Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге (в.г.белинский)

«Разум и чувства — две силы…» (В.Г. Белинский)

«Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский)

Человек — существо разумное. Это аксиома, непреложная истина. Даже в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова сказано, что разум — это «высшая ступень познавательной деятельности» именно человека, хотя и животные бывают разумными.

В этом же словаре разум как «способность логически и творчески мыслить» противопоставлен чувству, трактуемому как «состояние, в котором человек способен осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений и впечатлений».

И хотя эти понятия — антиподы, человек никогда не будет полноценным, если будет придавать особое значение чему-то одному в ущерб другому. Это понимал, например, наш великий поэт А.С. Пушкин. В своей «Элегии» он говорит:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…

Как видим, «мыслить и страдать» — две силы, «равно нуждающиеся друг в друге», которые составляют основу жизни гармоничной личности.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы можем найти подтверждение мысли русского критика В.Г. Белинского.

Самый яркий и запоминающийся об­ раз романа — Евгений Базаров, в силу своих убеждений ставит во главу угла разум, а не чувства, так как нигилизм опирался на скептицизм — полное отрицание всего, что имело отношение к буржуазно-дворянским традициям и обычаям, а также к миру чувственности.

Именно поэтому Базаров считает, что «любовь — белиберда, непростительная дурь», а между молодыми людьми существует не что иное, как только физиологическое влечение. Он отрицает музыку, поэзию, красоту природы, потому что занятия не наукой считает бесполезным времяпрепровождением.

По его мнению, «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Базаров презрительно отзывается о Павле Петровиче, который бросил свою жизнь к ногам любимой женщины. Насмешек удостоился и его брат, отец Аркадия, читавший Пушкина и игравший на виолончели.

«Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта», — говорит Базаров, твердо веривший, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Однако человек не может жить только разумом, чувства его все равно рано или поздно настигнут, что и произошло с Базаровым.

Познакомившись на балу с Анной Сергеевной Одинцовой, Базаров нашел ее не только умной, но и привлекательной. Привычно он много говорил о науке, рассуждал о медицине, ботанике, и Одинцова поддерживала разговор, так как разбиралась в науках. И Базаров стал меняться: он влюбился, несмотря на то что считал это чувство романтической чепухой.

В сцене объяснения с Одинцовой мы видим совсем другого Базарова, не того, который спорил с Кирсановым, а страдающего человека, который любил, но не мог открыть своего чувства. И такой Базаров нам более симпатичен, чем Базаров- нигилист.

Поэтому и разрыв Евгения с Одинцовой вызывает у нас чувства сопереживания, жалости, а сцена у постели умирающего Базарова, когда его навещает Одинцова, вызывает у нас слезы.

Наверное, закономерно, что смерть Базарова — это удар, прежде всего, по его нигилистическому убеждению. Все можно отрицать, но перед смертью все равны. И это надо понимать разумом.

Именно в сцене последней встречи с Одинцовой Базаров говорит и о своем разуме («Нужен я России, нет, видно не нужен»), а еще больше о своем чувстве к ней.

Перед лицом смерти в мировоззрении этого героя разум и чувства становятся той силой, которая не противостоит, а дополняет друг друга.

В этом романе не только Базаров отдавал предпочтение какой-то одной стороне человеческой натуры. Например, Николай Петрович, наоборот, жил больше чувствами, чем разумом. Оттого и деревня пришла в запустение, оттого и прятал он от Аркадия Фенечку.

А ведь казалось, пора была принять ее не только сердцем, но и разумом, ведь рос незаконнорожденный сын. Мне кажется, только благодаря Базарову Николай Петрович, наконец-то забыл о дворянских предрассудках и женился на бедной женщине.

Две силы — разум и чувства — сделали этого героя в глазах читателя более симпатичным персонажем, чем он был в начале романа.

Конечно, примеров того, как разум и чувства дополняют друг друга, в нашей литературе немало. Вспоминаются Чацкий с его «ум с сердцем не в ладу», Печорин, который только один раз дал волю чувствам, когда преследовал Веру, и другие.

Но какого героя бы мы не взяли, мы можем увидеть, что все, что имеет значение для жизни человека (труд, материальные блага, мир, природа, семья), в особой ценностной проекции отражается равно как на его сознании, так и на его чувствах.

Поэтому разум и чувства — это не противоборствующие стороны человеческой личности, а те опоры, на которых и должен стоять человек — венец творения вселенной. (688 слов)

Источник: https://vopvet.ru/news/razum_i_chuvstva_dve_sily_v_g_belinskij/2016-12-04-6136

Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге (В.Г.Белинский)

Пример итогового сочинения по направлению «Разум и чувства».

К чему важнее прислушиваться в любой жизненной ситуации: к голосу разума или советам сердца? Наверное, невозможно на этот вопрос дать однозначный ответ. Франсуа де Ларошфуко, французский писатель XVII века, считал, что «ум всегда в дураках у сердца». На это русская пословица могла бы ему возразить: «И сила уму уступает».

Представим человека, поведением которого руководят исключительно законы разума. Он всегда способен трезво оценить ситуацию, размышляет, как необходимо поступить, чтобы не оказаться в опасности. Но жизнь, подчиненная только указаниям рассудка, часто может стать безрадостной и даже бессмысленной.

В подтверждение этому можно вспомнить Печорина из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». С одной стороны, не знающий страха, он совершает отчаянные до безрассудства поступки.

Но под руководством своего «холодного» ума превращается в эгоиста, не способного по-настоящему любить, дружить и сочувствовать. Печорин становится виновником гибели Бэлы, обманывает искреннее чувство молоденькой княжны Мери, равнодушием отвечает на дружескую привязанность Максима Максимыча.

«Рассудочный» эгоизм лишает героя Лермонтова права быть счастливым. Он чувствует себя ненужным, не видит смысла в жизни.

«Современник» Печорина – Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина, тоже предпочитает поступать по советам ума, а не сердца.

Не желая обременять себя узами брака, он не отвечает взаимностью на любовь прекрасной девушки – Татьяны Лариной. Боясь сплетен, отправляется на бессмысленную дуэль с молодым романтиком Владимиром Ленским.

«Как я ошибся! Как наказан!» — с раскаянием восклицает Онегин, когда уже нельзя вернуть отвергнутую когда-то любовь, стать счастливым.

Тщательно взвешивая все «за» и «против», находясь в постоянном подчинении «должен» и «правильно», человек лишает себя возможности в полной мере радоваться жизни, становится неспособным чувствовать сердцем чужую боль и страдания. Известный персидский поэт и философ Омар Хайям утверждал:

Думаю, что в поведении человека разумные соображения не должны брать верх над чувствами. Важно в равной степени прислушиваться к зову души и наставлениям ума. Это, конечно, нелегко: разум часто противоречит чувствам и, наоборот, охваченный собственными страстями человек способен действовать необдуманно.

В порыве чувств люди могут поступать благородно и самоотверженно, бесчестно и низменно. Мы восхищаемся героями, которые, не рассуждая, рискуют жизнью, чтобы оказать помощь другим. Не уважаем малодушных, способных в трудный момент предать дружбу, любовь, Родину.

Не всем суждено быть мудрецами, но учиться делать правильный выбор между «должен» и «хочу» может каждый.

Примеры итоговых сочинений — 2017:

Должна ли любовь быть разумной

Почему люди становятся бесчестными?

Как Вы понимаете слово «честь»?

Должен ли разумный человек жить чувствами?

Согласны ли Вы с тем, что друг познаётся в беде?

Источник: http://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/razum-i-chuvstva-dve-sily/

Сочинение Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге

Разум и чувства две огромные силы, которые воздействуют на человека и на принятии решения. Любой личности для спокойного душевного состояния, для внутренней гармонии и умиротворения необходим мир между этими двумя серьезными рычагами.

Читайте также:  Текст из фразеологизмов

Очень много в жизни бывает ситуаций, когда разум диктует принять одно решение, которое более логично и принесет больше пользы человеку, а чувства требуют принять противоположное решения, поскольку оно более человечно и связано с тонкими струнами души.Любому приходится сталкиваться с этой проблемой. У одного этот конфликт связан с незначительной жизненной ситуацией, а от решения и конфликта разума и чувств другого зависят жизни невинных людей.

В любой ситуации, для того, чтобы принять верное решение и потом не жалеть о нем и не винить себя в страшной ошибке, необходимо взвесить все плюсы и минусы, все положительные и негативные стороны серьезного выбора.

Иногда так важно посмотреть на тот или иной вопрос и задачу со стороны. Это помогает не совершить ошибки и яснее понять где истинный правдивый выбор.

Немаловажно уметь обращаться за помощью к близкому человеку, которому готов доверить все свои тайны и сокровенные раздумья.

Каждый сильный человек в жизни сталкивается с проблемой, которая ему не по силам. В таком положении любой может запутаться и сделать шаг, который через некоторое время приведет к нежеланным последствиям.

Многим завышенное самолюбие или эгоизм не дает обратиться за помощью, и человек страдает от этого, не сумев справиться с ситуацией. Необходимо всегда помнить, что если не близкой человек, то специалист в этой области всегда может помочь. Обратиться к психологу не страшно и не стыдно, как многие воспринимают этот шаг.

Именно психолог может помочь разобраться в себе, в своих чувствах и противоречиях между чувствами и разумом.

Эссе 11 класс.

  • Образ Калиныча в рассказе Хорь и Калиныч ТургеневаКалиныч является несомненно одним из основных героев в рассказе «Хорь и Калиныч». Специально в противоположность Хорю, он одушевляет своим образом сторону эмоциональности русского народа и характер.
  • Сочинение по стихотворению Бородино от лица солдата (Лермонтов)Три дня мы ждали настоящей битвы. Уже Москва за нами, куда отступать? В тот вечер у нас-то было тихо. Скучали, отдыхали, сил набирались. Я штык точил, ну, и ворчал, конечно. А как не возмущаться, когда враг этот, француз, уже победу празднует?
  • Характеристика и образ Бубнова в пьесе На дне Горького сочинениеВ то время, как Горький написал пьесу «На дне», многие люди по разным причинам опускались на дно жизни. У них не было жилья, дома, семьи. В то же самое время существовали и другие люди
  • Образ Ростовщика в повести Портрет Гоголя и го характеристика сочинениеПортрет — одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.
  • Сочинение по картине Лондон. Парламент Клода Моне 3 классНа картине Клода Моне изображен Вестминстерский дворец — место где заседает парламент Англии. Это красивейшее здание находится в Лондоне.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/itogovye-sochineniya/razum-i-chuvstva-dve-sily-ravno-nuzhdayushchiesya-drug-v-druge

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андрее­вич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с серд­цем не в ладу». От этого происходит непонимание оче­видного, разочарование, душевная травма.

А как добиться того, чтобы ум и сердце находились в гармо­нии, ведь они, по мысли Белинского, одинаково нужда­ются друг в друге? Как научиться жить так, чтобы ра­зум не лишал человека чувств, эмоций? При этом чувства не должны подчинять себе разум, не должны лишать людей способности думать, рассуждать, анали­зировать. Конечно, быть в гармонии со своим разумом и чувствами удается не всем.

Чаще всего мы видим, что чувства захлестывают че­ловека, что приводит зачастую к трагедии.

Например, герой романа И.С.

Тургенева Евгений Базаров, ниги­лист, отрицающий все на свете, сильная личность, спо­собная вести за собой других, не может справиться со своими чувствами, когда он безответно полюбил.

Он от­рицал романтизм, любовь, поэзию и вдруг, полюбив, почувствовал романтика в самом себе. Попытка изба­виться от чувства, мешающего ему жить и работать, приводит к его безвременной гибели.

Без сомнения, причины трагедии Базарова не только в безответной любви, роман более глубок и философи­чен, свести его исключительно к любовной истории нельзя. Но именно в тот момент, когда героя захватило чувство, он разуверился и в своих идеях, ведь перед смертью он говорит: «Я нужен России. Нет, видно, не нужен».

Мысль Тургенева о том, что человек не должен по­давлять свои эмоции, чувства, что нельзя жить только идеями и полным равнодушием к миру человеческих переживаний, созвучна мыслям другого великого писа­теля, а именно Л.Н. Толстого.

В романе «Война и мир» Андрей Болконский, почти идеальный герой, живет больше своим разумом, чем чувствами. Его роднит с Базаровым сила характера, во­ля, глубокий ум, умение подавлять эмоции. Его бес­страшием на полях сражений можно только восхищать­ся.

Когда он во время Шенграбенского сражения приезжает на батарею капитана Тушина, чтобы отдать ему приказ об отступлении, он испытывает чувство страха, ведь кругом рвутся неприятельские снаряды. Но Болконский говорит себе: «Я не могу бояться», он оста­ется на батарее, помогает убрать орудия, чем вызывает уважение всех солдат.

Но у князя Андрея есть свои не­достатки, его обуревает гордыня, он не умеет прощать, он не способен понять чувства другого человека. У него разум преобладает над чувствами, и за это он наказан. Полюбив Наташу Ростову, князь Андрей по требованию отца откладывает свадьбу на год, не понимая, что это значит для Наташи.

Она не может перестать жить, она слишком жизнерадостна, полна эмоций, переживаний, от этого и происходит ее увлечение подлецом Анатолем Курагиным. Князь Андрей не может простить ее, не может понять, что это событие произошло и по его вине тоже.

Понимает ли он, какая это трагедия для Наташи, ведь она чуть не умерла? Способность понять и простить приходит к князю Андрею лишь после ранения, в ре­зультате которого он погибает.

Таким образом, русские писатели так же, как и Бе­линский, считают, что разум и чувства не противопос­тавлены друг другу, а должны быть в равновесии, гар­монии, потому что именно они составляют основу единого целого — человеческой личности.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-ege/15226-sochinenie-razum-i-chuvstva-dve-sily-ravno-nuzhdayushchiesya-drug-v-druge

ЕГЭ. Как написать экзаменационное сочинение по литературе в декабре? Рекомендации

Дорогие выпускники, посетители моего сайта! Совсем скоро вы будете писать сочинение по литературе, это ваш первый экзамен! Хочу дать вам некоторые рекомендации по написанию, думаю, они помогут вам на экзамене.

Сначала хочу сказать немного о тех АРГУМЕНТАХ, которые я для вас подготовила. Это лишь мои рекомендации по поводу того, какие произведения можно использовать, что именно из них анализировать, как не отойти от темы. Это ни в коем случае не готовые части ваших сочинений.

Не нужно слепо их только переписывать. Если учесть,  что ежедневно эти мои статьи читают более 20 тысяч  человек, то вы понимаете, что аргументы просто будут  узнаваемы  проверяющими, не будет творческого подхода, индивидуальности в работе.

Возьмите их за ОСНОВУ, но пишите своё, опираясь на тему.

Несколько слов о цитатах. Мне пишут ребята письма с вопросом, почему их так много в моих аргументах. Вы же понимаете, что эти цитаты вы не будете использовать в сочинении. Вы их просто не запомните.

Я их привожу с той целью, чтобы вы видели, как именно та или иная мысль изложена автором, чтобы потом суметь это пересказать , проанализировать, дать свою оценку.

Ведь произведения вы читали давно, какие — то моменты  просто забыли. И я вам напоминаю их.

Ну а теперь начинаю разговор о конкретных рекомендациях к сочинению.

Читайте также:  Цифровые мультиметры акип: особенности

Как написать экзаменационное сочинение по литературе

  • Любая работа начинается с изучения того,  каковы требования к ней. В данном случае это критерии. Внимательно изучите их, пишите сочинение с их учётом.
  • Объём сочиненияне менее 250 слов. Ни в коем случае не пишите меньше, иначе работа просто не будет зачтена. Но и слишком много тоже не пишите — можете допустить лишние ошибки, отойти от теме. Самый оптимальный объём— 300- 450 слов. Заранее посмотрите, сколько слов умещается на листе А4, чтобы примерно знать, каким должен быть ваш объём внешне.
  • Вам было предложено 5 направлений тем. Это, ребята, НЕ ТЕМЫ, а лишь, НАПРАВЛЕНИЯ. Какими будут темы, вы не знаете. На то это и экзамен, что сами темы прозвучат лишь на нём.
  • Давайте на примере одной из тем разберём, как же надо писать сочинение, что учитывать при его написании.

Рекомендации по написанию сочинения

Какими могут быть темы.

  • Тема, сформулированная на основе данного направления. Пример: «Сложный выбор между сердцем и разумом – одна из проблем художественной литературы»
  • Может быть дана цитата по теме. Пример: «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский).

1.Внимательно вдумайтесь в тему, поймите смысл каждого слова в ней.

Данные темы вроде похожи, но в то же время они  и различны.

Давайте вдумаемся в эти темы.

  • В первой речь идёт об одной из проблем в литературе. Поэтому во вступлении это обязательно надо будет отметить.
  • Во второй — слова «литература» нет вообще. Поэтому аргументы будут лишь средством раскрытия проблемы, отражающейся в теме.

2.Вступление. Основные требования:

  • Во вступлении необходимо показать , как вы поняли тему сочинения, какова её проблема, основная мысль
  • Обязательно сузьте тему ВОПРОСАМИ, на которые вы будете отвечать в сочинении
  • Запомните принцип написания вступления, который никогда вас не подведёт: «От общего к частному». Это значит, что начать рассуждать необходимо с общих мыслей, постепенно переходя к теме.

Примеры

Вступление к теме №1.Художественная литература не случайно называется «учебником жизни». Много различных актуальных тем и проблем поднимают в ней авторы (это общее) .Одна из них- как соотносятся разум и чувств в жизни человека.  ( переход к частному). Людям  свойственно в определённые минуты выбирать между голосом разума и велением сердца,  а иногда  именно их гармония позволяет достичь желаемого. Рассмотрим на примерах,  как авторы освещают эту проблему, какой выбор делают их герои и почему (ставим вопросы, которые определят круг ваших рассуждений)Всего  63 слова.
Вступление к теме № 2Разум и чувства — две огромные силы, которые влияют на ход событий в жизни человека. Гармония или противостояние этих чувств должны определять действия людей ( общее)? Данная проблема не раз находила отражение в произведениях художественной литературы (переход к частному). Как поступить в той или иной ситуации, следовать велению сердца или полностью отдаться разуму (вопросами ограничиваем ход наших рассуждений)?Герои литературы делают свой выбор. Какой и почему? Рассмотрим это на примерах .Всего 59 слов
  1. Основная часть. Рекомендации
  • В основной части должно быть два аргумента. Не пишите больше, лишние аргументы не будут засчитываться.
  • Приводите примеры, в которых показана борьба разума и чувств в душе одного героя. Не нужно приводить такие примеры, чтобы в одном произведении было показано, как преобладают чувства, а в другом — разум. Это худший из вариантов ваших рассуждений.
  • Постарайтесь привести примеры, разные по своей сути. Например, в одном покажите , как в герое победило чувство, затмив разум, а в другом- как и разум , и чувство были в гармонии, помогая друг другу.
  • Ни в коем случае не переходите на пересказ содержания. Приводите только свои мысли по поводу произведения.
  • Важным является ещё одно. Помните, ваша задача — это не анализ произведения ( вы не литературоведы, да и до вас многие учёные уже давно это сделали).Вы должны показать своё видение проблемы, подтверждая это примерами из произведений. Чётко должна прослеживаться ваша позиция. Просто стороннее комментирование текста, где нет вашей оценки, — это тоже самый худший вариант аргументирования проблемы. В таких случаях я всегда спрашиваю своих учеников: «А где же здесь вы?»

Приведу примеры, используя аргументы, которые я вам предложила в своей статье. Кстати, аргументы могут быть одинаковыми по обеим предложенным темам.

Аргумент № 1Татьяна Ларина и Евгений Онегин — герои знаменитого романа А.С.Пушкина. Почему они не смогли быть счастливы друг с другом, что помешало этому? Татьяна . Сколько в ней желания любить, как она тянется в Онегину! Преодолевая стыд, переходя границы установленных в обществе принципов, она первая признаётся  в любви, ждёт ответного чувства. Любовь затмила разум героини. В конце же романа, наоборот, побеждает разум. Замужняя женщина, Татьяна не смеет переходить границы дозволенного, она верна мужу, сумела подчинить свои чувства разуму, хотя по-прежнему так сильно любит Онегина. Евгений же   показан слишком рассчётливым.  Он, как ему кажется, хорошо познал свет, не верит в настоящую любовь, не способен сам к сильному чувству. В конце же романа, во время объяснения с Татьяной, чувства переполняют героя. Но уже поздно. Татьяна «другому отдана». Да, « счастье было так возможно, так близко».Читая строки романа, задумываешься над тем, как важно осознавать последствия своих поступков, но в то же время как грустно и обидно, когда чувства не находят отклика в душе другого, или это происходит тогда, когда вернуть уже ничего нельзя.Всего 167 слов
Аргумент № 2Пытается жить в согласии с разумом и чувствами героиня романа М.Булгакова Маргарита. Она  ради любви оставила свою внешне благополучную жизнь. Всё у неё было вроде бы хорошо: муж, занимающий престижную должность, большая квартира, в то время, когда множество людей ютилось в коммуналках.  Но не было главного — любви, было одно одиночество. И когда любовь  пришла, Маргарита ушла к любимому. Что здесь сыграло главную роль? Чувства? Конечно, да. Разум? Наверное, и он, ведь Маргарита сознательно отказалась от благополучной внешне жизни. И ей уже не важно, что живёт она в маленькой квартирке. Главное, что рядом он — её Мастер. Так что и разум, и чувства были в душе Маргариты в согласии. Осуждаем ли мы героиню? Здесь каждый ответит по-своему. Но всё же жизнь с нелюбимым человеком — это тоже неправильно. Так что героиня сделала выбор , избрав дорогу любви- сильнейшего чувства, которое может испытывать человек.Всего 138

3. Заключение. Рекомендации

  • В заключении необходимо подвести итоги всему тому, что было сказано во вступлении: ответить на поставленные вопросы, подытожить мысли по проблеме.
  • Здесь тоже важен принцип, но уже другой: « от частного к общему».
  • Здесь обязательно «должны быть вы», то есть чётко должна звучать именно  ваша позиция.
Заключение № 1Таким образом, проблема соответствия разума и чувства достаточно широко освещена в художественной литературе. Авторы  пытаются показать, как важно жить  в гармонии с самим собой, уметь руководить разумом и подчинять чувства( это частое) . Быть хозяином своих поступков, понимать и предугадывать последствия слов, действий — это так важно. Не сразу человек приходит к такому выводу, допускает ошибки, обуреваемый эмоциями и страстями. Но сила каждого в том-то и заключена, насколько он может жить , прислушиваясь к разуму и сердцу( это общее) Я уверена, что такое согласие возможно, нужно только стремиться к самосовершенствованию (а это – «я»)Всего 83 слова
Заключение № 2Таким образом, человек должен сам сделать свой выбор: подчиниться разуму или  отдаться во власть чувствам  и эмоциям. Герои произведений сделали свой выбор. Авторы обозначили проблему( это частное) Читатель же делает уже свои выводы. Лучше пытаться прислушиваться к разуму, уметь руководить чувствами. Как правильно отметил В.Г.Белинский, « это две силы, рано нуждающиеся друг в друге»( это общее).Я полностью с ним согласна. Только самосовершенствование, стремление работать над собой, размышления  и анализ слов и  поступков приведёт к гармонии разума и чувств ( это «я»).Всего 74 слова
Читайте также:  Экспресс-путешествие. сценарий к первому сентября.

Итого слов:

1 — ое сочинение: 465

2-ое сочинение: 458

Рекомендации по учёту критериев

1.Соответстиве теме

Сочинение должно соответствовать теме. Это аксиома. Если этого нет, неверно тема понята, искажена, то ставится «незачёт»

2.Аргументация. Привлечение литературного материала

Необходимо привести два аргумента именно из художественной литературы (отечественной или зарубежной).

Приводите те произведения, которые вы читали, иначе можете исказить смысл. Нельзя лишь пересказывать текст.

Ошибкой будет и вторая позиция, когда ученик лишь упоминает произведения, но совершенно не комментирует их, не подтверждает ими свои мысли.

Композиция — это структура, построение сочинения. Части сочинения должны чётко следовать одна за другой, необходимо красиво соединять их. Никаких  «перескакиваний» с одной мысли на другую. Всё чётко, продуманно.

Качество речи — это отсутствие речевых ошибок, правильное построение предложений, точность мыслей, богатство лексики, отсутствие речевых штампов. Избегайте разговорных слов и выражений.

Чтобы получить «незачёт» по данному критерию, надо очень «постараться». Ведь допустить 5 ошибок на каждые 100 слов, согласитесь, это ужасно. Проверяйте, вспоминайте правила, не спешите. На экзамене будет дана возможность пользоваться орфографическим словарём — пользуйтесь! В общем, проверяйте работу, что я ещё могу сказать.

Таковы мои рекомендации.

Желаю вам, ребята, хорошо подготовиться к экзамену и получить долгожданный  «зачёт»!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://literatura-ege.ru/sochinenie-v-dekebre/

Сочинение на тему «Чувства сильнее разума»

«Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами»
(Эрих Мария Ремарк)

С детства нас учат думать, анализировать свое поведение, не идти на поводу у эмоций. Ведь чувства толкают человека на необдуманные поступки, заставляют совершать ошибки, страдать.

Любовь и ненависть, ярость и сострадание, восхищение и возмущение – все оттенки чувств и страстей доступны человеку. Но нам говорят, что бушующий океан эмоций опасен, в нем можно погибнуть, если не подчинить чувства разуму.

Так ли это? Что важнее – разум или чувства? Чтобы ответить на этот вопрос, можно обратиться к литературе, ведь недаром выдающиеся писатели считаются знатоками человеческих душ.

В произведениях литературы много ярких образов страстных личностей, живущих под властью чувств. Таким является образ Мцыри в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. Этот свободолюбивый юноша вырос в монастыре, но всю свою недолгую жизнь он мечтал о свободе со всей страстностью пламенной души. Он говорит о себе:

«Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла».

Мцыри живет чувствами, подчиняясь им, он совершает, казалось бы, неразумные поступки: бежит из тихой обители в горы, сражается с барсом, побеждает, а потом умирает. Но перед смертью Мцыри не жалеет о побеге, он рад, что ему удалось прикоснуться к свободе.

А в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» мы встречаемся с двумя героями, противоположными по своему характеру. Автор противопоставляет рационального, холодного циника Евгения Онегина и пылкого романтика Владимира Ленского. Онегин неспособен на сильные чувства, он презирает любовь.

«В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут — мигом утешался;
Изменят — рад был отдохнуть».

А Ленский – страстная натура, он пылко влюблен в Ольгу и готов пожертвовать ради нее жизнью. Онегин же холодно отвергает любовь Татьяны.

Кто из них прав? Что сильнее разум или чувства? Кажется, что здесь победу одерживает разум, ведь романтик Ленский погибает на дуэли, а холодный циник Онегин остается жить.

Но так ли это? Ведь симпатии нас – читателей, да и, возможно, самого автора на стороне Ленского.

Такой же спор разума и чувств, рационального и эмоционального начала мы видим в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров рациональный человек, превыше всего он ставит разум и пользу. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта», — говорит Базаров.

Он не замечает красоты природы, насмехается над романтиком Павлом Петровичем Кирсановым, иронизирует над другом Аркадием, восхищающимся природой, а любовь называет «белибердой». Но что в итоге? Стал ли Базаров счастливее, отказавшись от отношений с Анной Одинцовой, променяв любовь и романтику на торжество разума? Нет.

Так есть ли смысл в разуме, если и он не приносит счастья? Ответ на этот вопрос непрост. Ведь сильные, неуправляемые чувства губительны, а чистый холодный разум разрушает душу.

Разум и чувства – две противоположные стороны нашей души, которые дополняют друг друга. Только единство разума и чувств может создать гармонию.

«Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге», — говорит В. Г. Белинский.

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/svobodnye-temy/chuvstva-silnee-razuma

Сочинение по литературе. Направление «Разум и чувства». Цитата В.Г.Белинского

nina-kavkaz

Спасибо учителю и ученице за хорошую работу!  Покажу своим ученикам в качестве примера!

brestel

Нина Максимовна, спасибо вам за позитивный отклик на сочинение. Буду готова услышать комментарий ваших учеников.

ромашка5975

Надежда Радионовна, огромное спасибо Валерии за пример сочинения! Казалось бы, всё просто: тезис, аргументы, вывод… Ничего лишнего, напускного! Очень понравилось, прочитаю в понедельник своим детям обязательно!

brestel

Елена Владимировна, мы-то с вами понимаем, что вот эта простота, а именно условные рамки написания сочинения, лишает учеников свободного полета мыслей.

Конечно, без этих критериев невозможно проверить работу ученика, но все равно я ропщу, иногда тихо, иногда громко.

Спасибо вам за оценку работы работы Валерии и тоже готова услышать мнение таких же страдальцев, ваших учеников. Или счастливцев?

ромашка5975

А в этом сочинении выпускник может показать и полёт своей фантазии! Я считаю, что можно отойти здесь от каких-то шаблонов! А вот в ЕГЭ — ни-ни!!! У меня выпускался в этом году юноша, всё время возмущался тем, в какие строгие рамки он поставлен. Говорил мне: «Я хочу написать красиво!» За сочинение на ЕГЭ получил 23 балла.

А на работе Вашей ученицы можно показать, КАК проще СДЕЛАТЬ сочинение. Молодец Валерия!

brestel

Елена Владимировна, вы во всем правы! Для полета фантазии можно найти везде место, главное, чтобы в меру и к теме, но еще важнее — к формату (в соответствии с требованиями).

irishka33

Надежда Радионовна! Спасибо Вам и Вашей ученице за пример сочинения! Такую работу экспертам по всем критериям  легко будет  оценить положительно : всё на месте, по делу! 
    Согласна с Еленой Владимировной, что в сочинении по литературе можно и полёт фантазии продемонстрировать  , главное —  от темы далеко не улететь и мягко приземлиться! Удачи Вам и Вашим ребятам!

brestel

Ирина Юрьевна! Спасибо большое за поддержку в начинании трудного испытания наших подопечных. Сочинение — это творческая работа, а творить не все могут, к сожалению. Это на уровне способностей и таланта.

Основная масса школьников, к сожалению, пишет по шаблону. Но ребята стараются, читают произведения, и это радует. Интересно с ними беседовать, в устной речи они свободны в выражении чувств, там у них свободный полет мысли.

А вот насчет письма вы правы, главное — далеко не улететь.

русиш

Надежда Радионовна, спасибо Вам и Валерии за пример сочинения по цитате! Лера постаралась и написала по всем критериям на зачет. Умница! Самостоятельная и необычная работа!

brestel

Галина Геннадьевна, спасибо за внимание к работе ученицы и положительный, радующий душу отзыв.

Источник: https://easyen.ru/load/literatura/sochinenie/sochinenie_po_literature_napravlenie_razum_i_chuvstva_citata_v_g_belinskogo/199-1-0-44503

Ссылка на основную публикацию