Значение новеллы «фаталист» в романе м.ю.лермонтова «герой нашего времени»

Фаталист. Анализ повести из романа Герой нашего времени

Фаталист. Анализ повести из романа «Герой нашего времени»

Автор: Лермонтов М.Ю.

Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова – П.А.

Висковатова (1842-1905), «Фаталист», списан с происшествия, бывшего в станице Черненной с Акимом Акимовичем Хастатовым, дядей Лермонтова: «По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым». В.Х.Хохряков указывая на друга Лермонтова С.А.

Раевского о том, что в «Фаталисте» запечатлено подлинное происшествие, участниками которого были сам Лермонтов и его приятель А.А.Столыпин.

Было высказано и предложение о том, что тему новеллы Лермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рассказ об удивительном случае, происшедшем с школьным приятелем автора воспоминаний: «… взяв пистолет и не справляясь, был ли он заряжен, он приставил его себе ко лбу и спустил курок, предоставив случаю решить, последует выстрел или нет.

Вопрос о «случае», «судьбе», «предопределений», входивших в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова, и положен в основу «Фаталиста».

Сюжет новеллы трижды подтверждает реальность предопределения.

Вместе с тем фатализм не исключал для Лермонтова активного вмешательства в жизнь, но, напротив, он предполагал свободу действий, решительное вторжение в заранее определенный ход событий.

На последних страницах романа Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… неспособными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья…» Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.

Печорин, по мнению Белинского: «не равнодушно, не апатически несет свое страдание, бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

В нем неумолчно рождаются внутренние вопросы, тревожат его, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою».

Смысл романа – трагедия поколения, обреченного на бездействие.

В повести «Фаталист» поставлен и решен вопрос о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрению фаталистов, утверждающих, что миром правит неведомая и неотвратимая сила (рок, судьба), то борьба невозможна и потому бессмысленна.

Выйдя победителем из смертной схватки с преступником, Печорин усомнился в существовании предопределения ибо остался жив не по воле рока. Его спасли от неминуемой, казалось бы, гибели хладнокровный рассудок, строгий расчет и храбрость.

Однако из всех событий, изображенных в повести, герой делает далеко идущие выводы: при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость: «Что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».

Источник: http://MirZnanii.com/a/360343/fatalist-analiz-povesti-iz-romana-geroy-nashego-vremeni

Анализ повести «Фаталист» («Герой нашего времени»)

Повесть «Фаталист» завершает роман, однако точка, которую автор ставит в конце неё, — мнимая, поскольку герой в финале романа опять оказывается в крепости, словно вновь начиная свой «романный» путь.

Кольцевая композиция — намеренный приём, призванный замкнуть повествование в круг, сделать разговор о человеке бесконечным.

Применяя этот приём, Лермонтов достигает эффекта представления героя, с одной стороны, как человека конкретного, с другой — как человека вечного, родового.

Неудивительно, что последняя повесть поднимает вечные вопросы жизни человека, прежде всего судьбы и отношения к ней, и носит философский характер.

Главный вопрос, касающийся отношения человека к судьбе, показан как проблема выбора жизненной позиции: безвольно и слепо подчиняться обстоятельствам жизни или активно противостоять пагубным условиям существования, проявлять волю к жизнеутверждающему действию.

Если принимать во внимание трагический финал «Княжны Мери», то возникает проблема дальнейшего решения героя: как жить, что ему, потерявшему надежду на дружбу и любовь, делать в жизни? Этот вопрос одновременно и жизненный для героя, и философский для смысла повести; его можно сформулировать так: принимать или не принимать жизнь? Обе проблемы (жизненная позиция и приятие/неприятие жизни) легли в основу сюжета, они определяют его философский характер.

Повесть «Фаталист» чётко разделяется на экспозицию, основную часть и финал. В экспозиции представлен разговор-спор офицеров о существовании предопределения или судьбы в жизни человека, в нём очерчен круг главных вопросов, которые возникают у человека, когда речь заходит о судьбе.

Этих вопросов пять, они высказаны персонажем, таинственно названным «кто-то»: во-первых, существует ли предопределение; во-вторых, кто может подтвердить это; в-третьих, известен ли час смерти человека; в-четвёртых, зачем человеку даны воля и рассудок; в-пятых, ответственен ли человек за свои поступки.

Ответы на эти вопросы должны быть даны в ходе самой повести и в её финале.

Поскольку в философской концепции повести возможны две позиции, то и в системе её образов представлены два главных героя: Печорин и Вулич. Оба героя в повести «Фаталист» испытывают судьбу, только Вулич поступает бессмысленно, подвергая свою жизнь неоправданному риску.

Стреляя себе в голову, Вулич, по сути, совершает убийство, поскольку не борется за жизнь и готов от неё отказаться. Печорин же испытывает судьбу, предпринимая все возможные меры предосторожности, чтобы уменьшить риск, но даже в этом случае он мог поплатиться жизнью.

Если сопоставить оба испытания во всех деталях, а большинство из них нарочито составляют пары для сравнения, то можно прийти к выводу, что Вулич отказывается от жизни в страхе перед ней, Печорин, напротив, принимает жизнь во всей её сложности и непредсказуемости.

В центре повести находится ключевой эпизод самоубийства Вулича. Его смерть, безусловно, является следствием безумного эксперимента с выстрелом себе в голову. Обратим внимание на деталь, совпадающую с «Пиковой дамой», — Пушкин выбирает героем обрусевшего немца, Лермонтов — серба.

Видимо, оба писателя хотели подчеркнуть, что поведение их героев не является исконно русским, свойственным православному сознанию.

Финал «Фаталиста» разделён на две части. В первой Печорин рассуждает о происшедшем, и в ходе его рассуждений даются ответы на вопросы, поставленные в начале повести.

«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?» — спрашивает герой, и сама форма, в которой задан вопрос, является одновременно и ответом на него: герой мог стать, но не стал фаталистом.

Второй вопрос: «Но кто знает наверное, убеждён ли он в чём или нет?» — заключает в себе потребность в достоверном знании, и автор далее предупреждает о его невозможности из-за «обмана чувств или промаха рассудка».

Автор словами Печорина утверждает смелость и решительность человека перед неизвестностью. И наконец, Печорин принимает смерть как закон жизни: «Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь». Эти рассуждения героя подводят итог повести, но в то же время они связаны и с проблематикой всего произведения.

Во второй части финала к сомнениям и рассуждениям Печорина присоединяется Максим Максимыч. Печорин рассказывает пожилому штабс-капитану о происшествии в станице, и тот, польщённый тем, что Печорин интересуется его мнением, проявляет в своём рассуждении простой здравый смысл.

Максим Максимыч не может ничего сказать об испытании судьбы Вуличем, потому что для его здравого рассудка оно бессмысленно, поэтому он отвлекается на рассуждения о черкесских курках, винтовках и шашках. Что же касается нелепой смерти Вулича, Максим Максимыч произносит, казалось бы, фаталистическое суждение: «Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано…

» Это высказывание можно понимать таким образом: если человек ведёт себя нелепо, то и судьба ему суждена такая же нелепая.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/analiz_povesti_fatalist_geroj_nashego_vremeni/54-1-0-1969

Анализ главы «Фаталист» романа «Герой нашего времени»

Над своим романом Лермонтов работал на протяжении 1838 года. Увидел свет роман только через два года.

В «Герое нашего времени» поэт продолжает развитие той же идеи, которая составила основу стихотворений «Дума», а именно: отчего люди с огромным жизненным потенциалом и энергией не находят им достойного применения? Описанием жизни Печорина, главного героя романа, Лермонтов пытается осветить этот вопрос.

«Фаталист» – пятая часть романа «Герой нашего времени», в то же время, как и остальные четыре части, она вполне как самостоятельное произведение. Образ главного героя – объединяющее звено этих частей. Все действующие лица объединены вокруг него.

Если в первых двух частях – «Бэла», «Максим Максимыч» – о герое повествуют Максим Максимыч и сам автор, то последующие три части, в том числе и «Фаталист», являются дневником Печорина. Будучи таковыми, они помогают понять причины поступков героя.

Если в четырех частях автор показывает социальную среду как ваятеля характера и нравственного облика Печорина, то в «Фаталисте» Лермонтова занимает то, может ли критически мыслящий человек, хорошо понимающий изъяны своего общества, восстать против них.

С точки зрения фаталистов, это и бесполезно, ведь невозможно избежать того, чему суждено быть, ведь миром правит рок, или фатум.

Первоначально герой тоже так думал, особенно после гибели Вулича. Он безрассудно стремится испытать судьбу, считая, то, что написано на роду, того не миновать.

Но каждый раз, выходя победителем из опаснейших ситуаций благодаря своему уму, трезвому расчету и бесстрашию, он начинал сомневаться, в фатуме ли дело? А, может, и нет его вообще? Так как природе Печорина свойственен скептицизм, толкающий его сомневаться во всем, он не может прийти к окончательному выводу на этот счет. Но уверен он лишь в одном: существует предначертание или нет, человек во всех ситуациях должен проявлять силу воли и решительность.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Автор при любом удобном случае акцентирует внимание на том, как Печорин все время брезгует светским обществом и чуждается его, ему там скучно.

Он натура деятельная, а в обществе, к которому он принадлежит, вся деятельность направлена на мелкие интрижки и пустословие, внешнюю напыщенность. В этом обществе нет ни настоящей бескорыстной любви, ни дружбы, ни нормальных взаимоотношений между людьми.

Но готов ли он восстать против такого общества? По-видимому, нет, а то не стал бы он убегать от него. Его борьба мелочна, так как проявляется при встрече с отдельными представителями света, а от того и не имеет будущего.

Позже это понимает и сам герой, признающий, что в этой борьбе он истощил все свои душевные силы, необходимые для действительной жизни. Под действительной жизнью он подразумевает жизнь, проведенную в благородном служении обществу.

Печорин является представителем молодого поколения 30-х годов XIX века. Через него Лермонтов осуждает это поколение за неспособность их служить высоким целям.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/03/analiz-glavy-fatalist.html

Роль главы «Фаталист» в раскрытии образа Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Роль главы «Фаталист» в раскрытии образа Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

  Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

    В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов поставил своей задачей всесторонне раскрыть личность современника, показать портрет «героя времени», «составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».     Образ Печорина сначала предполагал автобиографическую канву.

Но постепенно он наполнился другим содержанием, вылился в центральную проблему романа – проблему человека и эпохи. Характер Печорина стал отражением явлений российской действительности 30-х гг. XIX века.

    В предисловии к журналу Печорина Лермонтов определяет свою творческую задачу – нарисовать не массовый портрет дворянства, а обратиться к характеру редкому, исключительному, таившему в себе «силы необъятные». Но роман Лермонтова, вместе с тем, решает и многие философские проблемы. Одна из них – влияние рока, судьбы на человека.

     В этом отношении особенно важна финальная глава романа — «Фаталист», раскрывающая перед нами новые стороны характера героя. Главы романа расположены не в хронологической последовательности, а сообразно идейному содержанию. Поэтому глава «Фаталист» подводит читателя к окончательным выводам, даёт итог всему роману.

    Читая произведение Лермонтова, мы видим безуспешные порывы к действию Печорина. Он приносит людям одни несчастья, разрушает их жизни, становится топором в руках судьбы. Герой размышляет, почему так получилось, кто или что возложило на него такую неблагодарную миссию, можно ли взять судьбу в свои руки, что-то изменить. Такими были размышления героя накануне дуэли.

Читайте также:  Цифровые мультиметры акип: особенности

Печорин признаётся, что не угадал своего предназначения, увлёкся приманками страстей. Каждое новое усилие героя обрести счастье всё дальше отодвигает его от этой цели.     Во многом на Печорина повлияло общественное настроение того времени. Оно вошло в историю как эпоха глубокого сомнения в нравственных ценностях, веры в злой рок, бездействия и скепсиса.

В романе мы видим Печорина с позиции природного и социального начала.

Неизбежно возникает вопрос: где же истинный Печорин? Это тот человек, который мыслит, судит, страдает или тот, кто равнодушно причиняет страдания людям, холоден и жесток? Была ли у Печорина возможность разрешить это противоречие, найти выход, изменить свою судьбу? Ответ на этот вопрос даёт глава «Фаталист».     Проблема фатума, судьбы решается здесь в форме эксперимента.

Во время карточной игры офицеров в казачьей станице между ними возник спор: существует рок или его нет. А если есть судьба, то на что же человеку дан разум? Поручик Вулич предложил Печорину пари.     Образ Вулича является в романе носителем идеи фатума. Печорин же сомневается в том, что судьба влияет на человека. Вулич отстаивает свои убеждения, рискуя жизнью.

Он играет в русскую рулетку, достаёт револьвер и целится в себя. К счастью, выходит осечка.     Вулич остаётся жить, но Печорин предчувствует его скорую гибель. Происшествие с поручиком заставило героя задуматься. Гуляя по ночной станице, он видит звёзды, вспоминает те далёкие времена, когда люди верили, что их судьбой управляют боги.

Их представления были во многом наивны, но древние люди жили намного мудрее, чем сейчас. Они были способны на подвиг.

    Печорин с горечью сознаёт, что его поколение не оставит после себя значительного следа, сгинет бесследно: «Мы не способны более к великим переживаниям ни для блага человечества, ни ради собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению».

    До сего времени Печорин имел привычку ничего не отвергать и ничего не принимать на веру. Сейчас он впервые засомневался и на минуту поверил в судьбу. Случай с Вуличем убедил его в этом. Но вскоре Печорин узнал, что Вулича уже нет в живых. Он трагически и нелепо погиб от топора пьяного казака. Предсказание Печорина о смерти поручика сбылось.

    События главы развиваются стремительно и принимают совершенно иной оборот. Казак, убивший Вулича, спрятался в избе с заложником. Все понимали, что убийца обречён, но никто не решался войти и обезвредить его. Сам казак знал, что его судьба решена, но боролся до конца, не покорялся року. Несколько раз он кричал: «Не покорюсь!».

Его неподчинение показывает, что он не верит в проведение, сам управляет своей жизнью.     Печорин понял, что ему представилась возможность испытать свою судьбу. Он зашёл в избу, где находился казак, действовал расчётливо, быстро. В этот момент проявились лучшие качества натуры героя. Благодаря им Печорину удалось обезоружить убийцу и остаться невредимым. Как после всего случившегося герою не сделаться фаталистом? Но Печорин любит во всём сомневаться: «Это расположение ума не мешает решительности характера», «герой идёт вперед смелее, когда не знает, что его ожидает».     Печорин решился вступить в поединок с судьбой, посмотреть, кто окажется победителем, и выиграл. Он впервые сделал попытку повлиять на свою судьбу, действовал осознанно, проявил небывалую активность.     Всё же автор оставляет открытым вопрос: есть ли судьба. Ему важно не это. Думаю, что Лермонтов пытался показать нам, что вне зависимости от того, существует судьба или её нет, человек должен действовать.     Ситуация «Фаталиста» показывает, что борьба за своё счастье возможна. Но Печорин не выходит на рубеж этой борьбы. Он погибает по дороге в Персию.

    На пути к действию многих передовых людей того времени стояли различные преграды. Они воспринимались как влияние рока. В свете такого общественного настроения активность человека оказывалась бесполезной. Своим романом Лермонтов пытается преодолеть эту фаталистическую философию, утвердить значимость активности человека. Именно в это заключается философский и общественный смысл романа.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Роль главы «Фаталист» в раскрытии образа Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Смотрите также по произведению «Герой нашего времени»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00048401184864246807

Философия главы «Фаталист» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинения › Лермонтов М.Ю. › Герой нашего времени

Готовые Домашние Задания

Основная проблема романа Лермонтова «Герой нашего времени» чётко определена автором в предисловии: он рисует «современного человека, каким он его понимает». Его герой – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».

Внутренний мир персонажа раскрывается в его непосредтвенном развитии, во всей последовательности происходящих в жизни героя событий. «История души человеческой…» — способ раскрытия внутреннего мира героя.

Произведение интересно в композиционном плане. Структура «Героя нашего времени» — тонкий художественный приём, который, наряду с системой образов героев, особенностями языка, подчинён раскрытию образа Григория Александровича Печорина – героя своего времени..

Роман составляют пять самостоятельных глав, объединённых фигурой Печорина, авторской идеей. Лермонтов не случайно нарушает хронологическую последовательность повествования.

Подчёркнутая «разорванность» повествования и смена рассказчика (автор – Максим Максимыч — Печорин) постепенно открывают героя читателю, постепенно переходя от внешнего к внутреннему.

По какой же причине автор завершает произведение новеллой «Фаталист»?

Название определяет главную мысль заключительной части: речь пойдёт о вере в судьбу. Фатализм (в словаре Даля) — судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности.Фатали?сты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела.

Повествование в этой главе ведётся от лица главного героя.

Печорин, размышляя о предопределении, вспоминая юношеские мечты или принимая решение в момент опасности, обнажает перед читателем свою душу, раскрывает свой сложный и противоречивый внутренний мир.

Кто может точнее описать сокровенные мысли человека, кроме него самого? Оставаясь наедине с собой, нет необходимости лгать, маскировать чувства, играть роль.

Новеллу условно можно разделить на две основные части. Первая посвящена игре в русскую рулетку. «Может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута» — вот главный вопрос спора. Основное внимание здесь уделено поручику Вуличу.

В поступках и высказываниях Печорина, как и в предыдущих главах, есть то, что кажется жестоким и эгоистичным. Так, он предлагает пари, ставкой которого становится жизнь поручика Вулича. Ощущая печать смерти на лице Вулича, Печорин с хладнокровной уверенностью делится своей мыслью: «Вы ненче умрёте!»

Во второй части главным героем выступает Печорин. Он с тем же присущим его характеру хладнокровием, смелостью сам решает бросить вызов судьбе и, рискуя жизнью, обезвреживает разъярившегося казака.

Смерть Вулича предначертана. То есть рок отрицать нельзя Но как бы ни была сильна вера в судьбу, нужно всегда пытаться действовать. Человек способен вмешаться в ход задуманного свыше. Иначе не будет развития.

То же касается всего общества.

Именно в этой главе мы отчётливо слышим голос автора, отражающийся в мыслях героя.

Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой целого поколения: «мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению». Печорин, как нигде более, предстаёт здесь глубоко мыслящим человеком, ищущим в своей душе ответы на вопросы.

Не случайно повесть «Фаталист» завершает роман. Она более остальных наполнена глубочайшими философским смыслом.

Сочинения по теме:

  • Значимость встречи Печорина и Максима Максимыча в жизни героев (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») сочинение
  • Образ Печорина — символ эпохи человека 19 века (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») сочинение
  • Почему Ю.М. Лермонтов заканчивает свой роман «Герой нашего времени» повестью «Фаталист»? сочинение
  • Почему Печорин не нашел счастье в жизни? сочинение

Источник: http://1soch.ru/lermontov-mu/geroy-nashego-vremeni/filosofiya-glavy-fatalist-romana-m-u-lermontova

Фаталист ли Печорин? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» — роман одного героя. Образ Печорина собирателен, как говорит сам Лермонтов, он состоит из «пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

Следует обратить внимание на композицию романа.

Он состоит из пяти самостоятельных частей, объединенных главным героем, которые автор предлагает нам изучить не в хронологическом порядке, а в том, который лучше раскрывает характер Печорина.

С этой точки зрения особый интерес представляет для нас последняя глава «Фаталист», которая как бы является финалом, последним штрихом в портрете Григория Александровича.

В предыдущих главах автор рисует нам человека с незаурядным аналитическим умом, знающего все свои недостатки и слабости, показывает противоречивую личность.

Он разочаровался в жизни, его судьба полна трагизма, он делает несчастными других людей, «часто без злобы, всегда без сожаления…

» Печорин так и не сумел разгадать своего предназначения, не смог потратить силы «души необъятной» так, как следовало, не нашел цели в жизни.

В последней главе Печорин приезжает на левый фланг, в казачью станицу. Там он проводит время за игрой в карты с офицерами. Как-то раз разговор зашел о том, что «судьба человека написана на небесах». Офицер Вулич решительно выступает против этой точки зрения и заключает с Печориным пари.

Он стреляет себе в висок из пистолета, но выстрел оказывается холостым. Следующий — настоящим. Казалось бы, спор решен, но Печорин, наблюдая за Вуличем, видит на его лице «печать смерти», говорит ему об этом, но Вулич не верит ему. Григорий Александрович все равно убежден, что офицер погибнет сегодня.

Так и происходит: его случайно убивает казак.

Тема предопределенности проходит через весь роман. Печорин остается противоречивым и в этом вопросе. С одной стороны, он замечает «печать смерти» на лице Вулича, то есть верит предопределению, но с другой — высмеивает людей, которые считают, что звезды принимают участие в их жизни.

Он рассуждает о том, что людям всегда было удобнее верить, что светила принимают участие в их жизни, пытается разобраться в своих ощущениях, прийти к единому мнению: «Происшествие этого вечера произвело на меня довольно глубокое впечатление и раздражило мои нервы; не знаю наверное, верю ли я теперь предопределению или нет, но в этот вечер я ему твердо верил: доказательство было разительно, и я, несмотря на то, что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею».

Противоречивы и мнения офицеров по поводу судьбы. Кто-то спрашивает, зачем человеку разум и воля, если все уже решено, а кто-то восклицает, что своей судьбы не минуешь.

Но самым главным является последний эпизод в повести, когда вся станица собирается у избы Ефимыча (казака, который убил Вулича). Из всех выделяется лицо его матери, полное отчаяния. По мнению Печорина, взгляд Ефимыча не выражает решимости, но никто так и не отважился взломать дверь избы.

Читайте также:  Обучение в музыкальной школе

Старый есаул предлагает застрелить преступника через щель, на глазах у матери, не дав ему возможности покаяться. Тогда Печорин совершает безрассудный и вместе с тем благородный поступок: он пробирается в избу и захватывает казака живым, спасая его от неминуемой гибели.

Он как бы проверяет судьбу, зная, что если ему суждено погибнуть, то ничто его не спасет. Но Печорин остается жив.

Как мы узнали еще в начале дневника, он умер по дороге в Персию. Но в наших глазах он выглядит уже совсем другим к концу повествования. Он становится героем.

Не одним из целого поколения, взятым в качестве примера набора пороков, а выдающейся личностью, со своими достоинствами и недостатками; противоречивым, уставшим человеком, который, несмотря на все трудности и беды, коих на его недолгом жизненном пути встретилось множество, продолжает верить в то, что получит избавление, в то, что его жизнь наладится, в то, что он найдет цель и достигнет ее. Он смело отдает себе отчет во всех своих поступках и мыслях, намерениях и желаниях.

Обезоруживая убийцу, Печорин совершает, наверное, первый поступок, имеющий смысл. Он фаталист, но не считает, что «своей судьбы не минуешь». Сначала он безнравственно рискует чужой жизнью, потом ставит под удар свою. В этом очередное противоречие. В этом — весь Печорин, герой нашего времени.

Источник: http://lit-helper.com/p_Fatalist_li_Pechorin_po_romanu_M_Yu__Lermontova_Geroi_nashego_vremeni

Загадки повести «Фаталист» М.Ю. Лермонтова

Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Тип урока: урок-размышление.

Цели

Учебная: Проанализировать повесть «Фаталист», закрепить знания учащихся по произведению «Герой нашего времени».

Развивающая: Привлечь к активной познавательной деятельности, способствовать развитию монологической речи учеников при работе с текстом.

Воспитательная: Воспитать у учащихся способность самостоятельно находить способы решения стоящих перед ними задач, основываясь на общечеловеческих ценностях.

Задачи

Учебные: Осмыслить сюжетно-композиционную роль повести «Фаталист» в контексте романа «Герой нашего времени», помочь учащимся понять причину трагической обреченности Печорина и его поколении.

Развивающие: Познакомить с терминами: «фаталист», «фатальный», «фатум», «рок», «судьба», «душа», «предопределение».На материале повести «Фаталист» содействовать формированию  умения разбираться в психологии личности.

Воспитательные: Через творческое задание попытаться привести учащихся к созданию образа собственного «Я». Воспитывать взаимопонимание и умение работать в группе и целом коллективе.

Оборудование:

  • Портрет М.Ю.Лермонтова.
  • Презентация к повести.
  • Плакат «Все – в твоих руках», вырезанные из бумаги ладошки.
  • Аудиозапись: Антон Рубинштейн. Мелодия Фа мажор, ор. 3 № 1.

Ход урока.

1.Оргмомент. (Звучит аудиозапись)

Учитель: «Судьба», «провидение», «рок» — загадочные слова, во все времена волновавшие людей. Какая глава из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывает эти понятия? Конечно же, «Фаталист».

Не случайно роман заканчивается именно этой повестью. Ведь там поднимается очень важный философский вопрос, который всегда мучил людей: предопределена ли жизнь человека, или он сам, своими руками, строит собственную судьбу? Ребята, легко ли было понять эту повесть? Какие вопросы лично для вас остались открытыми?

И это не удивительно, ведь «Фаталист» является самой загадочной главой в «Герое нашего времени», многие её тайны литературоведами ещё не раскрыты. Потому тема нашего урока звучит так: «Загадки повести «Фаталист».

Сегодня, анализируя повесть, мы закрепим знания по роману в целом, попытаемся понять причину трагической обреченности Печорина и его поколении.

А также будем разбираться в психологии героев и создавать образ собственного «я», постараемся выработать свою позицию в понимании судьбы и ее предопределения.

Быть или не быть?

Достойно ли смириться под

ударами судьбы

Иль стоит оказать сопротивленье?

У.Шекспир «Гамлет»

Возможно, сегодня нам не удастся дать однозначные ответы на вопросы, волновавшие еще Шекспира. Но мы попытаемся. Для этого класс разделён на творческие группы, которым были даны задания.

Представляю группы читателей, критиков и группу психологов, социологов, а также группу ребят, работавших над индивидуальным творческим проектом.

На предложенные вопросы они постараются ответить при помощи текста романа, используя литературную критику, а также социально-психологические исследования.

2.Работа групп по предложенным вопросам.

Почему же «Фаталист» — самая загадочная повесть из романа. Какая повторяющаяся лексика говорит об этом? ( В главе «Фаталист» мы встречаем такие слова: предопределение – 5 раз; судьба, неизбежность судьбы, испытание судьбы – 4; роковая минута, окно – 11; воля – 1; рассудок – 1; фаталист)

— Как вы думаете, о чем это свидетельствует? (Одиниз основных вопросов главы: есть ли предопределение, или человек – хозяин своей судьбы)

— Что же означает слово «фаталист?» И какие еще сопутствующие ему понятия вы нашли в словаре?

Фаталист– человек, верящий в фатум, склонный к фатализму. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Фатальный– роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Рок– судьба. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Судьба – участь, доля, жизненный путь. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. В религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная, нематериальная сила, имеющая независимое от тела существование в «потустороннем» мире. (Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова).

— Что вы узнали: однозначным ли было на протяжении времен отношение человека к судьбе? (Учащиеся зачитывают цитаты о судьбе, противоположные по содержанию)

— Вопрос судьбы и предопределения наши социологи исследовали и в стенах школы. Попросим их поделиться результатами работы. (Видеоролик о судьбе и предопределении, диаграмма – результат соцопроса)

— Социологи обобщили мнения учеников нашей школы. А кого из героев повести «Фаталист» больше всего мучают вопросы судьбы, предопределения?

Печорин и Вулич. Какими их показал автор? Что нового мы узнаем о Печорине в этой главе? ( Печорин и в этой главе поражает нас стремлением все познать, испытать, прочувствовать. Кроме того, в нем как будто открывается дар предвидения – предсказание смерти Вулича. А возможно, это результат его наблюдений за людьми, которые погибали.)

— Случайно ли эти герои столкнулись в повести? В чем трагедия этих героев?

— Критика называет Печорина и Вулича двойниками. Какие аргументы приводятся?

— Спор героев в начале повести? (Просмотр эпизода фильма)

На чём основан их спор?

Вывод. Спор основан на столкновении двух точек зрения на судьбу. Первая: от человека ничего не зависит, всё предопределено заранее; и вторая: человек сам создаёт свою судьбу.

— Почему Печорин и Вулич хотят разобраться в вопросе предопределения? (Вуличу необходимо доказать, что предопределение есть, а Печорин по привычке все подвергает сомнению)

— Что говорится о пистолете? Были ли какие-то причины осечься в самый «нужный» момент? (Цитата «… эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижимаешь пальцем)

Для чего автором приводится замечание о пистолете? (Снова неопределенность: возможно, в том, что Вулич остался жив – это предопределение свыше. Либо герой знал, что азиатские пистолеты часто дают осечку, и таким образом снова играл, только уже не в карты, а с жизнью. Вулич – игроман, но его игра лишь поменяла ставку)

— Изменился ли взгляд Печорина на предопределение после проигранного пари? (Сначала думается, что изменился, ведь Печорин, отдавая проигрыш Вуличу, сам в этом признается. Но его дальнейшие размышления при виде ночного неба вновь опровергают предопределение свыше)

— На какие мысли наводит Печорина созерцание ночного неба? Почему именно небо?

— Можно ли считать этот пейзаж психологическим? Символика цвета. (Пожар – беда, катастрофа)

— Как характеризует любого человека вера или неверие в предопределение?

— Что говорит критика о неверии Печорина?

— Встреча Вулича и пьяного казака, её исход. Это случайность или предопределение?

— Каково психологическое состояние Вулича в тот момент? ( Вулич был уверен в себе, горд и не осознавал, что он один, в темном месте, ночью спрашивает что — то у незнакомого человека (цитата). А казак был пьян и просто испытывал потребность «натворить», что подтверждают его же знакомые. То есть у Вулича была внутренняя потребность испытать судьбу, а у казака — «натворить».)

Что думают исследователи творчества Лермонтова о смерти Вулича?

(Просмотр сцены с пьяным казаком)

— Почему Печорин идет на риск? ( «Что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает», – говорит Печорин.)

— Ради кого он это делает, ради других или ради себя? (Вновь неясно: герой испытывает судьбу или впервые совершает поступок ради кого-то)

— Случайно ли приведено описание матери пьяного казака? Повлияла ли эта несчастная женщина на действия Печорина?

— Итак, верит ли Печорин в предопределение?

— А мы нашли в повести однозначный ответ о существовании предопределения?

. од, т. ый случайность, но рождённая необходимостью, исходя из которых смерть Вулича- а.

альцим.»00000000000000000000000000000

3.Выводы по повести «Фаталист».

— К какому же выводу мы приходим? В чем причина трагической обреченности таких героев, как Печорин? (В разочарованности жизнью, неверии)

Чему Лермонтов пытается научить своих читателей? Во что должен верить человек?

(Вывод делают социологи, показывая концовку своего ролика)

Вывод: Наша судьба зависит только от нас. Человек должен «иметь волю, разум, стремление к достижению цели».

4.Рефлексия

— Главный герой романа М.Ю.Лермонтова отличается стремлением к самопознанию, самоанализу. Давайте задумаемся и мы: о какой судьбе мечтаем? Для этого на лежащих перед вами ладошках напишите одно ключевое слово, называющее то, от чего она будет зависеть? (Ладошки наклеиваются на плакат: «Все – в твоих руках», записи озвучиваются)

Выводы: Верить или не верить в предопределение – каждый решит для себя сам. Но важно помнить, что, если не все, то очень многое – в наших с вами руках. И мы сами должны строить свою судьбу.

5.Выставление оценок. Домашнее задание.

Домашнее задание будет связано с ответами на многие сегодняшние вопросы. Напишите небольшое сочинение в формате ОГЭ по русскому языку на тему: « Что такое судьба».

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/zaghadki-poviesti-fatalist-m-iu-liermontova

Тема судьбы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Тематика произведения «Герой нашего времени», написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, обширна. Она включает в себя и тему любви, и тему дружбы, и тему судьбы. Рассмотрим последнюю из перечисленных.

Вообще в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова часто встречаются философские размышления о роли судьбы в жизни человека, о влиянии судьбы на поступки людей и др. В прозаическом произведении «Герой нашего времени» автор посвятил целую главу «Фаталист» рассуждениям о значимости судьбы.

Печорин попал в необычную для него ситуацию: когда знакомый попросил главного героя выстрелить в его голову, но пуля не вылетела. Однако Печорин заметил на лице просившего печальный отпечаток смерти, который часто бывает у людей накануне гибели. Опытный глаз главного героя неслучайно отметил это: уже вечером тот самый знакомый стал жертвой нетрезвого казака, зарубившего персонажа шашкой.

Все эти события наводят Печорина на размышления. Он задумался о наших предках, которые считали, что высшими силами предрешено, кто выиграет спор, а кто умрёт. Ему даже немного жалко этих мудрецов, ведь они никогда не испытывали того наслаждения, которое душа получает в битве с судьбою, желая опровергнуть тот факт, что всё в жизни предопределено.

Как известно, Лермонтов считал, что судьба — творение дьявола. Вот и того несчастного бес потянул испытать судьбу. Смертельная печать на лице персонажа, которую заметил Печорин, не солгала. Кажется, после таких событий трудно не превратиться в фаталиста, однако главный герой смог остаться при своём мнении.

Читайте также:  Заказываем контрольную. какому сайту доверять?

В этом выражается странное желание Печорина сомневаться во всём.

Тема судьбы, занимающая не последнее место в произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» помогает раскрыть читателю главного героя с новой стороны и заставляет задуматься.

Сочинение Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» пронизан рассуждениями о судьбе и о том, кем же является человек: инструментом ли в ее руках, или нет. Существует ли предопределение вообще, или же все происходящее — это простое стечение обстоятельств?

Этими вопросами задаются и герои романа. Но, однозначного ответа на них нет. Сами события произведения то предстают обычным течением жизни, самыми простыми явлениями, в которых нет ничего мистического, то – кажутся в действительности фатальными.

Рассуждения героев о судьбе, так же, неоднозначны. Так, Максим Максимыч, объясняя гибель Вулича, сначала оценивает эти события вполне логично и трезво. Но, заканчивает он их фразой о том, что, видать, так уж на роду этому человеку было написано.

Сам главный герой романа, Печорин, тоже относится к тому, существует ли предопределение, противоречиво. Он будто всю свою жизнь ищет ответ на этот вопрос. С одной стороны, он не верит в существование судьбы. Однако с другой, он довольно часто ссылается на стечение рока. Хотя, зачастую, он оправдывает этим свои отрицательные черты в характере и поступки.

В рассуждениях героя нередко звучат мысли о тесной связи своей с чем-то высшим. Стоит заметить, что в таких раздумьях он, зачастую, ставит себя наравне с самой судьбой. Так, встречу свою с Бэлой, он считает ее подарком, посланным ради спасения его от скуки. Ровно так же относится он и к истории с княжной Мери.

Гибель Грушницкого на дуэли Печорин тоже воспринимает, как роковое свершение. Однако, судьба юноши была тогда полностью в руках Григория.

А герой считает, что сам он – всего лишь исполнитель предначертанного. Еще перед дуэлью размышляет он о своем предназначении.

Печорин называет себя в своих мыслях топором судьбы, ее палачом, в роли которого выступал он уже не раз. Конечно, это всего лишь оправдания.

Но испытывает герой и удар судьбы. К женщинам он особой привязанности не испытывал. Они для него были всего лишь временными развлечениями. Несмотря на это, Печорин, все же, довольно долго переживал гибель Бэлы, осознавая то, что он сгубил девушку.

Но вот, судьба сводит повторно его с его давней возлюбленной — Верой. Она словно дает им второй шанс. Но Печорин воспользоваться им не хочет. К тому же, женщина уже была замужем.

Возможно, это была «насмешка» судьбы над ним. Он очень дорожил своей свободой и не горел желанием связывать себя узами брака.

Однако, когда муж Веры увозит ее из городка, Григорий понимает, что это – единственная женщина, которую он любил.

В части «Фаталист» тема судьбоносного предназначения звучит особо остро.

Спор между офицерами по поводу ее существования, эксперимент Вулича и, в заключение, — его гибель той же ночью, только несколько позже и другим образом – все это наталкивает на неоднозначные размышления, которые так и не дают окончательного ответа. Так же и Печорин не знает после всего происшедшего верить ли ему в судьбу, или нет.

Тема судьбы в романе Герой нашего времени

  • Сочинение Осенний вечерВремя. Как ты быстротечно. Времена года сменяют друг друга так скоропостижно, что часто мы не успеваем насладиться ими в полной мере. Вот, например, когда наступает осенняя пора, каждый из нас начинает немного грустить и тосковать по лету.
  • Образ Григория Мелехова в романе Тихий Дон сочинениеДанный роман является культовым и знаковым для всей российской литературы. Он показывает жизнь русских людей, такой, какой она является на самом деле. В этом произведение и в его героях сошлись множество противоречий, которые по сей день
  • Тема любви в романе Мастер и Маргарита сочинениеЛюбовь приходит внезапно. Ей не важно, какие у людей социальные статусы. Мастер бедный, он бывший историк, работал когда-то в музее, совершено один живёт на этом свете — ни родных, ни друзей. Ему вдруг крупно повезло — выиграл в лотерею много денег.
  • Сочинение Мой любимый уголок природы 6, 7 классСамым красивым и уютным уголком природы считается лес. Он всегда красиво выглядит, независимо от погоды. Летом солнце освещает весь лес, но высокие и большие кроны деревьев создают тень, которая спасает лесных обитателей от жары.
  • Сочинение на тему Мой любимый герой сказки 5 классЧитая сказку, мне чаще всего нравятся злые герои: Баба Яга, кощей Бессмертный, Кикимора, змей Горыныч. Почему они? Наверное, потому, что мне всегда становится их жалко.
  • Сочинение по картине Васнецова Снегурочка 3 классЭтот удивительны и очень талантливый художник, все время обращается к русскому народному творчеству, так как в его работах это очень хорошо прослеживается. Картина «Снегурочка», является тому подтверждением,

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/tema-sudby-v-romane-geroj-nashego-vremeni-lermontova

Готовые школьные сочинения

марта 26 2016

Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Проблема судьбы уже не раз возникала на страницах романа Лермонтова.

В «Бэле» Максим Максимыч говорил о Печорине: «Ведь есть, право, такие люди, у которых на роду написано, с ними должны случиться разные необыкновенные вещи».

В «Тамани» Печорин спрашивает себя: «…зачем было судьбе кинуть его в мирный круг контрабандистов?» В «Княжне Мери» Печорин записал в дневнике: «… судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм…

Какую цель имела на это судьба?» Честно говоря, прочитав повесть «Княжна Мери» из «Героя нашего времени» я подумал, что произведение закончено. Ведь все, что могло случиться, уже произошло.

Нужен только эпилог. И вдруг вижу – «Фаталист». А далее – еще один эпизод из жизни Печорина. Значит, Лермонтов решил дать Печорину еще одну загадку или, наоборот, отгадку к образу своего героя.

Главный «треугольник» повести – Вулич – Печорин – Судьба. Тема – вера или неверие в предопределенность жизни человека. Отсюда и название – «Фаталист».

Почему в повести главное лицо не Печорин? Здесь большая половина повествования об офицере Вуличе. Очень важна для понимания его образа характеристика, данная автором: «…

был храбр, говорил мало, но резко, … вина почти вовсе не пил… Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре». Образ очень интересен, Вулич привлекает нас своей страстью, таинственностью поведения. Вот он предлагает «испробовать на себе», есть ли судьба, и спрашивает: «Кому угодно?

» Печорин «шутя» предложил свое пари. «Утверждаю, что нет предопределения», сказал я». Почем Печорин вступил в эту игру? Он непременно должен во всем участвовать, тем более что Вулич привлекает Печорина силой, загадочностью.

Страсти накалились до предела. Вот Вулич «молча вышел в спальню майора, снял с гвоздя пистолет», «взвел курок и насыпал на полку пороху». Что ты хочешь делать? Послушай, это сумасшествие! – закричали ему. Никто не хочет даже косвенно принять участие в этом пари.

Как всегда, Печорин наблюдателен и видит то, чего не видят другие: «…мне казалось, я читал печать смерти на бледном лице его. Вы нынче умрете! – сказал я ему. Он отвечал медленно и спокойно: Может быть да, может быть, нет»… Далее мы читаем: «Мне надоела эта длинная церемония». Не слишком ли жестоко?

Более того, Печорин подзадоривает Вулича: «…или застрелитесь, или…пойдемте спать». Вулич выиграл пари. Пистолет дал осечку.

Можно было спокойно разойтись. Но не таков Печорин. Он продолжает игру: «…

отчего мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть…» Зачем ему это нужно? Ведь Печорин играл чужой жизнью. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека?

Такие вопросы задавал себе наш герой, возвращаясь домой пустынными переулками. Он размышлял о предках, о своем поколении, живущем «без убеждений и гордости, без наслаждения и страха…» Каждая фраза последней исповеди Печорина, сделанной им в «Фаталисте», раскрывает еще одну грань его душевной трагедии. Он признается: «В первой молодости моей я был мечтателем… но что от этого мне осталось?

Одна усталость… и смутное воспоминание… В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли…» Сложно понять Печорина.

Он – воплощение противоречий. Я все чаще прихожу к мысли, что у Печорина много общего с самим Лермонтовым. Какая-то печать обреченности была наложена на всю жизнь его. Пустой свет, в котором Лермонтов провел молодость, департаменты, полки – нигде не было жизни. А что такое жизнь?

Это свобода мысли и деятельности. Ее не было ни у Лермонтова, ни у Печорина. Что остается этим людям? Усталость, «усмешка горькая над самим собой».

Перед смертью Вулич сказал: «Он прав!». Печорин верно предугадал его близкую смерть. Теперь, очевидно, он должен уверовать в судьбу. Рассеять сомнения нам поможет анализ дальнейших событий.

Судьба нашего героя поставлена на карту. Нужно было обезвредить «одурманенного» казака, убившего Вулича. Печорин вновь играет жизнью, на этот раз своей.

И не безрассудно, как Вулич, а ради спасения людей. Что ж, Уверовал ли Печорин на этот раз в судьбу? Он чудом остался в живых.

Несомненно, вера в «фатум» есть, но есть и неверие в предопределение жизни. все права защищены 2001-2005 Я думаю, что Печорин – фаталист, но странный. Он хочет сам распорядиться своей жизнью. Невольно приходят на память строки: А он, мятежный, просит бури… Я думаю, эти слова верно выражают суть не только Лермонтова, но и его героя Печорина.

Несомненно, повесть «Фаталист» обладает огромной художественной ценностью. Она делится, если можно так сказать, на два больших эпизода. Первый окончился для Вулича благополучно, второй – гибелью.

Роль пейзажа в произведении играет очень важную роль. Вспомним сцену, когда Печорин возвращался домой в грустном одиночестве «… месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов…» Описание прекрасной летней ночи подчеркивает состояние героя. Лексическая сторона повести «Фаталист» продумана до мелочей.

Вот, к примеру, употребление короткого слова «без» становится у Лермонтова трагичным. Ведь оно определяет сущность поколения печориных: «без убеждений», «без наслаждения», «без борьбы», «без славы».

Есть и еще одно такое «словцо» «ни».

«Мы не способны к …жертвам для блага человечества, ни…даже для собственного нашего счастия…», не имея «ни надежд, ни… наслаждения…» А еще лексика у Лермонтова определяет сословие людей.

Вот, к примеру, так говорят офицеры: «господа», «означен», «предопределено», «рассудок». Простые же люди выражаются иначе: «согрешил», «тетка», «окаянный». Большие писатели требует от нас, чтобы мы их перечитывали. Можно увидеть то, чего раньше не замечали.

Перелистав еще раз страницы повести «Фаталист», в частности, сцену пари Вулича и Печорина, я задумался над тем, как в произведении связаны два понятия: «фатализм» и «пари». В словаре С. И. Ожегова мы читаем: «Пари – спор с условием выполнить какое-нибудь обязательство при проигрыше».

А фатализм объясняется как мистическая вера в неотвратимую судьбу.

Я удивился тому, как такие разные по лексической окраске слова оказались в произведении Лермонтова совсем рядом и как талантливо развил автор события вокруг этих понятий, делая «фатализм» и «пари» то близкими друзьями, то кровными врагами.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/pari-pechorina-s-vulichem-analiz-glavy-fatalist-romana-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni-2/

Ссылка на основную публикацию