек, будь то мужчина или женщина, может воспитать в себе прекрасные свойства души.

Комедия, написанная в стиле классицизма, заканчивается полным поражением отрицательных героев и победой персон положительных. Соединившиеся вокруг Софьи Стародум, Правдин и Милон способствуют её освобождению от опеки Простаковых, и девушка с радостью отдаёт руку и сердце своему избраннику.

Нарисованный Фонвизиным образ Софьи, хоть и немного назидательный, вызывает у читателей сочувствие и одобрение.

Сочинение Образ и характеристика Софьи из Недоросля 9 класс

Софья — один из главных героев комедии «Недоросль». Вокруг неё строится весь сюжет: полученное ею наследство, три жениха и неожиданный приезд дяди.

Софья выросла в благородной и порядочной семье, получила достойное образование, Но она рано потеряла родителей. Дедушка Софьи живет далеко в Сибири, поэтому девушку на воспитание берёт госпожа Простакова, которая старается устроить свадьбу между Софией и своим собственным братом, чтобы завладеть наследством несчастной.

У Софьи же есть жених-офицер, влюбленные души друг в друге не чают, но Простакову это мало волнует. Однако Софья остаётся верной своему выбору.

На греческом имя Софья значит «мудрость». И это неспроста, девушка достаточно умна и мудра, имеет доброе сердце. Она умеет прощать, она смогла простить обиду  Простаковым и даже помогла им в конце комедии.

Стоит обратить внимание на рассуждение Софьи о нравственности. По ее мнению, спокойно жить можно лишь тогда, когда спокойна твоя совесть. Героиня пытается добиться уважения порядочных людей и ,при этом, быть осторожнее с недостойными.

Можно сказать, что для Фонвизина Софья была идеалом женщины, он сделал свою героиню скромной, кроткой и терпеливой такой, какой, по его мнению, должна быть идеальная дама.

Также у Софьи очень озорной характер: она может не только удачно пошутить, тем самым разрядив обстановку, но и вызвать ревность у своего возлюбленного. Она начитана, от чего речь ее утонченная, тем самым создавая контраст между ней и семейством Скотининых.

Также Софии является противоположностью Митрофанушки, воспитание которого разительно отличается от воспитания самой Софьи Стародумом. Софья-благодарная девушка, которая всегда готова поддержать тех, кто рядом с ней, Митрофан же не принимает мать, которая нуждается в его понимании.

Что же касается Простаковой, то она является устаревшей моделью роли женщины в обществе, считает, что образование ни к чему слабому полу. Софья же современна, она любознательна и умна, образована.

В заключение стоит сказать, что образ Софьи не только является идеалом для самого автора, вложившего в героиню такие качества, как честь, доброта и ум. Софья всегда есть и будет воплощением самых лучших качеств личности.

Вариант 3

В комедии «Недоросль» Д, И.Фонвизин осуждает и высмеивает традиционное дворянское воспитание.

Персонажи пьесы четко разделены на положительных и отрицательных героев, получивших «говорящее» имя, отражающее основные черты характера.

В «Недоросли» представлены образы дворян, крепостных людей, молодых учителей и государственных мужей. Положительные герои комедии отражают мировоззрение писателя, одним из таких персонажей является Софья.

Софья – племянница Стародума. Ее отец погиб, когда девушка была еще младенцем, мать Софьи умерла за полгода до представленных в комедии событий. Отправившись в Сибирь, Стародум оставил Софью на попечение Простаковым, которые стали присматривать за ее имением, обкрадывая его.

Госпожа Простакова в начале пьесы хочет выдать девушку замуж за своего брата Скотинина. Но когда узнает, что Стародум оставляет Софье все свое имущество, начинает пророчить в женихи сына Митрофана. Оба героя начинают бороться за руку девушки. Но у Софьи есть любимый человек – офицер Милон, которому она верит и остается верна.

Попытки госпожи Простоковой заполучить богатое приданное невестки остаются безуспешными.

С греческого имя Софьи переводится как «мудрость». И действительно героиня комедии сочетает в себе такие черты как образованность и острый ум. Вместе с тем девушке присуще уважение к окружающим, Софья хороша воспитана. В ее характере можно также наблюдать краткость и терпение, она не перечит воле старших.

Но в то же время отстаивает и свою позицию. Так, когда Простакова решает выдать ее замуж за сына, девушка, не боясь своих чувств, говорит что любит другого человека. Софья благодарна Стародуму за то, что после смерти родителей он не оставил ее, взял под опеку.

У героини комедии доброе сердце, после всего, что сделали Простаковы, она не держит на них зла.

Стоит отметить, что вокруг Софьи группируются все остальные положительные персонажи пьесы. Девчушка никому не делает зла, с благодарностью относится к добру со стороны других персонажей.

В конце пьесы она остается с любимым.

Таким образом, Софья помогает раскрыть характеры других героев, является отражением нравственных качеств, которые писатель ценил в людях, — доброта, честность, ум и благородство. 

Для 9 класса

Также читают:

← Над чем меня заставила задуматься комедия Недоросль ← Положительные и отрицательные герои комедии Недоросль Фонвизина↑ ФонвизинОбраз и характеристика Митрофанушки в комедии Недоросль → Образ и характеристика Вральмана в комедии Недоросль →

  • Сочинение на тему Берегите природу 6, 8 классПрирода – это мир планеты Земля, в создании которого человек не участвовал. Природа – это Вселенная, которая появилась независимо от желания и деятельности человека. Природа – это лес, море, цветы, горы, поле, птицы, животные, рыбы
  • О чем заставляет задуматься роман Мастер и Маргарита сочинение эссеРоман это, в принципе, заставляет задуматься. Конечно, у каждого найдётся свой «повод», свои ассоциации и примеры. Люди в одном произведении часто видят разное… Но есть кое-какие общие «дорожки» — темы.
  • Анализ рассказа Зощенко Великие путешественникиРассказ «Великие путешественники» повествует о том, как автор в шестилетнем возрасте со своей старшей сестрой и хозяйским сыном Степкой решили отправиться в кругосветное путешествие, не спросив разрешение у родителей.
  • Сочинение по картине Прибыл на каникулы Решетникова описание для 6 классНа переднем плане картины зафиксирована сцена между мальчиком одетым в специальную военную одежду и его дедушкой. Сразу видно он учится в Суворовском училище.
  • Сочинение на тему Октябрь уж наступил 5, 7 классНенавижу октябрь! Холодное зыбкое утро, непрерывно моросящий дождь, облака под цвет асфальта. Грустно и печально. Лето ушло, и всё ближе и неумолимо приближается зима. Душу наполняет меланхолия

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/fonvizin/obraz-i-harakteristika-sofi-v-komedii-nedorosl-9-klass

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова: характеристика, цитаты :

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» самый драматичный. Грибоедов, изображая героиню, совсем отходит от сатирических приемов. Для него девушка — живой человек, а не шаблонный образ, как ее батюшка и другие представители света. Попробуем разобраться, почему же писатель, вознося Софью над другими, все же сделал ее несчастной.

Характеристика Софьи («Горе от ума»). Мнения критиков

Софья по своему характеру и духовной силе очень близка Чацкому. Грибоедов приложил много усилия для создания этого женского образа, однако критики того времени имели другое мнение. Так, П.

Вяземский называл ее «халдой, которая не имеет женской прелести», кроме того, публициста смущала и нравственность девушки, которая тайно встречается с молодым человеком и даже принимает его у себя в спальне. Н.

Надеждин соглашался с последним утверждением: «Софья – идеал московской барышни… с чувствами невысокими, но сильными желаниями», которые «едва сдерживались светскими приличиями». Даже Пушкин назвал Софью неудачей Грибоедова, поэт полагал, что она «неясно начертана».

Роль Софьи в комедии «Горе от ума» долгое время недооценивалась. Только в 1871 году Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» написал о достоинствах героини и о ее огромной роли в пьесе.

Критик даже сравнил ее с Татьяной Лариной Пушкина. Но наиболее ценно то, что ему удалось заметить и оценить реалистичность характера Софьи.

Даже ее отрицательные черты стали в каком-то роде достоинствами, так как делали девушку более живой.

Героиня драмы

Не персонажем социальной комедии, а героиней бытовой драмы является Софья. Грибоедов («Горе от ума») за свою пьесу не просто так был назван драматургом-новатором.

Ему одному из первых удалось скрестить комедию и драму, и Софья является прямым тому доказательством. Она очень страстная натура, которая живет только сильными чувствами.

В этом ее схожесть с Чацким, который также не в силах сдерживать страсть.

Убогость Молчалина не делает любовь девушки смешной, наоборот, эта ситуация лишь добавляет драматизма в ее облик. Характеристика Софьи («Горе от ума») основана именно на ее привязанности. Только зритель видит истинное лицо Молчалина, для героини же он — идеал. Она предстает девушкой, способной на настоящие чувства, которая не может притворяться и не желает этого.

Софья и Молчалин – горе от любви

Мы определились с тем, что образ Софьи в комедии «Горе от ума» неразрывно связан с Молчалиным. Любовь к нему определяет все поступки героини. Она разделяет мир на две части: Молчалин и другие. Софья постоянно думает о возлюбленном, видимо, поэтому и не замечает того, какие люди ее окружают.

Девушка находится во власти невероятно сильной первой влюбленности. Однако чувства ее несвободны и нерадостны. Она хорошо понимает, что ее избранник никогда не понравится отцу. Эти мысли серьезно омрачают жизнь девушки, но внутренне она готова бороться за свою любовь до последнего.

Монолог Софьи («Горе от ума»), в котором она исповедуется Лизе в своих чувствах, говорит о том, что она переполнена ими. Что еще могло ее подтолкнуть к этому необдуманному шагу? Даже откровенность с Чацким обусловлена именно тем, что разум Софьи затуманился любовью.

Она теряет весь свой здравый смысл и лишается способности рассуждать. Однако сама считает, что относится к Молчалину очень критически и здраво: «Нет в нем этого ума…», но она тут же говорит о том, что иметь особый ум для семейного счастья и не обязательно.

В ее представлении возлюбленный тих, мягок и безропотен. Софья не видит, что он подлец, это правда откроется ей только в финале. Девушка станет свидетельницей того, как любимый ухаживает за Лизой. Это открытие буквально уничтожает ее.

Эпизод по праву считается самым драматическим моментом пьесы.

Сентиментальные романы и женское образование

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» не только драматичен, но и в некотором роде собирателен. На ее примере Грибоедов показывает трагедию девушек из светского общества.

Ведь в чем причина того, что она не только влюбилась в подлеца, но еще и оговорила любящего ее Чацкого? Автор дает прямой ответ на этот вопрос: «дочерей наших всему учить… и танцам, и вздохам, и пенью! Как будто скоморохам в жены их готовим».

То есть здесь говорится о том, что девушки, хоть и знали многое, и обучались, готовились только к одному – удачному замужеству. И Софья, как многие, выстраивает свою жизнь, согласно общепринятому образцу.

А с другой стороны, ее воспитывали и книги – французские романы, которые не дают ей сна. Характеристика Софьи («Горе от ума») дает нам возможность предположить, что Грибоедов пытался поднять проблему просветительства и женского обучения в России своего времени.

Даже выбор Молчалина в качестве предмета воздыхания во многом обусловлен именно сентиментальными романами, в которых описывалась любовь знатной девушки и бедного юноши (или наоборот). Софья восхищалась мужественностью и преданностью романных героев. И Молчалина она полагала таким же книжным персонажем.

Девушка не может отделить реальную действительность от выдумки, поэтому ее любовь и оканчивается так печально.

Софья и другие женские образы

Рассматривать образ Софьи в комедии «Горе от ума» можно и в контексте других светских девушек и дам. На примере других героинь Грибоедов показывает путь светской дамы, который и стремится пройти Софья. Начинается он с барышень на выданье – княжон Тугоуховских.

Затем мы видим Наталью Дмитриевну Горич, недавно вышедшую замуж молодую даму. Она учится помыкать мужем, руководить его действиями и направлять. Вот дамы, формирующие светское мнение – Хлестакова, Марья Алексевна, княгиня Тугоуховская, Татьяна Юрьевна.

В конце же жизни их всех ждет немного комический образ графини бабушки.

Читайте также:  Есть ли в поэме «мёртвые души» живые души?

Монолог Софьи («Горе от ума»), в котором она превозносит достоинства возлюбленного и говорит, что он отлично подходит на роль супруга, является в этом отношении показательным. Молчалин действительно является идеальным кандидатом для того, чтобы воплотить в реальность жизненный путь дамы света. В то время как Чацкий для этой роли совсем не годится.

Цитаты Софьи из комедии «Горе от ума»

Самые знаменитые высказывания героини:

  • «Счастливые часов не наблюдают»;
  • «Что молва мне? Кто как хочет, так и судит»;
  • «Делить со всяким можно смех»;
  • «Не человек, змея!»;
  • «Герой… не моего романа».

Подведем итоги

Показывает нам драматизм героини характеристика Софьи. «Горе от ума» обличает и раскрывает суть многих общественных явлений, в том числе и затрагивает положение женщины в современном автору мире.

Софья – умная, незаурядная и страстная натура, которая могла бы составить Чацкому достойную пару. Но воспитание и окружение исказили эти благородные черты, в каком-то смысле изуродовали героиню и привели к драматическому финалу.

Роль Софьи в комедии «Горе от ума», таким образом, является ключевой и сюжетообразующей.

Источник: https://www.syl.ru/article/300631/obraz-sofi-v-komedii-gore-ot-uma-a-s-griboedova-harakteristika-tsitatyi

Недоросль характеристика образа Софья

Софья — племянница Стародума (дочь его сестры); мать С. — сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простако-вой. София — по-гречески означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость С. — не рациональная, не мудрость, если можно так выразиться, ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели.

Образ С. стоит в центре сюжета. С одной стороны, С. — сирота, и Простаковы воспользовались этим в отсутствие ее опекуна Стародума («Мы, видя, что осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим» — д. 1, явл. V).

Известие о приезде Стародума в Москву вызывает настоящую панику в доме Простаковой, которая понимает, что теперь придется расстаться с доходами от имения С. С другой стороны, С. — девушка на выданье, и у нее есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, однако Простакова прочит ей в мужья своего брата Скотинина.

Из письма Стародума Простакова и Скотинин узнают, что С. — наследница дядиных 10 000 рублей; и теперь к ней сватается еще и Митрофан, поощряемый к женитьбе матерью, Простаковой.

Скотинин и Митрофан не любят С, а С. не любит их, откровенно презирая и смеясь над обоими. Положительные персонажи группируются вокруг С. и активно содействуют ее освобождению из-под мелочной и корыстной опеки Простаковой. По ходу действия рушатся преграды к браку С. с Милоном, а имение Простаковой в результате всей этой истории попадает под опеку властей.

На протяжении комедии характер С. остается неизменным: она верна Милону, испытывает искреннее почтение к Стародуму и уважает Правдина. С. умна, она сразу замечает, что Простако-ва «сделалась ласковою до самой низости» и что она «прочит» ее «и невесты своему сыну» (д. 2, явл.

II), насмешлива (она подтрунивает над ревнующим ее к Скотинину и Митрофану Милоном), чувствительна и добра (с пылкостью она выражает свою радость, когда Стародум дает согласие на ее брак с Милоном; в момент счастья прощает Простакову за причиненное зло и жалеет «презлую фурию»). С.

происходит от честных дворян, которые дали ей образование (она читает по-французски сочинение Фене-лона о воспитании девиц). Ее простые чувства человечны: почет и богатство, считает она, должны доставаться трудами (д. 2, явл. V), девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать. Когда Стародум, еще не зная Милона, хочет выдать С.

за некоего молодого человека, С. «смущается» и полагает, что выбор жениха зависит и от ее сердца. Стародум подтверждает мнение С, и она сразу же успокаивается, заявляя о своем «повиновении».

Фонвизин приложил немало усилий, чтобы придать С. живые черты. С этой целью он использовал приемы западной мелодрамы, соединив драматические моменты с чувствительными. Однако в большей мере его интересовало воспитание честного человека, достойного звания дворянина.

По молодости лет его героиня нуждалась в опытном руководителе-наставнике. Она вступала в новую, самую, пожалуй, ответственную полосу жизни, и драматург не прошел мимо этого. Природная добродетель С. должна была получить умственную огранку. На пороге свадьбы Стародум дает С.

советы, из содержания которых выясняется, как он (и автор «Недоросля») понимает правильное воспитание девиц и женщин.

Более всего Стародум боится влияния «света», своими соблазнами способного развратить невинную, чистую и добродетельную душу. Поэтому в «свете», говорит Стародум, важен первый шаг, умение поставить себя, и зарекомендовать. Общее правило гласит: дружбу надо вести с теми, кто ее достоин, т. е. выбирать друзей. С.

неопытна и просит разъяснить, не навлечет ли предпочтение одних злобу других. Стародум учит ее, что не надо ждать зла от людей, которые тебя презирают, зло исходит от тех, кто сам достоин презрения, но завидует добродетелям ближнего. С. считает таких людей жалкими, потому что подобные люди несчастливы.

Стародум предупреждает: жалость не должна останавливаться перед злом, а добродетели надо следовать своей дорогой. Тратить время на воспитание «злых», которых С. называет «несчастными», не следует, так как всякий человек, если у него есть совесть, сам обязан пробудить в себе добродетельные чувства. Усваивая урок, С.

делает вывод, что надо ясно и твердо показать злому человеку низость его души. Стародум добавляет: разум такого человека — не прямой разум, т. е. лукавый, хитрый, нечестный. Подлинное счастье приносят добродетель и прямой разум. Как и Правдин, С. понимает счастье в духе обычных представлений: знатность, богатство.

Однако Стародум объясняет ей, что знатность и богатство — не просто титулы и деньги, но «знаки» государственного и гражданского положения человека, налагающие на него моральные обязанности. Стародум учит С. различать подлинное и мнимое, наружный блеск и внутреннее достоинство; он противник эгоистического счастья. И С. усваивает его уроки.

Она тоже уверена, что человек живет не один, что все обязаны друг другу. Но если это так, то почему, думает С, разум не разъяснит столь простую истину. Стародум в ответ произносит замечательную фразу: «Прямую цену уму дает благонравие». Именно душа, «умное сердце», делают честного человека «совершенно честным». Так для С.

проясняются важнейшие просветительские понятия (ум, честь, служение отечеству, должность честного человека, благонравие и др.). Семена Стародума падают на благодатную почву, потому что «внутреннее чувство» изначально добродетельной С. говорит ей то же самое.

От общих понятий о дворянине и его должностях Стародум переводит разговор к человеку, к личной стороне его жизни, к семейному очагу. Свернув с пути добродетели, муж и жена перестают любить друг друга, чувствовать взаимную дружескую привязанность и превращают совместную жизнь в ад, забывая о доме и о детях.

Стародум еще и еще раз напоминает С: «добродетель все заменяет, и добродетели ничто заменить не может»; при этом он не забывает и об интимной стороне брака: «Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила».

В конечном счете в муже потребна сила ума («благоразумие»), в жене — добродетель, муж повинуется рассудку, жена — мужу. Старые нормы обретают новое содержание, а основой семейной гармонии опять-таки становится душа и исходящее от нее «благонравие».

Поэтому воспитание честного человека — мужчины или женщины — состоит в просвещении души.

Источник: http://lit-helper.com/p_Nedorosl-_harakteristika_obraza_Sof-ya

Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» — вариант 2

    Одним из центральных персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума» является образ Софьи. Сам автор характеризовал свою героиню так: «девушка сама не глупая».

И имя своей героине автор дал соответствующее – София, что означает «мудрость». Но читатель все-таки чувствует неоднозначное отношение автора к героине. И поэтому наше восприятие Софьи тоже неоднозначно.

«Кто разгадает вас?» — на этот вопрос, заданный Чацким, мы должны найти ответ. 

    Чацкий Софью любит, она не такая, как прочие московские барышни. И героиня Чацкого любила, молодой человек оставил значительный след в ее душе, до сих пор он ей небезразличен. 

    Но на Софье тоже есть «особый отпечаток», как на всех московских. Она получила то воспитание и образование, каких требовало общество. У нее сложился определенный идеал семейной жизни – московский.

Правда, на формирование этого идеала оказали влияние и французские романы о необыкновенной любви. Долгое время Чацкого не было рядом с Софьей (он «три года не писал двух слов»).

Зато был Молчалин, вполне, с точки зрения героини, подходящий на роль милого, несмелого, робкого возлюбленного. 

    Подобный образ девушка себе придумала и «наложила его» на Молчалина. Ей нравился не Молчалин, каким он был на самом деле, а Молчалин, каким она себе его представляла. И.А. Гончаров отмечал, что эта героиня «не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты». Софья решительна, она готова бороться за свое счастье, именно поэтому она и придумывает свой сон. Героиня ждет случая, чтобы подготовить отца к мысли об ее браке с Молчалиным. Что нам напоминает ее рассказ о сне? В нем чувствуются черты баллады, столь популярной в эпоху Грибоедова: разлука с любимым, противостояние мира, фантастические чудовища… «Тут все есть, коли нет обмана», – реагирует на этот сон Фамусов.

    Софья достаточно умна, чтобы не сердить отца, она хитрит, обманывает, не ощущая при этом угрызений совести. Она остра на язык, язвительна.

    И.А.

Гончаров дал Софье следующую характеристику: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию». 

    Образ Софьи играет весьма значимую роль в комедии. С ней связана завязка конфликта любовного, а также и завязка конфликта личности и общества, которая происходит в эпизоде разговора Чацкого и Фамусова о сватовстве, перешедшего на разговор о службе. 

    Кульминационные моменты этих двух конфликтов совпадают, и точка совпадения – Софья, обмолвившаяся в гневе за Молчалина — «Он не в своем уме». Героиня сознательно подтвеждает сумасшествие Чацкого:

    А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

    Угодно ль на себе примерить?

    И развязка связана с Софьей. Девушка посылает Лизу за Молчалиным, слышит, как и Чацкий, их разговор. Появление Фамусова приводит оба конфликта к логическому завершению.

    Софья – единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. Молчалин принимает на себя роль влюбленного и безропотно ее играет.

Фамусов находится в состоянии каких-то пока не совсем определенных подозрений по отношению к Молчалину, а потом к Чацкому, поскольку Софья его поставила в эти условия. Чацкий ошеломлен холодной встречей и в силу своей углубляющейся любовной драмы неадекватно реагирует на любые обращения к нему со стороны героев пьесы.

Сплетня же о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей Фамусова тоже с подачи Софьи. Софья здесь выступает как кукловод, в руках у которого ниточки, приводящие в действие марионеток. 

    Говоря о Софье, Гончаров писал: «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»».

    Драма Софьи в том, что она полюбила недостойного. Появление Чацкого путает ей все карты, но становится катализатором развития ее отношений с Молчалиным. Софья сердится на Чацкого, потому что в душе ее таится смутное ощущение неполного соответствия Молчалина ее идеалу.

Но в ней заговорило женское самолюбие: предмет ее любви посмели осуждать. Вдобавок Софья внутренне понимает, что Чацкий прав. От этого ей особенно обидно. Из-за чего у нее обострились отношения с Чацким? Из-за любви. У всех прочих это общественный конфликт, а у нее – любовный.

    Почему Грибоедов говорит, что Софье было тяжелее всех? Да потому что рухнула ее идиллия романтической любви Молчалина. Но существенно и другое: героиня унижена не только осознанием того, что не привлекает Молчалина вообще. Страшно, что это произошло на глазах у Чацкого. 

    Между тем, Софья ведет себя очень достойно и мужественно. Она находит в себе силы признаться в том, что Молчалин – подлец, и признает свою неправоту:

    Не продолжайте, я виню себя кругом.

    Но кто бы думать мог, чтоб он был так коварен!

    Софья привлекает нас своей естественностью и простотой, свободной от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и горячностью. В то же время она – дитя фамусовского общества, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам. Вот почему девушка оказалась способна оклеветать Чацкого. 

    К сожалению, Софья не может выйти замуж за иного героя, нежели Молчалин. Ей нужен муж–мальчик, ибо она подсознательно стремится к власти. В слепом чувстве любви Софья не увидела, что она нужна Молчалину для того, чтобы пользоваться ее влиянием. 

    Софья – великолепный женский образ в русской литературе. В галерее русских женских характеров она занимает достойное место как образ сильного человека и мужественной, хоть и наивной девушки.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/griboedov-a-s/3023-obraz-sofi-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma-variant-2

Ссылка на основную публикацию