Тест «способы образования слов»

Тест Основные способы образования слов в русском языке 6 класс

Тест Основные способы образования слов в русском языке для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, Часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 3 задания.

Часть А — задания с выбором ответа Часть В — задания с кратким ответом

Часть С — письменные ответы на вопросы

1 вариант

Часть А

A1. Укажите вариант ответа, в котором слово образовано суф­фиксальным способом

А) белизна Б) синий В) порез

Г) беловатый

1) В, Г 2) Б, В 3) А, Г

4) Б, Г

А2. Укажите способ образования слов: подберёзовик, сокурсник

1) приставочный 2) суффиксальный 3) приставочно-суффиксальный

4) сложение

А3. Укажите способ образования слов: самолёт, пароход, ледокол

1) приставочный 2) суффиксальный 3) приставочно-суффиксальный

4) сложение

А4. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

1) бездельник 2) сестрица 3) конечный

4) матушка

А5. Укажите слово, образованное приставочным способом

1) приключение 2) потемнеть 3) здание

4) стульчик

А6. Укажите слово, образованное сложением слов

1) плащ-палатка 2) сухофрукт 3) сталевар

4) вечерок

А7. Укажите слово, образованное суффиксальным способом

1) подлещик 2) безвкусица 3) водяной

4) безводный

А8. Укажите способ образования слова вход

1) приставочный 2) суффиксальный 3) приставочно-суффиксальный

4) бессуффиксный

А9. Укажите ряд, в котором все слова образованы суффиксальным способом

1) приятный, опёнок, синь 2) водолаз, булочная, тишь 3) волейболист, прыгун, пустота

4) ключик, берёзонька, дядя

A10. Укажите неверное утверждение

1) слово автозаводской образовано суффиксальным способом
2) слово тишь образовано бессуффиксным способом
3) слово диван-кровать образовано сложением основ
4) слово поехать образовано приставочным способом

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и до этого садился в ванну, и тысячи лю­дей до него делали то же самое.

(3)Но до того исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытес­ненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он уди­вился — он задумался.

(6)А когда он задумался — он открыл ве­ликую тайну природы. (7)Наверное, открытия совершают даже не те, у кого ума палата, а прежде всего неравнодушные люди.
(По С. Скребицкому)

В1. Напишите способ образования слова почувствовал.

В2. Выпишите из предложения 7 слово, образованное приставочным способом.

Часть С

1. Определите тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Напишите, что вы знаете о великих открытиях или от­ветьте на вопрос: «Почему важно уметь удивляться?»

2 вариант

Часть А

A1. Укажите неверное суждение

1) слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем 2) слова могут образовываться сложением слов 3) один из способов образования слов в русском языке на­зывается бесприставочным

4) один из способов образования слов в русском языке на­зывается бессуффиксным

А2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) сапожок, зубной, землянка 2) вбежать, красавец, глупыш 3) дипломник, циркач, предыстория

4) вредитель, баловень, прародина

А3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) сыграть, подполковник, передумать 2) соразмерный, зааплодировать, представление 3) развесёлый, прабабушка, подставка

4) поумнее, прескверный, буквенный

А4. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?

1) изголодаться, предвоенный, дисгармония 2) всмотреться, подводный, контратака 3) подснежник, загривок, подоконник

4) настольный, заморский, соавтор

А5. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом

1) по-прежнему 2) заводской 3) ответ

4) подберёзовик

А6. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке гора — горный — … — горняцкий?

1) горка 2) пригорок 3) гористый

4) горняк

А7. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) томить — утомить — утомительный — утомительно 2) чёрный — чернеть — почернеть — почерневший 3) цена — ценить — оценить — переоценка

4) душа — душевный — задушевный — задушевность

А8. Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно

1) круг — округ — окружность — окружной 2) круг — округ — окружной — окружность 3) округ — круг — окружной — окружность

4) круг — окружность — округ — окружной

А9. Укажите ошибочное суждение

1) слово ход образовано бессуффиксным способом
2) слово ходок образовано суффиксальным способом
3) слово исход образовано приставочным способом
4) слово ходить образовано приставочно-суффиксальным способом

A10. Укажите неверное суждение

1) слово листопад образовано бессуффиксным способом 2) слова в русском языке могут образовываться переходом одной части речи в другую

3) слова домик и домище образованы суффиксальным спо­собом

4) слово подосиновик образовано приставочно-суффиксальным способом

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. (2)Оно почти заросло травой. (3)Лес легко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом, останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.
(По М. Пришвину)

В1. Выпишите из предложения 3 слово без окончания.

В2. Выпишите слова с нулевым окончанием.

Часть С

1. Определите тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на во­прос: «Что чувствует человек, слушающий спокойную лесную тишину?»

Ответы на тест Основные способы образования слов в русском языке
1 вариант А1-3 А2-3 А3-4 А4-1 А5-2 А6-1 А7-3 А8-4 А9-3 А10-3 В1-приставочный В2-неравнодушные

2 вариант

А1-3 А2-1 А3-1 А4-3 А5-3 А6-4 А7-3 А8-2 А9-4 А10-1 В1-легко

В2-лес, отступил

СкачатьТест Основные способы образования слов в русском языке

(96 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2017/09/28/test-osnovnyie-sposobyi-obrazovaniya-slov-v-russkom-yazyike-6-klass/

Ликбез. Русский язык. ОГЭ. ЕГЭ

Словообразование

В зависимости от используемых средств разделяют два основных способа словообразования:- морфологический — с помощью различных морфем;- неморфологический — без помощи морфем.Каждый из них включает несколько видов.Способы словообразования

Морфологический Неморфологический
Аффиксация Сложение
• суффиксальный • сложение слов Морфолого-синтаксический
• приставочный • сложение основ + интерфиксация Лексико-синтаксический
• приставочно-суффиксальный •сложение основ + суффиксация(сложносуффиксальный) Лексико-семантический
•бессуффиксный(нулевая аффиксация) • аббревиация(сложносокращенный)
Неморфологические способы словообразованияНеморфологическими называются способы образования слов без использования морфем. В зависимости от конкретных процессов выделяютморфолого-синтаксический,лексико-синтаксический,лексико-семантический способы.

Морфолого-синтаксический неморфологический способ словообразованияПри морфолого-синтаксическом способе слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль.Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа

переход в существительные столовая посуда (прил.) – заводская столовая мороженое блюдо (прил.) – ванильное мороженоеотдыхающие (прич.) в санатории – отдыхающие гуляли
переход в прилагательные блестящий (прич.) на солнце – блестящие способности любимый (прич.) людьми – любимый человекпервый (числ.) в ряду – первый ученик
переход в местоимения определенный (прич.) законом – определенный успехо данных (сущ.) для исследования – о данных событиях
переход в наречия медленным шагом (сущ.) – ехали шагом лежа (дееприч.) на кровати – думать лежапопали в заключение (сущ.) – скажу в заключение
переход в служебные части речи лагодаря (дееприч.) за помощь – благодаря помощи (предлог) что ты сказал? (предлог) – сказал, что (союз) знаетвозвратился один (числ.) – один (частица) он знал
переход в междометия кремлевский караул (сущ.) – караул!давай (гл. в повелит. накл.) вещи – давай! (=пока)

  Принадлежность таких слов той или иной части речи определяется только в контексте – в составе словосочетания или предложения.

Лексико-синтаксический неморфологический способ словообразованияПри лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка, плюс меняется синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания.Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений.Слова, образованные морфологическим способом сложения основы и слова, такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка.

Лексико-семантический неморфологический способ словообразованияПри лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов.Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой.

образование новых слов путём присоединения к производящей основе или производящему слову тех или иных словообразовательных аффиксов.

Способы аффиксации Средство Пример
суффиксальный суффикс гордый — горд-ость,глаз — глаз-н-ой
приставочный приставка группа — под-группа,грузить — раз-грузить
приставочно-суффиксальный приставка+суффикс берёза — под-берёз-овик,окно — под-окон-ник
безаффиксный (бессуффиксный, нулевая аффиксация) усечение основы выходить — выход,заплывать — заплыв,зелёный — зелень,сухой — сушь

Следует отличать слова с одновременным присоединением приставки и суффикса от образованных последовательным присоединением этих аффиксов:

— это способ образования новых слов путём соединения двух и более основ или слов.Различают сложение слов и сложение основ.При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис, или полуслитно: выставка-продажа, диван-кровать, плащ-палатка.Правописание этих слов регулируется правилами орфографии.При сложении основ образуются сложные слова, которые пишутся слитно. Правописание этих слов регулируется правилами орфографии.Основы могут соединяться с помощью соединительных гласных (интерфиксов) -о-, -е-: чернозём, сталевар.С помощью интерфиксов могут соединяться основа и целое слово: нефтедобыча, металлорежущий, засухоустойчивый.Сложению основ часто сопутствует суффиксация. Такой способ словообразования называется сложносуффиксальным (сложение с суффиксацией):При соединении основ без соединительных гласных образуются сложносокращённые словааббревиатуры (от лат. abbreviare — сокращённо излагать).В зависимости от характера сокращения основы выделяются несколько типов аббревиатур.

Тип аббревиатуры Пример
Сложение сокращённой основы и целого слова физкультураглавврачоргстекло
Сложение начальных частей основ (слоговая) завучспецкормопед
Сложение начальных звуков основ (звуковая) БАМЛЭПвуз
Сложение названий начальных букв основ (буквенная) ВВСЭВММГУ
Комбинированный тип (слоговой + звуковой или буквенный;звуковой + буквенный и др.) самбозавучКамАЗ

Источник: http://lik-bez.com/board/slovoobrazovanie/7

Тест 8. Морфемы. Основные способы образования слов Вариант 1

Похожие главы из других книг

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 6. Лексика. Группы слов: профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы Вариант 1 А1. В каком словосочетании есть профессионализм (профессиональное слово)? □ 1) лисий след □ 2) кухонный нож □ 3) корабельный кок □ 4) морская вода А2. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)? □ 1) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 6. Лексика. Группы слов: профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы Вариант 2 А1.

 В каком словосочетании есть профессионализм (профессиональное слово)? □ 1) орфоэпические нормы □ 2) сладкое печенье □ 3) заячьи следы □ 4) гранитная набережная А2.

 В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)? □ 1) Особенно хорошо клюёт рыба на утренней зорьке.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 7. Лексика. Группы слов: устаревшие слова, неологизмы, фразеологизмы. Лексическое значение Вариант 1 А1. Какое из устаревших слов является архаизмом? □ 1) крепостник □ 2) перст □ 3) кольчуга □ 4) конка А2. Какое слово является неологизмом? □ 1) колхоз □ 2) челобитная □ 3) спутник □ 4) файл А3. Укажите верное толкование слова ПУНКТУАЛЬНЫЙ.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 7. Лексика. Группы слов: устаревшие слова, неологизмы, фразеологизмы. Лексическое значение Вариант 2 А1. Какое из устаревших слов является архаизмом? □ 1) оброк □ 2) боярин □ 3) дщерь □ 4) ясак А2. Какое слово является неологизмом? □ 1) обоз □ 2) сканер □ 3) космос □ 4) теплоход А3. Укажите верное толкование слова БАТАЛЬНЫЙ.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 8. Морфемы. Основные способы образования слов Вариант 1 А1. В каком ряду слова являются однокоренными? □ 1) ворота, ротозей □ 2) приморский, моряк □ 3) настенный, стенать □ 4) водяной, приводить А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? □ 1) прир..сти, ул..жить □ 2) и..править, ре..кий □ 3) параш..т, ч..десный □ 4) ш..пот, печ..т

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 9. Морфемы. Чередование гласных и согласных в корнях и приставках. Сложные слова Вариант 1 А1. Какое слово содержит чередующуюся гласную в корне? □ 1) девочка □ 2) приставка □ 3) предложение □ 4) часовщик А2. Какое слово содержит чередующуюся согласную в приставке? □ 1) председатель □ 2) снисходительность □ 3) сборка □ 4) надбавка

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 9. Морфемы. Чередование гласных и согласных в корнях и приставках. Сложные слова Вариант 2 А1. Какое слово содержит чередующуюся гласную в корне? □ 1) избиратели □ 2) очарование □ 3) жители □ 4) словарь А2. Какое слово содержит чередующуюся согласную в приставке? □ 1) передвигать □ 2) сгореть □ 3) подвергнуть □ 4) чрезмерный

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 13. Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи» Вариант 1 А1. Какая пара слов не является словосочетанием? □ 1) забил гвоздь □ 2) лампа горит □ 3) сахарный песок □ 4) связь слов А2. Укажите грамматическую основу (основы) в предложении. Вечером тучи внезапно сдвинулись и закрыли звезды. □ 1) закрыли звезды □ 2) тучи сдвинулись и закрыли звезды

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 13. Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи» Вариант 2 А1. Какая пара слов не является словосочетанием? □ 1) около школы □ 2) старинная книга □ 3) помощь друга □ 4) нашёл гриб А2. Укажите грамматическую основу (основы) в предложении. Грохот грома раздавался непрерывно и сливался в один сплошной гул. □ 1) грохот раздавался □ 2) сливался гул

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 20. Итоговый тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Вариант 1 А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? □ 1) подобный □ 2) поднос □ 3) подводный □ 4) подлец А2. В каком слове есть суффикс -ЧИК-? □ 1) лучик □ 2) мячик □ 3) ключик □ 4) рубчик А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 20. Итоговый тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Вариант 2 А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? □ 1) породистый □ 2) порог □ 3) пористый □ 4) посуда А2. В каком слове нет суффикса -ЧИК-? □ 1) венчик □ 2) ларчик □ 3) пончик □ 4) грузчик

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 29. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» Вариант 1 А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? □ 1) совет мудрец..в, соль с перц..

м □ 2) королева Великобритани.., рос у тропинк.. □ 3) за рубеж..м, с громким плач..м □ 4) плывут по луж.., выучил слова рол.. А2.

 Какое словосочетание содержит существительное женского рода? □ 1) новые туфли □ 2) настроили рояль

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 29. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» Вариант 2 А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? □ 1) Садовым кольц..м, увлечься танц..

м □ 2) не хватает сол.., изображено на картинк.. □ 3) калач..м не заманишь, погнался за зайц..м □ 4) праздник песн.. в Эстони.. А2.

 Какое словосочетание содержит существительное мужского рода? □ 1) шампунь на травах

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 20. Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния» Вариант 1 А1. С каким словом НЕ пишется раздельно? □ 1) (не)слушая □ 2) (не)здоровится □ 3) (не)аккуратно □ 4) (не)мало А2. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)? □ 1) Море взволнова..о бурей. □ 2) Мастер искус..о выточил фигурку. □ 3) Врач вниматель..о осмотрел пациента.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 20. Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния» Вариант 2 А1. С каким словом НЕ пишется слитно? □ 1) (не)спится □ 2) (не)громко □ 3) (не)прочитав □ 4) (не)по-летнему А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н? □ 1) Обстановка в доме была проста и непринуждё..а. □ 2) Ты поступил мужестве..о. □ 3) Цветы в букете выглядели естестве..о.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс Егорова Наталия Владимировна

Тест 24. Итоговый тест по теме «Служебные части речи» Вариант 2 А1. В каком предложении нет частицы? □ 1) Что за прелесть эти сказки! □ 2) У тебя такие руки, что сбежали даже брюки! □ 3) Говорю это только тебе. □ 4) Но только что сумрак на землю упал, по корням упругим топор застучал. А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно? □ 1) Реши задачу (НА)ПОДОБИЕ треугольников.

Источник: https://librolife.ru/g4293931

Основные способы словообразования. Тест 1.Отметьте слова, в которых пишется буква а. 1.Отметьте слова, в которых пишется буква а. 1) Оз..рение, 2) прик..сновение, — презентация

1 Основные способы словообразования<\p>

2 Тест 1.Отметьте слова, в которых пишется буква а. 1.Отметьте слова, в которых пишется буква а. 1) Оз..рение, 2) прик..сновение, 3) выск..чка, 4) р..стовщичество, 5)скл..нение, 6) з..ренька, 7) пог..релец, 8) неприк..сновенность, 9) пл..вчиха, 10) тв..рение, 11) вск..кивать, 12) зар..стание, 13) р..внина, 14) откл..няться, 15) разг..реться, 16) м..кание, 17) спл..влять, 18) р..вноденствие, 19) утв..рь, 20) р..сток. 2.Отметьте слова, в которых пишется буква и. 2.Отметьте слова, в которых пишется буква и. 1) Расст..лить, 2) отт..рать, 3) бл..стеть, 4) разб..рать, 5) ц..рк, 6)ц..ган, 7) ум..реть, 8)сж..гать, 9) скворц.., 10) панц..рь, 11) ц..пленок, 12) обж..гание, 13) станц..я, 14) сестриц..н, 15) выч..тать. 3.Отметьте слова, в которых пишется буква ё. 3.Отметьте слова, в которых пишется буква ё. 1) Ч..рт, 2) маж..р, 3) стаж..р, 4) ноч..вка, 5) сгущ..нка, 6) сильный ож..г, 7) мальч..нка, 8) испеч..н, 9) плащ..м, 10) горяч… 11) ещ.., 12) камыш..вый, 13) подж..г дом, 14) княж..н, 15) копч..ный. 4.Отметьте слова, в которых пишется буква е. 4.Отметьте слова, в которых пишется буква е. 1) Пр..добрый, 2) пр..крыть, 3) пр..город, 4) пр..вилегия, 5) пр..рогатива, 6) пр..ватный, 7) пр..оритет, 8) пр..ступить (закон), 9) пр..творить в жизнь, 10) б..стящий, 11) замоч..к, 12) пальч..к, 13) платоч..к, 14) сит..чко, 15) луков..чка. 5.Отметьте слова, в которых пишется буква ъ. 5.Отметьте слова, в которых пишется буква ъ. 1) Без..ядерный, 2) вар..ировать, 3) кабал..еро, 4) в..явь, 5) ин..екция, 6) из..ян, 7) почтал..он, 8) мыш..яковый, 9) фел..етон, 10) меж..языковый, 11) раз..единенный, 12) с..емочный, 13) фельд..егерь, 14) четырех..ярусный, 15) кан..он. 6.Отметьте слова, в которых пишется буква з. 6.Отметьте слова, в которых пишется буква з. 1) Бе..болезненный, 2) бе..трепетный, 3) ра..лагать, 4) бе..граничный, 5) бе..цензурный, 6) и..ключить, 7) ра..каиваться, 8) бе..жизненный, 9) ра..познавать, 10) бе..шабашный.<\p>

3 Способы образования слов: морфологический; морфологический; неморфологический. неморфологический.<\p>

4 Морфологический способ словообразования морфемный – новые слова образуются с помощью прибавления морфем; морфемный – новые слова образуются с помощью прибавления морфем; сложение – новые слова образуются сложением слов или основ. сложение – новые слова образуются сложением слов или основ.<\p>

5 Морфемный способ словообразования приставочный (префиксный) – со-товарищ, пере- читать; приставочный (префиксный) – со-товарищ, пере- читать; суффиксальный – бан-щик, лет-н-ий; суффиксальный – бан-щик, лет-н-ий; приставочно-суффиксальный – под-окон-ник, бес- плат-н-ый; приставочно-суффиксальный – под-окон-ник, бес- плат-н-ый; постфиксальный – учить-ся, остало-сь; постфиксальный – учить-ся, остало-сь; без аффикса (бессуфиксный) – взрыв-ать, переход- ить. без аффикса (бессуфиксный) – взрыв-ать, переход- ить.<\p>

6 Способ сложения сложением слов или основ: диван-кровать, платье- костюм; языкознание, пятиэтажный; сложением слов или основ: диван-кровать, платье- костюм; языкознание, пятиэтажный; сложением из начальных слогов целого словосочетания: профком, спецкор; сложением из начальных слогов целого словосочетания: профком, спецкор; сложением из начальной части одного слова и целого другого слова: сельсовет, стенгазета; сложением из начальной части одного слова и целого другого слова: сельсовет, стенгазета; сложением из начальных букв слов, составляющих словосочетание: РФ, СНГ; сложением из начальных букв слов, составляющих словосочетание: РФ, СНГ; сложением из начальных звуков слов: вуз, ТАСС; сложением из начальных звуков слов: вуз, ТАСС; обратным словообразованием: дояр (к слову доярка). обратным словообразованием: дояр (к слову доярка).<\p>

7 Модуль 1. Морфемные способы словообразования Морфем- ные СС суффиксаль- ный Приста-вочно- суффик- сальный Пост-фикса льный без аффик-са приста- вочный<\p>

8 Модуль 2. Образование слов способом сложения Способ сложе-ния началь- ных слогов части и целого слова началь- ных букв началь- ных звуков обрат- ное СО слов или основ<\p>

9 Неморфологические способы Морфолого-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате перехода их из одной части речи в другую. Сюда относятся: Морфолого-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате перехода их из одной части речи в другую. Сюда относятся: субстантивация (переход в имена существительные): дежурный по классу (дежурный ученик); субстантивация (переход в имена существительные): дежурный по классу (дежурный ученик); адъективация (переход в имена прилагательные): блестящие способности (ср.: блестящие на солнце паутинки); адъективация (переход в имена прилагательные): блестящие способности (ср.: блестящие на солнце паутинки); прономинализация (переход в местоимения): данное событие, т. е. «это событие», «то, о котором идет речь» (ср.: данное мною обещание); прономинализация (переход в местоимения): данное событие, т. е. «это событие», «то, о котором идет речь» (ср.: данное мною обещание); адвербиализация (переход в наречия): идти наудачу (ср.: надеяться на удачу). адвербиализация (переход в наречия): идти наудачу (ср.: надеяться на удачу).<\p>

10 Лексико-семантический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате распад многозначного слова на омонимы: долг — (задолженность) — долг (обязанность); Лексико-семантический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате распад многозначного слова на омонимы: долг — (задолженность) — долг (обязанность); Лексико-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов: сейчас (из сей час), сегодня (из сего дня), сумасшедший (из с ума сшедший). Лексико-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов: сейчас (из сей час), сегодня (из сего дня), сумасшедший (из с ума сшедший).<\p>

11 Модуль 3. Неморфологические способы словообразования Неморфоло- гические СС Морфолого- синтаксический субстантивация адъективация прономи- нализация адвербиа- лизация Лексико- семантический Лексико- синтаксический<\p>

12 Определите способ словообразования: Подрисовать Подрисовать лесок лесок подводный подводный ракета-носитель ракета-носитель мороженое мороженое ТЮЗ ТЮЗ волноваться волноваться автовокзал автовокзал сердечный сердечный купля-продажа купля-продажа пешеход пешеход визг визг ДТП ДТП спеть спеть осенний осенний<\p>

13 Подрисовать (рисовать) – приставочный, лесок (лес) – суффиксальный, подводный (вода) – приставочно-суффиксальный, ракета-носитель — сложение целых слов, мороженое — морфолого-синтаксический, субстантивация, ТЮЗ (Театр юного зрителя) – сложение из начальных звуков слов, волноваться (волновать) – постфиксальный, автовокзал — сложение начальной части слова с целым словом, сердечный (сердце) – суффиксальный, купля-продажа — сложение целых слов, пешеход — сложение основ, визг (визжать) – безаффиксный, ДТП (дорожно-транспортное происшествие) – сложение начальных букв, спеть (петь) – приставочный, осенний (осень) – суффиксальный.<\p>

14 Тесты по ЕГЭ Тест Укажите способ образования слова облить: а) суффиксальный; а) суффиксальный; б) приставочно-суффиксальный; б) приставочно-суффиксальный; в) безаффиксный; в) безаффиксный; г) приставочный. г) приставочный.<\p>

15 Тест Укажите способ образования слова смотреться: а) суффиксальный; а) суффиксальный; б) постфиксальный; б) постфиксальный; в) безаффиксный; в) безаффиксный; г) приставочный. г) приставочный.<\p>

16 Тест Укажите способ образования слова чайная: а) суффиксальный; а) суффиксальный; б) субстантивация; б) субстантивация; в) постфиксальный; в) постфиксальный; г) безаффиксный. г) безаффиксный.<\p>

17 Тест В каком слове есть суффикс –К-, имеющий уменьшительно-ласкательное значение? а) рубка; а) рубка; б) подсобка; б) подсобка; в) бородка; в) бородка; г) зачетка. г) зачетка.<\p>

18 Тест В каком слове есть суффикс -ЧИК- со значением «маленький»? а) переписчик; а) переписчик; б) возчик; б) возчик; в) стульчик; в) стульчик; г) мальчик. г) мальчик.<\p>

19 Тест В каком слове есть приставка ПРИ- со значением «сопутствующий характер действия»? а) приоткрыть а) приоткрыть б) приплясывать б) приплясывать в) приписать в) приписать г) приставить ( к стене). г) приставить ( к стене).<\p>

20 Итог: -Что изучает морфемика? -Какие вы знаете морфемы? Для чего они служат? -Какие способы образования слов вы знаете? -Расскажите о морфологическом способе словообразования. -Что значит неморфологический способ словообразования?<\p>

21 Домашнее задание (по выбору) Повторить новый материал, выучить схемы-модули и основные определения; или упражнения учебника 126 (I часть) и 131; или упражнения учебника 126 (I часть) и 131; или творческое задание – составить тест по теме «Морфемика и словообразование». или творческое задание – составить тест по теме «Морфемика и словообразование».<\p>

22 Спасибо за внимание!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/582305/

Интерактивный тест «Способы словообразования»

наТека

Надежда Георгиевна, спасибо за работу! Вы подобрали очень интересные задания, позволяющие оценить знания детей по теме «словообразование». Над некоторыми даже самой пришлось «попыхтеть». Спасибо за эту тренировку!

DAN64

Наталья Николаевна, благодарю Вас за внимание и интерес к работе. Спасибо за высокую оценку ресурса, всегда приятно Ваше мнение. Вам всех благ!

tanyakurova_

Надежда Георгиевна! Спасибо за полезный и нужный ресурс!

DAN64

Татьяна Владимировна, Вам спасибо, что заглянули. Всего доброго!

user14398

Надежда Георгиевна, спасибо за интересный тест! Жалко, не смогу использовать в своём классе!

DAN64

Да, Вашим ещё рановато, Ольга Ивановна. Спасибо за внимание к работе, положительный отзыв. Успехов и всего Вам доброго!

muzka

Надежда Георгиевна! Спасибо за Ваше творчество! Замечательная работа во всех отношениях. Дальнейших творческих идей!

DAN64

Ольга Николаевна, спасибо Вам за тёплые слова в адрес работы. Приятно Ваше внимание, всего Вам доброго!

smolenczewatat

Надежда Георгиевна! Спасибо за прекрасный тест с интересными, разнообразными вопросами! Предложу учителям русского языка проверить наших пятиклассников.

DAN64

Татьяна Григорьевна, приятно получить от Вас отзыв. Спасибо Вам за одобрение, тёплые слова, буду рада, если ресурс пригодится в работе. Всего Вам доброго!

Nadezhda57

Отличная работа, Надежда Георгиевна! Лёгкое, приятное глазу по цвету оформление, интересные разноплановые задания делают ресурс полезным и востребованным! Мы настоящий художник в широком смысле! Восхищаюсь всегда Вашими работами!

DAN64

Надежда Андреевна, а как приятно и легко читать Ваши комментарии! Спасибо Вам за внимание к работе, тёплые слова. Всегда рада Вас видеть на своей страничке. Всего Вам доброго!

GOR154

Браво,Надежда Георгиевна! Отличная работа! Думаю ,что и дети оценят!

DAN64

Марина Юрьевна, так уже оценили, давно прошли.

Источник: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/5_klass/interaktivnyj_test_sposoby_slovoobrazovanija/82-1-0-48188

Основные способы словообразования | Морфемика и словообразование (В2-В4) | Читать онлайн, без регистрации

Основные способы словообразования

В русском языке существуют следующие способы образования слов:

– неморфологический:

1) переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене. (прилагательное) – Мы подошли к дежурному. (существительное);

2) слияние слов (вечно + зеленый = вечнозеленый);

– морфологический:

1) приставочный (развеселый – веселый);

2) суффиксальный (красноватый – красный);

3) приставочно-суффиксальный (втайне – тайна);

4) бессуффиксный (синь – синий);

5) сложение (газопровод).

Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются:

– сложением целых слов (диван-кровать);

– сложением части слова и целого слова (турфирма);

– сложением основ с помощью соединительных гласных – О (-Е) (пешеход, железобетон).

Среди сложных слов выделяются сложносокращенные – аббревиатуры, которые образуются:

– сложением начальных звуков (вуз);

– сложением начальных букв (МГУ); – сложением слогов или частей слов (полпред);

– смешанным способом (главк).

Тест

1. Укажите слова, образованные приставочным способом.

а) неудачный

б) неодобрительные

в) снова

г) подыгрывать

2. Укажите слова, образованные суффиксальным способом.

а) гордость

б) докрасна

в) белеть

г) прискакать

3. Укажите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

а) бездарность

б) неинтересный

в) небрежно

г) подземный

4. Укажите слова, образованные бессуффиксным способом.

а) сослуживец

б) тишь

в) вздох

г) скалолаз

5. Укажите ряды, в которых все слова являются сложносокращенными.

а) кресло-кровать, ВДНХ, ТАСС

б) завуч, спецкор, полпред

в) летописец, драмкружок, сенокос

г) естественнонаучный, плащ-палатка, спецкор

6. Укажите ряды, в которых все слова образованы морфологическим способом.

а) ночью (возвратиться), поход, сероводород

б) рань, по-братски, пешеход

в) рабочий (на заводе), приблизиться, научно-технический

г) малопригодный, баснописец, правобережный

7. Укажите слова, которые образованы неморфологическим способом.

а) ночное

б) синеватый

в) быстрорастворимый

г) фабрично-заводской

8. Укажите ошибки, допущенные при словообразовательном разборе слов.

а) древнерусский – морфологический, сложение основ при помощи соединительной гласной е

б) народно-освободительный – сложение целых слов

в) вечнозеленый – сложение целых слов

г) партрейд – сложение части слова и целого слова

9. Укажите, в каких случаях словообразовательный разбор выполнен верно.

а) беловатый – морфологический, суффиксальный

б) страшнее – морфологический, суффиксальный

в) рабочий (молодой) – морфологический, суффиксальный

г) переулок – морфологический, приставочный

Источник: http://velib.com/read_book/baronova_marina_markovna/russkijj_jazyk_polnyjj_spravochnik_dlja_podgotovki_k_gia/morfemika_i_slovoobrazovanie_v2_v4/osnovnye_sposoby_slovoobrazovanija/

Ссылка на основную публикацию