Типы связи слов в словосочетании

Виды связи слов в словосочетании: что это такое, согласование, примеры, способы подчинительной и синтаксической

Словосочетание – строительный материал предложения. Это самая маленькая синтаксическая единица, которая имеет свои методы соединения. Если мы умеем определять виды связи слов в словосочетании, то научимся разбирать более сложные синтаксические единицы – предложения.

Способы образования

Слова объединяются подчинительным способом. Это значит, что они неравноправны: одно – главное, другое – зависимое. Функция такого соединения – более подробно описать понятие (предмет, признак, действие).

Важно! Не каждое сочетание слов может стать словосочетанием.

Какие разновидности словесных сочетаний не относятся к словосочетаниям:

  1. Грамматическая основа – подлежащее и сказуемое: папа приехал, окно открыто, задача решена.
  2. Однородные члены предложения. Они связаны сочинительными союзами: добрый и веселый; то грустно, то смешно; не только умный, но и красивый.
  3. Сложное будущее время: буду читать, будем смеяться.
  4. Сравнительная степень: самый быстрый, менее высоко.
  5. Служебные части речи с самостоятельными: в течение времени, возле реки, навстречу ветру.
  6. Фразеологизмы. По смыслу они приравниваются к словам: вешать нос (расстраиваться), скрепя сердце (неохотно).

Слова в словосочетании соединяются:

  • по смыслу (от главного элемента задается смысловой вопрос: написать (что?) книгу, зайти (куда?) домой);
  • грамматически: с помощью окончаний: курткой желтой, либо с помощью окончаний и предлогов: зацепиться за ветку.

Чтобы лучше понять, что такое зависимое слово, посмотрим, какие встречаются смысловые отношения:

  1. Определительные. Называется признак предмета: фрукты (какие?) вкусные.
  2. Объектные. Указывается на объект действия, место, направление: приехать (к кому?) к другу, повернуть (куда?) направо.
  3. Обстоятельственные. Обозначается признак действия: бежать (каким образом?) быстро.

Подчинение и его способы

Смысловое соединение есть во всех конструкциях, а грамматическое – нет. Основные виды словосочетаний определяют по форме его составных элементов. Смотрим, изменяемые это части речи или нет, какой вид они имеют, какие средства связи слов в конструкции. Чтобы быстро определять тип соединения, нужно уметь изменять словоформы по падежам и лицам.

Существует 3 типа грамматической связи слов в минимальных синтаксических единицах. Рассмотрим подробно каждый из них.

Согласование

Способ сочетания, при котором зависимое слово принимает форму главного: шляпа (какая?) красивая. Оба члена имеют одинаковые падеж, род, число.

Внимание! Изменяется основной компонент – изменяется и второстепенный: шляпой красивой, шляпами красивыми, о шляпах красивых.

Оба элемента в таких конструкциях – изменяемые части речи. Поэтому средства связи слов в сочетаниях такого типа – смысл и грамматический вид.

Главное Зависимое Примеры
Существительное и те словоформы, которые могут выполнять его функцию Прилагательное Что-то (какое?) красивое,небо (какое?) голубое,столовая (какая?) чистая
Причастие Ученик (какой?) читающий,река (какая?) замерзшая
Числительное Дом (который?) второй,в городах (скольких?) трех,руками (сколькими?) обеими
Местоимение Человек (какой?) какой-то,смысла (какого?) никакого,тарелка (чья?) моя
Существительное (приложение) Девочка (какая?) Оля,глаза (какие?) бусинки (глаза-бусинки)

Управление

Главное слово управляет зависимым, ставит его в необходимую форму: пришел (с кем?) с другом – глагол указывает существительному на форму Т.п.

Если изменить словоформу ведущего элемента, ведомый останется в том же падеже.

Например: приду с другом, пришли с другом, придет с другом.

Грамматические средства в этих конструкциях – смысл и падежная форма. Только при управлении между частями может ставиться предлог: думать о звездах, накричать на соседа, лететь навстречу ветру.

При управлении второстепенные слова – изменяемые части речи, так как соединяются с помощью падежных окончаний и/или предлогов.

Главное Зависимое Примеры
Глагол,деепричастие, существительное, причастие, прилагательное,числительное,местоимение. Существительное Приехать (к кому?) к другу,записывая (что?) лекцию,прочитана (кем?) мальчиком,память (о чем?) о прошлом,три (кого?) сестры,не нужен (кому?) никому.
Местоимение Спросил (у кого?) у кого-то,увидел (что?) нечто,подарок (кому?) ему
Прилагательное, называющее предмет Узнать (о ком?) о неизвестном,принесли (что?) горячее
Причастие, называющее предмет Множество (кого?) собравшихся,приветствовать (кого?) отдыхающих

Необходимо различать! Числительное в именительном и винительном падежах командует существительным. Это управление: пять собак, трое мальчиков. Если числительное стоит в других падежах, то это согласование: пятью собаками, о пяти собаках, с тремя мальчиками, о трех мальчиках.

Примыкание

К главному компоненту примыкает неизменяемая часть речи: ехать (куда?) вперед. Средство соединения здесь одно – смысл, потому что ведомое слово не может принять иной вид. Можно выделить дополнительные средства соединения в таких конструкциях – порядок слов и интонацию.

Зависимые компоненты в примыкании – неизменяемые, поэтому средство грамматической связи отсутствует. Ведущее слово – любая часть речи.

Главное Зависимое Примеры
Глагол,существительное,наречие,прилагательное,причастие,деепричастие,местоимение Наречие Приехал (когда?) вчера,дом (какой?) напротив,быстро (в какой степени?) очень
Деепричастие Говорил (каким образом?) заикаясь
Инфинитив Мечта (какая?) жениться,пришел (с какой целью?) поговорить
Неизменяемое имя прилагательное Цвет (какой?) хаки
Сравнительная степень имени прилагательного Новость (какая?) поважнее,некто (какой?) поинтереснее
Притяжательными местоимениями (его, ее, их) Квартира (чья?) его,ребенок (чей?) их
Существительное (несогласованное приложение) Пьеса (какая?) «Бесприданница»,роман (какой?) «Война и мир»

Как определить тип соединения

Выпишите из предложения необходимые конструкции – так разбирать будет удобнее. Помните, что не все соединения подходят. Когда верные единицы нашлись, определяем способы подчинительной связи. Попробуйте действовать по алгоритму:

Образец разбора:

  1. Возьмем такой пример: увидимся скоро.
  2. Задаем вопрос: увидимся (когда?) скоро. Увидимся – главный элемент, скоро – второстепенный.
  3. Изменяем: увижу скоро, увидишь скоро. Преобразовался только основной компонент, значит согласованием это быть не может. Остаются те виды синтаксической связи в словосочетании, в которых изменяемый только один компонент.
  4. Предлога нет.
  5. «Скоро» – это наречие. Наречие не изменяется, значит грамматическое средство в нашем случае отсутствует.
  6. Это примыкание.

Связь слов в словосочетании

Задание 6. Словосочетание

Вывод

При синтаксическом разборе удобно строить схему. Главную часть обозначаем крестиком, формальные средства подчеркиваем (предлоги и окончания), называем части речи членов конструкции. С помощью схемы и алгоритма легко разобрать любые примеры словосочетаний.

Загрузка…

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/vidy-svyazi-slov-v-slovosochetanii.html

Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание

B3 — типы подчинительной связи

Перейти к описанию типов подчинительной связи

Комментарии преподавателя

Возможные трудности Добрые советы
Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги. Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы), то тип связи слов в этом словосочетании — согласование.Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги), то тип связи в этом словосочетании — управление.
Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа. Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки  — красавице артистке. Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа — директору колледжа.
Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом — восхищаться летом, сварить вкрутую — в крутую передрягу. Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом. Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи — примыкание. Восхищаться чем? летом. Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи — управление.В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов — согласование: в передрягу какую? крутую.
Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например:слегка грустный, люблю поесть. В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака. В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.

Синтаксис — это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений.

Предложение — это основная единица синтаксиса, выражающая мысль, содержащая сообщение, вопрос либо побуждение. Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью, т. е. оформляется как отдельное высказывание.

На улице холодно (сообщение).

Когда отходит поезд? (вопрос).

Закройте, пожалуйста, окно! (побуждение).

Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).

Утренний туман над городом еще не рассеялся, хотя и поредел  (простое предложение).

https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=B3 bugaga.net.ru

Читайте также:  Мастерская по изготовлению икон самых известных святителей

Тот, который был с золотым зубом, оказался официантом, а не жуликом (сложное предложение).

По характеру грамматической основы простые предложения бывают двусоставные и односоставные.

По полноте своей реализации предложения делятся на полные и неполные.

По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные и вопросительные.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи).

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.

Зайти (куда?) в глушь.

Зарядка (чего?) аккумулятора.

Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Сравним:

Утро — летнее утро;

Спать — долго спать.

Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.

Типы связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

В словосочетании традиционно выделяют три типа подчинительной связи между главным и зависимым словом: согласование, управление и примыкание. Особенности каждого типа представлены в таблице.

Тип связи Примеры Какой частью речи является зависимое слово Характеристика связи
Согласование Частые встречи. Прилагательное. Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Летящий мяч. Причастие.
Наше право. Согласуемое местоимение.
Третий ряд. Порядковое числительное.
Красавица дочка.Профессор Чайников. Согласуемое существительное.
Управление Начало игры.Жарко у печки. Существительное (часто с предлогом). Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).
Попросить её. Местоимение в функции существительного.
Примыкание Ходить пешком. Наречие. Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.
Спать стоя. Деепричастие.
Просил остаться.Желание знать.Хотел вернуться. Неопределенная форма глагола.
Стать лучше. Сравнительная степень прилагательного.

Если что-то непонятно, посмотрите видео.

← Определение части речи — B2     Безличные, определенно-личные, односоставные предложения →

Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

Источник: https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=B3

Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться. 

Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.

Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы.

Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч.

Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.

Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.

любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться
озером (каким?) голубым – главное слово озером
любоваться (как?) долго — главное слово любоваться

В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:

  • именные
  • глагольные
  • наречные

любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное

озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное

любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное

три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное

очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное

Схемы словосочетаний

Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.

любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога

озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.

любоваться долго – глагол + наречие

§2. Виды синтаксической связи в словосочетании

В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.

Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:

  • согласование
  • управление
  • примыкание

Примеры:

озером голубым – согласование,

любоваться озером – управление,

любоваться долго – примыкание.

Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например:

Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.

Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:

Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.

Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:

Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

    • сочинительная
    • подчинительная
    • именное
    • глагольное
    • наречное
    • именное
    • глагольное
    • наречное
    • именное
    • глагольное
    • наречное

Правильные ответы:

  1. да
  2. нет
  3. подчинительная
  4. нет
  5. любить
  6. музыкой
  7. читать
  8. именное
  9. глагольное
  10. наречное

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/436

Виды подчинительной связи в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание) и предложениях

Главная > Русский язык > Виды подчинительной связи в словосочетании и предложении

Существует такая вещь в лингвистике, как подчинительная связь. В русском языке подчинительная связь бывает в словосочетаниях и в предложениях. Такое встречается в речи постоянно. Но что такое подчинительное словосочетание и предложение?

Для начала рассмотрим, что означает подчинительная связь. Она связывает между собой самостоятельные (знаменательные) слова и словосочетания посредством того, что одна часть является главной, а другая – зависимой. Проверить это очень легко.

От главной части можно задать вопрос к зависимой. Такая связь определяется и по смыслу, и грамматически. Например, красивый цветок, где от слова «цветок» можно задать вопрос «какой?» к слову «красивый» и определить, что зависимым тут является прилагательное.

Типы подчинительной связи в словосочетании

Согласование

Род, число и падежная форма зависимой части полностью согласуются с главной частью, то есть уподобляется ей. От главного слова можно задать вопросы «какой?» и «чей?» (эти вопросы могут изменяться в зависимости от формы).

При согласовании главным всегда выступает существительное, а зависимыми могут быть:

  1. Прилагательные: голубое море, чёткое изображение, яркому свету.
  2. Порядковые числительные: первое место, (на) десятом этаже, сотый фильм.
  3. Причастия: пишущий человек, бегающему котёнку, прыгающий мячик.
  4. Притяжательные местоимения (кроме их, его, её): наши сердца, моё сокровище.

Согласование также бывает полным и неполным. В первом случае зависимое слово во всех формах уподобляется главному, а во втором случае – только частично. Но неполная форма касается скорее только исключений и просторечий.

Примером неполного (или частичного) согласования является случай, когда слово, обозначающее профессию (как мы знаем, многие такие слова бывают в мужской форме, но сам человек может быть и женщиной), имеет рядом прилагательное, но в другом роде (наша врач).

Управление

При управлении зависимое слово меняется под влиянием главного только по падежу, одно слово «управляет» другим.

Словосочетанием с управлением могут быть: глагол + существительное, деепричастие + существительное, причастие + существительное, два существительных или количественное числительное + существительное. Бывает два типа управления: с предлогом, когда есть предлог, или без предлога.

При управлении зависимому слову задаётся вопрос косвенного падежа или же обстоятельственный вопрос (где, куда, откуда), так как слово может отвечать одновременно на два вопроса.

Примеры: курить сигарету, жить в доме, игрушка кота, шесть игроков, бросив учёбу, написание книг.

Примыкание

При этом типе связи одна часть «примыкает» к другой. Другими словами, такие словосочетания определяются только по смыслу, так как обе части сохраняют все свои формы. Главный признак примыкания – зависимое слово является неизменяемой частью речи (инфинитив глагола, деепричастие, наречие, местоимения его, её, их).

Главным отличием от управления и согласования является как раз «самостоятельность» частей и зависимость друг от друга только по смыслу. Примыканием является связь двух существительных, если они обозначают название (озеро Байкал, страна Россия, река Волга). Можно задать обстоятельственный вопрос (не путать с управлением!): что делать, что сделать, что сделав, что делая и чей (его, её, их).

Читайте также:  Популярные актеры в индийском кинематографе

Примеры: его куртка, планета Земля, жить хорошо, ехать не останавливаясь, вырос быстро.

Словосочетания, которые не имеют подчинительной связи

  • Слово и служебная часть речи (около дома).
  • Составные слова (более яркий).
  • Слова, объединённые союзом «и».
  • Фразеологизмы.
  • Глагол и подлежащее.

Подчинительная связь в предложениях

В предложениях тоже есть подчинительная связь, но это касается только не сложносочинённых предложений. Сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого тем, что обе части нельзя разорвать.

Если их употребить отдельно, то предложение потеряет смысл, в то время как части сложносочинённого предложения вполне себе можно употреблять отдельно друг от друга и на письме разделить точкой.

Разделяют виды подчинительной связи в таких предложениях только в том случае, если придаточных частей несколько. Например: он сказал мне, что пойдёт только в то место, куда его направили. Тут мы видим одно главное предложение и два зависимых.

Далее, рассмотрим виды подчинительной связи:

  • последовательное;
  • параллельное;
  • однородное.

Последовательное предложение можно определить, если от главной части идёт вопрос к придаточной, а от этой придаточной – к ещё одной придаточной. Например: я купила кофту (какую?), которую мне сшили в ателье (в каком?), которое находится далеко от моего дома.

При параллельном виде подчинения всем придаточным задаются вопросы из главной части, но от разных слов. Таким образом, получается этакая «параллель». В таких случаях обычно главная часть находится между зависимых. (Пример: когда в школе прозвенел звонок, я разговаривал с новым одноклассником, который недавно перешёл к нам в класс).

При однородном типе зависимые предложения относятся к одному и тому же слову, находящемуся в главной части. (Например: сегодня я пошёл гулять в парк, в котором обычно очень мало людей и где я забыл кофту).

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/vidy-podchinitelnoj-svyazi-v-slovosochetanii-i-predlozhenii.html

Типы связи слов в словосочетании

  • распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
  • выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;
  • группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
  • анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
  • формировать навыки контроля и самоконтроля.

Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно.

Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом.

При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.

Начнём наш урок с проверки знаний.

В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
  • Соединение двух и более слов.
  • Состоит из главного и зависимого слова.
  • Бывают именные, глагольные и наречные.
  • Состоит только из самостоятельных частей речи
  • Слова, связанные по смыслу и грамматически
  • Связь в словосочетании – подчинительная и т.д.

По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.

Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Высказывают своё мнение:

  • Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
  • Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
  • В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
  • Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов

– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.

– Сколько блоков вы получили?

– По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:

  • По зависимому слову:Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарокКасательная линия, творящий художник, обжигающий жар

– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?

– Какой вариант нам менее знаком?

  • Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
  • Объединение по зависимому слову незнакомо.
  • Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

Формулируют вопросы:

  • Как называется связь с зависимым словом – существительным?
  • Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
  • Как называется связь с зависимым словом – наречием?

– Изучив материал на страницах 36–37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

– Итак, словосочетания могут быть построены на основе подчинительной связиСлайд 10.

  • Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
  • Определить часть речи зависимого слова.
  • Изменяется ли зависимое слово?
  • Если нет – примыкание.
  • Если да – изменить главное слово.
  • Изменяется зависимое слово?
  • Если да – согласование.
  • Если нет – управление.

Задание 1.

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
  • Согласование

Задание 2.

  • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
  • управление

Задание 3.

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
  • примыкание

Задание 4.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  • такая мама

Задание 5.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • медленно опускаться

Задание 6.

  • Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
  • заказан для России

Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.

Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Источник: https://infourok.ru/tipi-svyazi-slov-v-slovosochetanii-478038.html

Словосочетание

Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).

От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом).

Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов.

Сравните: фразеологизм водить за нос (обманывать) — свободное словосочетание водить за руку.

От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет.

Существует и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных любым типом связи.

При таком понимании говорят о сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный) и о главных членах предложения как о словосочетании (Он спит.

) Такое понимание размывает противопоставление словосочетания и предложения и не является общепринятым, но находит отражение в комплексе В.В. Бабайцевой.

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:

определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);
объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;
обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).

В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? И куда? (определительные и обстоятельственные отношения).

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.

По характеру главного слова словосочетания делятся на:

именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным),

глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием),

наречные и местоименные.

К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас.

Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью в двенадцать часов два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).

Читайте также:  Есть ли в поэме «мёртвые души» живые души?

Связь слов в словосочетании

Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.

Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).

Зависимое слово при согласовании может быть выражено

1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать;
2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу;
3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу;
4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу;
5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем;
6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков.

Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.


Главное слово при управлении выражается

1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу;
2) существительным: чтение книги;
3) прилагательным: довольный успехом;
4) количественным числительным в именительном (винительном) падеже: три стула, пять стульев.

Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.

Главное слово при примыкании:

1) глагол: бежать быстро,
2) прилагательное: очень быстрый,
3) наречие: очень быстро,
4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.

Зависимое слово при примыкании выражается

1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,
2) деепричастием: говорил заикаясь,
3) инфинитивом: просил написать,
4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,
5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,
6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,
7) существительным— несогласованным приложением: в газете «Известия».

Следует различать словосочетания и сочетания слов:

1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей): около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы.
2. фразеологические сочетания: бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв;
3.

сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил;
4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения: Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы (А.

Пушкин) (Онегин, добрый — не словосочетание).

Свободные и несвободные словосочетания

В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово — свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).

В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).
Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:

— с главным словом существительным, например: большинство (меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.;
— с главным словом числительным, например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.

;
— с главным словом числительным, например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.

;
— с главным словом много, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше): много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора

I. Выделить словосочетание из предложения.II. Охарактеризовать строение словосочетания:а) указать главное и зависимое слова;б) назвать части речи, которыми они выражены;в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).III. Определить грамматическое значение словосочетания.

Образец разбора

Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.

ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Мальчик с восторгом говорил о своей школе.

Устный разбор

В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.

 1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.
 2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе.

О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).
 3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование.

Грамматическое значение определительное (признак предмета).

Письменный разбор
 

Источник: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/172

Виды связи слов в словосочетании

Связь слов в словосочетании.

Подготовка к ОГЭ

Презентация подготовлена

учителем русского языка и литературы

Руденко Еленой Анатольевной,

МБОУ СОШ № 8

г. Ноябрьск

Цели урока

  • Дать понятие о видах связи слов в словосочетании.
  • Научить определять способы связи в словосочетаниях, конструировать их.
  • Развить понятие о синонимичных словосочетаниях.

Что называется словосочетанием?

  • Словосочетанием называется соединение двух и более знаменательных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически . Одно из слов в словосочетании является главным , его распространяет (поясняет) зависимое от него слово (то есть грамматические свойства главного слова обусловливают грамматические свойства зависимого, например его род, число или падеж).

Соловьиное пение, гулять в роще, разговаривать негромко.

Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

  • Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое). Ласточки прилетели.
  • Ряды однородных членов.

Бежал, спотыкался, оглядывался.

Клевать носом, бить баклуши.

  • Имена собственные, состоящие из двух слов.

Марина Цветаева, Новый Уренгой.

  • Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным. Вокруг дома ; тоже решил ; словно во сне.
  • Сложные (составные) формы слов. Буду учиться, интереснее всего, самый важный.

Виды словосочетаний по характеру главного слова

Наречные:

Глагольные:

главное слово выражено глаголом,

Именные :

причастием,

главное слово выражено существительным,

деепричастием.

главное слово выражено наречием.

прилагат.,числит., местоимением.

Когда?

Что?

Какие?

Гуляющие в роще

Вчера вечером

Соловьиное пение

Виды подчинительной связи в словосочетаниях

  • Согласование
  • Управление
  • Примыкание

Согласование

  • Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах (род, число, падеж), что и главное: роща (какая?) соловьиная — ж.р., ед.ч., и.п.
  • Звонкая капель, жаркое лето, привычный маршрут.

Управление

Управление – это такой способ связи, при котором зависимое слово (сущ. или другая часть речи в значении сущ.) ставится при главном слове в определённом падеже: наслаждаюсь пением (т.п.).

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется: наслаждаюсь пени ем , наслаждался пени ем ; пение соловь я , пением соловь я .

Примыкание

  • Примыкание – это способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу: слушать молча, ушёл, не оглядываясь, уехать лечиться, его голос .
  • Зависимое слово при примыкании является неизменяемым ( наречие, деепричастие, инфинитив глагола, притяжательные местоимения 3-го лица ).

Запишите словосочетания, определяя вид связи.

Прекрасное утро, приехал из города, прошел в рощу, рощу знакомую, негромко напевал, шел, не оглядываясь, прошел быстро, пел громко, волшебные трели, аромат утра, весеннего утра, кружилась от счастья, около поляны, очарование весны, несмотря на расстояние, как снег на голову.

Какие сочетания слов вы не выписали? Почему?

Готовимся к ОГЭ. Задание 7.

  • Замените словосочетание « в каракулевой шапке », построенной на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  • В шапке из каракуля
  • Замените словосочетание « птичьими стаями », построенной на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  • Стаями птиц

Тренируемся!

  • Замените словосочетание « снежный ком », построенной на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  • Замените словосочетание « липовых бочонков », построенной на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  • Замените словосочетание « озиралась грациозно », построенной на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  • Замените словосочетание « задача без решения », построенной на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vidy-sviazi-slov-v-slovosochietanii.html

Ссылка на основную публикацию